БЕСЕДА ХРИСТА С САМАРЯНКОЮ. Обращение митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла к читателям газеты " Коммерсантъ " (газета “Коммерсантъ” от 27 мая) ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ СБОРНИК ДУШЕПОЛЕЗНЫХ ТЕКСТОВ [Главная] [Сомневающемуся] [Новоначальному] [Общество] [Вопросы] [Мамам и папам] [Россия] [Библиотечка] [Новости] [Крохотки] [Гостевая] ГЛАВНАЯ СОМНЕВАЮЩЕМУСЯ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ОБЩЕСТВО ВОПРОС - ОТВЕТ МАМАМ И ПАПАМ РОССИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕЧКА КРОХОТКИ НОВОСТИ ГОСТЕВАЯ БЕСЕДА ХРИСТА С САМАРЯНКОЮ Обращение митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла к читателям газеты " Коммерсантъ " (газета " Коммерсантъ " от 27 мая 2000 г.) Читайте также: Пасха - светлое Христово Воскресение Неделя 5-я по Пасхе. О самаряныне Нынешняя, пятая неделя по Пасхе называется в церковном календаре “Неделею о самаряныне”. Сюжет праздника составляет беседа Спасителя с некоей женщиной у колодца Иакова в Самарии. Обстоятельства этой встречи необычайны во многих отношениях. Во-первых, речь Христа была обращена к женщине, тогда как иудейские законоучители того времени наставляли: “Никто не должен на дороге разговаривать с женщиной, даже с своей законной женой”; “не разговаривай долго с женщиной”; “лучше сжечь слова Закона, чем научить им женщину”. Во-вторых, собеседницею Спасителя была самарянка, то есть представительница иудео-ассирийского племени, ненавидимого “чистыми” иудеями до такой степени, что всякое соприкосновение с самарянами почиталось ими оскверняющим. И, наконец, жена самарянская ко всему оказалась грешницей, имевшей пять мужей до того, как соединиться в блудной связи с еще одним мужчиной. Но именно этой женщине, язычнице и блуднице, “терпящей зной премногих страстей”, сердцеведец Христос благоволил преподать “воду живую, иссушающую источники грехов”. Более того, Иисус открыл самарянке, что Он есть Мессия, помазанник Божий, что делал не всегда и не перед всеми. Говоря о воде, наполняющей колодезь Иакова, Спаситель замечает: “Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять; а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную”.

http://zavet.ru/mkirilkom2.htm

Русский эмигрант, в предвоенные годы принявший католическое священство, о. Всеволод Рошко заметил, что “чисто католическое душеполезное чтение для нас не назидательно, а скорей отвратительно, а потому и соблазнительно. В “Цветочках” святого Франциска читаешь в 44-й главе, что степень духовного совершенства — в зависимости от степени страдания, которое праведник испытывает, размышляя о распятии. Тогда именно соображаешь, что путь святой Франциска для нас закрыт. Тут большая опасность для русского, находящегося среди католиков: те обряды, те мысли, которыми, питаются католики, нам чужды. Неподготовленная душа впадает в уныние, в томление, и потом в равнодушие. Из рожденных русских, кроме пяти-шести среди нашего католического духовенства, о других лучше не спрашивать: в лучшем случае, они стали неврастениками. Тут массовый факт, с которым неблагоразумно было бы не считаться… После 40 лет моего общения с латинскими подвижниками их молитвенный путь мне остается чуждым.” Московское католическое издательство распространяет книжку с видениями гречанки Вассулы из Александрии, которую отказались признавать православные, но настоятельно рекомендуют католики. Эта женщина однажды обнаружила, что карандаш в ее руках вдруг начал писать самостоятельно. Автор астрального послания сначала представился как “Ангел-хранитель,” через некоторое время — как Христос. Затем она попросила своего собеседника явиться ей зримо. Он оказался симпатичен (я бы сказал — “чертовски привлекателен”) и “с ямочками на щеках, когда он улыбался”…   “Византийско-московское целомудрие” лучше всего можно представить по беседе преподобного Серафима Саровского с Мотовиловым. Сколько мудрости, некнижного опыта и трезвости в словах преподобного Серафима: “Молитвою мы с Ним Самим, Богом и Спасом нашим беседовать удостаиваемся. Но и тут молиться надобно только до тех пор, пока Бог Дух Святый не сойдет на нас в известных Ему мерах Своей благодати. И когда благоволит Он посетить нас, то надлежит уже перестать молиться. Чего же и молиться тогда Ему: “Прииди и вселися в ны,” когда уже пришел Он к нам. Я вам поясню это примером: вот, хоть бы вы меня в гости к себе позвали, и я бы по вашему зову пришел и хотел бы побеседовать с вами. А вы все-таки стали бы меня приглашать: милости-де просим, пожалуйте, дескать, ко мне. То я поневоле должен был бы сказать: что это он? Из ума что ли выступил? Я пришел к нему, а он все-таки меня зовет. При нисшествии Духа душе надлежит быть в полном безмолвии, слушать явственно и вразумительно все глаголы живота вечного, которые Он тогда возвестить соизволит. Надлежит при этом быть в полном трезвении и души и тела и в целомудренной чистоте плоти.”

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=900...

Я плохой христианин, но все-таки советую: когда ваша мама совсем поправится, пойдите с ней и отслужите благодар­ственный молебен. Теперь я смело поздравляю вас, Марья Алек­сеевна, с быстрым выздоровлением; только один Бог мог выр­вать вас из когтей смерти. С этими словами доктор ушел, радостный и удивленный. Ма­рья Алексеевна действительно скоро понравилась и жила еще несколько лет, а дети ее живы и здоровы до сего времени. («Душеполезный собеседник», 1898) Нива, слезами взращенная Давно уже это было. Отец мой, бедный причетник, содер­жал нас трудами рук своих, преимущественно занимаясь зем­леделием, в чем и мы с матушкой помогали ему изо всех сил. Нас было три сестры, и я была старшая. Мы воспитывались попросту, по-старинному, дома; обучены были чтению преимущественно церковных, божественных книг, а Псалтирь была моею любимою книгою. Немного, может быть, я понимала в ней, да многое ложилось на сердце, и хорошо как-то чувствовалось во время чтения псалмов, много утешения почерпнула я из них. Но перейду к делу. В одно лето Господь послал плохой урожай на хлеб. С тяжелым сердцем сжали мы свою плохую ржицу, и так как старый хлеб уже доели, то и поспешили смолотить ее ско­рее. Вывеял батюшка зерна, смерили, и оказалось что у нас всей ржицы-то девятнадцать мерочек. Загоревали наши бедные ро­дители, а с ними и мы: ведь этим придется только поле обсеме­нить, а уж есть-то нам и нечего будет. Покупной же хлеб на целый год по скудным причетническим доходам тяжел и горек нам будет. Первая я, а за мной и сестры мои принялись упра­шивать батюшку, чтобы не высевал всей ржи, девять бы мер посеяли, а то оставили на еду. Долго колебался он, говоря, что и на будущий год ничего не дождешься, наконец, решил, что и покупать хлеб с новины тоже трудно, согласился и сеял только девять мер, оставив пустовать остальную землю, а мы утешали сами себя надеждою, что, может быть, Господь пошлет хоро­ший урожай на будущий год, и тогда поправимся. Однако, по грехам нашим, после посева сделалась продол­жительная засуха, рожь едва-едва зеленела на ниве.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

158. К характеристике христологии Илария Пиктавийского . А.П. Орлов. 1909, III, 9, 123–145; 10, 229–285. 159. Учение о Троице св. Амвросия Медиоланского . И.И. Адамов. 1910, II, 6, 338–356; 7–8, 469–481; III, 10, 266–281; 11, 467–482. 160. Вынужденное самооправдание. Заметка к письму Высокопр. Саввы в его «Автобиографических Записках» в «Богословском Вестнике» 1903 г. III, 12, 739–740 стр. (Pendant к статье: «Безгрешность Господа нашего Иисуса Христа, как доказательство Его богочеловеческой природы» в «Душеполезном Чтении» 1878 г.) Прот. И.Д. Петропавловский. 1904, II, 5, 124–140. 161. К вопросу о методологической реформе Православной Догматики (Из возражений на «Православное Догматическое Богословие», части I–II, прот. Н. II. Малиновского на диспуте 9 Апреля 1904 г.) А.И. Введенский. 1904, II, 6, 179–208. 162. Речь пред защитою магистерской диссертации: «Православное Догматическое Богословие». Часть I и II-й части 1-я половина. Харьков, 1895 – Ставрополь губ., 1903. Прот. Н.П. Малиновский. 1904, II, 6, 248–253. 163. Магистерский диспут Ректора Подольской Духовной Семинарии Протоиерея Н.П. Малиновского («Православное Догматическое Богословие». Часть I и II-й части 1-я половина. Харьков, 1895 – Ставрополь губ., 1903). М. (И). Б(енеманский). 1904, II, 6, 254–273. 164. Поправки и дополнения к статье: «Магистерский диспут Ректора Подольской Духовной Семинарии Протоиерея Н.П. Малиновского». А. Д. Беляев. 1904, II, 7–8, 594–602. 165. Речь пред защитою магистерской диссертации: «Историческое изложение догмата об искупительной жертве Господа нашего Иисуса Христа». Москва, 1904. Свящ. И.А. Орфанитский. 1905, I, 3, 567–578. 166. Магистерский диспут свящ. И.А. Орфанитского («Историческое изложение догмата об искупительной жертве Господа нашего Иисуса Христа». Москва. 1904), 1905, I, 3, 579–608. 167. Незаслуженный упрек. (По поводу заметки проф. А.П. Лебедева в «Православном Собеседнике» о книге: «История —20— догматических движений в эпоху вселенских соборов», том I. Сергиев Посад, 1906). А.А. Спасский. 1907, III, 11, 623–626.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Оказалось совсем не то. – Во всём, напечатанном доселе, то, что так или иначе касается существа дела, представляет собою лишь повторение чужих слов в виде буквальных выдержек по нескольку страниц из произведений других авторов. (В февральск. книжке – из письма прот. Смирнова в Русском Обозрении; в мартовской – статья м. Филарета и выдержка из Русского Вестника; в апрельской – из сочинения г. Потехина; в майской – из статьи Православного Собеседника; в июньской – несколько страниц из моей книги). Говорить по поводу всех этих выдержек что-либо по существу вопроса нет никакой надобности, так как всё, о чём говорится в них, с достаточною полнотой изложено, рассмотрено, подтверждено или опровергнуто в моем исследовании и пришлось бы теперь лишь повторять сказанное мною ранее. От самого себя писатель Душеполезного чтения прибавляет очень не много; но это немногое в высшей степени любопытно для характеристики современных литературных нравов, очевидно, водворяющихся, к сожалению, и в духовной печати. Основная тенденция статьи состоит в том, чтобы разгромить в конец и меня и мою книгу; но так как у сердитого критика совсем нет пороху для такой затеи, а на чужих отрывках далеко не уедешь, то он прибегает к самым неприличным и до смешного наивным приемам. Начинает он свою атаку с обвинения меня в том, что будто бы я отрицаю взгляд на англиканскую иерархию, высказанный митр. Филаретом, и отношусь к личности великого святителя неуважительно, так как говорю, что взгляд его высказан вскользь в мелкой статейке, каковые выражения, по мнению г. Чистякова, «унизительны». – Всё это одна сплошная инсинуация, основанная на лжи и перетолкованиях. – Взгляд м. Филарета я никогда и не думал отрицать, в чём легко убедится всякий, кто со вниманием прочитает статью почив- —392— шего святителя и мою книгу. Митрополит Филарет не признавал действительность англиканской иерархии, но и не отрицал её. Он находил себя вынужденным в этом вопросе «остановиться между отрицанием и утверждением, в неразрешенном сомнении», а потому и предлагал совершать над обращающимися к церкви англиканскими членами клира рукоположение «условное», «аще не посвящен есть».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Платону от учащихся и учащих Вифанской и Троицкой семинарий. Здесь же указаны все издания писем к м. Платону и от него, хранящихся в библ. Вифанской Духовной Семинарии 1637 . —205— В 1895 же году прот. А. А. Беляев касается научно-исторической деятельности м. Платона и печатает «Отзывы современников о церковной российской истории м. Платона» («Богословский Вестник», июль). Начиная с того же года, в продолжение нескольких лет тот же досточтимый прот. А. А. Беляев , бывший преподаватель и ректор основанной м. Платоном Вифанской семинарии, ревностный чтитель священной памяти великого иерарха, в. журнале «Душеполезное Чтение» печатает ряд интереснейших статей, посвященных отношениям м. Платона к Вифанской семинарии: 1. «Митрополит Платон в отношениях к Вифанской семинарии» (1897 г.): 2. «18 ноября в Вифанской Духовной Семинарии при м. Платоне» (1897 г.); 3. «Хозяйственная деятельность м. Платона» (к 11 ноября 1899 г.); 4. «Хозяйственная деятельность м. Платона» (к столетию со времени открытия семинарии в Вифании 6 августа 1800–1900 г.); 5. «Из истории старой духовной школы» (1899 г.); 6. «Столетие одного из памятников просветительной деятельности м. Платона». (Речь, произнесенная на торжественном акте 26 сентября, в день столетнего юбилея Вифанской семинарии 1900 г.) 1638 . В 1900 году в «Православном Собеседнике» В. Нечаев рассматривает «увещание Платона, митрополита Московского, как предвестника единоверия», а в 1903 году тот же автор помещает в том же журнале (июль–август) статью: «Платон, м. Московский , в его отношениях к единоверию». В 1903 г. в ж. „Христианское Чтение» г. Карташев в «кратком историко-критическом очерке систематической обработки Русской церковной истории» дает научную характеристику и оценку «Краткой Российской церковной истории» м. Платона. —206— В 1905 году В. Виноградов в журнале «Московские Церковные Ведомости» помещает заметку «Дело издания Краткой Всеросийской Истории м. Платона по письмам его к епископу Августину» 45), в следующем году – статью «Платон, митрополит Московский, за церковно-исторической работой (по данным исследования рукописи автографа “Истории”, хранящейся в библиотеке Вифанской Духовной Семинарии)», в 1907 году в ж.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

76. Заявление алтайских миссионеров к покровителям и членам-ревнителям Миссионерского общества//Домашняя Беседа. 1867. Вып. 31. С. 793–796. 77. Знаменский П. В. Несколько материалов для истории Алтайской миссии и участия в ее делах Н.И. Ильминского //Православный Собеседник. 1901. Октябрь. С. 449–488. 78. Игнатий (Брянчанинов) , епископ. Сочинения. М., 1993. Т. 1–7. 79. Из духовного наследия алтайских миссионеров: Сборник/Сост. протоиерей Б. И. Пивоваров. Новосибирск, 1998. 80. [Преосвященный Владимир (Петров), архиепископ Казанский и Свияжский.] Из письма старого, бывшего миссионера-инока к молодому миссионеру-иноку//Православный Благовестник. 1893. 6. С. 3–12. 81. Извлечение из Всеподданнейшего отчета обер-прокурора Святейшего Синода графа Д. Толстого по Ведомству Православного исповедания за 1867 год. СПб., 1868. 82. Извлечение из Всеподданнейшего отчета обер-прокурора Святейшего Синода графа Д. Толстого по Ведомству Православного исповедания за 1868 год. СПб., 1869. 83. Извлечение из Всеподданнейшего отчета обер-прокурора Святейшего Синода графа Д. Толстого по Ведомству Православного исповедания за 1869 год. СПб., 1870. 84. Извлечение из писем покойного архимандрита Макария, бывшего начальника Алтайской духовной миссии//Душеполезное Чтение. 1860. Ч. 2, V. С. 97–132. 85. Извлечения из писем миссионера, протоиерея Стефана Ландышева//Памятник трудов православных благовестников русских с 1793 до 1853 года/Сост. А.С. Стурдза. М., 1857. С. 167–199. 86. Извлечения из путевых записок миссионера, архимандрита Макария//Памятник трудов православных благовестников русских с 1793 до 1853 года/Сост. А.С. Стурдза. М., 1857. С. 87–167. 87. Илиодор, архимандрит. Письма к Тимковским, Софье Ильиничне (Серафиме) и Варваре Ильиничне (Варваре): Автограф. – 1873. – НИОР РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93. 88. Ильминский Н.И. О церковном богослужении на инородческих языках. Казань, 1883. 89. Иннокентий (Ястребов). Замечательные случаи проявления Промысла Божия на Алтае, бывшие со времени основания Алтайской миссии до настоящих дней. Томск, 1912.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Не выдерживают искушений плоти. Их трудно в этом обвинять, так как никто не знает, как бы мы сами повели себя в этом случае, но переписку становится вести нелегко. Надо все время переводить их голодный взгляд на более высокие проблемы. Я решила по возможности пытаться с ними обсуждать какие-то книги, писать «легкие письма» и ограничиваться тремя бандеролями в год с объяснением причин, почему не могу стать его «снабженцем». Обычно они не прерывает переписку и в этом случае. Кстати, таким людям лучше много книг не посылать. По немощи своей они могут их при случае использовать не по назначению. Бывают также корреспонденты, которые находятся в состоянии духовного самообольщения. Это обычно люди, ставшие в оппозицию православной общине в зоне, или долго сидящие в камере, куда не приходят священники. С такими людьми переписку надо вести предельно осторожно, по возможности ограничиваясь «легкими» письмами и бандеролями с душеполезной литературой для новоначальных. Ни в коем случае не посылать литературу аскетического толка, которую они обычно и просят: «Добротолюбие», труды Святителя Игнатия (Брянчанинова) и т.д., стараться советоваться со священниками. Люди, попавшие в места лишения свободы, в своей массе были лишены самого главного – любви, той самой о которой говорит апостол Павел: «Любовь долготерпит, милосердствует, не ищет своего…», причем лишены как-то очень сильно. Мы, переписчики, должны хоть как-то восполнять эту недостачу, а значит мы не в каком случае не можем поучать, корить, отвергать, даже спорить. Мы должны им только помогать, советовать, если спросят, сочувствовать и относиться с максимальным терпением. Я думаю, что все равно такой опыт придет только в процессе переписки. Все равно не избежать ошибок, промахов. Ваш же собеседник и будет основным вашим учителем. Ошибок не надо бояться. Если мы искренни в своем желании помочь этим людям, то Господь покроет наши ошибки. Надо смиренно понимать, что любой из нас, переписывающихся, сам – «мешок грехов» . Но это не значит, что мы теперь не должны помогать тем, кто находится в еще более сложной духовной и душевной ситуации.

http://azbyka.ru/katehizacija/pravoslavn...

У всех нас есть какие-то смягчающие обстоятельства, потому что мы боримы со стороны диавола. Но по-настоящему духовные люди к трудностям другого человека относятся как к своим собственным. Это гораздо сложнее, чем просто помочь ближним в каком-то деле. В последнем случае диавол может обокрасть нас, внушив нам гордые помыслы». Не следует вслух говорить о своих искушениях. Одному столетнему афонскому монаху диавол явился из-за, казалось бы, пустяка. Он всего лишь сказал: «Ах это искушение!». По моему мнению, одно из основных различий отделяющих нас от католиков – это их рационализм. Монах не должен легко покидать место своего подвига и-за первых искушений. Следует бороться пока не истощатся все границы его терпения. Диавол большой мастак. Каждого хочет на чём-нибудь поймать. Самое главное для нас – это контроль за своими помыслами. Постоянное внушение нам злых помыслов – это рукоделие сатаны. Творя Иисусову молитву не надо принимать ни дурные ни добрые помыслы. В этот момент не следует ни о чём думать. Даже если приходят смиренные чистые помыслы и вспоминаются душеполезные наставления – не следует обращать на них внимания. Нужно полностью сосредоточится на самой молитве. Нам необходимо Божественное просвещение и духовный опыт. Человек должен становиться лучше по доброй воле. Не важно станет ли он фонарём в городе (2) или маяком на скалах (3). Главное чтобы он нёс в себе свет. Чтобы преуспеть в духовной жизни – следует всегда находить для других (даже для диавола) смягчающие обстоятельства. Себя же самого не оправдывать никогда. Ни в коем случае нельзя перекладывать на других свою собственную вину. Я никогда не перебиваю собеседника, если только он не богохульствует и не несёт чепухи. Если хочешь испортить духовного монаха – поручи ему управленческие дела. Однажды старец Паисий сказал одному министру: «Не оказывайте Афону материальной помощи, а то монахи оставят духовное делание и станут прорабами». Один католический монах, принявший Православие, захотел жениться. Но старец Паисий выразил с этим своё несогласие: «Ты обещал хранить целомудрие, не Будде или Магомеду, а Христу. Жениться тебе нельзя».

http://pravicon.com/info-3816

8 . При помощи молитвы со вниманием изучать святоотеческие творения, священную историю и церковную, особенно деяния святых Вселенских Соборов, и во всем с ними сообразовываться. «Читайте почаще писания святых отцов – они вас просветят, и вы скоро сами увидите, что следует вам делать, – наставлял старец духовных чад. – Вы имеете книги отеческие, читайте же их поприлежнее, они просветят вас и мало-помалу, неприметным образом подвигнут вас впредь к добродетельной жизни» с. 638]. При этом надо «читать неспешно, без всяких пропусков, со вниманием, с рассуждением, с замечанием, с приложением к образу своих мыслей и своей жизни, а паче всего – с несумненною верою, ибо в злохудожную душу не внидет премудрость» с. 562]. 9. Читать душеполезную литературу. «Чтобы поддерживать свое духовное устроение, так сказать, согревать в себе дар Божий, необходимо, – советовал батюшка, – хотя понемногу каждодневное чтение. Чтение всячески должно быть тогда, когда нет молитвы, и оно должно иметь целью ее возбуждение. Прекратить же оное, когда возбудится молитва . Это общее правило: пока действует молитва, ни за что не браться. Ибо равного ей нет ничего» с. 532, 808]. «Книги, духовные конечно, верные друзья и собеседники нелицемерные; читая их, можно познавать путь Божий и обрести Самого Бога, равно как и в молитве» с. 796]. «Если вы будете внимать любопытным новостям, то тогда некогда будет вам заниматься чтением священных книг или молитвою; новостям конца не будет, а жизни нашей буде конец; надо смотреть нам, чтобы не упустить время к покаянию, того ради хорошо не обращать внимания на новости, которые разоряют нас вконец. Блажен, кто не любит новостей и не любопытствует узнавать о делах других людей – таковой скоро исцелит свои душевные раны и достигнет любовь Божию» с. 626]. 10 . Понуждать себя к молитве. Старец неустанно напоминал, что молитва «для всякого христианина столько нужна, как пища и душа для тела» с. 553]. «Старайтесь, – призывал он, – неослабно пребывать в молитве, по глаголу Господню: “Непрестанно молитеся, да не внидете в напасть” ( Мф. 26, 41 ; 1Фес. 5:17 )» с. 686].

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/ier...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010