Совершая поминовение усопших, мы должны всегда помнить, что ведь и мы, не ныне, так завтра, непременно отправимся вслед за ними в другую, Вечную, Жизнь, потому что человек бесследно не исчезает, так как он имеет бессмертную душу, которая не умирает. То, что мы видим умирающим, есть видимое грубое тело, а то, что живет в нем, есть невидимая тонкая сила, которая обыкновенно называется душою. Тело само свидетельствует о своей смертности, потому что оно разрушимо и делимо, душа же , напротив, имеет несложное духовное неразрушимое существо и разлагаться на составные части, как тело, и умирать не может. Душа бессмертна. Душа имеет нераздельное неслиянное единство, она во все время жизни чувствует в себе одно постоянное бытие. Тело наше участвует в жизни как бы поневоле, будучи приводимо в движение силою души, всегда тяготя ее своей леностью. Душа, напротив, всегда продолжает свою независимую жизнь и деятельность, даже когда деятельность тела останавливается сном, или болезнью, или смертью. Вера в бессмертие души существовала у всех народов и во все времена, даже среди языческих и диких племен. Что служит доказательством бессмертия нашей души? Прежде всего, в том, что душа человеческая бессмертна, убеждает нас слово Божие. Еще в ветхозаветные времена говорил Екклезиаст: И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его (ср.: Еккл. 12, 7). И в другом месте Премудрый говорит: Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего (Прем. 2, 23). Иову искушение Бог попустил только над телом и над имуществом его, а до души коснуться лукавому не допустил. Весь Новый Завет – утверждение нашей веры в бессмертие души и нашей надежды на будущее воскресение. Господь Иисус Христос Своим учением и делами утверждал сию веру и надежду, когда говорил, что Он пришел в мир для того, чтобы всякий, верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3, 15); и еще: Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти во век (Ин. 8, 51).

http://pravoslavie.ru/1644.html

Существуют два учения о составе человека. Дихотомия – учение о двухчастном составе человека (душа и тело) и трихотомия – учение о трехчастном составе из духа, души и тела (nouV, yuch, swma). Однако здесь нет никакого противоречия. Все дело в терминологии. В дихотомизме дух мыслится как высшее проявление души. Афанасий Великий пишет: «…бессмертная душа, и в ней ум (nouV)». Ум (nouV) здесь тождественен духу (πνεμα). Отсюда выражение «умное делание» следует понимать как делание духовное, а «умный бисер» – как духовный бисер и т.п. И умная душа соответственно понимается как духовная душа. Противоречия между отцами нет, поскольку под духом понималась высшая часть души, а значит, и в дихотомии дух не забыт. Святого ап. Павла можно назвать и дихотомистом, и трихотомистом, так как он пишет и так и так: «…и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (Фес.5:23); «Посему прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших, которые суть Божии» ( 1Кор.6:18 ). В представлении древних язычников человек был создан как андрогин (ανδργυνος) – мужской и женский вместе. В Библии эта же мысль о двуипостаси (Адам и Ева) человека в единстве природы выражена в словах: «И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку» ( Быт.2:22 ). Ева создана из ребра, то есть из существа Адама. Все люди, рождаясь от этого первозданного двуипостасного человека Адама-Евы, сохраняли единосущность человечества. Если в человечестве передается испорченность по наследству в силу единосущности, то и исцеление возможно по причастности Воскресшему в силу той же единосущности. Таким образом, люди обладают единой общей природой во многих человеческих личностях. Для чего же имеет место половое разделение? «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» ( Быт.2:18 ). А все-таки, зачем человеку помощник в виде Евы? Если просто помощник, то это мог быть другой муж. Если для продолжения рода, то известны и неполовые способы размножения. Дерзну предположить, что Ева была сотворена для любви, чтобы падший Адам не замкнулся в собственном эгоизме и, даже отпав от Бога, любил кого-то кроме себя.

http://azbyka.ru/katehizacija/ispolnenie...

«Сюда относятся все роды знаний и всякая научность; все роды искусств, всякая художественность и всякое мастерство; все роды практической жизни, семейная и общественная жизнь со всеми способами их устроения и поддержания. На все это в душу вложены потребности, и на удовлетворение их дарованы силы с предуказанием в них и способа удовлетворения». 195 Характерной чертой души является погруженность в чувственность, а цель ее и назначение – посредничество в сношении с миром вещественным, чувственным. Она должна подчинять чувственное духу, который, общаясь с Богом, одуховляет и душу, и тело. 196 В этом святые Отцы и усматривают отличие духа и души. У Апостола Павла встречаются изречения, в которых душа ясно различается от духа. Например такое: «Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» ( Евр. 4:12 ). Видим, что Апостол различает душу и дух, но только как две стороны или силы одной и той же духовной природы человека, а не как особые самостоятельные части. Он говорит, что Слово Божие точно так же проникает до разделения души и духа, как – составов и мозгов, но члены и мозги являются частью одного тела человеческого, а не суть его отдельные части. Некоторые философы, (в частности Плотин) тоже учили, что человек состоит из тела, души и ума, как из трех отдельных сущностей, полагая при этом, «что иное есть душа, а иное ум», 197 т.е. иное есть душа животная, а иное есть душа разумная, которая еще по-другому называется умом. Их мысли последовал Аполлинарий, епископ Лаодикийский, положив это неверное мнение в основу своего учения. 198 Священное Писание ясно показывает, что у человека душа не может быть отдельно от духа и поэтому часто допустимы наименования души духом и наоборот. «Не бойтесь, – говорит Господь, – убивающих тело, души же не могущих убить, а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» ( Мф. 10:28 ). «Прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» ( 1Кор. 6:20 ), – говорит тот же апостол, который в иных случаях различал душу и дух.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Текст 6:1–3. Человек знает, где найти Бога. Блаженное воссоединение. Все это было воспринято Богочеловеком Иисусом Христом. Если, однако, те этапы Богоискания, в которых говорится в указанных текстах, попытаться теперь последовательно отыскать в жизни Христа, то невозможно будет избежать искусственно-надуманных построений. Поэтому мы и не будем этого делать. Указанные тексты Песни Песней не повествуют последовательно о событиях, происшедших со Христом, а раскрывают внутренние состояния сочетания Слова и Плоти. Хотя, конечно, эти внутренние состояния раскрывались в определенных событиях. Текст 3:1–4 На ложе моем ночью искала я того, которого любит душа моя, искала его и не нашла его. Как часто ложем для Сына Человеческого была гора, на которую уединялся Он на ночь для молитвы ( Мк. 6:46 ; Лк. 21:37 ; Ин. 6:15 ). Там Человек искал Бога. В ночной тиши Гефсиманского сада скорбела душа Сына Человеческого смертельно, источала плоть Его пот, как капли крови. Искала плоть Его – да минует чаша сия, да будет Бог со Мною, искала... и не нашла . И не миновала чаша. И стал крест ложем Его. И стал день ночью на Голгофе. И искала плоть Его Того, которого любила душа Его, искала и вопияла: Боже мой, Боже мой! для чего Ты меня оставил? Искала Его и не нашла Его . Ответа не было. Была тьма и ночь. 80 Встану же Я – говорит Сын Человеческий – от Гефсиманского борения. Пойду по городу Иерусалиму, чад которого, как птица под крыло, хотел Я собрать, но он не восхотел. Пойду... по улицам , когда поведут Меня на Голгофу. Пойду... по площадям , где у претории Пилата на площади осудят Меня. Пойду... и буду искать того, которого любит душа Моя ; искала Я его : для чего и Ты оставил Меня? Искала Я Его и не нашла Его . Не нашла помощи плоть Сына Человеческого. Зато встретили меня стражи, обходящие город . Встретили в ночи в Гефсиманском саду воины и служители с мечами и кольями; встретили воины Пилата и повлекли по площадям и улицам из города. Но едва Я , плоть Сына Божия, отошла от них – пригвожденная взметнулась на крест, как нашла Того, Которого любит душа Моя , когда в руки Его испустила дух свой.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Только рожденный свыше от Святого Духа может быть чадом Божиим и наследником Его Царства (см. беседу 23). Господь любит человека и хочет, чтобы все люди сподобились этого рождения. Для этого Он стал человеком, соединив человеческую природу со Своим Божественным Духом, и умер за всех на кресте. Он всех призвал к жизни, а без рождения от Духа Святого душа не может жить (Ин 3:3), потому что Дух Святой — жизнь души. «Как тело без души мертво и не может ничего делать, так без небесной души, без Духа Божия, и душа мертва для Царства, и без Духа не может делать того, что Божие». Душа, рожденная от Духа, сама становится духом, носителем образа Божьего. Это знамение, по которому Господь узнает Своих в день суда. Оно открывает вход в Царство Небесное, потому что только живая душа может туда войти. Беседа 32. Путь к единству с Богом Соединившись во Христе с небесной природой, человеческая природа стала храмом и жилищем Божиим. Теперь, когда душа находится в общении с Духом, человек становится чадом и наследником Божиим. Это долгий путь, который начинается с уходом из мира для служения Богу. Когда человек удалился от мира, он должен измениться и в уме, «плотское мудрование переменить в мудрствование небесное». Человек отдает всего себя Богу и живет с мыслью, что все, что у него есть, даже сама его жизнь, принадлежит Господу. Как только он начнет искать Бога, он должен будет бороться с самим собой, с прежними привычками, навыком греха, который он приобрел за всю жизнь, и злыми помыслами. И в этой борьбе Господь рядом, невидимо помогает и укрепляет. Он дарует человеку Свои духовные блага и Самого Себя. Бог и человек становятся едиными, становятся семьей. Беседа 34. Ради чего христианский подвиг? Христианам уготовано такое богатство и наследие, какого никто не в состоянии выразить, потому что это Сам Бог. Он дает Себя самого, соединяя Свое святое естество с христианскими душами. Все пришествие Христово было для того, чтобы воскресить души верующих, умерщвленные грехом и тьмой, очистить их от всякой черноты, просветить Божественным светом, облечь в небесные ризы и даровать им истинную жизнь.

http://blog.predanie.ru/article/kak-zhit...

Человеку в пищу дается плоть, то есть разрешается человеку питаться мясом животных (если мы помним, в первом благословении только зелень травная, растения были благословлены в пищу человеку). При этом полагается строгий запрет на вкушение крови животных и на пролитие человеческой крови. Со вторым ясно – это будущая заповедь «не убий». А вот с первым следует разобраться. В приведенном тексте связываются душа и кровь. Есть и другие места, где говорится, что «душа тела в крови» (Лев. 17:11) По-видимому, эти слова буквально понимать нельзя. По святоотеческому учению, поскольку душа по своей природе выше тела, то не душа содержится в теле, а, наоборот, тело объемлется и поддерживается, и сохраняется к жизни именно душой, а не обратно, поэтому бессмысленно рассуждать о том, в каком месте тела содержится душа. А кровь (как и дыхание) является наиболее емким символом жизни вообще; и потеря крови и остановка дыхания ассоциируется всегда с опасностью или с потерей жизни. И термин «кровь» употреблен здесь именно в этом смысле «Я взыщу и вашу кровь, [в которой] жизнь ваша». Почему же запрещается вкушение крови? Этот завет в Пятикнижии многократно потом повторяется. Приведенное сопоставление крови с жизнью говорит о том, что, во-первых, жизнь не есть наша собственность. Ни наша собственная жизнь, ни жизнь другого человека, ни жизнь животного не является тем, чем мы можем свободно, по своему рассмотрению распоряжаться; что это происходит от Бога и принадлежит непосредственно Богу, и только Бог Сам может распорядиться жизнью. Жизнь принадлежит Богу, поэтому при жертвоприношении кровь отделяется и не вкушается вместе с остальными частями жертвы. «Я назначил ее вам для жертвенника, чтобы очищать души ваши, ибо кровь сия душу очищает» (Лев. 17:11). Это указание свидетельствует о том, что этот строжайший запрет, несомненно, есть приготовление к Евхаристии. Когда в Капернауме Спаситель говорит о Хлебе Небесном, о необходимости вкушения Его плоти и крови для того, чтобы войти в Царство небесное, Его слушателям это показалось безумием, потому что если уж нельзя вкушать кровь животных (по закону впоследствии считалось, что животное, которое убито так, что кровь его осталась в нем – то, что называется удавлениной, –не подлежит вкушению. Вкушать можно только мясо тех животных, которые убиты так, что из них истекла кровь), то как же можно вкушать кровь человека? Именно уникальность и единственность, и спасительность именно этой Крови, которая дается Сыном Божиим в пищу человекам как раз подчеркивается и приуготовляется запретом на употребление крови в Ветхом Завете. И слова Спасителя о Его крови показывают Его власть законодателя, потому что кто, кроме Бога, может переменить древнюю заповедь?

http://sedmitza.ru/lib/text/430835/

Чтобы подтвердить свое заблуждение, они ссылаются на пророка Иезекииля: Ибо вот, все души – Мои: как душа отца, так и душа сына – Мои: душа согрешающая, та умрет ( Иез.18:4 ). Однако если кто-нибудь изучит всю эту 18-ю главу, то удостоверится, каков смысл стиха 4. Он удостоверится в том, что душа (=человек, который согрешил,– здесь целое именуется по своей части) умрет. Смысл данной главы в том, что не умрет (=не осудится на смерть) ни сын за грехи отца, ни отец за грехи сына, но каждый умрет за свои собственные грехи 58 . Следовательно, речь идет о пересмотре ветхозаветного установления, которое за нарушение закона отцами предавало смертной казни их детей и детей их детей вплоть до третьего и четвертого поколения ( Исх.34:7 ) 59 . Насколько заблуждаются иеговисты и в этом отношении, становится ясно с первых же страниц Священного Писания. Только в лицо человека Бог вдыхает дыхание жизни ( Быт.2:7 ). Только человека Он творит по образу и подобию Своему ( Быт.1:26–27 ). Бог есть дух ( Ин.4:24 ), и, следовательно, образ Божий относится не к материальной сущности, которой нет у Бога, но к Его духовному и бессмертному бытию. Еще Ветхий Завет говорит нам, что, когда умерли Авраам, Исмаил, Исаак, Аарон и Моисей, души их приложились к отцам их 60 . Пророк Илия молится о возвращении души умершего ребенка вдовы в Сарепте: Господи, Боже мой! да возвратится душа отрока сего в него! И стало так... ( 3Цар.17:21–22 ). Существуют и другие соответствующие свидетельства из Ветхого Завета, которые мы пропускаем ради краткости 61 . Наконец, в одном месте у Екклесиаста: Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю? ( Еккл.3:21 ) – так же, как в предыдущем ( Еккл.3:18–20 ), имеется в виду взгляд материалистов той эпохи. Ответ же на такие взгляды дает сам Екклесиаст: И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его ( Еккл.12:7 ). Бессмертие души подтверждается и в Новом Завете. Моисей и Илия, хотя и покинули этот мир многие столетия назад, являются при Преображении Спасителя и собеседуют с Ним (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Kapsan...

Глава XXI Крушение языческого мира с крушением его положительных естественных верований. Ужас отчаяния прозревших при этом крушении и ужас одичания и растления нравов от этого крушения. Крушение положительных верований и развитие суеверий. Восток, в частности Иудея, для Запада и для классического мира. Синкретизм религиозный и синкретизм философский в историческом человечестве древнего мира перед пришествием Сына Божия на землю. Выводы и заключения. Как «лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже! Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому ( Пс.41:2–3 ); Боже! Ты Бог мой, Тебя от ранней зари ищу я; Тебя жаждет душа моя, по Тебе томится плоть моя ( Пс.62:2 ); только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение мое» ( Пс.61:2 ): эти высокие и святые чувства, излившиеся из обращенной к Богу души пророка, глубоко – истинно выражают то общечеловеческое духовно-нравственное настроение, которое мы называем «религиозным сознанием или религиозным чувством человека». Идея Бога в человеке, раскрываясь и определяясь в положительном религиозном веровании, составляет весь смысл его жизни, а воплощаясь, согласно верованию, в определенном культе, она принимает для человека как бы плоть и кровь и становится высшим, обязательным, священнейшим благом, в котором Бог сообщает Себя людям, усвояя им Свое Божественное и от них принимая их человеческое. «Блажен человек, которого сила в Тебе и у которого в сердце стези направлены к Тебе» ( Пс.83:6 ), – вот истинное и нормально-естественное обнаружение сознания и чувства исповедника всякой религии, хотя бы и ложной, но остающейся непоколебленной в своем священном авторитете в глазах ее исповедников. Опознательно и твердо, до некоторой степени легко и счастливо живет человек только потому, что он верует и имеет в сознании своем Бога. Религия поэтому есть самый могущественный фактор в создании и развитии истории человеческого рода. И действительно, очищенная от случайного и временного – сегодняшнего и завтрашнего, могущего в свою очередь изменяться и теряться в бесконечном разнообразии и смене преходящих событий, вся история человеческого рода остается пока неизменной в одном своем проявлении – согласии человеческого рода служить Богу, причем союз и единение с Ним на почве религии и в воплощении определенного религиозного культа составляли и составляют «summum bonum» для всякой нормально живущей человеческой личности. В этом обращении человека к Богу, в этом модусе воплощения духовно-нравственной жизни человека соприкасаются между собой все религии мира – иудейство и христианство , с одной стороны, и вся область естественных религий, с другой.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

   Святой Макарий благовествует: «Лишь Духу Святому известна вся воля Божия. Сказано: Божьего никто не знает, кроме Духа Божия (1Кор.2:11). В день Святой Пятидесятницы, когда снисшел Утешитель и сила Благого Духа вселилась в души Апостолов, с них было снято покрывало греха, страсти приведены в бездействие и у них отверзлись очи сердца. Тогда они, исполнившись премудрости и возведенные Духом Святым в совершенство, научились исполнять волю Божию». «Со времени Христова пришествия отверзлись врата благодати истинно верующим и подается им Божия сила и действие Духа (ενργεια, Πνεματος). Христос, эта первая и естественная Благость, ниспослал Божественным ученикам дар Духа; и с того времени оная Божия сила, осеняя всех верных и обитая в их душах, стала исцелять их от греховных страстей, избавлять от тьмы и оцепенения, ибо до того времени души были изъязвлены, заключены в темницу и одержимы духовным мраком. Конечно и ныне пребывает во тьме душа, не сподобившаяся еще того, чтобы обитал в ней Господь и чтобы сила благого Духа ее осеняла действенно (ενεργετικως), со всею силою и несомненностью. В тех же, кого посетила благодать Божественного Духа, вселившись в самые глубины их ума, Господь делается как бы душой, ибо божественный Апостол говорит: Соединяющийся с Господом есть один дух с Господом (1Кор.6:17), Какая благость! Какое благоволение к человеческому естеству, столь униженному пороками! Ведь воля человека, освященного Духом, сопрягается с волей Божией. Ибо душа поистине становится тогда как бы душой Господа, потому что вся добровольно и всем существом предается силе благого Духа, чтобы та царствовала в ней и чтобы душа больше не поступала по собственному произволению. Ибо сказано: Кто отлучит нас от любви Божией? (Рим.8:35), то есть кто отлучит душу, пребывающую в единении с Духом Святым?».    Весь будучи в Духе Святом, святой Иоанн Златоуст является одним из самых богодухновенных и богоречивых свидетелей вездесущия и вседействия Святого Духа во всем Богочеловеческом Теле Церкви. Восприимчивый, подобно апостолу Павлу, ко всему, что Христово, он сильно ощущает присутствие и действие Святого Духа даже в тончайшем трепете и содрогании Тела Христова=Христовой Церкви. Вместе с ним и мы чувствуем, что Дух Святой — воистину как душа Церкви присутствует во всем церковном: и в малейшем, и в величайшем. Через святого Златоуста и ощущается, и познаётся, и зрится, и опытно переживается истина о том, что Христова Церковь есть поистине Благовестие благовестий для человеческого существа на небе и на земле и высшая для него необходимость (букв. «потребность потребностей». — Примеч. пер.). В ней, только в ней — и спасение, и усвоение Христу, и обогочеловечение, и отроичение, и обожение человеческого существа; и причем всегда и только в Троичном Божестве: от Отца через Сына в Духе Святом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3464...

   Что служит доказательством бессмертия нашей души? Прежде всего, в том, что душа человеческая бессмертна, убеждает нас слово Божие. Еще в ветхозаветные времена говорил Екклезиаст: «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его» (ср.: Еккл. 12:7). И в другом месте Премудрый говорит: «Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего» (Прем. 2:23). Иову искушение Бог попустил только над телом и над имуществом его, а до души коснуться лукавому не допустил.    Весь Новый Завет — утверждение нашей веры в бессмертие души и нашей надежды на будущее воскресение. Господь Иисус Христос Своим учением и делами утверждал сию веру и надежду, когда говорил, что Он «пришел в мир для того, чтобы всякий, верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:15); и еще: «Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти во век» (Ин. 8:51).    Кроме того, Господь заповедует всем христианам, в особенности же проповедникам слова Божия: «Не убойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф. 19:28), и этим Он также ясно говорит, что душа бессмертна.    Истину бессмертия души человеческой должен признать и здравый смысл. Посмотрите внимательно на человека: чего ищет его сердце, к чему оно стремиться? Отчего душа его в мире сем ничем не насыщается, не удовлетворяется? Иной имеет все возможные на земле наслаждения и, однако, опять чего-то ищет и не находит. Иной желает утолить жажду души своей мирскими удовольствиями, забавами, но все это оставляет в душе одну только пустоту, томление духа, и человек ищет каких-то новых наслаждений и опять не обретает в них отрады.    Все это доказывает ту истину, что душа человеческая ничем в мире сем не может удовлетворить своей внутренней жажды блаженства. Бог для того-то и пробудил в душе человека сию ненасытную жажду, чтобы через то указать ему на другую, лучшую, жизнь, чтобы человек не останавливался на удовольствиях временных, но стремился к почести вышнего звания Божия.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010