Беседуя с Марфой, сестрой умершего Лазаря, Иисус Христос говорил ей: воскреснет брат твой. Марфа говорит Ему: вем, яко воскреснет в воскрешение, в последний день. Иисус сказал ей: Аз есмь воскрешение и живот: веруй в Мя, аще и умрет, оживет. И всяк живый и веруяй в Мя, не умрет во веки ( Ин.11:23–26 ). Иисус Христос и Своими делами показал, что Он есть начальник жизни, воскрешая мертвых одним словом, как воскресил Лазаря четверодневного. И неверующие не умрут, а будут жить по смерти; но их вечная жизнь, в удалении от лица Божия в мучениях, есть смерть, а не жизнь, и в слове Божием называется смертию второю ( Откр.21:8 ). Это раскрыл Господь в притче о богаче и нищем Лазаре ( Лк.16:19–31 ). В притче этой Иисус Христос ясно учит, что как душа роскошествовавшего богача, так и душа нищего Лазаря по смерти тела остались живы: душа Лазаря наследовала блаженство с Авраамом, а душа порочного богача – осуждение, в удалении от радостей небесных. Иисус Христос для того и приходил на землю, чтобы верующие в Него не погибли, но имели жизнь вечную, как Сам Господь учит: тако возлюби Бог мир, яко и Сына Своего единороднаго дал есть, да всяк веруяй в Онь, не погибнет, но имать живот вечный ( Ин.3:16 ). Апостол Павел, обличая неверие в будущую жизнь, говорит: аще в живот сем точию уповающе есмы во Христа, окаяннейши всех человек есмы. Ныне же Христос воста от мертвых, начаток умершим бысть. Понеже бо человеком смерть бысть, и человеком воскресение мертвых. Якоже бо о Адаме вси умирают, такожде и о Христе вси оживут ( 1Кор.15:19–22 ). Апостол показывает нелепость неверия в будущую жизнь так: если мы, то есть Апостолы и все верующие во Иисуса Христа, только в этой жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков: потому что мы здесь ради Христа терпим презрение, гонения, мучения, каждый день умираем, чему неверующие во Христа не подвергаются. Но как несомненно, что Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших, так несомненна и будущая жизнь. Как смерть вошла в мир через человека, так через Богочеловека совершится и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dusha-...

В Новом Завете Сам Иисус Христос , с полной ясностью и решительностью засвидетельствовал высокое преимущество души человеческой сравнительно со всем земным и чувственным. «Какая польза человеку, говорит Спаситель, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою»? ( Мф. 16:26 ; Мк. 8:35–37 ). С не меньшей ясностью Христос учил о преимущественной особенности души человеческой и сравнительно с соединённым с нею телом, когда, посылая учеников Своих на проповедь , между прочим, сказал им: «не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» ( Мф. 10:28 ; Лк. 12:4 ). Если, по слову Спасителя, душа не может быть умерщвлена или умереть, и остаётся целою даже после того, как умерщвляется или умирает тело, то ясно, что по своей природе она далеко не то, что тело. Тогда как тело подвержено смерти и разрушению, душа безсмертна и неразрушима, и тогда как тело живёт одной связью своей с душой, душа напротив, может существовать и жить даже в отрешении от него. То же самое засвидетельствовал Христос и в применении к Своей собственной человеческой душе, когда, вися телом на кресте, в минуту смерти, обратясь к Своему Отцу сказал: «Отче, в руки Твои предаю дух Мой» ( Лк. 23:46 ). Между тем, Он же Сам, по поводу отягощения сном Своих учеников в саду Гефсиманском, говорил: «дух бодр и плоть немощна» ( Мк. 14:38 ), указав этим на то, что душа человеческая и во время своего земного с телом союза не настолько зависит от тела, чтобы не могла жить в нём свободно и независимо. Когда, далее, св. первомученик Стефан, за свою публично исповеданную веру в Иисуса Христа, как Сына Божия, был осуждён разъярёнными фарисеямн на смерть и был побиваем камнями, то воскликнул: «Господи Иисусе Христе! приими дух мой» ( Деян. 7:59 ). Этими словами св. Стефан весьма ясно засвидетельствовал не только свою веру, но и веру всей первенствующей Церкви – апостольской в существование независимого от тела духовного начала – духа или души. В то время как телесная его природа избивалась камнями и, так сказать, предавалась разрушению, дух его оставался, по его убеждению, целым и неуничтожаемым. Тело Стефана, говорится далее в книге Деяний, «погребли мужи благоговейные» ( Деян. 8:2 ), а дух или душу свою сам Стефан передал в руки Спасителя своего Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/dusha-i-...

Влеки меня , Иисусе, мы побежим за Тобою – вопиет душа моя, Женише мой возлюбленный! Миро излиянное имя Твое и жажду, Иисусе, обонять благоухание его. Как некогда от Марии сткляницу мирра нардового принял, приими и слезы моего умиления. Царь ввел меня в чертоги свои , введи меня в разумение сокровенных тайн Царствия Твоего; будем восхищаться и радоваться Тобою , Царь наш и Бог, ласки любви Твоей больше, нежели вино сладости мира сего. Черна душа моя, ибо во грехах родила меня мать моя и солнце зноя греховного опалило меня во дни скитаний, когда не ведал я, где пасешь Ты , Пастырю мой добрый. Однако, хотя и черна я, но красива , ибо искуплена Тобою, Христе, и Твоею благодатию украшена – Ты ввел меня в чертоги любви Своей. Слава: Скажи мне, Ты, Которого любит душа моя: где пасешь Ты , Пастырю добрый? Где почиваешь в полдень , в шестой час, когда на Голгофе солнце лучи свои скрывает, Ты же – грехи мои омываешь? К чему мне быть скиталицею у шатров суетного мира сего? – душа моя ищет Тебя! И ныне: Кобылице в колеснице фараоновой уподобил Тебя , Дево Пресвятая, Сын Твой и Бог, ибо Тобою погубил силу фараона мысленного и провел нас чрез моря греховного пучину ко Отечеству обетованному. Песнь 3 Ирмос: Возрадовалось сердце мое о Господе;/вознесся рог мой о Боге моем;/ибо процвел Христос, как Нарцисс Саронский /и прозяб, как лилия долин ,/прекраснее сынов человеческих. Я Нарцисс Саронский и Лилия долин – восклицает Жених мой и Господь! Ты, Иисусе, воплотившись, цветешь посреди греховных терниев души моей. Твой терновый венец каплями крови украсился, украшайся и ты, душе моя, любовию к Жениху своему Небесному! Дикими лесными деревьями страстей порос сад души, но посреди – процвел Ты, Иисусе, как Яблоня. В тени ее люблю я сидеть , где день дышит прохладою, где нет зноя греховного, где являешься Ты, Создателю мой. Сладость плодов Твоих исцеляет от горечи плода преслушания, некогда мною вкушенного. На Голгофу грядущий, взошел Ты , Иисусе, в дом пира Божия, в дом вина излиянной крови Своей. Крестное знамя любви Твоей надо мною – им введи меня в брачный чертог вечери Твоей, да подкрепишь меня вином крови Своей и освежишь яблоком плоти – сим плодом послушания.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

«… грозная, как полки со знаменами», потому что сильнее Церкви нет ничего, ее никто не смог истребить до сих пор. Где Наполеон? Где Гитлер, где Ленин, Сталин со всей их силой, могуществом? Какие были, а все они в земле закопаны, а души их в аду мучаются. Кто-то даже и не закопан, но душа все равно в аду мучается. А Церковь жива, она пережила и Гитлера, и Сталина, и Наполеона, Церковь пережила и древних тиранов. Церковь сильнее всех, потому что силы Церкви – в Боге, а не в человеке. Церковь опирается не на слабую рассудительность человеческую, а на Премудрость Божию, потому что она непобедима. Но каждый член Церкви, достигший усыновления, «сыноположения», как говорит апостол Павел, он становится блистающим, как заря, потому что в нем начинает разгораться заря, как говорит апостол Петр, «восходит утренняя звезда в душах наших». Она действительно начинает блистать, она прекрасна, как луна, то есть она сильнее, чем этот мир. Вот как один писатель сказал, что в мизинце одного святого достаточно силы, чтобы преобразить все творение. Это действительно чистая правда. Каждый человек, достигший богоуподобления, какого можно достичь на земле, он уже сейчас становится более красивым, чем любое творение на земле. Почему? Потому что изначально человек – венец творения. И когда он становится на то место, с которого упал Адам, – этого достигают люди еще на земле, потому что дальше душа будет выше Адама, – то он становится прекраснее луны, прекраснее изменяющегося мира и светел как солнце, потому что в нем сияет Христос. Это даже изображается на иконе. Видите: вокруг ликов святых изображается сияние – знак того, что в нем светит невидимое Солнце? Невидимое, потому что слишком яркое, и человек становится грозен, «как полки со знаменами». И дальше душа говорит: «Я сошла в ореховый сад посмотреть на зелень долины, поглядеть, распустилась ли виноградная лоза, расцвели ли гранатовые яблоки? Не знаю, как душа моя влекла меня к колесницам знатных народа моего» ( Песн.6, 11–12 ). Итак, эта душа, уже Богу уподобившаяся, она сходит посмотреть, как распускается ореховый сад, на зелень долины посмотреть.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Душа праведная свободно проходит все отделения воздушных судилищ, ублажаемая святыми ангелами и возносимая ими до самых врат райских. Напротив того, грешная душа не допускается в область превысшую воздуха, но истязается бесовскими стражами, усердно стерегущими вход от земли на небо, с наглостью и бесстыдством вырывая несчастную душу из рук ангельских, чтобы умножить ею количество адских узников своих. Если душа за время пребывания своего в теле не расторгла до конца пагубный свой союз с грехом и не восприяла залога Духа Святаго, то при шествии ее через воздушное пространство нужны ей наши усердные молитвы и милостивое заступление небесных сил, хотя и эта помощь будет действенной лишь в том случае, если душа умершего приготовила себя верой, покаянием и добрыми делами к благополучному переходу своему в мир иной. Если же душа окажется неприготовленной к неизбежному переходу своему, то она тотчас низводится в самую бездну ада под дикий хохот и улюлюканье злобных бесов. Поэтому и нужно заблаговременно приготовиться к переходу в вечность во время этой земной жизни, которая собственно и не жизнь, но непрестанная борьба между жизнью и смертью. Если посмотреть объективно на то краткое мгновение, которое отведено нам на земле, в сравнении с величественной вечностью, то станет очевидной та истина, что жизнь земную целесообразнее всего проводить в приготовлении к вечности. Так завещает нам Господь наш Иисус Христос , говоря: «Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи. И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придет и постучит, тотчас отворить ему. Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдет бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им. И если придет во вторую стражу, и в третью стражу придет, и найдет их так, то блаженны рабы те. Вы знаете, что если бы ведал хозяин дома, в который час придет вор, то бодрствовал бы и не допустил бы подкопать дом свой. Будьте же и вы готовы, ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий» ( Лук. 12:35–40 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

И Он лицеприятия не имеет, Он всех кающихся милует и спасает, ибо на то и пришел. Спасайся.   Письмо сотое Дивлюсь я, что ты не знаешь немощей и болезней души. Разве ты не чувствуешь их? Почему же вопрошаешь: какие бывают болезни души? Малая ли болезнь слепота, которая лежит на душевных очах и не дает человеку видеть Бога, суды и чудеса Его, и своего бедствия и окаянства не познавать? Малая ли болезнь – глухота, из-за которой душа не слышит гласа Божия? Сколько душу не призывает глас Слова Божия, но она не слышит того. Малая ли немощь – гнев, который, как лихорадка тело, душу сокрушает? Посмотри на человека, который гневается: как он весь трясется. Когда то на теле видится, то что же в душе делается? Зависть, ненависть и злоба, как чахотка тело, душу снедают, так что и тело бледнеет и истаивает от злых тех болезней. Словом, столько немощей и болезней в душе, сколько греховных и вредных страстей. Что у тела члены, то у души мысли. Немощно и болезненно тело, когда немоществуют и болезнуют члены его; немоществует и душа, когда у нее плохие мысли. Так уязвил душу сатана, ослепил очи ее, что не видит света Божия! Поэтому молится Псаломник: Открой очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего (Пс 118:18). Заткнул уши ее, и не слышит Слова Божия, и прочие многоразличные болезни причинил ей, и оставил бедного человека еле живым, на пути мира сего лежащим. Поэтому пришел милостивый Иисус, чтобы возвратить душе здравие. Слава милосердию Его со Отцом и Духом Святым! Спасайся. Письма 101 – 110   Письмо сто первое Вопрошаешь: какие мысли у души худые и какие добрые? Ответ: 1) Господь говорит: Извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство (Мк 7:21-22). 2) Также плохими и злыми являются мысли, в душе рождающиеся, об искании в мире этом богатства, чести и славы (1 Ин 2:15-16), и прочих утех. 3) Словом, все те мысли в душе плохие, которые запрещены словом Божиим. 4) Когда душа таким мыслям соизволяет, то они ее оскверняют и делают мерзкой пред Богом, хотя внешне эти мысли через телесные члены и не выходят; если же и внешне проявляются и делом совершаются, то еще более нечистой ее делают. Все это зло извнутръ исходит и оскверняет человека, – говорит Господь (Мк 7:23). 5) Видишь, что бедная душа, благородное создание, по образу и по подобию Божию созданное, связана этими вредными страстями, как человек в темнице сидящий узами, и не может свободно делать и даже приступить к тому, что ей свойственно, как образу Божию, ибо не позволяют ей эти злые стражи и враги. От такой беды и окаянства пришел избавить ее Иисус, Избавитель наш, Который говорит нам: Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете (Ин 8:36). Ибо без Него душа от того бедствия освободиться не может.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

И самой пламенной мечтой было – вернуть национальную самостоятельность, освободиться от римского ига и вновь стать свободным, независимым народом. Иудеи мечтали, что придёт Мессия, могущественный завоеватель, способный освободить их от власти римлян, сделать иудейский народ самым могущественным, и тогда все другие народы подчинятся иудеям. А так как иудейский народ был народом богоизбранным, народом Божиим, то это царство иудейского народа будет-де Царством Божиим. Вот какое представление о Царстве Божием было у тогдашних иудеев. Таким образом, Царство Божие иудеи понимали внешним образом, как национально-политическое могущество. В одном из евангельских рассказов говорится, что среди лиц, окружавших Господа Иисуса Христа, к Нему подошла мать апостолов Иоанна и Иакова. Она поклонилась Господу и стала молить, чтобы Он, когда сделается царём, владыкой, разрешил одному из её сыновей сесть с правой, а другому с левой стороны. У неё тоже было представление о Мессии как о внешнем завоевателе и о Царствии Божием как о царстве иудейского народа над другими народами. Затем в Евангелии повествуется, что когда Иисус Христос пятью хлебами насытил пять тысяч человек, то это произвело такое впечатление, оказало такое действие на окружающих, что народ захотел сделать Иисуса Христа своим владыкой-царём. Господь Иисус Христос, проповедуя Евангелие, говорил о другом царстве, говорил не о внешнем царстве, не о том царстве, которое достигается путём завоевания, Господь Иисус Христос говорил: «Царствие Божие внутрь вас есть» ( Лк.17:21 ). Как это понять, что Царство Божие есть внутри человека? Когда апостол Павел в одном из своих посланий пишет о Царствии Божием, у него нет ни одного намёка на иудейское понимание Царства Божиего как на подчинение других народов иудеям. Он говорит о Царстве духовном: «Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» ( Рим.14:17 ). Самой великой ценностью, которая выше материальной, политической, научной ценности, является душа человеческая; и Господь сказал, что душа человека дороже всего в мире, потому что душа человека является образом и подобием Божиим. Подобие Божие заключается не только в том, что душа имеет сходство с Богом, но также и в том, что душа имеет единение с Богом, что она соединена с Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/otche-...

«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2: 7). Как таковая душа человеческая совершеннее, дороже и ценнее всего материального мира. Ибо «какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мф. 16: 26) – говорит Господь. Светская психология придерживается эволюционных взглядов на психику человека Светская психология придерживается эволюционных взглядов на психику человека. Согласно этим представлениям, около 6 млн лет назад из человекообразных обезьян выделился древнейший человек – австралопитек; порядка 2 млн лет назад возник Человек умелый (Hómo hábilis); 300 тыс. лет назад появляются неандертальцы; современный же Человек разумный (Homo sapiens) появился около 200 тыс. лет назад в Центральной Африке. Где-то 40 тысяч лет назад ареал его обитания охватывал уже почти всю Землю. Ключевое отличие Человека разумного от предыдущих ступеней человеческой эволюции состоит в наличии у него развитого сознания, способного осознавать себя, других, окружающий мир, планировать свою деятельность, контролировать и управлять ею, абстрактно-теоретически мыслить. Сознание человека окончательно сложилось за шесть миллионов лет человеческой эволюции двести тысяч лет назад на основе трансформации психики высших животных. Его формирование обусловлено, с одной стороны, такими биологическими предпосылками, как увеличение размеров и усложнение мозга древних обезьян, с другой, такими социальными факторами, как общение и трудовая деятельность. В богословии душа видится как нематериальная, духовная сущность, которая непосредственно сотворена Богом раз и навсегда. Как совершенный образ Божий она не подлежит никаким радикальным существенным трансформациям ни в сторону деградации, ни в сторону совершенствования. Душа не может ни во что эволюционировать. От души не могут произойти более совершенные души иного высшего порядка или вида. Сущность души всегда остается неизменной. В лучшую или худшую сторону может меняться лишь способ ее существования, ее состояние и только. Душа может добровольно стать доброй или злой, но при этом всегда останется самой собой.

http://pravoslavie.ru/154356.html

– иг. Ф.) только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они будут в Нас едино» ( Ин.17:20–21 ). «Как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе» – значит, что единство человека со Христом должно быть некоторым недомыслимым образом подобным Ипостасному, сущностному единству, которое мы исповедуем во Святой Троице, поклоняемой во Едином Существе 1299 . Тем единством, которое святые отцы назвали обожением человека. Тем единством, ради которого – вся жизнь человека, весь труд его, все подвиги его духовные. Тем единством, даровать которое может человеку Сам Господь. Об этом-то единстве, изымающем человека из течения времен, прекращающем воздействие на человека духа времени, и говорит тебе, душа, преподобный Андрей: «Повелевает тебе Бог, душа моя: перейди, преодолей текущее естество времени, как некогда преодолел Иорданские струи ковчег завета, и стань обладательницей той обещанной тебе Господом земли обетования!» Вот земля твоя обетованная – Сам Христос, Бог твой! Вот земля, ценнее которой нет ничего ни на этом свете, ни в жизни будущей; которая сама и есть – жизнь будущая, вечная, начинающаяся уже здесь, в этом мире, ведь первые ступеньки лестницы, ведущей в нее, стоят здесь, на земле, но вершина этой лестницы – в невидимых и духу человеческому высях, и на последней ступени «стоит», ожидая тебя, душа, Сам «Господь» ( Быт.28:12–13 )! Обрети эту землю, как собственность твою, неотъемлемую от тебя! А для этого – не прекращай трудиться над собой, душа, и не ограничивай свой подвижнический труд только временем постным: и в будни, и в праздники, и постом, и вне поста – всегда должна ты видеть, душа, перед собой эту цель, всегда должна к ней стремиться, всегда деланием добродетелей готовить себя войти в эту землю и раствориться в ней, как «пшеничное зерно, которое, если, пав в землю, умрет, то принесет много плода» ( Ин.12:24 )! Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Яко спасл еси Петра, возопивша, спаси, предварив мя, Спасе, от зверя избави, простер Твою руку, и возведи из глубины греховныя.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

— иг. Ф.) только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они будут в Нас едино» (Ин.17:20—21). «Как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе» — значит, что единство человека со Христом должно быть некоторым недомыслимым образом подобным Ипостасному, сущностному единству, которое мы исповедуем во Святой Троице, поклоняемой во Едином Существе. Тем единством, которое святые отцы назвали обожением человека. Тем единством, ради которого — вся жизнь человека, весь труд его, все подвиги его духовные. Тем единством, даровать которое может человеку Сам Господь.    Об этом-то единстве, изымающем человека из течения времен, прекращающем воздействие на человека духа времени, и говорит тебе, душа, преподобный Андрей: «Повелевает тебе Бог, душа моя: перейди, преодолей текущее естество времени, как некогда преодолел Иорданские струи ковчег завета, и стань обладательницей той обещанной тебе Господом земли обетования!»    Вот земля твоя обетованная — Сам Христос, Бог твой!    Вот земля, ценнее которой нет ничего ни на этом свете, ни в жизни будущей; которая сама и есть — жизнь будущая, вечная, начинающаяся уже здесь, в этом мире, ведь первые ступеньки лестницы, ведущей в нее, стоят здесь, на земле, но вершина этой лестницы — в невидимых и духу человеческому высях, и на последней ступени «стоит», ожидая тебя, душа, Сам «Господь» (Быт.28:12—13)!    Обрети эту землю, как собственность твою, неотъемлемую от тебя!    А для этого — не прекращай трудиться над собой, душа, и не ограничивай свой подвижнический труд только временем постным: и в будни, и в праздники, и постом, и вне поста — всегда должна ты видеть, душа, перед собой эту цель, всегда должна к ней стремиться, всегда деланием добродетелей готовить себя войти в эту землю и раствориться в ней, как «пшеничное зерно, которое, если, пав в землю, умрет, то принесет много плода» (Ин.12:24)!     Помилуй мя, Боже, помилуй мя.    Яко спасл еси Петра, возопивша, спаси, предварив мя, Спасе, от зверя избави, простер Твою руку, и возведи из глубины греховныя.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010