Духовности существа Божия не противоречат те места Священного Писания, в которых приписываются Богу телесные члены. Этими выражениями духовные писатели символически, более понятно, говорили о свойствах Божиих: так глаза и уши означают всеведение Божие, и т. д.    Бог един, но не одинокий, потому что Бог един по Своему существу, но троичен в Лицах: Отец, Сын и Дух Святый, — Троица единосущная и нераздельная. Единство Трех, бесконечно любящих друг друга лиц: Бог есть любовь (1 Ин.4:16).    Взаимное отношение между Лицами Пресвятой Троицы состоит в том, что Бог Отец не рождается и не исходит от другого лица; Сын Божий предвечно рождается от Бога Отца; а Дух Святый предвечно исходит от Бога Отца. Все три Лица Пресвятой Троицы, по существу и свойствам, совершенно равны между Собою. Как Бог Отец есть истинный Бог, так и Бог Сын есть истинный Бог, так и Бог Дух Святый есть истинный Бог, но все три Лица есть единое Божество — единый Бог.    Как единый Бог есть в трех Лицах, это тайна, непостижимая для нашего ума: но мы веруем по свидетельству Божественного Откровения. Тайну Святой Троицы открыл нам Сам Господь Иисус Христос, посылая апостолов на проповедь Он сказал: «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф.28:19). Апостол и евангелист Иоанн также ясно свидетельствует не только о троичности Божественных Лиц, но и о единосущии Их. «Три свидетельствуют на небе (о Божественности Сына Божия): Отец, Слово и Святый Дух; и сии три суть едино (Ин.5:7). Апостол Павел обращаясь к коринфским христианам, говорит: «благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа со всеми вами» (2 Кор.13:13).    Для пояснения этой великой тайны, мы укажем на мир, который, являясь творением Божиим, вещает нам и о непостижимой тайне троического единства Творца. Печать сей тайны лежит глубоко в природе всех сотворенных вещей. Троическое единство, как основная мысль, проведена во всех произведениях премудрости Творца в Троице прославляемого. Например: речь у всех народов земли имеет три лица: я (мы), ты (вы), он (они); время имеет: прошлое, настоящее и будущее; состояние материи: твердое, жидкое, и газообразное; все разнообразие цвета в мире слагается из трех основных цветов: красного, синего и желтого; человек проявляет себя через: мысль, слово и действие; действие, в свою очередь, имеет: начало, середину и конец; сам человек есть триединство — из тела, души и духа; спасение нашей души слагается из трех христианских добродетелей: веры, надежды и любви и т. д.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3880...

Благодатная сила невидима и, следовательно, представляет предмет для веры в Церковь . Это одно. А далее, верой принимается и та истина, что Церковь в земной половине своей видима и в небесной невидима. Та и другая половины суть только стороны единой церкви. К первой принадлежат все православные христиане, живущие на земле, а ко второй – все ангелы Божии и скончавшиеся в вере и святости христиане. Святый ап. Павел учит, что земная и небесная нераздельна, едина Церковь. Эту истину он уясняет в послании к евреям. Уверовавшим в Господа Иисуса Христа, он говорит: Вы приступите к Сионстей горе, и ко гробу Бога живаго, Иерусалиму небесному, и тьмам ангелов, торжеству, и церкви первородных на небесех написанных, и судии всех Богу, и духом праведник совершенных, и к Ходатаю завета нового Иисусу. «Вы приступили к горе Сиону, и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к душам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу» ( Евр. 12:22–24 ). А что в Христовой Церкви пребывает благодать Божия, это ясно из того, что глава её есть Господь Иисус Христос, исполненный благодати и истины ( Ин. 1:14–17 ). Так как Церковь есть духовное тело Его, то Он и наполняет её истиной и благодатью. Да Он и обещал Своим ученикам Святаго Духа, Который должен быть с ними вечно. Согласно этого обещания Святый Дух, пребывая всегда в церкви, поставляет для неё учителей, пастырей, совершателей святых таинств. Апостол Павел прямо говорит, что Церковь есть тело Христово: Бог Отец Того (Господа Иисуса Христа) даде главу выше всех Церкви, яже есть тело Его ( Еф. 1:22–23 ). Бог Отец «поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть тело Его». Тот же апостол пастырям ефесской церкви дает такое наставление: внимайте убо себе и всему стаду, в немже вас Дух Святый постави епископы, пасти церковь Господа и Бога, юже стяжа кровию Своею ( Деян. 20:28 ). «Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе кровию Своею» .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Духовности существа Божия не противоречат те места Священного Писания, в которых приписываются Богу телесные члены. Этими выражениями духовные писатели символически, более понятно, говорили о свойствах Божиих: так глаза и уши означают всеведение Божие, и т. д. Бог един, но не одинокий, потому что Бог един по своему существу, но троичен в Лицах: Отец, Сын и Дух Святый, - Троица единосущная и нераздельная. Единство Трех, бесконечно любящих друг друга лиц: Бог есть любовь (1 Иоан. 4, 16). Взаимное отношение между Лицами Пресвятой Троицы состоит в том, что Бог Отец не рождается и не исходит от другого лица; Сын Божий предвечно рождается от Бога Отца; а Дух Святый предвечно исходит от Бога Отца. Все три Лица Пресвятой Троицы, по существу и свойствам, совершенно равны между Собою. Как Бог Отец есть истинный Бог, так и Бог Сын есть истинный Бог, так и Бог Дух Святый есть истинный Бог, но все три Лица есть единое Божество - единый Бог. Как единый Бог есть в трех Лицах, это тайна, непостижимая для нашего ума: но мы веруем по свидетельству Божественного Откровения. Тайну Святой Троицы открыл нам Сам Господь Иисус Христос, посылая апостолов на проповедь Он сказал: " идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа " (Матф. 28, 19). Апостол и евангелист Иоанн также ясно свидетельствует не только о троичности Божественных Лиц, но и о единосущии Их. " Три свидетельствуют на небе (о Божественности Сына Божия): Отец, Слово и Святый Дух; и сии три суть едино (Иоан. 5, 7). Апостол Павел обращаясь к коринфским христианам, говорит: " благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа со всеми вами " (2 Кор. 13, 13). Для пояснения этой великой тайны, мы укажем на мир, который, являясь творением Божиим, вещает нам и о непостижимой тайне троического единства Творца. Печать сей тайны лежит глубоко в природе всех сотворенных вещей. Троическое единство, как основная мысль, проведена во всех произведениях премудрости Творца в Троице прославляемого. Например: речь у всех народов земли имеет три лица: я (мы), ты (вы), он (они); время имеет: прошлое, настоящее и будущее; состояние материи: твердое, жидкое, и газообразное; все разнообразие цвета в мире слагается из трех основных цветов: красного, синего и желтого; человек проявляет себя через: мысль, слово и действие; действие, в свою очередь, имеет: начало, середину и конец; сам человек есть триединство - из тела, души и духа; спасение нашей души слагается из трех христианских добродетелей: веры, надежды и любви и т. д.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1984...

Если Бог есть верховный Разум и Устроитель вселенной, то Он должен быть один; если Он есть первоисточник всего, то Он также должен быть один; если Он есть высший идеал, то опять, Он должен быть один; наконец, если Он есть источник совести человеческой, то Он также должен быть один, ибо совесть одна. Существовали и существуют много язычников, которые признают многих богов, и, несомненно, в противовес им ясно утверждается истина единства Бога. Но если эта истина принимается и не оспаривается нашей умственной верой, то в области нашей сердечной, душевной веры она может часто колебаться ведь в этой области человек должен только одному Богу поклоняться и Ему одному служить (Второз.6:13); между тем, фактически, вследствие своей греховности и слабости, человек служит различным страстям и предметам (гордости, богатству, славе, разным пресыщениям), идущим вразрез с повелениями Бога. Таким образом, человек в своей душе часто уклоняется от служения единому истинному Богу, и потому напоминание в символе веры о «едином» Боге совершенно необходимо. Символ веры далее говорит: «Верую во единого Бога Отца». Словом «Отца» вера человеческая вводится в учение о Пресвятой Троице. По этому учению, Бог есть един по существу, сущности Своей, но Троичен в Лицах: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святый. Между Лицами Святой Троицы нет разделения, но есть различие. Различие это состоит в том, что Бог Сын предвечно рождается от Бога Отца, Святый Дух предвечно исходит от Бога Отца, а Бог Отец не рождается и не исходит от другого Лица. Все три Лица Пресвятой Троицы равны между Собою: Бог Отец есть истинный Бог, Бог Сын есть истинный Бог, и Бог Дух Святый есть истинный Бог. Но это – не три Бога, а один Бог – Троица единосущная и нераздельная. Учение о трех Лицах Святой Троицы ясно высказал Иисус Христос , когда, посылая апостолов на проповедь, сказал: «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф.28:19). А о единосущии Лиц Святой Троицы говорится так: «три свидетельствуют на небе Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино!» ( 1Ин.5:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Знаю, что все вы, с которыми я так близко обращался, которым преподавал учение о достижении царствия Божия чрез веру в Господа Иисуса Христа, видите меня в последний раз. Поэтому в нынешний день, сказывая вам, что я более уже не увижусь с вами, свидетельствую вам, что чист я от крови всех,– что, если кто из вас не будет исполнять моих наставлений, и пойдет путем погибели, то я невинен в погибели всех таковых; ибо я открыл вам, что необходимо для спасения, я раскрыл пред вами путь спасения: вы знаете Спасителя, знаете Бога Отца, пославшего в мир единородного Сына своего для спасения человеков; знаете Духа Утешителя, освятителя человеков; знаете учение Христа Спасителя, которое Он преподал нам, для спасения верующих; знаете спасительные таинства, которыми необходимо должно пользоваться, чтобы всегда быть в единении с Господом Иисусом и наследовать с Ним жизнь вечную. Все это открыл я вам, чтобы вы, исполняя волю Божью, шли путем спасения и достигли вечной жизни. Так говорил святый Павел, чтобы приготовить своих слушателей к принятью последних наставлений, которыми он напутствует своих возлюбленных учеников и детей по духу на всю остальную жизнь, не надеясь более видеться с ними в настоящей жизни. 28. Внимайте убо себе и всему стаду, в нем же вас Дух Святый постави епископы, пасти церковь Господа и Бога, юже стяжа кровию Своею. «Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас, Епископами (блюстителями), пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе кровью Своею». Внимайте себе: заботьтесь о себе, т.е. заботьтесь о своем спасении, чтобы всегда хранить чистую веру и проводить святую жизнь, удаляясь всяких, лжеучений и всяких пороков. Кто не заботится о самом себе; кто не ищет собственного спасения: тот не может, как должно, заботиться и о спасении других; тот не может преподавать им истинное, Божественное учение и внушать им христианские добродетели. «Внимайте – и всему стаду». Заботьтесь о спасении общества верующих, в Иисуса Христа, в котором вас Дух Святый поставил епископами (блюстителями или попечителями), пасти, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

И разве мало между нами лиц, которые, после пережитых в жизни событий, от всей своей души повторят за псалмопевцем весь 123 псалом: «Если бы не Господь был с нами, – да скажет Израиль, – если бы не Господь был с нами, когда восстали на нас люди, то живых они поглотили бы нас, когда возгорелась ярость их на нас; воды потопили бы нас, поток прошел бы над душею нашею; прошли бы над душею нашею воды бурные. Благословен Господь, Который не дал нас в добычу зубам их! Душа наша избавилась, как птица, из сети ловящих: сеть расторгнута, и мы избавились. Помощь наша – в имени Господа, сотворившего небо и землю» ( Пс. 123 ). Триединый, Триипостасный Бог Бытие Бога «неизреченного, невидимого, непостижимого... Всесвятую Троицу во Единице» исповедуем мы. Бог троичен в Лицах, и нет Лиц больше или меньше, в троичности выражена вся полнота Его бытия: Бог над нами, Бог с нами, Бог в нас и во всем творении. Над нами – Бог Отец, Источник приснотекущий, по выражению церковной молитвы, Основа всякого бытия, наш Отец, любовь наша, мы – дети Его, творение рук Его. С нами – Бог Сын, рождение Его, ради любви божественной явивший Себя людям Человеком, чтобы мы знали и глазами своими увидели, что Бог с нами, совершеннейшим образом, «приискренне» приобщившийся к нам. В нас и во всем творении – Бог Дух Святой, все Наполняющий: Иже вся исполняяй, жизни Податель Животворящий, Живущий Своей промыслительной силой во всем и во всех, изливающий Свою благодать святости на Церковь Сына Божия, на верующих, чтобы возвысить их и удостаивать общения с Богом в этой жизни и удостоить вечной жизни в Боге. Апостол Павел учит нас: «един Бог и Отец всех, иже над нами (по изъяснению св. отцев, Бог Отец), и через всех» (Бог Сын) и во всех нас» (Бог Дух Святой) ( Ефес. 4:6 ). В праздник Пятидесятницы поет Церковь : «Едина Сила, едино Существо, Едино Божество, Ему же поклоняющеся вси глаголем: Святый Боже, вся содеевый Сыном, содействием Святого Духа; Святый Крепкий, Им же Отца познахом и Дух Святый прииде в мир; Святый Безсмертный Утешительный Духе, от Отца исходяй и в Сыне почиваяй: Троице Святая, слава Тебе». Чтобы вера была основой жизни

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Ибо говорит: нашел Я мужа по сердцу Моему, Давида, сына Иессеева, который исполнит все хотения Мои ( Деян. 13:22 ; 1Цар. 13:14 ; Пс. 38:21 ). И сам сей мудрый Соломон (опускаю многое), более всех приобщившись оной благодати и мудрости Духа, возмог и узнать и высказать то, что несравненно превосходит всякую мудрость и науку человеческую. Пот. что научила его Премудрость, художница всего, в которой есть дух разумный, святый, и прочее, что дальше говорит сей святый ( Прем. 7:21–22 ). Ибо, следуя святому богослову 16 , не станем ни обвинять сего мужа, ни отвергать его за последнее его падение. 8. Итак, мы достаточно уже научены из ветхого и нового Богословского представления о божественной премудрости, и узнали, что она есть Божественное естественное действие и благодатное дарование великой и единосущной Троицы, чрез Св. Духа из рода в род подаемое святым душам (пот. что по этому самому именуется Он в божественном Писании и Духом премудрости – Ис. 11:2 ), и она есть первейшее и прекраснейшее из первых Его действий, которой начало, по слышанному нами, есть страх Божий (ибо говорит: начало премудрости – страх Господень); а дела её – добродетели и заповеди Божии (пот. что, говорит, плоды её суть добродетели – Прем. 8:7 ; и мудрый сердцем принимает заповеди – Притч. 10:8 ); конец же её, если только можно найти и конец беспредельному, упокоение и вселение Св. Духа в душе чрез нее (пот. что недавно слышал Владыку, сказавшего Своим ученикам: если любите Меня, соблюдите Мои заповеди, и Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами в век, Духа истины – Ин. 14:15–16 – что далее уясняя, богословствующие отцы новозаветные сказали: Дух Святый, как податель премудрости, ни в ком не пребывает безусловно, а только в смыслящих и богоугодною жизнию соделавших себя достойными Его обожествляющего вселения; и опять: Дух Святый все наполняет силою, а сообщается только достойным, разделяя по мере веры). И так как, при помощи Божией, это хорошо доказано, и мы, насколько возможно, подготовили предлежащее нам течение слова, то на этом пока остановим речь, удовольствовавшись сказанным теперь.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

«Вот, Ты возлюбил истину в сердце и внутрь меня явил мне мудрость (Твою) [внутрь меня явил мне мудрость Твою, а уж Давиду действительно, я не знаю... Вот отец-то его Иессей (мать неизвестна 4 ) ? За какие такие Ты возлюбил истину и внутрь Меня явил мне мудрость Твою? ]. Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега. Дай мне услышать радость и веселие, и возрадуются кости, Тобою сокрушенные» (ст. 8–9), – он дошёл до полного изнеможения. Теперь, это заложите, а откройте 31-й псалом. до какого состояния дошёл Давид: «Когда я молчал [то есть не каялся перед Тобой, а занимался самоедством: ах, зачем я сотворил? Что я сотворил? А что можно изменить, когда уже сотворил?], обветшали кости мои от вседневного стенания моего, ибо день и ночь тяготела надо мною рука Твоя; свежесть моя исчезла, как в летнюю засуху» ( Пс. 31:3–4 ). Он высох весь от этого горя, от этого сознания своея вины. Но нужно покаяние – не поедом же себя есть. Такое покаяние наше не приносит никакой пользы. А вот < истинное > покаяние – нужно открыть пред лицом Божиим. Так вот, открываем опять 50-й псалом: «Дай мне услышать радость и веселие, и возрадуются кости, Тобою сокрушенные. Отврати лице Твое от грехов моих и изгладь все беззакония мои [сделай, как бы так сказать, совесть мою чистою: tabula rasa, чистою доскою, на которой нет никаких записей – изгладь эти беззакония]. Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня. Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отними от меня» ( Пс. 50:10–13 ). А ведь Дух Святый есть Дух пророческий: Дух произносит пророчества – Дух Господень во Мне и слово Его на языке у Меня (см. Ис. 61:1–2 ). Дух Господень! И Мессианское пророчество о Христе: Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим проповедовать лето Господне благоприятное (см. Ис. 61:12 ; Лк. 4:18 ). И когда закончил это пророчество, сказал, что оно исполнилось на Нём. Действительно, только Дух Святый даёт нам пророчество и откровение. И Давид испугался, что может этого лишиться: он по ощущениям внутренним ведал, что значит действие Духа Божия, и этого состояния он больше не испытывал. Дух Святый от него отошёл, и он превратился вот в такого человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Дух Святый ведет нас, защищая, в общество святых, это облако свидетелей ( Евр. 12, 1 ) вчерашних и сегодняшних, которые окружают и поддерживают нас в брани, приводящей нас к тому, чтобы мы стали верными, принадлежащими Царству славы. Силой Духа Святаго они пребывают в связи с нами. В обществе святых содержится один из самых богатых опытов христианской молитвы. Присутствием Духа Святаго в нас мы все пребываем соединенными в вере, надежде и любви. Дух Святый – раздаятель различных даров. Об этом действии Святаго Духа святой апостол Павел говорит нам, что дары различны, но Дух один и тот же; ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, – так и Христос ( 1Кор. 12, 4, 12 ). А в другом месте говорится: и как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры; имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли, – в учении; увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, давай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием. Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру ( Рим. 12, 6–9 ). У Духа Святаго есть еще семь особых действий, о которых упоминает Священное Писание, говоря: Дух премудрости и разума, Дух совета и крепости, Дух ведения и благочестия, Дух страха Божия (ср.: Ис. 11, 2–3 ). А плоды Святаго Духа, по свидетельству великого апостола Павла, следующие: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание, праведность и истина ( Гал. 5, 22 ). Но да не подумает кто, что действия, дары и плоды Духа Святаго только эти очень немногие, названные выше. Ибо дары и действия Святаго Духа в их разнообразии бесчисленны, потому что богатство Духа Святаго не имеет конца (см.: Св. Григорий Богослов . Слово 31,о богословии пятое. § 29) 221 . Но поскольку о действиях Духа Святаго в мире идет у нас сегодня речь, а благодать Духа Святаго есть нетварное действие Бога в душе нашей, и если через эту благодать Сам Дух Святый соделывает в нас спасение, тогда встает вопрос: имеем ли и мы какое-либо участие в соделывании нашего спасения?

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/ve...

И солнце необъятное на небесном своде являет Троицу во Единице – пламя, свет и тепло, – троичность нераздельная, неразлучная составляет Солнце это. И каждый атом земной представляет собой триединство. И душа человеческая – образ Бога Триединого – состоит из трех главных нераздельных сил: чувства, ума и воли, но троичность эта не делит душу на три души. Душа – одна и едина; три ее силы составляют единство и остаются в единстве. Но мир познал Бога как Троицу не через образы природы, не через тени и символы. Небесное откровение было об этом: Господь наш Иисус Христос объявил его. От Него род человеческий узнал о родительстве Бога Отца и о сыновстве Сына Божия и об исхождении Духа Святаго. Он нас, грядущих во тьме ночной, приблизил к вечному Божественному свету, и мы стали видеть и различать Троих в Одном – три чуда в одной тайне, три Ипостаси в едином Божестве. От Христа приняли мы веру в «Духа» Божия «Святаго, Животворящаго, , Иже от Отца исходящего» разделенных между собой и бессильных, множество, но Дух Святый один. Языческие народы, веровавшие во множество богов, в действительности верили в этих темных и лживых духов. В Духа единого Святаго могут веровать только православные, которые веруют «во единаго Бога» . Дух Святый зовется Животворящим, ибо Он подает жизнь, возрождает жизнь, живит и воскрешает. Когда Бог творил мир, «Дух Божий носился над водою» ( Быт. 1, 2 ), когда создал «человека из праха земного, вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» ( Быт. 2, 7 ). Апостол Божий пишет христианам: «Дух Божий живет в вас» ( Рим. 8, 9 ). Но не будем смешивать дух человеческий с Духом Божиим! И апостол различает их, когда говорит: «Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии» ( Рим. 8, 16 ). В сем радость ваша, духоносцы: чего бы стоило свидетельство человеческое, если бы Сам Дух Святый не свидетельствовал, что вы – дети Божии? А Дух Божий подается всякому, кто просит Его у Бога. Нужно просить и нужно чистить дом своей души для принятия самого дорогого из гостей. Вот как говорит Победитель смерти, Господь наш: «Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него» ( Лк. 11, 13 ). Сей есть самый великий дар, который Господь дает людям. Ибо, давая Духа, дает Самого Себя. Есть ли дар больший? Есть ли любовь больше этой?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010