Будучи, таким образом, просвещены благодатию Духа Святого, что три лица Пресвятой Троицы единосущны суть и равночестны, то есть что ипостаси их неслиянно и нераздельно пребывают вкупе в Божеском естестве и существе едином для всех их, мы, когда возносим ум свой к Богу Отцу, благодатию Святого Духа, восторгающего нас горе чрез Сына, Бога Слова, и простираем к Нему руки и очи свои, говорим: Отче наш , Иже еси на небесех! И опять, когда приступаем воздать молитвы Единородному Сыну Отца, благодатию Духа Святого подающего нам ведение и разумение, говорим: Единородный Сыне, соприсносущное Слово Бога и Отца, единый Сын из единого Отца, Бог из Бога, Безначальный из Безначального, Присносущный из Присносущного, Вечный из Вечного, Свет из Света, Жизнь из Жизни, Неприступный из Неприступного, Непостижимый из Непостижимого, Неизреченный из Неизреченного, Неизменный из Неизменного, Недомыслимый из Недомыслимого, очисти грехи наши! Также, когда призываем Духа Святого, говорим: Душе Святый, несказанно от Отца исходящий и на нас верных чрез Сына нисходящий, Дух жизни и ведения, Дух святости и совершенства, Дух благий, премудрый, человеколюбивый, утешительный, преславный, питающий вместе и напояющий, милующий, просвещающий, укрепляющий, божественный Дух терпения, Дух – податель радости, веселия, целомудрия, мудрости, ведения, кротости, незлобия, беспопечения о мирских вещах, созерцания благ небесных, Дух – отгнатель лености, нерадения, рассеянности и лукавства, Дух – показатель божественных таин, обручение небесного царствия, источник пророчества, кратер учения, дверь покаяния, истребитель грехов, Дух любви, мира, веры, воздержания, – прииди и вселися в ны, и пребудь с нами неотлучно и нераздельно, освяти, обнови и просвети сердца наши, яко единосущный, равночестный и сопрестольный Сыну и Отцу, делающий богами по благодати тех, кои приемлют Тебя, истребляющий всякий грех и приносящий вместе с нисшествием Твоим всякую добродетель, не отвне имея приносимое Тобою, но естественно будучи всякое благо, и тех, коих избираешь в обитель Себе, делая существенно вместителями всякого добра.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj_B...

Отдел третий 1. Символ веры Символ веры есть краткое изложение того, во что должен веровать православный христианин. Символ Веры был составлен отцами первого и второго Вселенских соборов (собраний пастырей и учителей христианской церкви со всех стран, со всей вселенной). Первый из этих соборов (в г. Никее) был в 325 году при св. равноапостольном императоре Константине, второй (в Константинополе) в 381 г. Символ веры состоит из 12 членов, или частей. Семь первых членов были составлены на Никейском соборе, остальные на Константинопольском. О первом члене Все мы, христиане, должны веровать в Бога, ибо без веры невозможно угодить Ему. Но веровать мало: надо открыто, перед всеми признавать, что мы – православные христиане, т. е. исповедовать веру так, чтобы ничто: ни прельщения, ни угрозы, ни мучения, даже смерть – не могли заставить нас отречься от веры в истинного Бога и в Господа нашего Иисуса Христа. Бог один. Он есть Дух вечный, всеблагий, всеведущий, всеправедный, всемогущий, вездесущий, неизменяемый, вседовольный и всеблаженный. Когда мы говорим о сердце, очах, ушах, руках Божиих, то под сердцем разумеем благость Божию, любовь, под очами и ушами – всеведение Божие, под руками – всемогущество. Бог один по Своему существу, но троичен в Лицах: Отец, Сын и Дух Святой. Троичность Бога, при единстве Божием, есть тайна, которую слабый человеческий ум понять не может. О Святой Троице сказал Сам Иисус Христос, посылая апостолов на проповедь: «Шедше убо научите вся языки (народы), крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Апостол Иоанн говорит: «Три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух, сии Три суть едино». Бог Отец не рождается и не исходит от другого Лица; Сын Божий (Бог Слово) предвечно рождается от Отца; Дух Святый предвечно исходит от Отца. Все три Лица, или Ипостаси, Пресвятой Троицы суть равного Божеского достоинства: Бог Отец есть истинный Бог, Бог Сын есть истинный Бог, Бог Дух Святой есть истинный Бог. Бог называется Вседержителем, потому что Он все содержит в Своей силе и власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zajonc...

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 16 дней Часть вторая Писания Старца Силуана. Предисловие Часть вторая  ПИСАНИЯ СТАРЦА СИЛУАНА «Скучает душа моя о Господе» (из «Писаний» Старца Силуана) ПРЕДИСЛОВИЕ        Предлагая вниманию читателей самое главное, что есть в данной книге, а именно — Выписки из писаний Блаженного Старца Силуана, мы позволим себе предварительно высказать несколько мыслей о его писаниях.          Господь сказал: «Всякий, кто от истины, слушает гласа Моего» (Иоан. 18, 37), а Иоанн Богослов говорит: «Знающий Бога слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас» (1 Иоан. 4, 6).        Мы глубоко в сердце полагаем, что слова эти приложимы к писаниям Старца Силуана. Мы думаем, что кто имеет дух и разум от Бога, чтобы познавать Его, тот в писаниях Старца ясно ощутит веяние Духа Святого.          Писания Старца, человека почти безграмотного, есть слово о том, что ему было дано увидеть; часто слово его по образу своему походит на псалм ы, и это естественно, потому что исходило оно из непрестанной молитвы. Ритм его писаний очень медлительный, что характерно для глубокой молитвы. Он постоянно возвращается на одни и те же темы: Бог, и все небесное, познается только Духом Святым; Господь безмерно любит человека, и любовь эта познается Духом Святым; Дух Святый есть дух воздержания, целомудрия, кротости, смирения; Дух Святый есть дух мира, сострадания, любви к врагам.          Душа Старца, его ум занят немногими мыслями, но эти мысли самые онтологически глубокие, они суть мерило для всего. Кто в глубине своего существа живет этими мыслями, тот чрез них, как чрез таинственную духовную призму, видит весь мир.          Две тысячи лет непрестанно проповедуется слово Божие на всех языках самыми различными образами, а ведь Сам Господь преподал человеку ведение о вечной Божественной жизни в немногих словах. Жизнь Бога превыше всякого образа. Из этой сферы неприступного света, в своем движении к твари, жизнь Божественная передается сначала в простейших и очень немногих бесстрастных «умных» образах, и затем, передаваясь по иерархическим ступеням, все более и более одебелевает, доходя до весьма грубых и ничтожных форм, становящихся уже искажением. Например: ребенка подводят к иконе и учат молиться «Боженьке», причем икона для ребенка, в данном случае, не есть лишь одна из форм благовестия или богословия, но Сам Тот «Боженька», Которому он молится.

http://isihazm.ru/?id=1465

Чрезвычайно трудно разделить действия в мире лиц Пресвятой Троицы, наименовать незримую и таинственную Божественную Силу раздельно именем Отца, Сына и Святого Духа. В Церкви, в истории искупления человеческого рода святые Имена отчасти проясняются для нас. В этом прояснении и состояла работа христианского богословия. Но и для богословия, но и в экономии Церкви Дух Святый остается самой таинственной ипостасью. Богословы согласны в том, что природа и действие Св. Духа являются для нас сокровенными, едва именуемыми. Что же сказать о природе и культуре, которые вообще стоят вне круга зрения теологов? Здесь возможны только гадания, только предчувствия. Но в порядке гаданий и непритязательных мыслей да будет простительно взять слово и не теологу. Прежде всего можно и должно установить, что Дух Святый действует в мире и за пределами Церкви; что если всего яснее и могущественнее действие Его проявляется в таинственной жизни Церкви и в духовной жизни святых, то нет и не может быть места чуждого Его дыханию. «Камо пойду от Духа Твоего и от лица Твоего камо бежу? Аще взыду на небо, тамо еси, аще сниду во ад, тамо еси. Аще возьму криле моя рано и вселюся в последних моря, и тамо бо рука Твоя наставит мя и удержит мя десница Твоя» ( Псал. 138, 7–10 ). Не случайно этот гимн Божественному вездесущию начинается с имени Духа. И все мы знаем и повторяем: «Дух дышит, где хочет», «Где Дух Господень, там свобода», отрицая, вслед за Церковью , возможность нормативного, закономерного, канонического ограничения Его силы, хотя в церковной экономии Его даров действует норма, закон и канон. В какой-то мере действие Духа Святого в мире мыслится нами более объемлющим, чем действие Сына Божия, как Искупителя, хотя не как Божественного Логоса. Спасение вне Церкви, невозможное по законам экклесиологии, допускается нами в свободе пневматологии. Дух Святой говорит устами языческого пророка Валаама и даже его ослицы. Вне Церкви действие Св. Духа раскрывается в мире природы и в мире культуры. Где же и в чем преимущественно перед Отчей силой Творца и разумом Сына? В этих не лишенных опасности поисках мы исходим из единственно надежных догматических символов: Церковь открывает нам Духа Святого, как «животворящего» и «глаголющего пророки». С этим согласны все явленные в Св. Писании пневматофании. В этом направлении – к Духу, источнику жизни и вдохновения, мы и направим свои поиски.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

Закрыть itemscope itemtype="" > О старом и новом стиле Доклад на Московском Всеправославном совещании 1948 года 06.01.2023 779 Время на чтение 31 минут Источник: Благодатный Огонь Один из ученых исследователей вопроса о новом и старом стиле, действительный член Русского астрономического общества Е. Предтеченский говорит, что лишь с эпохи Возрождения стали на Западе заниматься в числе других научных вопросов и пасхальным вычислением. «К несчастью, – заявляет он, – едва поняв устройство Александрийского канона, и поняв, может быть далеко не как следует, западные пасхалисты вскоре захотели быть реформаторами и самонадеянно взялись за исправление прекрасно исполненного труда». По словам Предтеченского, «если бы эпоха Возрождения началась одновременно как на Западе, так и на Древнем Востоке Европы, если бы несчастные обстоятельства не загубили в конец образованности в древних Христианских Церквах в Византии... если бы александрийские традиции и образованность первых веков не прерывались на Востоке, то едва ли бы возможно было и все преобразование, сделанное папою Григорием XIII» . К этим словам Предтеченского мы должны добавить, что появление календарной реформы папы Григория XIII обусловливалось не только отсутствием должного понимания и усвоения западными пасхалистами Александрийского канона с его пасхальным вычислением и падением научности на Востоке, но главным образом их неверием в Святую Церковь, точнее в то, что в ней живет и действует Дух Святый, как источник всякой истины. Если бы Римско-католическая церковь имела эту веру, то она в лице папы и своих ученых пасхалистов не стала бы подвергать изменению канонические правила, положенные в основу нашей старостильной Пасхалии, через которые Дух Святый выразил истину, не подлежащую изменению. Мы имеем в виду прежде всего 7-е апостольское правило: «Аще кто епископ или пресвитер или диакон святый день Пасхи прежде весеннего равноденствия с иудеями праздновати будет, да будет извержен из священного чина» . Сюда же относится и 1-е правило Антиохийского Собора, которое гласит:

http://ruskline.ru/opp/2023/01/06/o_star...

О Таинстве святого Миропомазания I. Православное учение о таинстве святого Миропомазания Миропомазание получило начало свое, с того времени, как Дух Святый сошел на Апостолов (Деян. гл. 2),запечатлев их Божественной Своей благодатью, дабы они постоянно и неослабно проповедывали веру Христову. В такой помощи имеют нужду и крещаемые. И как тогда Дух Святый сошел на Апостолов в виде огня и излил на них дары Свои, так и ныне, когда священник помазывает миром крещаемого, изливаются на него свыше дары Святого Духа, что видно из слов, которые должен говорить священник при совершении сего таинства: печать дара Духа Святого. Аминь. Он как бы так говорит: «чрез помазание сим святым миром на тебе запечатлеваются и утверждаются дары Святого Духа, которые ты получаешь в укрепление христианской веры твоей». Сие согласно и со словами Апостола: «утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас, есть Бог, который и запечатлел нас, дал залог Духа в сердца наши. ( 2Кор. 1:21–22 ). Сие помазание миром, или лучше сказать, сие действие помазания во времена Апостолов совершалось чрез возложение рук; ибо Писание говорит: тогда возложиша руце на ня, и прияша Духа Святого ( Деян. 8:17 ). После Апостолов дары Духа Святого стали передаваться чрез помазание миром, как свидетельствуст святый Дионисий Ареопагит , ученик блаженного Павла (Церков. Иерарх. 2:1). Для таинства миропомазания требуется, чтобы миро освящено было верховным епископом, и чтобы оно составлено было из приличного вещества, как-то: елея, бальзама и других мастей. За тем требуется, чтобы священник непосредственно после крещения помазал известные члены крещаемого, произнося сии слова: печать дара Духа Святого. Аминь. От сего таинства происходят таковые плоды: во первых, как чрез крещение мы возрождаемся, так чрез помазание святым миром делаемся причастниками Святого Духа, утверждаемся в вере Господней, и возрастаем в Божественной благодати, по словам Апостола: Спасе нас по Своей милости банею паки бытия и обновления Духа Святого Его же излия на пас обильно, Иисус Христом Спасителем нашим ( Тит. 3:5–6 ). Во вторых, силою Святого Духа мы столько делаемся твердыми и крепкими, что духовный враг не может нанести никакого вреда думе нашей. Сие таинство не повторяется, разве только для тех, которые, отвергпувшись имени Христова, опять каются в тяжком грехе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Потом заканчивается канон, стихиры – и Святая Плащаница обносится вокруг храма. «Святый Боже, – поется, – Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас». Торжественным напевом, особенным голосом поется это песнопение. Со Святой Плащаницей обходят храм, и вот тут, тот, кто внимательно наблюдает за богослужением, он удивляется: вдруг здесь воскресают из глубокой древности элементы богослужений, которые, казалось бы, давно-давно исчезли. Это — лития после Утрени с чтением Евангелия. Читается Евангелие на Плащанице, но сначала – паремия (Иез. 37, 1-14): «Оживут ли кости сия? Прорц ы на кости сия!..» Поле костей мертвых, они не двигаются, и они не живы. И вот в этом пророчестве Иезекииля читается, как кость к кости движется, как они соединяются, как над ними плоть начинает нарастать, и потом: «Прорцы о Д у се!», чтобы Бог Дух послал. И Он посылает Дух – и они оживают! Это пророчество о Всеобщем Воскресении. Заканчивается ночная служба. А нас Бог зовет И сразу — у нас в храме было так — мы служили литургию Василия Великого, а в Рязанской области был некоторый перерыв, наши прихожане бежали к своей скотине – кому-то чего-то дать, кого-то накормить, потом они снова шли в церковь. И начиналась Божественная Литургия Василия Великого. Вот тут, я хочу вам сказать: целая бездна красоты, величия, созерцания! Какая там философия? Какое там мировоззрение? Тут другое! Как говорил апостол Павел, как он научил нас: «А я, – говорит, – имею ум Христов». Церковь внутри храма открывает нам такие тайны – тайны Божественного, тайны смысла истории, тайны нашего спасения, тайны такой силы – ни одному философу не снилось! Если мы в это войдем, если мы это поймем – мы состоимся как личности, как люди. Вот некоторые говорят: «это мое мировоззрение», но это «зрение» в рамках нашего мира. А нас Бог зовет созерцать не в рамках этого мира, а мира Божественного. И это трудно объяснить, объяснить на словах без звучания песнопений, без текстов, без молитв. Богословие истории Начинается литургия с особого чтения паремий. 15 паремий из Ветхого Завета. И символическое чтение, очень важное чтение: «В начале сотворил Бог небо и землю…»

http://pravmir.ru/pogrebeniem-tvoim-zhiz...

Святая Пятидесятница – день рождения Церкви Христовой. «Пятдесятницу празднуим, и Духа пришествие...» (Стихира на «Господи воззвах»). Когда на Тайной Вечери Апостолы печалились о предстоящей им разлуке со своим Божественным Учителем, Он изрек им утешительное обещание:  «Не оставлю вас сиры»...   «Аз умолю Отца, и иного Утешителя даст вам, Да будет с вами во век – ДУХА ИСТИНЫ»   ( Ин. 14, 16 )....  «Егда же приидет Он, Дух истины, наставит вы на всякую истину»   ( Ин. 16, 13 ):  «Той вы научит всему и воспомянет вам вся, яже рех вам»   ( Ин. 14, 26 ). И вот это обещание Свое Господь исполнил через 10 дней по вознесении, в 50-ый день после Своего преславного Воскресения из мертвых. Обещанный Им «Утешитель» Дух Святый сошел на Апостолов, и с этого момента явилось на земле «Царствие Божие, пришедшее в силе», о котором неоднократно говорил раньше Господь ( Мк. 9, 1 ):  ЦЕРКОВЬ ХРИСТОВА,  которая есть не что иное, как сокровищница постоянно пребывающей в ней благодати Духа Святаго. Вот почему Святые Отцы именуют нередко день Пятидесятницы днем рождения Церкви Христовой, основать которую еще во время Своей земной жизни обещал Христос, когда говорил:  «Созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей»   ( Матф. 16, 18 ). Для чего нужна Церковь ? Церковь это как бы корабль, который везет нас к тихому пристанищу вечной блаженной жизни, спасая нас от потопления в бушующих волнах житейского моря, руководимый дивным, премудрым Кормчим – Духом Святым. Церковь Христова – это Царство Духа Божия. Дух Божий неизменно пребывает в истинной Церкви Христовой и одухотворяет ее, исполняя Собою души всех истинно-верующих. Вот почему так велик и славен день Пятидесятницы, который и именуется поэтому «конечным» и завершительным праздником, в кругу всех прочих праздников христианских. Не напрасно великий отец Церкви св. Златоуст называет его «столицей праздников». Велик и славен праздник Рождества Христова, несравненна слава «праздника праздников и торжества торжеств» преславного Воскресения Христова, но ни от того ни от другого не было бы нам никакой пользы, если бы не сошел в день Пятидесятницы Дух Святый. В этот день нисшествием Духа Святаго завершилось все величественное дело «домостроительства Божия» – дело спасения падшего рода человеческого от греха, проклятия и смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Скачать epub pdf ТРИЕДИНСТВО БОЖЕСТВА ОБЩЕЕ УЧЕНИЕ О ТРИЕДИНОЙ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛЮБВИ Краткое изложение основных воззрений Православной Церкви на догмат Пресвятой Троицы. – Взаимоотношения любви между Тремя Единосущными Лицами Божества. – Три признака существенного излияния любви Пресвятых Лиц на тварный мир: а) самопредание Любимым, б) чистота, в) неизреченное милосердие. – Милостивая любовь Триединого Божества в миротворении и в Промышлении о вселенной и о человеке. – Искупление падшего человеческого рода как наивысший момент обнаружения в мире Триединой Любви. – Христианский опыт союза любви с Пресвятой Троицей. – Возможность и путь исследования вопроса о чертах преимущественного выражения любви Лицами Пресвятой Троицы. – Переход к учению о личном характере любви Небесного Отца. ВЕРУЮ ВО ЕДИНАГО БОГА ОТЦА... И ВО ЕДИНАГО ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА, СЫНА БОЖИЯ... И В ДУХА СВЯТАГО, ГОСПОДА. 1-й, 2-й и 8-й члены Символа веры Принятое Православной Церковью учение о Боге, Едином по Существу и Троичном в Лицах, сводится к следующим положениям. 1) В Существе Божием пребывают во Отце Сын со Святым Духом. Отец бездетно родил Сына, соприсносущного и сопрестольного; и Дух Святой пребывает во Отце, прославляемый с Сыном. Святый Бог (Отец) все соделал Сыном при содействии Святого Духа. Святым Крепким (Сыном Божиим) мы познали Отца. Им и Дух Святой пришел в мир. Святый Бессмертный Утешитель Дух, исходя от Отца, почивает в Сыне. 2) Единое Божество есть «трисолнечная заря, сияющая в тварях» «тройственным светом» «в одной заре». «Свет Отец, Свет Его Сын, Свет Утешительный Дух сияют как бы от одного Солнца». Но при этом «нераздельный Свет Единого Естества разделен начертаниями» в действии Лиц. 3) «Отец источает свет Божества в Сыне и Святом Духе». Равно в «свете Слова видим свет Отца, свет и Духа» или сияние Их невещественного Божества. Так как «Сын Божий всегда есть со Отцом, как заря во свете», то «имеет в Себе все Отеческое достояние и всажденным в Себе носит всего Духа, соприсносущного Отцу».

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

388. Слово по освящении храма Воскресения Христова, устроенного при доме его сиятельства графа Алексея Кирилловича Разумовского (Говорено 30 июля; напечатано отдельно и в собр. 1820 и 1821 гг.) 1816 год Едино просих от Господа, то взыщу: еже жити ми в дому Господни вся дни живота моего, зрети ми красоту Господню, и посещати храм Святый Его ( Ncaл. XXVI. 4 ). Не дивно было бы, если б искомое Давидом «единое» было вечное пребывание в дому Отца небесного, ибо единое сие очевидно было бы все. Но Давид говорит здесь о благе, которым думает украсить «дни живота своего»; желает утешения «посещать храм Господень», которое также принадлежит времени. А для времени мало ли чего можно бы «просить от Господа»? Например: долгоденствия, благоденствия, здравия, богатства. И кто может исчислить желания и помышления, непрестанно исходящие из глубокаго источника сердца человеческого? Мало ли чего " искать» имел бы нужду самый Давид? Например: избавления от врагов, побед, мира, счастья семейственного, блага народного, и еще более чего и действительно искал он в молитвах своих – «исторжения души своей от львов» ( Nc. XXXIV. 17 ) невидимых, «избавления от тайных» ( Nc. XVIII. 13 ) грехопадений, «сердца чистого, духа правого, радости спасения» ( Nc. L. 12, 14 ). Но вот его помышления, желания, молитвы, сближаются, соединяются и все сокращаются в едином прошении: «едино просих». И дабы кто не подумал, что у него единое прошение на один только случай потребы, он присовокупляет, что и в иное время не «взыщет помыслов многих» ( Ekkл. VII. 30 ), а всегда того же, что назвал единым: «то взыщу». И чего же столь прилежно просит и столь ревностно ищет? – «просих, и ... взыщу», «еже жити ми в дому Господни вся дни живота моего, зрети ми красоту Господню, и посещати храм Святый Его». Ищу, говорит он, и буду искать токмо близости к Богу. Благословен «даяй молитву молящемуся» ( 1Цap. II. 9 ), и сам же «творяй волю боящихся его» ( Nc. CXLIV. 19 ). Вы стоите ныне, боголюбивые посетители новоявленного дома Божия, вы стоите здесь свидетелями того, как Господь благоволит нисходить к желанию ищущих общения с Ним. Се «освятил есть селение свое Вышний» ( Nc. XLV. 5 ), и, просившему, осязательно дарует «еже жити в дому Господни, зрети красоту Господню, и посещати храм Святый Его». Но войдем несколько далее, поколику возможем, в дух изречения Давидова о близости к Богу. Как, при толикой скудости человеческой и при толиких щедротах Божиих, близость к Богу есть единственное просимое? И как, при всегдашней близости Бога к человеку, близость человека к Богу есть всегдашнее искомое?

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010