9-го числа вечером, был я у члена Синода, Придворного протоиерея Ив. Вас. Рождественского 52 – моего почтенного земляка. С ним у меня была очень продолжительная и искренняя беседа. Шла речь, между прочим, 1) о моём назначении сначала на Курскую, а потом на Харьковскую епархию; в Харьков предполагали было перевести Нижегородского Архиепископа Иоанникия 53 , но отложили, потому что он недавно (именно в 1873 г.) перемещен был с Саратовской кафедры на Нижегородскую; 2) о назначении на моё место преемника в Витебск; – предположено было сначала определить на Полоцкую кафедру Преосвящ. Иосифа 54 , епископа Ковенского, Викария Литовской епархии, а епископа Чебоксарского, викария Казанского, Викторина – на кафедру Смоленскую; но, при рассуждении об этом в Синоде, кто-то из светских чиновников заявил, что неудобно Викторина посылать в Смоленск: ведь он там встретит многих священников и даже протоиереев, сеченных им розгами, когда он был в Смоленской Семинарии Инспектором (1853 – 57 г.); заявление это произвело своё действие; назначение было изменено: в Смоленск послали Иосифа, а Викторина назначили моим преемником на Полоцкую кафедру; 3) о перемещении на Ярославскую епархию Херсонского Архиепископа Димитрия 55 без его ведома и, вопреки его желанию, но по проискам брата его, Петербургского протоиерея Муретова; между тем как Ярославской кафедры домогались Экзарх Грузии, Архиепископ Евсевий 56 , Варшавский Архиепископ Иоанникий 57 и Каменец-Подольский Леонтий 58 ; 4) о переводе Свящ. Писания В. Завета с еврейского языка на русский; из переводчиков никто не знал основательно еврейского языка: перевод сделан на основании святоотеческих толкований свящ. книг; 5) о самовольном и безотчетном распоряжении Обер-Прокурора делами по духовно-учебным заведениям и в частности о назначении ревизоров, коим предположено было возвысить оклады жалованья, но Иван Васильевич 59 воспротивился; 6) об отношениях ко мне Графа Д. А. Толстого 60 будто бы неблагоприятных; 7) о мнениях Архиереев и Консисторий о проекте духовно-судебной реформы; одобряя моё мнение по сему предмету, Иван Васильевич в то же время очень неблагосклонно отозвался о мнении Полоцкой Консистории, столь превознесенном клевретами известной партии; 8) Иван Васильевич порицал действия и отношения ко мне протоиерея Юркевича 61 и священника Матвея Красовицкого 62 ; 9) о Преосвященном Никаноре 63 , епископе Аксайском, викарии Донской епархии; дошли до сведения Государя очень невыгодные отзывы о его действовании на Должности Ректора Саратовской Семинарии (1857–1865 г.), так что ему угрожала опасность не быть епархиальным Архиереем.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Перекрестился я и попробовал переставить ногу с одного болта на другой. Рука судорожно ухватила верхнюю соответствующую ступеньку и дело пошло хорошо. Всякий предмет, всякий помысл, всякое ощущение, все, все в сторону! Одно на уме: берись, держись, ставай, переступай... А вот и не за что впереди взяться. Снизу кричат: – Переступайте! Вправо ловите рукой... Словил что-то, тогда как левая рука замерла на своей ступеньке, которую должна уступить ноге, и сама идти за правою. Тело неизбежно должно повиснуть. Момент крепко нехороший. Но расстояние между лестницами так незначительно, что диагональное направление корпуса почти мгновенно перешло опять в прямое, и я утвердился на второй лестнице. Да! правда, что в подобном критическом положении руки и ноги сами узнают и находят, что и как нужно сделать. Равно и то правда, что волей-неволей поищешь отдыха после такого salto mortale. Переход со второй лестницы на третью уже не представлял мне прежней трудности, а на четвертую я переступил, думаю, ничуть не хуже следовавшего за мною через одну лестницу о. Тимофея. Наконец, прямо над головою моею раздается человеческий голос. Слышу, да не различаю слов, – не тем занята. Дрожащая рука, ищущая по привычке впереди еще и еще, как якоря спасения, болта, вдруг крепко охватывается другою встречною рукою. Магнетически пропадает при этом напряжение мышц во всех моих членах, я отдаюсь влекущей силе и весь расслабленный втаскиваюсь в дверцу, о которой никакого представления уже не оставалось у меня в мыслях. Осмотревшись, я увидел себя в малой комнате, устланной ковриком с мягкими подушками. Отвязали от меня ненужную веревку и уложили меня так, что по всему телу разошлось блаженное ощущение покоя, испытываемого разве только выздоравливающим после тяжкой болезни. Одно механическое упражнение в дыхании заменяло для меня все на целые 7–8 минут. Мало-помалу улеглась судорожная тревога оконечностей рук и ног, и я почувствовал силу располагать ими по произволу. Открылась беседа с давно уже ожидавшим сего момента о.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

С. 497–498. Я отыскивал его между портретами г-на Краевского, г-на Старчевского — изданных г-ном Мюнстером и которых уже издано теперь, может быть, до ста лиц… — А. А. Краевский (1810–1889) — журналист-предприниматель, умеренный либерал. А. В. Старчевский (1818–1901) — журналист; с конца 1840-х годов — помощник О. И. Сенковского по изданию «Библиотеки для чтения», затем фактический редактор этого журнала до 1856 г., с 1856 г. — редактор журнала и впоследствии газеты «Сын отечества» (до 1870 г.). А. Э. Мюнстер (род. 1824) — литограф. Издавал (первоначально отдельными выпусками) «Портретную галерею русских деятелей», в которую вошло 200 литографированных портретов с биографическими очерками (2 т. СПб., 1865 и 1869). О выходе очередных выпусков «галереи» постоянно сообщалось в печати начала 1860-х годов. 275 С. 498. Ода петербургских камелий Новому Поэту. — Эта «Ода» Д. Д. Минаева по форме пародирует ряд стихотворений Н. А. Некрасова. 276 С. 498. Лишь о камелиях вышел с рассказами Новый Поэт. — Среди «Очерков из Петербургской жизни Нового Поэта» (ч. 1–2. СПб., 1860) помещены: «Дама из петербургского полусвета», «Камелии», «Шарлота Федоровна» (последний очерк также посвящен истории одной из петербургских «камелий»). 277 С. 498. Пусть враг прогресса —//Новый Поэт от хулы Аскоченского//Юных камелий спасет. — В. И. Аскоченский (1813–1879) — реакционный публицист, редактор-издатель журнала «Домашняя беседа для народного чтения». В «Домашней беседы» за 1859 г. в статье «Аномалии в мире литературном», говоря о появлении в 1859 г. всевозможных юмористических листков: «Смех», «Пустозвон», «Сплетник», «Муха» и т. д., — Аскоченский сообщал, что «Муха» предлагает «безнравственный и соблазнительный рассказ под названием „Камелия“» (с. 411). В связи с этим фельетонист «Светоча» Д. Д. Минаев, иронизируя над Аскоченским, «смело и открыто нападающим на окаянный прогресс, цивилизацию и цивилизаторов», стремящихся к исправлению «некоторых заблудших овец, именуемых камелиями», писал: «…сильно подействовал протест г-на Аскоченского на петербургских камелий. Они надели власяницы, постились, посыпали главу свою пеплом и в заключение попросили одного знакомого им поэта сочинить в стихах благодарственный гимн г-ну Аскоченскому». Далее приводится и самый «гимн» (Светоч. 1860. С. 57–63). 278

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Relandi, De religione mohamedica libri duo. Trajecti ad Rhenum, 1717. Духовный вестник, 1865 г. т. X, ст. «Магоммед. Происхождение ислама ». М. Петров. Хилиазм первых трех веков христианства. Я. Алфионова, Казань, 1875. Theologische studien und kritiken, ст. Iesusmythen des Islam. Gustav Rösch, 1876. Иисус Христос и Его время. Пресансе. СПб. 1869. Православный Собеседник, 1872 г. ст. «Мухаммеданское учение о Пресвятой Троице вообще и Ипостаси Св. Духа». Н. Остроумов . 1875. ч. I. Характер и влияние ислама , Арнольда. Пер. с англ. А. В-в. ч. III. Библия и Коран, Арнольда. Пер. с англ А. В-в. 1878 г. ч. I–III, Апология исламизма новейшей английской работы. П. Заринский. Миссионерский противомусульманский сборник. III выпуск Н. Ильина. Доказательства не поврежденности книг священного Писания Ветхого и Нового Завета. IV выпуск Н.И. Остроумова. Критический разбор мухаммеданского учения о пророках. VI выпуск Историко-критическое введение в Коран, Вейля, пер. с нем. Е. А. Малова. VII выпуск А. Заборовского. Мысли Аль-Корана, заимствованные из христианства; Я. Фортунатова. Места Корана, благоприятные для обращения мухаммедан в христианство. Что Мухаммед заимствовал из христианства, Арнольда. Пер. с англ. А. В-в. VIII выпуск Св. А. Светлакова. История иудейства в Аравии и влияние его на учение Корана. XI выпуск Н. Разумова. Историческое значение Мухаммеда. XIV выпуск Е. Н. Воронца. Мировоззрение мухаммеданства и отношение его к христианству. XVII выпуск М. А. Машанова . Очерк быта арабов в эпоху Мухаммеда, как введение к изучению ислама. Происхождение и характер ислама. Н. Ильина, 1876. Духовная Беседа. Краткий очерк вероучения и практики магометан и о душеспасительных отношениях их к христианству. Т. XIII, 28 и 29. Еврейские тайны. Зарецкий. Одесса, 1873. Что такое Коран? Н.И. Остроумова. Ташкент. 1883. Исторический очерк отношений между христианством и мухаммеданством. Н.И. Остроумова. Петербург. 1888. Simon, Histoire critique du V et N. Testament. Происхождение и характер коранических сказаний о новозаветных лицах и событиях

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Долгое время сочинения К. были в забвении, пока их не открыл рус. историк П. А. Бессонов. Более века продолжались споры вокруг имени К., в 1983 г. в честь 300-летия со дня его смерти в Загребе состоялся Международный симпозиум, положивший начало переизданию его сочинений и переоценке его творчества. Соч.: Собр. соч. М., 1891-1892. 3 вып.; Русское гос-во в пол. XVII в.: Рукопись времен царя Алексея Михайловича. М., 1859-1860. 2 ч. [в 6 вып.]; О Промысле. М., 1860; Белокуров С. А. Ю. Крижанич в России. М., 1901-1909. 3 вып.; Политика. М., 1965, 19972; Sabrana djela. Zagreb, 1983-1984. 2 knj.; Сочинение Ю. Крижанича «Беседа о суеверии»: (Текст, перевод, комментарии)/Публ.: Ю. П. Аввакумов//БТ. 1986. Сб. 27. С. 220-245. Лит.: Добротворский И. М. Послание Ю. Крижанича царю Феодору Алексеевичу//Известия и УЗ Казанского ун-та. 1865. Т. 1. Вып. 1. Отд. 2. С. 1-21; Бессонов П. А. Ю. Крижанич, ревнитель воссоединения церквей и всего славянства в XVII в.//ПО. 1870. Т. 1. 1. С. 129-159; 2. С. 338-394; 4. С. 661-723; 5. С. 854-871; Т. 2. 11. С. 646-702; 12. С. 800-830; Jagi V. ivot i rad J. Kriania. Zagreb, 1917; Шмурло Е. Ф. Юрий Крижанич: 1618-1683// Он же. Римская курия на Русском Православном Востоке в 1609-1654 гг. Прага, 1928. С. 138-173; Епифанов П. П. Происки Ватикана в России и Ю. Крижанич//ВИ. 1953. 10. С. 18-36; Из рукописного наследства Ю. Крижанича//ИА. 1958. 1. С. 154-189; Гольдберг А. Л. Ю. Крижанич о рус. обществе сер. XVII в.//История СССР. 1960. 6. С. 71-84; idem (Goldberg A. L.). J. Kriani i Rusija//Historijski zbornik. Zagreb, 1968/1969. God. 21/22. S. 259-281; ivot i djelo J. Kriania: Zb. radova. Zagreb, 1974; Пушкарев Л. Н. Ю. Крижанич: Очерк жизни и творчества. М., 1984; Znanstveni skup u povodu 300. obljetnice smrti J. Krizanica, 1683-1983: Zb. radova. Zagreb, 1985-1992. 4 t.; Аввакумов Ю. П. Славянофил? Миссионер? Экуменист?: (Личность и богословская мысль Ю. Крижанича)//БТ. 1986. 27. С. 245-256; Golub I. Kriani. Zagreb, 1987; Никоненко В. С. Идеи европейского возрождения и Римско-католической образованности в России// Он же. Русская философия накануне петровских преобразований. СПб., 1996. С. 53-118; Вальденберг В. Е. Древнерусские учения о пределах царской власти: Очерки рус. полит. лит-ры от Владимира Святого до кон. XVII в. М., 2006. С. 333-347; Зайцева Л. И. Русское гос-во в промыслительном богостроительстве: (По Ю. Крижаничу). М., 2006.

http://pravenc.ru/text/2459065.html

м Фотинии и, быть может, с упоминанием в нем о чудесном даре мученицы – прогонять от людей трясавичную болезнь) и, завязав эту выпись в ветошку дают больному носить ее па шее несколько дней (три девять), а потом заставляют больного или проглотить самую записку, или сжечь ее вместе с ветошкой на страстной (четверговой) свече и съесть оставшийся от нее пепел». (Руковод. для сел. паст. 1865 г. 11). Нередко больные лихорадкою дают обет в случае своего выздоровления написать, или приобрести икону св. м. Фотинии, вследствие чего в селах Владимирской губернии, где процветает торговля иконами, суздальского произведения, заказываются и продаются иконы ее в самом большом количестве, как целительное врачество против лихорадки. В Холуе (где находится – мастерская подобных икон, не редко свирепствует лихорадка, так как село расположено в болотистом месте и в весеннее время большею частью заливается полою водою), наравне со св. Сисинием чтится и св. м. Фотиния. Холуйские жители, в недавнее время по обету устроили в Борковской Николаевской пустыни придел в честь св. м. Фотинии, вследствие чудесного дара его исцелять от лихорадки (Сарат. Еп. Вед. 1871). Основанием чтить св. Фотинию исцелительницею от лихорадки могло служить сказание Пролога о чудесном исцелении Фотинею дукса Севастиана от болезни, во время которой он разжегся лицем и паде на землю от зелъныя великия и лютыя болезни (Пролог. 20 март.). Г. Калинский (в Душ. Чт. 1872 г. март) приводит в основание почитания св. м. Фотинии исцелительницею от лихорадки то, что м. Фотиния вместе с другими женами осталась невредимою от смертного зелия, какое им дал волхв (см. Прол. 20 март.). Самое время празднования памяти св. м. Фотинии 20 марта, весеннее время, способствующее развитию лихорадки, конечно, имело свою долю влияния на почитание св. Фотинии, как исцелительницы от лихорадки. Быть может, и беседа Спасителя с Самарянкою при кладязь не была упущена из виду народом и это обстоятельство принято было к сведению страдавшими лихорадкою, так как лихорадки живут по народному мнению в воде: в колодцах, озерах, болотах, реках.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Тонкий туман – дождь мешал определить глазом расстояние ее от нас, и оттого не мало раздражало нас нескорое приближение наше к ней. Досада изливалась разумеется на лошадях, ни в чем неповинных, с трудом волочивших ноги по топкой земле. Нечем было развлечь себя на ровнейшей Равне, даже, говоря применительно к непогодному состоянию души, не к чему было придраться. Деревня Кожак, долго сливавшаяся перспективно с Ресною, когда открыла нам за собою еще целое поле до последней, прибавила нетерпения, грозившего перейти в озлобление. Но всему есть конец. В Ресну мы въехали, когда она только что проснулась. Улица ее была еще пуста. И не спрашивая мнения друг друга, мы у первого хана городского сошли с мокрых лошадей и поспешили забраться в сухую, но далеко не теплую комнату. Узнавши, что за гости пожаловали в хан, содержатель его, болгарин рассыпался перед нами в бесконечных услугах, из коих самая ценная была жаровня с горячими углями, отогревшая мне окоченелые руки. За нею, конечно, следовал наш дорожный самовар, положивший конец злостраданиям нашим на сей день. – А ведь всего в шести часах мы находимся от Битоля, – сказал внушительно председатель компании. – Что же! Не вернуться ли назад? – вертелся у меня на языке ответ, но, к счастью, не сорвался с него. А то вышла бы обида человеку, решившемуся ни за что, ни про что быть нашим проводником и охранителем в дороге. Он имел полное право быть недовольным нашею вчерашней экскурсией. – Да, столько и приходится по нормалу для 7-го часа утра, – ответил я. – Положим, что мы вчера ночью прибыли сюда. Ну, вот теперь проснулись, и распиваем чай себе. Все в порядке вещей. – Зато преспали у Преспы, – принимая мою сторону, каламбурит мятый голосок. Приведенный им глагол оказывается, однако же, не оборотим, и беседа прекращается. Между тем в околотке уже разнеслась весть, что наехали русские чиновники, да еще из самого Цариграда. Родолюбцы Ресненские не могли оставаться равнодушными к такому событию. Поминутно стали показываться в дверях комнаты типические лица болгарские в синих джюбе и красных фесах с приветствием о „добром дошествии“ нашем до их родного гнезда.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Наконец, Елеосвящение, как духовное врачевство, быв принято недужным, не отменяет употребления естественных средств, Господом данных для врачевания наших болезней, О болящем, и после св. помазания, должно иметь всяческое попечение, приглашать врачей, давать лекарства и другие принимать меры к его облегчению и выздоровлению. «Сын мой, поучает премудрый сын Сирахов, в болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу, и Он исцелит тебя. Оставь греховную жизнь, и исправь руки твои и от всякаго греха очисти сердце. Вознеси благоухание и из семидала памятную жертву, и сделай приношение тучное, как бы уже умирающий. И дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен. В иное время, и в их руках бывает успех. Ибо и они молятся Господу, чтобы Он помог им подать больному облегчение и исцеление в продолжение жизни ( Сир. 38:9–14 , по русскому переводу)». Так, и по совершении богослужебных обрядов об исцелении болящего, словом Божиим внушается ему пользоваться искусством врачей, с надеждой, по милости и при помощи Божией, получить облегчение и исцеление к продолжению жизни. 675 В Вульгате Сикста V u Kлuмehma VIII, также – у Тишендорфа: inducat. Преосв. Феоф. Прокопович, по изданиям другого рода, употреблялъ: advocet. 676 В означенной Вульгате и у Тишендорфа: orent super eum. У преосв. Феофана. qui pro illo orent. 678 Писания.... II, 377. Здесь говорится об обязанности вообще. В другом месте эта обязанность внушается тяжко болящим (там же, стр. 522). 704 Carolus Kozma de Papi, Liturgica Sacra.... p. 260. Coot Rituale Romanum, tit. 7, cap. 1. De Sacram. Extr. unct. 707 Макария, Догмат. IV, 296–297. Хр. чт. 1880 г. янв. – февр., стр. 99. Сильвестра  Догмат. V. 51. 727 В «Пособии к Уставу» о. прот. Никольского изложен полный буквальный текст Требника П. Могилы о сокращенном Елеосвящении (стр. 711). 742 Rituale Roman, t V, cap. I, De Sacramento... Cf. Gaume, Catecbisme Jt Perseverance, t. IV. Paris. 1854, pag. 266. 751 Кроме приведенных выше фактов, см. «Письма святогорца», Спб., 1856 г. I, 240–241. «Домашняя Беседа», 1865 г. Ill, 59–66. 761 Павлова, Номоканон при Б. Требн., стр. 45, о прорицании. См. также вопрошения в чине исповедания грехов – в Требнике. Читать далее Источник: О тайне святого Елея : [Исслед. об ист. развитии чиносовершения Елеосвящения]/Прот. Михаил Архангельский. – С.-Петербург : Тип. Тренке и Фюсно, 1895. - 264 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Arhange...

А. Ф. Лосев 544 Во II книге «Воспоминаний о Сократе» излагается длинная беседа Сократа с Аристиппом о наслаждении и умеренности. 545 Игра слов: «Собачий хвост» (Киносура) – название мыса в Аттике. Смысл: «писано прихвостнем киника». 546 Портик на афинской агоре, построенный в V в. до н. э. и расписанный лучшим тогдашним художником Полигнотом. По-видимому, при Тридцати тираннах это было место судебных заседаний и с тех пор избегалось. 547 Притания– десятая часть афинского Совета пятисот (50 человек от одной из афинских фил), ведавшая делами в течение одной десятой части года, – род временного президиума афинского государственного совета. 552 В подлиннике: «Даже слоги были бы короче» – слово philosophos состоит из одних кратких слогов, 557 По Аммонию, софизм «Жнец» имел такой вид: «Если ты жнешь, то жнешь, а не «может быть, жнешь, может быть, нет»; если не жнешь, то не жнешь, а не «может быть, не жнешь, может быть, жнешь»; стало быть, никакого «может быть» вообще не существует, и все совершается только с необходимостью». 561 Преувеличение. Хронологические данные о жизни Зенона сбивчивы; наиболее вероятные из них см. в хронологической таблице. 567 Перевод по конъектуре Менагия, принятой Лонгом; возможна и конъектура «...а в своих распорядках...» (Апельт). 570 Нижеследующий компендий стоического учения, очень содержательный и толковый, составлен по какому-то учебнику приблизительно конца I в. до н. э. 576 Слово «море» в аттическом диалекте произносилось tha-latta, в ионийском – thalassa; слово «день» в аттическом – he-mer, а в ионийском –hemer. 580 «Определение» – horos; «начертание» – hypographe.»Omдaчa собственного«, т. е. Формулировка собственного значения слова. 591 В параграфе несколько лакун, восполняемых по смыслу; в конце параграфа возможна еще более обширная лакуна. О софизмах см. выше, II, прим. 101. 593 Тема знаменитого Клеанфова «Гимна Зевсу» (см. пер. Г. Р. Державина. – «Сочинения», т. 2. СПб., 1865, с. 323). 594 К своеобразному употреблению слова «величина» ср. Сенека, письмо 71: «Сократ говорил: истина и добродетель одно и то же. Как истина не может быть больше или меньше, так и добродетель. У нее есть собственная величина: полнота».

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/o-z...

2701 Для τ καιν LIV, 30:3 проф. Н.А. Заозерский замечает (стр. 349, 1): «вероятно, здесь разумеется национально-религиозный союз». Хорошо пояснение, ничего не разъясняющее, но еще лучше того «вероятность», когда всенесомненно, что это – τ κοινν τς σας в самом определенном и общеизвестном смысле!… Если об этом предмете мой оппонент не помнить специальных работ даже на русском языке (хотя бы, напр., переводной – П.Ю. Куля, Провинциальные собрания у Римлян, Харьков 1898), то ведь достаточно указаний по данному вопросу и у проф. П.В. Гидулянова … 2702 Эти справки предназначались и в дополнение к III-мy тому «Журналов и Протоколов Предсоборного Присутствия», но теперь я не имею возможности следить, исполнено ли такое мое желание. 2703 В начале рецензии мы выставили тезис, что новая работа о Ст. или должна основываться на новых архивных источниках, или же она должна подвести итог предшествующим кропотливым исследованиям. Исходя из этого соображения, мы и ставим вопрос, известны ли новому исследователю истории Стоглавого Собора след. труды: 1) О Стоглавом Соборе (Христ. Чтен. 1835, II, 1836, I); 2) Беседа к глаголемому старообрядцу (О Стоглаве) 1835; 3) О Стоглаве (Библ. чт. 1856, 31); 4) Безсонов – Новость в русской литературе, издание Стоглава (День 1863 10, 11); 5) Его же – Еще о Стоглаве ib. 1863 33); 6) Его же Каноническая книга Стоглав или неканоническая (ib. 1861 10, 11, 13); 7) Его же – О Стоглаве (ib. 1863, 8, 30); 8) Добротворский – О Стоглаве Прав. Соб. 1863. 3, 4); 9) Иером. Леонид – Церковный устав XVI в. Стоглав (Изв. Арх. Общ. 1864, 5, вып. 3); 10) О недостатках русского народа, по изображениюш Стоглава XII в. (Прав. Соб. 1865, 6); 11) О Стоглаве – Хр. Чт. 1871, 3; 12) Попов – Описание рукописей Хлудова 1872 (О Стоглаве и др. памятниках); 13) Дьяконов – Стоглав Энциклоп. Словарь Брокгауза п. 62; 14) Никанор – О перстосложении для крестного знамения и благословения СПБ. 1890; 15) Лавров – О вдовых священнослужителях Хр. Чт. 1870, 129; 16) Павлов – Исторический очерк секуляризации церковных земель в России 1. Одесса 1871 (для характеристики церковного быта XVI в.).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010