Архив Пн Министерство культуры Украины официально запретило преподавателям и студентам Киевской духовной академии и семинарии вход в Киево-Печерскую лавру 30 августа 2023 г. 15:42 Министерство культуры Украины официально запретило преподавателям и студентам Киевской духовной академии и семинарии вход и пребывание на территории Успенской Киево-Печерской лавры , где находятся учебные корпуса. Об этом сообщает  «Союз православных журналистов»  со ссылкой на сайт КДАиС. Такое распоряжение прислал Минкульт в письме, подписанном исполняющим обязанности министра культуры Ростиславом Карандеевым. С момента одностороннего расторжения договора государства с Киево-Печерской лаврой в марте нынешнего года, ректор Киевской духовной академии и семинарии архиепископ Белогородский Сильвестр неоднократно обращался к различным инстанциям с призывом не допустить закрытия Киевских духовных школ. Тем не менее, когда 11 августа 2023 года Заповедник закрыл вход на территории Нижней лавры всем посетителям, был также заблокирован доступ к корпусам академии всем преподавателям, студентам и сотрудникам. Пресс-служба КДАиС сообщает, что в тот же день ректор «направил письмо в адрес Министерства культуры и информационной политики Украины, Министерства образования и науки Украины и Государственной службы по этнополитике и свободе совести с историческим обоснованием правовых взаимоотношений КДА и Заповедника, а также с просьбой рассмотреть возможность беспрепятственного доступа к корпусам Киевской духовной академии и семинарии для студентов, преподавателей и рабочего персонала». В ответ и.о. министра культуры Р. Карандеев направил в адрес академии письмо Заповедника от 17 августа 2023 года, где преподаватели, студенты и сотрудники Киевских духовных школ приравниваются к посетителям Лавры и доступ на территорию монастыря и корпусов академии им запрещен. 19 августа Киевская духовная академия и семинария направила еще одно письмо прежним адресатам, где было указано на неправомерность определения преподавателей, студентов и сотрудников как посетителей Лавры, а также содержалась новая просьба предоставить беспрепятственный доступ для них к корпусам Киевских духовных школ. «Однако в ответ от Минкульта поступило письмо, что их позиция осталась неизменной — преподаватели, студенты и сотрудники Киевских духовных школ определяются как посетители Лавры, а потому доступ на территорию монастыря и корпусов академии им запрещен», — сообщают в пресс-службе КДАиС. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 9 апреля 2024 г. (27 марта ст.ст.) вторник 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/6054925.ht...

В следующем 1949/1950 уч. г. согласно новому учебному плану, выработанному на заседании смешанной комиссии из профессоров Московской и Ленинградской духовных академий 3–7 октября 1949 г., предполагалось время, отведенное для изучения иностранных языков в Семинарии, сократить на два часа 155 . Однако в действительности был сокращен только греческий (он стал преподаваться со второго класса Семинарии), а латинский был передвинут с младших курсов на старшие. При этом предполагалось сократить греческий и на 3-м курсе Академии 156 . Однако вскоре в Академии греческий и латынь были снова возвращены в программу третьего курса, что вызвало противодействие со стороны учащихся, принятое во внимание высшим академическим начальством. На заседании Совета 17 октября 1949 г. последним пунктом было заслушано соответствующее прошение студентов «о временном изменении учебного плана»: «В программу 3-го курса в текущем учебном году включены снова греческий и английский языки, которые были нами окончательно сданы в прошлом учебном году и по заявлению преподавателей этих дисциплин программа (по которым) нами была закончена». Далее говорилось о возникшей в связи с этим перегруженности 4-го курса, которая создавала «большие затруднения в подготовке кандидатской работы». В качестве альтернативы учащиеся предлагали перенести с 4-го курса на 3-й церковную археологию и еврейский – вместо греческого и латинского 157 . В целом Совет Академии одобрил студенческую просьбу, временно согласившись на перенос на более ранний курс только еврейского языка. Таким образом, с 1949/50 уч. г. греческому стало отводиться по 2 часа на 2-м, 3-м и 4-м курсах Семинарии и столько же на первых трех курсах Академии, а латинскому – по 2 часа на 3-м и 4-м курсах Семинарии и по 2 часа на первых трех курсах Академии. В данном уч. году И. Н. Хибарин 158 преподавал греческий во 2-м, 3-м и 4-м классах Семинарии и на 1-м курсе Академии 159 , Б. В. Вадковский – на 1-м и 2-м курсах Академии 160 . Н. М. Лебедев преподавал латынь в 3-м классе Семинарии 161 , а Н. П. Доктусов – в 4-м классе Семинарии и на первых трех курсах Академии 162 . Табл. 15. Расписание древних языков в МДАиС (1949–1961 гг.)

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

III . Прошение лектора английского языка Императорской Московской Духовной Академии, кандидата богословия, священника Н.А. Преображенского: —52— «Покорнейше прошу Совет Императорской Московской Духовной Академии разрешить мне представить на соискание степени магистра богословия работу (в рукописи) на тему: «Очерки из истории введения и распространения христианства на британских островах». Определили : Дозволить лектору английского языка священнику Н.А. Преображенскому представить на соискание степени магистра богословия сочинение на указанную в его прошении тему, о чём и представить предварительно на Архипастырское утверждение Его Высокопреосвященства. IV . Отношение Правления Вифанской духовной семинарии от 9 мая с/г. за 606: «Правление Вифанской Духовной Семинарии честь имеет просить Совет Императорской Московской Духовной Академии возобновить существовавшую прежде (до 1910–11 г.) практику выдачи книг из академической библиотеки преподавателям семинарии на равных основаниях с профессорами и студентами Академии. Вифанская семинария находится в особых условиях. Помимо академической и своей фундаментальной библиотек преподаватели её не имеют возможности достать нужных книг. Но своя библиотека бедна, академическая же с 1910–1911 года оказалась закрытой для них. Между тем среди корпорации семинарии немало лиц, занимающихся научным трудом; и закрытие академической библиотеки ставит их в тяжёлое положение. Особенно это должно сказать о молодых преподавателях, не имеющих возможности – по незначительности жалованья – сразу же приобрести все нужные издания; и в отношении настоящего времени, когда даже за деньги нельзя получить иностранных книг. Выписка из Академии через Правление семинарии отнимает значительное время и не всегда удобна. Всё это и заставляет Правление семинарии обратиться в Совет Академии с вышеизложенной просьбой. Возобновление прежде существовавшей практики, как представляется Правлению, не может повредить или как-либо уменьшить продуктивность работ г.г. профессоров и

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

III . а) Сданный Его Высокопреосвященством с надписью: «27 сент. 1916. В Совет Академии – указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода, от 23 сентября за 12195: «По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: 1) прошение окончившего курс Таврической духовной семинарии, сирийского уроженца, Иосифа Абу-Фараха о принятии его в текущем учебном году в Императорскую Московскую Духовную Академию с назначением стипендии, и 2) отзыв по сему прошению Преосвященного ректора названной академии, от 20 августа с/г. 657. Приказали : Обсудив настоящее прошение Иосифа Абу-Фараха, совместно с отзывом Преосвященного ректора Императорской Московской Духовной Академии, Святейший Синод определяет: разрешить Совету названной академии принять Иосифа Абу-Фараха, если он с успехом окончил —123— семинарский курс, в число студентов I курса академии без экзамена, и назначить на содержание его в академии Синодальную стипендию; о чём послать указы Вашему Преосвященству и Киевскому Губернскому правлению, для объявления просителю по жительству его в г. Киев, Кожемякская ул. д. 22. б) Сданный Его Высокопреосвященством с надписью: «8 окт. 1916. В Совет Академии» – указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода, от 4 октября за 12678: «По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: 1) представленное Преосвященным Харьковским, от 20 августа с/г. за 1329, прошение православного галичанина, студента университета, окончившего курс Орловской духовной семинарии по 1 разряду, Георгия Качмара о принятии его в число студентов Киевской или Московской Духовной Академии, 2) отзыв по содержанию сего прошения Преосвященного ректора Киевской Академии, от 28 августа с/г. за 896, и 3) телеграмму Архиепископа Антония по тому же делу. Приказали : Во внимание к ходатайству Преосвященного Харьковского, Святейшей Синод определяет: 1) разрешить Совету Императорской Московской Духовной Академии принять Качмара в число студентов I курса академии и 2) поручить Хозяйственному Управлению отпустить на содержание Качмара в академии потребную сумму в размере, положенном для стипендий сей академии, о чём послать указы Вашему Преосвященству, с приложением аттестата 13 и свидетельства о крещении 68, и Преосвященному Харьковскому, для объявления просителю».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Что касается Академии, которая, через возвращение семинарских возобновлённых зданий к прежнему их назначению, лишится добавочной суммы на жалование наставников, то само собою разумеется, что эта добавочная сумма должна будет впредь отпускаться из духовно-учебных капиталов. Притом надобно обратить внимание и на то, что с возвращением Семинарии в прежние её здания, останется целою в кассе духовно-учебного капитала весьма значительная сумма – не менее 200 000 руб., которая потребовалась бы на постройку новых зданий для Казанской Семинарии». Св. Синод, принимая в соображение всё вышеизложенное преосв. Антонием о необходимости вывести Казанскую Семинарию и училище из настоящих тесных помещений их, особенно в виду преобразования их по новому уставу, согласно с заключением хозяйственного управления в Июле 1867 года, определил: 1) поместить Казанскую Семинарию в возобновлённых после пожара зданиях оной; 2) предоставить Казанскому Преосвященному сделать распоряжение, чтобы уступаемые купцом Даниловым помещения для Семинарии приспособлены были к потребностям Семинарии на счет местных епархиальных средств, и 3) по выводе Семинарии из училищного дома, передать этот дом, за исключением необходимых пока для Семинарии помещений, Казанскому духовному училищу. Таким образом, начатое преосв. Антонием дело о перемещении Семинарии увенчалось полным и желанным успехом и даже ранее предполагавшегося срока. Вместо 1869 г. уже «1-е Сентября 1868 г. в истории Казанской дух. Семинарии, – говоря словами автора этой Истории, – было днём обновления родных стен древней Казанской Семинарии, остававшихся после пожара 1842 г. в решительном запустении» 112 . По совершении Литургии в Петропавловской церкви и молебна с освящением в самом здании Семинарии, в это 1-е число Сентября преосв. Антоний тогда же обратился к начальствующим, учащим и учащимся со следующими словами: «Поздравляю вас всех с освящением родных для вас стен, которые, скажу, малым чем уступают теперь стенам других высших и средних учебных заведений Казани; поздравляю и с возвращением всех под ваш родной кров». Знаменательно должно быть для вас то, что событие сие совершается в первый день нового лета (по церковному счислению) и в год, в который Казанская Семинария празднует свой пятидесятилетний юбилей со времени преобразования, а от основания полуторастолетний, и начнёт новую жизнь. Я, со своей стороны, радуюсь, что Господь привёл меня быть «участником и в благодатном обновлении и в торжестве столь долговечной Казанской Семинарии, чего, быть может, с не меньшею радостью чаяли мои предшественники. Усугубьте же ревность вашу в вашем делании по званию, в которое призваны в новое лето Казанской Семинарии. Призываю на вас и на ваше делание благословение Божие».

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

Свидетельство врача о моем здоровье при сем прилагаю». б) Удостоверение врача Академии А.В. Танина, от 19 октября сего года: «Дано сие студенту III курса Московской Духовной Академии Олесевичу Сергею в том, что он страдает катаром носоглоточной полости, расстройством пищеварения (диспепсия) и неврастенией и нуждается в чистом воздухе и тихой, спокойной домашней обстановке и что поэтому я нахожу необходимым для него перейти на жительство на частную квартиру». Определили: Признать, в виду данного академическим врачом удостоверения, просьбу студента III курса Сергея Олесевича о разрешении ему жить на частной квартире заслуживающею уважения, но, за отсутствием у Совета Академии формальных оснований к её удовлетворению, – представить оную на Архипастырское благоусмотрение Его Высокопреосвященства. XXVI. Прошения вольнослушателей Академии: а) Александра Любимова: «В виду освобождения вакансии в общежитии покорнейше прошу Совет Академии зачислить меня действительным студентом Академии». —555— б) Сергея Петрова: «В виду освобождения вакансии в общежитии Московской Духовной Академии, покорнейше прошу зачислить меня действительным студентом Академии». Справка: Допущенные, по резолюции Его Высокопреосвященства от 27 сентября сего года, к слушанию академических лекций студенты Московской духовной семинарии – Александр Любимов и Сергей Петров, по определению Совета Академии от 31 августа текущего 1911 года, признаны были удовлетворительно выдержавшими поверочные испытания, но не были приняты в число студентов I курса Академии – по недостатку помещения в академических зданиях, – 2) По § 110 лит. б п. 7 академического устава «зачисление в студенты Академии» значится в числе дел Совета, представляемых на утверждение местного Епархиального Архиерея. Определили: Ходатайствовать пред Его Высокопреосвященством о разрешении принять вольнослушателей Академии – студентов Московской духовной семинарии Александра Любимова и Сергея Петрова, за освобождением мест в академическом общежитии, в число студентов I курса Академии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

I. Деятельность Совета Академии В течение отчетного года Совет имел 24 собрания: 1 торжественное в день годичного акта, 9 публичных, из коих 5 по случаю коллоквиумов и 4 при чтении пробных лекций, и 14 обыкновенных. В ряду обычных занятий Совета наиболее важными были: 1) замещение вакантных кафедр в Академии; 2) присуждение ученых степеней; 3) рассмотрение и утверждение представленных наставниками Академии программ по преподаваемым ими наукам; 4) пополнение и устройство академической библиотеки и церковно-археологического музея и 5) присуждение премий и распределение пособий. 1) За оставлением службы при Академии заслуженным ординарным профессором Алексеем Лебедевым осталась вакантною кафедра общей церковной истории. По ходатайству Совета Академии, резолюцией Его Высокопреосвященства от 14 января 1896 года на означенную кафедру перемещен был, согласно его прошению, исправляющий должность доцента (ныне доцент) Академии по кафедре новой гражданской истории Анатолий Спасский; на кафедру же новой гражданской истории Советом Академии избран был помощник инспектора Академии, магистр богословия, Иван Андреев. По прочтении в собраниях Совета 22 —14— и 29 января 1896 года двух пробных лекций: одной на тему по собственному избранию, другой – по назначению Совета, помощник инспектора Андреев резолюций Его Высокопреосвященства от 10 февраля текущего года утвержден в должности доцента Академии со дня избрания, т. е. с 29 января. – В начале отчетного года, по случаю перемещения и. д. Инспектора Академии иеромонаха Кирилла на должность Ректора Казанской духовной семинарии, осталась также вакантною кафедра нравственного богословия. Временное преподавание этого предмета в течении 1895–96 учебного года поручено было Советом Академии, с разрешения Его Высокопреосвященства от 23 ноября 1895 года, и. д. ординарного профессора Петру Казанскому, а кандидатом к замещению кафедры избран был Советом окончивший в минувшем учебном году курс и оставленный при Академии для приготовления к замещению вакантных преподавательских кафедр кандидат богословия Николай Городенский. Другой профессорский стипендиат, кандидат богословия Сергей Смирнов еще в конце минувшего учебного года предназначен был на вакантную кафедру истории русской церкви, временным преподавателем которой состоял в отчетном году наставник Вифанской духовной семинарии А. Беляев. По прочтении кандидатами Смирновым и Городенским в собраниях Совета 19 апреля и 3 мая 1896 года двух пробных лекций каждым, они и были избраны Советом Академии, с утверждения Его Высокопреосвященства, исправляющими должность доцента Академии с 16 августа 1896 г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

§ 4 Пользование стипендией не налагает на стипендиата никаких обязательств. § 5 Стипендия должна быть назначаема лишь в том случае, если сумма процентов с капитала будет равняться сумме, ассигнуемой на ежегодное содержание казенно-коштного студента академии; до того же времени проценты должны быть присоединяемы к основному капиталу для увеличения его до требуемых размеров». Определили: Принять к сведению и руководству. III. а) Копии сданного Его Высокопреосвященством с надписью: «1907 г. Марта 18. В Правление Московской Дух. Академии» – указа на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода от 16 марта за 3172: «По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: предложенный Г. Синодальным Обер-Прокурором, от 22 февраля сего года за 423, журнал Учебного Комитета 93, с заключением Комитета, о замещении должности инспектора в Могилевской духовной семинарии, освободившейся за назначением священника Зефирова ректором той же семинарии. Приказали: Согласно ходатайству Преосвященного Могилевского и заключению Учебного Комитета, назначить помощника инспектора Московской духовной академии Дими- —30— трия Чистилина на должность инспектора в Могилевскую духовную семинарию; о чем и послать Вашему Преосвященству указ». Справка: Вследствие отношения Правления Могилевской духовной семинарии от 24 марта за 336, формулярный список и прочие документы бывшего помощника инспектора Академии Д.К. Чистилина препровождены Советом Академии, при отношении от 28 марта за 852, в Правление названной семинарии с присовокуплением, что по должности помощника инспектора г. Чистилин рассчитан Правлением Академии жалованьем по 15-е марта сего 1907 года включительно. б) Представление Преосвященного Ректора Академии: «г. Инспектор Академии – заслуженный ординарный профессор М.Д. Муретов обратился ко мне с заявлением следующего содержания: «На освободившуюся вакансию помощника инспектора Академии имею честь, согласно § 40 устава духовных академий, рекомендовать кандидата Московской Духовной Академии Константина Владиславлева». – Долгом считаю представить о сем Совету Академии».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Феофилактом Русановым . Утверждение уставов Государем последовало в 1814 г. когда они и отпечатаны, но по петербургскому округу они получили применение с 1809 г. По постановлению Комиссии духовных училищ, первоначально открыта с. -петербургская академия, 17 февраля 1809 г. Затем в собрании 23 февраля 1809 года, по предложению митрополита Амвросия, Комиссия имела рассуждение об устройстве петербургской семинарии и сделала по этому предмету журнальное определение от вышеозначенного числа, в статье 15-й. Постановлено: из тех учеников, которые были в 1 и 2 классах старой Александроневской академии сделать уездное училище, а из классов 3, 4, 5 и 6-го составить с-петербургскую александроневскую семинарию 6 . Затем назначены были начальствующие и учащие для новой семинарии. Митрополит Амвросий ректором во вновь открытую семинарию представлял архимандрита Сергиевой пустыни Порфирия Кириллова, бывшего учителя и префекта в Александроневской академии, но Комиссия вместо него определила ректором, также из бывших александроневских наставников, потом Спасосенновского священника Андрея Максимовича, в начале 1809 г. принявшего монашество, с именем Анатолия, и вскоре возведенного в сан архимандрита; ему одному усвоено и звание профессора (богословских наук). Инспектором назначен вызванный – собственно для академии – из святотроицкой семинарии учитель риторики, иеродиакон Филарет Дроздов , с званием академического бакалавра и с возведением вскоре в сан иеромонаха; ему же поручено и преподавание философии. Из наставников бывшей александроневской академии, допущенных к соисканию бакалаврского звания в новой академии, определены учителями семинарии: Дим. Малиновский, на класс высшей риторики и греческого языка; Дим. Воронов на низший греческий класс и новые языки, но от немецкого он вскоре отказался, «находя себя не в состоянии занимать этот класс»; Андр. Иванов – на историю и географию; вызванный из Харьковского коллегиума для академии, Яков Толмачев определен на класс низшей риторики и математики; И.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Первые должности иеродиакона Филарета в Петербурге. Учительство и инспекторство в семинарии. Посвящение в иеромонаха. Назначение ректором Александро-Невского училища с сохранением прежних должностей. Труды его по преподаванию философии в семинарии и успешные их результаты. Начало особенно близких отношений Филарета к митрополиту Амвросию. Смерть ректора Академии, архимандрита Евграфа, и назначение на его место ректора Троицкой Лаврской семинарии, архимандрита Сергия. Последняя попытка митрололита Платона возвратить к себе Филарета. Назначение его на должность бакалавра богословских наук в Академии. Трудность новой должности, особенно по преподаванию Церковной истории. Прибавление к прежним предметам преподавания нового – Церковных древностей. Неутомимая и многообъемлющая деятельность Филарета как преподавателя. Влияние его на студентов Академии. Первое время (в 1809 и 1810 годах) Филарет был мало известен в Петербурге. О нем знали только в тесном кружке Петербургских духовно-учебных заведений, и там, впрочем, не все вдруг успели как следует узнать и оценить его. Как бывший выдающимся учителем риторики в Троицкой семинарии, он, по тогдашним слухам, и вызван был в Петербург нарочито для преподавания сего предмета в реформированной Петербургской Академии, по слабости прежнего учителя. 26 Это подтверждается и тем, что тотчас, по приезде его в Петербург Комиссия духовных училищ поручила ему составить на латинском языке конспект словесности, в котором требовалось изложить, по каким книгам он предполагал бы преподавать уроки и с каких предметов начать обучение студентов. Конспект был представлен и рассмотрен Комиссией духовных училищ. Особенно близко знавший Филарета как своего бывшего ученика и потом сослуживца по Троицкой Семинарии, ректор Академии Евграф (по рекомендации которого он и вызван был в Петербург) три раза ходатайствовал пред Комиссиею духовных училищ о назначении его бакалавром Академии, но все три раза – напрасно. Помеха вышла от архиепископа Феофилакта, 27 который имел уже своего собственного кандидата на академическую службу – префекта Калужской семинарии, иеромонаха Леонида Зарецкого. Вследствие сего Филарет целый год должен был ждать академической кафедры.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010