Ещё в Духовном Регламенте было сказано, что „место Семинарии не в городе, но в стороне, на веселом месте, угодное, где нет городского шума, ниже частые оказии, которые обычно мешают учению, и находят на очи, что похищает мысли молодых человек и прилежать учениям не попускают» (пр. 19). Между тем возле здания Семинарии городской шум и оказии все более и более увеличиваются, а потому чем далее, тем все яснее становится понятною неуместность настоящего положения Семинарии Казанской и необходимость устроения нового здания Семинарии на месте более пристойном для духовно-учебного заведения. Желая помочь этой нужде Семинарии, в 1825 году управляющий почтовым Департаментом рекомендовал Преосв. Амвросию купить обгорелый дом почтамтский, который по отзыву архитекторов и правления Семинарии оказался негодным к починке. По примерному исчислению на возобновление этаго дома требовалось 93,824 р. Преосв. Амвросий настаивал на устройстве нового здания Семинарии на месте бывших новокрещенских школ, но Преосв. Филарет склонялся более к покупке и возведению построек на почтамтском дворе против Семинарии. После пожара 1842 года решительно возобладала мысль о построении нового здания Семинарии. Профессор Архитектуры Гесс, по поручению духовного начальства составил подробный план на 8 листах, хранящихся в Правлении Семинарии, нового здания Семинарии на 200 человек, с квартирами для начальствующих и учащих, на так называемой „Пасеке», принадлежащей Спасскому монастырю, находящейся недалеко от Академии близ дома умалишенных. В надежде построения этого нового здания для Семинарии, настоящее здание Семинарии с утверждения Св. Синода и на его сумму приспособлялось к торговым помещениям и потом, по отделке, в 1866 году сдано было все в аренду. Может быть дешевизна аренды (6,ооо р.) и возможность иметь за половину ее достаточное помещение для Семинарии побудила Св. Синод отказаться на время от построения нового здания Семинарии, ограничившись отпуском некоторых сумм на устройство разных приспособлений. Но коренная неприспособленность здания Семинарии и неуместность его все более и более ясно чувствовалась Правлением Семинарии и всеми ревизорами Семинарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Протоиереи, состоящие ректорами Семинарий Соколов Александр Васильевич , магистр XVII курса. В 1861 году рукоположен во священника, в 1872 году определен ректором тверской Семинарии, в которой служил наставником, и возведен в сан протоиерея. Щеглов Петр Филиппович, магистр XVIII курса. Служил наставником олонецкой Семинарии. В 1864 году рукоположен во священника. В 1871 г. произведен в сан протоиерея и определен ректором олонецкой Семинарии. Гаретовский Василий Иванович, магистр XVIII курса. Был смотрителем рижских духовных училищ. В 1853 году рукоположен во священника; в 1861 г. возведен в сан протоиерея; в 1868г. определен ректором рязанской Семинарии. Сергиевский Филарет Александрович, магистр XIX курса. Из ординарных профессоров московской духовной Академии ректор вифанской Семинарии с 1874 года. Дрехслер Михаил Михайлович, магистр XXIII курса. В 1864 году рукоположен во священника, состоя на службе наставника рижской Семинарии. В 1870 году определен ректором сей Семинарии и произведен в протоиерея. Дмитревский Николай Иванович , магистр XXIV курса. Наставник московской Семинарии, законоучитель Виленского девичьего института, и протоиерей. С 27 декабря 1877 г. ректор минской Семинарии. Лосев Петр Леонтьевич, магистр XXV курса. Поступил в студенты Академии, имея уже сан священника. По окончании курса опре делен наставником рязанской Семинарии. В 1868 г. назначен инспектором сей Семинарии. В 1875 году определен ректором вологодской Семинарии и получил сан протоиерея. Воспитанники м. д. Академии на службе в других духовных Академиях Кроме монашествующих, получивших образование в московской Академии, и после первоначальной службы в своей Академии, перемещенных на места начальствующих и наставников других Академий (см. список наставников м. д. Академии), из воспитанников м. д. Академии были на службе в других духовных Академиях еще следующие лица: Соловьев Николай (после в монаш. Евгений), магистр II курса, в 1820 г. назначен бакалавром киевской Академии по классу гражданской истории, в следующем году переведен на класс церковной истории. Скончался на покое в одном из вологодских монастырей.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Показателем именно таких отношений может служить, например, следующий факт. Когда, в России возникло библейское общество, то Московской академии было поручено перевести на русский язык с еврейского Пятикнижие, а академия, чтобы облегчить себе труд, предложила, в свою очередь, перевести преподавателям Вифанской семинарии книгу Исход, для каковой цели здесь был образован под председательством ректора комитет из преподавателей, знающих еврейский, греческий, немецкий и французский языки. И корпорация Вифанской семинарии вполне оправдала доверие к ней академического совета. Конченный перевод книги Исход был представлен академии, а чрез академию, по пересмотру его, в комиссию духовных училищ 45 . Далее, зная состав преподавателей Вифанской семинарии при непосредственном обращении с ними, академия нередко в случае нужды пополняла свою корпорацию наставниками из личного состава преподавателей этой семинарии, так что служившие здесь становились потом достойными тружениками в рассаднике высшего богословского просвещения и здесь, пользуясь большими образовательными средствами и свободным временем, много трудились на пользу образования юношества – своими лекциями и на пользу богословского просвещения вообще – своими печатанными трудами. Известен случай, когда академия приглашала к временному чтению в ней лекций преподавателя Вифанской семинарии и другой, когда профессор академии (Тяжелов) совмещал и обязанности преподавателя семинарии 46 . Из преподавателей Вифанской семинарии, бывших потом наставниками Академии, известны, например, Павел Иванович Беневоленский, сначала профессор философии в семинарии (с 1829 г.), потом бакалавр Академии (с 1830 г.) по кафедре философских наук, Александр Ефимиевич Нечаев, сначала профессор философских наук в семинарии (с 1830 г.), а потом (с 1831 г.) бакалавр Академии по классу греческого языка, Александр Иванович Невоструев, сначала профессор словесности и немецкого языка в семинарии (с 1830 г.), потом профессор Академии по классу греческого языка (с 1832 г.); Андрей Иванович Смеловский, сначала профессор словесности в семинарии (с 1832 г.), потом (с 1833 г.) бакалавр Московской духовной академии но классу церковной словесности; Василий Иванович Боголепов, сначала преподаватель логики и соединенных предметов в семинарии (с 1859 г.), потом бакалавр в Московской академии (с 1861 г.) по классу Патристики; Евгений Феодорович Сретенский, сначала преподаватель гражданской истории в семинарии (с 1862 г.), потом (с 1863 г.) бакалавр Церковного красноречия в Московской академии; Дмитрий Дмитриевич Корольков, сначала преподаватель гражданской истории и греческого языка в семинарии (с 1867 г.), потом (с 1871 г.) доцент гражданской истории в Московской академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vveden...

—404— Заседание Совета от 8 июня 2002 года В прошедшем 2001/2002 учебном году третье заседание Совета Московской Духовной Академии и Семинарии состоялось 8 июня 2002 года. Открывая заседание Совета, ректор Академии и Семинарии архиепископ Верейский Евгений поздравил членов Совета с окончанием учебного года и огласил регламент заседания Совета. От имени членов профессорско-преподавательской корпорации ректор Академии и Семинарии архиепископ Верейский Евгений поздравил первого проректора Академии епископа Сергиево-Посадского Феогноста, наместника Троице-Сергиевой Лавры, с архиерейской хиротонией и пожелал ему новых благословенных успехов в трудах на благо Русской Православной Церкви, Троипе-Сергиевой Лавры и Московской Духовной Академии. Ректор архиепископ Верейский Евгений огласил резолюцию Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, положенную Его Святейшеством на Журнал 2 заседания Совета Московской Духовной Академии и Семинарии от 31 декабря 2001 года и на Протокол заседания комиссий членов Совета Московской Духовной Академии и Семинарии от 29 мая 2002 года по обсуждению кандидатских диссертаций преподавателя Академии протоиерея Валентина Асмуса и выпускника Академии священника Димитрия Дворникова. Резолюции Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия были приняты как всегда с благодарностью Его Святейшеству за высокое Первосвятительское внимание к жизни и деятельности Московской Духовной Академии и Семинарии. Ректор Академии и Семинарии архиепископ Верейский Евгений выступил с сообщением о презентации 3-го тома «Православной энциклопедии» и о награждении Его Святейшеством, Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием членов профессорско-преподавательской корпорации Академии и Семинарии. С докладом по итогам учебного года выступил проректор по —405— учебной работе профессор М. С. Иванов. Советом Академии и Семинарии и были утверждены разрядные списки успеваемости учащихся и принято решение о сроках ликвидации имеющихся задолженностей. Ректор архиепископ Верейский Евгений сообщил о выдаче пяти сертификатов на получение полного издания «Православной энциклопедии» для лучших выпускников Московской Духовной Академии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

К иллюстрации вопроса о преподавании осетинского языка в Кавказской семинарии имеют отношение следующие справки. В заседании Правления Кавказской духовной семинарии 27 августа 1858 года было доложено прошение окончившего курс Кавказской семинарии Петра Кузьмина от 24 июня 1858 года, коим изъяснив, что в течение двух последних лет пребывания в семинарии и исполняя обязанности ученические, он, по приказанию семинарского начальства, исполнял и должность учителя осетинского языка и желает остаться учителем осетинского языка и в настоящее время,-по окончании семинарского курса, – просит об определении его учителем осетинского языка. Правлением семинарии постановлено: «согласно сему прошению, впредь до решения дела о прекращении преподавания осетинского языка в Кавказской семинарии, поручить студенту Петру Кузьмину быть в должности преподавателя оного, как занимавшему сию должность еще в бытность его учеником семинарии, с производством ему положенного по штату жалованья, о чем объявить ему по надлежащему». На постановлении этом последовала резолюция Преосвященного Игнатия такого содержания: «22 сентября. Исполнить, а по ст. V иметь в виду мое мнение, основанное на личном убеждении при посещении епархии, что преподавание осетинского языка, в Кавказской семинарии необходимо нужно. Игнатий, Епископ Кавказский и Черноморский». Между тем, до вступления еще Преосвященного Игнатия на Кавказскую архиерейскую кафедру, Правлением Кавказской духовной семинарии было возбуждено пред Святейшим Синодом, через посредство Казанской академии, ходатайство о прекращении преподавания названного языка в Кавказской семинарии, которое, однако, не было уважено, что также усматривается из дел семинарского Правления. В журнале Правления Кавказской духовной семинарии по части внутреннего управления от 26 января 1859 года изложено предписание «Внешнего Правления Казанской духовной академии» от 19 декабря 1859 года, за 162, коим оно дает знать, что Св. Синод вследствие ходатайства Казанского академического Правления о закрытии в Кавказской семинарии класса осетинского языка, имея в виду, что преподавание в духовных учебных низших заведениях местных языков, а в том числе осетинского в Кавказской семинарии, признано уже полезным, и что в Кавказской епархии находятся более 4000 осетин, а в смежном с ней Закавказском крае число их простирается до нескольких десятков тысяч; и следовательно, Кавказское духовенство может встречать частые случаи для сношения с сим племенем, определением от 17 ноября 1858 года постановил: «оставив без последствий представление Казанского академического Правления о закрытии в Кавказской семинарии класса осетинского языка, предписать Правлению семинарии, чтобы на усиление преподавания в оной осетинского языка обращено было надлежащее внимание, и чтобы в случае недостатка сведущего и опытного преподавателя сего языка, Правление снеслось с Тифлисским семинарским Правлением, которое без всяких затруднений может приискать такового наставника».

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Правление Московской Духовной Академии положило мнением, которое и утверждено Его Высокопреосвященством Архиепископом Дмитровским и Кавалером, учинить следующее: 1) испытание всем студентам и ученикам, находящимся в прежней Московской Академии и Перервинской семинарии учинить Ректору Академии и кавалеру отцу Архимандриту Симеону, Ректору Московской семинарии отцу Архимандриту Евгению и Московского Знаменского монастыря Архимандриту Неофиту; 2) таковое же испытание студентам и ученикам Лаврской семинарии учинить членам Академического Правления Инспектору Архимандриту Филарету и церковной истории Бакалавру соборному иеромонаху Никанору; а ученикам Вифанской семинарии Ректору оной архимандриту Парфению, Бакалавру Академии соборному Иеромонаху Феоктисту и бывшему оной семинарии префекту соборному иеромонаху Макарию и по учинении испытания означенным лицам представить в Академическое Правление два списка студентов и учеников 1-х тех, которые окажутся способными поступить в богословское, философское и риторическое отделения, – 2-х тех, которые окажутся неспособными поступить в назначенные отделения препроводить по желанию их в Московскую и Спасо-Вифанскую семинарию; 4-е учеников низших классов бывшей Московской Академии оставить в оной на прежнем основании, жалованье учителям и содержание бедным ученикам производить из остаточной экономической принадлежавшей Академии суммы; 5-е учеников низших классов Перервинской семинарии по недостатку покоев для помещения их вместе с учениками вновь учреждаемой семинарии, перевести в прежде бывшую Московскую Академию, содержание же сиротам и бедным из числа их производить то самое, которое получали они в бывшей Перервинской семинарии, 6-е ученикам низших классов Лаврской и Спасо-Вифанской семинарий всем обучаться в Лавре и сиротам и бедным из них нанимать квартиры в состоящем при Лавре посаде из остаточных экономических сумм означенных семинарий; 7-е смотрителем низших классов определить в бывшей Московской Академии Знаменского монастыря Архимандрита Неофита, а в Лаврской семинарии бывшего префекта Вифанской семинарии соборного иеромонаха Макария, которому производить жалованье присвоенное Ректору уездного училища из остаточных экономических сумм, первому бывшей Московской Академии, а второму лаврской семинарии» 13

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

Туда же переместилась и вся корпорация преподавателей института вместе с законоучителем его протоиереем Серафимом Серафимовым. Так как последний вместе с законоучительством совмещал и преподавание новогреческого языка в семинарии, и так как пребывание его в Вознесенске должно было продолжаться еще несколько лет, то кафедра новогреческого языка оказалась свободной. Между тем, в этом году окончил курс академии бывший воспит. одесской семинарии Гавриил Селецкий. Последний и подал прошение на открывшееся место. Правление семинарии постановило: в виду того, что «воспит. киевской дух. академии Г. Селецкий известен правлению по своему весьма удовлетворительному знанию новогреческого языка, которое он приобрел, ревностно изучив язык сей в продолжении своего воспитания в херсонской семинарии и усовершенствовавшись в нем чрез собеседование с природными образованными греками в академии, то особым представлением просит его высокопреосвященство ходатайствовать пред высшим духовно-училищным начальством об определении его на место прот. Серафимова наставником по классу новогреческого языка при херсонской семинарии 156 . Затем, в сентябре, проф. Гребинский, согласно прошению, уволен был от преподавания французского языка. Его место занял наставник семинарии Иван Самборский. В том же сентябре поступило прошение наставника семинарии М. Павловского об увольнении его от должности преподавателя семинарии с выдачею ему аттестата для определения в гражданскую службу. И Павловского просьба была уважена: владыка предписал правлению изготовить бумагу от его имени о Павловском прямо обер-прокурору 157 . Наконец, определением синода, как об этом извещало правление академии, учитель херсонской семинарии кандидат богословия М. Шкляревич перемещен на вакансию по второму классу словесности в волынскую семинарию, а на его место наставником словесности назначен воспит. киевской академии Мартирий Чемена. Так как Шкляревич занимал еще и должность помощника инспектора, то за его уходом, она поручена была учителю Г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В рассматриваемом учебном году правление семинарии, согласно требованию совета киевской духовной академии рекомендовать одного воспитанника в состав нового академического курса, постановило отправить в Киев студента Владимира Величкова 359 . 1879–1880 Как известно из предыдущего, в одесской семинарии к началу 1879–80 учебного года оказались свободными три преподавательские вакансии: две по греческому языку и одна по церковной истории. Последнюю вакансию хотел было занять преподаватель кишеневскего дух. училища г. Прозоровский, но это желание было отклонено правлением семинарии 360 . В августе получено было извещение из канцелярии обер-прокурора на имя архиепископа, что «на имеющиеся в одесской дух. семинарии преподавательские вакансии: две по греческому языку и одну по церковной истории определены обер-прокурором св. синода 9-го текущего августа, на первые две кандидаты киевской дух. академии Стефан Шафаревич и Николай Зеньков, а на последнюю кандидат казанской дух. академии Евгений Логинов» 361 . В октябре ректор семинарии сделал следующее предложение правлению семинарии. «§ 174 уст. дух. семинарий требует, чтобы ученики носили одежду однообразную и приличную соответственно временам года. Десятилетний опыт показал, что соблюдение этого требования во всей точности не удобоисполнимо при отсутствии определенной формы. Принятое в нашей семинарии однообразие в одежде, при отсутствии формы, нисколько не отличает учеников семинарии от мастеровых и всякого рода промышленников, для которых может быть желательно ношение костюма, подобного костюму семинаристов. Такое смешение костюмов и у учеников семинарии отнимает охоту заботиться о приличии одежды. Установление определенной формы для учеников семинарии заставило бы их больше заботиться и о внешности своей. Поэтому имею честь предложить правлению, не найдет ли оно возможным ходатайствовать пред высшим начальством об установлении особой формы одежды для учеников семинарии. Образцом такой формы могла бы быть форма учеников гимназий министерства народного просвещения с изменением цвета сукна и с заменой кепи фуражками с форменным кожаным козырьком и плисовым околышком».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Состоялось итоговое в 2014 году заседание Ученого совета Минских духовных академии и семинарии 30 декабря 2014 г. 14:39 29 декабря 2014 года под председательством ректора Минской духовной семинарии архиепископа Новогрудского и Слонимского Гурия и ректора Минской духовной академии состоялось последнее в этом году заседание Ученого совета Минских духовных академии и семинарии. Открывая работу Совета, архиепископ Гурий преподнес архипастырское благословение членам профессорско-преподавательской корпорации и пожелал им успешной работы. От лица преподавательского коллектива ректор Минской духовной семинарии поздравил доцента иеромонаха Сергия (Акимова) с назначением на должность ректора Минской духовной академии, преподавателя МинДС архимандрита Порфирия (Преднюка) с избранием во епископа Лидского и Сморгонского и профессора МинДАиС протоиерея Виталия Антоника с грядущим юбилеем. Работа Совета началась докладом ректора МинДА иеромонаха Сергия (Акимова), посвященного итогам  проведения аттестации профессорско-преподавательского состава магистратуры академии и о дальнейшем реформировании Минской духовной академии. С докладом о научной работе Минских духовных академии и семинарии в первом семестре 2014/2015 учебного года выступил проректор по научно-богословской работе МинДАиС доцент А.В. Слесарев. Далее об итогах успеваемости и поведении студентов Минских духовных школ выступили ректор Минской духовной академии иеромонах Сергий (Акимов), проректор по учебной работе Минской духовной семинарии протоиерей Андрей Цигель, заведующий Отделением заочного обучения и инспектор МинДАиС протоиерей Виктор Василевич, заведующий регентским отделением МинДС протодиакон Павел Бубнов. Проректор по учебной работе МинДС протоиерей Андрей Цигель предложил на рассмотрение Совета проект организации образовательного процесса во втором семестре 2014/2015 учебного года. Секретарь Ученого Совета Минских духовных академии и семинарии протодиакон Георгий Пшенко сообщил о выполнении постановлений Совета от 25 августа 2014 года (Протокол 96) и о решениях Ректорских Совещаний от 31 августа 2014 года (Протокол 4), от 23 сентября 2014 года (Протокол 5), от 29 сентября 2014 года (Протокол 6), от 7 октября 2014 года (Протокол 7), от 23 октября 2014 года (Протокол 8), от 3 ноября 2014 года (Протокол 9), от 24 ноября 2014 года (Протокол 10), от 10 декабря 2014 года (Протокол 11), от 29 декабря 2014 года (Протокол 12).

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/3...

—251— уведомило правление Академии, что вследствие прошения болгарского уроженца Рафаила Бандова о принятии его в Московскую духовную Академию, Г. Обер-Прокурор Святейшего Синода по утвержденному им докладу Хозяйственного Управления, от 6 августа 1894 г. за 15638, изволил приказать принять болгарского уроженца Рафаила Бандова в Московскую духовную Академию и на содержание его назначить по 220 рублей в год. В силу означенного распоряжения Хозяйственным Управлением при Св. Синоде и прислано в Правление Академии на содержание Бандова с 16 августа 1894 г. по 1 января 1895 г. – 82 руб. 50 коп. 15) § 113 устава духовных академий: «своекоштные студенты допускаются в Академию только в качестве пансионеров и живут в зданиях Академии, подчиняясь всем правилам, установленным для казеннокоштных студентов; число их определяется вместимостью академических зданий». – Примечание: «вне здания Академии своекоштным студентам дозволяется жить только у родителей». 16) По § 81 лит. б. п. 1 устава духовных академий принятие в студенты Академии значится в числе дел Совета Академии, представляемых на утверждение Епархиального Преосвященства. Определили: По вниманию к достоинству устных и письменных ответов, данных лицами, державшими поверочные испытания для поступления в состав нового (LIII) академического курса, благопочтительнейше ходатайствовать пред Его Высокопреосвященством о разрешении принять в число студентов I курса Академии: 1. Бориса Каптерева, волонтера из Вифанской семинарии, Александра Заозерского, волонтера из той же семинарии, Ивана Бачадлина, присланного из Вологодской семинарии, Ивана Смирнова, присланного из Рязанской семинарии, 5. Анатолия Воскресенского, волонтера из Вифанской семинарии, Евгения Шиянова, волонтера из Черниговской семинарии, Алексея Ухтомского, волонтера из Нижегородского графа Аракчеева Кадетского корпуса, Венедикта Туркевича, волонтера из Волынской семинарии, Анатолия Светлова, волонтера из Новгородской семинарии, 10. Дмитрия Введенского , волонтера из Московской семинарии,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010