…И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырех животных, говорящее как бы громовым голосом: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь белый и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он победоносный, и чтобы победить… Умудренному годами старцу было открыто, что с книги судеб человеческих, лежащей на престоле Господнем, снята первая печать. И первый всадник вошел в мир. Филарет страшился за судьбу Церкви, надежду и опору которой он видел в семинариях и академиях. Сознавал, что невозможно оградить будущих пастырей от всех опасных искушений, а все же из осторожности подчас бывал излишне строг и подозрителен. Ему по сердцу была осмотрительность протоиерея Петра Делицына, публиковавшего в академическом издании труды отцов церкви в максимально приближенном к первоисточнику виде. Жертвуя чистотою языка и плавностью речи, переводчик не посягал на смысл дорогого православного наследия. Вот, кстати, почему профессор Никита Гиляров-Платонов до своего ухода из академии не показывал подлинного текста своих лекций по патрологии митрополиту (он там не только излагал жития отцов церкви, но и критически рассматривал их писания). Нельзя покушаться на цельность православного богословия, хотя бы и называли его иные «казенным» или «школярским», был убежден святитель. Сие не мертвая буква предания, но постоянный живой опыт Церкви, в одном литургическом служении сохраняющей все богатство и глубину веры и знания. В то же время Филарет не был рабом буквы. Еще мудрый митрополит Платон призывал его с Андреем Казанцевым остерегаться впадения в пустую схоластику, когда боговдохновенное учение превращается в ученый комментарий к текстам. При всех ошибках двух врагов — князя Александра Николаевича и отца Фотия — одно их объединяло: стремление лично стяжать благодать Святого Духа. Сие, в свою очередь, есть другая линия богословского умозрения, когда содержание веры раскрывается в самом опыте жизни, когда человек в одиночку восходит к Богу. А между тем начатая четверть века назад отцом Фотием борьба против мистицизма обернулась (при явной поддержке протасовского Синода) обмелением духовного направления в церковной жизни. Допускалось, а равно и одобрялось аккуратное исполнение обрядов, и лишь сердце и духовный разум побуждали священников выходить за узкие рамки выполнения треб.

http://azbyka.ru/fiction/vek-filareta/7

Иди же, дорогой Константин Иванович, с миром в путь твой, ибо веруем, «яко уготовася тебе место упокоения»! И чувствуя нашу искреннюю, братскую молитву о тебе, помолись и ты о нас всех перед престолом Божьим твоей любящей душой, так умевшей и любившей находить для себя отраду в молитве здесь на земле! Печ. по: Ромашкевич А. Д. Материалы к истории Петровского Полтавского кадетского корпуса с 1-го октября 1908 г. по 1-е октября 1909 г. Год шестой. – Полтава. Электрическая типография Г. И. Маркевича. Панский ряд. 1909. С. 9–11. Памяти о. Иоанна Ильича Сергиева (Кронштадтского). Сказано 28 января 1909 года перед панихидой Сегодня исполнилось сорок дней со времени кончины славного русского пастыря отца Иоанна Ильича Сергиева (Кронштадтского). И мы собрались для молитвы о нем. Имя отца Иоанна известно всем в России, известно и за границей. Где же причина его известности? Причина эта заключается не во внешних особенностях его положения, не в его талантливости, не в его красноречии, она заключается в том, что он внутри себя, в своем сердце, носил то великое сокровище, которое Иисус Христос именует «Царствием Божьим»: «Се бо Царствие Божие внутрь вас есть». Как часто мы думаем, что сила человека заключается в том внешнем могуществе, которым он иногда владеет: в деньгах, власти и тому подобном. Говорят, если бы я был богат, если бы я был знатен, если бы я был даровит, я бы то-то и то-то сделал, я бы всех осчастливил, я бы помогал бедным. В этих словах заключается глубокое заблуждение, и не напрасно сказано в Евангелии: «Истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня и Евангелия, и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев, и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной» ( Мр. 10:29–30 ). Отец Иоанн не искал ни славы, ни богатства, и к нему пришли они сами только потому, что он всего себя, все свое сердце отдал Богу. С раннего детства он имел сердце, согретое крепкой верой и горячей любовью к Богу. Вспомните случай из его учебных годов: он поступил в школу, по бедности своего отца-псаломщика, совершенно неподготовленным к занятиям. Учебное дело давалось ему с большим трудом, и он очень отставал от своих товарищей. Но он не упал духом, не опустил рук. В своей родной семье он научился верить, что Бог дает человеку силы и способности. И вот он стал горячо, всем сердцем просить Бога о помощи. И Бог помог ему. Его учебные дела пошли хорошо. И он окончил курс духовной семинарии первым воспитанником и был послан в Академию на казенный счет. Таким образом, отец Иоанн еще в раннем детстве собственным опытом постиг силу веры и действенность молитвы. И этот опыт запечатлелся в душе его навсегда.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Chetver...

Но стоило только русскому воину-освободителю выступить на защиту невинных, «взятых на смерть и обречённых на убиение» (Притч. 24,11), как полились реки крокодиловых слёз. Голос свой в этот вой, к сожалению, вмешали и люди, носящие священный сан Русской Православной Церкви. Они выпустили некий текст с запоздалым и лицемерным призывом «прекратить братоубийственную войну в Украине». Под текстом – довольно длинный список подписей священнослужителей. Наверняка некоторые подписались из-за неосведомлённости или прлестного прекраснодушия. Это те, кто живёт за рубежом и находится под мороком антироссийской пропаганды. Среди них – иерей Василий Буш. Это американец, который закончил в 1997 году Московскую Духовную Академию. Очень милый и наивный человек. Искренне желая разделить тяготы и лишения со своими русскими однокашниками, он попытался поначалу жить с ними одной жизнью не в отдельной квартире, а в казарменных условиях тогдашнего семинарского общежития. Его искренняя попытка закончилась нервным срывом и переходом в щадящий режим жизни на съёмной квартире. Представляю, что с ним было бы, если бы он попробовал разделить судьбу детей Донбасса и пожить с ними под обстрелами в подвалах. Но о. Василий живёт в США и, верно, не знает правды. Интересно, протестовал ли он против американских вторжений в Сербию, Афганистан, Ирак, Сирию? Однако, иных подписантов мы знаем, как профессиональных скандалистов и провокаторов, из числа которых, несомненно, и авторы этого воззвания. Слова этого воззвания либерального духовенства полны лукавого лицемерия. «Берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие» (Лк. 12, 1) – сказал Своим ученикам Иисус Христос. «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мёртвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония» (Мф. 23, 27-28). Всё это в полной мере относится к словам этого обращения и к тем, кто их писал.

http://radonezh.ru/2022/03/05/protoierey...

Отдел третий. Из жизни женщин-христианок 1.    Любовь к матери Из «Детского чтения» за 1901 г. Пятьдесят лет тому назад в захолустье Пермской губернии жила вдова бедного сельского псаломщика. Оставшись после мужа с огромной семьей на руках, она тяжелым физическим трудом воспитала своих детей. На ее горе, дети, достигая возраста, когда могли бы освободить мать от тяжелого труда, умирали. Остался в живых только один сын Ваня. По окончании курса духовной семинарии Иван Первяшин как очень даровитый ученик был переведен в духовную академию, где блистательно закончил свое образование. Молодой академик, очень любивший математику, мечтал сделаться профессором этой науки. Начальство предсказывало ему, что он пойдет далеко. Старушка-мать давно уже ожидала возвращения сына и заранее гордилась тем, что в том же селе, где отец Вани был псаломщиком, сын его будет священником. К этому же времени случайно освободилось место священника, и мать написала сыну, чтобы он немедленно ехал домой, что уже и невеста для него готова. Молодой человек не нашел в себе силы бороться со старушкой-матерью, не хотел разбивать ее надежды и решился взять место священника. Приход любит и уважает его. Всякому умеет он вовремя помочь и делом и словом. В свободное время отец Иван занимается математикой, выписывает множество книг и сотрудничает в одном из научных журналов. И вот этот высокообразованный человек, знающий четыре языка и читающий в подлиннике философские сочинения, живет в самой глуши, среди величественной, но мрачной природы Уральских гор. Зимой и осенью, во вьюгу и непогоду, он идет по первому зову к больному, возле которого нередко проводит целые ночи. 2. Прекрасная жена по Соломону По Библии Соломон дал нам прекрасный образ добродетельной жены в последней главе Книги притч: «Кто найдет добродетельную жену? Цена ее выше жемчугов; уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка; она воздает ему добром, а не злом, во все дни жизни своей. Добывает шерсть и лен и с охотой работает своими руками. Она встает еще ночью и раздает пищу в доме своем и должную работу служанкам своим. Задумает она о поле, и приобретает его; от плодов рук своих насаждает виноградник. Она чувствует, что занятие ее хорошо, и светильник ее не гаснет и ночью. Протягивает руки свои к прялке, и персты ее берутся за веретено. Длань свою она открывает бедному и руку свою подает нуждающемуся. Не боится стужи для семьи своей, потому что семья ее одета в двойные одежды. Она делает себе ковры, виссон и пурпур – одежда ее. Муж ее известен у ворот, когда сидит со старейшинами земли. Крепость и красота – одежда ее, и весело смотрит она на будущее. Уста свои открывает с мудростью, и кроткое наставление на языке ее. Она наблюдает за хозяйством в доме своем и не ест хлеба праздности. Встают дети и ублажают ее, муж хвалит ее: много было жен добродетельных, но ты превзошла всех их».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Письма владыки на духовные темы – это живая проповедь веры. «Недавно в одной беседе я допустил сознательно ложь, защищая от опасности своего друга, – читаем размышления владыки. – И что же? На душе стало вдруг страшно тяжело. Что это? Это грех лег темным пятном на мою душу… Долго я мучился, волновался, раздражался, потерял душевное равновесие. И только тогда я успокоился, когда пошел к православному священнику и исповедал свой грех, дав обещание больше не лгать. Такова сила греха». Вспомним: «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем», – говорит святой апостол Иаков (Иак. 2: 10). Последняя ссылка владыки Онуфрия была на Дальний Восток. В марте 1936 года. «За всё благодарю Создателя!» – пишет он матери в это время. А в июле 1937 года правительство СССР приняло постановление П 51/94, в соответствии с которым наркомом внутренних дел был отдан оперативный приказ 00447 о расстреле находившихся в тюрьмах и лагерях исповедников. Против архиепископа Онуфрия было начато новое дело. Архиепископ был расстрелян 1 июня 1938 года. Вместе с ним были расстреляны епископ Белгородский Антоний (Панкеев) и 15 церковнослужителей. За десять лет до принятия мученической кончины, находясь в ссылке, владыка Онуфрий писал: «“Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни” (Апок. 2: 10). Посылаются эти гонения для испытания нашей верности Богу. И за твердость ожидает нас венец жизни… Гонения – крест, возложенный на нас Самим Богом». Рейтинг: 9.9 Голосов: 1542 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  Священномученик Онуфрий (в миру Антоний Максимович Гагалюк) родился 2 апреля 1889 г. в посаде Ополе Люблинской губернии (ныне Люблинское воеводство Польши). Учился в Холмской семинарии. 5 октября 1913 г. принял монашеский постриг. В 1915 г. окончил Петроградскую духовную академию.  Хиротонисан во епископа Елисаветградского, викария Херсонской епархии, 23 января 1923 г. в Киево-Печерской Лавре.

http://pravoslavie.ru/108669.html

Половые различия, подобно различиям социальным и этническим, не затрудняют доступа ко спасению, которое Христос принес для всех людей: «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3. 28) Как учит нас Русская Православная Церковь в пункте I.3 Основ социальной концепции: " Жизнь в Церкви, к которой призывается каждый человек, есть непрестанное служение Богу и людям. К этому служению призывается весь народ Божий. Члены тела Христова, участвуя в общем служении, выполняют и свои особые функции. Каждому дается особый дар для служения всем. »Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» (1 Пет. 4. 10)... Церковь призывает своих верных чад и к участию в общественной жизни, которое должно основываться на принципах христианской нравственности. В Первосвященнической молитве Господь Иисус просил Небесного Отца о Своих последователях: »Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла... Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир» (Ин. 17. 15,18). Недопустимо манихейское гнушение жизнью окружающего мира. Участие христианина в ней должно основываться на понимании того, что мир, социум, государство являются объектом любви Божией, ибо предназначены к преображению и очищению на началах богозаповеданной любви (Х.5). На вопрос: " Кому адресованы «Основы»? Это инструкция для священников? " , - прот.Николай (Балашов) отвечает: - Нет, это документ для всех - для архиереев и священников, монахов и монахинь, для всех верующих, «сверху донизу». «Основы» будут изучать в духовных семинариях и академиях; надеемся, приходские священники будут объяснять этот документ своей пастве. Со временем, несомненно, понадобятся новые тексты, разъясняющие или дополняющие этот труд. Но составлялся он так, чтобы служить Церкви в течение длительного времени. Как сказано в «Основах», Церковь «усматривает назначение женщины не в простом подражании мужчине и не в соревновании с ним, а в развитии всех дарованных ей от Господа способностей, в том числе присущих только ее естеству... Стремление уничтожить или свести к минимуму естественные разделения в общественной сфере не свойственно церковному разуму»(Х.5) (8).

http://ruskline.ru/analitika/2016/05/15/...

Святой апостол Павел говорит: слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией (1 Кор.2:4-5). Мы стремимся утвердить веру свою именно на мудрости человеческой. Нам нужно доказательство веры, мы и у кандидатов священства стремимся укрепить веру — этим именно путем. Для этого существуют все богословские науки в наших семинариях и академиях, а главную-то науку, изучая которую мы вселили бы в свое сердце силу Божию, выпустили из виду — и наука эта есть воспитание нашего ума, нашей воли, нашего сердца на строго нравственных христианских началах. Служители Алтаря Господня! Запомним вышеприведенные слова святого апостола Павла и, если в учебных заведениях нам предлагали веру, основанную на мудрости человеческой, то теперь на пастырском поприще будем проповедовать Господа Христа не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы (1Кор.2:4). Аминь. Читая газеты, часто поражаешься неточными, вымышленными, неправильными сообщениями. В данном случае мы прежде всего разумеем сообщения церковные. И думается нам, что если наблюдается такая неосведомленность в газетах о церковных делах, то ведь то же самое может быть и в других областях. И вот, эти газеты читаются нашим обществом, на газетах оно воспитывается, и подумайте, какое неправильное миросозерцание газеты вырабатывают в нашем обществе. Казалось бы, что ради нашей же пользы Цензурный Комитет должен иметь множество членов — специалистов по разным отраслям знаний и профессиям, которые бы усиленно следили за верностью печатных сообщений. Мы не говорим уже о том или другом направлении газет, нам хочется установить по крайней мере верность, правильность сообщений, хочется устранить из газет всякую ложь и клевету. Мне один солдат сообщил следующее о табачном сборе, которым для наших воинов так теперь заняты. «Я, — говорил он, — до призыва не курил. Поступив же в ряды войск, я стал курить, так как нам всем стали выдавать деньги на табак. Многие мои товарищи, не курившие дома, сделавшись солдатами, закурили. И что же, какую пользу нам принес этот табак? Мы задыхались, да курили, от табаку получилось дрожание рук и сердцебиение, так что трудно было держать винтовку в руках и бегать. А я даже нажил порок сердца и теперь меня навсегда освободили от военной службы. Я и многие мои товарищи даже роптали, зачем нас приучали к табаку, а были и такие, которые проклинали тех, кто выдумал табак, и не одобряли начальство за то, что оно так поощряет табакокурение».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Совершенное образование касается как ума, так и души. Если образование ума ведет к науке, то образование души ведет к религии, к Богу. Но и здесь необходимым залогом благословенного успеха является личная чистота, добродетельная жизнь. По изречению Платона, каждая наука, которая отходит от справедливости и добродетели, называется хитростью, а не мудростью. Любите все прекрасное: человека, природу, картину, книгу, музыку. Украшайте себя знаниями, добрым поведением и культурой. Высота вашего призвания требует этого. Для того чтобы быть культурным, недостаточно знать правила хорошего тона, обычаи. Надо их вводить в жизнь, чтобы они стали для вас привычкой, повседневностью. Пользуйтесь нашей богатой библиотекой Пользуйтесь нашим прекрасным Церковно-археологическим кабинетом. Берегите вещи, которые куплены на средства верующего народа для вашего пользования и удобства Помните слова апостола народов: “Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно” ( Евр.13:3 ). Без боязни можете всегда обращаться к нам по всем вопросам, помня, что мы, ваши наставники, всегда руководствуемся любовью в справедливости, любовью, изгоняющей страх ( 1Ин.4:3 ) Церковь свидетельствует, что кроме земной родины, существует вечная, небесная. Но это не склоняет Церковь к тому, чтобы недооценивать родину и отечество. Наоборот, она уверенно, устами и жизнью своих лучших детей, призывала и призывает нас быть всегда со своим народом, ибо не может плохой гражданин земного отечества быть хорошим гражданином небесной отчизны. Созидая благодатный церковный организм, тело Христовой Церкви, никогда не забывайте, что вы плоть от плоти и кость от костей народа своего-народа великого, народа-созидателя. Будьте его достойными сынами, храните и приумножайте его славные традиции, служите его благу и процветанию. Да будет Господь со всеми вами. По призыву сердца (Речь перед началом нового 1974/1975 учебного года, произнесенная в Актовом зале Московских духовных академии и семинарии)

http://azbyka.ru/propovedi/slova-i-rechi...

То есть, это воспринимается именно так, что тебя с женой как бы своеобразно развенчивают, а с Церковью – венчают, и теперь ты обязан свою жизнь на 100% посвятить служению Церкви. А жену, так уж и быть, тебе разрешают сохранить, по немощи твоей: так уж и быть, пользуйся твоей женой иногда, но ты должен отдать себя полностью Церкви, а жена пусть, как может, сама выкарабкивается… Она знала, на что шла, когда выходила замуж за священника – вот такой разговор идет. – Удивительно! – Дело в том, что Вы такого официального учения не найдёте ни в Священном Писании, ни в канонах Церкви – нигде такого нет. Это некий миф. Но что интересно, некоторые священники, которые закончили Духовную Семинарию или даже Академию, принимают это за чистую монету и начинают считать, что это некое тайное учение, которое сообщается при рукоположении: кольцо снимается, сейчас меня с женой развенчают. – Другими словами, можно после хиротонии пренебречь женой? – Ну, чуть ли не учат, что так оно и должно быть! Что ты чуть ли не обязан ею пренебречь. Я чувствую вину, когда вместо того, чтобы лишний раз поисповедовать кого-то или с кем-то в Церкви поговорить, вдруг приеду раньше и проведу время с женой и детьми – я чуть ли не преступление совершаю, краду свое время у своих прихожан ради моей жены и детей! – буквально так воспринимается. На самом деле, если Вы прочитаете Первое послание апостола Павла к Тимофею, III глава, стихи 2–5, то поймете, что Священное Писание говорит несколько иначе. В этих стихах апостол Павел говорит о епископах, в те времена епископы могли жениться, только в VII веке по решению Трулльского собора появился канон, согласно которому епископ не должен быть женат. Поэтому все, что говорит здесь апостол, в наши дни относится к женатым священникам: «… одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен, не пьяница, не бийца», – то есть нельзя бить свою жену – «не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив», – с корыстолюбием и сребролюбием у нас, священников, тоже всё непросто, а вот дальше идёт очень важная фраза! – хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью; ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?»

http://azbyka.ru/semya/esli-v-seme-net-s...

Этой цели должна служить учеба пастыря – не та, которую он проходит в семинарских и академических стенах, где закладываются лишь основы его теоретических знаний, но та, которая как раз строится на этой основе и продолжается всю жизнь. Мало кто из людей в современном мире может позволить себе быть невеждой, а пастырь и подавно. Христианская вера, устроение Церкви, тайна домостроительства спасения, загадки души человеческой – все это необъятное поле пастырского ведения, и для познания и исследования его не хватит никакой жизни. Но познание ни в коем случае не должно быть здесь познанием отвлеченным. Так, ученый, всю жизнь занимавшийся накоплением знаний, под старость может отчасти утратить их, знание же духовное, накопленное в долголетнем пастырском опыте, не только не стирается с годами, но делается как бы все более светлым и отчетливым Конечно, пастырь учится более всего у Бога и у самой жизни. Жизнь людей, невыдуманная и некнижная, жизнь в ее самых узловых и значимых моментах – рождении, смерти, Браке, Покаянии, радости, горе, наконец, и в молитве – повседневно проходит перед его взором. К тому же совершение Таинств, в особенности Таинства Бескровной Жертвы, приносимой за спасение мира, предстояние алтарю, молитвенное подвижничество – все это тоже школа, и знания, которые даются здесь, несравнимы ни с какими другими. Но эти знания следует подкреплять знаниями людей более опытных, более высоких в духовном отношении и передавших этот опыт последующим поколениям. Так, апостол Павел в одном из своих пастырских посланий пишет своему ученику: Занимайся чтением, наставлением, учением. Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства. О сем заботься, в сем пребывай, дабы успех твой для всех был очевиден. Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя ( 1Тим.4:13–16 ). Нужно ли пастырю читать? Такого вопроса быть не может. Вопрос заключается в выборе книг. Каждый знает, что мы живем в мире, в котором на нас сваливается избыточное количество всякого рода информации. Об «избытке информации» говорят сейчас социологи и врачи, философы и журналисты. Но для христианского пастыря этот вопрос стал актуальным уже девятнадцать веков назад, когда вся культура древнего мира, за исключением немногих эллинских мудрецов, стала, так сказать, «избыточной» для новой, только что зажженной веры. Сегодня, разумеется, христиане не столь категоричны. Но для них проблема отбора информации или проблема выбора чтения стоит в первую очередь.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010