Это-то возношение, затаившееся в человеке, извратившее его внутреннюю природу, исказившее его представление о миропорядке, о строе вселенной, в котором Богу принадлежит центральное место, и надлежит исторгнуть с корнем ранее всего. Свт. Иоанн Златоуст замечает, что именно безгневием уничтожается в человеке пристрастное отношение к самому себе. “Для гнева не будет места, если освободишься от пристрастия к самому себе”, – говорит он. Смыкая свои уста в ответ на нанесенное оскорбление, преодолевая движение гнева, человек возвращает свое “я” в его исконные, установленные Богом, границы. Принимая бесчестие, человек исцеляется от пристрастия к самому себе и высвобождается для подлинно духовной деятельности. Великие подвижники древности, разгадав тайну Евангельских слов “не гневайтесь”, начинали даже жаждать поношений: “Как воду жизни, усердно пей поругание от всякого человека, желающего напоить тебя сим врачевством; ибо тогда глубокая чистота воссияет в душе твоей, и свет Божий не оскудеет в сердце твоем” (преп. Иоанн Лествичник ). Это-то возношение, затаившееся в человеке, извратившее его внутреннюю природу, исказившее его представление о миропорядке, о строе вселенной, в котором Богу принадлежит центральное место, и надлежит исторгнуть с корнем ранее всего. Свт. Иоанн Златоуст замечает, что именно безгневием уничтожается в человеке пристрастное отношение к самому себе. “Для гнева не будет места, если освободишься от пристрастия к самому себе”, – говорит он. Смыкая свои уста в ответ на нанесенное оскорбление, преодолевая движение гнева, человек возвращает свое “я” в его исконные, установленные Богом, границы. Принимая бесчестие, человек исцеляется от пристрастия к самому себе и высвобождается для подлинно духовной деятельности. Великие подвижники древности, разгадав тайну Евангельских слов “не гневайтесь”, начинали даже жаждать поношений: “Как воду жизни, усердно пей поругание от всякого человека, желающего напоить тебя сим врачевством; ибо тогда глубокая чистота воссияет в душе твоей, и свет Божий не оскудеет в сердце твоем” (преп. Иоанн Лествичник). Стихи 23–26. Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.

http://azbyka.ru/nagornaya-propoved-spas...

10 . Ныне Я восстану, говорить Господь, ныне подымусь, ныне вознесусь. 11 . Вы беременны сеном, разродитесь соломою; дыхание ваше – огонь, который пожрет вас. 12 . И будут народы, как горящая известь, как срубленный терновник, будут сожжены в огне. 13 . Слушайте, дальние, что сделаю Я; и вы, ближние, познайте могущество Мое. Восстает Господь, говоря языком человеческим, когда проявляет Свою волю и Свое могущество, не предоставляя одному человеку или народу исполнить свою злую волю 1124 . Это великие минуты в жизни человечества: мы напоминаем, что произносимое пророчество было так сказать накануне замены семито-кушитских цивилизаций новым более чистым влиянием на весь тогдашний мир Яфетидов. Пророчество ст. 10 – 13 обращено „к ближним и к дальним“, т. е. и к народу обетования, и к Египту, и Ассирии, и Вавилонии, и к тем племенам на дальнем востоке, которые скоро имели быть призваны к владычеству над культурным миром. Имя Господне должно быть прославлено по всей земле, чтобы все человечество могло участвовать в призыве Божией любви к высшему духовному развитию. Слова стиха 11-го могут быть применены в частности и в ближайшем будущем к Ассуру, который чреват сеном, родит солому: но они относятся ко всякой человеческой личности (собирательной как к народу, или единой, как к царю),-которая наполнена самоуверенными планами, которым никогда не осуществиться, потому что человек забыл, что он „человек, а не Бог“ ( Ис. 31:3 ; ср. Ис. 10:13–19 ). Подобное выражение как в ст. 11 мы встречаем в Пс. 7:15–16 , о всяком нечестивце, „который чреват был злобою, родил ложь, рыл яму и сам упал в нее“. Стихи 11 и 12 заключают в себе очень глубокую мысль: „дыхание ваше огонь, который пожрет вас...“ и будут народы, как горящая известь... как терновник....“ Это пророчество напоминает слова Ис. 1:31 : „сильный будет отрепьем и дело его искрою, и будут гореть...“ И в том и в другом случае пророчества указывают, что сам человек или народ собирает около себя или сам превращается в горючий материал, который воспламеняется от пламени своего дыхания или от искры, произведенной его же преступным деянием.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

—12— огнем во всесожжение Ваалу». Если читающий этот стих не знает, что подчеркнутые слова – гебраизм, то он может сделать вывод, что в жертву идолам приносились лица только мужского пола. На самом же деле, как свидетельствует, например, 105-й псалом, Израильтяне «приносили сыновей своих и дочерей своих в жертву бесам; проливали кровь невинную, кровь сыновей своих и дочерей своих, которых приносили в жертву идолам Ханаанским» (стихи 37 и 38). Следовательно, библейский текст из книги пророка Иеремии должен быть иным: «И устроили высоты Ваалу, чтобы сожигать детей своих огнем во всесожжение Ваалу». На примере нескольких стихов из книги Второзаконие можно заметить, что переводчики не всегда строго учитывают особенности анализируемых древнееврейских слов. В 16-м стихе 24-й главы они частично избегают буквализма: «Отцы не должны быть наказываемы смертью за детей (букв.: «за сыновей»), и дети (букв.: «сыновья») не должны быть наказываемы смертью за отцов». Как видим, особенности слова «сын» ими учтены, а слова «отец» – нет. С учетом особенностей обоих древнееврейских слов перевод этого стиха мог бы быть таким: «Родители не должны быть наказываемы смертью за детей, и дети не должны быть наказываемы смертью за родителей». Если здесь переводчики избегают буквализма хотя бы в отношении слова «сын», то в 12–13-м стихах 31-й главы этой же книги они снова допускают буквализм в отношении того же самого слова: «Собери народ, мужей и жен, и детей, и пришельцев твоих, которые будут в жилищах твоих, чтоб они слушали и учились и чтобы боялись Господа и Бога вашего, и старались исполнять все слова закона сего; и сыны их (нужно, как и во Втор.24:16 : «и дети их» – М. И.), которые не знают сего, услышат и научатся бояться Господа Бога вашего...» А в 43-м стихе 31-й главы книги Бытия в переводе допущена неточность обратного порядка: слово «сыновья» ошибочно переведено словом «дети», хотя речь там идет именно о сыновьях Лавана: «И отвечал Лаван и сказал Иакову: «дочери – мои дочери, дета – мои дета (нужно: «сыновья – мои сыновья» – М. И.).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

12-я ГЛ. ЕВАНГЕЛИЯ ОТ ЛУКИ Отказ Иисуса Христа по вопросу о разделе наследства ( Лк. 12:13–15 ) Берсье. «Православное обозрение», 1888 Тогда кто-то из народа сказал Иисусу: «Учитель, скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство». Он же сказал человеку тому: «Кто поставил Меня судить или делить вас?» При этом сказал им: «Смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения» ( Лк. 12:13–15 ). Почему Иисус Христос отказывается вмешаться в спор о наследстве? На это обыкновенно дается такое объяснение: «Иисус Христос заботится только о вечном благе, а все остальные людские интересы вполне чужды Ему». Это объяснение вполне заслуживает внимания, тем более что оно исходит из уст людей, считающих себя наиболее передовыми в духовном смысле, но оно односторонне. Правда, Иисус Христос выше всего ставит спасение и благо души, но не следует забывать, что Его милосердие охватывает человека во всей его целости. Я бы мог представить много доказательств этому из Его изречений, но есть нечто еще более значительное, чем отдельные тексты, – это отношение Иисуса Христа к тем страданиям и несправедливостям, которые Он встречает. Благородное негодование, охватывающее Его при виде неправды, глубокая жалость, проявляющаяся ко всем сирым и обездоленным, постоянная заботливость о страданиях телесных, многочисленные чудеса для облегчения людей, терзаемых болезнью или голодом, несравненная нежность, звучащая во всяком Его слове и проникающая до сих пор бальзамом дивного утешения в сердца всех удрученных – вот что следует вычеркнуть из Евангелия, если видеть в нем лишь исключительный суровый аскетизм. Но вычеркнуть это – значит уничтожить все Евангелие. Итак, надобно искать другие причины, почему Иисус Христос отказывается вмешаться в спор двух братьев. В чем же эти причины? Влиять на людей и перевоспитывать их можно двумя способами: внешним и внутренним. Первый состоит в обнародовании правил, в установлении законов, в правительственных распоряжениях, в решениях всех нравственных и политических вопросов на основании известных положений. Второй имеет целью перемену сердца и воли. Из этих двух способов Иисус Христос выбрал второй; Он остался ему непоколебимо верен и этого одного довольно, чтобы доказать Божественность Его посланничества и вечное значение Его дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

13-19). Стихи 20-23 содержат в себе важное учение о превознесении Воскресшего Христа, как Богочеловека превыше всякой твари и о покорении Ему всего существующего. Здесь мы видим возвеличение человеческого естества в лице нашего Спасителя, свидетельство о том, что Господь Иисус Христос, даже и как Человек, есть Царь и Господь неба и земли, ангелов и человеков. " И поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем " (ст. 22-23). Это учение о Господе Иисусе Христе, как о Главе Церкви, чрезвычайно важно. Как члены нашего тела составляют с головой один живой организм, так все верующие со Христом образуют также один телесно-духовный организм. Крестящиеся во Христа облекаются в Него, становятся одно с Ним. Поэтому Христос действует в христианах, как созидательная и живительная сила (еп. Феофан Затворник). От главы зависит вся жизнь тела — органическая и механическая. И в психологическом отношении голова, как вместилище мозга, главного органа умственной деятельности и внешних чувств, признается источником духовной жизни, руководящим началом ее. Это сравнение Апостола дает мысль о всецелой зависимости Церкви от Господа Иисуса Христа, о том, что Христос Сам руководит Своею Церковью. " Полнота Наполняющего все во всем " (ст. 23) — слова сии темноваты и дают разные мысли. Правильнее всего понимать эти слова так: Церковь есть духовный организм, в котором нет места, где бы не действовали Божественные силы Христовы. " Она полна Христом. Он ее наполняет всю " (еп. Феофан Затворник). Святой Златоуст объясняет, почему Апостол не ограничился назвать Церковь только Телом Христовым, а Христа ее главой: " чтобы ты, услышав слово главу, не принял его в значении только власти, но в смысле собственном, — не счел Его только начальником, но видел в Нем действительную главу, Апостол прибавляет: полнота (т.е. Церковь есть полнота) Исполняющего все во всем. Апостол считает как бы недостаточным название " главы " для того, чтобы показать родство и близость Церкви ко Христу " .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

13 . И прекратится зависть Ефрема, и враждующие против Иуды будут истреблены. Ефрем не будет завидовать Иуде, и Иуда не будет притеснять Ефрема. 14 . И полетят на плеча Филистимлян к западу, ограбят всех детей Востока; на Едома и Моава наложат руку свою, и дети Аммона будут подданными им. 15 . И иссушит Господь залив моря Египетского, и прострет руку Свою на реку в сильном ветре Своем, и разобьет ее на семь ручьев, так что в сандалиях могут переходить ее. 16 . Тогда для остатка народа Его, который останется у Ассура, будет большая дорога, как его было для Израиля, когда он выходил из земли Египетской. Все эти стихи по указанию св. Василия великого 658 знаменуют победу Христианства над язычеством. Стих 13 указывает в этом смысле уничтожение розни, существовавшей и существующей между непримиренными Христовым учешем коленами избранного народа. Стих 14 перечисляет представителей не царств, а культов ложных богов; в стихе 15 рисуется ослабление языческого влияния Египта, которое, как мы знаем, начало быстро падать при Птоломеях 659 , замененное сначала многообразными греческими философскими воззрениями, к которым мы склоняемся применить символизм реки, иссушаемой по повелению Господню. При Римлянах не смотря на то, что они сами строили Египетские храмы, как в Дендера и Есне и на о ве Филе, языческое влияние Египта стало ничтожно и отозвалось только в весьма мало уважаемых мистериях Изиды. Почва была, так сказать, иссушена и Апостолы, как св. Марк и святые отцы, начавшие свои подвиги в Египте гораздо ранее формального уничтожения в Египте идолопоклонства в 381 г. указом Феодосия великого 660 , нигде не встречали серьёзного противодействия от туземного культа. Единственные жестокие противники их всегда были Иудеи, имевшие в Египте многочисленные колонии. Стих 16 говорит о большой дороге для духовного Израиля по всей Азии („от Ассура“). Здесь под именем Ассура, надо разуметь все страны, лежащие на восток от Палестины. Дело Римлян, как всякое дело,-бессознательно для людей творящих его,-было дело Божие и входило в план Божественного провидения.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

13 ноября 1947 года Кому много дано, с того много и взыщется Слово на Евангелие от Луки, гл. 12, стихи 42–48 «Господь же сказал: «Кто верный и благоразумный домоправитель, которого господин поставил над слугами своими раздавать им в свое время меру хлеба? Блажен раб тот, которого господин его, придя, найдет поступающим так. Истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его " " ( Лк. 12:42–44 ), Это Иисус Христос говорит обо всех вас, вы те рабы, которым Он поручил Свое имение. Вы спросите: «Какое имение поручил нам Господь?» Но разве каждый из нас не имеет какого-либо из даров Святого Духа? Разве не дал нам Господь сердце плотяное вместо каменного? Разве не вселил Он в наше сердце любви к несчастным братьям нашим? У каждого из вас есть что-нибудь из того, что принадлежит Богу, а ему принадлежит все истинно доброе в сердце вашем. Некоторых из вас Он наградил благами жизни этой. Все, полученное свыше, Господь повелел раздавать другим. Говоря о рабах и домоправителе, Он подразумевает тех, кто поставлен, как имеющие дары, выше тех, кто их не имеет. Вот и вас поставил Господь Бог над несчастными нищими, чтобы вы этим «убогим рабам» раздавали вовремя меру хлеба, то есть заботились об их пропитании. «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» ( Мф. 4:4 ; см. Лк. 4:4 ). Значит и духовным хлебом вы должны питать людей, которые совсем чужды слова Божия, ничего не знают о христианской вере. По возможности, должны поведать им самыми малыми рассказами о Священной Истории, притчах Господа нашего Иисуса Христа, напомнить о заповедях Божиих, полученных через Моисея на Синае, о великих евангельских заповедях, которые гораздо выше древних,– о заповедях блаженства. Далее Господь сказал, что над всем имением Своим поставит раба достойного. Здесь речь о том, что блаженного раба, который исполнил волю Господина своего, Иисус Христос поставит над небесным имением Своим, сделает его обладателем тех неизмеримых, ухом человеческим неслыханных и очами невиданных сокровищ духовных, которые получат все верные рабы Божии в царствии небесном (см. 1Кор. 2, 9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

17 . Вместо меди буду доставлять тебе золото, и вместо железа серебро, и вместо дерева медь, и вместо камней железо; и поставлю правителем твоим мир и надзирателями твоими – правду. Последние слова этого стиха никак не допускают буквального толкования этого стиха, как увеличение материального богатства Иудеев (как толкуют то равнины), Спб. Дух. Ак. комментарий указывает на Св. Кир. Алекс., признававшего в этом пророчестве высшее духовное воспитание, в котором медь древних умствований о законе Моисеевом заменяется воспитанием о Христе, которое уподобляется золоту. В этом же смысле он толкует и другие образы, употребленные в этом стихе. Шмидер, указывая на храм Соломонов и его построение, говорит, что храм новый будет построен из других лучших и крепчайших материалов, знаменующих его вечность. Еп. Петр (ч. II, стр. 280–281) указывает на прославление Церкви, в которой материалы будут лучше и превосходнее, чем те, которые входили в состав ветхозаветной церкви. Более всего останавливают внимание последние слова стиха, рисующие тот идеальный еще пока строй жизни общества, когда порядок в обществе охраняется не меченосцем и его слугами, а миром и правдою, то есть, когда общество будет состоять из членов, настолько развитых о Христе и проникнутых его учением, что ими будет управлять мир, дарованный Господом ученикам Его (Ин. 14и наши объяс. в изуч. Ев.) и в сердце каждого будет сиять тот луч света, который называется истиною и правдою, и который принесен на землю Господом нашим Иисусом Христом (Ин. 1и 2Кор. 3:17 ). См. следующие стихи, которым отвечает Откр. гл. XXI-XXII, глаголющее о новой земле. 18 . Не слышно будет более насилия в земле твоей, опустошения и разорения – в пределах твоих; и будешь называть стены твои спасением и ворота твои – славою. 19 . Не будет уже солнце служить тебе светом дневным, и сияние луны – светить тебе; но Господь будет тебе вечным светом, и Бог твой – славою твоею. 20 . Не зайдет уже солнце твое, и луна твоя не сокроется, ибо Господь будет для тебя вечным светом, и окончатся дни сетования твоего.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

17 декабря 1950 года Старайтесь жить по воле Божией Слово на Евангелие от Луки, гл. 19, стихи 12–28 Чрезвычайно важная притча Христова о рабах, получивших десять мин, может показаться странной и не совсем понятной. Каков ее смысл? Господь говорит здесь обо всех христианах и нехристианах, которые будут жить на земле после Его Вознесения на небо и до Его Второго Пришествия на Страшный Суд. Это Он под видом некоторого знатного человека ушел в дальнюю страну, к Отцу Своему, чтобы получить Царство, власть над всем миром, а потом возвратиться, когда настанет время. Уходя в эту страну, Он призвал достойных – тех, кто уверовал в Него,– и дал им Дары Святого Духа, каждому свой дар. Полученное они должны были употребить так, чтобы умножить благодать, стать совершенными, чистыми перед Богом. Но граждане ненавидели Его и отправили вслед посольство, сказав: «Не хотим чтобы Он царствовал над нами» ( Лк. 19:14 ) Это кто такие? Да те, кто не признает Христа, кто не уверовал в Него. Они не хотели и до сих пор не хотят, чтобы Он царствовал, не желают подчиняться Его святому закону, ставят своих по духу царей. Куда же они отправляют посольство? Конечно, не к Богу, а к дьяволу ,– у него просить защиты и помощи. Апостол Лука повествует далее, что «когда» господин «возвратился, получив Царство», то «велел призвать рабов, которым дал серебро, чтобы узнать, кто что приобрел. Пришел первый и сказал: «Господин, мина Твоя принесла десять мин». И сказал ему: «Хорошо, добрый раб, за то, что ты в малом был верен, возьми в управление десять городов». Пришел второй и сказал: «Господин, мина твоя принесла пять мин». Сказал и этому: «И ты будь над пятью городами " " ( Лк. 19:16–19 ). Когда придет на землю Господь наш Иисус Христос во второй раз, то у всех христиан, получивших во Святом Крещении благодать Святого Духа, Он потребует отчета в том, как были употреблены эти дары. Спросит, были ли мы нерадивыми, презирали их или же старались всеми силами нашей души приумножить их, стремились очистить сердца наши, вложить в них святые заповеди Христовы и творить их. И придут одни и скажут, что прилагали все силы, чтобы умножить дары Святого Духа, и что одна мина принесла им десять мин. Это святые праведники, достигшие великого совершенства перед Богом, им принадлежат все радости вечной жизни. Те же, кому мина принесла пять мин, – это люди, тоже усердно работавшие Богу, творившие Божию волю. Но они не были так сильны духом, как первые. Их похвалит Господь: «Так как вы по мере ваших сил трудились, то получите и вы вечную награду».

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

17 . Человек, стяжавший Духа Святого, чувствует необыкновенный мир в душе, необыкновенную сладость и радость во всем сердце. По учению же иеговистов, цель их жизни – не стяжание Духа Святого, а «свидетельство», то есть пропаганда и распространение их учения. Воскресение Христово Иеговисты отрицают телесное воскресение Христа. Как уже было сказано, они считают, что человек Иисус навсегда умер, тело Его превратилось в газы или где-нибудь хранится. А был воссоздан вновь уже Архангел Михаил – духовное существо. Православная Церковь учит, что Божество и человечество непостижимым образом соединились в Иисусе Христе, и Он был и доныне пребывает «совершенный Бог и совершенный человек, в Котором две природы соединены неслитно, неизменно, неразлучно и нераздельно». Пока тело Христа пребывало во гробе, душой Он сошел в ад, чтобы вывести оттуда всех ветхозаветных праведников, ожидавших пришествия Спасителя. Одновременно Он находился в раю с разбойником, которому обещал на кресте: «Ныне же будешь со Мною в раю» ( Лк.23:43 ), и восседал одесную Бога Отца. Для Бога все возможно и одновременно находиться в разных местах – тоже. После воскресения Христова Его душа соединилась с телом, причем это тело преобразилось, приобрело новые качества. Например, Господь смог войти через закрытые двери к апостолам. Через 40 дней после воскресения Христос вознесся на небо, вознесся телесно, т.е. и Его человеческое тело и Его душа, в которой соединены божественная и человеческая природа, были восхищены на небеса. Православная Церковь подчеркивает, что Господь Иисус вознесся именно телесно еще и потому, что Божеством Своим Он всегда пребывал и пребывает с Богом Отцом и Св. Духом. В Библии следующие стихи подтверждают телесное воскресение Спасителя: Лк.24:36–40 : «Когда они (ученики) говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: «Мир вам». Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа. Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. И сказав им это, показал им руки и ноги».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/o-lozhno...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010