Поэтому музыка эта становится своего рода мостом, связывающим столетия и культуры: обращенная к современному человеку она затрагивает глубинные пласты его духовной памяти, обостряет его внутреннее видение, способность проникать сквозь толщу времен и дает возможность ощутить свою принадлежность к человечеству в целом, ощутить связь со всеми ушедшими поколениями, почувствовать себя как создание Божие. Музыка эта универсальна и всечеловечна: она доступна всем людям без разграничения национальности, без разграничения конфессий. Такое небывалое духовное воздействие музыки никого не может оставить равнодушным, и только греховное чувство гордыни может вызвать какие-либо отрицательные эмоции по отношению к ней. По широте своего воздействия, по новизне музыкального языка, по глубине духовного содержания, «Страсти по Матфею» Епископа Илариона, безусловно, новаторское произведение, не имеющего себе аналогов в отечественной музыкальной литературе. Александр Кобляков, декан композиторского факультета Московской консерватории: — Мы безумно благодарны владыке Илариону за новое воплощение «Страстей», за возвышенность и чистоту звучания, за интонационную искренность, за доступность изложения. Мы нуждаемся в такой современной, доступной, чистой, тональной музыке. Музыке, которая восстанавливает утраченную связь с публикой. Я очень рад самому факту появления нового произведения, смелости и той внутренней, духовной и интонационной чистоте, с которой владыка Иларион воплотил этот замысел. И музыка, и религия – одной природы. Обе эти сферы помогают человеку познать мир. И очень радостно, что владыка Иларион соединил это. И то, что он нашел смелость, волю вернуться к музыке, вызывает восхищение. Причем вернуться на серьезном уровне, создав такое абсолютно качественное произведение от первого до последнего звука. Это титанический труд! В своем роде это получилось совершенное произведение. И нам очень радостно, что здесь он продемонстрировал великолепное мастерство и выдающуюся школу, которой славится Московская консерватория.

http://pravmir.ru/strasti-po-matfeyu-pok...

Музыка — это самый тонкий инструмент, который выражает не только чувства композитора, но и всё, что происходит в духовной жизни общества. Когда появилась чудовищная, в хорошем смысле, варварская музыка Стравинского, Прокофьева, когда Скрябин со своими произведениями выступил — это еще никаких революций не было, еще ничего, весь этот ужас XX века только еще где-то там брезжил, а у них в музыке все это произошло уже, они уже поломали все старое, они уже воздвигли нечто новое, и ужас перед этим надвигающимся язычеством был абсолютно точно выражен в музыке этих композиторов. Поэтому к музыке надо присматриваться и политическим деятелям в том числе, вот как музыка, то, что она выражает, — это будущее наше. Поэтому все сейчас обнулилось, все то, что нас волновало, и рок-музыка возникала и другие музыкальные теории, музыкальные системы, все в XX веке бурно развивалось, сейчас этого ничего нет, сейчас авангардистами мы по инерции называем тех, кто пишет музыку в стиле столетней давности — это для нас авангард. Тогда это был да, авангард, сейчас нет, сейчас это… рок-музыка тоже особенно сейчас никого не волнует, все эти рэпы уже к области музыки отнести совсем нельзя, это, если можно так сказать «поэзия» в кавычках, как угодно можно называть, но только не музыкой. Поэтому музыка сейчас на нуле, и наше поколение доводит эту линию, которая идет из XX века, вот мы ее доводим, а что будет после нас, мы не знаем. И некая растерянность есть духовная, потому что и системы политические себя исчерпали — все, все, что мы возьмем, все, о чем говорили «светлое будущее всего человечества», не знаю, не хочется называть эти системы, потому что сейчас обвинят в чем-нибудь. «Технический прогресс вот нам принесет светлое будущее!», нам принесет вот такая политическая, такая экономическая система светлая — сейчас уже никто не верит в то, что какая-то политическая или экономическая система или технический прогресс принесет светлое будущее. Ну нелепо было так говорить: «Вот появится телевизор и настанет светлое будущее, появится у нас Интернет — вот оно, светлое будущее, вот о чем мы мечтали, о какой жизни для наших детей» — ничего этого не появляется, наоборот, появляется еще больше проблем, вернее, они остаются теми же самыми. И вот человечество исчерпало себя сейчас и музыкальные стили, вот эти все музыкальные направления, и одновременно исчерпали себя политико-экономические какие-то перспективы. И может быть, это и правильно, потому что мы очистились сейчас, абсолютно очистили все для того, чтобы, может быть, сказали другие силы свое слово…

http://foma.ru/mne-zashivali-v-shkolnuju...

Разделы портала «Азбука веры» Библиотека нот церковного хора Духовная музыка существует во всех культурах и может проходить через века. У инков были духовные песнопения которые они пели в своих храмах. Тибетские монахи всё ещё поют свои религиозные гимны с использованием специальных голосовых техник, которые придают им магические обертона. И западный христианский мир имеет свои грегорианские распевы которые пользуются огромной популярностью в настоящее время. Обрядовые и духовные песнопения в грузинской музыке это пример отдельной, особой формы западнохристианской музыки: полифонического хорового наследия Республики Грузия. Духовная музыка обращается в самую внутреннюю часть личности, это путь к соединению с наиболее глубоким источником существования. Повторяющиеся распевы и ритмы в духовной музыке создают притяжение, уводящее слушателя прочь от незначительных беспокойств и груза проблем. Кроме того, духовная музыка создаёт животворящий орнамент, объединяющий тело и душу. Грузия имеет великую и высокопрофессиональную традицию многоголосного хорового пения. Фольклорные и церковные песни являются нераздельной частью сокровищницы грузинской культуры и Грузия по достоинству гордится этим. Iй век, Христианство уже стало известным в Грузии, и в 337 году Царь Мириан провозгласил его государственной религией. Итак Грузия, являясь древнейшим Православным государством, обладает великой традицией духовной музыки. Эта традиция сохранилась как жизненная часть национальной идентичности. Грузинская полифоническая традиция вероятнее всего старее чем сама Западная Европа, и она характеризуется особенными вокальными приёмами и использованием очень близко расположенных к друг-другу тонов. Музыка и песни передавались от поколения к поколению непосредственно через живую певческую традицию. Преимущественно пением в Грузии занимаются мужчины. Типичная грузинская песня это трёхголосная мужская «а капелла». Полифоническое пение занимает самое естественное место в социальной жизни Грузии, как на праздниках, так и в трудах.

http://azbyka.ru/kliros/gruzinskaya-duho...

Разделы портала «Азбука веры» Здравствуйте. Какое место в нашей духовной жизни может занимать музыка? В современном обществе почему-то большое значение придаётся музыке, вследствие широкого и свободного доступа. Молодых людей на улице, чаще всего можно увидеть в наушниках. Лично я не предаюсь этой моде. Изредка, слушаю композиции проверенных временем классических композиторов. Опыт показывает- благотворное влияние классической музыки на организм и психику. Кто-то из Оптинских старцев сказал: …Серьезная музыка, как Моцарта, Бетховена и других, действует облагораживающим образом на душу, часто под влиянием ее хочется плакать и молиться». Иеромонах Серафим Роуз : Ребенок, с детства приученный к классической музыке, развившийся под ее влиянием, не подвергается искушениям грубого ритма “рока”, современной псевдомузыки в той мере, в какой подвергаются им те, кто вырос без музыкального воспитания. Хорошее музыкальное воспитание, по словам оптинских старцев, очищает душу и приготовляет ее к принятию духовных впечатлений. Можно ли слушать и изучать только классическую, академическую музыку? Она благотворно влияет на сердце и здоровье в общем, успокаивает, даёт повод задуматься о жизни, вдохновляет на добрые дела и просто облагораживает человека. Если есть призвание преподавать музыкальную культуру в школах, то стоит ли это реализовывать? Вопрос закрыт для новых ответов. 4 Ответа Какое место в нашей духовной жизни может занимать музыка? Какое ей дадите, такое и будет занимать. Ваша воля задать границы.  Если хотите подробнее разобраться в теме, то вы интересуйтесь историей написание музыки. Что побудило конкретных авторов на написание этой мелодии? Ищите корни, ведь, во многом, музыка и песни исходят из сердца человека. Могу порекомендовать фильм Антонио Вивальди — Композитор и священник (Студия Неофит) , где рассказывается, какой смысл был заложен в те самые Времена Года Вивальди . Но не превращайте свои музыкальные предпочтение в предмет гордости. Это страшный грех. Ну а самой важной песней вашей жизни пусть станет Славословие Богу, для которого вам не обезательно нужна музыка, ведь вы сами можете сделать свое тело музыкальным инструментом, о чем писал Давид, который составил Псалтырь.

http://azbyka.ru/vopros/kakuju-rol-igrae...

Вечер памяти С. Смоленского Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 54, 2009 8 января, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 54, 2009 Особенностью учебного процесса в Регентской школе при Московской Духовной академии являются вечера, посвящённые русским композиторам. Подобные вечера существенно дополняют учебную программу, способствуя развитию музыкально-исполнительского мастерства учащихся Школы. В программе вечеров обычно участвует несколько хоровых составов, которые наряду с хоровыми произведениями исполняют ансамблевые и сольные номера или инструментальные сочинения. Канвой вечеров служит литературная композиция, состоящая из повествования и стихов. Более красочной программу вечера делают различные сцены, связанные с жизнью композиторов. В последнее время в Регентской школе прошли вечера, посвящённые композиторам П. Г. Чеснокову, М. И. Глинке, А. А. Ар­­­­­хангельскому, нашему современнику — отцу Сергию Трубачёву, А. Д. Кастальскому и Д. С. Бортнянскому. 23 ноября 2008 года, в воскресение, в Регентской школе прошёл вечер, посвящённый памяти директора Синодального певческого училища, выдающегося церковного деятеля, композитора и педагога Степана Васильевича Смоленского (†1909). Вечер начался с краткой ретроспективы: первоначально было исполнено “Блажен муж” знаменного распева, затем — это же песнопение, прозвучавшее в гармонизации А. Д. Кастальского. Такое сопоставление проиллюстрировало перерождение древнего хора Патриарших певчих дьяков в Московский Синодальный хор и показало идею “нового направления” в русской духовной музыке. После этого в ряде театрализованных сцен были представлены жизнь и творчество композитора: Смолен­ский пишет свои “воспоминания”. Перед ним проходят образы его детства, юность и учёба в Казанском университете. И вот он попал в Синодальное училище, где обнаружил низкий профессиональный уровень преподавания; оставляла желать лучшего и общая обстановка этого учебного заведения. Поэтому от Степана Васильевича потребовалось много сил для реформирования системы образования, чтобы изменить атмосферу в Училище и довести учебный процесс и мастерство хора до высокого уровня. Вершиной творчества Синодального хора при нём явился концерт в Вене. Характеристика “нового направления” в русской духовной музыке, основоположником и идейным вдохновителем которого считается С. Смоленский, вопросы гармонизации древних распевов представителями этой школы ярко и образно были представлены в концертных диалогических и хоровых сценах вечера. Была отмечена выдающаяся реформаторская деятельность композитора, обладавшего особым даром — находить людей, собирать таланты, привлекать их к активной творческой работе.

http://pravmir.ru/vecher-pamyati-s-smole...

Но зарабатывал только этим... (Мы попали в автомобильную пробку.) Смотрите, какие красивые номера у машин - 7777... 775! Можно писать музыку по этим номерам? Пярт: Конечно можно! А в музыке все возможно? Пярт: Как это - все? Да, в музыке все возможно. Всякое дело можно обратить в доброе. Так же как удобрение, если его правильно использовать, большая польза от него, а если неправильно, то, конечно, это невкусно. А вы для музыки используете компьютер? Пярт: Нет. Хотя мог бы, наверное. Я так строю музыку, что это чисто цифровая может быть программа. Я иногда хвастаюсь - моя музыка такая точная, что вы можете проверить свои компьютеры - правильно ли они работают - этой музыкой. А ноты вы тоже пишете рукой? Пярт: Ну да. Пока музыка готова будет, надо столько раз это переписать и исправить. Если я это буду делать на компьютере, получится ужасная путаница. Надо время для этого, чтобы учиться ... Мой сын пишет на компьютере. Но он может и письма на мобильном телефоне писать в темноте, не глядя и с огромной скоростью нажимая на эти кнопки. Без ошибок... А мне каждый раз приходится нажимать назад и стирать неправильно написанное... Один пакистанский певец был шокирован, когда узнал, что его музыка была использована в фильме " Прирожденные убийцы " . Песни, в которых говориться о любви к Богу, были использованы совсем в других целях. А у вашей музыки есть цель? Пярт: Господи! Я никогда не думал так... У меня разная музыка есть. Есть музыка для концертного зала, которая не предназначена и не годится для в церкви, а тем более - для церковной службы. Потому что музыка для богослужения - это совсем другой мир, там нельзя так... композитор там должен стоять как бы в стороне, он должен не входить в эту атмосферу со своими страстями. Она должна быть бесстрастная в этом смысле. И так получается даже, что большинство музыки, написанной на духовные темы или духовные тексты, оно не сочетается с религиозным духом. А часто так бывает, что люди только дают названия своим страстям и симфоническим всяким кошмарам названия из Святого писания, которые на самом деле не имеют ничего общего с литургией.

http://pravoslavie.ru/36336.html

И. В. Ясюкевич. Особенности русского духовного пения в понимании Н. П. Гилярова-Платонова В некоторых своих работах Н. П. Гиляров-Платонов обращается к такой области искусства, как церковное пение. Философ понимает и высоко оценивает его роль: Русское церковное пение, равно как и русское пение вообще, есть еще неизвестный в музыкальной науке, своебычный, оригинальный факт, еще доселе не исследованный вполне. Можно сказать, что край завесы только приподнят, проблема только поставлена такими умами и талантами, как покойные князь Одоевский и М. Глинка, оба решившие, что ключа к русской народной музыке следует искать, между прочим, в музыке церковной, и оба веровавшие, что с открытием законов русской музыки настанет новая эра и для музыки вообще. 365 Основы теории и истории русской церковной музыки действительно были разработаны кн. В. Ф. Одоевским и прот. Д. В. Разумовским. 366 Позже к ним примкнул целый ряд исследователей: Ю. К. Арнольд, И. И. Вознесенский , С. В. Смоленский, свящ. В. М. Металлов, И. В. Преображенский и другие. Нам же представляется интересным выяснить особенности русского духовного пения в понимании Гилярова. В своих статьях о церковном пении он, несомненно, опирался на исследования и замечания кн. В. Ф. Одоевского. Тот разрабатывал музыку как науку. 367 Он обратил внимание на систему средневековых церковных ладов и отметил их сходство с древними церковными мелодиями и народными песнями. 368 Вот о большом значении народного песенного творчества и пишет Гиляров: Обычное церковное пение есть произведение народного гения; с записыванием народных церковных напевов и должно было случиться (то), что продолжает(ся) с другим видом народного песнетворчества, т. е. с песнями: правильно записанной русской песни нет, и мужик поет и несомненно вернее, нежели записал, пусть с его же голоса, ученый композитор. 369 Русский философ очерчивает свой круг проблем, которые волнуют его как публициста: Но само церковное пение сохранило ли свою чистоту? Верно ли оно своим музыкальным законам? Не уклонилось ли оно от своего характера и назначения? Тысячу раз да.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

Начало возрождения древнерусского церковно певческого искусства. С 60-х гг. XIX века мы видим начало того движения, которое позже к концу столетия выльется в целое направление в русской духовной музыке. Именно к началу 60-х относится деятельность подвижников возрождения истоков русской национальной культуры, создания Общества древнерусского искусства открытие Московской и Петербургской консерваторий, а позже в конце 70-х – Общества любителей церковного пения. Необходимо отметить большую просветительскую деятельность во второй половине XIX века Русского музыкального и хорового обществ, Бесплатной музыкальной школы. К духовной музыке, особенно после сокрушения властных полномочий Императорской придворной певческой капеллы, обращаются крупнейшие русские композиторы – П. Чайковский, М. Балакирев, Н. Римский-Корсаков. To есть это эпоха расцвета музыкальной культуры России в целом. В чем же нам видятся особенности проявления интереса к древнерусской культуре в этот период? Как одну из важнейших причин подобного проявления следует отметить неудовлетворенность состоянием церковной музыки в России, осознанную в данный период рядом деятелей русской культуры – композиторов, музыкальных критиков, общественных деятелей. Так, например, довольно частой критике подвергались сочинения композиторов эпохи «русского классицизма», Обиход придворный певческой капеллы, составленный под руководством А. Львова. И как противовес художественным стилям в основе, которых значительно место занимали элементы западноевропейской музыкальной культуры с начала 60-х гг., постепенно набирают силу иные тенденции, связанные с возвращением к исконно русской национальной христианской культуре, возрождением традиционных церковных роспевов. Так в 1865 г. при Московском Публичном (Румянцевском) музее было создано Общество древнерусского искусства. Приведем некоторые пункты его Устава определяющие цель и основные задачи. § 2. Цель этого Общества – собирание и научная разработка памятников русской древности и древнерусского церковного и народного искусства во всех его отраслях.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

К этому нужно прибавить, что у Веделя очень чувствуется сильное (почти что до заимствования) влияние светской музыки конца XVIII в. Например, в его «Покаянии» на словах «но яко щедр очисти» слышится почти точно одна из модных в то время французских бержереток-пасторалей 440 . Вполне возможно, что Ведель бессознательно распел слова стихиры по напеву слышанной им где-либо или от кого-либо музыки бержеретки (быть может, даже в исполнении какого-либо оркестра). Иногда Ведель бьет на эффектность, и притом довольно наивную, дешевыми средствами (например, на словах «окаянный трепещу» в его «Покаянии»). Это место при исполнении часто вызывает солиста-исполнителя на утрированный, неприятный и противоречащий благоговейному настроению молящихся театральный вопль. Вообще же в музыке Веделя преобладает лиризм, часто наивный, но искренний. Фактура духовно-музыкальных сочинений Веделя отвечала и настроению, и требованию того общества, которое за богослужением слушало произведения Веделя. Мастерское же исполнение их под управлением автора, который сам был превосходным певцом, способствовало прославлению этих произведений и их популярности. Так как сочинения Веделя не были в свое время напечатаны, но пользовались известностью и популярностью, то переписывались регентами и певчими друг у друга; понятно, что при этом бывали грубые описки. А некоторые из этих сочинений, переписанные от других, иногда даже без указания имени композитора, могли попадать в разряд сочинений «неизвестного автора» и, возможно, оставались в хоровой церковной практике под таким написанием у провинциальных и невзыскательных, большей частью любительских хоров до самой революции. Только в самом начале XX в. было издано несколько духовно-музыкальных сочинений Веделя, как концертов, так и отдельных песнопений. Изданы они были под редакцией священника М. Лисицына , В. Петрушевского, М. Гольтисона; при этом редакторами нередко бывали допущены некоторые изменения, делавшие сочинения Веделя более приемлемыми для русских православных людей начала XX в. – так, например, были выпущены разные украшения, модные в церковном пении итальянского стиля, как форшлаги, группето (хотя эти украшения характерны для композиций итальянской школы), исправлены были встречающиеся иногда ошибки против просодии 441 текста, который, очевидно, приносился в таких случаях в жертву музыке.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Концерт. 1592 г. Худож. Леандро Бассано (Галерея Уффици, Флоренция) Концерт. 1592 г. Худож. Леандро Бассано (Галерея Уффици, Флоренция) Чрезвычайная простота нек-рых образцов лауд, присутствие типовых мелодий, а также многочисленные документальные свидетельства ясно указывают на то, что общинное пение в XVI в. не было прерогативой протестант. мира, а было распространено и в католич. среде, хотя порой и вытеснялось в пара- или внелитургическую сферу: в этот период помимо катехизических собраний лауды пели во время процессий, паломничеств и др. важных событий церковной жизни. История лауды, как в поэтическом, так и в муз. отношении, была компромиссом между народной и профессиональной традициями. Др. жанры принадлежат скорее высокой культуре; в первую очередь это относится к духовному мадригалу (madrigale spirituale), к-рый, согласно его наименованию, должен был составить конкуренцию основному светскому вокальному жанру эпохи. Первые значительные эксперименты в этой области относятся к предыдущим десятилетиям, но именно в 1563 г. в Венеции был опубликован 1-й сборник произведений веронских авторов, целиком посвященный этому жанру: «Духовная музыка, первая книга канцон и мадригалов» (Musica spirituale, libro primo di canzon et madrigali: A 5 voci/Raccolta gia dal reverendo Giovanni dal Bene. Venezia, 1563; науч. изд.: Musica spirituale, libro primo (Venice, 1563)/Ed. by K. Powers. Middleton (Wisconsin), 2001. (Recent Researches in the Music of the Renaissance; 127)). К жанру духовного мадригала обращались такие композиторы, как Палестрина, Маренцио, пресв. Феличе Анерио (ок. 1560-1614), пресв. Джованни Кроче (ок. 1557-1609) и др. Духовный мадригал стал известен и по др. сторону Альп, особенно благодаря творчеству придворного капельмейстера императоров Свящ. Римской империи Филиппа де Монте (1521-1603) и Орландо ди Лассо (ок. 1532-1594). Расцвет итал. духовных жанров в музыке сопоставим с подобными феноменами в др. областях Европы, как в католической, так и в протестант. среде. Наряду с лаудой и мадригалом существовал, напр., такой жанр, как духовная канцонетта, а также множество видов переработок светских сочинений (напр., путем адаптации нового текста к уже существующей музыке или менее радикальными способами). Насколько разнообразными были жанры духовной музыки, настолько разнообразной была и среда, в к-рой они распространялись в обществе XVI в.: братства, школы, семинарии, религ. дома, приюты (ospedali), академии, дома светской и церковной знати.

http://pravenc.ru/text/2033728.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010