При епархиальном архиерее состояла консистория – епархиальное управление в составе от четырех до шести духовных лиц и гражданских чиновников. В начале синодального периода консистории именовались по-разному: духовными приказами, духовными правлениями, дикастериями. Указом 9 июля 1744 г. поведено было именовать их духовными консисториями. Согласно Уставу духовных консисторий от 27 марта 1841 г. 9 , пересмотренному в 1883 г., консистории рассматривались как присутственные места, через которые архиереи управляли своей епархией и вершили в ней духовный суд. Консистории состояли из 5–7 членов, избираемых из числа архимандритов, игуменов, а в XIX в. кроме них и представителей белого духовенства – протоиереев и священников. Состав консистории утверждался Синодом по представлению епархиального архиерея. В таком же порядке они и увольнялись. Для производства дел при консистории состояла особая канцелярия, которую возглавлял светский чиновник-секретарь, назначавшийся и увольнявшийся обер-прокурором Синода. Он подчинялся как епархиальному архиерею, так и обер-прокурору Синода. Консистория ведала назначением и смещением приходских священно- и церковнослужителей, привлекала их к церковному суду за правонарушения по должности, осуществляя надзор за ведением церковного хозяйства в епархии, строительством и благоустройством храмов, проводила в жизнь распоряжения Синода, составляла для него донесения и отчеты по епархии. Согласно Уставу духовных консисторий 27 марта 1841 г., главным лицом консистории был ее секретарь. Хотя он назначался Синодом, но подчинялся не Синоду, а непосредственно обер-прокурору, перед которым отчитывался во всем. Таким образом, консистория оказывалась в двойном подчинении – епархиального архиерея (как главы епархии) и обер-прокурора Синода «Таким образом, – как справедливо заметил И.К. Смолич , – обер-прокуроры имели сильную и независимую опору в епархиальных управлениях» 10 . Помимо консистории для ведения мелких текущих дел при архиерее находилась епархиальная канцелярия – по аналогии с канцелярией обер-прокурора Синода 11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Мировой Посредник 4-го участка Лепельского уезда Константин Квятковский вошел ко мне с прошением, коим просит моего ходатайства пред Вашим Сиятельством об определении на вакансию секретаря Полоцкой Д. Консистории, открывшуюся за смертию исправлявшего должность секретаря Консистории Коллежского Секретаря Бориса Дунаева, скончавшегося 10-го текущего апреля. Имея в виду, что г. Квятковский духовного происхождения, получил высшее духовное образование в С.-Петербургсской Д. Академии и окончил курс в оной со степенью Магистра, был наставником в Полоцкой семинарии, проходил затем должность секретаря Полоцкой Консистории с 1853 по 1861-й г., по отзыву сослуживцев, с ревностно и знанием дела, полагаю, что назначение Квятковского вторично на должность секретаря Консистории могло бы послужить на пользу для приведения в порядок дел по Полоцкой Консистории, значительно запутанных по причине частой смены в последнее время секретарей, из коих притом не все отличались способностями и усердием к службе. Посему, если на вакансию секретаря Полоцкой Консистории не будет усмотрен Вашим Сиятельством другой кандидат, более способный и благонадежный, чем Квятковский, я покорнейше прошу назначить сего последнего. При сем имею честь препроводить и подлинное прошение Г. Квятковского с засвидетельствованною копиею с его формулярного списка». Но прежде, чем я получил ответ на эту бумагу, Квятковский писал мне от 3-го мая: «С благоговением приношу Святительской Особе Вашего Преосвященства живейшую благодарность за Архипастырское представление меня на Вакансию секретаря Консистории и как прежде словесно, так ныне письменно, позволяю себе заявить, что неизменною задачею моею и обязанностью будет не щадить всех усилий, чтобы служба моя была полезна. Счастливейшим почту себя, если Господь позволит потрудиться под начальством и руководством вашего преосвященства. Предвижу ожидающие труды и с нетерпением жду минуты начать их с рвением и привычкою к занятиям. Жизнь много прибавила опыта. В трудной, хотя и предвиденной давно, настоящей минуте дерзая испрашивать архипастырского благословения моей семье и себе, с почтительностию и благодарностью целую святительскую вашу руку».

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Четырехлетний опыт убедил меня, как неудобно и опасно в малолюдных и малоприходных епархиях иметь на высших должностях епархиальной службы туземцев. В этих епархиях все духовенство более или менее связано и перепутано между собою родственными или дружественными отношениями, так что весьма трудно найти священника или чиновника духовного происхождения, который не был бы окружен многочисленными родством и знакомством. Я не говорю уже о Секретаре Квятковском, у которого несчетное множество родных и двоюродных братьев и сестёр с их потомством, и который всегда отличался слепым пристрастием к своим родным, но я никак не мог ожидать такого же пристрастия и такой же недобросовестности от свящ. Красовицкого, когда принимал его на духовную службу из гражданской. А между тем из решения дел, им рассматриваемых, к крайнему прискорбно моему, более и более в этом убеждаюсь». На вышеизложенное ходатайство, от 4го февраля за 365, я получил от Графа следующий неутешительный ответ: «В отношении ко мне, от 20-го января текущего года за 270, Ваше Преосвященство изволите ходатайствовать об определении на должность Секретаря Полоцкой Консистории Столоначальника Московской Консистории Титулярного Советника Славолюбова. В ответ на сие имею честь Вас, Милостивый Государь и Архипастырь, уведомить, что в виду постановления Св. Синода, изъясненного в циркулярном указе оного от 14 апреля 1869 г. за 18, о замещении секретарских должностей в Духовных Консисториях лицами, получившими образование в высших учебных заведениях, по предварительном подготовлении их в Синодальной Канцелярии, я встречаю затруднение к удовлетворению желания Вашего Преосвященства относительно определения на должность Секретаря Полоцкой Консистории вышеупомянутого Столоначальника Славолюбова. Хотя и Славолюбов, по отзыву Вашего Преосвященства, получил образование в Духовной Академии и служил несколько лет в Московской Консистории, тем не и менее я не имею никаких положительных сведений о степени юридических его познаний и практической опытности, необходимых, по смыслу вышеупомянутого указа Св.Синода, для Секретаря Консистории. Посему, в случае увольнения Г. Квятковского, Ваше Преосвященство не изволите ли сделать распоряжение, чтобы исполнение секретарских обязанностей в Полоцкой Консистории временно было поручено кому либо из наиболее опытных столоначальников Консистории, по Вашему усмотрению, впредь до замещения сей должности лицом, которое по избранию моему будет Святейшим Синодом назначено на оную».

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

В таком положении, каково дело Петрова, находятся некоторые другие дела. Я приказал все такие разнородные дела об одном лице доложить мне вместе и надеюсь уже в правильном виде представить дела, нуждающиеся в представлении Св. Синоду. Сами изволите видеть, что такой образ действий требует времени. Но он и весьма точен и облегчит труды для самой канцелярии Св. Синода. Призывая на Вас благословение Божие» и проч. Вникая в материальный быт чинов, служащих в канцелярии Кавказской духовной Консистории, епископ препроводил в оную из собственности своей триста рублей серебром при предложении Консистории следующего содержания 166 . «Обращая внимание на затруднительное положение чиновников Кавказской Консистории, довольствующихся общим окладом жалования, положенным для канцелярий консисторских в России вообще, между тем как в Ставрополе предметы продовольствия несравненно дороже, нежели в России вообще, я счел обязанностию моею явить мое пастырское деятельное участие в положении чиновников Кавказской Консистории. Удовлетворяя требованию таковой пастырской обязанности моей, я предлагаю Консистории триста рублей серебром из моей собственности на раздачу чиновникам по расписанию, которое предлагаю Консистории составить и представить на мое усмотрение. Уповаем, что с сим скудным даром нашим, яко с даянием архипастыря, внидет благословение Божие, так как, напротив того, даяния незаконные удаляют благословение Божие от тех лиц и домов, коими сии незаконные даяния привлекаются. Доставителю сего предложения и при нем суммы в триста рублей серебром, келейному моему, рясофорному послушнику Иоанну, выдать расписку за подписанием члена Консистории и исправляющего должность секретаря. 10 марта 1858 года, Личные отношения епископа Игнатия к местным гражданскому и военному начальствам имело решительное влияние на добрые отношения и всего населения к духовенству. Влияние это особенно проявилось в отношениях Линейного казачьего войска, при объезде епархии, где по предварительному сношению Синода было сделано распоряжение о принятии епископа в церквах станиц, которые он проезжал, совершая обзор епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Нет, жатва еще предстоит многа, а делателей, к сожалению, оказывается мало; и если были и есть люди, способные и готовые с ревностью действовать к утверждению и возвышению здесь Православия, то они были угнетены и сокрыты вдали от главного центра епархиального управления. Консистория есть главное орудие действования епархиального архиерея; чрез нее производится управление и духовный суд в пределах епархии. В Полоцкой консистории я нашел орудие, не только неспособное к правильному действованию, не только не содействующее к достижению благих целей Высшего Правительства, но и препятствующее и даже отчасти противодействующее этим целям. Указы Св. Синода остаются неисполненными в течении многих лет; архиерейские резолюции и распоряжения или вовсе не приводятся в исполнение, или исполняются чрез несколько месяцев, и не всегда в точности. Настоящий состав присутствия консистории самый неудовлетворительный. Из шести наличных членов консистории я нашел только одного способного и благонадежного-единоверческого священника Волкова, но он, по недавнему определению его в консисторию, мало еще опытен в делах. Ректор семинарии 724 , по другим своим обязанностям, не может пристально заниматься делами консистории. Прочие члены и неспособны и неблагонамеренны. При таком порядке дел и при таком составе консистории, очевидно, нельзя надеяться на успех и в будущем. Посему я, в течении 5-ти-месячного здесь пребывания, истощивши все усилия к исправлению беспорядков по консистории и не видя никакой надежды на успех, решился приступить к постепенному удаленно настоящих, членов консистории, и заменению их новыми. Я начал с Протоиерея Никоновича, потому что он менее других способен, а между тем более всех был влиятелен на ход дел ко вреду епархии, как пользовавшийся особым доверием моего предшественника. В его заведывании находились и находятся, между прочим, ставленнические дела. По прибытии моем в Витебск, немало получено было мною жалоб от духовенства на обидное перемещение с одного места на другое, в промежуток времени между увольнением моего предместника от епархии и моим вступлением на кафедру. – При рассмотрении мною этих жалоб оказалось, что эти перемещения делались большею частью, произвольно, с явным пристрастием к одним, и с крайнею несправедливостью по отношению к другим, и потому я нашел справедливым многих возвратить на прежние места.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

6) Самая главная часть ведения Консистории состоит в отправлении суда в епархии. Судебной власти Консистории подлежат следующие предметы: дела брачные, как относительно формальностей вступления в брак, так и относительно расторжения его; о действительности событий браков и рождений от законных браков; проступки и преступления, за которые виновные из светских лиц подвергаются церковной епитимии; проступки и преступления духовных лиц; споры между духовными лицами из-за пользования церковной собственностью, и иски на духовных лиц по бесспорным обязательствам (Уст. дух. Конс. ст. 148–277). 7) В круг занятий Консистории входит также приготовление всех рапортов и представлений в Св. Синод от имени епархиального архиерея, – а также приготовление бумаг для сношения с губернскими учреждениями по предметам епархиального управления. Во время отсутствия епархиального архиерея или викария, которому поручено управление епархией, или когда Св. Синод непосредственно предписывает Консистории, она обязана входить доношениями; в Св. Синод за подписью всех членов ее и отправляет все дела в епархии, которые не требуют иерархической власти архиерея (Уст. Конс. ст. 358–361), т. е. Консистория заменяет собою власть епархиального архиерея во всех делах, – разумеется, за исключением тех. которые требуют иерархического действия архиерея. д) Общий порядок делопроизводства в Консистории Слушание и решение дел в Консистории выражается в неодинаковых юридических формах. Юридические формы, в которых выражаются действия Консистории, определяются важностью дела. По бумагам незначительной важности, или когда они требуют исполнения дела столь известного, что не представляется затруднений в исполнении (напр. по требованию присутственного места о командировании увещателя для подсудимых, или по резолюции преосвященного о представлении справок о просящем священнослужительского места), – допускается исполнение консисторской резолюции по одним докладными реестрам. В этих реестрах обозначается содержание докладываемой бумаги и против самого доклада тут же пишется резолюция членов присутствия, которая и получает окончательную силу.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

Это-то оправливание архиерейской воли, словесно или письменно выраженной, в форму указа и составляло главный предмет деятельности консисторий, в этом состояло ее назначение и оно-то и создало ее будущность. В этом деле участие консистории иногда обнаруживалось и в более активном отношении: консистория представляла архиерею справки из прежде данных его указов, а также и Высочайших и синодских по однородным с обсуждаемым в данное время делом. Этот момент в деятельности консистории точно также служит упрочением значения ее в будущем. Ибо впоследствии времени по мере осложнения законодательства и сближения делопроизводства ее с делопроизводством в светских присутственных местах, потребности «справки“ никто в епархии не мог уже с таким успехом удовлетворить кроме консистории. Но консистории уже за первый период ее существования принадлежала активная деятельность кроме того по следующим предметам: а) в выдаче: венечных памятей. В прочих уездах епархии их выдавали вступающим в брак обыкновенно духовные правления; но в уезде епархиального города духовного правления не имелось: следовательно, консистория должна была отправлять и обязанности духовного правления для своего уезда, б) в производстве допросов или следствия по судебным делам. Здесь, впрочем, консистория конкурировала опять-таки с духовыми правлениями. Потому что начало судебного процесса, т.е. допрос подсудимого, обвинителя и свидетелей, происходило смотря по месту совершения преступления одинаково как в консистории, так и в каком-либо из уездных городовых духовных правлений. Производством этого допроса участие как консистории, так и духовного правления и ограничивалось: ни первые, ни вторые не представляли от себя никакого мнения и даже справки, а при докладе представляли следствие архиерею, который лично и полагал решение. В исполнении этого решения или приговора консистория, также наравне с духовными правлениями, действовала в качестве исполнительного учреждения, т.е. производила наказания телесные – в присутствии, совершала обряд лишения священства и отбирала с наказанного подписку в обязательстве его впредь не исполнять священнослужения или именоваться священником или диаконом, сносилась с светскими учреждениями, если лишение само соединялось с исключением из церковного причта, и наконец рассылала обычным порядком для публикации копии с решения и исполнения оного по всей епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

В последующее затем время, в течение более сорока лет, многие статьи Устава Духовных Консисторий, вследствие разновременно состоявшихся новых узаконений, подверглись значительным изменениям и дополнениям, ввиду чего Устав этот был пересмотрен с целью согласования его с современными узаконениями и в 1883 году вышел новым, Высочайше утвержденным, изданием, продолжающим действовать и доселе. Казалось бы, что Устав Духовных Консисторий 1883 года, изданный спустя почти двадцать лет после судебной реформы ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА II-ro, создавшей у нас на смену прежнего порядка судопроизводства, признанного самим правительством неудовлетворительным, новые судебные установления, новый суд – суд правый, скорый и милостивый, принесет и новые начала в судоустройство и судопроизводство суда духовного, преобразует то и другое сообразно тем началам, по которым совершена была реформа судоустройства и судопроизводства в судах светских, поскольку, конечно, эти начала оказались бы применимыми к свойству, целям и потребностям суда духовного. Между тем, параллельное изучение Уставов Духовных Консисторий 41 и 83 годов, если и говорит за то, что в последний из этих Уставов вошли некоторые изменения и дополнения (сравнительно с первым) и в видах согласования его с современными действующими узаконениями (как объяснено в предисловии к нему), то, во всяком случае, по существу своему, в основных своих положениях ныне действующий Устав Духовных Консисторий, не говоря уже о материальной его стороне, но и со стороны судопроизводственной-процессуальной, остался вполне верным его первоисточнику, составленному применительно к Своду Законов 1832 года. Отсюда понятно, почему Устав Духовных Консисторий в отделе судопроизводства по делам духовного ведомства не чужд тех недостатков, какие были свойственны до издания судебных уставов 1864 года и судопроизводству по гражданскому ведомству. С этой отрицательной стороны особливое внимание останавливает на себе ныне действующее в духовном суде процессуальное бракоразводное право, в котором по преимуществу сосредоточены недостатки прежнего, в светских судах уже давным-давно отмененного, процесса. И если не весь Устав Духовных Консисторий, то, во всяком случае, тот отдел его, в коем изображен порядок производства на суде духовном дел о разводе брачном, настоятельно требует капитального пересмотра; современная постановка бракоразводного процесса уже отжила свое время, так сказать, износилась и преобразование её, построение вместо неё нового здания новой архитектуры не будет каким-либо либеральным новшеством, посягательством на твердые устои старины, а лишь делом простой необходимости, естественною сменою старого – новым, худшего – лучшим.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/o-razv...

Вице-председатель Литовской консистории соборный протоиерей и кавалер Плакид Янковский в поданной ко мне просьбе изъяснил, что он желает душевно продолжать служение в Литовской епархии и, не предвидя возможности, оставаясь здесь на службе, сохранить считающийся ещё за ним Даревский Святотроицкий приход Минской епархии, просит меня о перемещении его на открывающуюся ныне вакансию при Виленской Свято-Николаевской церкви, с вознаграждением дохода, которого он лишается с потерею фундушевого имения Даревской церкви принадлежащего. Считая просьбу сию заслуживающею полного уважения и находя, что таким образом достойно замещено будет настоятельское место в причте, предназначенном для хранения двух древних памятников христианского Православия в городе Вильно, я определяю сказанного вице-председателя консистории соборного протоиерея Планида Янковского на вакансию старшего священника при помянутой Николаевской церкви, с производством ему жалованья по сему месту с 1 числа наступающего мая месяца, и предлагаю консистории сделать о сём надлежащее распоряжение. От нынешнего дня я делаю надлежащее представление о вознаграждении ежегодном соборного протоиерея Янковского с 1 мая 240 руб. серебром, которые он теряет с перемещением от Даревской к Виленской Николаевской церкви, а к преосвященному Минскому отношусь, чтобы по 1 мая дозволено ему было воспользоваться вполне прежними доходами по занимаемому им месту при Даревской церкви. Литовской консистории, от 4 апреля за 899, об окончательном замещении должностей по штату Виленского кафедрального собора Указом, от 12 ноября прошлого 1844 года за 13303, Святейший Правительствующей Синод утвердил в должностях по Виленскому кафедральному собору: 1) кафедральным протоиереем, соборного протоиерея Ипполита Гомолицкого; 2) ключарём, протоиерея Николаевского собора Василия Попова; 3) первым священником, члена Литовской консистории протоиерея Виктора Гомолицкого; 4) вторым священником, состоявшего доныне священником же Николаевского собора Василия Матусевича, и

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Блудов нередко докладывал Государю писанные собственною рукою Иосифа записки и мнения, о чем он сам часто говорил Иосифу, присовокупляя, что Государю нравится его почерк. Вслед за обнародованием знаменитого указа от 22 апреля 1828 года, начинается осуществление тех мер, при помощи которых, по словам Иосифа, «производилась совершенная ломка старого здания и сооружение нового». Для увеличения эдукационного фундаша были упразднены две небольшие униатские епархии – Луцкая и Виленская, так что из четырех униатских епархий составились две 58 – Литовская, которой епархиальное управление помещалось в месте Жировицах, Гродненской губернии, Слонимского уезда (прежнее управление Брестской епархии), и Белорусская, которой епархиальное управление по прежнему оставалось в Полоцке. Для высшего богословского образования полагалось учредить при Полоцкой духовной семинарии духовную греко-униатскую академию. В виду важного значения консисторий в деле реформы унии, руководимая Иосифом коллегия издала, между прочими, следующие правила: сама консистория избирает новых членов, преимущественно из соборных протоиереев, известных соблюдением в чистоте как догматов, так и обрядов греко-униатской церкви. Сверх председателя, утверждаемого Государем Императором, назначается еще в состав консистории член от ордена базилиан (на этом особенно настаивал Иосиф), на первых порах провинциал, по делам, касающимся монастырей. Дела по управлению монастырями присоединяются к прочим делам консистории. Провинциал должен помнить, что белое и монашеское духовенство, соединяясь ныне под властью одного епархиального начальства, составляют одно тело, движимое духом усердии к благу греко-униатской церкви. Поэтому провинциал, как член консистории, имеет право представлять на общее рассуждение консистории все, что он признает нужным для лучшего устройства и благосостояния обителей его округа. 59 Из этого видно, что, призывая, как бы к участью в епархиальном управлении провинциалов базилианских монастырей, определением их в члены консистории, Иосиф ставил их на самом деле под ближайший и непосредственный надзор епархиального архиерея и консистории. Для провинциалов была составлена в коллегии особая инструкция, полагавшая предел их своеволию и злоупотреблению монастырским имуществом. На первых же порах после указа 28 апреля, Иосиф обратил все свое внимание на поднятие значения белого духовенства и на уничтожение самостоятельного управления базилианских монастырей, до того времени вовсе не подчиненных власти епархиальных архиереев и епархиальных консисторий, и долго бывших душою всех противников соединения унии с православною церковью. 60

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010