Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ОРЕНБУРГСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» Офиц. издание Оренбургской епархии, разрешенное 1 сент. 1872 г. указом Святейшего Синода 1708 по ходатайству еп. Митрофана (Вицинского), поданному 12 нояб. 1871 г. Инициатором создания журнала был секретарь Оренбургской духовной консистории И. И. Евфимовский-Мировицкий. «О. е. в.» выходили в Оренбурге с 1 янв. 1873 по 31 марта 1917 г.: в 1873-1906 гг.- 2 раза в месяц, в 1907-1916 гг.- еженедельно, в 1917 г. вышло 12 номеров. Журнал имел общую годовую пагинацию, с 1 за 1873 г. по 2 за 1889 г. пагинация официальной и неофициальной частей была совместной, а затем раздельной. Редакторами офиц. части были прот. Василий Ольшанский (1873. 1-20), секретарь консистории Евфимовский-Мировицкий (1873. 21 - 1875. 4), прот. Стефан Семёнов (1875. 5 - 1881. 14; с 3 за 1880 совм. с прот. Н. Сперанским), смотритель ДУ прот. Николай Сперанский (1880. 3 - 1883), ректор ДС прот. Феодор Дмитровский (1884-1889. 2), член консистории свящ. Геннадий Никольский (1889. 3 - 1892. 18; с 3 за 1889 по 24 за 1891 совм. с секретарем консистории Н. Е. Томашевским), секретарь консистории В. А. Александровский (1892. 19 - 1896. 2), преподаватель духовной семинарии С. С. Никольский (1896. 3 - 1911. 9), прот. Александр Архангельский (1911. 10 - 1914. 25), секретарь консистории Х. Ф. Говядовский (1914. 26/27 - 1916. 39/40), ректор ДС архим. Варлаам (Новгородский ; впосл. епископ Соликамский; 1916. 41/42 - 1917. 1/2, и. о. редактора), и. о. секретаря консистории И. И. Архангельский (1917. 3/4 - 11/12). Редакторами неофиц. части были Евфимовский-Мировицкий (1873. 1-20), прот. С. Семёнов (1873. 21 - 1881. 14; с 3 за 1880 совместно со Сперанским), прот. Н. Сперанский (1880. 3 - 1883), прот. Ф. Дмитровский (1884-1889. 2), преподаватель семинарии Н. П. Израильский (1889. 3 - 1895), С. С. Никольский (1896-1911. 9), прот. А. Архангельский (1911. 10 - 1914. 25), свящ. Феодор Борнуков (1914. 26/27 - 1915. 10/11), еп. Серафим (Александров ; впосл. митрополит Казанский; 1915. 12 - 1916. 11/12, и. о. редактора), Говядовский (1916. 13/14 - 39/40, временно и. о. редактора), архим. Варлаам (Новгородский; 1916. 41/42 - 1917. 9/10), последний номер (1917. 11/12) за редактора подписал инспектор семинарии Н. М. Чернавский. С 1896 г. по воле еп. Николая (Адоратского) изданием «О. е. в.» заведовал редакционный комитет в составе председателя, редактора, казначея и корректора.

http://pravenc.ru/text/2581505.html

Краснинский. Церковь Михаила Архангела (старая). /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. О времени постройки церкви, о ее первых служителях мы узнаем из клировой ведомости «Краснинского отряда Михайло-Архангельской церкви» за 1861 год. «Церковь сия построена в 1860 году тщанием прихожан. Зданием деревянная, теплая. Престол в ней один, во именование Архистратига Михаила. Утварью еще недостаточна. Причта положено по штату, священник и дьячок. Земли при сей церкви усадебной, пашенной и сенокосной в отводе не имеется, священноцерковнослужители сенокосными участками пользуются от прихожан малыми. Дома для священно-церковнослужителей получается от прихожан денежного жалования 160 рублей серебром в год, из коих священник получает 120 руб., а дьячок 40 руб. серебром. Частного хлебного сбора в год не более 70 пудов на причт, денежного сбора 50 руб. серебром. Зданий, принадлежащих к сей церкви, нет. Расстоянием сия церковь от Консистории в 600 верстах, от местного Благочинного в 200 верстах. Ближайшая к Сей церкви суть станицы Карагайской Вознесенкая в 25, станицы Петропаловской Петропаловская в 28, и отряда Арсинского Христорождественская в 22 верстах. Приписной церкви нет. Домовой церкви нет. Опись церковному имуществу есть, сделана 1861 года, скреплена членом консистории ключарем Священником Высотцким и утверждена печатию Духовной Консистории. Приходорасходные книги о сумме святой и церковной за шнуром и печатию оренбургской духовной консистории выданы 1861 года, ведутся исправно и хранятся в целости. Копия с метрической книги за 1861 год хранится в целости. Исповедальная роспись за 1861 год имеется. Обыскные книги, выданные в 1861 году за шнуром и печатию оренбургской духовной консистории, хранятся в целости, в них ненаписанных листов 194-ре. О причте означенной церкви: Священник Василий Павлов Ребрин, дьякской сын, по окончании курса в Уфимской семинарии 1844 г., уволен с аттестатом 2-го разряда и сего же года ноября 8-го дня Преосвященным Иоанникием рукоположен в священника Верхнеуральского уезда в Петропаловскую крепость к Петропаловской церкви.

http://sobory.ru/article/?object=52090

Указ Ея Императорскаго Величества, Самодержицы Всероссийский, из Воронежской духовной консистории Богородицкаго Задонска-го монастыря игумену Самуилу. Во учиненном Его Преосвященством Тихоном епископом Воронежским и Елецким определении написано: сего де августа 14 дня 1783 года получен Его Преосвященством рапорт, что пребывающий в оном Задонском монастыре Преосвященный Тихон скончался. Чего ради Консистории учинить следующее: 1) собрать в Воронежской соборной церкви из архиерейской ризницы к облачению тела Его Преосвященства пристойную одежду и отправить с нарочным диаконом; 2) вам игумену Самуилу предписать, дабы вы имели попечение уготовить гроб, который и обить посланною с отправленным диаконом материею, и облещи Его Преосвященство во всю посланную архиерейскую одежду и положив во гроб учинить со всеми находящимися в монастыре и близ обстоящих селениях священнослужителями отправлять панихиды, и потом, с подобающею честию на раменах священнических вынести тело в церковь , где поставив, велеть, чтобы до прибытия Его Преосвященства безпрестанное от священников было чтение святаго Евангелия; 3) место к погребению тела Его Преосвященства назначается в оном же Задонском монастыре под алтарем в склепе, где уготовав могилу, выкласть по надлежащему кирпичом; 4) к погребению тела Его Преосвященства назначается день сего месяца 20-е число; чего для вы игумен Самуил и имеете известить всех желающих о том знать; 5) велено к погребению быть настоятелям монастырей Елецкаго – игумену Клименту, Дивногорскаго – игумену Иову, також и протопопам Лебедянскому и Елецкому и всем гор. Ельца и близ состоящим Задонскаго монастыря селениев священникам и диаконам, оставя в Ельце для исправления служения могущих треб, двух священников, при всем том обвестить о дне погребения и гор. Воронежа священникам и диаконам, дабы желающие из них быть при погребении были о том сведомы; 6) о должном имени Его Преосвященства во всех Воронежской епархии церквах за упокой поминовений, куда надлежит послать указы Ея Императорскаго Величества и по определению духовной консистории велено о действительном и непременном по оному Его Преосвященства определению исполнения к вам игумену Самуилу послать указ. О чем сей и послан, а в прочие места, куда о чем надлежало указы из консистории посланы.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

1854 Литовской консистории, от 2 февраля за 285, об отказе просфирне Минской епархии Когачевской в принятии её с детьми в Литовскую епархию На прошении бывшей просфирни Мястковицкой церкви Елены Когачевской, от 30 января, о принятии её с тремя детьми из Минской в Литовскую епархию и определении просфирнею к Вавулицкой Церкви, – собственною его высокопреосвященства рукою записано: Общее правило есть: что о вдовах и сиротах должно заботиться собственное епархиальное начальство. Посему я не согласен принять просительницу и её детей в ведомство Литовской епархии. Но как она имеет в пределах сей епархии отца, брата священника и двух братьев учителей, а следовательно, может иметь от них нужное вспомоществование и попечение, то я дозволяю ей пребывать бессрочно в пределах Литовской епархии, если на это согласится Минское епархиальное начальство и по билету того начальства. Соответственно сему консистория сделает надлежащие распоряжения. Литовской консистории, от 5 февраля за 366, об отказе священнику Бранской церкви Михневичу в перемещении его к Хорощанскому или Фастовскому приходу, по недостатку усердия его на нынешнем месте На прошении священника Бранской церкви Михневича, от 24 января, о перемещении его к Хорощанскому или Фастовскому приходу, по причине неустройств на настоящем Бранском, происходящих от неимения церкви и строений для причта, – собственною его высокопреосвященства рукою записано: Проситель сам сознаётся, что он, будучи многие годы священником при церкви Бранской, толико расстроил тамошний приход и столь мало прилагал попечения духовного о своих прихожанах, что они даже не ходят в церковь . Потому проситель не только не заслуживает лучшего места, но даже оказывается недостойным нынешнего. За сим предлагаю консистории потребовать от благочинного ближайших и точных сведений по прописанным здесь обстоятельствам, а за тем представить мне своё заключение относительно просителя и управляемого им прихода. Литовской консистории, от 8 февраля за 410, с требованием сведения: с большею ли против прежнего рачительностью обращали благочинные внимание на упущения духовенства и заведены ли при церквах предписанные для сего книги

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Опытное Поле. Яранский Пророчицкий мужской монастырь. /// Объект утрачен Монастырь.  Утрачен.  ( все монастыри в каталоге → ) Архитектурный стиль: Эклектика Год основания:Между 1899 и 1921. Год утраты:Не установлен. Адрес: Россия, Кировская область, Яранский район, местечко Опытное Поле. Координаты: 57.382619, 47.921246 Проезд:Трасса Р-176 " Вятка " , участок Яранск-Тужа. От Яранска около 10км, затем правый поворот на Опытное Поле (напротив поворота на с.Рождественское). От трассы примерно 1 км. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В 1899 году далеко на юге Вятской земли, в 10 верстах севернее Яранска, был учрежден новый мужской общежительный монастырь во имя Праведной Анны Пророчицы. Появился он на земле, принадлежавшей ранее умершей купеческой вдове Анне Дмитриевне Беляевой, завещавшей ее под новый монастырь. Для того времени это было появление уже далеко не первого нового монастыря на Вятской земле, и рост их продолжался. Незадолго до этого поблизости того же города Яранска был основан женский Знаменский монастырь, в соседнем Уржумском уезде два года назад появилась Куженерская женская община; в 1901 г. появится аналогичная община в местечке Арбаж в соседнем Котельничском уезде. Это было новое чудесное явление вятской православной жизни тех лет. Строителем и настоятелем новой обители был назначен келейник архиепископа Вятского и Слободского Алексия (Опоцкого) иеромонах Нил, который был известен своей богоугодной жизнью. 25 сентября 1899 г. монастырь был освящен, но продолжал строиться. В помощь о.Нилу было послано из Вятки несколько самых достойных священнослужителей. 18 июня 1899 г.указом Вятской духовной консистории туда был отправлен диакон Филейского монастыря Николай Константинович Люстрицкий, а 24 ноября 1899 г. указом Вятской духовной консистории перемещен иеромонах Матфей с должностью казначея. Как говорит устное предание, нелегко было ему покидать родную обитель, в земле которой покоился его дорогой наставник, но он смиренно подчинился указу духовной власти, к тому же командировка сначала намечалась как «временная», но как оказалось – на всю оставшуюся жизнь. Указом Вятской духовной консистории за 17861 от 21 декабря 1900 г. о.Матфей был окончательно оставлен в Пророчицком монастыре. Впрочем, как уже говорилось, связь его с Филейским монастырем осталась и в дальнейшем.

http://sobory.ru/article/?object=37142

Закрыть itemscope itemtype="" > Сретенский монастырь в 1759-1771 годы 24.01.2010 678 Время на чтение 15 минут В фонде Московской духовной консистории сохранилось дело о построении в обители придела Сретения Вдовым попом Сретенского монастыря Василием Васильевым 11 декабря 1759 года было подано прошение в Московскую духовную консисторию митрополиту Тимофею Московскому и Севскому о позволении по обещанию построить в монастыре придел Сретения Господня. Он писал: «В Сретенском монастыре имеется церковь Божия во имя преподобной Марии Египетской, в которой я желаю для душевного своего спасения из своего иждивения построить придел во имя Сретения Господня. В этой церкви для построения придела удобное место имеется, а игумен монастыря Аарон с братиею со строением придела согласны и препятствия никакого чинить не будут, в чем для уверения под этим прошением и подписываются. Только они без благословения Вашего преосвященства и без данного от духовной Вашего преосвященства консистории позволительного указа того учинить опасны. Того ради Вашего высокопреосвященства всепокорно прошу мое прошение милостивно принять и, по построении объявленного придела во имя Сретения Господня в церкви Марии Египетской, дать дозволение о его В Московской духовной консистории 14 декабря 1759 года было решено послать в ней присутствующего иерея Иоанна Спасского и велеть в церкви преподобной Марии Египетской осмотреть, «имеется ли удобное место к построению придела и не будет ли от построения настоящей церкви темноты или утеснения, при этом же справиться, сколько в монастыре церквей и приделов имеется, все ли состоят в совершенном устроении, нет ли в них каких ветхостей и других к исправлению Иерей Иоанн Спасский 20 декабря писал, что он в Сретенском монастыре был и церковь Марии Египетской осматривал. Он указывал: к построению в этой церкви придела Сретения Господня имеется удобное место по правую сторону, и от построения его настоящей церкви темноты и утеснения не будет. По его свидетельству, в обители были такие церкви: первая - Владимирской Пресвятой Богородицы, при которой по правую сторону имеется придел Рождества святого славного пророка Предтечи Крестителя Господня Иоанна, вторая - вышеписаная церковь Марии Египетской (в которой этого монастыря священник Василий Васильев прошением требует о строении упоминаемого придела), третья - великого святителя и чудотворца Николая; и во всех трех церквях и приделе ветхости не имеется, а находятся в совершенном

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

Красное. Церковь Рождества Христова. Карта и ближайшие объекты Поселение возникло ок. 1678 г. на крутом берегу Вятки и первоначально называлось Красная Изголовь, с 1766 г. – Красный Яр (Красноярское). В 1701 г. в д. Красная Изголовь построена деревянная часовня для чтимой местной иконы. В 1718 г. указом Казанского митрополита деревня стала селом Рождественское Красная Изголовь тож с построением первой деревянной холодной церкви во имя Рождества Христова, вошедшей в Уржумскую округу. В 1722 г. при храме заведены первые метрические книги. В 1749 г. в селе построена вторая теплая деревянная церковь во имя св. Димитрия Мироточивого. По описи 1775 г. в селе Красный Яр – Рождественское тож числились старая обветшалая деревянная часовня, холодная старая Христорождественская церковь и теплая деревянная еще крепкая Димитриевская церковь. 24 января того же года обе церкви сгорели, осталась одна старая ветхая часовня, в алтарное место которой были сложены уцелевшие церковные вещи. 31 марта 1775 г. дана храмозданная грамота за 379 на построение в селе новой деревянной церкви во имя Рождества Христова с приделом в честь св. Димитрия Мироточивого. Указом Вятской Духовной Консистории от 24 сентября 1775 г. за 2421 разрешено до построения церкви все требы совершать в вышеозначенной часовне, а священнослужение – в Лебяжской церкви. В том же 1775 г. по просьбе причта и прихожан, указом Духовной Консистории от 18 декабря 3203 позволено ветхую часовню поправить и превратить ее во временную церковь, а в селе строить не деревянную, а каменную церковь по выданной храмозданной грамоте. И хотя церковь-часовня освящена была только 11 января 1776 г., в «клировой ведомости» за 1775 г. написано: «Рождественская церковь деревянная вместо коей строится новая церковь каменная». Такая же запись за 1781 г.; в приходе 228 дворов. В самом селе только священнослужителей с семьями насчитывалось 40 человек. В 1783 г. 23 июня освящен первый придел каменной церкви во имя св. Димитрия Мироточивого, 3 июня 1795 г. освящен главный престол во имя Рождества Христова. В Духовной Консистории хранилось «дело» диакона с. Красной Изголови Федора Старцова «о дозволении чинить сбор со своих прихожан на украшение церкви». В 1811 г. сами красноярские прихожане просили разрешения вместо деревянной отдельно стоящей колокольни построить в селе каменную звонницу, «деньги-де у них имеются».

http://sobory.ru/article/?object=12650

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Иоанн (Лавриненко), архиеп. Молотовский. Фотография. Сер. ХХ в. (Лавриненко Виктор Филиппович; 24.03.1899, Екатеринодар, ныне Краснодар - 12.10.1985, Херсон, Украина), архиеп. Костромской и Галичский. Из семьи священника. После учебы в Екатеринодарском ДУ поступил в Ставропольскую ДС, к-рую окончил в 1919 г. по 1-му разряду. В том же году стал юнкером Константиновского военного уч-ща, находившегося в то время в Екатеринодаре, а затем переведенного в Крым. В нояб. 1920 г. вместе с училищем был эвакуирован из Крыма в Болгарию. В кон. того же года на Андреевском Афонском подворье в Стамбуле пострижен Севастопольским еп. Вениамином (Федченковым ; впосл. митрополит) в монашество с именем Иоанн в честь св. Иоанна Крестителя, 26 июня 1921 г. рукоположен во диакона, 31 июля - во иерея. С нояб. 1921 г. пребывал в серб. мон-рях во имя св. Димитрия в Велесе и во имя Пресв. Богородицы в Кичево. В окт. 1922 г. по приглашению священноначалия Православной Церкви в Польше (с 1925 неканоническим путем провозглашена Польской автокефальной Православной Церковью ) прибыл в Вильно (Вильнюс, до 1939 в составе Польши), был определен в число братии вильнюсского в честь Сошествия Святого Духа на апостолов мужского монастыря , назначен столоначальником Виленской духовной консистории. В апр. 1923 г. переведен в Волынскую епархию, назначен членом Волынской духовной консистории, был преподавателем Волынского лицея в г. Кременце. В 1924-1925 гг. служил наместником дерманского во имя Святой Троицы мужского монастыря . Был законоучителем Дерманского ДУ, временно исполнял обязанности инспектора классов Дерманского епархиального жен. уч-ща (впосл. упраздненного). В янв. 1925 г. переведен наместником виленского Свято-Троицкого муж. мон-ря, преподавал в низших классах Виленской ДС. В том же году возведен в сан игумена. В 1927 г. поступил на богословский фак-т Варшавского ун-та, к-рый окончил в 1931 г. со званием кандидата богословия. В период обучения в Варшаве состоял в братии Милецкого во имя свт. Николая муж. мон-ря Полесско-Пинской епархии, был назначен настоятелем храма дер. Дубой (ныне Дубое), где предполагалось открыть скит Милецкого мон-ря на месте древней правосл. обители (не было осуществлено из-за противодействия польск. властей). 23 июля 1931 г. назначен наместником кременецкого в честь Богоявления мужского монастыря , вновь стал членом Волынской духовной консистории. В 1932 г. возведен в сан архимандрита. В 1934 г. получил звание магистра богословия.

http://pravenc.ru/text/469500.html

1834 Литовской Греко-униатской консистории, от 2 января за 4, о назначении духовных сановников для осмотра Черлионского, Глушнянского и Подубиского монастырей В бытность мою в Черлионском монастыре я нашёл положение оного слишком не соответствующим состоянию благоустроенной обители. Краткость времени не дозволила мне войти лично в причины и обстоятельства такового запустения. Посему предлагаю консистории назначить для формальной визитации оного монастыря архимандрита Виктора Бучинского и вменить ему в обязанность вникнуть тщательно как в хозяйственное, так и внутреннее управление сей обители, равно наблюсти за благочинием пребывающего там монашеского общества и отправлением богослужения по обрядам Греко-восточной Церкви. Долгом будет архимандрита Бучинского предпринять надёжные меры к исправлению усмотренных им при визитации недостатков, и о таковых донести мне посредством консистории, равно представить своё мнение, если окажется нужда в особых распоряжениях к благоустройству означенной выше обители. С тем вместе, имеет консистория, на сём же основании, поручить осмотр Глушнянского монастыря ему же, архимандриту Бучинскому, а монастыря Подубиского настоятелю Виленского монастыря иеромонаху Виктору Босяцкому. Правлению Литовской епархиальной семинарии, от 3 января за 12, о вызове в Жировицы иеромонаха Желязовского, переводимого смотрителем в Супрасльское новооткрытое духовное училище, для навыка к правильному Греко-восточному богослужению По случаю учреждения в Супрасльском монастыре уездного духовного училища, я предлагаю правлению семинарии переводимого туда смотрителем иеромонаха магистра Желязовского, после сдачи Кобринского училища в ведение смотрителя Островского, призвать на несколько месяцев в Жировицы, дабы он при кафедральном соборе навык к правильному богослужению по обряду нашей Церкви и был уже совершенно соответствующим возлагаемой на него важной обязанности образования новоучреждаемого училища. С тем вместе правление семинарии может поручить магистру Желязовскому и преподавание по семинарии какого-либо учебного предмета, в чём, вероятно, и окажется необходимость, по случаю перемещения в Кобрынь учителя Островского. Смотрителю Кобринского училища иеромонаху Островскому, от 3 января за 13, со внушением ему исполнять ревностно настоящую и монастырского викария должности, а также устроить церковь по Греко-восточному обряду

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

VII. К характеристике церковно-приходской проповеди в С.-Петербурге в царствование Екатерины II Проповедническая деятельность знаменитых проповедников-иерархов времен императрицы Екатерины II, императоров Павла I и Александра I – у нас довольно известна. Проповеди этих ораторов почти все напечатаны или в виде отдельных брошюр, или в виде полного собрания. Какова была проповедь церковно-приходская, рядовая, проповедь, обращенная не к избранному кругу просвещенных слушателей, а к массе приходского народа, та проповедь, которая имеет своим назначением не столько блистать, сколько действительным образом влиять на духовно-нравственное развитие народной массы? Сведения по этому предмету до настоящего времени крайне скудны, до того скудны, что нет возможности категорически решить вопрос: насколько тут имела места импровизация и безыскусственное пастырское учительство, и насколько приходская проповедь этого времени следовала схоластическим традициям тогдашней духовной школы. Одним словом – нет достаточных данных для заключений как о количественных размерах приходской проповеди за это время, так и о качественном ее достоинстве. С этой точки зрения две предлагаемые вниманию читателя проповеди представляют, как мы думаем, некоторый интерес. Первая из них – слово в неделю о слепом принадлежит перу священника церкви Входа Господня в Иерусалим, Гавриила Петрова, и произнесена им в 1794 г. в церкви Рождества Пресвятой Богородицы, что при Невской першспективе, по назначению от консистории, но произнесена без предварительного разрешения благочинным-цензором, что и было причиной сохранения ее до настоящего времени (в архиве С.-Петербургской духовной консистории), так как, вследствие донесения благочинного о нарушении священником Петровым установленных правил, проповедь была истребована в консисторию в подлиннике. Самая проповедь не была найдена предосудительной по содержанию; но, за несоблюдение установленных правил, проповеднику было объявлено 16 июня 1794 г., замечание консистории. Читатель увидит, что проповедь эта очень недурна для заурядного проповедника того времени как по мыслям, так по построению и изложению.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010