Научно-богословская конференция, приуроченная к 75-летию Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, пройдет в Сретенской духовной академии Москва, 15 сентября 2021 г.      Сретенская духовная академия приглашает церковных и светских ученых, преподавателей духовных академий и семинарий, богословских и светских вузов принять участие в международной научно-богословской конференции «Священная иерархия в жизни Церкви», приуроченной к 75-летию Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, сообщает Патриархия.ru . Содержательные направления конференции: Регламент выступления: 20 минут. Конференция будет проведена в очном формате. Для тех докладчиков, которые не смогут прибыть для очного участия в конференции, будет предоставлена возможность выступить дистанционно через программу Zoom (ссылки будут высланы после окончания приема заявок). Заочное участие не предусмотрено. Выступающим будет выдан сертификат участника. Условия участия в конференции Желающим принять участие в конференции необходимо до 20 октября 2021 года подать в оргкомитет конференции ( conferences@sdamp.ru ) следующие сведения: Оргкомитет берет на себя расходы по питанию и проживанию участников. Расходы на проезд — за счет направляющей стороны. Тексты докладов для публикации необходимо будет отправить по адресу conferences@sdamp.ru до 15 декабря 2021 года. Объем текста для публикации — до 20 тыс. знаков (включая пробелы). Формат файла: для MS Office (doc, docx, rtf). В случае использования нестандартных шрифтов (славянского, греческого и пр.) должны быть дополнительно представлены файлы этих шрифтов и текст доклада в формате pdf. Контакты: зам. председателя конференции: профессор СПбГУ, профессор Сретенской духовной академии, д.ист.н. протодиакон Владимир Василик (+7 921 448-37-69); секретарь оргкомитета: иерей Максим Янышевский (+7 965 342-83-03); электронная почта: conferences@sdamp.ru . 15 сентября 2021 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/141801.html

Приглашение к дискуссии Сретенская духовная семинария прошлых лет, несмотря на всем известный консерватизм, всегда отличалась своей открытостью. Ответственный секретарь портала Православие.Ru имел честь и счастье учиться в стенах СДС четыре года и может засвидетельствовать: на встречах с тогдашним её ректором архимандритом (ныне – митрополитом) Тихоном можно было высказать любую, в том числе и неудобную, отличную от мнения руководства точку зрения. Это касалось любых вопросов: и мировоззренческих, и бытовых, и, конечно же, регламентирующих структуру и качество преподавания. Нас, знавших старую Сретенку как одну из лучших духовных школ страны, не могут не тревожить нововведения последнего времени, радикально меняющие самые принципы её существования, лицо и дух учебного заведения. Не может не тревожить и тот тон дискуссии, который наметился в последнее время. Поэтому мы рады предоставить уважаемому протоиерею Павлу Великанову , первому проректору Сретенской духовной семинарии, возможность вступить в открытую дискуссию с протоиереем Вадимом Леоновым . Мы готовы к новым публикациям на площадке портала Православие.Ru по актуальным вопросам современной церковной жизни и надеемся, что открытость и соблюдение принципов академической дискуссии останутся и в дальнейшем. Ответственный секретарь портала «Православие.ру», выпускник Сретенской духовной семинарии Антон Поспелов 12 июня 2020 г. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Алексей 24 июня 2020, 10:08 " с приглашением психологов они тоже без меня разберутся " - таким образом вы согласились с тем, что батюшки, приглашающие женщину-психолога сомнительного толка в духовную семинарию для " проповеди психологии " будущим священникам не погрешают. Это двойные стандарты, как я и говорил. Согласен с тем, что " Нужно думать не только о себе любимом, но и о других тоже. Особенно иметь заботу о тех, которые делают только-только первые шаги на пути к спасению. " Алла 14 июня 2020, 21:58 Алексей, потому что я пишу другим комментаторам, а не батюшкам. Батюшек я не собираюсь учить правильной организации обучения в семинарии, с приглашением психологов они тоже без меня разберутся. Женского священства у нас что-то не заметно, слава Богу, так что права в рамках Церкви не изменились.

http://pravoslavie.ru/131830.html

444 Духовный Регламент продолжает: «но дабы сие не подало вины к бесстрашию и презорству своих пастырей, уставить духовное коллегиум не малое наказание на тех, которые бы ложным доношением пастырей турбовать дерзнули, или всуе от суда епископского на суд духовного коллегиум учинили бы провокацию». 447 См. Правила благочиннических советов Смоленской епархии в «Календаре для духовенства» при Церковно-Общ. Вестнике на 1877 г. 448 Комитет был составлен под председательством архиепископа (впоследствии митрополита) Макария, из 16 членов как духовных (членов консисторий), так и мирян – юристов, практиков и теоретиков и проч. 449 По проекту духовно-судебная власть принадлежит духовным судьям, духовно-окружным судам, судебному отделению Св. Синода. Духовный судья есть власть единоличная, компетенция которого протирается на определенный участок епархии (следовательно, в епархии их должно быть несколько). Власть духовно-окружного суда, учреждения коллегиального, состоящего под председательством лица архиерейского сана, из членов белого и монашествующего духовенства простирается на несколько епархий (следовательно, в епархиальном городе не должно быть судебной инстанции, так что епархиальный архиерей совсем не участвует в отправлении суда, жалобы же на участковых духовных судей должны направляться в духовно-окружные суды, распространяющие свое действие на многие епархии). Власть судебного отделения Св. Синода. учреждения коллегиального же, состоящего из первоприсутствующего и членов архиерейского и пресвитерского сана (последних должно быть 1/3), равно как власть самого Св. Синода, простирается на всю русскую церковь (см. ч. II проекта, гл. гл. 1–4). 450 В учреждении канцелярии обер-прокурора Св. Синода (П. С. З. 12068) между предметами занятий канцелярии значатся: «дела по всеподданнейшим и частным жалобам на решения Св. Синода и подведомых оному мест и лиц». 451 Geib. Geschichte des röm. Criminalprocesses. Leipzig, 1844; Fessler; o. c. Kellner; o. c. Molitor. 452 Мф. 13:15–17 : «Если согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, приобрел ты брата твоего. Если же не послушает, возьми с собой еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово. Если же не послушает их, скажи церкви, а если и церкви не послушает, да будет он тебе как язычник и мытарь».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Такая форма отношения к нравственности, которая состоит в стремлении регламентировать весь строй жизни человека мелочными установлениями и получившая названия законничества, всегда представляет эти предписания более важными, чем основные заданности (от Бога) человеческого бытия. Но не только в законничестве может проявиться стремление ставить «человеческое» выше Божественного. Порою и мотивы и проявления его могут быть прямо противоположными, а именно: переживания и рассуждения самостного типа, обычно довольно импрессионистские по структуре и «беззаконные» по отношению к объективным нравственным установкам. Нередко они могут быть демонстративно безбожными, а то и почти неприкрыто античеловечными. Такова, например, пропаганда эротического «искусства», какую бы «высоко нравственную» аргументацию не пытались бы предложить для ее оправдания ее последователи. Но порою, напротив, такие действия кажутся, безусловно, почти для всех гуманными или даже нравственно и религиозно окрашенными. Один из наиболее ярких примеров подобной импрессионистской «сердечной» нравственности, ставящей человеческое выше Божественного, показан в Евангелии. Иисус начал открывать ученикам своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин, первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. И отозвав Его, Петр начал прекословить ему: «Будь милостив к себе, Господи! Да н7е будет этого с Тобой». Он же, обратившись, сказал Петру: «отыди от Меня, сатана! Ты – Мне соблазн, потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое». ( Мф.16,21–23 ). Замечательно, что Христос обличил одного из первых своих учеников в непонимании порядка духовно-нравственных предпочтений сразу же вслед за тем, как Петр впервые исповедал Его как Христа, «Сына Бога живаго», а Иисус назвал его камнем, на котором будет основана его Церковь . Таким образом, ни значение личности, ни, по-видимому, благородные и духовно-нравственные мотивы предпочтений, в основе которых лежит такое высшее нравственное переживание, как сострадание, не дают права поставить человеческие этические соображения выше божественных.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/och...

В одной из проповедей своих сочинитель Духовного Регламента, Феофан Прокопович, еще при жизни Петра называл его в лицо и всенародно «Христом»; – конечно, и это тоже риторика второго христианского imperium Romanum, Византии: «христос» тут с маленькой буквы, в смысле «помазанника Божьего». Но под этою несколько жуткою для нас игрою слов не скрывается ли очень глубокая, старая для Европы, новая для России религиозно-политическая мысль о совершенном подчинении «Кесареву» «Божьего», церковного государственному – та самая мысль, которою проникнут и Духовный Регламент? Раскольники XVIII века вспомнят этот стих Ломоносова о «боге России» и с ужасающею искренностию, до мученических кровей, до самосожжений в срубах, поверят, будто бы Петр действительно, подобно «нечестивейшему из царей Навуходоносору», делал себя Богом, говорил: «Бог есмь аз!» и что, следовательно, тот, кого сочинитель Духовного Регламента, только играя словами, называл «христом», уже без всякой игры слов, в самом страшном, точном смысле, есть Антихрист. И в этой чудовищной легенде о Петре-Антихристе выразит народная мистика свой самый глубокий, испытующий вопрос об отношении русского самодержавия к русскому православию – идеи «Человекобога» к идее «Богочеловека». «– Ты Христос, Сын Бога Живого», – не постиг тайны Воскресения, тайны Второго Пришествия. Когда Иисус открыл ученикам Своим, что должно Ему пострадать, умереть и воскреснуть – «Петр, отозвав Его, начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! Да не будет этого с Тобою! – Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн, потому что думаешь не о том, что Божье, но что человеческое» (Матфея XVI). И самый сильный оказался все-таки слабым, и Петр – камень – недостаточно твердым: «Прежде, нежели пропоет петух, отречешься от Меня трижды». Сколько раз и церковь Петра отрекалась от Господа в веках и народах, думая «не о том, что Божие, но что человеческое», смешивая царства от мира и не от мира сего. Последнее, самое страшное и еще неведомое отречение Петра не предсказано ли в этом, столь таинственном, пророчестве в последних на земле словах Иисусовых, сказанных тотчас же после завета: «паси овец моих»: «Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя и поведет, куда не хочешь» (Иоанна XXI).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=189...

Христианское юродство имеет большое значение для роста духовной жизни человека. Тот переворот в человеке, который служит условием нарождения в нем духовной жизни, прежде всего заключает в себе сознание человеком своего ничтожества пред Богом. Но чувства человека в отношении к Богу получают полное значение, приобретают надлежащую силу, лишь будучи проявлены в отношениях его к другим людям. Так смирение. Его истинный смысл – в сознании человеком своего материального ничтожества в отношении к идеалу безусловного совершенства; но оно становится чувством надлежащей силы, лишь становясь смирением человека в отношении к другим людям, как пишет апостол: «все, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Итак, смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время» ( I Nemp. V, 5, 6 ). Смирение человека в отношении к людям и есть юродство. Христианину надлежит добровольно отказаться от всего, что ставит его внешним образом впереди других в направлении мирской жизни – в направлении к идеалам естественного достоинства и благосостояния, от власти, нарядной внешности, от репутации умного человека, от всего, что импонирует, и, напротив, стремиться к тому, что обезличивает его, уничижает. «Если Я, говорил Спаситель по умовении ног ученикам, – Господь и учитель, умыл ноги вам; то и вы должны умывать ноги друг другу» ( Uoah. XIII, 14 ); «Кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою. И кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом» ( Мф. ХХ, 26, 27 ); «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в царство небесное. Итак, кто умалится, как дитя, тот и больше в царстве небесном» ( Mф. XVIII, 3, 4 ). В этом же настроении смиренномудрия христиане должны «признаваться друг перед другом в проступках» ( Uak. V, 16 ). Конечно, и юродство, как и пост, не подлежит определенной регламентации, – оно не состоит в определенной внешности. Во всяком случае, лохмотья и кривлянья не составляют нормы христианского быта, хотя и могут быть понятны как добровольный подвиг по исключительности душевной природы того или другого лица, подобно чрезвычайным приемам умерщвления плоти, как-то вериги и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Эти слова апостола Павла как нельзя лучше характеризуют подход Православной Церкви к проблеме семей, в которых кто-то из супругов – неверующий. Брак, в котором кто-либо из супругов является неверующим, – возможен! Но как возможен? Как вести себя мужу или жене, если другой не приемлет твоей веры?.. Бог обращается к каждому из людей. Он Сам говорит: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» ( Откр. 3, 20 ). Бог, через стечение обстоятельств, через скорби, болезни стучится в сердце каждого из людей. Наша задача – услышать, понять, что это именно Бог обращается к нам. И тогда рождается вера. Но если вера как следствие слышания, чувствования Бога родилась у тебя, это не значит, что вера родилась в ком-то из близких тебе людей. Хорошо, если в семье есть взаимопонимание и уважение к интересам и внутренней жизни членов семьи. Тогда верующий супруг может молиться, соблюдать посты и церковные праздники, ходить в храм и читать церковную литературу. Страшно, когда кто-то из супругов претендует на авторитарное правление. Тогда жизнь «второй половины» жестко регламентируется. Храм, посты, молитвы запрещаются. Зато разрешаются насмешки и издевательства. Я много раз видел слезы женщин, которым мужья запрещают ходить в храм. Видел и смущение мужчин, жены которых презрительно третируют мужа за его «фанатизм» и «старушечью богомольность». Что делать им, людям, внутренняя жизнь которых распланирована за них?.. И как сосуществовать людям, душевно близким, но далеким духовно?.. Об этом наша небольшая книга, которую мы построили в виде простых человеческих свидетельств и комментариев священника. Свящ. Константин Пархоменко   О том, что такое брак в понимании Православной Церкви В Библейском рассказе о Сотворении мира описание каждого дня Священный автор заканчивает словами «и увидел Бог, что это хорошо». Те же слова звучат и после творения человека. Однако во второй главе, когда говорится о разделении единого человека на мужской и женский пол, Господь усматривает в этом некую неполноту: «Не хорошо быть человеку одному…». Потому что человек не должен быть одиноким. И далее Господь продолжает: «…сотворим ему помощника, соответственного ему» ( Быт. 2, 18 ). Еврейское слово, переведенное у нас как «соответственного», вернее было бы перевести как «восполняющего». Таким образом, существование женщины необходимо было для восполнения бытия Адама (мужчины).

http://azbyka.ru/parkhomenko/kak-zhit-s-...

Ветхозаветный закон детально регламентировал многие стороны жизни древнееврейского народа. Но не в силах он был сделать самого главного — вернуть человеку утраченную в грехопадении гармонию души, восстановить во всей полноте его мир с Богом. Буква закона, даже подробно истолкованная мудрецами-книжниками, оставалась мертвой, и исторические книги Ветхого Завета повествуют о бесчисленных нарушениях нравственных норм древнееврейским народом. Закон не смог, да и не был, пожалуй, способен изменить душу человека. Для этого, необходимо было живое присутствие Самого Бога. «Как закон, ослабленный плотию, — читаем у апостола Павла, — был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти, чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу... Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии; потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли духа усыновления, Которым взываем: Авва, Отче! . (Рим. 3–4, 14–15) Библия, и особенно Новый Завет, оживотворила мировую культуру духом подлинной свободы — свободы от рабства собственному греху, от подчинения души самомнению и горделивым предубеждениям, за которые столь решительно осудил Христос фарисеев и книжников — моральных авторитетов своего времени. «Слово Божественного Писания смягчает ожесточенную душу и делает ее способной ко всему прекрасному», — пишет св. Иоанн Златоуст. «Блаженны нищие духом» — именно этими словами начинает Спаситель свою общественную проповедь. Как непонятно для нас, привыкших, что «сильный духом», духовно богатый, уверенный в своей самоценности человек — это тот идеал, на который мы должны равняться! Почему Евангелие считает «нищих духом» людьми более достойными, чем преуспевшие в общественной деятельности, всеми уважаемые книжники? Нищий духом — это тот, кто не превозносится, не становится безапелляционным судьей чужим поступкам, не почитает своих личных достоинств высшей ценностью на земле. Нищий духом — это человек, способный в одночасье сбросить с себя груз обид, амбиций и высокомерия — и посмотреть на мир новыми глазами, лишенными злобы и полными сознания собственного несовершенства...

http://pravoslavie.ru/29456.html

Раскрыть же – значит понять, что в указаниях этих скрывается то понимание и переживание поста, которое в основе своей восходит к самому Евангелию и с самого начала было воспринято Церковью. За этими, по внешности законническими, почти мелочными регламентациями внешней жизни (в них теперь и принято видеть «обрядоверие» и «уставничество», но таковыми они неизбежно становятся лишь в отрыве от своего духовного смысла и назначения) раскрывается глубоко продуманное понимание человеческой жизни в ее отношении ко Христу и Церкви. Его мы теперь и попытаемся кратко изложить. В Новом Завете у всех трех синоптиков имеется рассказ об обличении фарисеями учеников Христовых за то, что они не постились (тогда как ученики Иоанновы и фарисейские «постились много»), и ответ Спасителя на эти обличения: «Могут ли поститься сыны чертога, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься. Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни...» ( Мк.2:18–20 ; ср. Лк.5:33–35 , Мф.9:14–16 ). В этих текстах устанавливается или раскрывается связь между постом и мессианским служением Иисуса Христа, пост получает, так сказать, «христоцентрический» смысл. Он свидетельствует об отсутствии Жениха, то есть Мессии, и невозможен в Его присутствии. И в другом месте Евангелия эта мысль уточняется: пост есть состояние ожидания, подготовления к явлению мессианского Царства. Спаситель противопоставляет Себя Иоанну Крестителю: «Пришел Иоанн Креститель, ни хлеба не ест, ни вина не пьет, и говорите: “в нем бес”; пришел Сын Человеческий, ест и пьет, и говорите: “вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам...”» ( Лк.7:33–34 ). Иоанн Креститель, образ и вершина постничества, есть потому и образ Ветхого Завета в его противоположении Новому. Ибо Ветхий Завет есть время приготовления и ожидания, и свое завершение поэтому он находит в Постнике. Но Сын Человеческий ест и пьет, и ученики Его едят и пьют ( Лк.5:33 ), и мы всегда видим Господа вкушающим пищу с мытарями и грешниками, в доме фарисея и с толпами народа. И это потому, что со Христом приходит и в Нем открывается мессианское Царство – «приблизилось Царство Божие». А по библейской типологии это Царство прежде всего изображается всегда как пир, как трапеза, то есть именно в образе разрешения и прекращения поста 90 . «И сделает Господь Саваоф на горе сей для всех народов трапезу из тучных яств, трапезу из чистых вин, из тука костей и самых чистых вин» ( Ис. 25:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

—6— непроглядным мраком духовной ночи богоневедения и братоненависничества, а уже с неба прогремела радостная весть миру о спасении, мире и благоволении в человеках – в ту первую христианскую ночь, когда ангел в сиянии славы Господней возвестил вифлеемским пастухам великую радость рождества Христова «и внезапно явилось с ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» ( Лк.2:13–14 ). Слава в вышних Богу: настало время мира и любви в человеках, «и приблизилось царство Божие», ибо явился на земле Великий Царь мира, Царь царей, в смиренном образе Иисуса из Назарета Галилейского для устроения Своего дивного царства; «пришел Иисус в Галилею проповедуя Евангелие царствия Божия, и говоря, что исполнилось время, и приблизилось царствие Божие; покайтесь и веруйте в Евангелие» ( Мк.1:14–15 ). Наконец, во Христе подается свыше помощь миру, погибавшему и со своей философией, и со всей своей государственной мудростью и силой; надо было только покаяться, отречься от веры в себя, от своих бессильных кумиров, и уверовать в обновляющую Силу Божию, пришедшую в мир в смиренном образе Иисуса; а отрекшись от себя, во прах пасть и преклониться пред мнимой немощью этой Силы со всеми своими силами человеческими и принести их в дар Христу. Как богословие, так и общехристианское сознание давно констатировали присутствие в христианстве такой черты, какой оно резко выделяется из всех других религий и человеческих учений, и какая дает ему бесспорное и безусловное преимущество над последними. Эта особенность заключается в том способе, каким христианство разрешает все самые жизненные задачи земного человеческого существования. Оно не берет под свою регламентацию всего, что относится к этой стороне человеческого существования, не спускается, так сказать, до данной действительности, оказывая решительное влияние на нее при всем этом. Христианство не затрагивает и не решает вопросов политики, права, экономии и пр., ограничив область своей компетенции той стороной человеческого существования, какой человек обращен к небу; поэтому оно ре-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010