Не удалось извлечь искомое из базы (((

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Монастыри и монашество на Руси. Монашеская и аскетическая письменность Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Святитель Феофан Затворник: наставления монашествующим Тамбовских женских обителей 3 октября 2017 года в Издательском совете Русской Православной Церкви прошли XI Феофановские чтения. Темой чтений стало служение святителя Феофана Затворника. В рамках чтений митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий представил доклад «Святитель Феофан Затворник: наставления монашествующим Тамбовских женских обителей», в котором рассказал о вкладе святителя Феофана в развития женского монашества на Тамбовской земле. Статья До начала XVIII века монастыри на Руси получали поддержку от государства, которая практически прекратилась при Петре I. В это время был регламентирован состав монашествующих и установлен возраст пострижения для мужчин – 30 лет, а для женщин – 50-60 лет. Фактически запрещалось поступать в монастыри крепостным крестьянам, а также лицам, состоявшим на военной и гражданской службе . Во второй половине XVIII века была проведена секуляризация церковных и монастырских земель, что привело к значительному сокращению количества обителей. К концу XVIII века число монашествующих уменьшилось на 40% . В начале XIX века положение улучшилось: количество монастырей стало расти, и к середине века в России насчитывалось 477 мужских и 163 женских обителей (до реформы XVIII века их было более 1000) . Для тамбовских женских монастырей реформа стала катастрофой. К началу XIX века из шести женских обителей осталась только одна – Вознесенская в городе Тамбове.

http://bogoslov.ru/article/5583955

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Замечания к проекту «Положения о монастырях и монашествующих» Замечания к проекту «Положения о монастырях и монашествующих» представлены иереем Михаилом Асмусом. Публикуется в авторской редакции. Статья 1) Бросается в глаза несоответствие основного положения о монастырях с вполне корректными историческими и теоретическими выкладками первого раздела. Поскольку монастырь определен как общежитие (раздел 4), ни келлиотство, ни отшельничество не предполагаются в монастырях. Частично это компенсируется возможностью организации скита при монастыре, но устав его внутренней жизни не регламентирован и скит как самостоятельная обитель не предполагается. В то же время, история и современное состояние православного монашества настоятельно требуют разграничить монастыри на строго общежительные, монашеская община которых являет внутри себя и всему миру идеал евангельского братолюбия, и пустынножительные, насельники которых упражняются в особых аскетических подвигах и не берут на себя бремя церковной социальной работы. Таким образом разрешается видимое противоречие между крупными и социально активными монашескими общинами, обладающими большими имениями и хозяйствами, и объединениями монахов, руководствующихся идеалами исихазма и нестяжательства. Скиты при общежительных монастырях не всегда соответствуют второму типу монашеского жития, например, когда они занимаются реабилитацией алкоголиков или наркозависимых, другой социальной работой. За пустынножительными монастырями можно закрепить наименование «пустынь», освобождая от него те бывшие пустыни, которые сегодня разрослись в крупные монашеские и церковные центры (напр. Оптина и Нило-Столобенская пустыни).

http://bogoslov.ru/article/2755236

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Литургия для детей в современной приходской практике Русской Православной Церкви Совершение Евхаристии как центрального Таинства Церкви и Божественной литургии с акцентом на детское восприятие подразумевает учет целого ряда особенностей. В связи с этим в статье доцента кафедры ПиМНО Педагогического факультета ПСТГУ, преподавателя МПДА и Коломенской ПДС, директора Духовно-просветительского центра им. свщмч. Георгия Извекова при храме Донской иконы Божией Матери г. Мытищи Московской области священника Олега Мумрикова обсуждаются необходимые условия и положительная перспектива систематического совершения такого рода богослужений в Русской Православной Церкви. Автор приходит к выводу о важности регламентации формирующейся практики со стороны высшей церковной власти. Статья Божественная литургия является сердцевиной христианской жизни. Согласно традиции и практике Православной Церкви ребенок является участником Таинства Евхаристии с момента крещения – в младенчестве по вере родителей и восприемников, постепенно становясь сознательным членом евхаристической общины. « Юноши и девицы, старцы и отроки да хвалят имя Господа, ибо имя Его единого превознесенно, слава Его на земле и на небесах» (Пс. 148, 12-13), прославляют Бога « девы с тимпанами» (Пс. 67,26), – говорится в ветхозаветных псалмах. Христианский праздник Введения в Иерусалимский храм Богоотроковицы – Пресвятой Богородицы, неразрывно связанный с пророчествами 44 псалма, открывает нам тайну встречи детского сердца с Богом.  Необходимость участия детей в Евхаристии прямо вытекает из слов Христа Спасителя « пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Мф. 19,14, см. также Мк 10,14), а также из содержания молитвословий чина Таинства Крещения. Древняя церковная традиция знает практику служения Литургий в училищах при монастырях и епископских кафедрах, где воспитывались дети.

http://bogoslov.ru/article/4677997

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Проект учреждения западно-православной Церкви и западно-православной литургии Иосифа Овербека В первой половине XIX века в английском обществе усилилось ощущение кризиса, имевшего место в Англиканской Церкви. Церковное сознание не могло не реагировать на происходившее. Именно в этот время Западную Европу охватывает движение за воссоединение христианских Церквей. В этот период, когда интерес к объединительным проектам возрастал, некоторые англикане стали переходить в Православную Церковь. В 1869 году православие принял приват-доцент Боннского университета и католический священник, живший в Лондоне, Иосиф Овербек. Его проектам, нацеленным на то, чтобы сделать православие доступным для западного сознания, посвящена статья аспиранта Общецерковной аспирантуры и докторантуры РПЦ диакона Даниила Торопова. Статья До XIX века контакты Российской Православной Церкви с англиканами имели ознакомительный характер. В период своего становления представления Англиканской Церкви о православии не отличалось полнотой и объективностью. При царе Иване Васильевиче IV Грозном контакты англичан с Россией строились на торгово-политической основе. В это время появляются инструкции, которые регламентировали поведение англичан среди русских православных людей. Из этих инструкций очевидно, что отношение русских людей к англиканам было таким же, как к язычникам. Такое отношение к англиканам продержалось до Петра I. Первым из иерархов Российской Православной Церкви, кто вступил в диалог с англиканами, был митрополит Московский Платон (Левшин). Он послал группе англиканских ученых-богословов свою книгу «Православное учение веры» в латинском переводе. К этому сочинению в Англии отнеслись с пониманием и перевели на английский язык.

http://bogoslov.ru/article/2669440

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Святитель Филарет Московский как канонист Личность святителя Филарета (Дроздова), 240 лет со дня рождения которого исполняется сегодня, привлекательна тем, что он был многосторонне талантлив. Помимо того, что он был глубоким богословом и академическим ученым, он был к тому же замечательным администратором. Надо сказать, что в жизни очень редко можно встретить глубоких ученых, которые были бы одновременно хорошими администраторами. Обычно ученые тяготятся управленческой деятельностью. Но не таков был святитель Филарет. Ему было дело до всего, что касалось его епархии и вообще церковных дел. Изучая его административную деятельность, невольно задаешься вопросом: как он все это успевал делать… Тем не менее успевал, и успевал отменно. Статья Основными источниками, из которых мы черпаем сведения о его ежедневных административных трудах, являются сборник его резолюций и письма к разным адресатам. Для составления этого доклада весьма полезной оказалась дореволюционная монография Дмитрия Григорьевича Наумова «Филарет, митрополит Московский, как канонист» . Решение тех или иных вопросов епархиальной жизни святитель Филарет старался строить на канонах Православной Церкви. Как это ни странно, но в этом плане святитель уникален для своей эпохи. Когда он начинал свое архиерейское служение, вразумительного сборника «Книги правил» еще не было. Была «Кормчая» на славянском языке, где, как известно, церковные каноны были вперемешку с древними императорскими законами по церковным делам. А потому мы встречаем в «Кормчей», например, такой закон: оскорбление отца или матери карается смертью. То есть руководствоваться «Кормчей» в повседневной церковной жизни было не так просто. Другие архиереи в своих ежедневных епархиальных заботах предпочитали пользоваться предписаниями «Духовного регламента», всевозможными инструкциями и решениями Святейшего Синода. «Кормчую», конечно, все почитали, но мало кто в нее углублялся.

http://bogoslov.ru/article/6176745

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Телесное истечение: от греха до природного явления В ветхозаветных книгах повседневная жизнь регламентировалась до мелочей. Разумеется, были там и указания относительно того, что нужно считать телесным осквернением. Но как в этом случае предписывает поступать современная Православная Церковь? Статья обзорно описывает мнения святых отцов по этому вопросу. Статья Нередко у молодых людей, которые ведут духовную жизнь, возникает вопрос: является ли телесное осквернение – во сне или в состоянии бодрствования – грехом или нет? Можно ли причащаться, если ночью произошло истечение семени? Некоторые священники, особо не разобравшись, не разрешают человеку приступать к Святой Чаше, называя любое осквернение злодеянием, в котором нужно каяться. Но так ли все однозначно? Для этого обратимся к источнику мудрости христианства – к трудам святых отцов. В Ветхом Завете к мужскому осквернению относились по-особенному, что видим из самого Священного Писания. Согласно книге Левит, мужчина, у которого происходило истечение семени, сам являлся нечистым, и все, чего он касался, становилось таким же. Спустя семь дней после окончания истечения семени он должен был омыть свое тело и одежду, а в восьмой день – принести священнику двух горлиц или двух молодых голубей, а иерей в свою очередь должен был принести «из сих птиц одну в жертву за грех, а другую во всесожжение, и очистит его священник пред Господом от истечения его» (см. Лев. 14:1-15). Но можно предположить из следующих строк, что до этого говорилось о блудном излиянии, так как далее читает: «Если у кого случится излияние семени, то он должен омыть водою все тело свое, и нечист будет до вечера; и всякая одежда и всякая кожа, на которую попадет семя, должна быть вымыта водою, и нечиста будет до вечера; если мужчина ляжет с женщиной и будет у него излияние семени, то они должны омыться водою, и нечисты будут до вечера» (Лев. 15:16-18).

http://bogoslov.ru/article/6166476

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010