Величайшая святыня брака, пока она живет в людях, будет жить в мире падшем и болезненном, будет нуждаться в покровительстве юридических законов и формальностей. Мы видели, что эта формальная, каноническая сторона церковной практики не является самоцелью для Церкви; она лишь указывает пути, по которым христианский идеал брака, то есть подобие союза Христа с Церковью, может наилучшим образом проявить себя в сегодняшнем мире. Церковь определяет возможные случаи снисхождения к несовершенным формам заключения брака – в тех, например, случаях, когда налицо разделение брака и Евхаристии; Церковь защищает учение и пастырский авторитет священства, не разрешая духовенству послаблений, допускаемых для мирян. Считая брак таинством Царства Божия, Евангелие и Церковь не создают тем самым какой-то особенной мистической реальности, не имеющей точек соприкосновения с окружающим нас миром. Христианская вера является истиной не только о Боге и Его Царстве, но и о человеке. Христианское учение о браке накладывает на человека радостную ответственность; оно открывает законное удовлетворение для души и тела; оно указывает путь истины; оно дает человеку невыразимую радость созидания новой жизни, приближает его к Создателю, сотворившему первого человека. Чтобы выявить и показать единство православного предания, в Приложении мы даем выборку из различных библейских текстов, святоотеческих сочинений и т. п. Эти вдохновенные слова откроют нам истинное величие тех литургических и канонических текстов, на которые мы так часто ссылались в этой книге. Приложение 1. Новый Завет о браке Воскресение изменяет значение брака Лк. 20:27–40 «Тогда пришли некоторые из саддукеев, отвергающих воскресение, и спросили Его: Учитель! Моисеи написал нам, что если у кого умрет брат, имевший жену, и умрет бездетным, то брат его должен взять его жену и восставить семя брату своему. Было семь братьев, первый, взяв жену, умер бездетным; взял ту жену второй, и тот умер бездетным; взял ее третий; также и все семеро, и умерли, не оставив детей; после всех умерла и жена; итак, в воскресение которого из них будет она женою, ибо семеро имели ее женою?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Вера привела царя Езекию в храм для молитвы о защите отечества, она же побудила его обратиться и к пр. Исаии с просьбою о молитвенном ходатайстве пред Богом. Та же вера, при нашествии врагов в 12-м году, одушевляет нашего Государя Александра Павловича, наше православное духовенство, воинство и весь народ. Вера – это великая непреодолимая сила. Верою израильтяне перешли Чермное море, как по суше, верою пали стены Иерихонские... Но что еще скажу? Не достанет мне времени говорит Апостол – чтобы повествовать о Гедеоне, Вараке, Сампсоне и Иефае, о Давиде, Самуиле и других пророках, которые верою побеждали царства, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих ( Евр. 11:29–84 ). Вера, это – сила не только в личной отдельной жизни каждого из нас, но и в жизни целого общества и народа... Поэтому, благочестивые слушатели, наш долг хранить ее в своих сердцах и умах, как драгоценное сокровище. Грустно видеть людей не имеющих веры, или теряющих ее. Поистине, жалки такие люди. Храня веру, нам должно изучать ее не только в школе, но и продолжать изучение ее и по выходе из школы, в течение всей своей жизни, – изучать посредством чтения Библии , особенно Евангелия и Апостольских посланий и духовнонравственных книг, и посредством бесед о вере. Тогда не собьют с пути истинной веры, как нередко видим у себя за последнее время, никакие лжеучения Пашковцев, Толстовцев, Штундистов, раскольников, и друг., которые только сильны в такой среде, где малосведущи в истинах веры. – Наш долг содержать свою православную веру со всеми ее постановлениями и уставами, напр. соблюдать праздники, не опуская в эти дни Богослужений и не предаваясь увеселениям накануне их, не нарушать, (без крайней необходимости), постов, равно как и исполнять все другие церковные постановления. Все постановления и уставы православной церкви имеют целию наше нравственное усовершенствование: потому что сказано Господом и Его Апостолами: Царство небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его; те которые Христовы, распяли плоть свою со страстями и похотями ( Мф. 11:12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/s...

Верю, ибо это нелепо (лат.) — слова, предписываемые Тертуллиану. 98 Так, пришествие на землю Спасителя мира было предметом веры для ветхозаветного человечества, но вот как о нем говорит новозаветный служитель Слова: «о том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни (ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам), о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам» (1 поел. св. Иоанна. 1:1—3). 99 Духоборы — христианская секта в России, выделившаяся в XVIII в. из хлыстов; духоборы считают Иисуса Христа простым человеком, православному культу противопоставляют веру по внутреннему убеждению. Квакеры — разновидность протестантизма, основанная английским ремесленником Джорджем Фоксом (1624—1691); квакеры отрицают религиозные обряды, таинства, не признают церковной иерархии и духовенства. 100 Во II главе Послания к Евреям вере дано истолкование и в том и в другом смысле: «верою познаем, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое» (ст. 3); дальнейшее содержание главы говорит о вере как основе не мотивированных разумом и оправдываемых только верою поступков (см. всю эту главу). 101 В рус. переводе: «Надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздаст». 102 «Да будет Бог все во всем» (1 Кор. 15:28). 103 В Послании к Евреям начальником и совершителем веры называется сам Христос. Ему в высочайшей степени принадлежит подвиг веры: «Вместо предлежавшей Ему радости претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную Престола Божия» (Евр. 12:2). Конечно, остается недоступной человеческому уму тайной боговоплощения, каким образом воплотившийся Бог мог так закрыть Божество человечеством, чтобы оказаться способным и совершить подвиг веры в Бога, и испытать человеческое чувство богооставленности, но это показывает именно на глубочайшую человечность веры, ее исключительное значение и неустранимость подвига веры для человека. 104

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=726...

Ветер веет, где хочет, и голос его слышишь, и не знаешь, откуда приходит и куда уходит . Так и рожденный от Духа. - Как это может быть? – продолжал недоумевать старик. - Ты – учитель израильский, и этого не знаешь?.. О ветре Христос говорил не случайно. Он сравнивал его вольный порыв со свободой человека, который обрел истинное богопознание. Для того кто “родился в Духе”, вера уже есть нечто большее, чем просто система обрядов. Он – сын Господень, дитя Его Царства. После этой беседы Никодим, по-видимому, стал тайным последователем Иисуса 198 . Среди них Евангелия называют также Иосифа Аримафейского – знатного старейшину из Иерусалима – и некоторых “начальствующих” лиц, которые, скорее всего, принадлежали к фарисеям 199 . И все же они остались в меньшинстве. Подавляющее число законников встретило Иисуса подозрительно. А по мере того, как они знакомились с Его учением, их недовольство и враждебность возрастали. Когда Иисус покинул Иерусалим, ученики поняли, что Он не только не приблизился к царскому трону, но вооружил против Себя влиятельные партии города. Простые крестьяне, они были приучены относиться с пиететом к духовенству и книжникам. Видя тревогу друзей, Учитель сказал: “Всякое растение, которое не Отец Мой небесный насадил, искоренится. Оставьте их. Они слепые поводыри слепых. Если же слепой поведет слепого, оба упадут в яму” 200 . С тех пор Иисус еще не раз посетит Иерусалим, но признан там не будет. В Его общину войдут преимущественно галилеяне, а жителям Юга Он останется чужд. Характерно, что для евангелиста Иоанна слово “иудей” есть почти синоним человека, враждебного Христу. На обратном пути в Капернаум Иисус свернул к берегам Иордана. Там Он продолжил Свою проповедь, а ученики крестили народ. Исцеления стали привлекать к Назарянину больше людей, чем к Иоанну, который не совершал чудес 201 . Чувство соперничества невольно овладело учениками Крестителя. Они пошли на западный берег реки, в деревню Энон, где в то время жил пророк, и, найдя его, стали жаловаться: “Равви, Тот, Кто был с тобой по ту сторону Иордана и о Ком ты засвидетельствовал, вот Он крестит, и все идут за Ним”.

http://azbyka.ru/syn-chelovecheskij/4

Возлюбленные отцы, братья и сестры! Среди испытаний и скорбей мира сего мы живем верой в конечную победу добра над злом и Христа над антихристом, в наступление того обетованного вечного блаженства, когда " будет Бог все во всем " (1 Кор. 15, 28), когда страдания людей прекратятся, ибо " отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже, ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет " (Откр. 21, 4). Но и в этой жизни Церковь имеет попечение о слабых и обездоленных, о страдающих и отверженных, об униженных и оскорбленных. К заботе о тех, кто оказался в бедственном положении, зовет нас Христос, Который, по выражению преподобного Симеона Нового Богослова, " благоволил воспринять на Себя лицо всякого бедного и уподобить Себя всем бедным " . На Страшном суде Он спросит нас именно о том, позаботились ли мы о голодных, жаждущих, лишенных крова и одежды, больных и заключенных, а в их лице - о Самом Христе. И будет " суд без милости не оказавшему милости " (Иак. 2, 13). К тем же, кто творил дела милосердия, будет обращено слово Христово: " Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира. Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне " (Мф. 26, 34-36). Мы переживаем нелегкое время кардинальных перемен во всех сферах социальной, экономической и политической жизни наших стран. Жертвами этих перемен становятся все новые и новые категории людей - пенсионеры и дети, учащаяся молодежь и военнослужащие, рабочие и крестьяне, учителя и врачи, ученые и творческая интеллигенция. В этой ситуации мы призываем чад Русской Православной Церкви " носить бремена друг друга " (Гал. 6, 2), неустанно являть пример милосердного служения ближним, подражая в этом нашему Спасителю. Мы призываем духовенство и верующих обратить особое внимание на нужды обездоленных, сделать все возможное для облегчения их положения, оказать реальную помощь тем, кто в ней нуждается.

http://sedmitza.ru/lib/text/429319/

«Возлюбленный мой начал говорить мне: встань, возлюбленная моя, прекрасная моя, выйди!... Встану же я, пойду по городу, по улицам и площадям, и буду искать Того, Которого любит душа моя» ( Песн.2:10; 3:2 ). «Во свидетели перед вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил Я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, чтобы жил ты и потомство твоё». ( Втор.30:19 ). Высшая церковная власть стоит ныне перед неизбежным выбором: либо решительными действиями искупить свою тяжкую вину перед Русской Церковью, либо окончательно перейти в лагерь Её врагов, ибо «никто не может служить двум господам...» ( Мф.6:24 ). Если высшая власть Русской Церкви пожелает избрать путь жизни, то она окажется перед очевидной необходимостью совершить следующее: 1 . Сейчас, когда во всех областях гражданской жизни в нашей стране исправляются те ошибки, которые были допущены в прошлом, было бы весьма уместным, если бы Вы, Ваше Святейшество, во главе Священного Синода, вошли с ходатайством в Правительство Союза ССР: Об искоренении последствий «субъективизма и администрирования в руководстве», допущенных и в отношении к Церкви. О строжайшем недопущении каких бы то ни было действий, нарушающих декрет «Об отделении Церкви от Государства» и 124 статью Конституции СССР. При этом должна быть немедленно прекращена противозаконная практика регистрации крестин и других церковных треб. Русской Церкви должны быть возвращены все храмы, монастыри и духовные школы, незаконно закрытые в период 1961–64 гг. Должно быть восстановлено право священников беспрепятственно совершать требы на дому и панихиды на кладбищах. Должна быть немедленно и решительно пресечена, грубо попирающая священный принцип свободы совести, бессердечная практика принудительного удаления детей от Церкви и, наконец, должно быть решительно прекращено вмешательство каких бы то ни было «мирских начальников» в постановлении духовенства. Кроме того, Московская Патриархия должна твёрдо и недвусмысленно заявить руководству Совета по делам РПЦ, что впредь никакие устные распоряжения Совета и его уполномоченных Русская Церковная власть исполнять не будет.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вопрошающий: И все же я сомневаюсь, что Священное Предание могло сохраниться до наших дней столь же чистым и подлинным во всех отношениях, как в самом начале. Не имеем ли мы больше гарантий сохранности Священного Писания? Старец Клеопа: Как вы могли видеть, знаменитый Павел хвалит христиан Коринфа за хранение, заботливое и внимательное, неписаных преданий, которые они получили непосредственно из его уст. Кроме того, вы слышали, что апостолы Павел и Иуда использовали в своей проповеди слова из Священного Предания, например пророчества Еноха и другие. Также я указал вам, каким способом Священное Предание сохранялось в веках. Далее, тот же апостол Павел убеждает и наставляет фессалоникийских христиан быть бдительными в хранении Священного Предания: «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» ( 2Фес. 2:15 ). И в другом месте он говорит: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» ( Гал. 1:8 ). Вопрошающий: Но как Священное Предание сохранилось в Церкви на протяжении тысяч лет? В наше время некоторые утверждают, что изо дня в день духовенство и церковные писатели постепенно искажали истины Священного Писания и апостольского Предания. Говорят, что если вы возьмете книгу, опубликованную 50 лет назад, и ту же самую книгу, опубликованную сегодня, то они не будут иметь ничего общего. Из этого следует, что если иерархи делали это со священными книгами, то они будут делать то же самое и с Преданием, которым православные хвастаются как невредимым со времен апостолов. Старец Клеопа: То, что ваши товарищи изложили, совсем не верно. Учение Церкви Христовой охраняется Святым Духом и не может ошибаться (см.: Мф. 10:17–20 ; Ин. 4:16–26 ; 1Тим. 3: 15 ). Ее истинный основатель Иисус Христос будет управлять ею невидимым образом до конца времен (см.: Мф. 28:20 ). Если какие-то церковные писатели, иерархи, священники и миряне переводили Библию на другой язык или вносили поправки в некоторые отрывки, где некоторые выражения не соответствуют современной разговорной речи, то это были изменения именно строя предложения, а не содержательные изменения библейского текста. Если бы сегодня мы могли воскресить румынского отца Мирчи или Стефана Великого († 1504), и вы захотели бы поговорить с ними, то едва ли поняли бы их, потому что современный язык уже не тот, каким говорили тогда. Именно это произошло в отношении книг. С течением времени в слова и выражения вносились поправки в соответствии с современным языком, не меняя, однако, смысла глубоких и священных писаний. Ранее я называл вам основу, на которой покоится Священное Предание, и какими средствами его сохранность обеспечивается на протяжении веков. Это касается, в частности, древнего символа веры , апостольских постановлений и догматических решений семи Вселенских Соборов. К ним также могут быть добавлены следующие свидетельства, доказывающие сохранность в Церкви апостольского Предания:

http://azbyka.ru/o-svyashhennom-predanii...

«Вот наследие от Господа: дети; награда от Него - плод чрева», как говорит псалмопевец (Пс. 126:3). Мы призваны признавать каждую человеческую жизнь от зачатия до момента естественной смерти даром Господним. Это означает защиту нерожденных младенцев, но в более широком смысле и помощь нашему больному обществу и миру считать наших собратьев-людей не просто ртами, которые надо кормить; или потенциальными угрозами; или проблемами, которые нужно решать; или поданными, которых нужно контролировать; а благословением свыше. Нерожденные младенцы - это благословение; дети - это благословение; пожилые люди - это благословение; трудные люди в нашей жизни — это благословение; даже наши враги — возможно, особенно наши враги - это благословение. Более того, мы говорим о святости жизни по двум причинам: потому что жизнь получена от Господа и потому что мы должны будем Господу ее вернуть через служение Ему и другим людям, что приводит к святости. Если мы поймем, что мы всего лишь «рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк. 17:10); и если мы признаем, что больший и самый святой - это Тот, Кто стал всем Слугой через Свое воплощение, служение, свои страдания и Воскресение (ср. Мф. 23:11); тогда нам будет легче всего относиться к каждому человеку как к благословению не в абстрактном смысле слова, а в смысле кого-то, кому мы имеем честь служить. Живя так, мы лучше понимаем нашу собственную жизнь как благословение, потому что это возможность достичь святости. Если мы действительно живем в соответствии с нашей верой в святость жизни, тогда мы, естественно, “предадим самих себя, и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу”, вознося благодарения и превознося Его святое имя за неизмеримо драгоценный дар человеческой жизни и за каждого человека, приходящего в мир (ср. Ин. 1:9). В эту Неделю святости жизни мы молимся, чтобы все люди Северной Америки и всего мира признали «даяние доброе и… дар совершенный» (Иак. 1:17), которым является человеческая жизнь, научились ценить этот дар и воздавать славу всещедрому Творцу всего сущего, единому Богу в Троице - Отцу, Сыну и Святому Духу, во веки веков.

http://pravoslavie.ru/158681.html

Вот почему древние христиане заключали браки только во время Божественной Литургии, когда жених и невеста причащались Божественных Тайн; таким мог быть только первый брак, который обе стороны воспринимали как вечные узы, нерасторжимые и после смерти.    Величайшая святыня брака, пока она живет в людях, будет жить в мире падшем и болезненном, будет нуждаться в покровительстве юридических законов и формальностей. Мы видели, что эта формальная, каноническая сторона церковной практики не является самоцелью для Церкви; она лишь указывает пути, по которым христианский идеал брака, то есть подобие союза Христа с Церковью, может наилучшим образом проявить себя в сегодняшнем мире. Церковь определяет возможные случаи снисхождения к несовершенным формам заключения брака — в тех, например, случаях, когда налицо разделение брака и Евхаристии; Церковь защищает учение и пастырский авторитет священства, не разрешая духовенству послаблений, допускаемых для мирян.    Считая брак таинством Царства Божия, Евангелие и Церковь не создают тем самым какой-то особенной мистической реальности, не имеющей точек соприкосновения с окружающим нас миром. Христианская вера является истиной не только о Боге и Его Царстве, но и о человеке. Христианское учение о браке накладывает на человека радостную ответственность; оно открывает законное удовлетворение для души и тела; оно указывает путь истины; оно дает человеку невыразимую радость созидания новой жизни, приближает его к Создателю, сотворившему первого человека.    Чтобы выявить и показать единство православного предания, в Приложении мы даем выборку из различных библейских текстов, святоотеческих сочинений и т. п. Эти вдохновенные слова откроют нам истинное величие тех литургических и канонических текстов, на которые мы так часто ссылались в этой книге. Приложение 1. Новый Завет о браке    Воскресение изменяет значение брака    Лука 20, 27—40    Тогда пришли некоторые из саддукеев, отвергающих воскресение, и спросили Его: Учитель! Моисеи написал нам, что если у кого умрет брат, имевший жену, и умрет бездетным, то брат его должен взять его жену и восставить семя брату своему. Было семь братьев, первый, взяв жену, умер бездетным; взял ту жену второй, и тот умер бездетным; взял ее третий; также и все семеро, и умерли, не оставив детей; после всех умерла и жена; итак, в воскресение которого из них будет она женою, ибо семеро имели ее женою?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3283...

Вот почему сегодня Церковь предлагает каждому из нас просить прощения у другого, и непременно у тех, с кем мы пребываем во вражде. Да обретем мы «сердце милующее», о котором говорит преподобный Исаак Сирин . Это есть обязательное условие нашего вступления на поприще Великого поста. И если нынче нам не хватит сил переломить себя и прийти с миром к нашему врагу, то можно быть вполне уверенными в том, что нам недостанет сил и ни на какое иное свершение — ни в продолжение Великого поста, ни после Пасхи. Нашим уделом останется только погибельное возрастание во взаимной злобе, в остервенении и конфликтах. Итак, через веру в Бога, через сознание своей собственной греховности, через испрашивание прощения пред Господом и ближними своими каждый из нас начинает свой путь духовного восхождения. У этого пути нет конца, он простирается в вечность, однако тот его отрезок, который именуется Святой Четыредесятницей, является очень важным. И да поможет нам Господь спасительно пройти предлежащее нам великопостное поприще, дабы освободить свою душу от греха, укрепиться верой и содействовать тому, чтобы наши отношения с другими людьми и миром Божиим стали лучше, чище, светлее, чтобы больше добра и правды было в нашей жизни и в жизни окружающих нас! Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас (Еф. 4, 31–32). И еще одно краткое слово в завершение. Как священнослужитель, который входит в общение со множеством духовенства и верующих, я мог кому-то вольно или невольно причинить обиду, кого-то огорчить, кому-то досадить, уязвить чье-то сердце. Понимаю также и то, что в силу многих послушаний, возложенных на меня, а также, может быть, и по причине простой человеческой слабости я не всегда имею возможность самолично удовлетворить все ваши духовные просьбы и обращения ко мне, не всегда способен обратить к вам слово, которое в полной мере несло бы вам утешение и помогало в духовной жизни.

http://azbyka.ru/propovedi/velikopostnye...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010