Это Объявление Святейшего Синода Российской Православной Церкви, обнародованное в начале кампании 1806 года, духовенство обязано было читать в храмах по окончании литургии каждый воскресный и праздничный день. Суворов не был, конечно, богословом, но вполне осознавал святость именно Православной Веры. Так по воспоминанию Е. Фукса, в Праге (Богемия) Суворов разговаривал с раненым австрийским солдатом: « Это (Суворов – Фуксу) – Гусит, или теперь называющийся Богемский Брат. Давно желал я подробнее узнать об этой секте. – Он пересказывал мне словесные предания о сожжении в Костнице, по приговору тамошнего Собора, основателя их учения, Иоанна Гуса, и о многих любопытных обстоятельствах и гонениях, которые они потерпели за свою веру. – Я благодарю теперь Бога, что никогда такая реформаторская горячка не посещала нашего Отечества: всегда Россия была у нас во всей чистоте, и кто не знает, что Сын Божий никогда не повелевал мечем, или огнем, насильственно крестить жидов или язычников?» с. 35-36]. Гражданская религиозная война в Богемии (Чехии), вызванная реформаторами-гуситами, продолжалась более 15 лет. Погибли десятки тысяч людей. Страна лежала в запустении многие десятилетия. Именно поэтому Суворов делает свой такой вывод. В России при старообрядческом расколе в конце XVIII века тоже был захват Соловецкого монастыря старообрядцами (в том числе казаками), были казни отдельных старообрядцев, выступавших против Царя, но масштабных, религиозных войн не было. Апостол Павел пишет « Плод же Духа есть: Любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона» (Гал. 5: 22-23). Когда фарисеи обвинили Апостолов, учеников Христа, в то, что они, проходя в субботу через поля будучи голодными срывали колосья и вкушали зерна, тем самым вроде бы нарушая Заповедь о субботе, как дне, должном быть посвященным только Богу, Спаситель привел пример Пророка Давида, который скрываясь долго в пустыне от неправомерных преследований Царя Саула, голодал вместе со своими войнами и вошел в Скинию и, нарушив Закон, ел хлеба предложения: « В то время проходил Иисус в субботу засеянными полями; ученики же Его взалкали и начали срывать колосья и есть. Фарисеи, увидев это, сказали Ему: вот, ученики Твои делают, чего не должно делать в субботу. Он же сказал им: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним? Как он вошел в дом Божий и ел хлебы предложения, которых не должно было есть ни ему, ни бывшим с ним, а только одним священникам?» (Мф. 12:1-4).

http://ruskline.ru/analitika/2023/12/07/...

1311 Письма Елены Рерих 1929–1938. Т. 1 с. 276. и Рерих Е. И. Письма. Т.2. 1934. М., 2000, с. 365. В тексте самой Агни Йоги все же мягче: «После учеников Оригена начала ложная вера духовенства расти» (Листы сада Мории. Зов. 1922, 29 мая). 1315 «Подойди, я покажу тебе суд над великою блудницею... И я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами. И жена облечена была в порфиру и багряницу и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее. Я видел, что жена упоена была кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых» ( Откр. 17:1–5 ). 1318 Pall-Mall Gazette, 26 apr. 1884. Цит: К. Кудрявцев «Что такое теософия и Теософическое общество» – СПб., 1914, с. 25. В «Окружном послании Собора архиереев Русской Православной Церкви Заграницей ко всем верным чадам Русской Православной Церкви, в рассеянии сущим от 28 августа 1932» текст приведен неточно – вместо «индуизм» стоит «индивидуализм» (Русская Православная Церковь Заграницей. 1918–1968. Т. 1. Под ред. гр. А. А. Соллогубъ. – Нью-Йорк, 1968, стлб. 262). 1322 Это нисколько не мешает В. Бондаренко в газете «Завтра» (1994, представлять Николая Рериха как «светлого русского гения» и солидаризироваться с теми оценками семейного наследия Рерихов, которые высказываются в публикуемой рядом заметке В. Я. Лакшина, бывшего председателя Советского Фонда Рерихов. Из статьи последнего читатели узнают, что «есть люди, которые, не разобравшись в сложном духовном наследии Рерихов, напрасно считают, что вера в чудеса Востока потеснила у Рерихов уважение к традиционным ценностям христианской европейской культуры». Правильно: не потеснила. Просто растоптала. 1323 Приведем полностью этот параграф: «Человечество загрязло в пережитках, в старом мышлении, вне осознания утвержденного Бытия. Так дух смещающихся народов тлеет на уходящих энергиях, как ханжество, суеверие. Основа этого тления – церковь , которая сеет ужасы, непозволительна! Государство, которое действует мерами предательства, не может существовать.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/uroki-se...

1) Всемерно добиваться пред Правительством немедленного открытия тех многочисленных сельских церквей, которые сохранились неповрежденными, в которых есть и утварь церковная, и облачения, и книги; возле которых часто живут без дела священники, потому, что заперты двери храма. До сих пор такие церкви числятся подлежащими открытию только в общем порядке. Их должны открывать вне очереди. 2) Не следует добиваться восстановления и открытия более или менее сильно поврежденных церквей или церквей, занятых мастерскими, складами или учреждениями, которые трудно освободить. Вместо этого, гораздо разумнее, проще и дешевле строить новые, деревянные церкви – обыденки (а не молитвенные дома, о которых часто ходатайствуют). В каждом селе найдется несколько нежилых изб, которые можно разобрать и построить из них большую избу с небольшим алтарем, одной главой с крестом. Вот и церковь – обыденка. Надо возбудить пред Правительством ходатайство о разрешении постройки таких церквей во всем Союзе; надо поручить московским архитекторам выработать стандартные планы таких церквей и иконостасов, по возможности простых и дешевых. В Москве и во всех епархиях надо поскорее организовать мастерские по изготовлению церковной утвари и свечные заводы, иконописные мастерские и переписку необходимейших церковных книг, не ожидая, пока станет возможным печатание их. Нам следует взять пример с мусульман, у которых в каждом кишлаке и ауле непременно есть не одна, а несколько маленьких мечетей. Предвижу возражение: где же взять столько священников, сколько их понадобится, если построить много церквей – обыденок? Невозможное людям, возможно Богу. Возвещая горе пастырям, которые губят и разгоняют овец паствы Его, Господь говорит: «Соберу остаток стада Моего из всех стран, куда Я изгнал их, и возвращу их во дворы их, и будут плодиться и размножаться. И поставлю над ними пастырей, которые будут пасти их, и они уже не будут бояться и пугаться, и не будут теряться, говорит Господь» ( Иер.23:1–4 ). А словами пророка Иезекииля (гл.34) Господь говорит еще решительнее: «Вот, Я сам отыщу овец Моих и осмотрю их. Я буду пасти овец Моих и покоить их, говорит Господь».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1. Согласно правилу VI Вселенского Собора, которое гласит: «От святаго дня воскресения Христа Бога нашего до недели новыя, во всю (светлую) седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражняться во псалмах и пениях и песнях духовных, радуясь и торжествуя во Христе, и чтению Божественных писаний внимая, и святыми тайнами наслаждаясь». Наслаждаться же святыми Таинами вы не можете не причащаясь! О том, что при этом нельзя поститься, я думаю вам уже доказывать не нужно. 2. Если бы недельный пост было обязательным условием для Причастия, то его, в первую очередь должны были бы соблюдать священники перед служением каждой литургии, за которой они в обязательном порядке причащаются, как этого и требует 8ое апостольское правило. Но мы, скажу от лица всего духовенства, это правило блюдем и при этом никто из нас никакого специального поста перед причащением не держит . А те священники, которые для своих чад требуют пост перед причащением хотя бы один день, пусть подумают о тех, кои связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их ( Мф. 23, 4 )! Боюсь даже представить, что им в таком случае скажет Господь на Суде! Можно еще привести аргументы, но и этого вполне достаточно для уважающих церковные правила. А как же практика «Учительного известия»! — спросите вы. Ну, если она вам нравится, вы можете ее придерживаться , только имейте в виду, что о дним из источников этого «Известия» послужил «Трактат о Тайне Тела и Крови Христовых», помещенный в качестве приложения в «Требнике» киевского митр. Петра Могилы , изданном в 1646 году. А данный «Трактат» восходит к аналогичному по содержанию трактату «De defectibus», находящемуся в одобренной Католическим Тридентским Собором (1452–1563) редакции римского «Служебника» – «Миссала». Следовательно, если вы думаете, что практика семидневного поста перед Причащением – продукт благочестивого русского духа, не довольствующегося одним евхаристическим постом (как неядением в течение 6 часов перед Причащение), то глубоко ошибаетесь !

http://azbyka.ru/video/79-evharistichesk...

1Кор.4:11 . «Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся». Объяснение. Апостол Павел терпел голод и нужды, но тем не менее ни у себя лично, ни у других проповедников Христова учения не отрицал права пользоваться материальным содержанием от лиц, коим было проповедано учение: 2Кор.11:8–9 ; Флп.4:10–19 . 1Кор.9:17–18 . «Ибо, если делаю это добровольно, то буду иметь награду; а если недобровольно, то исполняю только вверенное мне служение. За что же мне награда? За то, что, проповедуя Евангелие, благовествую о Христе безмездно, не пользуясь моей властью в благовествовании». Объяснение. Здесь апостол раскрывает своё право или власть (ст.12–18) требовать от Коринфских христиан, как и вообще от духовных чад, полного обеспечения жизни: ст.11–14, Это место послания должно вразумлять тех, которые порицают православное духовенство за взимание вознаграждения за требоисправление: Гал.6:6:14 ; Лк.10:7 . В приточной речи ст.7 под виноградом разумеется общество христиан, под насадителями винограда апостол или пастырь, под плодами добрые дела, милостыня, вспоможения братьям по вере: 1Кор.16:1–2 . Возможно ли, чтобы одни пастыри Церкви, насаждающие и напояющие виноград Христов: 1Кор.3:6 , лишены были пользования плодами его веры и любви, приношениями и вознаграждениями. Господь хотел внушить израильтянам (ст.8–10) сострадание и сочувствие ко всякому работающему, чтобы они не лишали потребного прежде всего таких тружеников, как апостолы и пресвитеры, труждающихся в слове и учении: 1Тим.5:17 . 2Кор.6:3–4 . Срав. 11:8. «Мы никому ни в чём не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение, но во всём являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах». Объяснение. Апостол Павел, своим бескорыстным служением, хотя и не подавал повода к порицанию апостольского служения, будучи в трудах, бдениях, в постах: ст.5, но тем не менее, ни у себя лично, ни у других проповедников Христова учения не отрицал права пользоваться материальным содержанием от лиц, коим было проповедано учение: 1Кор.9:12–13 ; Гал.6:6 ; Флп.4:10–19 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

2:30). Пред лицем смерти все мирские блага теряют свою цену. Зачем мне здоровье, если рано или поздно я совсем лишусь его? К чему богатство: ведь его я не возьму с собою в могилу. Слава людская не освободит тела моего от разложения. Какой же смысл всех этих так неустойчивых и временных благ? – Тот, чтобы ими пользоваться на пользу ближних во славу Божию... Все, что сделал доброго им, люди здесь, на земле, – не погибнет, а пойдет с нами в жизнь вечную (Апос. 14:13): это то радостное, светлое настроение, исполненного долга во имя христианской любви, которое будет с нами в жизни вечной...    15    «Одни убеждались словами Его, а другие не верили» (Деян. 28:24). Если нашлись такие, что не убедились словами великого Апостола Павла, вдохновенного и богопросвещенного учителя вселенной, то что же удивительного, если иные не хотят слушать нас, убогих служителей Христовых? Очевидно, тут дело не в святой истине и не в силд проповедника истины, а в злой воле человека: люди упорно не хотят знать истину, как она не ясна по себе и разъяснена вестниками истины...    16    «Велико будет имя Мое между народами, говорит Господь Саваоф. А вы хулите Его тем, что говорите: трапеза Господня не стоит уважения, и доход от нее – пища ничтожная» (Малах.1:2—12). Все, кто уклоняются от пастырского призвания, а между тем, к сему они подготовлены или по своему образованию, или как теперь, когда нет школ церковных, по своему положению (сын клирика) — и если основанием тут является для них материальная необеспеченность православного духовенства, такие являются насмешниками над делом Божиим, творят же богохульства: высокого сана пастырского они, конечно, недостойны. Православное пастырство есть выражение и дар нашей любви к Богу и Его наследиию: бедным, слабым, грешным людям, хотя мы и сами грешны (Иоан. 21:15), пастырство истинное есть мертвенность наша к людям, искупленным безценною кровию Христа Бога... (Деян. 20:28).    17    «Они от мира, потому и говорят по-мирски, и мир слушает их. Мы от Бога.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

3. Вы скопировали фразу “ Таким образом крепостное право было официально одобрено русской православной церковью в начале XVII века ”. Общецерковные решения принимаются на церковных соборах и относятся исключительно к жизни Церкви и её членов. В нашем случае уместна формулировка “высшее духовенство начала XVII века принимало прикрепление крестьян к земле как норму для своего времени ”. Если не согласны, то прошу представить факты того, что церковные иерархи поддерживали не прикрепление крестьян, а издевательства над ними помещиков. Кирилл, приветствую! Мой интерес в том, что я хотел узнать мнение современных служителей РПЦ о крепостном праве. Оксана, благодарю за ответ! Вы отлично умеете пользоваться ссылками. Меня интересуют только собственные ответы современных служителей церкви. Дорогой Пабло, прошу Вас в следующий раз уточнять к кому обращён вопрос до получения ответа. И потрудиться прочитать ответ до того, как его комментируете. Я привела ответ современного священнослужителя иеромонаха Иова (Гумеров). Имейте в виду, что в церкви работники — это лишь хозяйственный персонал, остальные — служители. Любезная Оксана, исправил, только ради вас. Почтеннейший, давайте вспомним и ап. Павла, который прямо одобряет рабство и настаивает на безропотном несении рабами своего статуса, а господам не советует отпускать рабов: Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу, не с видимою только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души, служа с усердием, как Господу, а не как человекам, зная, что каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал, раб ли, или свободный. И вы, господа, поступайте с ними так же, умеряя строгость, зная, что и над вами самими и над ними есть на небесах Господь, у Которого нет лицеприятия. ( Еф.6:5–9 ). И еще: Рабы, во всем повинуйтесь господам вашим по плоти, не в глазах только служа им, как человекоугодники, но в простоте сердца, боясь Бога. ( Кол.3:22 )

http://azbyka.ru/vopros/pochemu-cerkov-p...

4.2. Экклезиологичность церковной молодежной работы заключается в объединении молодых людей вокруг Евхаристической Чаши – зримого воплощения единства с Богом и друг с другом. Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни ( Ин. 6:53 ). 4.3. Преемственность . Полноценное воцерковление молодых людей за редким исключением возможно только внутри христианской приходской общины. Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, – так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело… Тело же не из одного члена, но из многих. ( 1Кор.12:12–14 ). Перед приходом стоит задача передачи опыта реальной веры молодым христианам, и при этом жизнь молодежи на приходе должна складываться вместе с жизнью всей церковной общины, т.е. не только духовенства, но и мирян, образуя новые формы совместного хозяйствования, досуга и профессиональной деятельности. 4.4. Свидетельство. Молодежная работа в Церкви призвана стать проповедью о Христе Воскресшем, свидетельством о полноте церковной жизни как духовной радостной жизни в Боге, опытом переживания веры. Да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна ( Ин. 15:11 ) – говорит Господь. Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите ( 1Фес. 5:16 ) – пишет апостол Павел. Необходимо так построить церковную работу с молодежью, чтобы, проникаясь пасхальным благовестием, юноши и девушки постигали истинный смысл христианской жизни через исполнение святых заповедей, преодолевали собственные страхи и предубеждения, приобщались к духовной радости и учились разделять ее с ближними. 4.5. Совершенствование. Церковная молодежная работа невозможна без формирования у молодежи понятий о святости, грехе, добре и зле, без внутренней духовной работы над своим сердцем. Научение молодых людей догматическим основам православной веры является залогом формирования православного мировоззрения и правильного развития духовной жизни. Важным контекстом церковной работы с молодежью является возрастание в христианской стойкости к соблазнам греха и искушениям мира, осознанности выбора свободы во Христе, как свободе от греха. В то же время не следует вести работу, основанную на запретах и долженствованиях. Напротив, она должна отвечать на призыв Бога: Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный ( Мф. 5:48 ) ...будьте святы, потому что Я свят ( 1Пет. 1:15–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/kont...

4,9), а язычников вообще считали чуть ли не скотами! Да, много можно сделать открытий, лишь бы исказить Слово Божие. — с. Д.] Но «Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их». Да, если «пять братьев» хотят избежать мучения, им нужно лишь соблюдать писания Моисея и пророков, которые обозначают Иисуса Мессией, и затем стать Его учениками. Но богач возражает: «Нет, отче Аврааме! но если кто из мертвых придет к ним, покаются». Ответ же гласит: «Если Моисея и пророков не слушают, то, если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят». Бог не совершит особых знамений или чудес, чтобы убедить людей. Они должны читать Священное Писание и применять его, если хотят войти в Его милость» . Очевидно, что предложенное сектантами толкование этого повествования нелепо, фантастично, противоречит историческим фактам и является прямым насилием над словом Божиим. Поэтому нет ничего удивительного в том, что иеговисты придерживаются и другого толкования той же притчи. «Свидетели Иеговы говорят, что в «притче», описывается грядущее событие, исполнившееся в 1918 году по Р.Х . Богач символизирует духовенство, а Лазарь — «верное Тело Христово»: истина провозглашенная горсткой верных, постоянно досаждает духовенству («Пусть Бог будет истинным», с. 98). Бессмысленно комментировать это толкование, так как свидетели Иеговы перекручивают смысл Священного Писания в угоду личным целям независимо от окружающего отрывок текста. Господь же в данном случае просто рассказывал об условиях, в которых пребывает заблудшая душа (богач), отвергшая Бога и нищий, познавший милость Господню. После физической смерти богач познал осознанные мучения (греч. basanois), стих 24, причем страдает даже его духовное сознание (odunomai): «ибо я мучусь в пламени сем» (см. Тейлор, с. 438). Нет никакого сомнения в том, что он мучается и знает об этом» . 6.2.2. Мученичество как свидетельство бессмертия души Одним из наиболее ясных библейских свидетельств о природе человека являются слова Христа: «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более того, кто может и тело и душу погубить в геенне» (Мф. 10, 28). Смысл этих слов более чем прозрачен. Как совершенно точно передает их смысл Иоанн Златоуст, «Он не ввергает их в опасности, но возвышает над опасностями, в кратких словах утверждает в них учение о бессмертии души, двумя — тремя словами насаждает в них спасительное учение» . Подобным образом пересказывает их блаженный Иероним: «Те, кто убивают тело, не могут убить души: таким образом душа невидима и бестелестна сравнительно с грубостью нашего телесного существа» . Да и практически невозможно для непредвзятого (или даже предвзятого, но не слепого читателя) понимать этот текст так, что в нем не содержится прямого учения о бессмертии человеческой души. Если мы верим, что Христос — это Путь, Истина и Жизнь, то мы обязаны (как с математической точностью свидетельствует этот священный текст) верить в неуничтожимость души!

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

5. Усердно в ряде частных совещаний друзьями Русской Православной Церкви (под председательством митрополита Стефана болгарского с участием многих православных, особенно же ряда влиятельнейших англиканцев, а также некоторых немцев — мюнхенского профессора богословия Мартина, швейцарских старокатоликов и т. д.) обсуждалось ее положение: гонения, которым она подвергается, возможность посильной помощи ей со стороны братских христианских Церквей, прежде всего помощи молитвенной. Мистическое сближение в молитве друг за друга, врастание в жизнь молитвы, где мы все чувствуем себя братьями, ибо все мы взирали на одного Отца, Который на небесах, мистическое врастание в любовь Христову, которая «объемлет нас», по словам апостола, «рассуждающих так: если Один умер за всех, то все умерли; а Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего». Это участие в жизни Его любви, это покорение нас силою Его любви, презыточествующей и превозмогающей, объединит нас, когда все мы, христиане, усовершимся в любви в полной мере друг с другом в Иисусе Христе, Господе нашем. Но уже и теперь мы объединены верою в Господа Иисуса и участием в жизни Его, в страданиях Его и в радости Воскресения Его. Поскольку это есть, в этом — непреложный залог грядущей полноты единения. Ибо исполнится молитва: «Да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня». Митрополит Сергий (Страгородский). ОТНОШЕНИЕ ЦЕРКВИ ХРИСТОВОЙ К ОТДЕЛИВШИМСЯ ОТ НЕЕ ОБЩЕСТВАМ Вопрос о том, нахожусь ли я в истинной Христовой Церкви, настолько существен для верующего, что, казалось бы, при его решении нет места для какой-нибудь обидчивости или обычного самолюбия. Тот, кто разъяснит мне, что я вне Церкви, и укажет, где ее мне найти, казалось бы, может рассчитывать только на благодарность с моей стороны. На деле же как будто нет вопроса из области вероучительной, который бы так больно затрагивал человеческое самолюбие и сопровождался бы таким взаимным раздражением сторон, как именно этот вопрос. Вероятно, виноваты в том и те обладатели истиной, которые готовы быть милосердым самарянином, но не имеют силы воздержаться от некоторого пренебрежения к впавшему в разбойники. Как бы то ни было, но этот последний всякую попытку помочь ему в большинстве случаев встречает непримиримой нетерпимостью. Поэтому в культурном христианском обществе не принято ставить вопрос об истинной Церкви ребром. Там чаще слышится так называемый широкий взгляд, по которому наши земные перегородки до неба не достигают, церковные разделения — плод властолюбия духовенства и несговорчивости богословов. Пусть человек будет православным, католиком или протестантом, лишь бы он был по жизни христианином, и он может быть спокоен за свою загробную участь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=835...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010