5) Понеже двояко человек себе может вещи представлять, представлениям сим следует воля, следовательно может ту же вещь хотеть и не хотеть: предклонение сие и отвращение от той же вещи зовётся брань плоти и духа (Рим. гл. 7, ст. 23), которая находится во всех. 6) Хотя человек из двух только частей естественных состоит, однако можешь ты теперь уразуметь, что значат оная речения, плотской человек, душевной и духовной, или дух, душа и тело (I Сол. гл. 5, ст. 23). Плотской называется человек, поскольку рождается, питается и умирает, как и другие нечувственные твари, деревья, например, и травы; душевным зовётся, поскольку ему приличествуют чувства, как зверям и скотам; духовный наконец именуется, поскольку имеет разум и волю, как духи все и Ангелы. Натуральное сие изъяснение есть: плотским называется тот, кто страстей держится; душевным, кто разума; духовным, кто благодати. Сей духовной, или иначе отрожденнойа человек ещё именуется дух (Иоан. гл. 3, ст. 6), новым (Ефес. гл. 4, ст. 24), внутренним (Рим. гл. 7, ст. 22), а неотрожденный плоть, ветхий, внешний. § 39. В шестый день (§ 34), когда Бог благоизволил создать человека, то прежде посоветовал Сам с Собою. Сотворим, рече, человека (Быт. гл. 1, ст. 26) то есть, Отец сказал Сыну и Святому Духу. Кто бо может иной Божиим пособником и советником быть (Рим. гл. 11, ст. 34). А потом руками своими ( Псал. 11, 8, 73 ) персть от земли взем, человека создал и вдохнул в него душу (Быт. гл. 2, ст. 7). Сие же все затем описывается так, дабы показать особливый божий промысл о человеке (§ 36, 2). Человеческое превосходство и достоинство пред прочими тварьми ( Псал. 8 , ст. 6) и имевшее быть человеческое падение, искупление и освящение и прочее, что знать надлежит о первом человеке, в следующих предложениях содержится, 1) Первого человека тело только от земли создано, а душа особливо извне дана (Еккл. гл. 12, ст. 7), почему человек стался животное разумное (I Кор. гл. 15, ст. 4) и назван Адамом , то есть красным, или потому, что из красной глины создан, или что он красивее всех вещей был.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Творения свв. отцов. Тв. св. Афанасия Александрийского Мф.6:7 . Молящеся же нелишше глаголите. Выражает сим Господь, что неприятны Ему молитвы долгие, а не частые. Ибо Сам повелевает молиться непрестанно. Христос говорит ( Мф.6:19–20 ): не скрывайте себе сокровищ на земли, идеже червь и тля тлит, и идеже татие подкапывают и крадут, скрывайте же себе сокровище на небеси, идеже ни червь, ни тля тлит, и идеже татие не подкапывают, ни крадут. Слышавшие сии слова говорили: «Совет весьма хорош, и похвальна мысль, – настоящие блага жизни полагать лучше не на земле, но в сокровищнице на небесах. Впрочем, как же положить на небеса серебро и золото? Мы не имеем на сие возможности. Небо очень высоко, и нам не достать его рукой. Не видим и лествицы, которую видел патриарх Иаков, чтобы взойти по ней и положить на небеса, что есть у нас». Но Господь учит: хотя небо и очень высоко, однако можете полагать на него некрадомое сокровище правды. Дай бедному и нищему, что нужно ему, и найдешь, что все это целым, неоскверненным, нерастленным соблюдется на небе. Есть же у тебя и лествица, возводящая с земли на небо, – спасительный крест, есть и ступени на ней – догматы пречистых Евангелий. И так восходи по оным в небесные обители, чтобы прославиться навек. Но будь также внимателен к сказанному Мною. Мф.6:25 . Не душа ли больши есть пищи, и тело одежди? Душа превосходнее пищи, поколику она есть жизненный дух, а пища – нечто земное и удоборазлагаемое. И тело превосходнее одежды, потому что оно есть дело рук Божиих; а одежда – волна с бессловесного животного. Поэтому, если, по милости Всеблагого, сподобились мы иметь лучшее и валенейшее, то тем паче будем изобиловать менее важным и низшим. Толкование св. Василия Великого на 17–18 ст. 6-й гл. Евангелия от Матфея Творения свв. отцов. Тв. св. Василия Великого Поскольку Господь сказал: ты же постяся, помажи главу твою и лице твое умый, яко да не явишися человеком постяся; что делать, когда и против воли делается видимым для людей, кто пожелает поститься по какой-нибудь угодной Богу причине, как, видим, нередко поступали и святые?

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

ad Thessalon, V, 23; см.: Киприан (Керн), 1996, с. 239–240). Не трихотомические же идеи по поводу толкования апостольской мысли еще раньше Иоанна Дамаскина, высказывали и другие авторитетные св. отцы: Ириней Лионский , Макарий Египетский , Иоанн Златоуст , Феодорит Кирский . Ириней Лионский: “Апостол, поясняя себя самого, объяснил человека спасенного, как совершенного и духовного, так, говоря в первом послании к Фессалоникийцам: “Бог же мира да освятит вас совершенных и весь ваш дух и душа и тело да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа”. Какую же причину имел он молить для сих трех, т. е. для души, тела и духа целого и совершенного сохранения в пришествие Господа, если не знал о восстановлении и соединении сих трех и об одном и том же спасении? Посему и называет совершенными тех, которые представляют Господу эти три без порока. Итак совершенны те, которые имеют и Духа Божия в себе пребывающего и души и тела свои сохраняют беспорочными…” ( Ириней Лионский . 1996, с. 456–457 (кн. 5, гл. 6)). И в другом месте: “существо наше, т. е. соединение души и плоти, принимая Духа Божия, составляет духовного человека” (там же, с. 460 (кн. 5, гл. 8)), т. е. собственно сам человек есть только двуединство души и тела. Макарий Египетский при ссылке на разбираемое нами апостольское высказывание пишет: “Апостол увещавает, ясно говоря: очистим себя от всякия скверны не только плоти, но и духа ( 2Кор. 7:1 ); и в другом месте говорит: окроплени сердцем от совести лукавы ( Евр. 10:22 ); и еще: всесовершенно ваше тело, дух и душа непорочна да сохранятся ( 1Сол. 5:23 ); и: да будете чада Божия непорочна ( Филип. 2:15 ). Поэтому, все те, которые желают сподобиться сыноположения, должны иметь не тело только непорочное, но и непорочную душу подобно сказавшему: буди сердце мое непорочно во оправданиях Твоих, яко да не постыжуся ( Псал. 118:80 )” (Макарий Египетский. 1998, с. 323). Поскольку дух в данном высказывании не рядополагается с телом и душой, сам архим. Киприан считает, что Макарий Египетский в этом месте не отступает от дихотомического понимания человека (с.

http://azbyka.ru/sv-otcy-o-sostave-chelo...

Кроме того, возможен и другой, но также не трихотомический, подход к этому же библейскому месту. По Иоанну Дамаскину в этом тексте ап. Павла дух понимается не как составная часть человеческой природы, отличающая ее от природы иных существ, а как дар Духа Святого, как благодатная харизма/In ep. ad Thessalon., V, 23; см.: Киприан (Керн) , 1996, с. 239–240/. Не трихотомические же идеи по поводу толкования апостольской мысли еще раньше Иоанна Дамаскина, высказывали и другие авторитетные св. отцы: Ириней Лионский, Макарий Египетский, Иоанн Златоуст , Феодорит Кирский . Ириней Лионский: “Апостол, поясняя себя самого, объяснил человека спасенного, как совершенного и духовного, так, говоря в первом послании к Фессалоникийцам: “Бог же мира да освятит вас совершенных и весь ваш дух и душа и тело да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа”. Какую же причину имел он молить для сих трех, т. е. для души, тела и духа целого и совершенного сохранения в пришествие Господа, если не знал о восстановлении и соединении сих трех и об одном и том же спасении? Посему и называет совершенными тех, которые представляют Господу эти три без порока. Итак совершенны те, которые имеют и Духа Божия в себе пребывающего и души и тела свои сохраняют беспорочными…”/Ириней Лионский. 1996, с. 456–457; кн. 5, гл. 6/. И в другом месте: “существо наше, т. е. соединение души и плоти, принимая Духа Божия, составляет духовного человека”/там же, с.460; кн. 5, гл. 8/, т. е. собственно сам человек есть только двуединство души и тела. Макарий Египетский при ссылке на разбираемое нами апостольское высказывание писал: “Апостол увещавает, ясно говоря: очистим себя от всякия скверны не только плоти, но и духа ( 2Кор. 7:1 ); и в другом месте говорит: окроплени сердцем от совести лукавы ( Евр. 10:22 ); и еще: всесовершенно ваше тело, дух и душа непорочна да сохранятся ( 1Сол. 5:23 ); и: да будете чада Божия непорочна ( Филип. 2:15 ). Поэтому, все те, которые желают сподобиться сыноположения, должны иметь не тело только непорочное, но и непорочную душу подобно сказавшему: буди сердце мое непорочно во оправданиях Твоих, яко да не постыжуся ( Пс. 118:80 )”/Макарий Египетский. 1998, с. 323/. Поскольку дух в данном высказывании не рядополагается с телом и душой, архим. Киприан (Керн) считает, что Макарий Египетский в этом месте не отступает от дихотомического понимания человека/Киприан (Керн). 1996, с. 221/.

http://azbyka.ru/celostnost-kak-osnovnoj...

§ 38. Отличие человека от прочих живых тварей, как по способу его творения, так и по достоинству его природы (образ и подобие Божие) и назначению Творение человека, по словам книги Бытия, предшествовал Божеский Тропческий совет. «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию», говорить Премудрый Творец мира ( Быт.1:26 ). И в то время, когда все другие твари появлялись на земле от одного творческого слова «да будете», происхождение и быт- человека является следствием особого творческого акта, который состоял из двух моментов: прежде всего Сам Господь берет персть земную и из неё образуете тело человека; потом в приготовленное таким образом тело вводите душу, и не простым повелением – да будет, но Сам вдыхает ее дуновением уст Своих. Спустя несколько времени по сотворении человека, Бог даете ему помощницу – жену, образуя её тело, в знамение единства её с мужем, из ребра Его. Имена первых людей были Адам и Ева. Первое напоминаете о происхождении телесного состава человека из земли, второе означаете матерь всех живущих ( Быт.3: 20 ). Из сказания Моисеева об образе творения человека видно, что человек состоит из двух частей. Первая, сотворенная первым действием Божиим, есть органическое тело: эта та часть, которою человек принадлежит земле и миру вещественному. Вторая часть, сотворенная вторым действием Творца, есть душа: ею человек принадлежит к миру духовному. На двухчастный состав человека указывает св. писание и в других местах. Екклезиаст свидетельствует: «возвратится персть в землю, якоже би, и дух возвратится к Богу, Иже даде его» (гл.12:7). И. Христос также говорит: «не убоитеся от убивающих тело, души же не могущих убити» ( Мф.10:28 ). Сотворенный по особенному совету Божию и особенным действием Творца, человек одарен и особенными, чрезвычайными и, ему одному свойственными, совершенствами. Главнейшее и высшее совершенство состоите в образе и подобии Божием, которым наделен человек. Образ Божий состоит, по словам апостола, в правде и преподобии истины ( Евр.4:24 ), или, яснее, образ Божий в человеке состоит в тех душевных свойствах, которыми он отличается от прочих животных, именно: «в разумности, свободе, духовности и бессмертии». При этих свойствах, человек должен постоянно стремиться к той праведности и святости, какие в бесконечной степени принадлежат Богу, Существу высочайшему, и тем самым достигать подобия Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Вместе с этим, поскольку душа живая означает физическую жизнь, или живое существо вообще 50 , а человек стал душою живою (то есть живым) только после вдуновения Божиего ( Быт. 2:7 ), то, следовательно, человек, созданный из праха, не был живым. «Ты… дал Адаму тело смертное, которое было также создание рук Твоих, и вдохнул в него дух жизни, и он (после вдыхания духа жизни – П. Д.) сделался живым пред Тобою…» ( 3Езд. 3:5 ). Именно так и считает большинство авторов, полагая, что под человеком в Быт. 2: 7 понимается тело, которое стало живым только после (в результате)вдуновения. Действительно, в Библии нередко слово «человек» означает «тело» (используется в значении «тело») 51 , а слово «тело» – означает «человек» 52 . ♦ Однако здесь возникает вопрос: что именно понимать под дыханием жизни, вдунутым в лицо человека или каким именно образом появилась человеческая душа? На этот вопрос принципиально (теоретически) можно предложить три варианта ответа: душа появилась в теле из дыхания Божиего (из существа Божиего). Однако выше была показана неприемлемость и абсурдность такого мнения; душа была вдохнута (вдунута) в тело Богом. Именно так считает ряд авторов (святитель Тихон Задонский , Великий Кирилл, Блаженный Феодорит, Архиепископ Филарет (Гумилевский) , архиепископ Антоний (Амфитеатров) , протоиерей Николай Малиновский и др.). Но при таком понимании образования души человеческой необходимо возникает вопрос: когда и каким образом была создана богообразная душа, вдунутая впоследствии в лицо человека? Блаженный Августин , подробно рассматривая данный вопрос в работе «О книге Бытия, буквально. Книга 7» говорит, что душа была сотворена Богом и до определенного времени скрыто находилась среди других творений: «…можно думать, что человек в шестой день сотворен так, что причинное начало его тела было сотворено в мировых элементах, душа же его сотворена так же, как создан первоначально и день, и, сотворенная, скрыто находилась в делах Божиих, доколе в свое время Бог не вложил ее Своим дыханием, то есть вдуновением, в образованное из персти земной тело» (39. Гл. XXIV, § 35); «О душе же, которую Бог вдунул в человека дыханием в лице его, я утверждаю только, что она от Бога, но не субстанция Его, – что она бестелесна, т. е. не тело, а дух не из субстанции Его происходящий, а сотворенный Богом, но сотворенный не так, чтобы в его природу превратилась какая-либо природа тела или неразумной души, и, отсюда, сотворенный из ничего, – что она бессмертна по некоторому образу своей жизни, которой не может потерять ни в каком случае, по некоторой же изменяемости, по которой может быть и лучше и хуже, она справедливо может быть названа и смертной, так как истинное бессмертие имеет только Тот, о ком сказано: единый имеющий бессмертие ( I Tuм. VI, 16 )» (39. Гл. XXVIII, § 40).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Архиепископ Филарет (Гумилевский) и протоиерей Григорий Дьяченко также считают, что Бог вначале создал бездушное (мертвое) тело человека, а затем – дал ему душу. При этом душу Бог вдохнул в человека: «Из персти земной Бог образует телесный организм, в который вдыхает дыхание жизни, душу ( Быт. 2:7 ) … Здравое размышление должно признать несомненным, что человек создан во времени и, следовательно, Богом, что тело его как обращающееся в землю, должно иметь начало из земли, что дух его бессмертный – происхождения высшего» (26: 303, 307); «И вот Бог берет несколько земли, и творит из нее тело человека: вышло прекрасное тело человеческое, но тело мертвое, бездушное, как статуя; глаза не видели, уши не слышали, уста не отверзались, ноги не ходили: словом, оно было без души, без жизни. И вот, бог вдыхает в лицо человека душу, дыхание жизни. И человек стал тотчас настоящим человеком, стал и видеть, и слышать, и говорить, и чувствовать, и ходить, и действовать; этого мало; он начал все понимать, всем повелевать. Сотворив человека из земли, Бог посему назвал его Адамом , то есть земляным» (8: 72). О том, что Бог вдохнул в человеческое тело душу говорят и другие авторы, например: Блаженный Августин : «О душе же, которую Бог вдунул в человека дыханием в лице его, я утверждаю только, что она от Бога, но не субстанция Его…» (39. Гл. 28, §40); Великий Кирилл: «… дыханием Своим Бог вдохнул в человеческое тело душу…» (цит. по 2: 412); Блаженный Феодорит : «божественный Моисей говорит, что сначала было образовано тело Адама, а потом от Бога вдунута была душа» (цит. по 1: 431); святитель Тихон Задонский : «… Бог … создал человека из земли, и вдохнул в него душу живую…» (цит. по 38: 1159); архиепископ Антоний (Амфитеатров) : «…потом, в приготовленное таким образом тело вводит душу, и не простым повелением – да будет, но Сам вдыхает ее дуновением уст Своих…» (24: 108); протоиерей Николай Малиновский : «…по совету Своему Бог творит человек … особенным действием, именно: Сам вземлет персть земную из нее образует тело человека … потом в приуготовленное таким образом тело вводит душу … Сам вдыхает ее дуновением уст Своих … его (человека – П. Д.) душа естьдыхание уст Божиих, то есть она хотя и не есть в собственном смысле часть дыхания или существа Божия, но она богоподобна…» (19: 226, 227. Книга 1). Та же мысль высказана архимандритом Никифором: «Сотворив первого человека Адама из земли, Бог вдунул в него “дыхание жизни”, то есть “душу, существо духовное и бессмертное” ( Быт. 26:27 ). По смерти душа возвращается к Богу, который дал ее ( Еккл. 12:7 )» (40. См. термин «душа человеческая»).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

«Ты … дал Адаму тело смертное, которое было также создание рук Твоих, и вдохнул в него дух жизни, и он (после вдыхания духа жизни – П. Д.) сделался живым пред Тобою…» ( 3Езд. 3: 5 ). Именно так и считает большинство авторов, полагая, что под человеком в Быт. 2: 7 понимается тело, которое стало живым только после (в результате) вдуновения. Действительно, в Библии нередко слово «человек» означает «тело» (используется в значении «тело») 66 , а слово «тело» – означает «человек» 67 . Однако, при таком понимании процесса создания человека, возникает вопрос: что именно понимать под дыханием жизни, вдунутым в лицо человека или каким именно образом появилась человеческая душа? На этот вопрос можно предложить три варианта ответа. А). Душа появилась в теле из дыхания Божиего (из существа Божиего). Однако выше была показана неприемлемость и абсурдность такого мнения. Б). Душа была вдохнута (вдунута) в тело Богом. Именно так считает ряд авторов (свт. Тихон Задонский , Великий Кирилл, блж. Феодорит, Архиепископ Филарет (Гумилевский) , архиепископ Антоний (Амфитеатров) , протоиерей Николай Малиновский и др.). Но здесь, в свою очередь, необходимо возникает вопрос: когда и каким образом была создана богообразная душа, вдунутая впоследствии в лицо человека? Блж. Августин, подробно рассматривая данный вопрос в работе «О книге Бытия, буквально» говорит, что душа была сотворена Богом и до определенного времени скрыто находилась среди других творений: «…можно думать, что человек в шестой день сотворен так, что причинное начало его тела было сотворено в мировых элементах, душа же его сотворена так же, как создан первоначально и день, и, сотворенная, скрыто находилась в делах Божиих, доколе в свое время Бог не вложил ее Своим дыханием, то есть вдуновением, в образованное из персти земной тело» (59. Кн. 7. Гл. 24, § 35); «О душе же, которую Бог вдунул в человека дыханием в лице его, я утверждаю только, что она от Бога, но не субстанция Его, – что она бестелесна, т. е. не тело, а дух не из субстанции Его происходящий, а сотворенный Богом, но сотворенный не так, чтобы в его природу превратилась какая-либо природа тела или неразумной души, и, отсюда, сотворенный из ничего, – что она бессмертна по некоторому образу своей жизни, которой не может потерять ни в каком случае, по некоторой же из--меняемости, по которой может быть и лучше и хуже, она справедливо может быть названа и смертной, так как истинное бессмертие имеет только Тот, о ком сказано: единый имеющий бессмертие ( 1Тим. 6: 16 )» (59.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

1217. Прибавление к Слову 3. Святой Иоанн Лествичник. 1218. Слово о рассуждении. Добротолюбие. Ч. 6. 1219. Слово 7, гл. 12. 1220. Мф. гл. 1 и 2. 1221. Преподобного Марка Подвижника Слово о покаянии и Слово о крещении. 1222.  Все проявления Твои — все признаю справедливыми; всякий путь лжи ненавижу. От всякого злого пути удерживаю ноги мои, чтобы хранить слово Твое (Пс. 118. 128, 101). 1223.  кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем (Иак. 2. 10). 1224.  …очистим себя от всякой скверны плоти и духа (2 Кор. 7. 1). 1225. Слово 7, гл. 4. 1226.  …Иисуса, великого иерея, стоящего перед Ангелом Господним, и сатану, стоящего по правую руку его, чтобы противодействовать ему (Зах. 3. 1). 1227. Vita Beati Antonii Abbatis. Patroloqiae. Tom. LXXIII, caput XV, и Четьи-Минеи. 1228. О молитве, гл. 47. Добротолюбие. Ч. 4. 1229. Слово 2. 1230. Цар. 17. 25. 1231. Художество и Правило святых Каллиста и Игнатия Ксанфопулов. Добротолюбие. Ч. 2, гл. 29. 1232.  Не принимаю славы от человеков… Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете (Ин. 5. 41, 44). 1233. Мф. 6. 16. 1234. Мф. 7. 1–18. 1235.  …пусть левая рука твоя не знает, что делает правая …и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф. 6. 3, 18). 1236.  Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне (Мф. 6. 24). 1237.  Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником (Лк. 14. 33). 1238. Мф. 4 и Лк. 4. 1239. Преподобного Григория Синаита гл. 110. Добротолюбие. Ч. 1. 1240. Заглавие 28 Слова Лествицы. 1241. Святой Иоанн Карпафийский. Утешительных глав 55. Добротолюбие. Ч. 4. 1242. Иак. 5. 16. 1243. Алфавитный патерик, буква 1. 1244.  Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа (1 Сол. 5. 23).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

" Итак, подлинно душа - дело великое, Божие и чудное. При создании ее такою сотворил ее Бог, что в естестве ее не было порока, напротив того, сотворил ее по образу добродетели Духа " . " Одним словом, создал ее такою, чтоб соделаться ей невестою и сообщицею Его, чтобы и Ему быть в единении с нею, и ей быть с Ним в единый дух, как сказано: " Прилепляйся же Господеви, един дух есть с Господем " (1Кор.6:17) " Как может телесная, вещественная, хотя бы и очень тонкая душа быть " одним духом " с Господом? Это возможно лишь для " умной твари " , созданной как " прекрасное подобие и образ Божий " . Значит святой Макарий, если и предполагал изложить некоторую особую мысль о тварных духах, то эта мысль так и оставалась его личным частным мнением, хотя и весьма " тонким " . А следовательно, никто в Церкви Божией не должен дерзать, ухватившись за такое мнение, основывать на нем обязательное для всех верующих учение. Приводит епископ Игнатий и изречение святого Иоанна Кассиана Римлянина: " Хотя мы называем многие существа духовными, каковы ангелы, архангелы и прочие силы, также самая душа наша, или каков этот тонкий воздух, но их никак не должно признавать бестелесными. Они имеют соответственное тело, в котором существуют, хотя несравненно тончайшее нашего тела. Они суть тела, по мнению апостола, который сказал: " и телеса небесная, и телеса земная " , и опять: " Сеется тело душевное, восстает тело духовное " (1Кор.15:40,44), чем ясно указывается, что бестелесен один только Бог. (Собеседование 7, гл.13) " Как замечает епископ Феофан в своей книге " Душа и ангел не тело, а дух " , приведенное изречение преподобного Иоанна Кассиана совершенно не касается сущности ангелов и духов. Преподобный Иоанн считает, что ангелы и духи имеют " соответственное тело, в котором существуют " . Следовательно, подразумевается, что тот, кто существует в таком теле, сам не есть тело, но дух. Это тоже своеобразное мнение, не признанное Церковью обязательным, но из него нельзя опять - таки выводить мысль о телесности природы сотворенных духов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/418/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010