Галатская-Кафская или Кафатиани 137 Галичская или Чухломская или Городецкая Умиление 20 июл., 28 мая. 1470. Гелатская или Пицундская 15 авг. 1451. Гемынская. Гербовецкая 1 окт. 1459, 1535. Германовская или Ерманская (явившаяся в 732 г. в Константинополе св. патр. Герману) 12 окт. Геронтисса 4 апр. 1486. Гефсиманская 17 авг. 1496. Гидлянская 138 3 мрт. Гиспальская. – См. об Испанской. Гликофилусса, или Сладкое лобзание 139 , в понедельник Пасхи. Глинская Рождество Богородицы 8 снт. 1473. Говезнянская 140 . Голубинская 141 12 июн. Голубицная (вероятно, то же, что Голубинская или Коневская). Горбаневская 30 июн. 1501. Горбацевицкая 142 Городецкая – См. Галичская . Городищенская или Шкаплерная. 1437. Горудиская 143 Гребневская 28 июл. 283. Греческая Андронникова. – См. Андроникова. Григориатская 144 30 нбр. Груздовская (к с. Груздове, Олончанского y., Виленской губ.) 2 июн. Густынская или Ярмарковая Смоленская 28 июл. 1521. Грузинская 22 авг. 323, 1420, 1424 1498 1555, 1562. Далматская Успение 15 фвр. 1448. Дамаскинская 4 дек. 1496. Двинская 145 25 нбр. Девпетерувская 146 29 фвр. Дектоурская (по изображению подобная Амартийской) в нед. Всех Святых. Дермонская Казанская 8 июл. 1434. Дехтяровская 147 в 10-ю пятницу по Пасхе. Дивногорская или Сицилийская 5 фвр. 1441. Димьова 148 15 авг. Долинская 149 13 фвр. Домницкая или Думницкая 8 снт. 1559. Домостроительница . – См. Экономисса. Донская 19 авг. 319, 1475, 1485. Достойно есть или Милующая 11 июн. 1543. Дубенская . 1435. Дубовичская 150 13 снт. Дубоемская (в с. Дубоемцах, Смоленск. еп.). Дудичская или Дудзицкая 151 1 окт. Думницкая . – См. Домницкая. Дуниловская Казанская 152 29 июн. Евстратьевская . Египетская 153 11 янв. Едесская 154 12 мрт. Елеоточивая 155 17 нбр. Елецкая 156 11 янв. Елецкая Черниговская 5 фвр. 1559. Елецкая Казанская 8 июл. 254. Еллинская (в Харьковском кафедр. соборе). Елпида (т. е. Надежда, в Константинополе, в церкви Успения, в местности, называемой Кум-Капи). Ерманская. – См. Германовская. Ефесская или Корсунская. – См. Корсунская.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Церковь в честь Успения Богородицы Дуниловского мон-ря. Фотография. 2007 г. Церковь в честь Успения Богородицы Дуниловского мон-ря. Фотография. 2007 г. Роспись в темперно-клеевой технике в основном объеме и трапезной выполнена в 1-й трети XIX в. с применением графьи. Наиболее яркими являются композиции на вост. стене апсиды и «Страшный Суд» в трапезной. В основном объеме превалируют сцены Богородичного цикла. В 1848-1850 гг. на средства М. И. Посылиной и др. благотворителей к востоку от Успенской ц. была возведена теплая каменная ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы, отличающаяся более скромными размерами и убранством. Своеобразная архитектура этой церкви объединяет формы позднего классицизма со стилизованными в духе эклектики древнерус. элементами. Четверик, перекрытый сомкнутым сводом, увенчан глухим цилиндрическим барабаном, украшенным аркатурно-колончатым поясом, с луковичной главой на пологой 4-скатной кровле. С востока примыкает пониженный и суженный прямоугольный алтарь, с запада - равновеликая апсиде узкая трапезная с еще более низким притвором. В 1880-1882 гг. на средства купцов А. Я. Балина и Г. Я. Дудина близ храмов была построена 1-я деревянная богадельня. В 1882-1886 гг. ими же выстроено кирпичное здание новой богадельни на 60 чел. В 1897 г. в них проживало 48 женщин. Очевидно, тогда же рядом с кирпичными воротами на юж. стороне ограды была сооружена кирпичная сторожка, впосл. расширенная и надстроенная 2-м деревянным этажом. В сев.-вост. части монастырского комплекса сохранились небольшой кирпичный амбар и овальный пруд. В 1892 г. в каменном здании при Успенской ц. была открыта школа грамоты. В 1899 г. по периметру каменной ограды с железными решетками располагались корпуса богаделен и хозяйственных построек. В кон. XIX - нач. XX в. причту храма по штату полагались священник, диакон и псаломщик. На их содержание поступали с причтового капитала (18 750 р.) проценты - 741 р. 95 к.; из них 501 р. делился между причтом по обычаю, а 240 р.- поровну, т. е. по 80 р., согласно воле жертвователей. За сдачу в аренду земли и совершение треб поступал доход до 694 р. 65 к. Дома членов причта были церковно-общественные, деревянные, на каменном фундаменте. Капитал на содержание храма составлял 7100 р., проценты с него за год - 273 р. 20 к. На содержание богаделен также имелся капитал в 56 тыс. р. и тратились доходы, получаемые с пустоши Глазиха в 56 дес. земли, покосов и дровяного леса. Под церковными строениями и усадьбой было 3 дес. 1,3 саж., сенокосной земли в урочище Коробеевском, по р. Тезе - 2 дес. 1,62 саж.

http://pravenc.ru/text/180583.html

21 — Урюпинская (1827) 22 — Коломенская (1413) 24 — Абульская (692) 24 — Достойно есть (335) 25 — Репицкая 25 — Игрицкая-Песоченская (1624) 25 — Голубинская ИЮЛЬ 1 — Боголюбская (1157) 1 — Боголюбская в Козлове 1 — Боголюбская в Москве 1 — Боголюбская в Усмани 1 — Боголюбская в Угличе 3 — Моденская или Косинская 6 — Заоникиевская (1588) 6 — Владимирская (1480) 6 — Владимирская в Поречской Ордынской пустыни 6 — Владимирская в Астрахани 6 — Вратарница 7 — Всех скорбящих Радость (Решневская) 9 — Тихвинская (1383) 9 — Тихвинская у западных врат 9 — Тихвинская-Ополченная 9 — Тихвинская в Киеве 9 — Тихвинская-Переяславская 9 — Тихвинская-Цивильская 9 — Тихвинская на Красном Поле 9 — Тихвинская в Афанасьевском монастыре 9 — Тихвинская в Исаакиевском соборе 9 — Седмиезерская (1615) 9 — Лиддская 9 — Нямецкая 11— Троеручица (8 век) 12 — Дуниловская-Казанская (1676 — 1682) 12 — Касперовская 12 — Пряжевская (17 век) 12 — Старчицкая (17 век) 13 — Балыкинская 13 — Горбаневская (988) 14 — Дивногорская 15 — Ахтырская (1739) 15 — Пожайская (1662 — 1674) 15 — Феодотьевская (1487) 16 — Смоленская-Новгородская («Холерная») 17 — Галатская 18 — Домостроительница («Экономисса») 19 — Рядитенская 20 — Влахернская (1654) 21 — Казанская (1579) 21 — Казанская-Тобольская (1661) 21 — Каплуновская-Казанская (1689) 21 — Нижнеломовская-Казанская (1643) 21 — Карповская-Казанская (1725) 21 — Вознесенская-Казанская (1689) 21 — Каташинская-Казанская (1622) 21 — Павловская-Казанская 21 — Каргопольская-Казанская (1714) 21 — Иркутская-Казанская 21 — Ярославская-Казанская (1588) 21 — Казанская в Киеве 21 — Казанская-Златовратская 21 — Казанская в Ельце 21 — Казанская в Дерманском монастыре 21 — Казанская в Шлиссельбурге 21 — Казанская в слободке Мурафе 21 — Казанская в Сергиевой лавре 21 — Казанская-Песчанская 21 — Казанская в Москве 21 — Казанская в Угличе 21 — Казанская в Симоновом монастыре 21 — Казанская в Воронеже 21 — Казанская в Глинковской церкви 21 — Казанская в Вязниках 21 — Казанская в селе Кузьмине

http://pravicon.com/text-34

2) «Лета з д (7074 г. от СМ – 1566 г. от РХ) помощию Христа Бога нашего слеты быша два колокола сии к святому Христову Вознесенью, на Прусскую улицу, при благоверном великом князи Иване Васильевиче всея Руси, повелением всех православных христиан Прусскаго, а мастер Иван с пасынком с Метею» 460 . В Новгороде же, в Знаменском соборе, находится чрезвычайно любопытный колокол, вылитый, как видно из надписи на нем. 2 декабря (7063) 1554 года при царе Иоане Васильевиче. «Божию милостию и Пречистыя Богородицы слит бысть сей колокол в Великом Новигороди ко Всечестному храму Пречистыя Богородицы Честнаго ея Знамения лета 7063 (1554) месяца декеврия 2, в царство благовернаго и христолюбиваго государя царя и великаго князя Ивана Васильевича всея России самодержца, господина преосвященнаго архиепископа Пимена и всех православных христиан Велика Новгорода, что избавил нас Бог и Пречистыя Богородица от смертоносныя язвы и от напрасныя смерти. А лил мастер Иван» 461 . Здесь же находится другой древний колокол, оставшийся после пожара и известный под названием «Горелаго». Оба эти колокола отличаются от остальных шести, находящихся на колокольне, своей древностью и приятным звуком. В Спасо-Нерединской церкви в Новгороде сохранился колокол со следующей надписью: «Лета 7105 (1597) году слит бысть сей колокол в монастырь к Спасу-Нередицы при государе и великом князе Феодоре Ивановиче всея Руси и при патриархе Иове Великаго Новаграда, при игумене Ионе, да в тот колокол Феодосий приказал по себе и по своих родителех (звонить?). Лил мастер Тимофей Новгородец». На колокольне Ново-Девичьего монастыря в Москве также находится колокол времен Иоанна Грозного, вылитый в 1551 году 462 . Изречения и стихи на колоколах Иногда на колоколах отливались целые изречения и даже стихотворения. Так, в селе Дунилове Владимирской губ. Шуйского уезда при храме Покрова Богородицы на колокольне находится колокол в 500 пудов, отлитый усердием прихожан в память избавления России от нашествия Наполеона в 1812 году. На колоколе помещено стихотворение, приписываемое бывшему настоятелю Покровской Дуниловской церкви свящ. Василию Саноровскому.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

—132— 1838 г. здателе“ – из Библ. для чтения 1838 года и многие другие. Библейскую и Церковную историю мы изучали по печатным руководствам архимандритов: Филарета Дроздова и Иннокентия Смирнова . Устных объяснении от профессора И. Я. Смирнова мы слышали очень мало. Впрочем, он не долго и преподавал нам эти предметы, среди курса, он оставил семинарскую службу и поступил в Москву на службу в Опекунский советь. Там впоследствии не раз я встречался с ним. По классу Св. Писания нам даны были преподавателем В. Е. Богородским не очень пространные записки только на две, если не ошибаюсь, книги Н. Завета, а именно: на Евангелие от Иоанна и на послание Ап. Павла к Евреям. Как Богородский только лишь в 1839 году окончил курс академии, то естественно, что он не мог быть ещё удовлетворительным наставником. Что и как преподавал нам в высшем отделении из греческого языка учитель А. II. Яковлевский, хорошо не помню. Почтенный наставник предмет свои знал, может быть, и основательно, но преподавание его было слишком не увлекательно: даром слова он почти вовсе не обладал. В особенности он обнаружил пред нами свою бесталанность, когда временно, после выхода из семинарии профессора Смирнова, ему поручено было преподавание Церковной истории. Еврейский язык у нас не пользовался особенным вниманием; однако ж я успел усвоить начатки этого священного языка под руководством профессора Смирнова. Между тем в 1838 году, по ходатайству Владимирского епархиального начальства, разрешено было Св. Синодом построить в селе Иванове единоверческую церковь , вторую уже после Дуниловской. В этой ново-устроенной церкви, по приглашению прихожан, перешёл из Дунилова мой зять, пономарь В. А. Левашов, обладавший хорошим басистым голосом и умевший твёрдо петь по старинной крюковой ноте, не говоря уже об отчётливом знании церковного устава и всех обычаев и порядков единоверческой общины. С этого временя для меня открылось новое место убежища. В декабре писал я в Горицы к о. Василию Сапо- —133— 1839 г. ровскому и по обычаю приветствовал его с праздником Рождества Христова и новым (1839-м) годом, сообщая ему при этом о Владимирских новостях.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Следующая перестройка была проведена с 1890 по 1894 года тщанием церковного старосты Ивана Павловича Ершова на собственные его средства. Расширены два придела храма: Сергиевский холодный до 12 сажен в длину и 3-х сажен 2,5 аршина в ширину, а Владимирский теплый — на 2 сажени 8 вершков в длину. Устроены 2 новые печи и новые чугунные полы во всех приделах. Пристроена вместительная каменная палатка для церковной утвари, ризницы и книг. Устроен новый резной иконостас с изящной работой для Сергиевского придела, и в нем поставлен новый престол. Во всём холодном храме иконы, утварь церковная, как-то: подсвечники, паникадила, облачения и т.п. – поправлены и большею частью заменены новыми, более ценными. Иваном Ершовым также были пожертвованы жемчужные ризы на икону Владимирской Божией Матери небольшого формата, стоящие не менее 100 рублей. На все эти крупные работы, вместе со многими мелкими, церковным старостой затрачено своих средств около 20 тысяч рублей. После проведения всех работ 5 июня 1894 года были освящены в храме во имя святителя чудотворца Николая атласный антиминс архиепископом Сергием, и в тот же день архиепископом Сергием — в правом приделе во имя Сергия Радонежского освящён шёлковый жёлтый антиминс. Этот день празднуется как храмовый (годовой) праздник во Взорнове и поныне, хотя церкви уже нет. Зарождение Ново-Взорнова Священнослужителям для «прокормления» была предоставлена земля в округе, которую они сдавали в аренду под пашню, под покос, однако доход от такого предпринимательства был очень маленький. А народ в Шуе только прибывал: рабочие места постоянно дополнялись в связи с открытием новых фабрик, и спрос на землю становился очень большим. Взорновские священнослужители в рамках закона, изучив опыт других, тоже решили сдать землю под постройки. Для этого необходимо было составить план будущего селения и предоставить его на утверждение губернатору, что и было сделано. Одними из первых поселенцев Ново-Взорново были Василий Евлампиевич Шалин, шуйский мещанин Иван Андреевич Миронов, крестьянин деревни Горлицыно Якиманнской волости Иван Кириллович Скотников, крестьянин д. Пантелеево Дуниловской волости Яков Васильевич Балашов, крестьянка д. Милюковка Сергеевской волости Афросинья Егоровна Плетнева, крестьянин д. Пахтино Семеновской волости Федор Ефимович Пухов, крестьянка д. Боршево Родниковской волости Марья Николаевна Мохова, крестьянка д. Павлюково Афанасьевской волости Мария Парфентьевна Бурлакова, крестьянин д. Аистово Василий Баландин. Впоследствии это улицы 1-6 Взорновские.

http://sobory.ru/article/?object=56157

0  p уб. Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Том XVI — Магазин 1 шт 1000.00  p уб. 2 шт 2000.00  p уб. 3 шт 3000.00  p уб. В 16-й  том «Православной  энциклопедии», опубликованный в 2008 г., вошли статьи на буквы «Д» и «Е» —  от «Дор» до «Евангелическая церковь союза». Всеготом содержит 320 богословских, философских, исторических, культурологических, страноведческих и церковно-искусствоведческих статей и материалов, связанных с историей Христианства, Русской Православной Церкви, других Поместных Православных Церквей и различных конфессий. В том включены специально составленные для издания подробные карты, отражающие церковную историю, более 450 иллюстраций. Главная особенность 16-го тома – фундаментальная статья «Евангелие». В ней говорится о Благой вести (Евангелии), возвещенной Иисусом Христом, о наступлении Царства Божия и спасении человеческого рода от греха и смерти, являющейся основным содержанием проповеди Христианской Церкви. Тема эсхатологии представлена в разделах о пришествии Царствия Божия в будущем и настоящем, о сущности Царствия Божия, образе будущего мира. Обширно представлена евангельская этика: покаяние, неупование на свою праведность, отношение к ветхозаветному закону и заповедям. В том вошла обширная статья «Душа». Душа вместе с телом образует состав человека, будучи при этом самостоятельным началом. Бессмертная душа человека заключает образ Божий и возможность богоподобия, которые получается как дар Божий вместе с бытием. Из исторических статей наиболее примечательны – «Древняя Русь», «Древняя Греция» и «Древний Рим». В статьях дана исчерпывающая информация об истории, археологии (в томе присутствует отдельная статья «Древней Руси археология»), религии, культуре данных государств. Статья «Дохиар» рассказывает о древнем, афонском, мужском, общежительном монастыре, посвященном св. Архангелам Михаилу и Гавриилу. Он расположен на южном побережье полуострова Афон (Святая Гора — Айон-Орос). В статье рассказывается о его истории, архитектуре, библиотеке. В статьях, посвященных чудотворным иконам Божией Матери («Достойно есть», Дубенская (Дубицкая) Красногорская, Дубенская Острожская, Дубовичская, Дуниловская Казанская), даны описания икон, история их прославления и бытования. Впервые на русском языке в столь полном объеме изложен материал об известнейших деятелях христианского мира — Дорофее Газском и Евагрии Понтийском. В этом томе большое число персоналий, посвященных отечественным и зарубежным духовным и светским деятелям, хронологически включающих и современный период.  В их числе и статья «Достоевский».

http://pravenc.ru/shop/657818/

— Ничего удивительного. Вы, скорее всего, и в самом деле видели ее вчера! — улыбается Андрей. — Внешний вид церкви в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи прекрасно известен каждому россиянину: он изображен на оборотной стороне 1000-рублевой купюры. Этот храм возведен в Толчковской (кожевенной) слободе исключительно «мирским строением» (то есть на народные пожертвования), и он поистине уникален. Единственная в России 15-главая церковь объединяет в своем сказочном декоре и московский, и северный, и поволжский, и восточный архитектурные мотивы. Посмотрите, как «играют» здесь общий треугольный абрис церкви и устремленная ввысь доминанта колокольни! Илл.3. Рассвет на Ильинском лугу с птицами (Суздаль). Фото Николая Сапронова      К сожалению, сегодня расположенная совсем недалеко от центра города Предтеченская церковь затерялась среди полузаброшенных промзон. Богослужения здесь проводятся лишь единожды в году — на престольный праздник, а с мая по октябрь она действует как зал Ярославского государственного музея-заповедника (тут в убранстве демонстрируются Царские врата и росписи). В холодное время года церковь закрыта. И многочисленные туристы вряд ли догадываются, что ставший с подачи Банка России одним из символов страны храм находится буквально в паре километров от исхоженных маршрутов... Однофамилец Андрея — менеджер IT-npoekmob Сергей Ершов — пару лет назад для широкой аудитории открыл другой вид — панораму двух монастырских ансамблей в излучине реки Тезы в селе Дунилове, что в Шуйском районе (Илл.2). «После этого сюда начались настоящие фотопаломничества, — рассказывает Сергей. — Чем хорош этот вид? Это настоящий русский пейзаж: широкий изгиб неспешной реки, просыпающееся в тумане солнце и храмы (числом больше десяти, если считать церкви слившейся с Дуниловым соседней деревни Горицы). Половина их, к сожалению, разрушена... В этом кадре у меня уместились две обители: действующий женский Успенский Дуниловский монастырь и недействующий старинный Благовещенский». Илл.4. Нило-Столобенская пустынь. Фото Юрия Кравцова     

http://pravoslavie.ru/93744.html

24 Царь Иван Васильевич мог раздавать земли в таких размерах беспрепятственно и во вновь покоренных краях и в старых Московских владениях, ибо при свободном переходе крестьян и при зависимости их не столько от землевладельцев, сколько от своих общин, права крестьян почти нисколько не нарушались при переходе земель из одного владения в другое. 26 Так, на примере, писцовая Новгородская книга 1582 года, описывая запустелые имения в Климецком погосте, в итоге заключает: «А запустели те деревни до войны от хлебного недороду и от поветрия» (с. 3). Или в другом месте та же книга запустение имений приписывает смерти или удалению помещиков; так в описании Спасского погоста на Оредежи об одном запустелом имении сказано: «А Гридя да Иван (помещики) померли тому 30 лет, а их поместье запустело от тех же мест». Или о другом запустелом имении: «А Иван (помещик) то поместье покинул, а сам съехал к Москве тому лет 12 лет, а поместье запустело от тех же мест» (с. 6). Та же писцовая книга в разных местах упоминает о целых волостях и погостах сженых и воеванных и вообще запустелых от войны. Или одна правая грамота 1561 года свидетельствует, что деревни иногда пустели от нехозяйства землевладельцев; в грамоте истец говорит на суде: «И Некрас, господине, живучи в той вотчине, да те деревни запустошил; и как господине, Некрас постригся, а те деревни пусты» (Акты, отн. до юрид. быта. С. 219). Или еще правая грамота 1571 года указывает, что даже крестьяне своеземцы продавали или оставляли свои земли от тяжести податей и повинностей и вообще волостных разрубов; в грамоте сказано: «Се яз Елизарей Федоров сын, да яз Павел Анкидинов сын отступилися есми Тимофею да Гаврилу Барсану Сельвестровым летом великого князя земли, а своего владенья, половины своего жеребья... а неизмогли есмя В. князя службы служите и дани давати и всяких разрубов земских» (АЮ. 23). 27 Так в 1579 году сельский приказчик с крестьянами Покровского девичьего монастыря жалуется на приказчика Дуниловских государевых деревень, что он с государевыми крестьянами напал многолюдством на монастырское село Хрепелево, пограбил его и увез с собою двух монастырских крестьян (АЮ. 46).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Belyaev/k...

Пока строилась и украшалась каменная церковь Успенская, богослужение совершалось в другой деревянной церкви, во имя Покрова Пресв. Богородицы, – когда построенной, не знаю. В этой-то церкви мне нередко случалось бывать при богослужениях, когда я в детстве по временам гостил у своей сестры Марии Михайловны, бывшей в замужестве, как выше было сказано, за пономарем этой церкви. Мне очень памятно, как помянутый выше попечитель, старик Балин подходил ко мне и допрашивал, каким крестом я молюсь, и как некоторые ревнивые старухи воспрещали мне в одно с ними время творить поклоны. На том месте, где ныне находится единоверческая церковь , существовала мужская Успенская пустынь, известная в народе под именем Воробьевой. Она основана в XVII веке боярином Лопухиным и в 1764-м году 10 упразднена, а утварь перенесена была в Дуниловскую Благовещенскую церковь . При Успенской единоверческой церкви по штату положены священник, диакон, причетник, и сверх штата был вольнонаемный уставщик. Из многочисленного Дуниловского духовенства многие, если не большая часть семейств, доводились нам в более или менее близких родственных отношениях. Так, у моей бабушки Анны Васильевны было две родных сестры, из коих одна, Стефанида Васильевна, была в замужестве за священником единоверческой церкви о. Козьмой Васильевичем, а другая за причетником Покровской церкви Алексеем Васильевичем. У Стефаниды Васильевны было три дочери, из коих две были в замужестве в Костромской епархии, а третья, болезненная, умерла девицей. У Татьяны Васильевны было три сына: Платон, Козьма и Петр. Петр с молодых лет жил в Казани у дяди своего, священника, в последствии протоиерея, Иакова Ивановича Семенова, магистра 2 курса Московской Д. Академии, и там, окончив курс семинарии, получил священническое место. Я раз только видел его, когда он, по окончании курса семинарии, приезжал на родину повидаться с матерью и братьями. Другие два сына были причетниками при Покровской церкви в Дунилове. Их почему-то, не знаю, называли лапчатыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009