Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДУБЕНСКАЯ ОСТРОЖСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Дубенская Острожская икона Божией Матери. Литография из ж. " Русский паломник " . 1889 г. Дубенская Острожская икона Божией Матери. Литография из ж. " Русский паломник " . 1889 г. Дубенская Острожская икона Божией Матери (день празд. неизв.), чудотворный образ, семейная святыня дома князей Острожских. Кн. Константин Константинович (1527/28 - 8 февр. 1608), отстаивавший права правосл. общин на Волыни, вложил этот образ в построенный прадедом Василием Федоровичем, по прозванию Красный (?-1461), Спасо-Преображенский муж. мон-рь в г. Дубно (совр. Ровенская обл., Украина). В 1630-1631 гг. мон-рь стал униатским, затем приписан к Дерманскому Свято-Троицкому мон-рю (был униатским в 1720-1796), в 1812 г. упразднен. Все это время икона находилась в построенном в 1540 г. кн. Константином каменном Спасо-Преображенском соборе, к-рый после упразднения мон-ря стал приходской церковью. С 60-х гг. XIX в. история Д. и. была связана с Крестовоздвиженским монастырем в Дубно, также основанным князьями Острожскими. В нач. XIX в. по причине запустения он был приписан к собору свт. Николая в Дубно. При еп. Антонии (Павлинском; с 1862 архиепископ), управлявшем Волынской и Житомирской епархией в 1860-1866 гг., началось возрождение мон-ря, в эти годы, при настоятеле иером. Модесте, туда перенесли Д. и. Единственная в то время дорога к расположенной в болотистой местности обители пролегала через кармелитский монастырь, насельницы к-рого использовали любой предлог для преграждения пути к правосл. святыне (в 1890 монастырь кармелиток был упразднен, его имущество перешло Крестовоздвиженскому мон-рю). 8 авг. 1890 г. в связи с посещением Дубно имп. Александром III Д. и. была перенесена в Никольский собор: «После завтрака, проездом через Дубно, Их Величества осматривали икону Божией Матери, подаренную в XVI в. Спасо-Преображенскому мон-рю князем Острожским» (900-летие Православия на Волыни: 992-1892. Житомир, 1892. Ч. 1. С. 554).

http://pravenc.ru/text/180512.html

Икона Дубенская (Красногорская) - описание Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Икона Дубенская (Красногорская) - описание Эта страничка относится к разделу   Икона Пресвятой Богородицы Дубенская (Красногорская) Во многих публикациях, посвящённых иконам Божией Матери, Дубенской иконой, празднование которой совершается в день Преполовения Пятидесятницы, называют образ, принадлежащий к семейным святыням знаменитого дома князей Острожских (Острозских). Эта икона была пожертвована князем Константином Острожским в Спасо-Преображенский монастырь, построенный его предками в городе Дубно на Волыне (сейчас Ровенская область). От названия города Дубно произошло и наименование иконы – ДУБЕНСКАЯ (http://pravicon.com/icon-469). На самом деле в праздник Преполовения Пятидесятницы Церковь чтит другой образ – Дубенский (Красногорский). Название этой иконы произошло от слова «дуб», так как образ Пресвятой Богородицы чудодейственно явился на дубе. Явление это произошло в Свято-Покровском Красногорском монастыре (ныне Черкасская область), отсюда и второе название иконы – Красногорская. После революции, в 1922 году, обитель разорили, значительную часть святынь передали в Черкасский музей. Осенью 1941 года в Свято-Покровском Красногорском женском монастыре возродилась монашеская жизнь. Явленная в ветвях дуба Дубенская икона и поныне является главной святыней обители. Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Статья опубликована участником [ tol ] 2012-05-30, последний раз редактировалась участником [ tol ] 2014-01-23. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Дубенская (Красногорская) " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-304

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Дубенская (Красногорская) " Описания иконы Описание иконы Дубенская Источник: Диск " Православный церковный календарь 2011 " издательства Московской Патриархии В Свято-Покровском Красногорском женском монастыре (Черкасская область, Украина) хранится икона Пресвятой Богородицы, именуемая «Дубенской». Еще до начала XVII века (времени основания обители) здесь обосновался для пустынного монашеского жития, как повествует предание, некий инок-отшельник, выходец из Константинополя, поселившийся в этих местах по повелению явившейся ему в видении Божией Матери. Иконой, перед которой молился подвижник, стало вырезанное им на коре дерева изображение образа Божией Матери «Корецкой», позже покрытое красками и облаченное в ризу. После разорения монастыря икона бесследно исчезла. Вскоре в этой же местности на дубе явилась другая икона Пресвятой Богородицы, получившая наименование «Дубенской». Она до сих пор является главной святыней Красногорской обители. Икона Дубенская (Красногорская) - описание Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Во многих публикациях, посвящённых иконам Божией Матери, Дубенской иконой, празднование которой совершается в день Преполовения Пятидесятницы, называют образ, принадлежащий к семейным святыням знаменитого дома князей Острожских (Острозских). Эта икона была пожертвована князем Константином Острожским в Спасо-Преображенский монастырь, построенный его предками в городе Дубно на Волыне (сейчас Ровенская область). От названия города Дубно произошло и наименование иконы – ДУБЕНСКАЯ (http://pravicon.com/icon-469). На самом деле в праздник Преполовения Пятидесятницы Церковь чтит другой образ – Дубенский (Красногорский). Название этой иконы произошло от слова «дуб», так как образ Пресвятой Богородицы чудодейственно явился на дубе. Явление это произошло в Свято-Покровском Красногорском монастыре (ныне Черкасская область), отсюда и второе название иконы – Красногорская. После революции, в 1922 году, обитель разорили, значительную часть святынь передали в Черкасский музей. Осенью 1941 года [...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: Изображение чудотворной иконы Пресвятой Богородицы Дубенского Красногорского монастыря (Икона " Богоматерь Дубенская " . Кон. XIX - нач. ХХ в. Материал, техника: дерево, бумага, литографическая печать. 18,7х16,5х1,0 см. Место создания: Россия. Азовский историко-археологический и палеонтологический музей-заповедник) Файл 35571.jpg:   Размер: 920x1024, 0.94 MPix, 383 Kb. Дата: 2021-07-17, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (35) , (1) .

http://pravicon.com/icon-99

управлял монастырем как настоятель (при Виталии - авторе перевода соч. «Диоптра мирозрительная, или Зерцало известное, указующее суету мира» Дубенский мон-рь стал центром полемики православных с католиками). Вероятнее всего, И. возглавлял Дубенский монастырь ранее Глеба и Виталия - в 90-х гг. XVI в., был настоятелем менее 10 лет. В кон. XVI в. кн. Константин Острожский щедро помогал Дубенской обители. 15 июня 1599 г. князь передал мон-рю часть доходов от с. Студянка с сенокосом, «острова Иванского става» Горбачин и Пантелеимон-Климент на р. Иква «с почвами, полями и огородами, которые лежат на сеножатях круг болот Горбачинских», с. Выгнанка и десятину урожая из сел Иванье и Знесенье. Великий пост кн. Константин Острожский обычно проводил в одном из островных монастырей в Дубно (Крестовоздвиженском или Преображенском) в монашеской одежде и по монастырскому уставу. И. поучал братию Дубенского мон-ря, подкрепляя словесные наставления собственным примером. По примеру своего покровителя кн. Константина Острожского преподобный заботился о распространении духовных и богослужебных книг. Насельники Дубенского мон-ря осуществляли переводы святоотеческих творений на церковнослав. язык. Как отмечено в Житии И., в Дубно святой «писанием книг церковных упражняшеся». Прп. Иов Почаевский в молении перед Почаевской иконой Божией Матери. Икона. Ок. сер. XIX в. (Почаевская лавра) Прп. Иов Почаевский в молении перед Почаевской иконой Божией Матери. Икона. Ок. сер. XIX в. (Почаевская лавра) По словам биографа И., все окрестные страны святому «стужаху... честию и похвалами». Тяготясь этим, преподобный решил искать новое место для подвигов. Кроме того, желанию И. покинуть Дубенский мон-рь могли способствовать действия кн. Константина Константиновича по примирению с униатами (см. Брестская уния 1596 г. ). И. тайно оставил Дубенский мон-рь и поселился в расположенном неподалеку Почаевском мон-ре. По мнению прот. А. Хойнацкого, это произошло ок. 1600-1602 гг., по мнению свящ. В. Левицкого - не позднее 1607 г., в любом случае - при жизни кн.

http://pravenc.ru/text/578150.html

Построение м-ря началось в 1859 г., под руководством игумена Берлюковской – Николаевской пустыни, о. Парфения, причем старинная церковь Спаса перенесена со всею утварью в черту м-ря. Ныне здесь находится училище на 40 – 50 учеников. Иеромон. Парфения, “Сказание о начале и настоят. положении Спасо-Преобр. Гуслицкого м-ря”, Москва, 1863 г.; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1859 г., 10 (основание); 1860 г., 14 (разрешено устроить часовню в СПб. между Гостин. двор. и Думою); 1884 г., 236 (училище); “Чтения в И. Общ. ист.”, 1877 г., I, Отд. 2, 259 (воспоминания архим. Пимена); “Церковн. вед.”, 1889 г., 49, прибавл., 1506 (о монастыр. школе); Григорович, “Обзор учрежд.правосл. м-рей 1764–1869 г.”, 112 (подробно изложен весь ход дела об устроении м-ря). 461. Спасо – Преображенский – Дубенский , мужской, ныне церковь на острове в гор. Дубно, Волынской губ. Основан кн. Острожскими в XV ст. Впоследствии монастырь был приписан к Дерманскому-Троицкому. В первой полов. XVII ст. обращен в унию и в 1812 г. упразднен. В Румянцов. Музее сохранилось рукописное евангелие 1539–1568 г., писанное иеромон. Арсением, бывш. игуменом м-ря. Оставшаяся ныне каменная церковь Преображения основана около 1540 г. кн. Константином Константиновичем Острожским. “Полн. собр. лет.”, II, 372 (о начале унии, игум. Василий 1596 г.); “Воен. стат. обозр. Волын. губ.”, 112, 123; “Акты Зап. Р.”, IV, 48 (Собор. гр. 1594 г. о церковн. братствах; игум. Дубенский Василий), 105 (Собор. гр. 1596 г. об оправдании Стефана Зизания; игум. Василий), 109 (Окруж. собор. гр. 1596 г. о низложении духов. лиц, не принявших унию; в числе их игум. Спасский Дубенский Василий); “Волын. епарх. в.”, 1867 г., 5 (сказано, что основан в 1517 г.); Батюшков, “Волынь”, 173 (изображение Дубен. иконы Божией Матери), объяснен. к рисункам 3 (эта древняя икона пожертв. м-рю князем К. К. Острожским); “Русск. истор. Библиот.”, II, 612, 166 (распросн. речи 1624 г. старца Гедеона, который пришел в Волынский повет в Дубенский м-рь св. Спаса, где и поставлен в дьяконы); “Архив юго-зап.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Псаломщик живёт в собственном доме об одной комнате, хоз. постройки гоже его собственные и уже ветхи. Так как Подборецкая церковь принадлежит к числу Дубенских по-базилианских церквей, то, как видно из указов Волын. дух. Консистории на имя протоиерея Лучицкого от 30 ноября 1848 года за 11,803, от 30 ……… 1849 года за 11,090, от 30 июня 1854 года за 5965, от 26 июля 1855 года за 5831 и от 27 августа 1855 года за 6763, церковь эта, вместе с другими по-базилианскими церквями, имеет для обеспечения следующий фундуш: 1) недвижимое имущество, приносящее годичного чистого дохода 1,634 руб. 7½ коп.; 2) в Государственном Коммерческом Московском Банке два капитала: один – в 30,000 рублей с ежегодными процентами в 1,200 рублей и другой – в 12,500 руб. с ежегодными процентами в 500 рублей; 3) в Волынском приказе общественного призрения капитал в 1,500 рублей, внесённый по распоряжению Волын. дух. Консистории в 1854 году казначеем Консистории Осипом Новоселецким в счёт доходов, поступивших в 1852 году с имений Дубенских по-базилиаиских монастырей. Указом Св. Синода от 9 сентября 1838 года доходы с имений этих церквей приказано обратить, за отделением некоторых частей, в жалованье причтам сих церквей, на приведение этих церквей к внешнему и внутреннему благоустройству, а также на устройство помещений для причтов этих частей. Но несмотря на такой фундуш и такое распоряжение Св. Синода, Подборецкая церковь, равно и причт её, терпят крайнее неудобство в материальном отношении. Кроме этого фундуша, общего всем по-базилианским церквам, Подборецкая церковь некогда имела следующий фундуш: 1) в 1592 году 8 апреля от князя Константина Константиновича Острожского надан лесок «Дубовец» монастырю Подборецкому, церковь которого ныне служит приходскою Вознесенскою; 2) в 1592 году 18 декабря подтверждено от того же князя право на тот же лесок и грунт; 3) в 1595 г. 8 марта дано право на вольное меливо чернецам этого монастыря в Дубенских мельницах; 4) в 1602 г. 25 мая дано право на свободную ловлю рыбы в Дубенском ставе и на рыбака; 5) в 1594 году 2 апреля дано тем же князем право на село Подборцы; 6) в 1825 году 31 октября дан декрет Волынского главного Суда 2-го Департамента, в котором паче прочего дозволено базилианскому Подборецкому монастырю из лесов княжеских Дубенских на отапливание двора из валежника на основании люстрационной выписки 1755 года 6 октября, заявленной в Луцких земских актах 1757 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

В Корецком ставропигиальном монастыре прошли торжества в честь Корецкой иконы Божией Матери «Споручница грешных» 1 июня 2018 г. 19:24 31 мая 2018 года в Свято-Троицком Корецком ставропигиальном женском монастыре прошли торжества по случаю праздника чудотворной иконы Божией Матери, именуемой «Споручница грешных», Корецкой (переходящее празднование в четверг 1-й седмицы по Пятидесятнице). Накануне праздника в обитель по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла прибыл председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству , наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры архиепископ Сергиево-Посадский Феогност . Всенощное бдение с акафистом возглавил митрополит Бориспольский и Броварский Антоний , управляющий делами Украинской Православной Церкви , а литию с исхождением из храма (по древней монастырской традиции) совершил епископ Дубенский Пимен , викарий Ровенской епархии . Высокопреосвященнейшему Антонию сослужили митрополит Тернопольский и Кременецкий Сергий , архиепископ Бучанский Пантелеимон , архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, архиепископ Городницкий Александр , архиепископ Львовский и Галицкий Филарет , епископ Фастовский Дамиан , епископ Дубенский Пимен и сонм духовенства. За всенощным бдением молился митрополит Ровенский и Острожский Варфоломей . Всю ночь перед чудотворным образом Божией Матери Корецкой совершалось молебное пение с чтением акафистов. В сам день праздника в Корецкой обители были совершены четыре Божественных литургии, за которыми пели воспитанницы Корецкого регентско-катехизаторского духовного училища, два сестринских хора и хор Почаевской духовной семинарии. Позднюю Божественную литургию возглавил митрополит Бориспольский и Броварский Антоний. Его Высокопреосвященству сослужили митрополит Ровенский и Острожский Варфоломей, митрополит Тернопольский и Кременецкий Сергий, митрополит Сарненский и Полесский Анатолий , митрополит Житомирский и Новоград-Волынский Никодим , митрополит Переяслав-Хмельницкий и Вишневский Александр , архиепископ Бучанский Пантелеимон, архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, архиепископ Городницкий Александр, архиепископ Львовский Филарет, епископ Фастовский Дамиан, епископ Дубенский Пимен.

http://patriarchia.ru/db/text/5213221.ht...

Однако убийство митр. Алексия 7 мая 1943 г. изменило планы. Позже на допросе в НКВД архим. Мефодий говорил: «Я начал бояться за свою жизнь, чтобы не убили меня, как владыку Алексия, и тогда решил уйти из монастыря в мае 1943 г. В селе помогал отцу и жил там до февраля 1944 г.» ( Кулик О., прот. Терниста дорога: шлях i пастирська дiяльhicmь apxiм. Meфoдiя (Cuбikobcьkoro), 1902-1978. Pibhe, 2014. С. 63). Новый настоятель Дерманского мон-ря архим. Варлаам (Цихоцкий) в 1943-1944 гг. состоял в подчинении Ровенско-Кременецкой епархии Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ). В газ. «Православная Русь» сообщалось, что весной 1943 г. были убиты сопротивлявшиеся автокефалистам клирики Автономной УПЦ: свящ. Георгий Иваницкий из с. Пелча Дубенского р-на, свящ. Мелетий Рыжковский из с. М. Мощаница Здолбуновского р-на, прот. Евгений Мержвинский из с. Вел. Мощаница Здолбуновского р-на (1943. 7/8. С. 15). Названные клирики, а также диакон из с. М. Мощаница Анатолий Малевич погибли от рук бандеровцев (Книга скорботи Украïни: Pibhehcьka обл. Pibhe, 2003. Т. 2: Дeмuдibcьkuй, Дубровицький, Здoлбyhibcьkuй райони). На территории Острожской и Сарненской епархии в 1944 г. были убиты свящ. Мефодий Чуйковский (с. Рудка Демидовского р-на Ровненской обл.), прот. Петр Жижкевич с матушкой (с. Иванье Дубенского р-на), прот. Серафим Молчановский (с. Рачин Дубенского р-на), прот. Алексий Прибытовский (с. Смордва Млиновского р-на), прот. Михаил Цыбульский (с. Мирогоща Дубенского р-на), свящ. Иоанн Тарнавский (с. Глинск Здолбуновского р-на), свящ. Михаил Мокринский (с. Пляшева Радивиловского р-на) и др. По-видимому, в гибели большинства священников виновны бандеровцы; прот. Алексий Прибытовский убит сотрудниками НКВД (согласно отчетам о спецоперациях НКВД). После освобождения Волыни от нем. оккупации в 1944 г. была восстановлена Волынская епархия РПЦ, в которую вошла территория Острожско-Сарненской епархии. 10 апр. 1990 г. от Волынско-Ровенской епархии отделена Ровенская и Острожская епархия .

http://pravenc.ru/text/2581685.html

Княгиня Гальша Острожская Знаменитая Гальша (Эльжбета) Острожская, племянница князя Василия-Константина, была самой богатой и самой желанной невестой Речи Посполитой. За обладание ее рукой велись настоящие домовые войны, о которых мы вкратце немного расскажем, но богатство ее, знатность рода и прочие атрибуты благополучия не принесли ей, как ни парадоксально, личного счастья. Она прожила очень недолго – всего 43 года, и умерла в Дубно то ли от черной меланхолии, то ли от психического расстройства, в одиночестве, несмотря на то, что трижды побывала замужем: «В последние годы своей жизни княгиня страдала от глубокой депрессии» (Википедия). Гальша-Эльжбета вошла в историю и прославилась не просто несметными сокровищами и грунтами, и не только своей невероятной по приключениям и перипетиям недолгой жизнью, но прежде всего тем, что основала в Остроге знаменитую академию, куда съехались со всей Европы выдающиеся ученые, поэты, мыслители и писатели. Первым ректором академии был Герасим Смотрицкий, преподавали здесь такие известные люди, как Демьян Наливайко, Василий Суражский, Кирилл Лукарис, Ян Лятос (Лятош), Иван Княгиницкий, полемист с униатами Клирик Острожский и прочие. Здесь в 1581 году впервые была подготовлена и напечатана первая полная церковнославянская Библия, нареченная по месту и по фамильному прозвищу меценатов Острожской. Это масштабное по тиражу и объему издание, напечатанное книгопечатником Иваном Федоровым, было одной из главных целей основания типографии, так как оно должно было стать культурным противовесом польской католической экспансии. Гальша Острожская была самой богатой и самой желанной невестой Речи Посполитой К типографии в Остроге самое непосредственное отношение имел и преподобный Иов Почаевский, который до переселения в Почаев в 1604 году более 20 лет был насельником Дубенского Крестного монастыря и духовником князя Василия-Константина. Под его попечительством переводились и издавались здесь труды отцов Церкви. После отъезда Ивана Федорова во Львов в 1582 году Острожская типография продолжила свою работу.

http://pravoslavie.ru/153912.html

И якоже в неяком зерцале всяк хотяй усмотритися, мирский и духовный, священный, инок, пустынножитель, в тесноте и в свободе живый, велик и мал, богат и убог, благороден и злороден, в добродетели и в злобе живый, вся обрящет яже не по чину души его слагаемая, и аще всхощет помощию Божиею обозревыйся в сем духовном зерцале, удобь превратен на исправление спасепых ему будет. В истину бо не туне прием имя священный сей муж Великий Василий, но от действа вещь, от исполнения заповедей Христовых, о них же рече Христос: иже убо сотворит и научит, сей велий наречется в царствии небеснем. Исполни бо сей и весь причтеся духу, и весь нераздельно душею и телом, сердцем и умом и языком девственник суще, живо принесеся на жертву живому и невещественному Богу» 154 . Назначая книгу св. Василия Великого о постничестве для людей всех классов и состояний, князь Острожский прежде и более всего имел в виду монашествующих и старался подчинить их, в своих владениях, общежительному уставу св. Василия Великого , с совершенным устранением пустынножительства или скитского жития 155 . Еще в 1592 году, следовательно до издания книги св. Василия Великого , в Дубенском Спасском монастыре введено было князем Острожским общежитие, «по законоположению св. Василия Великого », и предположено было устроить таким же образом и женский Дубенский монастырь. «Монастырю св. Спаса, – пишет князь Острожский, – мы придали также и весь грунт Дубовец, находящийся против того монастыря (на другой стороне р Иквы), на житие мнишком (монахиням), для которых мы повелели построить монастырь; а до того времени мы позволили им, если кто из них захочет «пустынствовать», иметь скиты в Обговском лесу» 156 . В 1599 году, по всей вероятности, преобразован был, по уставу св. Василия Великого , и Дубенский Крестовоздвиженский монастырь, так как в этом году князь Острожский записал этому монастырю «Остров Честнаго Креста, Горбачин и Пантелимон – Климент с грунтами, полями и огородами, лежащими на лугу у болот Горбачинских и реки Ивановской, на которых расположена Выгнанка» 157 .

http://azbyka.ru/otechnik/Iov_Pochaevski...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010