Княгиня Гальша Острожская Знаменитая Гальша (Эльжбета) Острожская, племянница князя Василия-Константина, была самой богатой и самой желанной невестой Речи Посполитой. За обладание ее рукой велись настоящие домовые войны, о которых мы вкратце немного расскажем, но богатство ее, знатность рода и прочие атрибуты благополучия не принесли ей, как ни парадоксально, личного счастья. Она прожила очень недолго – всего 43 года, и умерла в Дубно то ли от черной меланхолии, то ли от психического расстройства, в одиночестве, несмотря на то, что трижды побывала замужем: «В последние годы своей жизни княгиня страдала от глубокой депрессии» (Википедия). Гальша-Эльжбета вошла в историю и прославилась не просто несметными сокровищами и грунтами, и не только своей невероятной по приключениям и перипетиям недолгой жизнью, но прежде всего тем, что основала в Остроге знаменитую академию, куда съехались со всей Европы выдающиеся ученые, поэты, мыслители и писатели. Первым ректором академии был Герасим Смотрицкий, преподавали здесь такие известные люди, как Демьян Наливайко, Василий Суражский, Кирилл Лукарис, Ян Лятос (Лятош), Иван Княгиницкий, полемист с униатами Клирик Острожский и прочие. Здесь в 1581 году впервые была подготовлена и напечатана первая полная церковнославянская Библия, нареченная по месту и по фамильному прозвищу меценатов Острожской. Это масштабное по тиражу и объему издание, напечатанное книгопечатником Иваном Федоровым, было одной из главных целей основания типографии, так как оно должно было стать культурным противовесом польской католической экспансии. Гальша Острожская была самой богатой и самой желанной невестой Речи Посполитой К типографии в Остроге самое непосредственное отношение имел и преподобный Иов Почаевский, который до переселения в Почаев в 1604 году более 20 лет был насельником Дубенского Крестного монастыря и духовником князя Василия-Константина. Под его попечительством переводились и издавались здесь труды отцов Церкви. После отъезда Ивана Федорова во Львов в 1582 году Острожская типография продолжила свою работу.

http://pravoslavie.ru/153912.html

VI. Дубенский уезд 314 Дубенский уезд лежит в западной части Волынской епархии. Границами его служат уезды: на севере – Луцкий и Владимирский, на востоке – Ровенский и Острожский, на юге – Кременецкий, а на западе – Австрийская империя (Галицкая Русь). Пространство, занимаемое этим уездом, имеет вид почти правильного квадрата 315 . В гражданском отношении Дубенский уезд делится на 3 стана, из коих – 1-й стан имеет квартиру станового пристава в м. Варковичах и обминает волости – Дубенскую, Судобичскую, Варковичскую, Мизочскую, Будеражскую и Дубенско-Чешскую; 2-й стан имеет квартиру станового пристава в м. Олыке и обнимает волости – Млыновскую, Малинскую, Олыкскую, Ярославичскую и Княгининскую; и 3-й стан имеет квартиру станового пристава в м. Берестечко и обнимает волости – Берестечскую, Теслуговскую, Крупецкую, Боремельскую и Вербовскую. Всех волостей в уезде – 16. Кроме того, уезд этот длится на 2 мировых участка, из коих – 1-й мировой участок имеет квартиру мирового Посредника в г. Дубно и обнимает весь 1-й стан и 3 волости 2-го стана (Млыновскую, Малинскую и Олыкскую); и 2-й мировой участок имеет квартиру мирового Посредника в с. Бильче и обнимает две волости 2-го стана (Ярославичскую и Княгининскую) и весь 3-й стан. В епархиальном отношении уезд этот делится на 5 благочиннических округов. Городской благочиннический округ Дубенского уезда Церкви этого округа расположены в самом г. Дубно, а также в окрестных сёлах, лежащих в расстоянии от 3 до 24 вёрст от него. Благочинным состоит настоятель Дубенского собора протоиерей Иоанн Михайлович Канашинский (с 1881 года 18 июля). Уездный город Дубно Город Дубно лежит при р. Икве, под 50°25 северной широты и под 43°23 восточной долготы, в расстоянии от Житомира 229¾ вер., от СПб. 1,307 вер., от Москвы 1,203 вер., от ближ. приходских сёл: Иванья 7 вер, Каменицы 6 вер., Подборец 3 вер., Погорелец 6 вер., Страклова 4 вер. и Хорупаня – 8 вёрст. Город этот с трёх сторон окружён болотами. Он живописно раскинут на равнине, которая прилегает к реке Икве, образующей здесь два, находящиеся на двух противоположных концах города, острова – Преображенский и Крестовоздвиженский, – так названные по имени существовавших здесь монастырей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

О. в. было учреждено 1 окт. 1840 г. (после упразднения в 1828 униат. Луцкой епархии), местом пребывания Острожских епископов были Почаевская в честь Успения Пресвятой Богородицы лавра (до 1843), Житомир (1843-1860, 1916-1919), Дерманский Свято-Троицкий муж. мон-рь в Дубенском у. (см. Святой Троицы женский монастырь в с. Дермань) (1860-1873, 1915-1916), г. Кременец (ныне Тернопольской обл., Украина) (1873-1902). Острог стал центром вик-ства по причине того, что здесь находились правосл. Преображенский муж. мон-рь, при к-ром в 1796-1821 гг. располагалась Волынская семинария (после уничтожения обители пожаром семинария переведена в мест. Аннополь Острожского у.), и Волынская консистория (переведена в Житомир в 1843). После перехода в 1822 г. из унии в Православие Дерманского мон-ря в нем в 1833 г. было организовано уездное ДУ вместо ранее существовавшей униат. псаломщицкой школы. Уч-щем руководил настоятель мон-ря архим. Иерофей (Лобачевский), в 1845 г. хиротонисанный во епископа Острожского. В 1877 г. уч-ще переведено в мест. Клевань Ровенского у. Позднее в Дермани действовала псаломщицкая школа под руководством Острожских епископов, в 1920 г. переведенная в кременецкий в честь Богоявления монастырь . Острожский еп. Антоний (Флоренсов) наблюдал за состоянием Волынской ДС (в 1836-1902 находилась в Кременце), управлял Дерманским мон-рем, опекал Волынское епархиальное жен. уч-ще, острожское Кирилло-Мефодиевское братство. Острожский еп. Гавриил (Воеводин) являлся настоятелем житомирского Богоявленского мон-ря, ректором Житомирской пастырской семинарии. Под его управлением в церковном отношении состояли Дубенский и Острожский уезды. 5 сент. 1913 г. он освятил рядом с Дерманским мон-рем новое здание Волынской Феодоровской епархиальной церковно-учительской семинарии - единственного в епархии учебного заведения для подготовки учителей церковноприходских школ (семинария открылась в Дермани в 1906). Острожский еп. Аверкий (Кедров) в 1915-1919 гг. являлся настоятелем Дерманского Свято-Троицкого мон-ря, однако из-за военных действий жил в житомирском Богоявленском мон-ре. Под управлением викария с 1916 г. состоял основанный в 1910 г. Пляшевский Георгиевский скит, являвшийся первоначально отд-нием Почаевской лавры и получивший в 1916 г. статус самостоятельного мон-ря в непосредственном подчинении Волынско-Житомирской епархии. По благословению Острожских архиереев в ведении Пляшевской обители были основаны Иовский скит в с. Рудня-Почаевская Дубенского у. (1913), скит св. Гавриила Заблудовского (Белостокского) в с. Крыжи Кременецкого у. (1916) и Почаево-Богородичный скит в мест. Здолбуново Острожского у. (1914). Делалась попытка открыть в 1916 г. скит в с. Липки (ныне Гощанского р-на Ровненской обл.), скит был создан позднее - в 20-х гг. XX в.

http://pravenc.ru/text/2581685.html

28-е † Преставление преп. Иова Почаевского Преп. Иов, в крещении Иоанн, сын православных родителей из Покутья, прозываемых Железо 343 , полагал начало подвижнической жизни в Угорницком Спасском монастыре, одном из Карпатских. Сюда поступил он 10 лет и спустя два года пострижен был в монашество. – Возрастая послушанием, чистотой и кротостью в жизни духовной, он утешал друзей благочестия жизнью своею. Здесь же удостоился он, против воли своей и по воле настоятеля, сана священства, что было конечно не прежде, как на 30 году жизни его. В сане священства Иов удвоил ревность свою к подвижничеству. Известность добродетелей его разносилась по Украине. По любви к благочестию и чистой вере, кн. Константин Константинович Острожский, узнав о духовной твёрдости его, выпросил его у горняцкого игумена для должности настоятеля Дубенской обители своей 344 . Дубенский крестный монастырь расположен был на острове, омываемом с трёх сторон рекой, близ г. Дубно. Благочестивый князь с тем вызвал блаж. Иова в свою обитель, чтобы поддержать искреннее благочестие в иноках обители, среди разливавшейся порчи нравов, растлеваемых папизмом. Кн. Константин, при всём том, что владел огромным богатством, старался жить по уставу православной Церкви, в великий пост вкушал хлеб с водой и занимался только молитвой. Для поддержания православия содержал он училища, издавал книги, – как то: Библию, творения Василия В. и другие. Но папизм незримо портил людей. Вот явилась и уния – проводник растлевающего папизма. Пока жив был князь, он, сколько мог, охранял православие даже за пределами своих владений. Но в 1608 году он умер. Униат Поцей, сперва епископ Владимирский, потом митрополит, поступал с православными как палач. Иезуиты, наставники его, поступали ещё жесточе. По их наставлениям, недостойный, полупомешанный сын великого отца, кн. Януш Острожский стал фанатиком папизма: в 1615 г. через иезуитов лишил он наследства племянников своих, князей Константина и Ивана, за то, что не согласились они быть папистами.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КРЕМЕНЕЦКАЯ ЕПАРХИЯ на Зап. Волыни, существовала в 1922-1944 гг.: в 1922-1940 гг. Волынская и Кременецкая епархия (в 1924-1939 в Польской автокефальной Православной Церкви (ПАПЦ), в 1939-1940 в экзархате зап. областей Украины и Белоруссии РПЦ), в 1940-1941 гг. упразднена, в 1941-1943 гг. Волынская, Житомирская и Кременецкая митрополия Автономной УПЦ, в апр. 1943 - февр. 1944 г. Кременецкая и Дубенская епархия Автономной УПЦ, в февр.-мае 1944 г. в Украинском экзархате РПЦ. Епархия возникла на зап. территориях бывш. Волынской губ., вошедших во 2-й пол. 1919 г. в состав Польши (закреплены Рижским мирным договором 18 марта 1921), на основе полусамостоятельного Кременецкого викариатства Волынско-Житомирской епархии. К. е. располагалась в границах Волынского воеводства Польши (современные Волынская, Ровненская области, сев. часть Тернопольской обл. Украины). Епархия существовала до 23 мая 1944 г., когда была восстановлена самостоятельная Волынская и Луцкая кафедра. С 23 мая 1944 по 14 февр. 1945 г. Кременецкая кафедра функционировала как Кременецкое викариатство Волынской епархии. 1918-1934 гг. С нояб. 1918 г., после капитуляции Германии в первой мировой войне, на Зап. Волынь начало возвращаться местное население, эвакуированное в 1914-1915 гг. на восток Волыни, в Подолье и на Киевщину. В 1920 г. на Волыни в пределах Польского гос-ва оказались 1 061 842, т. е. 2/3 проживавших в Польше, православных. Не позднее весны 1919 г. в Кременец вернулся из занятого большевиками Киева викарий Волынско-Житомирской епархии Кременецкий еп. Дионисий (Валединский) , ставший единственным действующим епископом на Зап. Волыни. На базе Кременецкого вик-ства, имевшего в 1919-1920 гг. полусамостоятельный статус, сформировалась К. е. Решение о создании Волынско-Кременецкой епархии в границах Волынского воеводства Польши принял Собор епископов Польской Церкви, прошедший в Варшаве 24-30 янв. 1922 г. По решению Собора действовавший при еп. Дионисии в 1919-1922 гг. Волынский епархиальный совет был преобразован в Волынскую консисторию. Т. о., к 1922 г. Волынская и Житомирская епархия, существовавшая в Российской империи (см. в ст. Житомирская и Новоград-Волынская епархия ) и к 1914 г. насчитывавшая 1200 приходов, оказалась разделена на 2 епархии - на территории Польши (К. е.) и в Украинской ССР (Волынско-Житомирская). К. е. включала 665 приходов, ее территория состояла из бывших Кременецкого, Дубенского, Ровенского, Луцкого, Владимир-Волынского, Ковельского уездов, большей части Острожского у. (с 1925 Здолбуновский повят). Территория Волынско-Житомирской епархии включала Житомирский, Новоград-Волынский, Овручский, Изяславский и Староконстантиновский уезды, часть Острожского у.

http://pravenc.ru/text/2458999.html

Исаия, митрополит Киевский и Галицкий (Копинский-Борисович) Воспитанник Острожской школы, оплота Православия в Западнорусском крае. Пострижен в монашество в Киево-Печерской лавре. 14 октября 1615 года перешел в новооснованный Братский Богоявленский училищный монастырь и организовал там общежитие. Состоял старшим иеромонахом монастыря и был первым ректором православного училища. С 1616 года – настоятель Киевского Межигорского Спасо-Преображенского монастыря. В то же время принял на себя заботу об устроении вновь основанного Густинского Троицкого монастыря. В 1619 году, оставаясь настоятелем Межигорского монастыря, основал недалеко от города Прилук Дубенский Спасо-Преображенский Мгарский монастырь. 6 октября 1620 года хиротонисан во епископа Перемышльского. Хиротония совершалась Иерусалимским патриархом Феофаном в Киево-Братском монастыре при пении патриаршего монаха тайно, ночью, из опасения насилия со стороны поляков. По причине недоброжелательства поляков на епархию не прибыл. С 1628 года – архиепископ Смоленский и Черниговский. Непризнанный польским правительством, проживал в заднепровских монастырях. 18 ноября 1631 года избран митрополитом Киевским. Ввиду различных затруднений поселился в Киево-Михайловском монастыре. В 1632 году представителями православных на сейме, избравшем королем Владислава IV, был отстранен от митрополии и переведен в Киево-Печерскую лавру, а на митрополию был избран Петр (Могила , † 1646). Скончался 30 октября 1640 года (по другим источникам, в 1634 году). Погребен в Киево-Печерской лавре. Современники называли митрополита Исаию «богомысленным мужем», М. В. Толстой – «подвижником с молодых лет до гроба». 14 лет провел он в Антониевой пещере и был ее настоятелем. Впоследствии в Ладинском скиту, где была игуменией его сестра Александра, он вместе со своим послушником Геннадием выкопал своими руками пещеру и подолгу жил там. Во епископа он был посвящен почти одновременно с Иовом (Борецким, † 1631), получившим сан митрополита. Вместе с ним и другими епископами святитель перенес все ужасы тяжелого гонения, воздвигнутого на них иезуитами и униатами. Основанное им духовное училище, подобно другим православным училищам, было разгромлено, церковь разграблена, братство рассеяно, ученики и учителя умирали в истязаниях. Сам епископ Исаия, как и митрополит Иов, был объявлен изменником и скрывался вдали от своей епархии. И хотя в дальнейшем обвинение в измене было с них снято, однако польское правительство не признавало прав митрополита Исаии, его не допускали в епархиальный город, и он лишь издали управлял своей паствой.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Преподобный Иов Почаевский родился в 1551 г. на Покутье в Галичине (ныне: Львовская обл. неподалёку от г. Коломыя) в благочестивой семье Ивана и Агафьи Железо. Согласно Житию преподобного, написанного преп. Досифеем, известно, что в возрасте 10 лет Иван Железо пришёл в Угорецкий Спасо-Преображенский монастырь в Карпатах, где через два года был облечён в малую схиму с именем Иова в честь праотца Иова Многострадального. Много позднее (очевидно, незадолго перед кончиною) преподобный принял и великую схиму (точная дата неизвестна). При новом пострижении ему вернулось первоначальное имя — Иоанн, но в Почаевской традиции и в святцах он так и остался Иовом, с чём, очевидно, связывалось его глубочайшее смирение и долготерпение, оставившее значительный след в судьбах западнорусской святости (не даром его память наравне с преставлением и перенесением мощей празднуется также и в день памяти прав. Иова Многострадального — 19 мая нов. ст.). В возрасте 30 лет преподобный Иов принял священный сан. Услышав о добродетелях Угорецкого иеромонаха, воевода Киевский князь Константин Константинович Острожский, известный своим покровительством православному просвещению на Волыни, пригласил преп. Иова в свой патрональный Дубенский монастырь (г. Дубно), где преподобный был вскоре поставлен игуменом. С Дубенским монастырем преподобного Иова связали без малого 20 лет настоятельства. В 1604 г., тяготясь игуменством в благоустроенном патрональном монастыре, преподобный оставил его. Стремясь к отшельническим подвигам, он переселяется на гору Почаевскую, где издавна селились многочисленные безмолвия рачители. Значение преп. Иова для обители Почаевской было в чем-то схожим со значением преп. Феодосия (†1074) для обители Печерской. Дело в том, что иноки Почаевские подвизались до того времени в значительной мере именно согласно традиции пустынножительства — идоритмии. Этот тип монашества был распространен в первые века христианства на заре появления монашества и впоследствии бытовал на Афоне наравне с общежительным уставом — киновии.

http://pravoslavie.ru/1746.html

V. Острожский уезд 144 Острожский уезд лежит почти в самом центре Волынской епархии. Границами его служат узды: на севере – Ровевский, на северо-востоке – отчасти Новоград-Волынский, на востоке и юго-востоке – Заславский, на юге – Староконстантиновский и на западе – Кременецкий и Дубенский. Пространство, занимаемое этим уездом, имеет вид неправильного треугольника, вершиною обращённого на юг. В гражданском отношении Острожский уезд делится на три стана, из коих – 1-й стан имеет квартиру станового пристава в м. Аннополе и обнимает волости Аннопольскую, Гощанскую, Должанскую, Кривинскую и Сиянецкую; 2-й стан имеет квартиру станового пристава в с. Здолбице и обнимает волости Бугринскую, Здолбицкую, Хоровскую и Куневскую; и 3-й стан имеет квартиру станового пристава в м. Ляхавцах и обнимает волости Ляховецкую, Перерословскую, Плужанскую, Семеновскую и Униевскую (Униговскую). Кроме того, уезд этот делится ещё на два мировых участка, из коих – Первый мировой участок имеет квартиру мирового Посредника в г. Остроге и обнимает весь 3-й стан, а также Куневскую волость 2-го стана и Кривинсвую волость 1-го стана; и Второй мировой участок имеет квартиру мирового Посредника в дер. Черняхове и обнимает 4 волости 1-го стана (Аннопольскую, Гощанскую, Должанскую и Сиянецкую) и 3 волости 2-го стана (Бугринскую, Здолбицкую и Хоровскую). В епархиальном отношении уезд этот делится на шесть благочиннических округов. Городской благочиннический округ Церкви этого округа находятся в самом городе Остроге. Благочинным состоит настоятель Острожского собора протоиерей Игнатий Викторович Залитинкевич (с 1873 г.). Уездный город Острог Город Острог лежит при впадении р. Вилии в р. Горынь, под 50° 20» северной широты и под 44° 10» восточной долготы, в расстоянии от Житомира в 180¾ вер., от СПб. 1,314 вер. и от Москвы в 1,154 вёрстах. Город расположен на прилегающих с запада р. Вилии возвышенностях, местами понижающихся (косогоре), которые составляют отроги Карпатских гор. Река Вилия разделяет город на две части: Старый город – на левом – возвышенном берегу, и так называемое «Новое Место» – на правом – низменном берегу. Кроме того, имеются ещё две части – предместье «Бильмаж», тянущееся под самый Межирич, и «Татарская улица», прилегающая к деревне Монастырище.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

В Ровенской епархии за ночь захватили два храма Украинской Православной Церкви 26 декабря, 2014. Новостная служба Инициатором захвата храма села Птичья является благочинный «Киевского патриархата» в Дубенском районе Игорь Загребельный. 26 декабря. ПРАВМИР. В ночь с 25 на 26 декабря произошел захват двух храмов Ровенской епархии: в селе Бадовка Острожского благочиния и в селе Птичья Дубенского благочиния. В частности отмечается, что боевики Правого сектора крепкого телосложения срезали дверные замки и ворвались в храм, — передает Пресс-служба УПЦ со ссылкой на информацию из Ровенской епархии Инициатором захвата храма села Птичья является благочинный «Киевского патриархата» в Дубенском районе Игорь Загребельный. Верующие этих приходов несколько раз перекрывали трассу Киев-Чоп, однако акция оставалась безрезультатной. Той же ночью, в селе Повча Ровенской области произошла попытка захвата местного храма раскольниками. Несмотря на силовой натиск, прихожане смогли отстоять свой храм. Как отмечают в епархии, ситуация накаляется. «У нас есть все необходимые документы, которые подтверждают право собственности на храмы», — подчеркивает секретарь Ровенской епархии протоиерей Виталий Герлинский. По его словам, все должно решаться в судебном порядке, если у противоположной стороны есть какие-то обоснованные претензии. Однако при той ситуации, которая сложилась, УПЦ будет требовать не только вернуть храмы, но и наказать виновных в де-факто разжигании межрелигиозной розни, — сообщает Православная жизнь На данный момент на месте происшествия работает следственно-оперативная группа милиции, которая изучает все подробности произошедшего. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 28 февраля, 2022 13 февраля, 2022 4 сентября, 2021 19 июня, 2021 15 июня, 2021

http://pravmir.ru/v-rovenskoy-eparhii-za...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИТАЛИЙ († между 1607 и 1612, Вильно?), игум., церковный писатель, поэт, связанный с кружком кн. К. К. Острожского . Биографические сведения о В. отрывочны. Его мирское имя неизвестно, В. отождествляют с соименным «нотарием и анагностом» (чтецом) Уневского мон-ря (близ Острога), фигурирующим в монастырских актах 1601 г. В июле 1603 г. кн. К. К. Острожский, во владениях к-рого находился Дубенский Крестовоздвиженский мон-рь, выдал В. презенту на игуменство в обители. В послесловии к рукописи «Диоптры», завершенной в 1604 г., В. именуется «игуменом Честнаго Креста в Дубне». В 1607 г. В. присутствовал на судебных заседаниях в Остроге в связи с тяжбой между мон-рем и дубенским мещанином Харком Григоровичем. Позднее при невыясненных обстоятельствах (возможно, после смерти в 1608 своего покровителя) В. оставил мон-рь и переехал в Вильно, где до конца жизни исполнял обязанности проповедника Виленского православного Свято-Духовского братства . Эпитафия В. помещена в предисловии к 1-му изданию его «Диоптры» (Евье: Тип. братства, 1612). В. знал греч. и лат. языки. Основной труд В.- морально-аскетическое соч. «Диоптра, сиречь Зерцало, албо Изображение известное живота человеческого в мире» (в рус. рукописной традиции принято также сокращенное название «Зерцало мирозрительное») - посвящен обличению суетности мирской жизни, рассматриваемой на примере отдельных ее проявлений. Сочинение состоит из 3 частей, каждая подразделяется на 50 глав, как правило сопровождающихся в конце виршами. За исключением начала заглавия, «Диоптра» В. не имеет ничего общего с одноименным соч. Филиппа Монотропа , переведенным с греческого и широко распространенным в слав. списках начиная с сер. XIV в. По мнению И. З. Мыцко, вирши, сопровождающие главы «Диоптры», первоначально были снабжены фразовым акростихом в комбинации с мезостихом (последний выделялся размером и/или цветом сигнальных литер) - в частности, при 1-м разделе в издании 1612 г. и в старшем списке, не связанном с печатной традицией, читается имя автора (BUTAЛI), имеются и др. фрагменты. Однако этот прием не был замечен ни переписчиками, ни печатниками и оказался по большей части утрачен (применительно к изданию это свидетельствует скорее всего о том, что оно готовилось после смерти В.).

http://pravenc.ru/text/158826.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010