Здесь иезуиты должны были, посредством воспитания детей, содействовать целям княгини и видам польского правительства. Однако коллегия эта существовала недолго: в 1648 году Богдан Хмельницкий, при нападении на Острог, разграбил и сжёг иезуитские здания и Алоиза со всем двором своим и иезуитами вынуждена была бежать в Галицию. Возвратясь потом в Острог, она скончалась в 1654 году и похоронена рядом с своим супругом в обновлённой церкви иезуитской коллегии. Говорят, что – она туда же перенесла и бренные останки деда и отца своего из Богоявленской замковой церкви, как будто он умер в латинстве 161 . После смерти Анны-Алоизии, г. Острог, согласно распоряжению ординации 162 , перешёл в руки князей Заславских, с прекращением же их рода, во второй половине 17 века, к князьям Любомирским, а потом – к князьям Сангушкам. В 1755 году князь Януш Сангушко, – последний ординат Острожский, – стал раздавать имения своей ординации разным лицам по трансакции, совершённой в Кольбушове 7 декабря 1753 года. В это время г. Острог и прочие 38 селений, составлявшие ключь его 163 , перешли к Малаховскому, великому канцлеру литовскому, с обязательством выставлять на случай войны 31 человека кавалеристов. Такое раздробление Острожской (иначе –Дубенской) ординации было нарушением прав её и потому взволновало всех обывателей не только Волыни, но и всей вообще Польши. Посыпались протесты. Назначена была даже администрация над имениями ординации. Но в конце концов, тем не менее, Януш Сангушко достиг того, что в 1758 году все имения ординации били признаны королевскою властью за ним – под условием только выполнять изложенные в этой ординации обязательства. Но Януш Сангушко, ведя разгульную жизнь, не имел времени и думать об исполнении лежащих на нём обязательств, а потому все ординационные имения в 1766 году были признаны земскими и польская Речь Посполитая (республика) обязалась на счёт доходов, выручаемых с этих имений, содержать приорство и 6 командорств Мальтийского ордена, причём великий приор получал 42,000 польских злотых, а каждый кавалер командор – по 13,000 злотых ежегодно, – всего 120,000 злотых; кроме того, 180,000 злотых шли на содержание 600 человек, выставляемых из этих имений в случае войны, причём полк самый назывался полком Острожской ординации. Всего с этих имений шло в пользу казны 300,000 злотых польских. Приорство ордена Мальтийских рыцарей находилось в самом городе Остроге. Около 1772 года владельцем г. Острога и относящихся к нему имений является Антоний-Варнава князь Яблоновский, воевода познанский, впоследствии каштелян краковский, род которого продолжался здесь более 100 лет 164 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

185 Село Крылов принадлежало некогда князьям Острожским, потом кн. Яблоновским, а затем – чрез закладную запись каштеляна Яблоновского Волынскому хорунжему Стецкому – перешло к Стецким. 186 Село Крупец – под именем села Крупого – упоминается в акте от 1648 года 9 августа в письме воеводы Брацлавского Адама Киселя к канцлеру коронному Юрию Оссолинскому в Корлупе, в котором, между прочим, сказано, что в селе Крупом казаки Хмельницкого убили князя канцлера старосту (Памятники, т. 1, отд. 3, стр. 191). Село это первоначально принадлежало князьям Острожским, потом кн. Яблоновским, а когда последняя княжна из дома Яблоновских (Доротея) вышла замуж за графа Станислава Красминского, то она продала село Ленкевичам, по смерти коих оно по наследству перешло к их сестре Октавии Вялопской. 187 Село Кривин – огромное, раскинуто на равнине. Некогда оно принадлежало князьям Острожским и упоминается в 1602 году в дельчем листе между князьями Янушом и Александром Острожскими, потом перешло к Яблоновским и до 1856 г. было в их руках; в 1856 г. с публичного торга перешло к графу Зубову, который в 1864 г. продал его еврею Исаии Герману. Каштелян Краковский князь Станислав Яблоновский возвёл здесь красивый палаццо. 188 Село Мощаница упоминается в акте от 1543 года в описи Луцкого замка, где, между прочим, сказано, что в Мощанице не надобно платить мыта в пользу замка (Памятники, т. 4, отд. 2, стр. 127). Село Мощаница некогда принадлежало кн. Острожским. Анна-Алоиза, княжна Острожская, жена Яна-Карла Ходкевича, гетмана Литовского, основав иезуитский коллегиум в Остроге, надала ему в 1622 году сёла Мощаницу, Волосковцы, Курганы и Могиляны, а в повете Дубенском – ключь княгининский с 7 сёлами. Когда же в 1772 году иезуиты били изгнаны и имения их были отданы разным магнатам под условием – давать ¼ дохода с них в пользу эдукационной комиссии, то сс. Мощаница, Волосковцы, Курганы и Могиляны достались кн. Яблоновским. Последний из этой линии – князь Владислав Яблоновский – в 1875 г. продал с. Мощаницу Антроновой, в руках коей и ныне находится.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

И. писал о невысоком уровне своего образования: «А о собе аз и сам сведительство вам даю, яко грамматичкого дробязку не изучих, риторичное игрушки не видах, философского высокомечтателного не слыхах» (Предисловие к «Книжке…», ок. 1599-1601 - Там же. С. 10). По-видимому, И. окончил приходскую школу, возможно, при одной из епископских кафедр (Перемышльской или Львовской), в к-рой давали больший объем знаний, чем в обычных приходских школах. Нек-рые правосл. деятели - современники И. критиковали его за часто встречающееся в его сочинениях мнение о нецелесообразности обучения мирским наукам. Так, игум. Виталий, настоятель дубенского Крестовоздвиженского мон-ря, осуждал И., говоря, что тот сам не учился и поэтому запрещает учиться другим. В «Послании к старице Домникии...» (весна 1605) И. в свою очередь обвинял «казнодею волынского Виталия» в склонности к «латинским мудрованиям» (Там же. С. 163-164). Какое-то время И. жил в Луцке, был дружен с местным польск. католич. каноником («мистром»), о чем сообщает в «Краткословном ответе Петру Скарге...» (1600-1601). Довольно близко И. знал и Луцко-Острожского православного, с 1596 г. униатского, еп. Кирилла (Терлецкого) . Полемист писал о несомненной причастности архиерея к неск. убийствам, совершенным в кон. 90-х гг. XVI в. Достоверными фактами являются также пребывание И. в Львове до 1-го отъезда на Афон и близость к Львовскому братству . И. упоминает членов Львовского братства, оказавших ему поддержку: пана Миколая (по-видимому, Н. Добрянского, благотворителя братства в 1596-1604) и пана Красовского (Дмитрия?), с к-рым вместе И. странствовал и к-рый ему «на препитание нечто возложи». О связях И. с Львовским братством говорит также тот факт, что в б-ке братства хранилась «Кроника писаная о греках», о к-рой в описи б-ки 1601 г. было сказано, что она была подарена братству И. ( Шустова. 2009. С. 541). Возможно, та же книга упомянута в описи б-ки 1619 г. как «Кроника о Грецком панстве, наданная от Ивана Вишенскаго, на полдести, скоростию писана» ( Голубев. 1883. С. 169; Пам " ятки братських шkiл на Ykpaïhi, kih. XVI - поч. XVII ст.: Тексти i дocлiджehhя. К., 1988. С. 31).

http://pravenc.ru/text/469466.html

Из царства ископаемых в епархии первое место занимает красноватый гранит, заключающий в себе зёрна кварца, слюды и полевого шпата, и изредка переходящий в гнейс и содержащий в себе пласты фарфоровой глины, а иногда и гранита. Такой гранит у Овруча образует высокие скалистые берега р. Норина, у Житомира – возвышенные холмы по pp. Тетереву и Каменке, у Новоград-Волынска – высокие холмы по р. Случи, выходя также на поверхность у местечка Корца Новоград-Волынского уезда и у местечка Райгородка Житомирского уезда. Из других кристаллических пород в епархии находятся ещё базальты вблизи села Берестовец – в 35 вёрстах к северу от г. Ровно на реке Горыни. Вообще гранит преобладает в уездах Житомирском, Новоград-Волынском, в большей части Овручского, в некоторых частях Ровенского, Заславского и Староконстантиновского. Мрамор попадается по берегам р. Збручи. Лабрадор находится по берегам рек Быстриевки и Иршы – в местечке Горошках, сёлах Ягоденке, Турчинске, Рудне, Кропивне и Волянщине. Горошковский лабрадор, как замечательный и редкий по красоте своей, употреблён для отделки колонн внутри Житомирского православного Собора. Мел встречается по берегам pp. Иквы и Горыни, особенно в Кременецком уезде, а также в Острожском, Заславском и Староконстантиновском уездах. Фарфоровая и фаянсовая глина добывается в Новоград-Волынском и Житомирском уездах, а горшечная глина почти повсеместно на Волыни, но лучшая – в Кременецком уезде. Попадается местами на Волыни и графит. Кремень в изобилии встречается по берегам Горыни в Кременецком уезде. Каменный бурый уголь (лигнит) находится в селе Залесцах Кременецкого уезда, в самом г. Кременце, а также в Дубенском и Ровенском уездах – в имениях графа Дунин-Карвицкого и князя Четвертинского. Железная руда, – бурая (горная) и болотная, – добывается в Житомирском (по берегам р. Ирши), Новоград-Волынском, Ровенском, Овручском и Заславском (возле местечка Шепетовки) уездах. Торф находится особенно на Полесье. Минеральные целебные источники находятся в деревне Перемиловке Дубенского уезда и в местечке Шепетовке Заславского уезда. По берегам рек Стыри, Иквы, Случи и Горыни в Дубенском и Ровенском уездах встречается жёлтый янтарь 49 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

В списке присягавших обывателей Луцкого повета значится «Миколай Полуцкий с Дублян» (Архив, ч. 2, т. 1, стр. 7). 430 Село Золочевка – под именем Золочева – упоминается в акте от 1545 года в описи Луцкого замка, в числе городень которого упоминается «городня Золочевскаго з Золочева»; ниже, в приведённой в этой описи грамоте Казимира короля Польского касательно установления мыт, сказано, между прочим, что «в Золочове не надобно» давать мыто; между тем в реестре новых мыт, установленных после Казимира, предоставленном составителю описи, Льву Потею, сказано, что в Золочове для пани Якубовой Монтовтовичевой берут по грошу в качестве мыта, а потому в той же описи постановлено «в Золочове пани Якубовой Монтовтовичевой ничего не брать» в качестве мыта (Памятники, т. 4, отд. 2, стр. 81, 86, 107, 126, 129:140). Ещё оно, – как имение пана Яна Монтовта, – упоминается в акте от 15 декабря 1561 года в постановлении Луцкого гродского суда об отсрочке, вследствие запутанности дела, разбора 1) жалобы пана Яна Монтовта на непринятие от него паном Андреем Русиным долга и невозврате ему последним села Золочова и 2) жалобы Русина на угрозы и оскорбления, чинимые ему Монтовтом (Опись актовой книги Киевск. центр. архива 2,035, стр. 34, п. 14). Ещё оно упоминается в акте от 1 января 1562 года в заявлении земянина Яна Монтовта-Коблинского о постановлении приятельского суда по делу его с земянином Андреем Русином о выкупе заставленного последнему имения Золочева и о выкрадении крестьянином Монтовта ключницы Русина (там же – 2036, стр. 1, п. 1). Ещё оно упоминается в акте от 28 марта 1562 года в донесении вижа о том, что пан Андрей Русин, получив в его присутствии свой долг от пана Яна Монтовта, возвратил ему бывшее в залоге имение последнего – село Золочов, но отказался возвратить документ – заставный лист (там же – 2036, стр. 11, п. 26). Ещё оно упоминается в акте от 22 мая 1566 года в жалобе княгини Марии Буремской о захвате её стада в селе Золочове крестьянами Киевского воеводы князя Константина Острожского (там же – 2040, стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

531 Так во время самого препод. Иова – князь Коистантин Острожский сражался с ними под Синявой 1575 г., Дубном 1577 г. и др. См. Самуила Твардовского: Woyna domowa z Kozaki, Tatary, Moskwa et cet... Typis Collesienei 1681 r. Также в pamietnikach о woynach kozackich przez nieznajomego autora: Historya о woynie z Tatarami... W Wroclawln 1842 r. 534 Przeslawna gora Poczajowska, стр. 5, 9. Сравн. также архива Почаевской лавры. Дело 1/76 о zabronieniu braciom wody стр. 94 – 96. 535 Przeslawna gora Poczajowbka, стр. 9. Между прочим говорим: в Новом Почаеве; потому что в нескольких верстах от лавры есть другой, «старый Почаев» (село), в котором находятся богатые ключи, доставляющие прекрасную воду остальным обитателям местечка Почаева. 542 Гора Почаевская, стр. 5. Остатки козинского замка, где происходило это событие, можно видеть еще и теперь в местечке Козине, Дубенского уезда (Волын. губ.), в 30 верстах от Почаева. Замок расположен на небольшом острове, омываемом со всех сторон рекою Иквою. От него остались целые стены, но внутренний распорядок здания совершенно разрушен, так что теперь нельзя узнать почти ни одной комнаты в его составе. 544 См. подлинный документ, писанный рукою Лаща, в январе месяце, 26 дня, 1643 года. Арх. Поч. лавры. 545 Przeslbwna gora Poczajbwsko, стр. 9 на обор. Сравн. также, при делах бывшего статистического комитета при волынской семинарии: Dekkrt па Firleja, оть 7 ноября 1643 года. 546 Przesl. gora Pocz. Стр. 10. Сравн. также журнал министерства народного просвещения 1845 г. м. январь, смесь, стр. 5. 547 Przesl. gora Pocz. Стр. 10. Сравн. также журнал министерства народного просвещения 1845 г. м. январь, смесь стр. 5 552 В м. Козине, при развалинах бывшего замка Фирлеев и до последнего времени можно было видеть каменный надгробный памятник Андрея Фирлея, на котором явственно читается: Anno reparataSalutis M. C. D. XI. VII 555 Теперь если идти или ехать в Почаевскую лавру по большой дороге, ведущей из Кременца в Почаев, то под самым Почаевом можно видеть богатый дубовый лес с сенокосом. Это лес, подаренный почаевской обители Гойскою, за который, между прочим, преп. Иов тоже вел дело с Фирлеем.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Полной Библии не было вплоть до kohцa XV beka, когда по инициативе архиепископа Геннадия Новгородского начинается сбор корпуса книг Священного Писания по отдельным спискам. Что-то бралось из богослужебных книг, что-то из толковых переводов. Некоторые тексты, которых в них найти не удалось, были переведены. Притом, по всей видимости, с латыни. Для перевода Геннадий пригласил доминиканского монаха Вениамина. И в 1499 году у нас появляется первая полная Библия. Понятно, что о массовом распространении этого огромного фолианта речь не шла. Списков осталось, по-моему, два или три. Когда спустя 80 лет Иван Фёдоров в Остроге создал свою типографию и решил издать полную славянскую Библию, ему прислали список Геннадиевской Библии, видимо, после какой-­то текстологической работы. Стыдно сказать, но о том, как была переработана Геннадиевская Библия перед изданием, исследование так и не проведено. Судя по фрагментам, текстологическая работа была. Какая именно — сказать сложно. Тем не менее, на основе Геннадиевской Библии появляется первая печатная, изданная в Остроге (поэтому её называют Острожской) Библия. Тиража, которым она вышла, мы тоже не знаем. Но обычный стандартный завод (то есть количество копий, которое выдерживает типографский станок) — 1200 экземпляров. Видимо, примерно столько её и издали. Книга была дорогой, и она сохранилась в фантастически большом количестве экземпляров. Сейчас их насчитывается, по разным собраниям, около тысячи (притом что, например, старообрядческое переиздание, осуществленное в 1912 году, сохранилось в нескольких десятках экземпляров). Затем она была перепечатана в Москве в 1663 году. Тут речь идёт о тысячах экземпляров. Полная печатная Библия была далеко не в каждом городе, не то что в каждом храме! ЕЛИЗАВЕТИНСКАЯ БИБЛИЯ И ЗАРОЖДЕНИЕ ТЕКСТОЛОГИИ Острожская Библия — первое полное издание Писания на церковнославянском языке, подготовленное князем Константином Острожским и кружком ученых Острожской академии. Издание опубликовано в Остроге Иваном Фёдоровым в 1581 году по благословению дубенского игумена Иова.

http://blog.predanie.ru/article/istina-p...

412 Местечко Торговица – под именем Торговицкое село Луцкого повета, как имение Олыйфера, слуги Свидригайлы, вел. князя литовского, – упоминается в акте от 14 июля 1446 года в грамоте, которою великий князь Свидригайло (Швитрикгайл) надаёт слуге своему Олыйферу за его верную службу «село Глухни (ныне с. Новомалин в Остр. уезде) и селище Стан у луцком повете торговицкое село» (Archiwum ks. Sanguszkw, t. 1, стр. 42). Ещё оно, – как имение князя Ивана Массальского, – упоминается в акте от 4546 года в описи Луцкого замка, в числе городень которого упоминается «городня Торговицкая князя Ивана Массальскаго и Перекальскаго с Перекаль»; ниже, в той же описи, упоминаются пустые городни, из коих одну пан Василий Тишкович распределил «на князя Корецкаго с Торговицы, что теперь держит князь Массальский»; ниже, в описании большого моста Земского луцкого, указана «городня князя Массальскаго – с Торговицы»; ещё ниже, в той же описи, в находящемся здесь «списке раздачи волостей и сел замка Луцкаго и Владимирскаго», представленном составителю описи Льву Потею, князем Кошерским (Сангушком), старостою Луцким, сказано, между прочим: «Торговицу, двор с приселками, князь Константин (вероятно, Острожский) выпросил для князей Корецких» (Памятники, т. 4, отд. 2, стр. 75, 90, 117:181). От князя Ивана Массальского, чрез брак его дочери Аграфены с Козинским, м. Торговица перешло к Козинским. Что это так, это видно из акта от 8 июня 1561 года, где пани Аграфена Козинская отказывает по духовному своему завещанию 1) своему мужу и детям имения Моквина, Тишицы и Терешова, а также капитала на воспитание детей; 2) движимого имущества мужу; 3) имениями – Торговицами, Рудлевым и Баболоками муж, получив их по суду от отца завещательницы, князя Ивана Массальского, должен владеть совместно с её братьями; 4) в случае смерти детей, завешанное им должно перейти к братьям; 5) опека над детьми поручается отцу (Опись актовой книги Киевск. центр. архива 2,035, стр. 20, п. 9). Ещё оно упоминается в акте от 4 июля 1563 года в жалобе кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

1, т. 6, стр. 608–610). Село Перекалье упоминается в акте от 1545 года в описи Луцкого замка, в числе городень которого упоминается городня «Богдана Перекальского с Перекаль» (Памятники, т. 4, отд. 2, стр. 88). Ещё оно упоминается в акте от 2 апреля 1561 года в жалобе господарского земянина Левка Перекальского о нанесении ему смертельных ран братьями Семёном и Дахном и захвате молотого хлеба на Перекальской мельнице, находившейся в их очередном владении (Опись актовой книги Киевск. центр. архива 2,035, стр. 14, п. 1). Ещё оно упоминается в акте от 11 мая 1562 года в предъявлении господарским земянином Левком Перекальским лошадей, отнятых его крестьянами у конокрада в Перекальском лесу (там же – 2036, стр. 16, п. 15). Ещё оно, – как имение земянина Левка Перекальского, под именем села Перекал (Перекалы), – упоминается в акте от 18 декабря 1562 года в духовном завещании земянина Левка Перекальского с назначением жене его Ганне имения – с. Перекал – и всего движимого имущества (там же – 2036, стр. 32, п. 46). Ещё оно упоминается в акте от 15 февраля 1566 года в донесении вижа о вручении им дворянину Андрею Добрынскому позва к суду по жалобе панов Семёна и Дахна Перокальских на бесправное владение Добрынского Перекальским именем (там же – 2040, стр. 5, п. 19). Ещё оно упоминается в акте от 15 сентября 1566 года в жалобе земянина Андрея Добринского о порубках, произведённых в его лесу в с. Перекалях земянами Семёном и Дахном Перекальскими (там же – 2040, стр. 32, п. 42). Ещё оно упоминается в акте от 25 мая 1569 года в универсале Сигизмунда Августа о присоединении земли Волынской к короне Польской. Король, под угрозою конфискации имений, повелевает дворянам согласиться на соединение и подтвердить согласие присягою. В списке присягавших обывателей Луцкого повета значится: «Семен Перекалский с Перекал» и «Дахно Перекалский с Перекал» (Архив, ч. 2, т. 1, стр. 6). Ещё оно упоминается в акте от 9 мая 1592 года в донесении возного Тимофея Брянского о том, что он позвал свидетелей в суд гродский, для повального обыска по делу об оскорблениях и обидах, причинённых епископу Луцкому и Острожскому Кириллу Терлецкому Александром Семашком, старостою Луцким, в числе свидетелей упоминается: «пан Стефан Перекалский в Перекалех» (Архив, ч. 1, т. 1, стр. 321).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Село Птичья: «Договорились только, что людей, которые заблокированы в храме, сменят другие» Ровно, 23 декабря 2015 г. Крестный ход духовенства и верующих Украинской Православной Церкви состоялся в Ровно 23 декабря. Молитвенное шествие прошло по благословению митрополита Ровенского и Острожского Варфоломея в поддержку прихожан, заблокированных в храме с. Птичья Дубенского района Ровенской области, сообщает News.church.ua. На улицу поддержать заточенных в храме и своего архиереея вышло чуть более 500 человек. Надпись на плакате: " Мы страдаем за веру и готовы терпеть страдания, сколько потребуется "      В 10 часов утра крестный ход отправился от Воскресенского кафедрального собора к Ровенской областной государственной администрации с целью обратить внимание общества и органов государственной власти на происходящее.    Участники крестного хода требовали от чиновников придерживаться украинских законов и исполнения судебных решений.      Митрополит Ровенский и Острожский Варфоломей зачитал обращение епархии к главе Ровенской областной государственной администрации В.С. Чугунникову.    В нем, в частности, говорится: «Раскольники и приверженцы «Киевского патриархата», нарушая государственные законы, не только не привлекаются к ответственности, но и получают поддержку от государственных структур. Нарушаются законы теми, кто должен их исполнять и стоять на их страже». По сообщению клирика Ровенской епархии протоиерея Виктора Земляного, к митингующим вышел первый заместитель главы Ровенской ОГА и пригласил представителей духовенства к переговорам.      В результате достичь договоренности по решению конфликта не удалось, сообщает " Православная жизнь " . «Власть называет себя заложником ситуации. Договорились только, что людей, которые на данный момент находятся в храме в с. Птичья сменят другие верующие УПЦ», – рассказал протоиерей Виктор Земляной. 23 декабря 2015 г. скрыть способы оплаты Смотри также Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/89115.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010