8 . Евгений Казанцев (1778–1871), архиепископ Ярославский и Ростовский (1837–1853), Рязанский (1831–1837), Тобольский и Сибирский (1825–1831), Псковский (1822–1825); епископ Курский и Белгородский (1818–1822). Инспектор Санкт-Петербургской духовной академии (1809). Профессор философии (там же). 9 . Макарий Глухарев (1792–1847), архимандрит, духовный поэт, переводчик. О своем опыте миссионерской деятельности оставил описание под названием «Извлечения из путевых заметок миссионера» (1834–38). 10 . Тереза Авильская, Тереса Санчес де Сепеда-и-Аумада (Teresa Sànchez de Cepeda у Ahumada), Тереза Иисуса (лат. Teresia a Jesu, исп. Teresa de Jesús), Тереза Великая (1515–1582) – испанская монахиня-кармелитка (1533), реформатор ордена кармелиток, писательница, богослов, поэт, учитель Церкви, католическая святая. Одна из лучших авторов испанского «золотого века». 11 . Филарет (Дроздов Василий Михайлович; 1782–1867) – святитель, богослов, епископ Православной Церкви, митрополит Московский (1782–1867). Действительный член Императорской Академии наук (1818). Канонизирован Русской Православной Церковью в 1994. 12 . Владимир Петров (1828–1897), архиепископ. В 1865 получил назначение в Алтайскую духовную миссию, за время служения в которой открыл более 10 начальных школ. Через два года основал Центральное миссионерское училище. Содействовал построению 28 церквей. Описал путь своего миссионерского служения во многих статьях: «Письма старого и нового миссионера к молодому иноку-миссионеру», «Записки алтайского миссионера за 1865–67» и др. 13 . Макарий («Парвицкий-Невский») (1835–1926), митрополит Московский и Коломенский – миссионер, просветитель алтайцев; в народе его называли «Сибирским столпом Православия», «Апостолом Алтая». В состав Алтайской духовной миссии поступил в 1855. 14 . Нил (Исакович Николай Федорович) (1799–1875), архиепископ Ярославский и Ростовский, миссионер, ученый. Занимался подвижнической миссионерской деятельностью среди вотяков и черемис. С 1836 по 1837 приняло православие 5325 человек. С 1838 успешно продолжил свою духовную миссию в Иркутске, где был возведен в сан архиепископа.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

12 . Спиритуалисты, спиритуализм (от лат. spiritualis – духовный), в широком смысле – то же, что идеализм; в более узком смысле – разнородное направление в западной философии 19–20 вв., представляющее собой реакцию на распространение материализма и позитивизма, а также идеализма гегелевского типа и отстаивавшее традиционные моральные и религиозные ценности. 13 . Pectus est quod facit theologum (лат.) – «сердце образует богослова». 14 . Местр (Maistre) Жозеф-Мари де (1753–1821) – граф, французский писатель, государственный деятель Сардинского королевства. Посланник последнего в С.-Петербурге, куда прибыл в 1803. В России был принят в высшем обществе. В 1811–12 был советником и частным секретарем императора Александра 1. Местр оказал существенное влияние на таких русских мыслителей, как П. Я. Чаадаев, М. С. Лунин, В. С. Печерин. 15 . Филарет (Дроздов Василий Михайлович; 1782–1867) – святитель, богослов, епископ Православной Церкви, митрополит Московский (1782–1867). Действительный член Императорской Академии наук (1818). Канонизирован Русской Православной Церковью в 1994. 16 . Англиканская Церковь возникла в период Реформации в 16 в. Английский парламент объявил ее главой короля и разорвал церковные отношения с Ватиканом. В первой половине 16 в. Введена «Книга общих молитв» и 39 документов, излагающих основы вероучения. Духовенство не вступает в брак. В 1531 утвержден собственный « символ веры ». Сохранены церковная иерархия и пышный культ. Со временем сложились высокая, низкая и широкая Церковь . Высокая Церковь наиболее близка к католицизму. Сторонники англокатолицизма (направление внутри высокой Церкви, зародившееся в 1830–1840-х) выступают за сближение с католицизмом и независимость Церкви от государственной власти. Требовали введения в обрядность свечей, ладана, сутаны, исповеди. Некоторые выступали за папское главенство в Церкви. Низкая Церковь подчеркивает протестантские элементы. Широкая Церковь стремится объединить все христианские течения. В англиканстве эклектически объединены протестантский догмат о спасении личной верой и католической – о спасающей силе Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

1062 . О политическом самосознании Христианской Церкви.– Ярославль, 1913. 1063 . О православном приходе как юридическом лице. – Ярославль, 1913. 1064 . Обзор русских духовных журналов: Статьи по Священному Писанию Ветхого Завета//Богослов, вестник. – 1901. – Окт. – С. 379–392; Дек. – С. 773–787. 1065 . Ответ архимандриту Фаддею (По поводу замечаний на статью «Раб Иеговы»)//Богослов, вестник. – 1905. – Нояб. 1066 . Отзыв о книге Вигуру «Руководство к чтению и изучению Библии»//Богослов, вестник. – 1897. – Нояб. – С. 328–333. 1067 . Очерк содержания Книги Екклезиаст//Вера и разум. – 1894. – 2. 1068 . По церковно-общественным вопросам: Сборник статей: Вып. 1–2. – Сергиев Посад: Свято-Троиц. Сергиева Лавра. Собств. тип., 1905–1906. – Описано по обл. 1069 . Политические партии и их идеалы: (С точки зрения социальной политики и конституционного права). – Сергиев Посад: Свято-Троиц. Сергиева Лавра. Собств. тип., 1906. – 111 с, 1 л. табл. 1070 . Раб Иеговы: ( Ис. 40–66 )//Богослов, вестник. –1905. – Т. 2. – С. 425–435. 1071 . Связь антиномизма с учением Лютера. – М.: Тип. Снегиревой, 1891. – 48 с. – Из: Чтения в О-ве любителей духов, просвещения. – 1891. -Авг. – сент. 1072 . Сущность Ветхозаветных прообразов и значение их для Ветхозаветных верующих//Вера и разум. – 1894. – 1. 1073 . Устройство христианской Церкви в первые два века. – Сергиев Посад: Тип. Свято-Троиц. Сергиевой Лавры, 1909. -XVI, 475 с. – Библиогр.: с. XIII-XV. 1074 . Учение св. Апостола Павла о законе дел и законе веры. – Сергиев Посад: 2-я тип. Снегиревой, 1894. – XVI, 264 с. 1075 . Церковное устройство по Посланиям св. Игнатия Богоносца //Богослов, вестник. – 1908. – Июль – авг. – С. 473–508. Олесницкий Аким Алексеевич (1842–1907)  Аким Алексеевич Олесницкий родился в 1842 году на Волыни в семье протоиерея. С 1857 по 1863 год обучался в Волынской Духовной семинарии. В 1867 году окончил Киевскую Духовную Академию и в том же году определением Святейшего Синода был назначен на кафедру еврейского языка и Библейской археологии. В 1868 году за сочинение о Канте был удостоен степени магистра богословия. С введением в Академии устава 1869 года А.А. Олесницкии получил звание доцента, а в 1873 году был утвержден в звании экстраординарного профессора.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1817 году архимандрит Филарет был хиротонисан во епископа, ас 1821 года, после смены нескольких кафедр, в сане архиепископа получил назначение на Московскую кафедру, которую возглавлял до конца жизни. 22 августа 1826 года архиепископ Филарет был возведен в сан митрополита. Святитель Филарет занимает выдающееся место в истории русского богословия. Особо следует отметить «Пространный христианский катехизис Православной Кафолической Восточной Греко-Российской Церкви», который до сих пор служит учебной книгой Церкви. Основное богословское наследие святителя содержится в его «Словах и речах», проникнутых подлинно святоотеческим духом. Проповедь митрополит Филарет считал основной обязанностью епископа. И.Н. Корсунский о проповеднической деятельности святителя писал, что она касалась всевозможных предметов догматического, нравственного характера, затрагивала по возможности все события того времени... Не даром за Филаретом Московским утвердилось название «Филарета Мудрого». Поистине он вполне заслужил имя Учителя Церкви. «Можно сказать, что в течение более полустолетия не было ни одного церковного дела, в котором бы не принимал участия великий иерарх Московский», – писалось в Синодальном отчете за 1867 год. Уникальность деятельности святителя состоит и в том, что даже резолюции его были изданы после его смерти как образец духовной мудрости. С именем митрополита Филарета связано преобразование Московской Духовной Академии. По словам И.Н. Корсунского , «Академия была его любимым детищем». В 1842 году по благословению святителя Филарета в Академии начали выходить переводы Творений св. Отцев. Был создан и печатный орган Академии – «Прибавления к изданию Творений св. Отцев». Академия в этот период взрастила выдающихся ученых, которыми вправе гордиться русская наука. Митрополит Филарет по праву считается подлинным основоположником русской Библейской науки и экзегетической школы. «В русской литературе по Библейской науке, писал Н. Троицкий , – едва ли есть такая ученая книга и книжка учебная, такая статья специальная и статейка популярная, которые бы не стояли в связи с трудами митрополита Филарета». «Записки на Книгу Бытия», являясь лучшим пособием в преподавании Священного Писания, вошли большей частью в состав учебных пособий по изучению законо-положительных книг Ветхого Завета. Труды святителя Филарета по истолкованию Псалтири легли в основу таких работ, как «Изображение Мессии в Псалтири» священника Н. Каменского (Казань, 1878), «О происхождении Псалтири» Н. Вишнякова (СПб., 1875).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

841 . Состояние церковных дел в греческом королевстве//Христиан, чтение. – 1863. – Ч. 2. 842 . Судьба Православной Церкви на Ионических островах//Христиан, чтение. – 1864. – 4.1. 843 . Физическое происхождение и библейское значение радуги//Странник. – 1865. – Окт. 844 . Храм Св. Софии в Константинополе//Духов, беседа. – 1867. – 26. 845 . Христианин – хозяин//Духов, беседа. – 1859. – 846 . Чудесные солнечные явления при Иисусе Навине и пророке Исайе//Странник. – 1861. – Сент. Переводы, издание 847 . Богослужебные каноны на греческом, славянском и русском языках. – 2-е изд., испр. – СПб., 1861. – 11. 242 с. То же. – 3-е изд., пер. на рус. яз. – СПб., 1875. 848 . Две беседы Патриарха Фотия по случаю нашествия Россов на Константинополь/Пер.//Христиан, чтение. – 1882. – 4.2. 849 . Илия Минятий , епископ. Камень соблазна, или изложение начала и причин отпадения Церкви Западной от Восточной и предметов несогласия между ними/Пер. с новогреч. – СПб., 1854. 850 . Патриарха Фотия Тайноводственное слово о Св. Духе//Духов, беседа. – 1866. – 20. 851 . Святой Мефодий, епископ и мученик, отец Церкви Ш-го века. Полное собрание его творений/Пер. с греч. – СПб., 1877. – XXIII, 259 с. 852 . Св. Роман Сладкопевец . Кондак и икос в честь святых Апостолов/Пер.//Христиан, чтение. – 1876. – Ч. 2. 853 . Собрание древних литургий, восточных и западных, в переводе на русский язык: Вып. 1–5/Пер. профессоров Глориантова Н.И. , Ловягина Е.И. , Троицкого И. Е. //Христиан, чтение. – 1874–1878 (в прил.). 854 . Творения преподобного отца нашего и исповедника Феодора Студита в русском переводе Е.И. Ловягина :  1–2. – СПб.. 1907–1908. 855 . Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста , архиепископа Константинопольского в русском переводе: В 12 т. – СПб., 1896. Примечание: Ловягин Е.И. редактор 1-го тома. 856 . Шикопп, Юлиус. Апологетические беседы о лице Иисуса Христа/Пер. с нем. – СПб., 1870. – 276 с. Литература о жизни и деятельности 857 . Профессор Евграф Иванович Ловягин //Христиан, чтение. – 1910. – Сент. – С. 1147–1162.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Важное значение в жизни святителя имело его участие в переводе Священного Писания на русский язык. «Дело перевода было, можно сказать, делом едва ли не всей жизни святителя Филарета, составляло предмет самых заветных его помыслов, желаний и забот, ... было причиною и великих скорбей для него, и великой славы», – писал И.Н. Корсунский , уделявший этому крайне сложному вопросу большое место в своих исследованиях. «Богатое наследие оставил после себя великий святитель и в своей многолетней и многодеятельной жизни, и в своих многочисленных и многоразличных писаниях», – писал биограф. «Отныне он становится неистощимым предметом изучения, которое не преминет внести новые силы в наше сознание, в наше просвещение», – писал М.Н. Катков. По словам священника В. В. Воронцова, «его труды, как толкователя Священного Писания, велики и имеют значение капитальное. По строго православному и вместе глубоко научному, самобытному характеру библейские ученые труды знаменитого иерарха являются богатою сокровищницею, которою всегда будет пользоваться православный экзегет». Архив святителя Филарета не сохранился как единое целое. Отдельные его части хранятся в нескольких хранилищах Петербурга и Москвы. Наиболее значительный комплекс архивных материалов хранится в Российской государственной библиотеке, фонд 316, здесь же хранится и собрание, фонд 317. Последние дни своей жизни митрополит Филарет провел в Москве на Троицком подворье. 19 ноября 1867 года великий иерарх мирно скончался. Тело святителя после трогательного прощания было предано земле в специально устроенной часовне на южной стороне Свято-Духовского храма Троице-Сергиевой Лавры. На Архиерейском Соборе 2 декабря 1994 года святитель Филарет был причтен к лику святых. Печатные труды 1525 . Беседа о благодарности к Богу. – 1842,– 17 с. СПб.: Тип. Бородина. 1526 . Беседа о трудолюбии. – М.. 1847. – 10 с. – Отт. из: Прибавления к изд. Творений св. Отцев в рус. пер. – 1847. 1527 . Беседа о милосердии к бедным. – М.: Тип. Готье, 1848. – 12 с. – Отт. из: Прибавления к изд. Творений св. Отцев в рус. пер. – 1848.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

28 . О греческой Кормчей Московской Синодальной библиотеки, последней четверти IX века, под 393//Археол. вестник. – 1867.– Вып. 1. 29 . О греческом Кондакарии XII-XIII веков Московской Синодальной библиотеки сравнительно с древним славянским переводом. – СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1869. – 37 с. – Прил. к Зап. Имп. Акад. наук. – Т. 16. – 4. 30 . О древних иконах в Московском Даниловом монастыре: св. Апостолов Петра и Павла, Владимирской Божией Матери, с Акафистом по полям, и семи Вселенских Соборов. – М.: Тип. «Рус. ведомостей». 1871. – 8 с., 4 л. ил. – Из: Чтения в О-ве любителей духов, просвещения. – 1871. 31 . О Кондакарии XII-XIII веков по рукописи Московской Синодальной библиотеки 437: С древнейшим славянским переводом кондаков и икосов, какие есть в переводе и с приложением выписок кондаков и икосов из служебных греческих рукописных Миней, с славянскими древнейшими переводами и из славянских служебных Миней рукописных с греческим текстом и без оного и с разночтениями на обоих языках: С приложением снимков. – М.: Тип. Кудрявцевой, 1876 (обл. 1879). -VIII, 260 с. Загл. обл.: Кондакарии в греческом подлиннике XII-XIII вв. Дополнение к Кондакарию XII-XIII вв. – 1879. – 103, 13 с. Снимки из Кондакария XII-XIII веков, сделанные архимандритом Амфилохием в 1879 году. – М.: Лит. Гаврилова, – 227 с. 32 . О лицевом греческом Акафисте Божией Матери (2-й половины XIV века) Московской Синодальной библиотеки 429. – М.: Тип. «Рус. ведомостей», 1870. – 8с., л. факс. – Из: Чтения в О-ве любителей духов, просвещения. – 1870. – Кн. 10. 33 . О лицевом славянском Акафисте Божией Матери XVII века//Чтения в О-ве любителей духов, просвещения. – 1871. – Кн. 8.-С. 29–33. 34 . О миниатюрах и украшениях в греческих рукописях Императорской Публичной библиотеки, одной рукописи 1072 года библиотеки Московского университета и одной из библиотек г. Норова, хранящейся в Московском публичном музее. – М.: Тип. «Рус. ведомостей», 1870. – 64 с., л. факс. 35 . О миниатюрах славянской Псалтири XIII века//Древности: Тр. Имп. археол. о-ва в Москве. – 1870. -Т. 3. – С. 1–28.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Идите по стопам собрата вашего», – кто, как и насколько кто может, и вы, подобно ему, придете ко Мне, и Аз упокою вы». Филарет митрополит Московский (1782–1867 г.) Минувший XIX в. в истории православной Русской Церкви отмечается особым обилием примечательных архипастырей, чему способствовало главным образом последовавшее в начале этого века открытие в преобразованном виде четырех духовных академий, питомцами которых были заняты архиерейские кафедры во всех почти епархиях. Главным, центральным лицом в этом многочисленном сонме архипастырей, в продолжение почти трёх четвертей столетия, был великий Московский иерарх, митрополит Филарет. Под его ближайшим руководством воспитался длинный ряд архипастырей, вышедших из московской Духовной академии. Подобное же воспитательное влияние имели: в Киевской академии другой Филарет, в С.-Петербургской и Казанской митрополии Серафим, Никанор, Григорий, Исидор, архиепископы Афанасий, Антоний. Святительское служение митрополита Московского Филарета «украсило собою три царствования и составило эпоху в истории отечественной церкви». Имя Филарета, митрополита Московского, занимает особое место в истории Русской Церкви 19-го века. Он был для Русской Церкви того времени тем же чем были для молодой возраставшей Церкви первых веков те великие епископы, которым присвоено название «Отцов Церкви». Филарет, как 6ы выяснил еще раз во всём том, что им написано, всю совокупность православного учения. А в самом себе дал как величавый, удивительный образ, как православного архипастыря, так и меру того до какой глубины может дойти просветлённый верой ум и дух человеческий. Филарет родился 26-го декабря 1782 г. в семье соборного диакона г. Коломны (Московская губерния), имея в миру имя Василия Михайловича Дроздова. С детства подавал он самые блестящие надежды и с величайшим успехом проходил курс Коломенской семинарии, откуда перешел для прохождения академического курса в Троице-Сергиевскую лавру. Он уже тогда любил уединение, кажется свойство общее для всех замечательных людей, предпочитая беседу с книгами беседе с товарищами.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Sumaro...

Нашей целью будет раскрыть то содействие, которое оказывал митрополит в процветании «умного делания» и связанного с ним старчества. Для этого нам нужно показать принадлежность самого Филарета к этому духовному движению. Митрополит Филарет был необычайно скрытным во всем, что касалось его лично. Вот отрывок из письма к его духовнику Наместнику Троице-Сергиевой Лавры: «Нужно, чтобы борьба и отвлечения, которые нам доставляют дела, не мешали бы нам уединяться в нашу внутреннюю клеть и втайне молиться Отцу. Да, дела внешнего мира нас расстраивают, нас преследуют и кто входит в свою клеть, недостаточно закрывает за собою дверь. Но Ты, Который сказал: «Я есмь дверь», дай нам войти во внутрь и закрой за нами дверь» (т. I. стр. 168). Дверь, за которой хранились тайники его души была действительно закрыта, но плодом его внутренней жизни на склоне лет был дар чудотворений и дар пророческий, т.е. святость. Где же и как было положено начало этой святости? Некоторый ключ нам дают жития близких ему людей, а именно: старца Филарета Новоспасского, также его школьного сверстника и близкого друга еп. Иннокентия Пензенского – человека исключительной святости – и, наконец, архим. Макария – Алтайского миссионера – его ближайшего ученика. Эти три жития являются среди лучших украшений 14-томного собрания житий Русских подвижников XIX столетия. Василий Дроздов, как уже сказано, родился 26-го дек. 1782 г. в гор. Коломне – пригороде Москвы, и как мы знаем из предыдущего, Москва являлась одним из центральных округов по распространению учения об умном делании. Новоспасский монастырь являлся средоточием, откуда исходило это учение. Здесь жили о.о. Филарет и Александр. Сюда приезжал о. Афанасий Захаров, ротмистр гусарского полка, семь лет живший при старце Паисии. Он имел беседы с o.o. Филаретом и Александром об умном делании, которые имели великую любовь к духовному вождю-старцу Паисию. О. Афанасий переписывал творения св. Отцов, впоследствии переданные в Оптину Пустынь. О. Филарет, в миру Феодор (1758–1842) начал в юности монашескую жизнь в Александро-Невской Лавре, но его старец, видя его рвение к монашеским подвигам, направил его в Саровскую пустынь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

А так мы, убогие и окаянные, вместо дара представляем Тебе Матерь Деву Чистую, Тебя, Бога, нам родившую, Которая достойнее всех тварей небесных и земных, Которую Ты Сам Себе, как Дар благоприятнейший, от всего рода человеческого изволил избрать. Ее представительством помилуй нас; возобнови вновь вседейственною Твоею благодатью растленный храм наш, очисти его огнем Твоим невещественным. Сердце чисто созижди в нас, Боже, и дух прав обнови во утробе нашей (ср. Пс. 50:12 ), и так «прииди и вселися в ны», и Ты один царствуй в нас и над нами с Отцом и Пресвятым Твоим Духом, никому не попуская владеть нами. Тогда и мы с радостью и весельем воззовем: Мы обрели Мессию, что значит: Христос. Аминь. Святитель Филарет Московский (Дроздов) Два слова на Рождество Христово Святитель Филарет (Дроздов) , митрополит Московский (1782, Коломна – 1867, Москва) – выдающийся архиерей, богослов и духовный писатель Русской Православной Церкви XIX века. Святитель Филарет Московский (в миру – Василий Михайлович Дроздов) родился в Коломне, в семье диакона. Учился в Коломенской духовной семинарии, затем в Троицкой Лаврской семинарии в Сергиевом Посаде, которую окончил в 1803 году. Находился под особым покровительством выдающегося российского церковного иерарха того времени – митрополита Платона (Левшина) . В 1808 году принял монашеский постриг; в том же году стал иеродиаконом и иеромонахом, после чего был переведен в Санкт-Петербург. С 1811 года – архимандрит, с 1812-го – ректор Санкт-Петербургской духовной академии. Затем занимал различные церковные должности в Новгороде и в Москве. В 1817 году святитель Филарет стал епископом Ревельским, викарием Санкт-Петербургской епархии, а с 1819 года – архиепископом Тверским и членом Святейшего Синода. С 1820 года – архиепископ Ярославский. Назначение святителя Филарета на Московскую митрополичью кафедру совершилось в 1821 году. За долгие годы своего пребывания в Москве святитель сделал очень многое для древней русской столицы, для ее монастырей и церквей.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/sv...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010