589 . Игнатьев А. Памяти проф. Н.Н. Глубоковского //Журнал Моск. Патриархии. – 1966. – 8. – С. 57–76. Евсеев Иван Евсеевич (1868–1921) Иван Евсеевич Евсеев родился 9 августа 1868 года в селе Каменка Порховского уезда Псковской губернии в крестьянской семье. Учился в Псковском Духовном училище, затем в Псковской Духовной семинарии. В 1893 году Иван Евсеевич закончил Санкт-Петербургскую Духовную Академию и был определен на должность помощника библиотекаря. Первая работа Евсеева, «Лукиановская рецензия LXX в славянском переводе», была опубликована в журнале «Христианское чтение» в 1894 году. В 1895 году он совершил поездку на Восток для изучения рукописей библиотеки Александрийского Патриархата в Каире. В 1897 году Иван Евсеевич блестяще защитил магистерскую диссертацию «Книга пророка Исайи в древнеславянском переводе». В речи, произнесенной перед защитой диссертации, Иван Евсеевич указал, в частности, на громадное значение текстологического изучения славянской Библии не только для истории Библии на Руси, но и для истории греческой Библии. В 1898 году И.Е. Евсеев был определен смотрителем Московского Заиконоспасского Духовного училища, а в 1902 году назначен инспектором Подольской Духовной семинарии, затем с 1904 по 1906 год он был инспектором Орловской Духовной семинарии. Во время службы Иван Евсеевич продолжал работу по изучению истории славянской и греческой Библии, а также активно занимался археологией и археографией. В 1906 году за диссертацию «Книга пророка Даниила в древнеславянском переводе» И.Е. Евсееву была присуждена степень доктора богословия, и в том же году он был назначен в Академию доцентом кафедры гомилетики и истории проповедничества. В 1909 году И.Е. Евсеев занял в Санкт-Петербургской Духовной Академии кафедру русского и церковно-славянского языков и истории русской литературы. В 1910 году он получил приглашение от Королевского общества наук в Геттингене принять участие в подготовке материалов для нового научного издания греческого текста LXX. И.Е. Евсееву было поручено собрать весь славянский материал, и он выполнил огромную работу по описанию 4 145 славянских Библейских рукописей, хранившихся в девяноста семи библиотеках России, Западной Европы и Азии. В 1911 году Иван Евсеевич составил проект научного издания славянской Библии, который был одобрен Советом Санкт-Петербургской Духовной Академии и представлен им в Святейший Синод. Одновременно он трудился над историей славянской Библии и в журнале «Христианское чтение» за 1912–1913 годы напечатал часть работы под названием «Очерки по истории славянского перевода Библии».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

II. А. И. Яковлев. Участие святителя Филарета (Дроздова) в развитии русской национальной культуры в первой половине XIX века Значение святителя Филарета (Дроздова , 1782–1867), митрополита Московского и Коломенского, в церковной и государственной жизни России XIX века давно стало предметом внимания исследователей. Его личность уже современниками воспринималась намного шире рамок церковной ограды, в которых он жил и действовал, его многообразная деятельность оказала прямое и косвенное влияние на многие стороны общественной жизни России того времени. Гениально одаренная натура московского митрополита, его активно-деятельное отношение к событиям текущей жизни нередко побуждали его вторгаться в сферы, не входящие непосредственно в ведение епархиального архиерея. Время жизни и деятельности святителя Филарета оказалось временем формирования и расцвета русской национальной культуры. Это позволяет поставить вопрос о возможном участии московского митрополита в процессе культурного развития или о его косвенном влиянии, с учетом глубинных христианских корней русской культуры и ощутимого воздействия Русской Церкви на этот процесс. 1 Культура не является исключительно сферой досуга или сферой деятельности отдельных одаренных личностей, она формируется в сфере духовного производства и отвечает потребностям общества в создании разнообразных систем его жизнеобеспечения; культура составляет «содержание духовного производства» – производства художественных и интеллектуальных ценностей. Однако для более точного разграничения различных культур, существующих в мире, необходимо дополнить предложенное определение, используя уточнение Б. С. Ерасова: «Культура как специфическая система норм, ценностей и смыслов, отличающая одно общество от другого (или различные части общества – социально-статусные или профессиональные), способствующая его интеграции и придающая ему самобытность» 1 . Тем самым явление культуры с необходимостью должно обрести национальные и конфессиональные черты, что побуждает к уточнению соотношения понятий «культура» и «цивилизация».

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ru...

1676 . Общее историко-критическое введение в Священные Ветхозаветные книги. – Казань: Типо-лит. Имп. ун-та, 1902. – XV, 591 с. То же. – 2-е изд. – Казань: Центр, тип., 1910. – 524, 3 с.1677. Основные идеи и характер Ветхозаветного учения о бессмертии души в сравнении с учением египтян и персов: Речь перед публичной защитой магистерской диссертации «Учение Ветхого Завета о бессмертии души и загробной жизни»//Правосл. собеседник. – 1883. – Ч. 1. – С. 3–13. 1678 . Отзыв о сочинении В. Протопопова «Переход евреев через Чермное море»//Правосл. собеседник. – 1897. – Май. – С. 136–147. 1679 . Отзыв о сочинении Никанора, епископа Гродненского на степень доктора богословия под заглавием «Экзегетико-крити-ческое Послание св. Апостола Павла к евреям». Казань, 1904//Правосл. собеседник. – 1908. – Май. – С. 50–58. 1680 . Отзыв о сочинении проф. С. Терновского «Очерки из цер-ковно-исторической географии»//Правосл. собеседник. –1902. – Сент. – С. 4. 1681 . Очерк истории толкования Ветхозаветных книг Священного Писания. – Казань: Центр, тип., 1910. – 50 с. – Отт. из: Правосл. собеседник. – 1910. 1682 . Первый вопрос «Общего введения в Священные Ветхозаветные книги»//Правосл. собеседник. – 1899. – Ч. 2. – С. 118– 130. 1683 . Повествование о творении мира и человека в первой, рторой и пятой главах Книги Бытия, в отношении к вопросу о происхождении и писателе книги/•/Правосл. собеседник. – 1880. – Апр. – С. 394–414. 1684 . Подлинность пророчества Исайи о падении Вавилона//Правосл. собеседник. – 1886. – Ч. 1. – С. 103–118. 1685 . Подлинность пророчества Исайи о моавитянах//Правосл. собеседник. – 1886. – Ч. 1. – С. 339–344. 1686 . Положительные доказательства подлинности Второзакония//Правосл. собеседник, – 1904. – Ч. 1. – С. 645–654. 1687 . Положительные доказательства подлинности Пятокни-жия//Правосл. собеседник. – 1904. – 4.1. 1688 . Происхождение и историчность книг Ездры и Неемии//Правосл. собеседник. – 1905. – Окт. – С. 189–201. 1689 . Происхождение и историчность книг Паралипоменон//Правосл. собеседник. – 1905. – Сент. – С. 189–201.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1903 году на Предварительном съезде русских филологов А.В. Михайлов впервые высказал мысль о научном издании славянской Библии. Эта идея со временем нашла воплощение в деятельности Библейской комиссии, создателем которой стал И.Е. Евсеев . А.В. Михайлов разработал также правила издания древнеславянских текстов, внесенные в Библейскую комиссию от Московского археологического общества. С 1908 года Александр Васильевич был членом Комиссии по изданию памятников древнерусской письменности, с 1914 года – членом Московского археологического общества, с 1922 года членом-корреспондентом Академии наук, Словарной комиссии. В 1915 году по инициативе А.А. Шахматова он был удостоен Ломоносовской премии за книгу «Опыт изучения текста Книги Бытия». «В истории славянской библеистики за Михайловым, бесспорно, останется место наиболее глубокого и эрудированного исследователя... Он считал, что только филологическое изучение рукописной традиции даст ответ на вопрос, где и когда были совершены ветхозаветные переводы... Наиболее крупным научным предприятием Михайлова было издание четьего списка Книги Бытия по двадцати шести спискам... Чрезвычайную ценность представляет собой очерк славянской библеистики, данный во введении к «Опыту». Работы А.В. Михайлова по изучению славянского паремийника завершились подготовкой к изданию Захарьинского паремийника 1271 года. Эта работа осталась в рукописи, так же как и словари к четьему тексту Книги Бытия, Книги Исход и Учительному Евангелию Константина Болгарского». – писал в 1979 году профессор А.А. Алексеев . Архив А.В. Михайлова хранится в Санкт-Петербургском отделении архива Академии наук, фонд 171, а также в Государственном историческом музее, фонд 107. Александр Васильевич Михайлов скончался 10 августа 1927 года в Москве. Печатные труды 957 . Греческие и древнеславянские паремийники: К вопросу о их составе и происхождении. Из истории древнеславянского перевода Священного Писания. – Варшава: Тип. Варшав. учеб. окр., 1908. – 42 с. 958 . Древнеславянский перевод Книги Руфь: Из истории перевода Священного Писания на древнеславянский язык. – Варшава: Тип. Варшав. учеб. окр., 1908. – 36 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1876 году Иван Степанович был командирован за границу с целью ознакомления с преподаванием Священного Писания в европейских университетах. В 1883 году И.С. Якимов был избран на должность экстраординарного профессора. Он состоял сотрудником журнала «Церковный вестник», а с 1878 года заведовал Отделом толкования на книги Священного Писания Ветхого Завета в журнале «Христианское чтение». Иван Степанович Якимов , замечательный гебраист и выдающийся экзегет, оставил множество специальных исследований, посвященных историко-критическому изучению и толкованию книг Ветхого Завета. «Все богословские труды при глубине содержания и талантливости изложения обличают замечательную эрудицию их автора в области Библейской истории, критики и филологии», – писал биограф. Иван Степанович Якимов скончался 16 мая 1885 года. В некрологе, помещенном в «Церковном вестнике», отмечалось: «При разнообразных направлениях западно-европейской экзегетики, не всегда согласных с духом христианства, и при неустойчивости русской экзегетической науки ему пришлось много потрудиться над проведением правильного пути среди дебрей различных гипотез. Но, будучи истинным сыном Православной Церкви и глубоко верующим христианином, он не заблудился в этих дебрях и в понимании Священного Писания всегда являлся верным православному воззрению, так что в своем лице он совмещал и глубокого ученого, и истинного христианина». Печатные труды 1703 . Ветхозаветные Священные книги и вавилоно-ассирийские памятники клинообразного письма: Актовая речь//Христиан, чтение. – 1884. – Март – апр. – С. 532–552. 1704 .. Где находился земной рай? По поводу сочинения Fr. Delitsch//Христиан, чтение. – 1882. – Сент. – окт. – С. 552–574 1705 . Когда пророчествовал Авдия?//Христиан, чтение. – 1885. – Янв.  1706 . Конспект лекций по кафедре Священного Писания, преподанных студентам 1-го курса С.-Петербургской Духовной Академии в течение 1873–1874 учеб. года. – СПб.: Лит. Траншеля, 1874. – 56 с. 1707 . Конспект лекций по Священному Писанию Ветхого Завета, читанных студентам 2-го курса С.-Петербургской Духовной Академии в 1883–1884 учеб. году. – СПб., 1884. – 116 с. – Ли-тогр.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Его книга «Руководство к последовательному чтению пророческих книг Ветхого Завета» была удостоена Макарьевской премии. Преосвященный Ириней хорошо знал древние и новые языки, был одаренным педагогом, писателем и переводчиком. Он редактировал журналы «Воскресное чтение» и «Руководство для сельских пастырей», где поместил множество статей; в качестве приложения к журналу «Руководство для сельских пастырей» он издавал «Библиографический листок». По его инициативе и указаниям при Епархиальном училищном совете начал издаваться журнал «Церковно-приходская школа». В Киевском академическом журнале преосвященный Ириней вел отдел иностранной библиографии. Епископ Ириней заботился о возрождении церковных братств, о развитии церковных попечительств, был членом Комиссии по организации Общества ревнителей Православия и благочестивой жизни. Заботился Владыка и о развитии церковных школ, о правильной постановке епархиальной благотворительности и о миссионерском деле. Как любитель и знаток церковного пения устраивал хоры при церквах, а в Каменец-Подольске создал особую Братскую школу с курсом церковного пения. «Преосвященный Ириней, ознаменовавший себя многими ценными учено-богословскими, литературными и проповедническими трудами, при своей архипастырской деятельности преимущественное внимание обращал на все центры просвещения не только духовно-учебные заведения и церковные школы, но и на министерские училища, опытною рукою направляя широкий поток народного образования по руслу древнего отечественного просвещения в духе истин святого Православия». Владыка Ириней скоропостижно скончался 10 апреля 1904 года. Печатные труды 693 . Апологетическая и полемическая литература на Западе против сочинения Ренана «Жизнь Иисуса»//Тр. Киев. Духов. Акад.– 1864. – 9. 694 . Беседа псаломщика с грамотными прихожанами о Псалтири: О надписании псалмов//Руководство для сельских пастырей. – 1870. – 43, 49, 52. 695 . За веру и против неверия, или Общепонятная защита главных оснований христианского вероучения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1869 году, с введением нового Устава, по которому кафедры физико-математических наук в Академии были упразднены, Е.И. Ловягин занял должность профессора греческого языка и словесности. В 1872 году Евграф Иванович защитил докторскую диссертацию на тему «Об отношении писателей классических к библейским по воззрениям христианских апологетов». В 1873 году он был избран на должность помощника ректора по церковно-практическому отделению. Евграф Иванович активно участвовал в подготовке синодального перевода Библии. С 1858 года он входил в состав образовавшегося при Санкт-Петербургской Духовной Академии Комитета по переводу Евангелия от Матфея, а также Комиссии, готовившей перевод Ветхого Завета, перевел с греческого языка книги Товит и Есфирь, а также Маккавейские книги. В 1863 году вместе с М.А. Голубевым и И.Е. Троицким рассматривал текст изданной К. фон Тишендорфом Синайской рукописи Библии. Евграф Иванович переводил с греческого древние памятники, в том числе перевел тексты древних литургий для издания «Собрания древних литургий», при поддержке митрополита Петербургского Никанора и на его средства опубликовал огромный труд «Богослужебные каноны на греческом, славянском и русском языках. В трех книгах». По отзыву А.С. Родосского , «это издание – явление небывалое и не имеющее сходства и подобия с каким-нибудь изданием в богословской литературе». Евграф Иванович также переводил бумаги, присылавшиеся в Россию Восточными Патриархами и иерархами. В 1895 году он вышел в отставку. Евграф Иванович Ловягин скончался 27 марта 1909 года. В надгробном слове один из старейших членов академической корпорации Н.В. Покровский охарактеризовал Евграфа Ивановича как «мужа совета и разума», назвал его «живой летописью академической жизни и оплотом Академии». Печатные труды 803 . Акты о признании Еллинской Церкви самостоятельною//Христиан, чтение. – 1851. – Ч. 2. 804 . Акты о признании Сербской Церкви самостоятельною//Христиан, чтение. – 1882. – 4.1. 805 . Бесполезные забавы//Духов, беседа. – 1865. – 35.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

83 . Всемирный потоп//Правосл. собеседник. – 1906. Апр.– май. 84 . Еврейские цари. – Казань: Тип. Имп. ун-та, 1884. – IV, 443с. То же. – 2-е изд. – Казань: Центр, тип.,, 1906. – 7, 382 с. 85 . Жизнь первозданных людей в раю//Правосл. собеседник. – 1904. – Сент. – окт. 86 . К вопросу о библейской истории миротворения: (несколько замечаний на статью А. Архангельского «Библейская нисмшиния). – Казань: Тип. Имп. ун-та. 1890. – 67 с. – Отд. отт. из: Правосл. собеседник. – 1890. 87 . К вопросу о ессеях//Правосл. собеседник. – 1873. – Ч. 3. 88 . Митрополит Антоний (Вадковский) в Казанский период его жизни и деятельности. – Казань: Центр, тип., 1913. – 21 с.: портр. 89 . Начало истории мира и человека по первым страницам Библии. – Казань: Центр, тип., 1906. – VIII, 442, XI с. 90 . Начальные черты истории рода человеческого после грехопадения: Потомство Адама, его характер и судьба//Правосл. собеседник. – 1905. – Сент. – окт. 91 . Начальные черты истории рода человеческого после потопа: Ной и его потомство. Вавилонское столпотворение и смешение языков)//Правосл. собеседник. – 1906. – Июнь – июль. 92 . Об идолопоклонстве евреев в период Судей//Правосл. собеседник. – 1871. – Ч. 2. 93 . Об Иосифе, библейском Патриархе: Публичные лекции. – Казань: Тип. Имп. ун-та, 1891. – 65 с. 94 . Об Ироде, так называемом Великом: Публичное чтение. – Казань: Типо-лит. Имп. ун-та, 1896. – 28 с. – Отт. из: Правосл. собеседник. – 1896. 95 . Падение человека и его последствия//Правосл. собеседник. – 1905. – Янв. – дек. 96 . Первоначальное жилище человека на земле – рай в Едеме//Правосл. собеседник. – 1904. – Янв. – февр. 97 . Происхождение человека, его природа, достоинство и назначение//Правосл. собеседник. – 1903. – Янв. – март. 98 . Соломон внебиблейский: Речь на торжественном годовом собрании Казанской Духовной Академии, 1884. – Казань: Тип. Имп. ун-та, Ценз. 1884. – 40 с. 99 . Странная апология: (Нечто о Л. Андрееве и его ценителях). – Казань: Центр, тип., 1909. – 20 с. – Отт. из: Правосл. собеседник.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1870 г. протоиерей Г. С. Дебольский выступил в духовном журнале «Странник» с несколькими статьями, связанными между собой общин замыслом: «Безбожие» (1870, февр.), «О духовности души человеческой (1870, июль, август), «О бессмертии души» (1870, авг., сент.). И в самом деле: безбожие приводит к бездуховности, бездуховность распространяет безнравственность, а последняя и есть: «будем есть и пить, ведь завтра умрем» – отрицание сверхвременного бытия человеческой души, её бессмертия. Не легко и просто, как это может казаться со стороны, писать о бессмертии души. И дело здесь во многом: во-первых, в «духе века сего», который постоянно противится освобождению человеческого духа от его наваждений, во-вторых, сложна и сама проблема как таковая, связанная со всеми основными и психологическими и богословскими темами. В разных ракурсах русская мысль постоянно обращается к этой проблеме. Это и упоминавшиеся работы XVIII в.: Д. Аничков «Слово о невещественности души человеческой и из оной происходящем ее бессмертии» (М., 1777), В. Золотницкий «Рассуждение о бессмертии человеческой души» (СПб., 1768), его же «Доказательство бессмертия души человеческой» (СПб., 1780). В XIX в. на эту тему писали: митр. Московский Филарет (Дроздов , 1782–1867) «О бессмертии и воскресении» (написано в первой половине XIX в., изд.: М., 1910), П. Юнгеров «Учение Ветхого Завета о бессмертии души и загробной жизни» (Казань, 1882), В. Кудрявцев-Платонов «Бессмертие души» (впервые в журнале «Вера и разум». 1885–1886), С. Глаголев «Вопрос о бессмертии души» (Вопросы философии и психологии. 1893, кн. 4/19–5/20), А. М. Шилтов «О бессмертии души» (Изд. 2. М, 1898), П. Я. Светлов «Христианская вера в бессмертие» (СПБ., 1898). Здесь пришлись кстати и переводные работы на эту тему: Р. Эмерсон «О бессмертии души» (М., 1887), У. Джемс «О человеческом бессмертии» (М., 1901). В начале XX в. интерес к этой теме не ослаб, о чем свидетельствуют работы: С. Трубецкой «Вера в бессмертие» (Вопросы философии и психологии. 1902, кн. 3 ⁄ 63 ), П. Стоян «Бессмертие души» (СПб., 1908), Н. Лосский «Идея бессмертия души как проблема теории знания» (Вопросы философии и психологии. 1910, кн. 4 ⁄ 104 ), А. Давыдов «Научные доказательства нашего личного бессмертия» (М., 1914).

http://azbyka.ru/tryoxvekovoj-dialog-psi...

Его отзыв-письмо Гоголь получил вместе с письмом П.А. Плетнева, написанным 4/16 апреля 1847 года. Примечательно, что в тот же день 9 мая н. ст., когда Гоголь откликнулся на письмо отца Матвея, он дал ответ и на замечания святителя Игнатия (обращаясь к Плетневу): «Что касается до письма Брянчанинова, то надобно отдать справедливость нашему духовенству за твердое познание догматов. Всё сказано справедливо и всё верно. Но чтобы произнести полный суд моей книге, для этого нужно быть глубокому душеведцу, нужно почувствовать и услышать страданье той половины современного человечества, с которою даже не имеет и случаев сойтись монах; нужно знать не свою жизнь, но жизнь многих. Поэтому никак для меня не удивительно, что им видится в моей книге смешение света со тьмой. Свет для них та сторона, которая им знакома; тьма та сторона, которая им незнакома» (XIII, 305–306). Гоголь имеет в виду строки из письма святителя Игнатия: « есть и у человека врожденное вдохновение, более или менее развитое, происходящее от движения чувств сердечных. Истина отвергает это вдохновение как смешанное, умерщвляет его, чтоб Дух, пришедши, воскресил его в обновленном состоянии. Если же человек прежде очищения Истиною будет руководствоваться своим вдохновением, то он будет издавать для себя и для других не чистый свет, но смешанный, обманчивый, потому что в сердце его живет не простое добро, но добро, смешанное со злом» . Из известных А.П. Толстому «духовных лиц» более других был близок к гоголевскому пониманию художественного творчества митрополит Московский Филарет (в миру Василий Михайлович Дроздов; 1782–1867). Сам митрополит написал несколько вдохновенных лирических стихотворений, проникнутых христианским богомыслием, в том числе «Вечернюю песнь путника» (1820) , а также «Не напрасно, не случайно…» (1830) – ответ на стихотворение Пушкина «Дар напрасный, дар случайный…» (1828). Ответ митрополита поэту поначалу распространялся в списках, а затем был обнародован в статье С.А. Бурачка «Видение в царстве духов» (Маяк.

http://pravoslavie.ru/72785.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010