И не просто вечная, но когда она причастна тому Доброму, Высшему, Лучшему, слабые отблески которого радуют каждого в его земном пути. Само слово счастье, которого так ищут люди, означает со-участие, одна часть с чем-либо или, вернее, с кем-либо. Так с Кем же человек может быть счастлив, и при этом счастлив вечно? Теперь представьте, что вы заблудились в лесу (это лучше, чем пустыня Сахара, но все же...) и встречаете человека, который говорит: «Отсюда нет выхода, поэтому ты навсегда обречен остаться в этом буреломе. Давай строить шалаши, украшать себя бусами из желудей и шишек, изучать муравейники. Ведь нам все равно не видать другой жизни». Но вдруг подходит еще человек и говорит: «Поверьте, выход есть. Но чтобы достичь его, надо идти и не привязываться к этим шалашам, бусам и муравейникам. Ведь там нас ждет лучшая жизнь». Итак, может быть, стоит идти? Великий поэт Александр Сергеевич Пушкин как-то в трудные минуты написал: Дар напрасный, дар случайный, Жизнь, зачем ты мне дана? Иль зачем судьбою тайной Ты на казнь осуждена? Кто меня враждебной властью Из ничтожества воззвал, Душу мне наполнил страстью, Ум сомненьем взволновал? Цели нет передо мною: Сердце пусто, празден ум, И томит меня тоскою Однозвучный жизни шум. Строки попали к митрополиту Московскому Филарету (Дроздову ; 1782–1867) (один из высших церковных чинов), прозванному Мудрым. И он ответил поэту стихотворением: Не напрасно, не случайно Жизнь от Бога мне дана, Не без воли Бога тайной И на казнь осуждена, Сам я своенравной властью Зло из темных бездн воззвал, Сам наполнил Душу страстью, Ум сомненьем взволновал. Вспомнись мне, Забвенный мною! Просияй сквозь сумрак дум – И созиждется Тобою Сердце чисто, светел ум. Ответ святого митрополита открыл самую суть внутренних мучений поэта. Наверное, здесь можно найти мудрую подсказку, где же кроется смысл жизни. Чтобы эту подсказку понять, подумайте, к кому обращена последняя строфа. А Пушкин написал благодарное стихотворное послание, в котором есть такие слова: Я лил потоки слез нежданных.

http://azbyka.ru/otechnik/Valerij_Duhani...

Статья Данная статья посвящена учено-монашеским концепциям двух великих представителей академического монашества и епископата Православной Российской Церкви второй noлobuhы XVIII — nepboй половины XIX b.: митрополита Платона (Левшина; 1737–1812) и святителя Филарета (Дроздова; 1782–1867). Ученое монашество — особое явление в истории Русской Церкви и означает не просто монашествующих авторов, имеющих ученые труды (таковые были на Руси с первых десятилетий христианства), а выпускников духовных школ, принимавших монашество и продолжавших в дальнейшем духовно-просветительское служение. Наверное, в современном контексте, когда под «ученым» понимается человек, посвятивший жизнь научным исследованиям, более адекватен термин «академическое монашество», ибо не от каждого монашествующего выпускника духовной школы можно требовать научной деятельности в прямом смысле слов. Однако этот диссонанс между именованием «ученые монахи» и отсутствием у большинства из них научных трудов — реалии kohцa XIX — haчaлa XX b. В эпоху, на которой сфокусировано внимание в данной статье, именование «ученое монашество» только складывалось и подразумевало выученное монашество, то есть иноков, обучавшихся в духовной школе. Связь митрополита Платона и святителя Филарета всем известна и в определенном смысле их можно называть учителем и учеником — не в школьно-аудиторном смысле, а в смысле наставнического влияния, покровительства, духовного пестования. Этим обусловлены некоторые общие черты и в богословии, и в служении, и в духовно-школьных концепциях двух московских архиереев, хотя далеко не все идеи митрополита Платона были в дальнейшем разделяемы святителем Филаретом, и объяснять это различным историческим контекстом было бы неправильным. Предысторию ученого монашества в его академическом смысле можно вести с перенесения малороссийских школьных традиций в Великороссию, которое начинается еще с cepeдuhы XVII b.: 1640-е гг. — Епифаний Славинецкий, Дамаскин Птицкий, Арсений Сатановский (выпускники Киево-Братской школы); в 1660-х гг. — новое поколение, выпускники уже Киево-Могилянской коллегии, наиболее значимым из которых был Симеон Полоцкий.

http://bogoslov.ru/article/6176226

10 Сборник мыслей и изречений митрополита Московского Филарета, извлеченных из переписки его с разными лицами. М. 1897. С.26. 11 Письма митрополита Московского Филарета к викарию московской епархии, епископу Дмитровскому Иннокентию (1827–1831).//Прибавления. М. 1872. Ч.25. Кн.1. С.48. 15 Письма Московского митрополита Филарета к покойному архиепископу Тверскому Алексию. 1843–1867. М. 1883. С.17. 16 Письма митрополита Московского Филарета к наместнику Свято-Троицкой Сергиевой лавры архимандриту Антонию. Ч.2. С.126. 18 Письма митрополита Московского Филарета к наместнику Свято-Троицкой Сергиевой лавры архимандриту Антонию. Ч.4. С.141. 23 Резолюции московского митрополита Филарета.//Чтения в Императорском Обществе истории и древностей Российских. М. 1877. Кн.2. С.42. 24 Сборник, изданный Обществом любителей духовного просвещения, по случаю празднования столетнего юбилея со дня рождения (1782–1882) Филарета, митрополита Московского. В 2 т. М. 1883. Т.1. С.339 и далее; 679 и далее. 25 Сушков Н.В. Записки о жизни и времени святителя Филарета, митрополита Московского. М. 1868. С.145. 27 Письма митрополита Московского Филарета к викарию московской епархии, епископу Дмитровскому Иннокентию.//Прибавления. М. 1872. Ч.24. Кн.3. С.481. 28 Письма митрополита Московского Филарета к наместнику Свято-Троицкой Сергиевой лавры архимандриту Антонию. М. 1877. Ч.1.С.116. 38 Письма митрополита Московского Филарета к наместнику Свято-Троицкой Сергиевой лавры архимандриту Антонию. Ч.3. С.268. 42 Письма митрополита Московского Филарета (в мире Василия Михайловича Дроздова) к родным. С.90. 43 Письма митрополита Московского Филарета к наместнику Свято-Троицкой Сергиевой лавры архимандриту Антонию. Ч.1. С.38. 45 Письма митрополита Московского Филарета к викарию московской епархии епископу Дмитровскому Иннокентию.//Прибавления. Ч.24. Кн.3. С.484. Того же епископа Иннокентия митрополит Филарет просил писать ему письма запросто, без «обрядовых строк», т.е. без предваряющих титулований и заключительных выражений почитания (Там же. Ч.25. Кн.1. С.20).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

1522 . Смирнов П. А. Жизнь и учение Преосвященного Феофана, Вышенского Затворника: В память столетия со дня рождения Святителя/Афон. Рус. Пантелеймонов монастырь. – М.: Типо-лит. Ефимова, 1915. – 436. III с, 1л. портр. 1523 . Таубе М.Ф. Три столпа русского самобытного просвещения прошлого столетия: Хомяков, Достоевский и епископ Феофан, Затворник Вышенский . -Харьков: Тип. «Мирный труд», 1912. – 42 С. 1524 . Хитров М. И., прот. Преосвященный Феофан, Затворник Вышенский . – М.: Типо-лит. Ефимова, 1895. – 225 с. То же. – 2-е изд. Афон. Рус. Пантелеймонов монастырь. – М., 1У05. То же. – [Репр. изд.]. – Б.м.: Православный Свято-Тихоновский богословский институт, Филарет Дроздов (Дроздов Василий Михайлович) (1782–1867) Святитель Филарет (в мире Василий Михайлович Дроздов) родился в 1782 году в подмосковном городе Коломна в семье диакона (впоследствии священника). Первоначальное образование получил в Коломенской Духовной семинарии, а с 1800 года продолжил его в Троицкой Лаврской Духовной семинарии. По окончании семинарского курса Василий Дроздов был оставлен в ней учителем греческого и древнееврейского языков. Митрополит Платон (Левшин) вскоре заметил молодого талантливого педагога и побудил его к принятию монашества. 16 ноября 1808 года Василий принял постриг с именем Филарет в честь святого праведного Филарета Милостивого. 21 ноября митрополитом Платоном он был рукоположен во иеродиакона. В 1809 году иеродиакон Филарет был вызван в Петербург и рукоположен во иеромонаха, а в 1811 году возведен в сан архимандрита. В 1812 году он был назначен ректором Санкт-Петербургской Духовной Академии. В Петербурге вышли первые книги архимандрита Филарета. В августе 1814 года по поручению митрополита Амвросия (Подобедова) им был составлен особый чин молебствия по поводу «избавления Церкви и Державы Российской от нашествия галлов и с ним дванадесяти язык». Это был первый литургический труд будущего святителя. В том же году по поручению Комиссии духовных училищ он составил «Обозрение богословских наук».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сергий (Васильевский), архим. Высокопреосвященнейший Филарет, в схимонашестве Феодосий (Амфитеатров), митр. Киевский и Галицкий и его время. Казань, 1888. 3 т. Филарет (Гумилевский) , архиеп. Письма к А. В. Горскому. М., 1885. Филарет (Дроздов) , митр. (о его письмах и др. сочинениях см. библиогр. к Введению Б). Филарет (Дроздов) , митр. Письмо к протопресвитеру Бажанову по поводу записки о состоянии православной Церкви в России//Душеп. чт. 1889. 4. О Филарете (Дроздове) : Заозерский Н. А. Филарет, митр. Московский, как администратор и судья в своей епархии//Прибавления. 1883. 2. Корсунский И. Святитель Филарет, митр. Московский, его жизнь и деятельность на Московской кафедре по его проповедям в связи с событиями и обстоятельствами того времени. 1827–1867. Харьков, 1894. Корсунский И. Филарет Дроздов //РБС. Фабер-Цявловский. 1900. Назаревский В. Государственное учение митр. Филарета. 2-е изд. М., 1885; 3-е изд. М., 1888. Наумов Д. Филарет, митр. Московский, как канонист. М., 1893. Очерк жизни высокопреосв. Филарета, митр. Московского и Коломенского. М., 1868; 2-е изд. М., 1869. Сборник, изданный Обществом любителей духовного просвещения по случаю празднования столетнего юбилея со дня рождения (1782–1867) Филарета, митр. Московского. М., 1882–1883. 2 т. Смирнов А. А. Детство, отрочество, юность, годы учения и учительство в Троицкой лавры семинарии митр. Филарета (1782–1808). М., 1893. Смирнов А. А. Петербургский период жизни митр. Филарета (1808–1819). М., 1894. Смирнов А. А. Филарет, архиепископ Тверской, Ярославский и Московский (1819–1826). М., 1896. Сушков Н. В. Записки о жизни и времени святителя Филарета, митр. Московского. М., 1868. Филарет, митр. Московский. 1867–1917. Сборник статей к годовщине 50-летия со дня кончины Филарета, митр. Московского. Сергиев Посад, 1918. Флоровский Г. Филарет, митрополит Московский//Путь. Париж, 1928. 12. Флоровский Г. Пути русского богословия. Париж, 1937 [репринт: Вильнюс, 1991]. Jugie M. Philarete Drozdov//DTC. 1933. V. 13. 1. Sp. 1376–1395 (библиогр).

http://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/i...

Глава 6. Митрополит Филарет Московский (17821867) Митрополит Филарет – в миру Василий Дроздов, родился 26-го декабря 1782 г. в семье диакона московского пригорода Коломны. Это было чуть позднее полувекового периода после смерти Петра I-ro. Было еще свежо упразднение патриаршества, обезглавившего Церковь , и недавнее учреждение на протестантский манер Синода, ломка православного быта и учреждения духовных школ по католическому образцу. Это было смутное, переходное, неустойчивое время. Нужен был новый Моисей, который бы мог вывести народ Божий на истинный путь, ззакрепить истинные православные устои, не дать им исказиться на не должный лад, как это легко могло случится в этих создавшихся условиях. В такой критический момент Богом был послан духовный вождь, соединивший в себе и гений и святость. Такого другого Филарета не было и не будет, возгласила о нем народная молва! Мы здесь не в состоянии коснуться, хотя бы даже кратко, жизнеописания Митрополита. Мы только можем попытаться отметить его значение касательно интересующей нас темы, т.е. распространения святоотеческого учения о внутреннем делании в России. Мы скажем предварительно только несколько слов о том, какое выдающееся место занимал м. Филарет в церковной жизни своего времени. С 24-го марта 1821 г., еще в сане архиепископа, Филарет занял московскую кафедру. Ему было тогда 39 лет. Здесь он пробыл до самого гроба. В течение этих 36-ти лет (1821–1867) как утверждает его жизнеописатель Н.И. Барсов : «…Ни один вопрос догматический, канонический, церковно-законодательный, ни одно административное распряжение Св. Синода, имевшее значение для Церкви, не решались и не воспроизводились без предварительной справки о том, как думает об этом вопросе или решении Филарет, и редко что-нибудь делалось в Синоде иначе, нежели думал Филарет». И это положение существовало даже несмотря на то, что вследствие несогласий с 1843 г. митрополит раз навсегда отказался от присутствования в Синоде. Но по верному замечанию проф. архим. Константина «в этой обособленности и мог возвыситься м.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

Филарет, до пострижения Василий Михайлович Дроздов, митрополит московский, родился 26 декабря 1782 г. в городе Коломне московской губернии, где отец его Михаил Феодорович был соборным протоиереем; умер 19 нояб. 1867 г. После домашнего воспитания под руководством благочестивых и просвещенных родителей, Дроздов в 1791 г. поступил в коломенскую духовную семинарию и пробыл в ней до 1799 г., когда эта семинария, за перемещением коломенской архиерейской кафедры в Тулу, была упразднена, а город Коломна с уездом был причислен к Московской епархии. Довершать свое образование Дроздову, вследствие этого, пришлось в Троицкой лаврской семинарии, находившейся под особым покровительством и ближайшим попечением знаменитого митрополита московского Платона II (Левшина) († 1812). Здесь он учился в философском и богословском классах с марта 1800-го и до нояб. 1803 г. Окончив курс наук с блестящим успехом в этой, стоявшей тогда наравне с академиями, духовной семинарии, Дроздов 21 ноября того же 1803 г., после произведенного ему лично самим митроп. Платоном экзамена, определен был на должность учителя греческого и еврейского языков в той же лаврской семинарии. Уже во время обучения в семинарии и на первых порах учительства обнаружились необыкновенные духовные дарования Дроздова и его образцово-честное поведение. «Вы подлинно имеете драгоценный залог и свидетельство Божиего к вам благоволения в талантах, а паче в честном поведении сына вашего», писал к родителю Дроздова ректор лаврской семинарии архим. Евграф Музалевский-Платонов. Особенно же блестящий проповеднический талант Дроздова скоро выдвинул его из ряда других учителей и был причиною быстрого движения его по службе. 12 января 1806 г. Дроздов произнес первую замечательную проповедь в Троицком соборе Сергиевой лавры, в день торжества освобождения лавры от поляков, и митроп. Платон от 4 марта того же года, по прочтении и совершенном одобрении проповеди, писал викарию своему, епископу дмитровскому Августину (Виноградскому) : «А у меня проявился отличнейший проповедник, учитель Дроздов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

святитель Филарет Московский (Дроздов) (1782–1867) Библиография Библейская история Догматико-полемические труды Литургика Нравственно-аскетические труды Основы православия Отзывы и рецензии Письма Священное Писание Ветхого Завета Слова Аудиокниги Труды на иностранных языках святитель Филарет Московский (Дроздов) Выдающийся церковный и государственный деятель XIX века. Богослов, ученый, подвижник, духовный писатель и проповедник, основатель многих монастырей и монастырских скитов, академик Императорской АН, почетный доктор философии Дерптского университета, автор знаменитого " Катехизиса Православной Кафолической Восточной Церкви " . Детские и молодые годы Святитель Филарет (мирское имя — Василий Михайлович Дроздов) родился в Московской губернии, в городе Коломне, в семье диакона, 26 декабря 1782 года. Как по отцу, так и по матери он принадлежал к линии потомственного духовенства. В детстве Василий получил прекрасное нравственное воспитание, должное первоначальное образование. Отмечают, что уже в этом возрасте в нём проявились стремления к знаниям. По достижении надлежащего возраста, он был зачислен в Коломенскую семинарию. Учился с охотой, слыл в числе лучших студентов. Затем он продолжил образование в Троице-Сергиевой Лавре. Праздных компаний он не любил и выделялся среди однокурсников привычкой уединяться: в основном для молитвы, или для чтения назидательных книг. Кроме того он любил играть на гуслях и в шахматы. По окончании образовательного курса Василий Михайлович принял предложение руководства и остался работать преподавателем поэзии. В своё время он попал в поле зрения великого русского пастыря, митрополита Платона (Левшина) , подвизавшегося в Вифанском скиту, неподалеку от Лавры. Владыка заметил его дарования и прозрел в нём Божьего служителя. Однажды жители Коломны обратились к митрополиту Платону с житейской, казалось бы, просьбой определить к ним Василия Михайловича священником. Но просьба была отклонена: владыка Платон предполагал для него другое будущее. Монашеская жизнь

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Пресняков А. Е. Александр I. Пг., 1924. Профессор Московской Духовной Академии П. С. Казанский и его переписка с архиепископом Костромским Платоном/Под ред. А. А. Беляева//БВ. 1903–1905, 1910–1914, 1916. Рассказы князя А. Н. Голицына. Из записок Ю. П. Бартенева//Рус. арх. 1886. 5. Родзянко М. В. Крушение империи. Записки председателя Русской Государственной думы//Архив русской революции. Берлин, 1926. Т. 17; то же. Л., 1927. Рождественский С. В. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения. 1802–1902. СПб., 1902. Рункевич С. Г. Русская Церковь в XIX веке (см. библиогр. к Введению Б). Савва (Тихомиров), архиеп. Хроника моей жизни. Сергиев Посад, 1897–1911. 9 т. Сергий (Васильевский), архим. Высокопреосвященнейший Филарет, в схимонашестве Феодосий (Амфитеатров), митр. Киевский и Галицкий и его время. Казань, 1888. 3 т. Филарет (Гумилевский), архиеп. Письма к А. В. Горскому. М., 1885. Филарет (Дроздов), митр. (о его письмах и др. сочинениях см. библиогр. к Введению Б). Филарет (Дроздов), митр. Письмо к протопресвитеру Бажанову по поводу записки о состоянии православной Церкви в России//Душеп. чт. 1889. 4. О Филарете (Дроздове): Заозерский Н. А. Филарет, митр. Московский, как администратор и судья в своей епархии//Прибавления. 1883. 2. Корсунский И. Святитель Филарет, митр. Московский, его жизнь и деятельность на Московской кафедре по его проповедям в связи с событиями и обстоятельствами того времени. 1827–1867. Харьков, 1894. Корсунский И. Филарет Дроздов//РБС. Фабер—Цявловский. 1900. Назаревский В. Государственное учение митр. Филарета. 2-е изд. М., 1885; 3-е изд. М., 1888. Наумов Д. Филарет, митр. Московский, как канонист. М., 1893. Очерк жизни высокопреосв. Филарета, митр. Московского и Коломенского. М., 1868; 2-е изд. М., 1869. Сборник, изданный Обществом любителей духовного просвещения по случаю празднования столетнего юбилея со дня рождения (1782–1867) Филарета, митр. Московского. М., 1882–1883. 2 т. Смирнов А. А. Детство, отрочество, юность, годы учения и учительство в Троицкой лавры семинарии митр. Филарета (1782–1808). М., 1893.

http://sedmitza.ru/lib/text/439983/

Рассказы князя А. Н. Голицына. Из записок Ю. П. Бартенева//Рус. арх. 1886. 5. Родзянко М. В. Крушение империи. Записки председателя Русской Государственной думы//Архив русской революции. Берлин, 1926. Т. 17; то же. Л., 1927. Рождественский С. В. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения. 1802–1902. СПб., 1902. Рункевич С. Г. Русская Церковь в XIX веке (см. библиогр. к Введению Б). Савва (Тихомиров), архиеп. Хроника моей жизни. Сергиев Посад, 1897–1911. 9 т. Сергий (Васильевский), архим. Высокопреосвященнейший Филарет, в схимонашестве Феодосий (Амфитеатров), митр. Киевский и Галицкий и его время. Казань, 1888. 3 т. Филарет (Гумилевский), архиеп. Письма к А. В. Горскому. М., 1885. Филарет (Дроздов), митр. (о его письмах и др. сочинениях см. библиогр. к Введению Б). Филарет (Дроздов), митр. Письмо к протопресвитеру Бажанову по поводу записки о состоянии православной Церкви в России//Душеп. чт. 1889. 4. О Филарете (Дроздове): Заозерский Н. А. Филарет, митр. Московский, как администратор и судья в своей епархии//Прибавления. 1883. 2. Корсунский И. Святитель Филарет, митр. Московский, его жизнь и деятельность на Московской кафедре по его проповедям в связи с событиями и обстоятельствами того времени. 1827–1867. Харьков, 1894. Корсунский И. Филарет Дроздов//РБС. Фабер—Цявловский. 1900. Назаревский В. Государственное учение митр. Филарета. 2–е изд. М., 1885; 3–е изд. М., 1888. Наумов Д. Филарет, митр. Московский, как канонист. М., 1893. Очерк жизни высокопреосв. Филарета, митр. Московского и Коломенского. М., 1868; 2–е изд. М., 1869. Сборник, изданный Обществом любителей духовного просвещения по случаю празднования столетнего юбилея со дня рождения (1782–1867) Филарета, митр. Московского. М., 1882–1883. 2 т. Смирнов А. А. Детство, отрочество, юность, годы учения и учительство в Троицкой лавры семинарии митр. Филарета (1782–1808). М., 1893. Смирнов А. А. Петербургский период жизни митр. Филарета (1808–1819). М., 1894. Смирнов А. А. Филарет, архиепископ Тверской, Ярославский и Московский (1819–1826). М., 1896.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010