Древняя Русь



 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

“Русь” и “Русская земля” в мировоззрении ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... С. М. Прокудина-Горского В науке, как отечественной, так и зарубежной, до сих пор не прекращаются споры о происхождении названий Русь, русский: варяжском, южнорусском, греческом и т. д. До конца не определены и понятия, этими словами обозначаемые. Не существует и единого мнения о формировании и значении концепта Русская земля. И я не ставлю перед собой целью разобрать в данной статье различные точки зрения на поставленные выше вопросы [1] и выявить (на основе уже моего субъективного мнения) более предпочтительные ответы, поддерживая ту или иную научную гипотезу. Мне бы хотелось взглянуть на проблему, так сказать, “изнутри”, глазами древнерусских писателей, то есть, предпринять попытку рассмотреть генезис концептов русь Русь и Русская земля в мировоззрении древнерусских книжников XI-XV вв. и попытаться выяснить, что же они сами вкладывали в эти понятия. «…ОТ ВАРЯГЪ БО ПРОЗВАШАСЯ РУСЬЮ…» Наиболее часто и концептуально осознанно понятия Русь и Русская земля используются в раннем русском летописании. И связаны они с общей историософской концепцией начальной русской истории, осмысленной через призму Святого Писания и изложенной древнерусскими книжниками в «Повести временных ... далее ...
ДРЕВНЯЯ РУСЬИскать в Источникеpravenc.ru
... РУСЬ ( Древнерусское гос-во ) , древнейшее гос-во вост. славян, сложившееся в IX-X вв. и простиравшееся от Балтийского побережья на севере до причерноморских степей на юге, от Карпат на западе до Ср. Поволжья на востоке. Его образование и развитие сопровождались интенсивными процессами межэтнического взаимодействия, к-рые привели либо к ассимиляции славянами балтских, прибалтийско- и поволжско-фин., иран. племен, населявших эти территории, либо к устойчивому включению их в данническую сферу Руси. В результате в рамках Д. Р. возникла единая народность, к-рая послужила впосл. общей основой для великорус., укр. и белорус. народов. Начало формирования последних по лингвистическим признакам относится к XIV-XV вв. На XIV в. приходится также и интенсивный распад былого древнерус. единства не столько вслед. общего ослабления княжеств под властью монголов, сколько вслед. утраты династической общности в результате включения зап. и юж. земель Руси в состав Литовского и Польского гос-в. Т. о., 2-ю пол. XIII в. следует считать верхним хронологическим рубежом Д. Р. В этом смысле нельзя признать вполне оправданным нередко встречающееся применение определения «древнерусский» к более ... далее ...
Древняя Русь – в мультиках? | Православие и мирИскать в Источникеpravmir.ru
... Вы думаете, про что может быть анимационный фильм? Можно ли средствами анимации изобразить битву на Калке, Димитрия Донского или святого Сергия Радонежского? Корреспондент «Правмира» беседовал с первокурсниками ВГИКа. Преподобный Сергий Радонежский: загадки и секреты жития Житие в миниатюре: Древняя летопись о преподобном Сергии Преподобный Сергий Радонежский: загадки и секреты жития Нежная сказка про святого Сергия Темами своих проектов будущих анимационных фильмов первокурсники ВГИКА неожиданно выбрали Древнюю Русь и жития святых. Мы попросили рассказать их, чем продиктован такой выбор. Кроме того, работы ребят выявили несколько подходов к изображению истории средствами анимации. Рассказывает студентка первого курса Наталья Королькова: «Насчет «почему» – все просто: это задание по истории. У первого курса есть задание сделать краткую разработку; временные рамки – допетровская эпоха. Святой Сергий Радонежский Просто когда нахожусь в местах, которые люди зовут святыми, я что-то чувствую. И так еще с детства. Поэтому это мне интересно… А было это или не было – это уже вопрос веры – каждый решит для себя. Преподобный Сергий с медведем Пока что моя жизнь складывалась ... далее ...
ДРЕВНЯЯ РУСЬ • Православная Энциклопедия под ...Искать в Источникеpravenc.ru
... Древнерусское гос-во ) , древнейшее гос-во вост. славян, сложившееся в IX-X вв. и простиравшееся от Балтийского побережья на севере до причерноморских степей на юге, от Карпат на западе до Ср. Поволжья на востоке. Его образование и развитие сопровождались интенсивными процессами межэтнического взаимодействия, к-рые привели либо к ассимиляции славянами балтских, прибалтийско- и поволжско-фин., иран. племен, населявших эти территории, либо к устойчивому включению их в данническую сферу Руси. В результате в рамках Д. Р. возникла единая народность, к-рая послужила впосл. общей основой для великорус., укр. и белорус. народов. Начало формирования последних по лингвистическим признакам относится к XIV-XV вв. На XIV в. приходится также и интенсивный распад былого древнерус. единства не столько вслед. общего ослабления княжеств под властью монголов, сколько вслед. утраты династической общности в результате включения зап. и юж. земель Руси в состав Литовского и Польского гос-в. Т. о., 2-ю пол. XIII в. следует считать верхним хронологическим рубежом Д. Р. В этом смысле нельзя признать вполне оправданным нередко встречающееся применение определения «древнерусский» к более поздним ... далее ...
В РГАДА обнаружен первый древнерусский ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... написанное православным автором, получившим образование в одной из европейских стран, либо перевод, подвергшийся на русской почве существенной переработке. В любом случае, мы имеем дело с текстом, интегрированным в русскую культуру. Сочинение изучено международным коллективом авторов из Православной Энциклопедии, Упсальского университета (Швеция) и Института русского языка им. А. С. Пушкина. Результаты исследования опубликованы (Королев А., Майер И., Шамин С. Сочинение о демонах из архива Посольского приказа: К вопросу о культурных контактах России и Европы в последней трети XVII столетия Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2009 г. № 4) 38 ( . С. 108-121 ) . С полным текстом сочинения о демонах можно ознакомиться на сайте журнала «Древняя Русь». Седмица. Ru Другие новости раздела Сравнительное богословие 2. 02. 18 17: 56 Католические епископы Германии отвергли новый вариант молитвы, предложенный Папой 23. 12. 17 10: 08 Книжная суббота. Чугунова Т. Г. Уильям Тиндел: Слово, церковь и государство в раннем английском протестантизме. М. ; СПб., 2017. 8. 09. 17 10: 47 Проверьте свои знания. Тест: почувствуй себя схоластом 23. 08. 17 08: 10 Папа Франциск направил послание Синоду ... далее ...
Окно в горний мир (+ВИДЕО) / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... упрекают в том, что тут всё очень сложно и не всегда понятно. Люди хотят упрощения, чтобы храмовое убранство было ближе к современному человеку. Что на это можно ответить? – Упрощения я понимаю. А то, что пришло к нам в XVIII веке, действительно, было настолько неорганично для Руси и малопонятно, что в общем-то выпало из церковного поля. Вспомните памятники древнерусского искусства, например церковь Покрова-на-Нерли, Спасский собор Андроникова монастыря или Троицкий собор Троице-Сергиевой Лавры. Вот, пожалуйста, простота, ясность, чистота форм, некий архетип, я бы так сказал. Именно Древняя Русь до недавних пор, слава Богу, несла еще нам эти архетипы. Здесь нет лишних украшений, но есть то, что понятно и ясно раскрывает смысл нашего вероучения. Это и есть литургическое творчество. Когда мы чрезмерно наполняем храмы дополнительными дидактическими материалами в росписях, в украшениях, мы тем самым всё несколько усложняем. Для человека просто и ясно воспринимать становится уже невозможно, и некоторые люди, наталкиваясь на эти излишества, зайдя в храм, в следующий раз уже не приходят. И не приходят в Церковь. Потому что не понимают. Наша задача – не упростить и сделать ... далее ...
Русь у стен Царьграда / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... Божия Матерь Своей благодатью покрыла столицу и усмирила воинственных россов. Через неделю после ухода Аскольда, 2 июля, чудотворную ризу торжественно возвратили на ее место – в ковчег Влахернского храма. В воспоминание событий, случившихся в V и IX веках, святитель Фотий установил ежегодное празднование Положения ризы Богоматери 2 июля. Таким образом, этот праздник стал не только благодарным напоминанием о чудесном спасении Царьграда от грозной осады, но и предвозвещал грядущее спасение Руси, ее выход из языческого суеверия к вечной жизни. Неведомая ране Русь Походом 860 года Древняя Русь впервые громогласно заявила о себе как о государстве. Всего за неделю, проведенную под стенами Царьграда, руссы сумели не только получить огромную контрибуцию и заключить почетный для них мир с Византией, но и завоевать официальное признание со стороны великой империи и сопредельных с ней стран. Да, формально руссы потерпели поражение, но это поражение было воспринято как начало русской славы: Русь вышла на арену всемирной истории. Не случайно Нестор Летописец впоследствии отмечал, что именно с этого момента «стала прозываться Русская земля», и именно с царствования императора ... далее ...
Происхождение Последования ко Святому Причащению ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... E. Tisserant. Vol. III: 1. Vat., 1964. ( Studi e testi; 233 ) . P. 47–76 (, — но при этом сказано, что в случае совершения литургии следует использовать только сами молитвы. [9] Например, в Евхологии Стратигия, Paris. Coisl. 213, 1027 г. — древнейшем из тех рукописей Евхология, которые происходят из самого Константинополя) см. : Дмитриевский А. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока. К., 1901. Т. 2. С. 1012 (. Ср. в древнерусской традиции: Желтов М., свящ. Молитвы во время причащения священнослужителей в древнерусских Служебниках XIII–XIV вв. Древняя Русь: вопросы медиевистики. М., 2009. № 35. C. 75–92. [10] Издание: Goltz E. A.) Λόγος σωτηρίας πρὸς τὴν παρθένον. De virginitate: Eine echte Schrift des Athanasius. Lpz., 1905. (Texte und Untersuchungen zur Geschichte der altchristlichen Literatur; 29) . Сочинение имеет обширную рукописную традицию, не вполне учтенную в указанном издании ( см. : CPG. № 2248 ) . [11] Греческий текст устава приведен в неопубликованной докторской диссертации Георги Парпулова: Parpulov G. Toward a History of Byzantine Psalters Diss. : The University of Chicago. Chicago (IL) , 2004. P. 431–443. [12] ... далее ...
ВХОЖДЕНИЕ ВО ХРАМ — Фоторассказы священника ...Искать в Источникеazbyka.ru
... подчиняющей себе весь экстерьер и выступающей в качестве видимого знака, указывающего на Божественное достоинство Христа, «Которого Бог посадил превыше всего, покорив все под ноги Его, и поставил Главою Церкви, которая есть Тело Его» ( Еф. 1, 22 ) . Возле церкви пристроена колокольня… (Подробнее об устройстве храма читайте в фотоальбоме ЦЕРКОВЬ) Мы как-то по умолчанию начали употреблять слова храм, церковь, собор. Что это за слова? Что они значат? На Руси «все древнерусские тексты… называют храмы и церкви домом (дом Господень, дом Божий, дом Пречистыя, молитвенный дом) » (Колесов В. Древняя Русь: наследие в слове. Мир человека. СПб. : Филологический факультет СПб. Государственного университета. 2000. С. 208) . Только в XIII веке «церковный дом», дом Господень начинают именовать храмом (хоромами) . До этого хоромами называли только языческие храмы (см. летописные рассказы о князе Владимире, где постоянно встречаются храмы идольския) . Слово хоромы обозначает нарядное, высокое здание, чем-либо выделяющееся среди других домов. Таким отныне считается православный храм. В это же время большие храмы начинают именоваться соборами. (От того, что собирали большое количество ... далее ...
Обзор православных лагерей | Азбука воспитанияИскать в Источникеazbyka.ru
... не стремится развлекать или «чем-нибудь» занимать ребят. Нам важно, чтобы они сами почувствовали радость открытий, совместной командной работы, преодоления трудностей и увлеклись удивительной жизнью в лесу». 16–23 июня. Лагерь «Лесной городок» 7–9 лет. 1 смена. Путешествие в неведанную страну: через сказочные приключения дать ребятам начальные знания о природе. 23–30 июня. Лагерь «Лесной городок» 8–10 лет. 2 смена. Затерянный мир: как обустроить жизнь в лесу, как готовить пищу, искать пути-дороги, понимать окружающий мир. с 30 июня по 7 июля. Лагерь «Лесной городок»9–11 лет 3 смена. Древняя Русь: культурно-исторический лагерь, погруженный в контекст начального периода нашей Родины. Ремёсла, воинские забавы, изучение традиций 7–14 июля. Лагерь «Лесной городок» 10–12 лет. 4 смена. Ратный путь: военно-приключенческий игровой лагерь. 14–21 июля. Лагерь «Лесной городок» 11–13 лет. 5 смена. Экспедиция: серьёзная туристическая практика с элементами выживания в дикой природе 21–28 июля. Лагерь «Лесной городок» 2–99 лет. Семейная смена «Большое Гнездо»: лучшая возможность замечательно отдохнуть всей семьёй на лоне природы. Детский православный лагерь «Азбука Православия», ... далее ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: Древняя Русь
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"