Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НАЗАРЕНКО Александр Васильевич (16.01.1948, Панявежис, Литовская ССР - 19. 01. 2022, Москва), российский историк-медиевист, филолог. Главный научный сотрудник ИВИ РАН, руководитель Центра истории религии и Церкви ИРИ РАН (с 2012), председатель Научного совета РАН «Роль религий в истории», член Церковно-научного и Научно-редакционного советов «Православной энциклопедии», член совета, председатель научной секции ИППО, ответственный редактор альманахов «Религии мира: история и современность», «Церковь в истории России», член редколлегии периодических изданий: «Древнейшие государства Восточной Европы», «Древняя Русь: вопросы медиевистики», «Средневековая Русь», «Православный Палестинский сборник» и др. Автор ок. 400 научных работ. Окончил физико-математическую школу-интернат 18 им. А. Н. Колмогорова при МГУ (1967), филологический фак-т МГУ (по кафедре романо-герм. филологии) (1972). В 70-90-х гг. XX в. научная деятельность Н. была связана с проектом Ин-та истории СССР АН СССР (с 1992 ИРИ РАН) по изданию зарубежных источников по истории Др. Руси, к-рый в 1969 г. инициировал В. Т. Пашуто. Защитил кандидатскую («Русь и Германия во 2-й пол. Х в.: Начало политических взаимоотношений», 1989) и докторскую («Древняя Русь и Запад: Русско-немецкие связи IX-XII вв.», 1996) диссертации. Во время продолжительной работы в Ин-те «Monumenta Germaniae Historica» в Мюнхене (в качестве стипендиата Фонда им. Александра Гумбольдта) им были собраны материалы и написаны статьи по истории политических, культурных, экономических связей Древнерусского гос-ва со странами лат. Европы и с Византией, вошедшие в фундаментальное исследование «Древняя Русь на международных путях» (М., 2001), за которое автор удостоен премии имени митр. Макария (Булгакова) 1-й степени (2001). Это направление в исследованиях Н. было продолжено циклом новаторских работ по сравнительной типологии политико-династического строя Др. Руси. Участие в подготовке комментированного переиздания «Истории Русской Церкви» митр. Макария (Булгакова) (90-е гг. XX в.), а с 2000 г. в издании «Православной энциклопедии» привело Н. к углубленному исследованию не только истории Русской Церкви X-XIII вв. (христианизация Руси, становление епархиальной структуры, взаимоотношения Церкви и гос. власти, международные церковные связи, паломничества), но и формирования церковно-религ. основ рус. национально-гос. самосознания.

http://pravenc.ru/text/2564614.html

III. «Святая Русь» в путях России 1 Как осознала свою национальную душу Россия? И как в тысячелетнем опыте раскрыла и закрепила свою высшую миссию? Русь нарекла себя «Святой Русью». Ни нашей матери греческой «церкви-нации», ни православным сирийцам и арабам, ни нашим братьям-славянам, ни соседям-румынам, никому не полюбилось назваться так по крещению и вере. Англия охотно величает себя «старой», Германия «ученой», Франция «прекрасной», Испания «благородной». «Святым и избранным» назван был только библейский Израиль. Несмотря на инстинкты сребролюбия и материализма, даже и современный Израиль продолжает сознавать себя таковым. В этом самосознании Израиля и Руси бесспорно есть нечто дерзновенное и ответственное. Никто не осмелится утверждать, что столь возвышенное до претенциозности наименование Руси «святой» есть искусственный плод литературных выдумщиков. Мы не встречаем его вплоть до XVI века ни под канцелярским пером тиунов и дьяков, ни в церковных актах, даже у писателей-монахов и вообще передовых людей. Просто вся наша древняя письменность, довольно богатая церковно-патриотическими произведениями, вплоть до XVI века не знает термина «Святая Русь». Он плод низового, народного творчества. Он родился и хранился в неписанном народном предании, «каликами перехожими» в так называемой народной литературе. Как «красное солнышко», «море синее», «мать сыра-земля», так и этот алмазный самоцвет – «святая Русь» – ««свято-русская земля» рассыпан по сказочным полям былин и духовных стихов. В нем нет ничего сочиненного «господами» – варягами. Наши культурные «варяги» дознались о нем только в XIX веке из народного творчества и до сих пор еще не научились обращаться с ним, не разгадали его. Явный знак, что это не их ума дело, что они только бессильные комментаторы того слова-откровения, которое они получили из недр народного сознания, что «Святая Русь» есть «глас народа». Об этот разительный факт должны разбиться кощунства некоторых наших «варягоманов» – западников, презрительно лишающих русский народ, как пустой «этнос», не только дарований государственных и культурных, но и религиозных. Для них нет народа-богоносца, а есть только «варяги-богоносцы» и при том несущие бездарному народу богоносный свет ex occidente!!!... Над ними в сотый раз оправдывается слово вещего поэта:

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

Закрыть itemscope itemtype="" > Как ПЦУ видит историю Православной Церкви Юго-Западной Руси 26.06.2023 444 Время на чтение 8 минут Источник: Наука Вера Культура Фото: Православная Церковь Украины (ПЦУ) – религиозная организация, созданная с нарушением канонических норм по настоянию украинского президента П. Порошенко, т.е. сугубо по политическим мотивам, в 2019 г. Эта религиозная структура претендует на статус национального православной церкви, что порождает своеобразный взгляд на историческое прошлое, которое деформируется таким образом, чтобы прошлое можно было украинизировать. Само собой, это отражается при описании истории Православия на Украине с точки зрения ПЦУ. Поскольку Украина как государство появилось только в ХХ в., идеологи ПЦУ, вслед за украинскими пропагандистами и даже учёными, используют искусственно придуманные названия для первого русского государства. Официально государство называлось Русь или Русская земля. Историки стали называть его Древняя или Киевская Русь. А украинские националисты, считая, что любое государство со столицей в Киеве автоматически становится украинским, пытались навязать название Русь-Украина. Это название используется и ПЦУ. Помимо того, Древнюю Русь в ПЦУ называют Киевская Русь-Украина, Киево-Русское государство и Киевское государство Средневековая русская история трактуется в ПЦУ своеобразно. Например, на сайте ПЦУ сказано, что «после неудачной попытки Владимирского князя Андрея Боголюбского (1110 1174) получить благословение Константинопольского патриарха на образование отдельной Владимирской митрополии в 1162 г., он совершил нападение на Киев в 1169 г. и полностью разграбил город, сжег Печерский монастырь и Софийский собор» Попытка создать отдельную митрополию у Андрея Боголюбского действительно была, но поход на Киев он организовал не по религиозным причинам. Владимирский князь хотел установить контроль над «матерью городов русских» по политическим мотивам, а не в качестве какой-то мести за несостоявшуюся отдельную митрополию. Реальные мотивы поведения Андрея Боголюбского не укладываются в идеологические представления о извечном противостоянии русских и украинцев, которое украинские идеологи находят даже в те времена, когда украинцев не существовало.

http://ruskline.ru/opp/2023/06/26/kak_pc...

Закрыть itemscope itemtype="" > Русский обычай Очерк о языческом и христианском в народном календаре. Часть 3 15.02.2019 1187 Время на чтение 21 минут Часть 1 Часть 2 «НА РУСИ ХРИСТА СЛАВЯТ, А ИУДЕЕВ КЛЯНУТ...» Христос, иудеи и христиане первых веков... Видимо, от любви к своему народу, любви, слепящей глаза, как слепит яркое солнце, но думаю, что Древняя Русь все же была душевно приуготовлена к принятию христианства. Российские народоведы-атеисты, благотворящие язычеству, нежели христианству, похоже, грешили перед правдой, когда толковали о том, что Русь крестилась копьем и мечом, что русский народ противился Святому Креще­нию и яро отстаивал болванов, деревянных и каменных. Какая уж ярость, коль так быстро улетучились из памяти былые идолы?! Доказательством того, что ветхий русс был предрас­положен к принятию христианства, может служить и само избрание веры равноапостольным князем Владимиром, который до крещения жил закоренелым язычником, плотски ублажая пять жен и тьму наложниц. А ведь Древняя Русь могла духовно облачиться и в мусульманство, а скорее всего, в иудаизм, по примеру несчастной Хазарии, но само Божие Прови­дение, кое душа русская чудом сумела услышать, даровало Руси Православие. В «Истории Государства Российского» Николая Ка­рамзина по сему поводу записано: князь Владимир «выслушав Иудеев, (...) спросил, где их отечество? " В Иерусалиме, - ответствовали проповедники, - но Бог во гневе Своем расточил нас по землям чуждым " . " И вы, наказываемые Богом, дерзаете учить других?- сказал Владимир;- мы не хотим, подобно вам, лишиться своего отечества. (...) Нетрудно было уверить язычника разумного в великом превосходстве Закона Христианского. (...) Христианство, представляя в едином, невидимом Боге Создателя и Правителя вселенной, нежного Отца людей, снисходительного к их слабостям, и награждающего добрых- здесь миром и покоем совести, а там, за тьмою временной смерти, блаженством вечной жизни, - удовлетворяет всем главным потребностям души человеческой». Избрав спасительное цареградское Православие, русские, будучи титульной нацией в многонациональной Российской Империи, терпимо относились к исламу, буддизму и даже шаманизму ...блуждают во тьме... и настороженно, а порой и воинственно - к иудаизму, ибо, согласно Евангелию, кровь Спасителя мира и на потомках распявших Христа: «Кровь Его на нас и на детях наших». (Мф.27:23, 25). Неприятие иудеями Христа Спасителя породило не токмо церковное, а и мирское, политическо-идеологическое противостояние двух народ, еврейского и русского; вот почему в очерке о русской этике изрядно страниц посвящано иудаизму.

http://ruskline.ru/analitika/2019/02/16/...

Студийский монастырь и древняя Русь Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 53, 54, 55; 2008, 2009 10 января, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 53, 54, 55; 2008, 2009 (Из истории русско-византийских церковных связей) Влияние Византии на процесс христианизации Руси проявлялось во всех сферах жизни. По словам исследователя, “Древ­няя Русь восприняла всю византийскую культуру как непосредственный источник и фундамент, на котором и стала воздвигать здание своей культуры” 1 . Обзор истории Студийской обители Особое место в этом процессе принадлежало Студийскому монастырю святого Иоанна Предтечи, основанному в Константинополе около 463 г. при патриархе Константинопольском Геннадии (458–471) и императоре Льве Великом (457–474). Этот самый известный в истории Византии монастырь получил название “Студийского” по имени своего основателя — патриция и консула Романа Студиона, прибывшего в Константинополь из Рима в 454 году 2 . Обитель была основана вне стен Константинополя; по её храму, воздвигнутому в честь святого Иоанна Предтечи, ближайшие ворота городской стены первоначально назывались воротами Иоанна Предтечи 3 . Монастырь был расположен на берегу Пропонтиды в юго-западной части города; от Большого дворца по прямой до него было около четырёх километров 4 . С давних времён Студийская обитель была под непосредственным покровительством императоров. Студийские настоятели принимали активное участие в церковных делах; их имена занимали почётное место в грамотах и правительственных актах 5 . Настоятель Студийского монастыря издревле считался первым из всех игуменов; ему усвоялось звание архимандрита и протосинкелла, что было даровано настоятелям лишь наиболее знаменитых византийских монастырей 6 . Поскольку монастырь располагался сравнительно недалеко от дворца, он был особенно часто посещаем императорами. Императоры ежегодно присутствовали за богослужением 29 августа, в день усекновения главы святого Иоанна Предтечи 7 . В конце VIII века в Студийском монастыре уже насчитывалось около 700 насельников; к этому времени обитель обладала большим духовным авторитетом и влиянием. В 790 г. студийские насельники активно протестовали против распоряжения императора Константина VI (780–797) об избрании на патриарший престол Никифора, заявив, что “не должно от мирян непосредственно возвышаться до епископства” 8 ; они порвали отношения с патриархом Никифором.

http://pravmir.ru/studiyskiy-monastyir-i...

Т.Н. Джаксон, И.Г. Коновалова, А.В. Подосинова 52. «Магдебургские анналы» (1170–1180-е гг.) «Анналы» были созданы в пригородном магдебургском монастыре Берге, который с середины XII в., при аббате Арнольде (возглавлявшем также монастырь в Нинбурге), переживал заметный культурный подъем. Задуманные как всемирная хроника, «Анналы» впитали в себя большое количество источников, особенно по саксонской истории, отсюда другое название, употребительное в старой историографии – «Саксонский хронограф». Издания: Ann. Magd. 1859. Р. 107–196. Переводы: На немецкий язык: Ann. Magd. 1941; Свердлов 2. С. 353–355 (только фрагменты, касающиеся Руси). Литература: Kessel 1931. S. 109–184; RFHMAe 2. Р. 301. 1. 959. [Буквальное заимствование известий «Продолжателя Регинона» о русском посольстве к Оттону I, поставлении Либуция епископом для Руси, его смерти, поставлении вместо него Адальберта, его отправлении на Русь и возвращении 1320 .] (Ann. Magd. 1859. Р. 147) 2. 969 1321 . Христианнейший император Оттон (Otto) 1322 , в год своего королевства 30-й, а императорства – 6-й 1323 , основывает Магдебургское (Magdeburgense) архиепископство, и там поставляется Адальберт (Adelbertus), первый епископ, который, будучи поначалу послан для проповеди на Русь (Rugi), едва спасся 1324 . [Предыстория организации архиепископской кафедры в Магдебурге. Равеннский синод 967 г. 1325 По повелению папы Иоанна и императора Оттона соборные решения подписали:] Петр, архиепископ святой Равеннской церкви, а также во множестве другие епископы Италии и Германии, имена которых на этой странице мы постарались перечислить. Хаттон, архиепископ майнцский, присутствовал и подписал. Хильдевард, хальберштадтский епископ, присутствовал и подписал. Регинольд, епископ Айхштеттской церкви. Адальберт, епископ Руси, присутствовал и подписал 1326 . [Следуют еще одиннадцать имен. Император хотел назначить первым магдебургским архиепископом Рихара, аббата магдебургского монастыря, но не сделал этого из-за некоего тайно доставленного ему письма 1327 .] В то время жил некто Адальберт, имя которого и заслуги были известны и который некогда был взят из монахов обители святого Максимина в Трире (Treveris), посвящен во епископа и направлен для проповеди на Русь, о чем мы уже отчасти говорили выше. Но грубый народ, свирепый видом и неукротимый сердцем, изгнал его из своих пределов, презрев [благовествовавшего] евангелие мира, ибо по промыслу Божию ему предстояло поручить новообращенный народ в нашей земле 1328 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

I. Историческое значение Андрея Боголюбского. Взгляды русских летописцев и историков на личность и деятельность А. Боголюбского Святой благоверный великий князь Андрей Боголюбский принадлежит к числу замечательнейших личностей древней Руси, с которыми связано начало новой эпохи и исторической жизни русского народа. Он был одним из первых и главных виновников созидания северной Руси, усиления и возвышения ее над южною. Его мощный гений изменил течение исторической жизни русского народа, переместив центр русской государственной жизни с юга на север, и вывел на историческое поприще новую ветвь могущественного славянского племени – народность великорусскую. Застроив северную Русь городами и селами и сделав ее многолюдною, Андрей Боголюбский был вместе с тем и одним из первых и главным виновником просвещения этой Руси светом Христовой веры. Если древние летописцы говорят про Ярослава, что он возрастил в южной Руси семена Христовой веры, посеянные св. Владимиром, то совершенно справедливо это нужно сказать и про Андрея Боголюбского относительно северной Руси. Созидая великолепнейшие храмы в разных концах обширного Ростовско-Суздальского княжества, он первый утвердил здесь православие, как государственную религию собираемой им великорусской народности, и рассеял мрак язычества, густо облегавший до него разноплеменную северную Русь. Под покровом христианской православной веры, ставшей символом русской «народности», Андрей Боголюбский первый изменил и самые начала, которыми до него жила древняя киевская Русь, провозгласив идею самодержавия основой политической жизни русского народа. Православие и самодержавие – эти краеугольные камни великого здания – государства русского были впервые указаны Андреем Боголюбским народу русскому, как завет для достижения государственного могущества и народного благосостояния. Позднейшие преемники Андрея Боголюбского – великие князья московские, основавшие великое государство Московское, разросшееся затем в могущественную империю, только развили и осуществили в своей политической деятельности идеи Боголюбского.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Georgi...

В 1948 году исполнится пятьсот лет самостоятельного и независимого автокефального существования Русской Церкви. В 1448 году Москва пережила события, положившие начало свободного и самобытного развития и расширения границ Русской Церкви и широкого процветания ее внутренней жизни и управления. Москва давно мечтала о наступлении этого момента, но Провидение проложило к нему долгий и тернистый путь, которым Православная Русь должна была пройти до исполнения своих желаний и ожиданий. Древняя Русь, крещенная греческим Востоком, вошла в состав Константинопольского Патриарха, как одна из митрополий его, и управлялась в церковных делах Константинопольским Патриархом и его Синодом. Патриарх Константинопольский поставлял Митрополита для Руси из ближайших своих сотрудников-греков и очень редко из русских епископов, также всех подвластных ему. Так продолжалось до XV столетия. Но и в последние годы Русской Церкви пришлось терпеливо пережить тяжелые обстоятельства, замедлившие и задержавшие ход исполнения заветных ожиданий. И все это было ей на пользу, и во всем этом видна была рука Провидения. В конце концов Русь получила автокефалию не от одного человека – представителя высшей власти государственной или церковной, не от случайного стечения событий, обеспечивших для того благоприятный момент: автокефалия Русской Православной Церкви явилась результатом естественного хода исторических событий, возвысивших Московское государство и Русскую Церковь , и выявлением достигнутых ими силы, могущества и богатства. Когда подошли уже сроки Москве занять высокое положение в Восточной Европе, а Русской Церкви возглавить православный мир, явились задержки и препятствия. Для одоления их потребовались время и напряжение сил. 1 июля 1431 года скончался Митрополит Московский Фотий. По воле великого князя Василия Васильевича собор русских иерархов, созванный им, избрал на Московский митрополичий престол преемником Фотия епископа Рязанского и Муромского. Иону, просветившего и обратившего в христианство язычников – мордву, мещеру, мурому. Избрав Иону на митрополию Московскую, и. великий князь и Собор предложили ему исполнить извечный обычай и отправиться в Константинополь к вселенскому Патриарху за утверждением избрания и поставления в сан Митрополита Московского и всея Руси. Политические обстоятельства задержали Иону в Москве. Не прошло двух месяцев по кончине Фотия, как юный великий князь Василий Васильевич должен был ехать в Орду на суд к хану для решения своего спора с дядею Юрием Димитриевичем Звенигородским о великом княжении. А по возвращении из Орды между ними началась междоусобная брань, тянувшаяся несколько лет с переменным успехом, с великими жестокостями и волнениями, а затем перекинувшаяся на борьбу между великим князем и князем Димитрием Шемякой, который уже овладел Москвой и ослепил Василия в 1446 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

В. Георгиевский Святой Благоверный Великий Князь Андрей Боголюбский (Его неоценимые заслуги для Русского государства и Православной Церкви) Источник I 1 Святой благоверный великий князь Андрей Боголюбский принадлежит к числу замечательнейших лич­ностей древней Руси, с которыми связано начало новой эпохи в исторической жизни русского народа. Он был одним из первых и главных виновников созидания северной Руси, усиления и возвышения ее над южной. Его мощный гений изменил течение исторической жизни русского народа, переместив центр русской государ­ственной жизни с юга на север, и вывел на истори­ческое поприще новую ветвь могущественного славянского племени – народность великорусскую. Застроив северную Русь городами и селами и сделав ее многолюдною, Андрей Боголюбский был вместе с тем и одним из первых и главных виновников просвещения этой Руси светом Христовой веры. Если древние летописцы говорят про Ярослава, что он возрастил в южной Руси семена Христовой веры, посеянные св. Владимиром, то совер­шенно справедливо это нужно сказать и про Андрея Боголюбского относительно северной Руси. Созидая великолепнейшие храмы в разных концах обширного Ростовско-Суздальского княжества, он первый утвердил здесь православие, как государственную религию собираемой им великорусской народности, и рассеял мрак язычества, густо облегавший до него разноплеменную северную Русь. Под покровом христианской православной веры, ставшей символом русской «народности», Андрей Боголюбский первый изменил и самые начала, которыми до него жила древняя киевская Русь, провозгласив идею самодержавия основой политической жизни русского народа. Православие и самодержавие – эти краеугольные камни великого здания – государства русского были впервые указаны Андреем Боголюбским народу русскому, как завет для достижения государственного могущества и народного благосостояния. Позднейшие преемники Андрея Боголюбского – великие князья московские, основавшие великое го­сударство Московское, разросшееся затем в могуще­ственную империю, только развили и осуществили в своей политической деятельности идеи Боголюбского.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

История Афона Древняя история Афона Монах Моисей Святогорец (Маврикис) (Греция, Афон). Святые посредники во взаимоотношениях Святой Горы и России Известно, что Святая Гора оказала значительное влияние на духовную жизнь России через своих святых. Первым в ряду этих святых был при. Антоний Киевский († l073 г.). Еще юношей он прибыл на Св. Гору, где принял монашеский постриг. Его Старец, после того как наставил его и посвятил в тайны иноческого подвига, по откровению свыше сказал ему: «Чадо, по воле Божией ты должен вернуться на Русь, чтобы передать благословение Горы Афонской и привести к Богу множество спасающихся, дабы рассеялось духовное семя и в тех пределах – ты ведь и сам желаешь, чтобы скорее возникли там училища добродетели...» 472 Подчинившись, он отправился на Русь, однако вскоре ему пришлось вернуться на Афон. Но его Старец, предвидя пользу, которую ему могло бы принести пребывание на Руси, вновь отсылает его на родину со словами: «Отправляйся снова на Русь ради спасения многих душ». «Да будет посвящено это место начатку благословения Св. Горы Афона, и молитва моего Старца, постригшего меня и пославшего сюда, да пребудет со мной и с теми, кто последует за мной» 473 ... Придя в Киев, Антоний поселился в пещере, выкопанной ранее Илларионом (священником Спасской церкви, что стояла в близлежащем княжеском селе Берестове), который в 1051 г. был назначен киевским митрополитом. О подвижнической жизни Антония узнали люди и приходили к нему за благословением, приносили необходимое для жизни, а некоторые просились в его пещеру на поселение. Вскоре вокруг Антония сплотились 12 единомышленников, которые расширили пещеры, обустроили кельи и построили в одной из них храм. Вскоре подземная обитель уже не вмещала братию, и тогда появились первые надземные постройки – церковь Рождества Божией Матери и кельи. Так, игуменом Феодосием, по благословению Антония, была основана знаменитая Киево-Печерская Лавра, посвященная Богородице и ставшая матерью русского монашества 474 . Антоний же удалился в затвор, ушел в пустынные места, где прожил почти 40 лет, а монахов, ранее селившихся поблизости от него, он отдал в послушание монаху Варлааму. В обители воссияло множество святых 475 , что благотворно повлияло на русское благочестие. Чудотворец Антоний упокоился в той же пещере, где проходил его монашеский подвиг. Его житие написал прп. Нестор Летописец († 1114 г.) 476 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010