Древняя Русь



 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

ДРЕВНЯЯ РУСЬ • Православная Энциклопедия под ...Искать в Источникеpravenc.ru
... Древнерусское гос-во ) , древнейшее гос-во вост. славян, сложившееся в IX-X вв. и простиравшееся от Балтийского побережья на севере до причерноморских степей на юге, от Карпат на западе до Ср. Поволжья на востоке. Его образование и развитие сопровождались интенсивными процессами межэтнического взаимодействия, к-рые привели либо к ассимиляции славянами балтских, прибалтийско- и поволжско-фин., иран. племен, населявших эти территории, либо к устойчивому включению их в данническую сферу Руси. В результате в рамках Д. Р. возникла единая народность, к-рая послужила впосл. общей основой для великорус., укр. и белорус. народов. Начало формирования последних по лингвистическим признакам относится к XIV-XV вв. На XIV в. приходится также и интенсивный распад былого древнерус. единства не столько вслед. общего ослабления княжеств под властью монголов, сколько вслед. утраты династической общности в результате включения зап. и юж. земель Руси в состав Литовского и Польского гос-в. Т. о., 2-ю пол. XIII в. следует считать верхним хронологическим рубежом Д. Р. В этом смысле нельзя признать вполне оправданным нередко встречающееся применение определения «древнерусский» к более поздним ... текст полностью ...
ДРЕВНЯЯ РУСЬИскать в Источникеpravenc.ru
... РУСЬ ( Древнерусское гос-во ) , древнейшее гос-во вост. славян, сложившееся в IX-X вв. и простиравшееся от Балтийского побережья на севере до причерноморских степей на юге, от Карпат на западе до Ср. Поволжья на востоке. Его образование и развитие сопровождались интенсивными процессами межэтнического взаимодействия, к-рые привели либо к ассимиляции славянами балтских, прибалтийско- и поволжско-фин., иран. племен, населявших эти территории, либо к устойчивому включению их в данническую сферу Руси. В результате в рамках Д. Р. возникла единая народность, к-рая послужила впосл. общей основой для великорус., укр. и белорус. народов. Начало формирования последних по лингвистическим признакам относится к XIV-XV вв. На XIV в. приходится также и интенсивный распад былого древнерус. единства не столько вслед. общего ослабления княжеств под властью монголов, сколько вслед. утраты династической общности в результате включения зап. и юж. земель Руси в состав Литовского и Польского гос-в. Т. о., 2-ю пол. XIII в. следует считать верхним хронологическим рубежом Д. Р. В этом смысле нельзя признать вполне оправданным нередко встречающееся применение определения «древнерусский» к более ... текст полностью ...
ДРЕВНЯЯ РУСЬ • Православная Энциклопедия под ...Искать в Источникеpravenc.ru
... Древнерусское гос-во ) , древнейшее гос-во вост. славян, сложившееся в IX-X вв. и простиравшееся от Балтийского побережья на севере до причерноморских степей на юге, от Карпат на западе до Ср. Поволжья на востоке. Его образование и развитие сопровождались интенсивными процессами межэтнического взаимодействия, к-рые привели либо к ассимиляции славянами балтских, прибалтийско- и поволжско-фин., иран. племен, населявших эти территории, либо к устойчивому включению их в данническую сферу Руси. В результате в рамках Д. Р. возникла единая народность, к-рая послужила впосл. общей основой для великорус., укр. и белорус. народов. Начало формирования последних по лингвистическим признакам относится к XIV-XV вв. На XIV в. приходится также и интенсивный распад былого древнерус. единства не столько вслед. общего ослабления княжеств под властью монголов, сколько вслед. утраты династической общности в результате включения зап. и юж. земель Руси в состав Литовского и Польского гос-в. Т. о., 2-ю пол. XIII в. следует считать верхним хронологическим рубежом Д. Р. В этом смысле нельзя признать вполне оправданным нередко встречающееся применение определения «древнерусский» к более поздним ... текст полностью ...
В РГАДА обнаружен первый древнерусский ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... в православной книжности. Перед нами, либо произведение, написанное православным автором, получившим образование в одной из европейских стран, либо перевод, подвергшийся на русской почве существенной переработке. В любом случае, мы имеем дело с текстом, интегрированным в русскую культуру. Сочинение изучено международным коллективом авторов из Православной Энциклопедии, Упсальского университета (Швеция) и Института русского языка им. А. С. Пушкина. Результаты исследования опубликованы (Королев А., Майер И., Шамин С. Сочинение о демонах из архива Посольского приказа: К вопросу о культурных контактах России и Европы в последней трети XVII столетия Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2009 г. № 4) 38 ( . С. 108-121 ) . С полным текстом сочинения о демонах можно ознакомиться на сайте журнала «Древняя Русь». Седмица. Ru Поделиться… Другие новости раздела Сравнительное богословие 13. 06. 17 07: 15 Книжная новинка: Юрген Мольтман, Пришествие Бога. Христианская эсхатология 8. 06. 17 07: 12 16 июня: Библейский семинар «От кальвинистского прочтения Библии к проблематике современной Европы». Москва 6. 06. 17 07: 49 Триадологические заблуждения римо-католицизма 27. 02. 17 07: ... текст полностью ...
Церковная архитектура и искусство: от Петра I до ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... при Иване Калите деревянным был Московский Кремль. И даже при все более частом переходе (уже начиная с X–XI веков) на камень в храмостроительстве деревянная церковная архитектура продолжала существовать – и не только сохраняла сложившиеся строительно-инженерные традиции, но и создавала новые, в том числе и церковные. Вспомним, что в Кижах находится 22-главая 37-метровая церковь, построенная в 1714 году, то есть в расцвет петровских реформ. А это подлинный шедевр русской национальной храмовой архитектуры. Нам представляется, что часто упоминаемое в литературе замечание Д. С. Лихачева: «Древняя Русь – “наша античность”» [8] – не только яркое, но и глубокое, причем оно говорит о двух явлениях. Одно, более видимое (очевидное) – это особый путь наследования античности русской культурой, о чем уже говорилось. Второе – это напоминание о глубинных пластах отечественной культуры, сосредоточившихся когда-то в деревянном зодчестве. Но ход развития культуры привел к тому, что движение по такому «античному» пути было прервано [9]. Для европейского самосознания того времени само понятие «традиция» стало чем-то архаичным В правление Екатерины II впервые (даже если не забывать о ... текст полностью ...
«Апостасия» / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... мы не верили своим глазам, но, вылезши из лодки, мы пошли по воде, то есть по крепкому льду, яко по суху. Шли всё время на запад, ориентируясь по звездам. Скудный запас сухарей кончился, настал голод. Мороз продирал до костей, но мы молились и шли, сколько дней, не знаю… Дошел я до финского берега один, сердце друга моего Василия Егоровича не выдержало. Дальнейшее ты знаешь. Спрашиваешь, как понять великие успехи безбожного Советского Союза? Чадо, не говорил ли Господь, что Царство Его не от мира сего? Что не земное могущество спасает и что верные Богу гонимы будут всегда? Подумай, Русь древняя была бедна и убога, а называлась и поистине была святой. Россия стала великой, а отступление от Бога, оскудение веры, приведшее к революции, началось именно тогда. Хвалится о себе “могучий и нерушимый” Советский Союз, а веры-то в народе уже почти не осталось. А без веры – что же? Пустота? Нет. Но чистый и выметенный дом, как и сказано в Евангелии, заселяется еще более злейшими духами. Но не за десять ли праведников молил Авраам Господа о спасении народа своего? Видно, в России и поболе праведников наберется. Я и сам видел таковых на благословенных Соловках. Непростая страна ... текст полностью ...
ВХОЖДЕНИЕ ВО ХРАМ — Фоторассказы священника ...Искать в Источникеazbyka.ru
... подчиняющей себе весь экстерьер и выступающей в качестве видимого знака, указывающего на Божественное достоинство Христа, «Которого Бог посадил превыше всего, покорив все под ноги Его, и поставил Главою Церкви, которая есть Тело Его» ( Еф. 1, 22 ) . Возле церкви пристроена колокольня… (Подробнее об устройстве храма читайте в фотоальбоме ЦЕРКОВЬ) Мы как-то по умолчанию начали употреблять слова храм, церковь, собор. Что это за слова? Что они значат? На Руси «все древнерусские тексты… называют храмы и церкви домом (дом Господень, дом Божий, дом Пречистыя, молитвенный дом) » (Колесов В. Древняя Русь: наследие в слове. Мир человека. СПб. : Филологический факультет СПб. Государственного университета. 2000. С. 208) . Только в XIII веке «церковный дом», дом Господень начинают именовать храмом (хоромами) . До этого хоромами называли только языческие храмы (см. летописные рассказы о князе Владимире, где постоянно встречаются храмы идольския) . Слово хоромы обозначает нарядное, высокое здание, чем-либо выделяющееся среди других домов. Таким отныне считается православный храм. В это же время большие храмы начинают именоваться соборами. (От того, что собирали большое количество ... текст полностью ...
Вот у нас-то настоящая община! | Православие и мирИскать в Источникеpravmir.ru
... но никаких данных ни о переделах, ни о коллективной собственности нет. Зато известно, что крестьяне в тех регионах, где крепостного права не было (например, на Русском Севере) , и в ΧVII веке заключали между собой поземельные сделки, вплоть до купли-продажи земли. Крестьяне там тоже помогали друг другу, но передельных общин там не было. Таким образом, нет оснований утверждать, что община – это некое исконное и неотъемлемое для русского народа явление. Более того, есть определённые причины предполагать, что уравнительный коллективизм исторически (по крайней мере, в европейских условиях, а древняя Русь, безусловно, была частью Европы) – явление во многом противоестественное. С другой стороны, как бы ни относиться к крестьянской поземельной общине, она была вещью не надуманной, а отвечавшей вполне реальной социально-исторической ситуации и в этом смысле как бы «адекватной». Она основывалась на двух «скрепах»: общем деле (сельскохозяйственном труде в тяжёлых условиях) и определённом архаично-патриархальном демократизме (общиной управлял сельский сход, в котором участвовали главы семей и домохозяева – мужчины-«большаки») . Таким образом, крестьянские общины, во-первых, были ... текст полностью ...
Окно в горний мир (+ВИДЕО) / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... упрекают в том, что тут всё очень сложно и не всегда понятно. Люди хотят упрощения, чтобы храмовое убранство было ближе к современному человеку. Что на это можно ответить? – Упрощения я понимаю. А то, что пришло к нам в XVIII веке, действительно, было настолько неорганично для Руси и малопонятно, что в общем-то выпало из церковного поля. Вспомните памятники древнерусского искусства, например церковь Покрова-на-Нерли, Спасский собор Андроникова монастыря или Троицкий собор Троице-Сергиевой Лавры. Вот, пожалуйста, простота, ясность, чистота форм, некий архетип, я бы так сказал. Именно Древняя Русь до недавних пор, слава Богу, несла еще нам эти архетипы. Здесь нет лишних украшений, но есть то, что понятно и ясно раскрывает смысл нашего вероучения. Это и есть литургическое творчество. Когда мы чрезмерно наполняем храмы дополнительными дидактическими материалами в росписях, в украшениях, мы тем самым всё несколько усложняем. Для человека просто и ясно воспринимать становится уже невозможно, и некоторые люди, наталкиваясь на эти излишества, зайдя в храм, в следующий раз уже не приходят. И не приходят в Церковь. Потому что не понимают. Наша задача – не упростить и сделать ... текст полностью ...
Жизнь по Христу. Картины христианской жизни / ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... она явилась одной рабыне с приказом, чтобы везли ее в пределы Мурома и погребли у церкви Святого Лазаря, друга Божия, подле ее мужа. Многотрудное тело ее положили в дубовый гроб и похоронили в Лазаревской церкви. Когда хоронили сына ее Георгия, то, копая ему могилу, нашли тело Иулиании, кипящее благовонным миром. Нельзя сказать, чтобы тот образ жизни, который был со слов сибирского странника описан, должен был быть принят к точному руководству. Можно сомневаться, чтобы в жизни не было лучшего приложения христианской любви, как особенная забота о здоровых нищих и странниках. Правда, Древняя Русь и люди, доныне сохранившие настроение Древней Руси, отличались всегда особой любовью к странникам. Вспоминают то событие, когда Авраам в виде странников принял Пресвятую Троицу, и приводят одно выражение: «Боюсь отказать в приеме Христу, а не знаю, в чьем образе Он ко мне придет». Однако в жизни есть более для жизни нужные и производительные труды, чем странствование по обителям, хотя бы с молитвою. Митрополит Московский Филарет, мудрейший из мудрых, и в то же время далеко не чуждавшийся области народного подвижничества во всех его видах и понимавший душу этого подвижничества, ... текст полностью ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: Древняя Русь
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"