159. Малые сельские монастыри Комельского леса XV–XVII вв.: Проблема источников//Северо-Запад в аграрной истории России: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 19. Калининград, 2012. С. 31–44. 160. Книжные собрания монастырей Казани и Свияжска во второй половине XVI–XVII в.//Свияжские чтения: Сборник докладов научной конференции. Свияжск, 2012. С. 156–166. 161. Землевладение и население Троице-Свияжского монастыря в конце XVI – первой половине XVII в.//Марийский Археографический вестник. 2012. 22. С. 18–30. 162. Монастыри Средневековья и Раннего нового времени как хозяйствующие субъекты: европейский, российский, региональный аспекты//Хозяйствующие субъекты в аграрном секторе России: История, экономика, право: Сборник материалов IV Всероссийской (XII Межрегиональной) конференции. Казань, 2012. С. 143–150. 163. О формах управления в Вологодском архиерейском доме в XVI–XVII вв.//Управление и экономика в условиях модернизации: Опыт и перспективы. Материалы научно-практической конференции. Вологда, 2012. С. 219–229. 164. Жалованная грамота Ивана IV Спасо-Прилуцкому монастырю 1578 г. из собрания Ростовского музея//История и культура Ростовской земли. 2011. Ростов, 2012. С. 42–54. 165. Жалованная грамота царя Михаила Федоровича вологодскому архиепископу Нектарию 1614 г.//Исторический архив. 2013. 1. С. 151–167 (совместно с Д. Е. Гневашевым). 166. Комплекс жалованных грамот севернорусским церквам XV–XVII вв. (Тотьма-Устюг)//Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2013. 3(53). С. 148–149. 167. Землевладение и население Троице-Алатырского монастыря во второй четверти XVII в.//Марийский Археографический вестник. 2013. 23. С. 31–45. 168. К изучению церковно-приходской структуры во владениях Троице-Сергиева монастыря в XV–XVI вв.//Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России: Материальные свидетельства духовной культуры. Материалы VIII международной научной конференции. Сергиев Посад, 2013. С. 37–49. 169. Елдашев А. М. Православная культура в Казанском крае: Очерки истории (XVI–XX вв.) [рецензия на книгу]//Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2013. 5. С. 285–286.

http://sedmitza.ru/lib/text/5258737/

19 Пуцко В. Крестоносцы и западные тенденции в искусстве Руси XII – начала XIV в.//Actes du XV e Congrès International d’études byzantines. Athènes–1976. T. II; Art et archeology. Communications. Athènes, 1981. C. 953–972. 20 Порфиридов Н. Г. Два произведения новгородской станковой живописи XIII века//Древнерусское искусство. Художественная культура Новгорода. М., 1968. С. 140–144; Смирнова Э. С. Живопись Великого Новгорода. Середина XIII – начало XV века. М., 1976. С. 35–46, 157–165. 22 Лихачева Л. Д. Икона “Никола в житии” из погоста Озерёво//Сообщения Государственного Русского музея. Вып. X. Л., 1974. С. 91–96; Смирнова Э. С. Живопись Великого Новгорода. С. 199–203; Святой Николай Мирликийский в произведениях XII–XIX столетий из собрания Русского музея. СПб., 2006. С. 48–49. 23 Пуцко В. Г. Вологодская икона тронной Богоматери и проторенессансная живопись Италии//Послужить Северу… Историко-художественный и краеведческий сборник. Вологда, 1995. С. 152–163. 25 Лаурина В. К. Об одной группе новгородских провинциальных царских врат//Древнерусское искусство. Художественная культура Новгорода. С. 145–178. 26 Пуцко В. Г. Новые направления в русском искусстве XIV века//Russia Mediaevalis. T. IV. München, 1979. С. 35–70. 30 См. Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Великого Новгорода. XV век. М., 1982; Северные письма. Каталог/Сост. Вешнякова О. Н., Кольцова Т. М. Архангельск, 1999. 31 Пуцко В. Г. Локальные традиции в русской иконописи//Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2008. 2 (32). С. 72–84. 32 Псковская икона XIII–XVI веков. Альбом-каталог/Сост. Родникова И. С. Л., 1991; Васильева О. А. Иконы Пскова. М., 2006. 33 Подробнее см. Пуцко В. Г. Ростовская икона Спаса Нерукотвор­ного//История и культура Ростовской земли. 2003. Ростов, 2004. С. 341–353; Он же. Иконы XIII–XV вв. из Ростовской земли: проблема историко-художественного контекста//История и культура Ростовской земли. 2004. Ростов, 2005. С. 254–270; Он же. Ростовская иконопись в истории русского искусства//История и культура Ростовской земли. 2005. Ростов, 2006. С. 486–498; Он же. Иконы Ростова Великого после 1453 г.: о роли византийской традиции//История и культура Ростов­ской земли. 2007. Ростов, 2008. С. 183–203.

http://pravmir.ru/folklornyiy-element-v-...

22 Сказание Авраамия Палицына/Подготовка текста и комментарии О. А. Дер­жавиной и Е. В. Колосовой. М.; Л., 1955. С. 129. 23 Тюменцев И. О. Смутное время в России начала XVII столетия. Движение Лжедмитрия II. М., 2008. С. 294. 24 Костомаров Н. И. Смутное время Московского государства в начале XVII столетия. М., 2008. С. 388. 25 Мархоцкий Н. История Московской войны/Подготовка публикации, перевод, вводная статья, комментарии Е. Куксиной. М., 2000. С. 47. 28 Некоторые данные об артиллерийских приготовлениях см. Мархоцкий Н. История Московской войны. С. 161. 32 Там же. С. 142. Письмо постриженного после ранения Троицкого защитника см.: Хроники Смутного времени. М., 1998. С. 452. 36 Там же. С. 147; Житие и чудеса преподобного Сергия, игумена Радонежского, записанные Епифанием Премудрым, иеромонахом Пахомием Логофетом и старцем Симоном Азарьиным в переводе на русский язык. М., 1997. С. 138. 40 Там же. См. также: Воробьёв Г. А. Смутное время. Деятельность русского духовенства (1605–1613)//Русский архив. М., 1892. 1. С. 21. Ныне этот образ святителя Николая находится с восточной стороны южного столпа в Троицком соборе Лавры. 43 Сказание Авраамия Палицына. С. 152; Житие и чудеса преподобного Сергия, игумена Радонежского… С. 139–140. 44 Сказание Авраамия Палицына. С. 156. В конце декабря 1608 года в лагере у Троице-Сергиева монастыря была Марина Мнишек, направлявшаяся из Ярославля в Тушинский лагерь (Дневник Марины Мнишек/Перевод В. Н. Козлякова. СПб., 1995. С. 128). 45 Сказание Авраамия Палицына. С. 156. Текст Отписки царю осадных воевод князя Григория Долгорукого и Алексея Голохвастова см.: Памятники Смутного времени. Тушинский вор: личность, окружение, время. Документы и материалы. М., 2001. С. 384–385. 46 Акты исторические, собранные и изданные Археографическою Комиссиею. Т. 2: 1589–1613. СПб., 1841. С. 250–251. 213. 48 См. о ней: Архимандрит Макарий. Монахиня Ольга (Годунова)//Древняя Русь. Вопросы медиевистики. М., 2002. 3(9). С. 92–97. 50 Хроники Смутного времени. С. 449. Известно также письмо Соломониды Ржевской, прислуживавшей монахине Ольге во время осады (Хроники Смутного времени. С. 451; Дробленкова Н. Ф. Ржевская Соломонида//Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 3: (XVII в.). Ч. 3: П–С. СПб., 1998. С. 303–304). Б. Н. Флоря отмечает: “В настоящее время известны тексты 20 грамот, посланных из Троице-Сергиева монастыря в период его осады”. — Флоря Б. Н. Два письма начала XVII в. из Троице-Сергиева монастыря//История русского языка. Исследования и тексты. М., 1982. С. 321.

http://pravmir.ru/svyashhennomuchenik-ar...

263 Керенский Ф.П. Древнерусские отреченные верования и календарь Брюса//Журнал Министерства народного просвещения. 1874. 3. С. 71. 264 Подробнее см.: Симонов Р.А. Поверье о злой судьбе: к 900-летию Кирика Новгородца//Семинар по геральдике и вспомогательным историческим дисциплинам/РГГУ. Бюл. 61. Заседание 20 янв. 2010 г. С. 3–12. 265 Фототипическое издание: Кирик Новгородец. Учение, им же ведати человеку числа всех лет//Историко-математические исследования. М., 1953. Вып. 6. С. 174–191; перевод см.: Симонов Р.А. Кирик Новгородец–ученый XII века. М., 1980. С. 98–101. 266 Кузенков П.В. Календарно-пасхалистические традиции в Византии и на Руси в 11–12 вв.: Сопоставление календарных трактатов Михаила Пселла (1092 г.) и Кирика Новгородца (1136 г.).//Вестн. церковной истории. 2006. 2. С. 133–156. 268 Бибиков М.В. Астрономический час в Византии и «часы» литургические и мифологические//Вестник истории, литературы и искусства. М., 2010. Т. 7. С. 125. 270 Симонов Р.А. Роль Кирика Новгородца в культуре Руси: (к 900-летию)//Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2010. 4 (42). С. 76. 271 Симонов Р.А. Древнерусский источник о применении «косого» (переменного) часа на Руси//Симонов Р.А. Естественнонаучная мысль в Древней Руси: избр. тр. М., 2001. С. 223–227; Его же. Роль Кирика Новгородца в культуре Руси: (к 900-летию). С. 74–75. 272 Традиция такого часа следует еще из Древнего Египта, где непременное деление суток на 12 дневных и 12 ночных часов подчеркивалось и тем, что каждому дневному и каждому ночному часу покровительствовало определенное божество (см.: Архипова С.В. Древнеегипетские представления о времени и месте человека в темпоральном пространстве//Образы времени и исторические представления: Россия-Восток-Запад. М, 2010. С. 109–112). 273 См.: Пипуныров В.Н. Развитие хронометрии в России/В.Н. Пипуныров, Б.М. Чернягин. М., 1977. С. 13, 15–17; Симонов Р.А. Древнерусский источник о применении «косого» (переменного) часа на Руси. С. 225. 274 Достаточно редко, но встречается употребление слова «година» как синонима «часа», хотя, как правило, это слово имеет более абстрактное значение (время вообще, промежуток времени и т. д.).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirik_Novgorod...

270 Красноречие Древней Руси (XI–XVII в.). М., 1987. С. 35. См. также: Библиотека литературы Древней Руси. Т. 2: XI–XII века. СПб., 1999. С. 407. 286 2 тропарь 4 песни иного канона на Утрени. Минея Январь. М., 2007. Ч. 1. С. 173. Привлачати – приводить, привлекать ( Срезневский И.И. Материалы для Словаря древнерусского языка по письменным памятникам. Т. 2: Л–П. СПб., 1902. Стб. 1384). 291 3 тропарь, 4 песнь канона на Утрени//Минея Октябрь. М., 2007. С. 109; То же//Минея Декабрь. М., 2008. Ч. 1. С. 181. 312 Повести о житии Михаила Клопского/Подготовка текстов и статья Л.А.Дмитриева. М.; Л., 1958. С. 100. 320 Впрочем, не все татарские набеги заканчивались таким образом. Тремя годами ранее во время татарского набега пострадали преподобные Григорий и Кассиан Авнежские (†1392; пам. 15 июня). 321 Саенкова Е.М. Некоторые особенности Богослужения Успенского собора Московского Кремля по рукописи Синодального собрания (ГИМ, Син. 678)//Московский Кремль XIV столетия. Древнейшие святыни и памятники. Памяти Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. М., 2009. С. 162. 322 Цит. по: Кочетков И.А. Древние копии иконы «Богоматерь Владимирская»//Древняя Русь. Вопросы медиевистики. М., 2003. С. 44. 323 Тарабарина Ю.В. Победа над королевичем Владиславом 1 октября 1618 г. и мемориальное строительство 1620-х гг.//Сакральная топография средневекового города. М., 1998. С. 100–108. Заключённое затем перемирие с поляками в 1618 году явилось плодом молитв к преподобному Сергию. В Деулино, рядом с Троицкой обителью было заключено перемирие. Затем по повелению царя Михаила и благословению Патриарха Филарета был построен обетный храм во имя преподобного Сергия. Это была благодарность преподобному Сергию за успех в переговорах, «которого послам удалось добиться только после нескольких встреч с поляками» (Тарабарина Ю.В. Победа над королевичем Владиславом... С. 100–108). Храм был освящён Троицким архимандритом, преподобным Дионисием (†1633; пам. 12 мая). 330 Подробнее об этом см.: Цыб С.В. Древнерусское времяисчисление в «Повести временных лет». Изд. 2. СПб., 2011. С. 154–228.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

277 Текст цитируется по сборнику «Рай» из рукописной коллекции ΓΑΤΟ, ф. 1409, оп. 1, д. 981, 161 об. 1622. См. также: Гранстрем. С. 154, 480. 280 Текст цитируется по сборнику «Рай» из рукописной коллекции ΓΑΤΟ, φ. 1409, оп. 1, д. 981, л. 201−202. См. также: Гранстрем. С. 74, 204. 289 Текст цитируется по сборнику «Рай» из рукописной коллекции ΓΑΤΟ, ф. 1409, оп. 1, д. 981, л. 391 об. См. также: Гранстрем. С. 176, 612. 294 Гадалова Г.С. Канонизация преподобного Макария Колязинского, службы и жития святого: (По материалам конференции)//Древняя Русь: Вопросы медиевистики. 2002. 3 (9). С. 43−53; Смирнова А.Е. Службы Макарию Калязинскому: рукописная традиция, проблемы источников, датировки и атрибуции//Русская агиография. СПб. 2005. (Т. 1). С. 332−395. 296 Пономарева И.Г. Преподобный Макарий Калязинский//Исторический вестник. 2001. 1. С. 78, примеч. 100 (РГАДА. Ф. 1193. Оп. 1. Кн. 1, 48:49). 299 Подобный инципит находим в Слове на обретение в 1588 г. мощей епископа Никиты Новгородского пера Маркелла Безбородого; см. РГИА, ф. 834, оп. 1, д. 817, л. 202 об. 300 Здесь и далее текст цитируется по изд.: Die Grossen Lesemenäen des Metropoliten Makarij: Uspenskij spisok=Великие Минеи Четьи митрополита Макария: Успенский список. Weiher – Freiburg i. Br., 1997. Bd. 2:12. 25. März. 302 См. Гадалова Г.С. Литературные памятники XVI века, посвящённые преподобному Макарию Калязинскому. С. 64−126 (в автореф. см. с. 10−12). 303 1–2. Нет ЕРТУ. 1–15. Рожение преподобнаго Макариа Колязеньскаго мсяца ноября 16 на паметь святаго апостола евангелиста Матфея, успение преподобнаго Макариа месяца марта 17, святаго Алексея человка Божиа, обртение мощеи преподобнаго Макариа мсяца маа 26, святаго апостола Карпа, единаго от 70. Житие и подвизи и от чюдес повдание преподобнаго и богоноснаго отца нашего игумена Макариа, новаго чюдотворца, монастыря нарицаемаго Колязин. Благослови, отче Л. 1–15. Празднуют чюдотворцу Макарию в Колязин: обртение чюдотворца телеси мсяца маиа в 26 день на память святаго апостола Карпа, единого от 70, пренесение мощем празднуют чюдотворцу мсяца октября в 9 на память святаго апостола Иякова Алфеова, память чюдотворцу празднуют ноемвриа в 6 день, святаго апостола и евангелиста Матфея, успение святаго Макариа мсяца марта в 17 на память святаго Алекся человека Божия. На нижнем поле другой рукой киноварью: Слово на обртение мощей преподобнаго отца нашего Макария Колязиньскаго чюдотворца О

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

37. Скитский устав по ркп. РНБ. Погод. 876.//Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2003. 1(12). С. 63–95. 38. Новые сведения о скитском уставе в рукописной традиции XIV–XIX вв.//Вестник РГНФ. 2003. 1(30). С. 5–14. 39. Опыт изучения и издания новых памятников славянской письменности//Литература, культура и фольклор славянских народов: Материалы конференции (Москва, июнь 2002). К XIII международному съезду славистов. М., 2002. С. 26–34. 40. Я. Н. Щапов – археограф//Археографический ежегодник за 2001 год. М., 2002. С. 260–268. 41. Отношение к войне и убийству в канонических памятниках XIV–XVI вв.//Миротворчество в России: Церковь, политика, мыслители. От раннего средневековья до рубежа XIX–XX столетий. М., 2003. С. 39–62. 42. Защита церковных реформ митрополитом Сергием (Страгородским)//Личность в церкви и обществе: Материалы международной богословской конференции. М., 2003. С. 227–239. 43. Мазуринская редакция Кормчей и ее место в византийско-славянской канонической традиции//Россия и Христианский Восток. Вып. 2–3. М., 2004. С. 19–35. 44. Церковный суд и проблемы церковной жизни/Церковные реформы. Дискуссии в Православной Российской Церкви начала XX века. Поместный Собор. 1917–1918 гг. и предсоборный период. М., 2004. 45. Афонские традиции в русских скитах XVII в.//Патриарх Никон и его время/Труды Государственного исторического музея. Вып. 139. М., 2004. С. 341–347. 46. Женщина в церкви: возможен ли диалог?//Вера–диалог–общение: проблемы диалога в Церкви: Материалы международной научно-богословской конференции (Москва, 24–26 сентября 2003 г.). М., 2004. С. 79–92. 47. Значение римского правового наследия для народов Евразии//Евразия. Этнокультурное взаимодействие и исторические судьбы: Тезисы докладов научной конференции. Москва, 16–19 ноября 2004 г. М., 2004. С. 218–221. 48. Женщина в церковном праве и попытка реформы на Поместном соборе 1917–1918 годов//Религии мира. История и современность. М., 2004. С. 197–210. 49. Церковный суд: нерешенные проблемы//НГ-религии. 2005. 1(154), 19 января. С. 5.

http://sedmitza.ru/lib/text/6074379/

39. Державин А., прош. Четьи-Минеи свт. Димитрия, митрополита Ростовского, как церковно-исторический и литературный памятник. Часть вторая//Богословские труды. 1976. 16. 40. Brückner A. Ein Weissrussischer Codex miscellaneus in Gräflich-Raczynski’schen Bibliothek in Posen/Archiv für Slavische Philologie (Berlin). 1886. Bd. 9. 41. Rkopisy cerkiewnosowiaskie w Polsce. Katalog. Krakow, 2004. 42. Веселовский A.H. Из истории романа и повести. Славяно-романский отдел. Т. 2//Сборник Отделения русского языка и словесности Императорской Академии наук. 1888. Т. XLIV. 43. Подскальски Г. Христианство и богословская литература в Киевской Руси (988–1237 гг.). СПб., 1996. 44. Бодянский О. Славяно-русские сочинения в пергаменном сборнике И.Н. Царского. М., 1848. 45. Полонский Д.Г. Историческая эрудиция составителя «Слова о Халкидонском соборе»//«Slovne=Словне». International Journal of Slavic Studies. 2014. Vol. 3. 2. 46. Мошин B.A. Сербская редакция синодика в неделю православия. Тексты//Византийский временник. 1960. 17. 47. Божилов И., Тошоманова А., Билярски И. Борилов Синодик. Издание и превод. София, 2010. 48. Полонский Д.Г. Почему киевский монах Феодосий Грек перевел послание римского папы Льва Великого ? (К проблемам мотивации книжника и датировки восточнославянского памятника XII в.)//Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2013. Вып. 3(53). Полонский Дмитрий Георгиевич – старший научный сотрудник Архива РАН. Автор глубоко признателен А.А. Гиппиусу, А.А. Турилову и Ф.Б. Успенскому за обсуждение соображений, ставших основой настоящей работы 2 Таковы, например, болгарские и сербские рукописи из собраний Одесской национальной библиотеки Л. 26об.–28об.] и Национальной библиотеки им. свв. Кирилла и Мефодия в Софии 141. Л. 75–78об., 895. Л. 86об.–88, 902. Л. 58–69об., 904. Л. 70–73, 913. Л. 96–100об.]. 3 Изредка, впрочем, память о папе Льве сопровождалась путаницей в месяцесловах. Так, в одной среднеболгарской рукописи Апостола (нач. XIV в.) под 18 февраля явно ошибочно отмечена память сщмч. (!) «Лесонта, кп(и)с(ко)па Ц(а)ръгр(а)да» 802. Л. 120об.].

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Velikij/po...

3 Антонов А. В. Вотчинные архивы Московских монастырей и соборов XIV — начала XVII века//Русский дипломатарий. Вып. 2. М., 1997. С. 90. 4 Там же. С. 90, 91, 92, 93, 94, 95; Антонов А. В.; Баранов К. В. Неизвестные акты XIV–XVI века из архива Московского Чудова монастыря//Там же. С. 20–21; Кистерев С. Н. Акты Московского Чудова монастыря 1507–1606 годов//Русский дипломатарий. Вып. 9. М., 2003. С. 63–64, 71–74, 75–84, 86–88, 89–90. 8 Там же. С. 32–33. Более подробно об этом говорится в Степенной книге (ПСРЛ. Т. 21. Ч. 2. СПб., 1913. С. 380–383). 10 Синицына Н. В. Максим Грек в России. М., 1977. С. 62. Некоторое время в Чудовом монастыре в эти годы находился “чернец Васьян Рушенин крылошенин” (Казакова Н. А. Вассиан Патрикеев и его сочинения. М.; Л., 1960. С. 295). 11 Последние годы своей жизни он провел, подвизаясь в Спасо-Каменном монастыре Вологодской епархии (Архимандрит Макарий. Сосланы на Спас-Ка­мень//Вологда. Краеведческий альманах. Вып. 3. Вологда, 2000. С. 216; Архимандрит Макарий (Веретенников). Всероссийский Митрополит Варлаам (1511–1521; †1533)//Альфа и Омега. 2002. 4(34). С. 97–98). 12 Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви. Изд. 2. М., 1903. С. 83. См. также: Жмакин В. Митрополит Даниил и его сочинения. М., 1881. С. 215. Как предполагает Г. С. Гадалова, автором “Канона и Сказания об обретении мощей прп. Макария Колязинского, вероятно, был кто-то из московских (возможно, чудовских) иноков”. — Гадалова Г. С. Канонизация преподобного Макария Колязинского: Службы и жития святого//Древняя Русь. Вопросы медиевистики. М., 2002. 3(9). С. 47. 13 РНБ. Ф. 304. Сборник житий. Л. 38 об.–39; Иеромонах Павел (Крылов). Троицкий Колязин первоклассный мужской монастырь. Калязин, 1897. С. 17–19. 14 Титов А. А. Суздальская иерархия. Материалы для истории Русской Церкви. Вып. 4. М., 1892. С. 54. 15 Зимин А. А. Крупная феодальная вотчина и социально-политическая борьба в России (конец XV–XVI в.). М., 1977. С. 286. 16 Титов А. А. Суздальская иерархия. С. 54.

http://pravmir.ru/episkop-suzdalskiy-ion...

463 Макарий, архим. Перевод Псалтири Брунона Вюрцбургского Димитрием Герасимовым//ЖМП. 1989. 1. С. 73–74; Он же. Толмач Дмитрий Герасимов//Троицкие чтения: 2003–2004 гг. Материалы VII–VIII Троицких чтений. Большие Вяземы, 2004. С. 270–288. 464 Макарий, архим. Василий Михайлович Тучков – книжник Древней Руси//Кириллов. Краеведческий альманах. Вологда, 2003. Вып. 5. С. 43–51. 466 Поскольку летописный свод заканчивается 1539 г., остальные годы новгородского периода святителя менее известны. Нами была предпринята попытка собрать сведения об этом времени, см.: Макарий, архимандрит 2006. С. 190–200. 468 ПСРЛ. Т. 13. Ч. 1. С. 142. Об иерархах, участниках интронизации святителя Макария, см.: Макарий, архимандрит 2007. С. 58–136. 470 Никольский Н.К. Кирилло-Белозерский монастырь и его устройство до 2-й четв. XVI в. (1397–1625). Т. 2: Управление. Общинная и келейная жизнь Богослужение. СПб., 2006. С. 44. Прим. 109. 471 Преподобный Геннадий Любимоградский, уроженец Литовской Руси, будучи однажды в Москве и находясь у бояр Захарьиных, предрек боярской дочери Анастасии, что она будет первой русской царицей. Позднее он был в Москве на крестинах дочери Иоанна Грозного. 472 Макарий, архим. Макарьевские Соборы 1547–1549 гг. и их значение//Русская художественная культура XV-XVI веков. Материалы и исследования/Гос. Ист.-культурный музей-заповедник «Московский Кремль». М., 1998. С. 5–22. 474 О святых современниках митрополита Макария, с кем он общался при своей жизни см.: Макарий, архимандрит 2006. С. 212–225; Он же. Митрополит Макарий и его святые современники//АиО. М., 1996. Вып. 4 (11). С. 158–172. 475 Макарий, архимандрит 2006. С. 76–91; Он же. Стоглавый Собор 1551 года//АиО. М., 1996. 1 (8). С. 88–104. 481 Макарий, архим. Старец Паисий Ярославов//Древняя Русь. Вопросы медиевистики. М., 2004. 2 (16). С. 34. 483 См.: Макарий, игум. Великие Макарьевские Четьи Минеи – сокровище духовной письменности Древней Руси//БТ. М., 1989. Сб. 29. С. 106–126. 485 Немировский Е.Н. Возникновение книгопечатания в Москве: Иван Федоров. М., 1964; Макарий, архим. Начало церковного книгопечатания в Московской Руси//Книга в России. Из истории духовного просвещения. Сб. научных трудов. СПб., 1993. С. 25–34.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010