В юбилейном 2000 году, при начале своей деятельности, сайт назывался «Православие 2000.Ru». Вниманию читателей предлагаются материалы, вызвавшие тогда наибольший интерес читателей, интервью с известными церковными и общественными деятелями, аналитические статьи, обзоры и другие публикации. Эпохи смут, распадов государств и страшных бедствий народных — лучшее время для процветания воров, предателей и бесчисленных шарлатанов. В эти эпохи никто не мешает им заниматься своим привычным делом, и поэтому воры безнаказанно воруют, предатели — предают, и с ними все вроде ясно. А чем пробавляются шарлатаны?.. Напомним, что шарлатанами в прошлом называли в Европе бродячих торговцев " лекарствами от всех болезней " , а попросту говоря — невежд, обманщиков и плутов. Обычно к шарлатанам в России относили гадалок, колдунов, знахарей, лекарей без дипломов и им подобный сброд. Но глубина нынешней российской смуты нашла неожиданное отражение в том, что теперь в шарлатаны полезли даже... академики из РАН. На книжных развалах, среди лакированных обложек примитивнейших " комиксов " , часто можно встретить " научные труды " академика А. Т. Фоменко, математика из МГУ, который решил заняться на досуге историей и для начала — перекроить всю историю мировую, а также историю России. В числе " научных открытий " А. Т. Фоменко главным является утверждение о том, что все события прошлого надо " омолодить " примерно на тысячу лет. За этим " фундаментальным открытием " явилась полная перекройка всей мировой истории. Например, Древняя Греция, Древний Рим, Вавилон, Ассирия, Иудея и т. д. существовали, оказывается, в X—XIII веках нашей эры. Иисус Христос жил в XI веке и являлся не Сыном Божиим, а просто-напросто Римским папой Григорием VII (Гильдебрандом). Воспетая Гомером Троянская война была, по А. Т. Фоменко, не между греками в XII веке до н. э., а совсем недавно, в XIII веке и включала в себя средневековые крестовые походы для освобождения Гроба Господня от мусульман. И завершилась Троянская война в 1453 году взятием Константинополя, но не турками-османами, основавшими Оттоманскую империю названную так по имени турецкого бея Османа I (1258—1326), а русскими и монголами (Ордой) вместе с турками-атаманами, иначе говоря, казаками, входившими в состав единой русско-монгольской Орды... Кажется, трудно придумать что-нибудь более нелепое, но это, как говорится, " еще не конец " .

http://pravoslavie.ru/733.html

Группа студентов Московской Духовной Академии и Семинарии занимающихся изучением новогреческого языка, была приглашена в Грецию Фессалоникийским Университетом для получения языковой практики. Их разместили в здании новоустроенной семинарии в городе Килкисе, который является столицей одного из греческих номон и располагается в часе езды в северном направлении от Фессалоник. Программа их пребывания в Греции была очень плотной: много часов занятий, встречи с преподавателями Богословского факультета Фессалоникийского университета, знакомство с Северной Грецией, преемницей Македонии, посещение Олимпа и Метеоры, поездка на святую гору Афон. Святая гора Афон занимает в жизни Греции и всего мира особое место. Это – заповедник, возделанный святыми, удел Божией Матери. Здесь таинственно соединяется земное и небесное: в водах моря, ограждающего сушу, отражается небо, на лицах монахов запечатлена неземная радость. Срок нашего пребывания в Греции уже начинал подходить к концу. Греки нас часто спрашивали: «Вы уже побывали на Афоне?» Или: «Вы поедете на Афон?» Побывать в Северной Греции и не попасть на Афон для многих кажется странным. Люди, живущие в неудержимом ритме современной действительности, часто как бы оправдываются тем, что есть места, где царит иной закон, и искренне желают, чтобы вы туда попали. Только 6 человек из нашей группы получили разрешение на посещение Афона. Ранним утром 2 апреля мы выехали из Килкиса и должны были успеть на паром, который отправляется из Уранополиса в Дафни ежедневно в 10 часов утра. Запомнилась последняя треть пути. Мы ехали по дороге среди гор. По левую руку – морские просторы, загоравшиеся красными отблесками восходящего солнца. Если таково преддверие, то каков же будет сам Афон? В Уранополис мы приехали с большим запасом времени. Сам город современной застройки, как и вся Греция. У причала возвышается древняя башня, построенная монахами. На набережной безлюдно. Вдалеке мы увидели одного монаха преклонных лет, шедшего к причалу, и обратились к нему по-гречески: «Благословите». «Бог благословит, – смиренно ответил он нам по-русски. – Вы откуда?» Сам он был из Русского монастыря – так называют на Афоне Пантелеимонов монастырь. В Греции часто можно услышать русскую речь, но редко краткая беседа бывала так радостна. По дороге в Дафни на пароме нам встретилось много монахов из разных монастырей. И уже можно было понять, что мы попали в монашеское царство. Плыли с нами и миряне, в основном греки. Сначала мы увидели брошенные келии. Мы проплывали мимо нескольких монастырей: Зографского, Дохиарского, монастыря Ксенофонта – и делали остановки у каждого причала. Затем показался монастырь святого великомученика Пантелеимона, а вдалеке – гора Афон.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

История Афона Древняя история Афона Монах Моисей Святогорец (Маврикис) (Греция, Афон). Святые посредники во взаимоотношениях Святой Горы и России Известно, что Святая Гора оказала значительное влияние на духовную жизнь России через своих святых. Первым в ряду этих святых был при. Антоний Киевский († l073 г.). Еще юношей он прибыл на Св. Гору, где принял монашеский постриг. Его Старец, после того как наставил его и посвятил в тайны иноческого подвига, по откровению свыше сказал ему: «Чадо, по воле Божией ты должен вернуться на Русь, чтобы передать благословение Горы Афонской и привести к Богу множество спасающихся, дабы рассеялось духовное семя и в тех пределах – ты ведь и сам желаешь, чтобы скорее возникли там училища добродетели...» 472 Подчинившись, он отправился на Русь, однако вскоре ему пришлось вернуться на Афон. Но его Старец, предвидя пользу, которую ему могло бы принести пребывание на Руси, вновь отсылает его на родину со словами: «Отправляйся снова на Русь ради спасения многих душ». «Да будет посвящено это место начатку благословения Св. Горы Афона, и молитва моего Старца, постригшего меня и пославшего сюда, да пребудет со мной и с теми, кто последует за мной» 473 ... Придя в Киев, Антоний поселился в пещере, выкопанной ранее Илларионом (священником Спасской церкви, что стояла в близлежащем княжеском селе Берестове), который в 1051 г. был назначен киевским митрополитом. О подвижнической жизни Антония узнали люди и приходили к нему за благословением, приносили необходимое для жизни, а некоторые просились в его пещеру на поселение. Вскоре вокруг Антония сплотились 12 единомышленников, которые расширили пещеры, обустроили кельи и построили в одной из них храм. Вскоре подземная обитель уже не вмещала братию, и тогда появились первые надземные постройки – церковь Рождества Божией Матери и кельи. Так, игуменом Феодосием, по благословению Антония, была основана знаменитая Киево-Печерская Лавра, посвященная Богородице и ставшая матерью русского монашества 474 . Антоний же удалился в затвор, ушел в пустынные места, где прожил почти 40 лет, а монахов, ранее селившихся поблизости от него, он отдал в послушание монаху Варлааму. В обители воссияло множество святых 475 , что благотворно повлияло на русское благочестие. Чудотворец Антоний упокоился в той же пещере, где проходил его монашеский подвиг. Его житие написал прп. Нестор Летописец († 1114 г.) 476 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАЛОМНИЧЕСТВО [Греч. προκνησις; лат. peregrinatio; англ. pilgrimage; нем. Pilgerschaft, Wallfahrt; франц. pèlerinage, итал. pellegrinaggio], путешествие к сакральным центрам для религ. поклонения святыням. П. распространилось уже в древнем мире. Языческими святилищами, привлекавшими паломников, были храмы Амона (Амона-Ра) в Фивах, Осириса в Абидосе, Аполлона в Дельфах (см. в ст. Древняя Греция ) и др. Центры буддийских паломничеств (тибет. «накхор», букв. «обход по кругу») - Лумбини в Непале, Кушинагар, Бодх-Гая, Сарнатх в Индии (считается, что их определил сам Будда ); исламских ( хадж ) - Мекка и Медина (Саудовская Аравия); индуистских (кора, парикрама) - Праяга (ныне Аллахабад) и Варанаси (Бенарес в Индии) и т. д. Представления о святынях существенно отличаются в разных религиях (почитание свитка Торы в иудаизме; Тривени (Трех потоков) - места слияния рек Ганга, Джамны и мифической подземной Сарасвати в индуизме; культовых изображений в христианстве), что повлияло на выработку карты паломнических маршрутов в каждой из религий. В христианстве особую роль сыграло воспоминание о материальных свидетельствах земной жизни Господа Иисуса Христа. П. как путешествие с религ. целями не могло не войти в метафорический ряд, связанный с понятием «пути»: странствие, течение человеческой жизни, познание (ученичество) и т. п. Переносный смысл в большей или меньшей степени присутствует в терминах «паломничество», «странничество» и актуализируется на разных этапах религ. развития и в истории паломнической лит-ры. Образ паломника (в метафорическом и букв. смыслах) - один из центральных в Библии: архетип «паломника веры» - праотец Авраам, получивший повеление пойти из своей земли, оставив родных, в «землю обетованную», к-рая ему будет указана (Быт 12. 1-3). «Странниками» и «пришельцами в земле не своей» называются и потомки Авраама (Быт 15. 13; ср.: Быт 35. 27); Иаков определяет жизнь своих предков и собственную как «странничество» (Быт 47. 9). Еврейские мужчины должны были не менее 3 раз в год являться в Иерусалим (Исх 23. 17; Втор 16. 16) для поклонения ковчегу завета в Святая Святых. Путь ветхозаветных паломников последовательно отражен в 15 псалмах, или песнях восхождения (Пс 119-133), исполнявшихся в дороге и во время торжеств в храме.

http://pravenc.ru/text/2578754.html

Описание: Иверская икона божьей Матери, что в Ильинской церкви в г. Великий Устюг. Литография. " Благословление от возобновляющегося Храма во имя Преподобного Отца нашего Онуфрия на месте село Крови.. от Игумена Архимандрита Амфилохия " Файл 27794.jpg:   Размер: 905x1113, 1.01 MPix, 232 Kb. Дата: 2016-09-24, анонимно. Рейтинг изображения: 8 (128) , (3) . Описание: Задонский Свято-Тихоновский Преображенский женский монастырь Сейчас икона находится в главном Троицком соборе обители на правой колонне недалеко от входа Файл 29096.jpg:   Размер: 387x640, 0.25 MPix, 75 Kb. Дата: 2017-04-24, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (110) , (3) . Описание: Иверская икона Божией Матери. XVII век, Греция. Дерево, левкас, темпера. 28.5 х 22.4 см. Музей " Новодевичий монастырь " , филиал Государственного Исторического музея. Файл 31656.jpg:   Размер: 1163x1500, 1.74 MPix, 556 Kb. Дата: 2018-04-22, анонимно. Рейтинг изображения: 5 (114) , (2) . Описание: Иверская Пресвятая Богородица. Конец XIX века. Дерево, левкас, темпера, позолота. 13,2 х 11 х 1,8 см. Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А.Врубеля. Файл 31659.jpg:   Размер: 834x1000, 0.83 MPix, 290 Kb. Дата: 2018-04-22, анонимно. Рейтинг изображения: 6 (117) , (2) . Описание: Иверская Парижская икона Божией Матери. XVIII век. Трехсвятительское подворье, Париж. " Икона эта - одна из " заместительниц " того чудотворного образа, что пребывал в Иверской часовне у Воскресенских ворот Красной площади в Москве. Когда сам образ носили по церквам, домам, больницам, то его место занимал список. Один из них был вывезен во Францию наполеоновскими солдатами. Вот этот самый список и даровала Царица Небесная бедствующему приходу " Файл 31662.jpg:   Размер: 730x960, 0.7 MPix, 269 Kb. Дата: 2018-04-22, анонимно. Рейтинг изображения: 6 (120) , (3) . Описание: Одна из самых старых икон монастыря. Написана мастером в 16 веке. Сегодня хранится в Толгском храме. В монастырь была передана в 1994 году архиепископом Варнавой. До 30-х годов 20 века икона находилась в храме в селе Буртасы Урмарского района, а затем — в краеведческом музее. Свято-Троицкий мужской монастырь — одно из самых старинных церковных сооружений в Чебоксарах. Древняя православная обитель дополняет облик исторической части города и привлекает множество прихожан, среди которых не толь[...]

http://pravicon.com/icon-126-photo

Византия и Древняя Русь: литургические и певческие контакты Иоанн Тарнанидис (Греция, Фессалоники). Отголоски византийской переходной культовой традиции IX в. в новооткрытых славянских рукописях Синая Наша речь пойдет о новооткрытых древних (отчасти даже древнейших) славянских рукописях 965 , найденных в 1975 г. в крипте св. Екатерины на Синае вместе со многими другими: греческими, арабскими, сирийскими, грузинскими и т.д. Мы продолжаем именовать их «новооткрытыми», хотя прошла уже четверть века со дня их обретения, по двум причинам: во-первых, четверть века по сравнению с веками забвения, в котором они пребывали с XII столетия, в сущности, время незначительное, и, во-вторых, что более важно, за это время появилось только самое общее описание их, а содержание и скрывающиеся в них тайны продолжают оставаться неведомыми, за небольшими исключениями 966 . На некоторые из этих тайн мы попытаемся пролить свет, не обольщаясь мыслью, что здесь мы можем хоть сколько-нибудь исчерпать тему. В качестве отправной точки необходимо отметить, что в словах этих рукописей передается богослужебная атмосфера неких славянских общин, которые, однако, нам неизвестны и не могут быть установлены с точностью. Источник происхождения и первоначальная область их употребления остаются в значительной степени непроясненными. На Синай они попали (ибо несомненно, что не были написаны ни на Синае, ни для Синая) после неизвестных нам скитаний. Ни одна славянская страна не может быть заведомо исключена как возможное место создания этих ранних славянских богослужебных памятников, хотя некоторые указания, содержащиеся в них самих, скорее направляют нас в южные славянские страны и, более определенно, к переписчикам и писателям Охридским, к св. Клименту и его сподвижникам 967 . Мы имеем в виду 4–5 глаголических и небольшую часть кириллических находок. Остальные рукописи относятся к периоду от XIII до XVII в. и, конечно же, происходят из разных концов славянского мира: они сербского, болгарского, русского и молдавского происхождения. Это означает, что если говорить о новооткрытых на Синае славянских рукописях обобщающе, в целом, то нужно принять во внимание, что они запечатлели как первые неуверенные шаги в области богослужения остававшегося относительно единым первоначального славянства в ранний период его вхождения в христианское семейство, так и сравнительно развитый и самостоятельный богослужебный уклад уже сложившихся славянских народов позднейшего времени (македонцев, болгар, русских, сербов и т.д.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Фестский диск. XVII в. до Р. Х. (Археологический музей в Ираклио, Крит) Зоной расселения древнегреч. племен была юж. оконечность Балканского п-ова с примыкающим с востока Эгейским архипелагом. В понятие Д. Г. включаются также зоны последующего расселения греков в период колонизации 1-й пол. I тыс. до Р. Х.: зап. побережье М. Азии, район черноморских проливов, все побережье Чёрного м., часть о-ва Кипр, часть сев. побережья Африки (Киренаика; совр. Ливия), побережье Юж. Италии, вост. часть Сицилии, отдельные колонии на побережье Сирии, в Египте, на юж. побережье Галлии, на сев.-вост. побережье Пиренейского п-ова. Климат балканской Греции жаркий, субтропический, ландшафт преимущественно горный, районы плодородных почв немногочисленны. В древности флора и фауна были богаче за счет сравнительно редкого населения. В стране росли зерновые (ячмень, пшеница), виноградная лоза и масличное дерево, к-рые греки рано научились культивировать, и много др. плодовых растений, на севере были распространены леса со строительными породами деревьев. Богаче был и животный мир: помимо рано одомашненных коров, овец, коз, свиней водились дикие звери, включая кабанов, медведей и львов. Греция всегда была богата строительным камнем (известняк, мрамор) и глиной, пригодной для изготовления керамических изделий; в древности существовали также месторождения металлов (железо, медь, свинец, серебро, золото); в наст. время их запасы практически исчерпаны. На востоке Эгейское м., усеянное островами, создавало возможность безопасного плавания от берегов балканской Греции к М. Азии. На западе - Ионическое м., отделявшее Грецию от Италии и Сицилии. Береговая линия балканской Греции наиболее изрезана на востоке. Здесь много природных гаваней, и потому историческое развитие греков интенсивно протекало в вост. областях. В соответствии с природными особенностями страна разделялась на 3 региона: Сев. Грецию (к северу от Фермопильского ущелья: Эпир, Македония и Фессалия), Ср. Грецию (до перешейка Истм: Акарнания, Этолия, Фокида, Беотия и Аттика) и Юж. Грецию (п-ов Пелопоннес: Элида, Ахайя, Арголида, Аркадия, Мессения и Лаконика). Эти регионы делились горными хребтами на исторические области, названия к-рых происходят как правило от населявших их племен. Горный ландшафт в значительной степени определил форму социальной жизни древних греков: в массе долин, отделенных друг от друга горами, возникали независимые общины, ставшие основанием для греч. городов-государств, полисов (греч. πλις).

http://pravenc.ru/text/180431.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Аркадий (395-408) Разрешение готского вопроса А.А.Васильев. История Византийской империи Аркадий (395-408) Аркадию было всего 17 лет, когда он вступил на престол. Не имея ни государственного опыта, ни твердой воли, он подчинялся временщикам, которые забрали всю власть в свои руки и, управляя государством, имели на первом плане свои личные выгоды и выгоды своей партии. Первым временщиком был Руфин, назначенный в качестве регента Аркадия еще при жизни Феодосия, а через два года, после насильственной смерти Руфина, исключительным влиянием у государя стал пользоваться евнух Евтропий, положивший начало своему возвышению устройством брака Аркадия с Евдоксией, дочерью франка, служившего военачальником в римской армии. Младший брат Аркадия, Гонорий, получивший в управление Запад, имел еще при жизни отца в качестве опекуна талантливого вождя Стилихона, представлявшего собой пример романизованного германского варвара, оказавшего большие услуги империи в борьбе с его соплеменниками. Разрешение готского вопроса Центральным вопросом государства при Аркадии был вопрос германский. Поселенные на севере Балканского полуострова вестготы, во главе с их вождем Аларихом Балтой, двинулись в самом начале правления Аркадия в Мезию, Фракию и Македонию, угрожая столице. Благодаря дипломатическому вмешательству Руфина, Ала-рих отказался от плана идти на Константинополь и устремил свое внимание на Запад, а именно на Грецию. Пройдя Фессалию, он через Фермопилы вторгся в Среднюю Грецию. В то время в Греции жило еще вообще несмешанное греческое население, каким его знали Павсаний и Плутарх. Язык, религия, обычаи и законы предков, по словам Грегоровиуса, продолжали существовать в городах и селениях, и, если христианство было официально признано господствующей религией и осужденное правительством служение богам было обречено на исчезновение, все же древняя Греция носила еще духовный и монументальный (благодаря сохранившимся памятникам древности) отпечаток язычества.

http://sedmitza.ru/lib/text/434253/

Меню Закрыть Как греческая культура определила дальнейшее развитие европеизма? 8 лекций, доступных бессрочно Культура древних греков VIII-IV веков до Р.Х. Феномен Древней Греции. Греческое образование, философские школы и формирование европейских научных центров.   «…и как мы ни груст­ны, Скро­ем в серд­ца и заста­вим без­молв­ст­во­вать горе­сти наши. Серд­ца кру­ши­тель­ный плач ни к чему чело­ве­ку не слу­жит… Гомер. Илиада. Песнь XXIV»   О курсе Этот курс открывает наш путь по линии времени. Первый пункт – Древняя Греция. Обращаемся к греческому алфавиту, первым записям и рисункам, погружаемся в мир эпических произведений, анализируем конфликт Илиады, проходим путь Одиссея, отправляемся в первые школы и библиотеки, пройдёмся по театральным действам и подойдем вплотную к главным философским школам и направлениям. Пожалуй, нет загадочнее народа, чем древние греки. Представлений, мифов и легенд о таинственных обитателях Средиземноморья предостаточно. Но вдаваться в детали и говорить о древности всегда непросто. Существовал ли Гомер? Кто и с кем воюет в Илиаде? Почему список кораблей такой длинный? Как различить древнегреческую трагедию и комедию? Кем были софисты? Как появились политика, история, риторика? На эти и многие другие вопросы отвечаем в этом курсе. Доступ бессрочно Продолжительность 8 видеолекций + 2 вебинара Пожалуй, нет загадочнее народа, чем древние греки. Представлений, мифов и легенд о таинственных обитателях Средиземноморья – предостаточно. Но вдаваться в детали и говорить о древности всегда непросто. Существовал ли Гомер? Кто и с кем воюет в Илиаде? Почему список кораблей такой длинный? Как различить древнегреческую трагедию и комедию? Кем были софисты? Как появилась политика, история, риторика? На эти и многие другие вопросы отвечаем в этом курсе. В лекциях Вы услышите много знакомых имён: Гекатей Милетский, Пифагор, Гомер, Парменид, Эмпедокл, Эсхил, Софокл, Гиппократ, Аристотель. Как эти люди повлияли на нашу жизнь? Какие достижения стоят за этими именами? Какие ошибки они совершали? Разбираемся во всём детально и основательно.

http://europe.foma.ru/kurs-2-kak-greches...

Оптимизм и панлогизм составляют отличительную черту греческой логологии. Это и понятно. Природа, среди которой жил грек, отличаясь отсутствием резкостей, отчетливой определенностью и стройной соразмерностью своих форм, развивала в нем спокойно-ясное настроение духа и радостно-эстетический взгляд на мир. Живя на своем маленьком полуострове, грек не испытывал на себе никаких особенно сильных и подавляющих душу влияний со стороны внешнего мира: в его таинственных звуках ему не слышалось грозного ропота разгневавшегося Божества. В его стихийных явлениях ему не чудилось царствующего всюду раздора и вечной борьбы; страх перед грозными высшими силами, сознание греха и потребность в искупительной жертве были вообще мало знакомы древнему обитателю Эллады. Почва, на которой жил грек, правда, не отличалась плодородием, и вообще Древняя Греция не могла похвалиться какими-либо особенными богатствами. Но, с одной стороны, неприхотливость и умеренность древнего грека в отношении к телесным потребностям, а с другой – врожденная находчивость, пронырливость и предприимчивость, умение быстро и легко всюду извлекать для себя пользу, делали обитателя Эллады свободным от назойливой и удручающей заботы о завтрашнем дне и не заставляли его каждую минуту униженно умолять неведомые силы о куске насущного хлеба. Благодаря своим богатым умственным дарованиям, грек едеа ли не с самого первого момента своей исторической жизни приобрел умение господствовать над окружающей природой и обращать ее в рабское услужение себе. Замечая при этом полную послушность стихийных сил силе умственной, грек очень рано привык высоко ценить разум и видеть в нем руководственное начало как в собственной своей психической жизни, так и в жизни всего универсума: последний представлялся ему стройным и планомерным космосом, внутри которого, подобно тому, как душа в человеке, живет и работает умственная сила (Λγος, νος), а себя самого, свой собственный ум, грек сознавал отражением и частицей божественного разума, в некотором роде, царем, повелителем и даже богом этого космоса. Такова обстановка и те условия, при которых слагалось и развивалось мировоззрение древнего обитателя Эллады. Ввиду этого, мы не должны удивляться, что грек преимущественно перед другими народами древности был способен создать культ разума, возвести свою собственную мыслительную силу на пьедестал Божества и благоговейно перед нею преклоняться, что оптимизм, панлогизм и теологизм (отождествление Бога, Логоса и мира) был начальным и заключительным словом греческой философии и что, напротив, пессимизм и деизм всегда звучали в ней резким диссонансом и никогда не могли найти в ней удобной для своего развития почвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010