Взаимоотношения человека или общества с богами классического пантеона были многообразными, так же как многообразен был и божественный мир. Хотя весь Олимпийский пантеон имел общегреч. религ. значение, были места особого почитания тех или иных богов - города, святилища, храмы, оракулы. Их история не раз свидетельствовала о том, как местный культ вырастал до общегреческого. Так, Гера особенно почиталась в Аргосе (ср. древнейшее зооморфное изображение в виде коровы и обычное у Гомера «Гера с коровьими глазами» - βοπις); Артемида - в Бравроне (также в зооморфном виде - как медведица); Афина - в Афинах (древнейшие ипостаси - сова и змея (Orph. Hymn. XXXII 11), огромная змея почиталась в храме Афины на Акрополе ( Herod. Hist. VIII 41)); Зевс - в Олимпии (Элида); Аполлон - в Дельфах и на Делосе; Деметра и Кора - в Элевсине (близ Афин). Основание святилищ и храмов общегреч. богам было, судя по всему, делом достаточно сложным: в 1-м гомеровском гимне рассказывается, как Аполлон убил дракона и выстроил себе у подножия Парнаса храм, как его обманула нимфа Тельфуса, не желавшая уступать свое место, как Аполлон в отместку уничтожил источник Тельфусы и рядом соорудил себе жертвенник, а затем заставил пристать в Крисейский зал. корабль с Крита и как бывш. критяне стали стражами и жрецами Дельфийского храма (Hymn. Homer. I 38-115, 210-366). Один раз упрочившись, божество начинает почитаться во множестве мест. Тот же Аполлон имел знаменитые святилища на Делосе (место его рождения), в М. Азии (Кларос, Дидимы, Колофон), в Италии (Кумы). Славился храм Зевса в Олимпии, где он почитался как общегреч. верховное божество. Однако более древними были местные культы Зевса Пеласгического с оракулом в Додоне (Эпир, Сев. Греция ( Idem. Il. XVI 233 сл.)), Зевса Ликейского в Аркадии, Зевса Лафистийского в Беотии и Фессалии и один из древнейших - Зевса Критского (как архаическое природное божество он на Крите рождается и умирает). Афина имела на Акрополе прославленный храм Парфенон. Древнейшие места ее почитания были в Беотии (близ оз. Копаида), в Фессалии (в Итоне), в Коринфе.

http://pravenc.ru/text/Древняя ...

Roman Rule in Asia Minor. Princeton, 1975r; Асмус В. Ф. Античная философия. М., 19762; Блаватская Т. В. Греческое общество 2-го тыс. до н. э. и его культура. М., 1976; Cartledge P. Sparta and Lakonia: A Regional History: 1300-326 B. C. L., 1979; Hammond N. G. L., Griffith G. T. A History of Macedonia. Oxf., 1979; Историография античной истории/Под ред. В. И. Кузищина. М., 1980; Chamoux F. La civilisation hellénistique. P., 1982; Бенгтсон Г. Правители эпохи эллинизма/Пер. с нем.: Э. Д. Фролов. М., 1982; Античная Греция: Пробл. развития полиса/Под ред. Е. С. Голубцовой. М., 1983. 2 т.; Griechenland, die Ägäis und die Levante während der «Dark ages» vom 12. bis zum 9. Jh. v. Chr. W., 1983; Античные гос-ва Сев. Причерноморья/Отв. ред.: Г. А. Кошеленко. М., 1984; Gruen E. S. The Hellenistic World and the Coming of Rome. Berkeley, 1984; Kreissig H. Geschichte des Hellenismus. B., 19842; История Европы с древнейших времен до наших дней: В 8 т. М., 1988. Т. 1; Левек П. Эллинистический мир/Пер. с франц. под ред. Г. А. Кошеленко. М., 1989; Эллинизм: Экономика, политика, культура/Под ред. Е. С. Голубцовой. М., 1990; Эллинизм: Восток и Запад/Под ред. Е. С. Голубцовой. М., 1992; Зелинский Ф. Ф. Древнегреческая религия. К., 1993п; он же. История античной культуры. СПб., 19952; он же. Религия эллинизма. Томск, 1996п; Лурье С. Я. История Греции: Курс лекций. СПб., 1993; Моммзен Т. История Рима: [В 5 т.]. СПб., 1994-1995; Боннар А. Греческая цивилизация/Пер. с франц.: О. В. Волков, Е. Н. Елеонская. М., 1995; Hartog F. Mémoire d " Ulysse: Récits sur la frontière en Grèce ancienne. P., 1996; Дройзен И. Г. История эллинизма. СПб., 1997-1999. 3 т.; Латышев В. В. Очерк греч. древностей. СПб., 1997п. 2 т.; Андреев Ю. В. Цена свободы и гармонии: Неск. штрихов к портрету греч. цивилизации. СПб., 1998; Нильссон М. Греческая народная религия/Пер. с англ.: С. Клементьева. СПб., 1998; Пельман Р., фон. Очерк греческой истории и источниковедения/Пер. с нем.: А. С. Князьков. СПб., 1999; Торшилов Д.

http://pravenc.ru/text/Древняя ...

Логика и возникла прежде всего как попытка выявить и обосновать те требования, которым должно удовлетворять научное мышление, чтобы его результаты соответствовали действительности. Другая, пожалуй, еще более важная причина, что особенно полезно знать юристам, – это развитие ораторского искусства, в том числе судебного, которое расцвело в условиях древнегреческой демократии. Величайший римский оратор и ученый М. Цицерон, говоря о могуществе оратора, обладателя «божественного дара» – красноречия, подчеркивал: «Он может безопасно пребывать даже среди вооруженных врагов, огражденный не столько своим жезлом, сколько своим званием оратора; он может своим словом вызвать негодование сограждан и низвергнуть кару на виновного в преступлении и обмане, а невинного силою своего дарования спасти от суда и наказания; он способен побудить робкий и нерешительный народ к подвигу, способен вывести его из заблуждения, способен воспламенить против негодяев и унять ропот против достойных мужей; он умеет, наконец, одним своим словом и взволновать и успокоить любые людские страсти, когда этого требуют обстоятельства дела» 4 . Помимо политических и торжественных речей развитию красноречия особенно способствовали множество, разнообразие и значительность судейских дел. В хорошо подготовленных судебных речах обнаруживалась огромная, потрясающая умы слушателей сила убеждения и в то же время великая принудительная сила. Она буквально заставляла их склоняться к тому или иному мнению, делать те или иные выводы. Логика и возникла тоже как попытка раскрыть «тайну» этой принудительной силы речей. Требовалось выявить и понять, в чем же именно заключается ее источник, на чем она основывается, и, наконец, показать, какими свойствами должна обладать речь, чтобы убеждать слушателей, а вместе с тем вынуждать их с чем-либо соглашаться или не соглашаться, признавать что-то истинным или не признавать. По словам Цицерона, Греция «поистине пылала страстью к красноречию и долгое время им славилась...» 5 . Не случайно, что именно Древняя Греция стала родиной логики как науки. Естественно также, что сам термин «логика» – древнегреческого происхождения.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/l...

Плохо одетый, с обритой непокрытой головой, босой, ребенок спит на подстилке из камыша, растущего у берегов Эврота, которую зимой устилают пухом чертополоха . Кормят его плохо в расчете на то, что он воровством пополнит свои рацион . В ребенке развивают мужество и воинственность, приучая его к побоям. Поэтому такую роль играют потасовки между шайками мальчишек в Платановой роще и у жертвенника Орфии . При этом воспитательная ценность раздора, которой дорожила древняя рыцарская этика, понималась в самом прямом и грубом смысле. Этим обусловлена и роль криптий, которые изначально были, судя по всему, не столько террористической вылазкой против илотов, сколько полевыми учениями, имевшими целью приучить будущего солдата к войне и разбою . Образование девочек Все это дается образования мальчиков. Образование девочек также было строго регламентировано, и музыка, танцы и пение отошли в нем отныне на второй план, теснимые гимнастикой и спортом . Архаическое изящество сменяется грубо утилитарными представлениями: как в фашистском государстве, спартанская женщина должна быть прежде всего плодовитой матерью здорового потомства. Воспитание подчинено евгеническим целям: ее стараются избавить от «всяческой женской слабости и изнеженности», закаляя ее тело, приучая выступать обнаженной на празднествах и церемониях. Задача состоит в том, чтобы сделать из спартанских девушек могучих баб, свободных от излишней утонченности чувств и пригодных к совокуплению в целях улучшения породы … Спартанское чудо Таково пресловутое спартанское образование, вызывавшее такой интерес как в древности, так и в Новое время. Французскому историку трудно говорить о нем с полным беспристрастием. Немецкая наука от К. О. Мюллера (1824) до В. Йегера (1932) страстно им восхищалась: она видела в нем проявление нордического духа, присущего дорийской расе, и воплощение сознательно расистской, воинственной и тоталитарной политики — реальный и авторитетный образец мечтаний, неустанно питаемых немецкой душой со времен Пруссии Фридриха II, Шарнгорста и Бисмарка до нацистского III рейха. У нас их пример увлек Барреса, с восхищением увидевшего в Спарте «изумительный питомник». Греция предстала ему «объединением маленьких общин во имя улучшения эллинской расы». «Эти спартанцы старались изо всех сил, чтобы их выводки были лучшими» ( Путешествие в Спарту , стр. 199, 239).

http://azbyka.ru/deti/istoriya-vospitani...

Сегодня поговорим о том, как Иисус Христос наполнил новым смыслом Старозаветную схему праздников, старые имена получили новые значения. Пятидесятница. Мозаичный свод. Фрагмент. Осиос Лукас, Греция. XII век      Пасха получила новозаветный смысл, связанный с воскресением Христа из мертвых, тогда как древняя Пасха знаменует переход из Египта в Палестину через длительное путешествие. Выход из физического рабства на тяжелую свободу. Иногда гораздо легче оставаться в рабстве, нежели выйти на свободу и свободой своей распорядиться правильно, о чем и читаем в книгах Священного Писания. Когда евреи роптали: зачем Моисей увёл нас умирать в пустыню? В Египте мы ели достаточно мяса, рыбы, лука, дынь и так далее, включая чеснок, репчатый лук, то есть они были гастрономически озабочены тем, что не едят больше ничего. А манну они не хотели, она им опротивела. То есть человеку может опротиветь манна, свобода и путешествие в неизвестную благодатную землю. И поэтому повторяю, свобода – это опасный тяжелый дар, которым очень важно правильно распорядиться. Наша Пасха – это Воскресение Христово, тогда как древняя Пасха, Пасха иудейская – это ежегодное воспоминание выхода из Египта. Пятидесятница наша – это дарование нового Закона, который пишется не на твердом материале, не на скрижалях, а на сердцах, потому что Моисей получил писаный Закон. Дарование Торы является величайшим праздником еврейского народа. Это очень хороший праздник даже с нашей христианской точки зрения. Может быть по телевизору видели, как они пляшут и поют в день дарования Торы, как они большой свиток Торы одевают как невесту, как царицу. Увенчивают короной Тору и пляшут с этими свитками Торы. «Сим Хат Тора», значит – дарование Торы, то есть Бог дал Закон людям. Бог объявил через избранного человека, Моисея, народу, что Богу приятно и чем нужно заниматься. Объявил так же, что Богу неприятно и чем заниматься нельзя. Всё это подробно изложено, объяснено, и этим нужно заниматься в части изучения, исполнения. Это великое празднование.

http://pravoslavie.ru/95093.html

   Продолжая дальнейшее пояснение заповеди о любви к врагу, Иисус Христос сказал: “И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?” (Матф.5:47). Эти слова нужно понимать следующим образом. Любая языческая религия характеризовалась многобожием. Например, в античных религиях таких стран как Древняя Греция и Древняя Италия в честь разных языческих божеств воздвигались отдельные, посвященные им храмы. Поэтому люди, исповедовавшие языческую религию, наряду с тем, что чтили главных богов, все же могли по своему усмотрению отдавать предпочтение в поклонении тому или другому языческому божеству. Кто-то выказывал наиболее ревностное поклонение Венере, а кто-то Аполлону или другим божествам. Люди, считавшие себя наиболее стойкими приверженцами в поклонении определенному языческому божеству, собирались для служения ему в храме, выстроенном в честь этого божества. И там они приносили свои жертвы этому божеству и возносили свои просьбы. Люди, объединенные поклонением к определенному языческому божеству и собиравшиеся в храмах для моления этому божеству, называли друг друга братьями по вере. Братья по вероисповеданию, связанному с поклонением определенному языческому божеству, относились друг к другу с особым уважением, симпатией и заботой. Братья по вере помогали друг другу в делах и поддерживали друг с другом теплые дружеские отношения как единоверцы, соратники, разделяющие общие взгляды, связанные с культом определенного языческого божества. Также заботливо люди относились друг к другу в кругу семьи, к своим кровным братьям и родственникам. Именно такие отношения возникали между людьми среди братьев по вероисповеданию и среди кровных братьев родственников. Приводя этот пример, Иисус Христос говорит о том, что так поступают только язычники. Истинные же христиане должны любить, то есть с любовью, милосердием и заботой относиться не только к братьям по вере или кровным братьям, но и к остальным людям. Нужно любить не только братьев по вере или кровных братьев, но даже злодеев и врагов, потому что эти люди ближние наши. Согласно учению Христову добрые отношения и любовь, проявляемая ко всем людям (ближним), является высшей формой поведения, основанного на самой совершенной в мире христианской философии и морали. Любовь к ближним, даже злодеям и врагам, признак принадлежности человека к Царству Небесному.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Вступив в византийскую традицию, восточное славянство, будущая Россия, приобщилось к наследию эллинистической цивилизации с возможностями расширения и на Запад, и на Восток. Оттого в новейший период ее естественной и легкой для России оказалась западная школа, но и легко для нее и восприятие восточного мира. Оттого Древняя Греция для культурной России является подлинной прародиной. В ней она находит свое историческое место между Западом и Востоком. Связанная с Западом и Востоком Россия представляет особый культурный мир, продолжающий историческую судьбу погибшей Византии. Когда Русь вступила в общение с христианской Грецией (крещение 989 г.), Византия была в расцвете своих культурных сил. Западная Европа еще не вышла из состояния варварства, последовавшего за падением Римской империи. Она сама готова была учиться у Византии, которая оставалась культурным центром христианского мира до эпохи крестовых походов. Казалось, русское славянство имело в лице Византии особо благоприятную школу и условия для своего культурного развития. Тем поразительнее является несомненный факт, что она не сумела воспользоваться этой школой. В сравнительно высокой культуре древней Руси отсутствовал элемент научного творчества. Древняя Русь не была страной варварства. Ее искусство, ее иконопись и зодчество могли соперничать и с искусством Византии, и с романо-готическим искусством Запада. Но в цивилизации ее был глубокий пробел: полное отсутствие рациональной – и даже шире – словесной культуры. Никаких следов науки, философии, даже богословия. Вся древнерусская литература имеет практически-утилитарный или исторический характер. Как объяснить – не варварство, а диспропорцию древней русской культуры, которая, в конце концов, сделала неизбежным культурный переворот Петра? Дело тут совсем не в отсталости по сравнению с Западом, ибо и на Руси не было сделано даже первых шагов, соответствующих самым темным временам средневековья (VI-VIII столетиям). Сравнение с этапами культурного роста Западной Европы помогает уяснить источник трагического иррационализма России. Запад долгие века сидел на ученической скамье, с тяжелым трудом усваивая в монастырской школе элементы латинской культуры. Латинская Библия и месса необходимо вели его к латинской грамматике и Вергилию. Для ирландских и англо-саксонских монахов античная культура была лишь путем к пониманию священной книги. Но пришло время, когда для латинской элиты проблемы культуры – философии, научного знания – приобрели независимую ценность. Этот момент (XI век) был началом головокружительного роста европейской культуры.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

2474 Ферсман Александр Евгеньевич (1883–1945), геохимик и минералог, академик РАН (1919). Профессор ВЖК, хранитель, директор (1919–1930) Минералогического музея АН, член и секретарь Комиссии по изучению естественных производительных сил при АН (КЕПС; 1926–1929), академик-секретарь Отделения физико-математических наук (1924–1927), вице-президент (1927–1929), член Президиума (1927–1945) АН СССР; директор Радиевого института (1922–1926). 2475 Розен, барон Виктор Романович (1849–1908), востоковед-арабист, создатель новой школы востоковедения в России; доктор арабской словесности (1883); академик ПАН (1879–1882, 1890). Заслуженный (1897–1908, с 1902 г. сверх штата) профессор по кафедре арабской словесности, декан факультета восточных языков (1893–1902) Петербургского университета. 2477 Бороздин Илья Николаевич (1883–1959), историк-антиковед, медиевист, востоковед, археолог, специалист по социально-экономической истории Западной Европы, России, истории и археологии народов Востока, историографии всеобщей истории. Секретарь археологической комиссии МАО, до революции – преподаватель истории в Народном университете Шанявского в Москве; сотрудник журнала «Гермес». В 1920-е гг. заведующий историко-этнологическим отделом и член Президиума Научной ассоциации востоковедов (1921), член ученого совета Института народоведения, заведую­щий отделом журнала «Новый Восток»; заместитель председателя археологической комиссии Мос­ковской секции ГАИМК, заведующий отделом Советского Востока Музея восточных культур, препо­даватель МГПИ. В начале 1930-х гг. арестован, после освобождения преподавал в Туркменском пединституте, вузах Алма-Аты и Ашхабада, профессор (1947), заведующий кафедрой всеобщей исто­рии Воронежского университета (1943–1959). 2478 Речь идет о статье: Жебелев С. А. Чем дорога нам древняя Греция?//Анналы. 1923. 3. С. 139–148. 2479 К тому времени из университета были изгнаны Н. И. Кареев, А. И. Введенский , И. М. Греве, О. А. Добиаш-Рождественская, П. А. Лавров. Д. К. Петров и другие, вынуждены были вести другие курсы С. А. Жебелев (Рим вместо Греции), С. Ф. Платонов (Древняя Русь вместо Московской) и дру­гие, ряд ученых попал на положение сверхштатных профессоров, т. е. был оставлен без средств к существованию.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мужской обряд «нанизывания» был настолько важен для сохранения единства рода, что долго практиковался даже при испанцах, поскольку воплощал постоянную родственную связь внутри рода между живыми мужчинами и далекими предками. Как писал хронист, «тот, кто сделал это большее количество раз, считался наиболее мужественным. Их сыновья с детства начинали заниматься этим, но ужаснее всего то, что они испытывали к этому склонность». Отчасти массовое пристрастие к странному развлечению объясняется возможностью войти в измененное состояние сознания. При потере крови в ходе ритуала мозг вырабатывает вещества, стимулирующие появление галлюцинаторных видений. Древние мексиканские шаманы — «видящие» — достигали этого эффекта намеренно. Жертвоприношения в практиках народов мира Древний Вавилон (III—II тысячелетия до Р.Х.): раз в год в царские одежды рядили преступника и предавали смерти. Псевдоцарь пил и ел за царским столом, сожительствовал с царскими наложницами. Через пять дней его сажали на кол или вешали. Древний Египет (IV тысячелетие до Р.Х. — до начала н.э.): начиная с 17 дня месяца атира проводили четырехдневные поминки жертвенно умерщвленного и расчлененного Осириса (ныне конец октября — начало ноября). Обычай расчленять тело правителя или жреца и хоронить в разных частях страны для обеспечения урожайности и плодовитости был распространен повсеместно. Древняя Индия (II—I тысячелетия до Р.Х.): в инструкции по проведению жертвоприношений «Яджурведе» — «Книге жертвенных изречений» разъяснялось: «Боги живут тем, что жертвуется им здесь, внизу». Чтобы обрести могущество, надо было поднести богам жертву из одиннадцати человек и одиннадцати коров. Чтобы разбогатеть, надо было отправить богам табун лошадей в сопровождении пастуха. В Южной Индии (Малабар) по истечении срока службы правителю отрубали голову и подбрасывали над толпой, поймавший ее человек правил следующие пять лет. Древняя Греция (II—I тысячелетия до Р.Х.): во время мистерий Диониса в жертву приносили младенца, сваренную плоть которого съедали. Позже ребенка заменили козленком.

http://ruskline.ru/opp/2020/10/15/krovav...

верховность) над всеми людьми и вознес его превыше Имги». С этого времени Мардук, местный бог, постепенно стал превращаться в национального бога, по отношению к которому определялись роли всех других, в том числе и более древних богов. Храм Мардука назывался Эсагила. Там стояла статуя Хаммурапи как «царя справедливости» и беспрестанно молилась за царя. 64 Пичард Д. П. Цит. Соч., стр. 266. Подробнее о раскопках в Сузах см. Бузескул В. Л. Открытия XIX и начала XX веков в области истории Древнего мира. СПб, 1923, стр. 167–171. 78 Кечекьян С. Ф. Всеобщая история государства и права. ч. Древний мир, вып. Древний Восток и Древняя Греция. М., 1944, стр. 83–85. 80 Козырева В. Н. Старовавилонский период истории Месопотамии, в книге История древнего мира. кн. Ранняя древность. М., стр. 135. 85 Струве В. В. Исторические надписи Урукагины и история их интерпретации. ВДИ, 1964, 3, стр. 15. 94 Якобсон В. А. Месопотамия в XVII–XI веках до н.э., в книге История Древнего мира. Кн. I. Ранняя древность. М., 1983, стр. 194. 99 Редер Д. Г., Черкасова Е. А. История Древнего мира. ч. I. Первобытное общество и Древний Восток. М., 1985, стр. 185. 100 Гиоргадзе Г. Г. Хеттское царство, в книге История Древнего мира. Кн. I. Ранняя древность. М., 1983, стр. 213. 109 Законы Вавилонского царя Хаммурапи. §§ 137–139. Дьяконов И. М. Законы… ВДИ, 1952, 3, стр. 243. 110 Законы Вавилонского царя Хаммурапи. §§ 131, 142, 136. Дьяконов И. М. Законы… ВДИ, 1952, 3, стр. 242–243. 112 Законы Вавилонского царя Хаммурапи. §§ 134–135. Дьяконов И. М. Законы… ВДИ, 1952, 3, стр. 242. 123 Закон о порядке престолонаследия и важнейших преступлениях, принятый царём Телепином в совещательном собрании Хеттского царства. § 28. Дьяконов И. М. Законы… ВДИ, 1952, 4, стр. 257. 148 Шифман И. Ш. Правовое положение рабов в Иудее по данным библейской традиции. ВДИ, 1964, 3, стр. 61. 176 Хеттские законы. § 10, I; § 9, III. Дьяконов И. М. Законы… ВДИ, 1952, 4, стр. 260, 281–282. 179 Сольберже Э. Так называемый договор между Эблой и «Ашшуром», в книге Древняя Эбла. М., 1985, стр. 257–262. 181 Афанасьева В. К., Дьяконов И. М., Вейнберг И. П. Культура Передней Азии в первой половине I тысячелетия до н. э. в книге История Древнего мира. Кн. 2. Расцвет древних обществ. М., 1982, стр. 102. 188 В виду того, что в III гл. такое сравнение было проведено очень подробно, здесь автор ограничивается лишь простым перечисление различий в принципиальных моментах.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sinajs...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010