Об этих то искушениях и говорится в шестом прошении молитвы Господней. Такие искушения не могут происходить от Бога, ибо Бог свят. Посему то и говорит ап. Иаков: никтоже искушаем да глаголет, яко от Бога искушаем есть: Бог бо несть искуситель злым, не искушает же Той никогоже ( Иак.1:13 ). Искушения, увлекающие человека ко греху, приходят от плоти нашей, от мира, или от других людей, и от диавола. Под именем плоти разумеются, братие, собственно греховные наклонности и расположения. На этот источник искушений указывает ап. Иаков, когда говорит: кийждо искушается, от своея похоти влеком и прельщаем. Таже похоть заченши рождает грех ( Иак.1:14–15 ). Слово Божие учит нас, братие, что природа наша расстроена грехом, что все мы во грехах рождаемся, и нет человека, который жил бы и не согрешил, что прилежит помышление человеку прилежно на злая от юности его ( Быт.8:21 ). Собственный опыт показывает нам, насколько мы склонны ко греху. Каждый сам знает, что между духом и телом, между разумом и страстями в человеке постоянно идет борьба, и как нередко бывает дух уступает телу и разум – страстям. Еще древний благочестивый мудрец заметил, что тело тленное отягощает душу, и земное жилище обременяет ут многопопечителен ( Прем.9:15 ). Но особенно св. ап. Павел изображает борьбу между плотию и духом. «Плоть желает противного духу», говорит он, «а дух противного плоти. Они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы ( Гал.5:17 ); желание добра есть во мне, но, чтобы сделать оное, тою не нахожу. Добра, которого хочу, не делаю, а зло, которого не хочу, делаю. По внутреннему человеку нахожу удовольствие в Законе Божием, но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти?» ( Рим.7:18–19;22–24 ). Так, братие, мы сами в себе носим врага своего спасения, а посему будем с особенным усердием молить Господа, чтобы Он предохранил нас от грехов наших.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Обычное знание касается прежде всего разных предметов и лиц, а потом их многоразличных отношений, хотя преимущественно естественно-материальных. Познание всяких предметов вообще уважается, но более высоко ценится и чествуется всеми, когда оно восходит от предметов и лиц, к одушевляющим их идеям, мыслям или законам, которых они бывают носителями. Не тем ли ценнее и выше должно почитать познание предметов высших, духовных, в их отношениях, глубоко-таинственных и святейших. Всякая наука через непрерывный ряд мелких явлений постепенно восходит до высших обобщений, а все высшие обобщения и вопросы разрешаются в полноте всех истин, которая есть Бог . Таким образом, религиозное знание служит основою и венцом всех знаний и, так сказать, завершением их. Поэтому, кто хочет знать мир вообще и человека в особенности, тот непременно должен основательно сначала познать Бога, т.е. иметь твердую веру во всеблагого Бога, Творца и Промыслителя мира и жить сообразно с этим пониманием, ибо в христианстве познание и жизнь нераздельны. Отсюда понятно, что познание Бога и всего вообще, относящегося к религии, неизмеримо важнее и необходимее, нежели все другие знания, из коих многие бывают нужны только отдельным классам лиц, ученым, художникам, артистам, а религиозное знание – всем. Вот почему еще древний Премудрый внушал сыну своему: «во всех путях твоих познавай Господа, и Он направит стези твои». «Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум! Потому что приобретение ее лучше приобретения сребра, и прибыли от нее больше, нежели от золота. Она дороже драгоценных камней, и ничто из желаемого не сравнится с нею» ( Притч. 3:6, 13–15 ). В другом месте Премудрый, говоря о познании Бога, как об истинной Премудрости (9:10), называет тех, которые из видимых совершенств мира не могли познать Сущего и, взирая на дела, не познали Виновника их – суетными, т.е. пустыми ( Прем.13:1 ). Если они столько могли разуметь, что в состоянии были исследовать временный мир; то почему они не обрели Господа (ст. 9), ибо от величия красоты познается Виновник бытия их? (ст. 5). Премудрый колеблется обвинить этих людей. Но св. ап. Павел прямо утверждает, что открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою. Ибо невидимое Его – вечная сила Его и Божество от создания мира через рассмотрение творений видимы, так что они безответны, обезумели ( Рим.1:18–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Откр. 16:21. Зах. 5:7. И се, талантъ оловянъ вземляйся, и се, жена едина сдяше посред мры. И вот, кусок свинца поднялся, и там сидела одна женщина посреди ефы. Глава семнадцатая. Суд над великою блудницею, сидящею на водах многих Откр. 17:1–3. И npiuдe единъ от седми Ангелъ имущихъ седмь фiaлъ, и глагола со мною, глаголя ми: npiuдu, да покажу ти судъ любодйцы beлukiя, cдящiя на водахъ многихъ: съ неюже любодяша цapie зeмcmiu, и упишася жubyщiu на земли от вина любoдяhiя ея. И веде мя въ пусто мсто духомъ: и видхъ жену сдящу на зври червлен, исполненмъ именъ хулныхъ, иже имяше главъ седмь и роговъ десять. И пришел один из семи Ангелов, имеющих семь чаш, и, говоря со мною, сказал мне: подойди, я покажу тебе суд над великою блудницею, сидящею на водах многих; с нею блудодействовали цари земные, и вином ее блудодеяния упивались живущие на земле. И повел меня в духе в пустыню; и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами. Один из семи Ангелов предложил св. Иоанну показать ему суд над великой блудницей, сидящей на водах многих, с которой блудодействовали цари земные, и вином любодеяния которой упивались живущие на земле. Некоторые принимали эту блудницу за древний Рим, как расположенный на семи холмах. Семью главами носящего ее зверя считали семь нечестивейших из всех царей, которые от Домициана до Диоклетиана преследовали Церковь (1–4 века). Св. Андрей, приводя это мнение, далее говорит: «Мы же, руководствуясь И сообразуясь с последовательностью происходящего, думаем, что блудницею называется вообще земное царство, как бы в одном теле представляемое, или же город, имеющий царствовать даже до пришествия антихриста» (гл. 53). Некоторые толкователи видят в этой блуднице неверную Христу церковь , поклонившуюся антихристу, или богоотступническое общество – ту часть человечества христианского, которая вступит в тесное общение с миром греховным, будет ему служить и опираться всецело на его грубую силу – силу зверя–антихриста, почему жена эта и показана была Тайновидцу сидящей на звере багряном. «Ибо самый зверь и багряный вид его служат указанием серовости, жестокости и предрасположения к убийствам» (св. Андрей, гл.53). Откр. 17:4.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Оттуда они достигли Родоса, большого острова в 15 рим. милях (3 в.) к юго-востоку, а затем прибыли в Патару — большой приморский торговый город малоазийской провинции Ликии с известным в древности оракулом Аполлона. От Троады до Патары Святой Павел со спутниками плыли на одном корабле, который, судя по некоторым поступкам Апостола (Деян. 20:13), (Деян. 20:16), находился в полном его распоряжении. Деян.21:3. Быв в виду Кипра и оставив его слева, мы плыли в Сирию, и пристали в Тире, ибо тут надлежало сложить груз с корабля. Деян.21:4. И, найдя учеников, пробыли там семь дней. Они, по внушению Духа, говорили Павлу, чтобы он не ходил в Иерусалим.    В Патаре же они, как пассажиры, сели на другой, купеческий корабль, который с грузом шел в Финикию. Корабль вышел в открытое море по направлению острова «Кипра», который он миновал, оставив его влево, так что, почти к концу недели, он бросил якорь в гавани Тира, где должен был сложить свой груз. Здесь прибывшие скоро вступили в сношения с находившимися тут верующими. Они пробыли у них 7 дней, после чего отправились далее в Иерусалим, хотя братия тирские, которым, по внушению Духа, была открыта участь, ожидающая Павла, и просили его, чтобы он не ходил в Иерусалим. Однако, Павел, по влечению Духа, шедший на предстоящие ему скорби (Деян. 20:22), не мог, конечно, поддаться на их уговоры, внушенные их любовью к великому Апостолу. Сопровождаемые женами и детьми, братия проводили Павла и его спутников до берега, где разлучились с ними, помолившись все вместе. Путешественники снова сели в корабль, чтобы не делать задержки при сухопутном путешествии, и прибыли в «Птолемаиду», древний приморский город «Акко», южнее Финикии, в пределах собственно Палестины, по древнему разделению в колене Асировом, несколько севернее горы Кармильской. Там они пробыли у братьев один день. А на другой день они уже сухим путем по прекрасной долине Саронской мимо горы Кармила направились в Кесарию (Стратонову). Деян.21:10. Между тем как мы пребывали у них многие дни, пришел из Иудеи некто пророк, именем Агав, Деян.21:11. и, войдя к нам, взял пояс Павлов и, связав себе руки и ноги, сказал: так говорит Дух Святый: мужа, чей этот пояс, так свяжут в Иерусалиме Иудеи и предадут в руки язычников.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2761...

Показав Иову некую закономерность и прекрасную устроенность всего творения на примере неодушевленного материального мира и мира животных, (хотя это уже мир после грехопадения, после проклятия, и тем не менее, он продолжает носить отблеск эдемской красоты), – Господь показывает ему еще другую область мироздания. Ту, где обитают свободно-разумные существа. И показывает собственно источник зла. О левиафане можно найти в Писании еще другие слова, например, у пророка Исаии: «В тот день поразит Господь мечом Своим тяжелым, и большим и крепким, левиафана, змея прямо бегущего, и левиафана, змея изгибающегося, и убьет чудовище морское» (Ис. 27:1). То есть левиафан есть «великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную» (Откр. 12:9), некогда искусивший человека и приведший его к гибели. Святой Андрей, архиепископ Кесарийский в толковании на это место Апокалипсиса говорит: «У блаженного Иустина философа и мученика сказано, что по пришествии Христовом и осуждении в геенну стал он еще большим хулителем, хотя и ранее хулил Бога, но не так бесстыдно. Посему истинно о нем говорится, что по упорству воли “сердце его ожесте, аки камень” (Иов 41:15)» с. 96]. В словах: «Сие есть начало создания Господня: сотворен поруган быти Ангелы Его» (Иов. 40:14), святитель Василий Великий также видит указание именно на диавола ч. 2, с. 116]. И здесь оказывается, что закон смертного существования, против которого ополчается человек, по-своему благ. Он вносит определенный порядок в те новые условия жизни мира, которые появились после грехопадения. «Тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее» (Рим. 8:20). Сам сатана против воли участвует в деле спасения человека с. 590 – 591]. Но это только до времени. Сам человек пока бессилен спастись. Показав Иову, откуда происходит страдание, Господь открывает ему, что для того, чтобы это страдание победить, мало, что называется, поубивать всех плохих и оставить только всех хороших. Должна быть одержана победа над диаволом, и эту победу одержит только Он Сам на Кресте.

http://sedmitza.ru/lib/text/431312/

Поскольку же доказано, что греха от преступления закона еще не было, то остается, что то был грех Адамов, чрез который смерть царствовала и над теми, которые не согрешили непосредственно (ибо не получившие закона и не преступившие его не называются согрешившими), но согрешили в подобии преступления Адама и сделались причастными падению его как праотца, который есть образ Христа. Ибо как древний Адам сделал всех повинными в его падении, хотя они не пали, так и Христос оправдал всех, хотя они не сделали ничего, за что следовало бы оправдать их. Вот почему он есть образ будущего, т. е. Христа». 16 Обстоятельно объясняет св. Иоанн Златоуст , как надо понимать это Апостольское изречение: так как все согрешили. По слову св. отца, оно значит то, «что как скоро пал один, чрез него сделались смертными все, даже и не вкусившие запрещенного плода. Ибо и до закона грех был в мире, но грех не вменяется, когда нет закона (ст. 13). Итак, если грех, происшедший от нарушения закона, породил смерть, то как умерли все жившие до закона? Ведь если смерть имела свой корень в грехе, а грех, пока не было закона, не вменялся, то как возобладала смерть? Отсюда ясно, что не этот грех, не грех преступления закона, но другой, именно грех преслушания Адама был причиною общего повреждения. Чем же это доказывается? Тем, что умерли все жившие и до закона. Смерть царствовала, – говорит Апостол, – от Адама до Моисея и над несогрешившими. Как царствовала? Подобно преступлению Адама, который есть образ будущего (ст. 14). Итак, Адам есть образ Иисуса Христа. В каком отношении, спросишь? В том, что как Адам для своих потомков, хотя они и не вкусили древесного плода, сделался виновником смерти, введенной в мир Адамовым ядением, так Христос для верующих в Него, хотя и не совершивших праведных дел, сделался виновником праведности, которую даровал всем нам через Крест. Потому Апостол как выше, так и ниже высказывает одну мысль и много раз повторяет ее, говоря: одним человеком грех вошел в мир; еще: преступлением одного подверглись смерти многие; или: и дар не как суд за одного согрешившего; или: суд за одно преступление – к осуждению; еще: если преступлением одного смерть царствовала посредством одного; еще: преступлением одного; и еще: непослушанием одного человека сделались многие грешными ( Рим. 5, 12, 15–19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lazar_Abashidz...

Поэтому богатые люди – это люди, которые в глазах христиан – преступники. Вот у меня есть несколько знакомых, с которыми я дружил в прежние времена, но сейчас они стали очень богатыми людьми, я не могу с ними общаться, мне страшно с ними общаться, я кусок хлеба не хочу взять из их рук. Потому что это всё – наворованное. В Писании очень резко говорится о богатых. Эти люди практически не могут войти в Царствие Небесное. Сказано: «удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» ( Мф.19:24 ). Итак, братья и сестры, мы входим в очень опасный период жизни всей планеты, и мы должны это осознавать. И наша нищета – это свидетельство нашей святости. А богатство тех людей, которые им обладают, – свидетельство их нравственной порочности. Вы видите, как происходит захват разных стран: переворот в Сербии, переворот в Грузии, переворот на Украине; и американский президент Буш выступал и сказал: – Ждите, скоро будут новые подарки для мировой демократии. То есть новые страны будут захвачены этим всемирным Вавилоном. Как я вам говорил, в каждое время есть свой всемирный Вавилон. Был древний Вавилон в свое время, Рим был тоже Вавилоном, сейчас всемирный Вавилон – это Америка, Соединенные Штаты Америки. Это большой дьявол , который мучает многие страны; и вы видите, как он дерзко поступает: американцы захватывают страны, где есть нефть, захватывают страны, где есть какие-то ресурсы, только для своего обогащения. Поэтому голод, который возникнет, будет результатом человеческой греховности, а не того, что Бог не позаботился о нас, Бог о нас позаботился, и мир природы позволяет прокормить даже большее число людей, нежели то, которое живет сегодня на Земле. Далее мы читаем: «и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай» ( Откр.6:6 ). «Три хиникса меры ячменя за динарий суть те, – пишет святой Андрей Кесарийский , – которые по недостатку мужества, подобно бессловесным, покорились гонителям из-за страха, но потом принесли покаяние, и слезами омыли оскверненный образ».

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Православная Церковь и призывает преобразовывать естественную, зыбкую любовь-влюблённость в эту совершенную любовь, которая выше мелких страстишек и страстей и пребывает неизменной в сердце, сохраняя мир со всеми и прежде всего нерушимость семьи. Эта любовь приобретается работой человека над собой, то есть правильной духовной жизнью. Но что это такое – духовная жизнь? Каковы основные её этапы? Здесь можно предложить только самый краткий их обзор. Начинается духовная жизнь с осознания человеком того, что по своей нравственной жизни он совсем не тот, кем должен быть, и что вся его жизнь – одна сплошная суета. Как восклицал древний мудрец: Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, всё – суета и томление духа! … Суета сует, сказал Екклесиаст, всё – суета! ( Еккл. 1, 14; 12, 8 ). Только такое осознание может привести человека к раскаянию, желанию изменить свою жизнь. Без подобного осознания само внешнее принятие христианства (Крещение, Причащение, Священство) не ставит человека на путь духовной жизни, и он каким был, таким и остаётся. По закону духовному, как пишет святитель Игнатий (Брянчанинов) , «не сознающий своей греховности, своего падения, своей погибели не может принять Христа, не может уверовать во Христа, не может быть христианином. К чему Христос для того, кто сам и разумен, и добродетелен, кто удовлетворён собою, кто признаёт себя достойным всех наград земных и небесных?» 24 Он же предупреждает: «Для уверования во Христа и для принятия христианства нужны сознание своей греховности и покаяние; для пребывания в христианстве нужны зрение своих грехов, сознание, исповедание их и покаяние» 25 . Не потому ли свои проповеди Иоанн Креститель, Сам Христос и апостолы начинали с призыва: Покайтесь и веруйте в Евангелие ( Мк. 1, 15 ). Сама духовная жизнь осуществляется на пути борьбы со всеми живущими в любом человеке страстями и грехами. Вспомним ещё раз слова Достоевского об этом: «Дьявол с Богом борется. А поле битвы – сердца людей». С каким дьяволом бороться и каким его стрелам необходимо противостоять – знает каждый, кто присмотрится к себе. Апостол Павел так, например, писал о незнающих Бога: Они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы ( Рим. 1, 29–31 ). Только решение избавиться от всего подобного и понуждение себя к жизни по совести открывают человеку его подлинное духовное состояние и возможность начала христианской духовной жизни, которая, очищая душу от страстей, делает её способной к Божественной любви. Ибо, как прекрасно сказал об этом святой Исаак Сирин , «нет способа возбудиться в душе Божественной любви, если она не препобедила страстей» 26 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Osipov...

Произошла на небе война: Михаил и ангелы его воевали против дракона, и дракон воевал и ангелы его, но не устояли, и не нашлось для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и Сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю. Это и есть начало Антихриста, как ранее уже предсказывал Илия, и это должно быть время мира. Но затем, когда минуют три года и шесть месяцев по пророчеству Илии, он также сойдёт с небес, куда он [когда-то] вознесся. А обо всех падших ангелах, а также об Антихристе, вышедшем из преисподней, апостол Павел так говорит: [доколе] не наступит прежде разделение и не покажется человек греха, сын погибели и противник, который превознесется над всем, что называется Богом или что почитается (2 Фес И увидел выходящего из моря зверя, подобного барсу. Море означает царство времени Антихриста, смешанное с различными племенами и народами. Пасть его подобна львиной. Это значит, что у него кровожадная пасть и язык, который не может ничего другого, кроме как пить кровь. Семь голов суть семь гор, на которых сидит жена. Это город Рим. И семь царей: [из которых] пять пали, один есть, а другой ещё не пришел; и когда придёт, недолго ему быть. Здесь следует разуметь то время, когда было написано Откровение, а именно при Цезаре Домициане. Перед ним правили Тит, брат его, а также Веспасиан, Огон, Вителлий и Гальба . Это и есть пятеро, которые пали. Один есть - это тот, при котором было написано Откровение, то есть Домициан. Другой ещё не пришел, - говорится о Нерве, – а когда придёт, недолго ему быть - ведь он и правил не более двух лет. И зверь, которого ты видел, из числа семи. Поскольку перед всеми этими царями правил Нерон. Есть восьмой. Хотя он приходил прежде них, но будет по счету восьмым, ибо он же и завершит их. И пойдёт в погибель. Десять царей получат царскую власть, когда он придёт с Востока и приступит к городу Риму со своими войсками. О десяти рогах или венцах ещё Даниил предсказывал, что три из них будут исторгнуты (Дан 7:8, 24). Это значит, что Антихрист уничтожит трёх из этих правителей. Остальные семь воздадут ему честь, и совет, и власть, так что говорится:

http://predanie.ru/book/216774-kniga-ob-...

Произошла на небе война: Михаил и ангелы его воевали против дракона, и дракон воевал и ангелы его, но не устояли, и не нашлось для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и Сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю. Это и есть начало Антихриста, как ранее уже предсказывал Илия, и это должно быть время мира. Но затем, когда минуют три года и шесть месяцев по пророчеству Илии, он также сойдёт с небес, куда он [когда-то] вознесся. А обо всех падших ангелах, а также об Антихристе, вышедшем из преисподней, апостол Павел так говорит: [доколе] не наступит прежде разделение и не покажется человек греха, сын погибели и противник, который превознесется над всем, что называется Богом или что почитается (2 Фес 2:3 4). И увидел выходящего из моря зверя, подобного барсу. Море означает царство времени Антихриста, смешанное с различными племенами и народами. Пасть его подобна львиной. Это значит, что у него кровожадная пасть и язык, который не может ничего другого, кроме как пить кровь. Семь голов суть семь гор, на которых сидит жена. Это город Рим. И семь царей: [из которых] пять пали, один есть, а другой ещё не пришел; и когда придёт, недолго ему быть. Здесь следует разуметь то время, когда было написано Откровение, а именно при Цезаре Домициане. Перед ним правили Тит, брат его, а также Веспасиан, Огон, Вителлий и Гальба 910 . Это и есть пятеро, которые пали. Один есть – это тот, при котором было написано Откровение, то есть Домициан. Другой ещё не пришел, – говорится о Нерве, – а когда придёт, недолго ему быть – ведь он и правил не более двух лет. И зверь, которого ты видел, из числа семи. Поскольку перед всеми этими царями правил Нерон. Есть восьмой. Хотя он приходил прежде них, но будет по счету восьмым, ибо он же и завершит их. И пойдёт в погибель. Десять царей получат царскую власть, когда он придёт с Востока и приступит к городу Риму со своими войсками. О десяти рогах или венцах ещё Даниил предсказывал, что три из них будут исторгнуты ( Дан. 7:8,24 ). Это значит, что Антихрист уничтожит трёх из этих правителей. Остальные семь воздадут ему честь, и совет, и власть, так что говорится:

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kni...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010