Когда уже обитатели всей вселенной познали Господа нашего Иисуса Христа и исповедали, что Он будет град крепкий и спасительный, имеющий внутреннюю стену и наружную, тогда, наконец, Дух Святой неотложно заповедует святым тайноводителям, говорю, святым апостолам и евангелистам устами святого пророка, говоря: отверзите врата, то есть расширьте для желающих доступ чрез веру и вход чрез непорочное тайноводство, и пусть войдет народ, хранящий правду и хранящий истину; ибо божественная, евангельская и спасительная проповедь научает верующих правде свыше законной, чтобы они были постоянными в хранении истины: она вводит служение уже не в образах и сенях, как это делал древний закон, но в духе и истине. И это есть истина. Приемлет же истину; поскольку желает, как я сказал, не того, что в сенях, но того, что чрез Христа, Который есть истина. Хранят же и мир: Как или каким образом? Ибо всецело воспринятый Христом, по уничтожении оной древней вражды (так как заблуждаясь находился в раздоре с Ним), будет непоколебимым поклонником. И исполнять это убеждает нас блаженный Павел, говоря: оправдившеся верою, мир имамы и Богу Господем нашим Иисусом Христом ( Рим.5:1 ). Служа твари и предаваясь, плотским страстям, мы враждовали с Богом: но говоря Ему одному: Господи, разве Тебе иного не вемы: имя Твое именуем, мы становимся друзьями и союзниками Его; и сверх того как бы некоторым венцом украшаемся совершенною жизнью и евангельским поведением. В прославление сего по справедливости могло бы быть сказано Богу устами святых: яко на Тя надеяхомся, Господи, во век. Ибо они не перестанут надеяться на Бога, напротив, постоянно будут хвалиться о Нем. Ис.26:5,6 . Боже великий, вечный, иже смирив низвел еси живущия в высоких: грады крепкия разориши и обнизиши я даже до земли. И поперут я ноги кротких и смиренных. За весьма чудные дела святые пророки обыкновенно приносят благодарения всем управляющему Богу и от радости как бы скачут. А это служит ясным доказательством величайшей искренности (этого чувства) у них.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Куда бы ты ни ходил, всегда имей Бога перед своими очами; что бы ты ни делал, имей на это основание в Божественном Писании (Древний патерик. I. 1) 220 . Также он писал: Прилежи чтению Писаний, и они исторгнут тебя из нечистоты [т. е. будут разгонять нечистые помыслы]. Если будешь постоянно и усердно заниматься чтением Писаний и исполнять заповеди, то Божие милосердие пребудет с тобою (Устав отшельнической жизни. XXII–XXIII) 221 . По мнению святых отцов, каждый отдельный поступок человеку следует сверять с евангельским свидетельством. Такой подход к Писанию, который можно определить как «экзегезис через опыт», обобщен в следующих словах прп.  Марка Подвижника (IV b.): Смиренномудрый и упражняющийся в духовном делании, читая Божественное Писание, будет относить всё к себе, а не к другим. Читая Божественное Писание, старайся уразуметь сокровенное в нем, ибо всё, что писано было прежде, написано нам в наставление ( Рим. 15:4 ). Слова Божественного Писания читай делами и не многословь, тщеславясь одним пониманием (Слово первое. О законе духовном 200 глав. VI. XXVI. LXXXV) 222 . 3.3.2.2. Примеры тропологического толкования Священного Писания Одним из примеров тропологического толкования в самом Писании могут служить слова «Страннолюбия не забывайте, ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам» ( Евр. 13:2 ). Здесь автор ссылается на несколько ветхозаветных повествований о гостеприимстве Авраама ( Быт. 18 гл.), Лота ( Быт. 19 гл.), Гедеона ( Суд. 6:11–24 ), Маноя – отца Самсона ( Суд. 13 гл.). Еще одним примером служит цитата «Не заграждай рта волу, когда он молотит» ( Втор. 25:4 ), которую тропологически толкует св. ап. Павел ( 1Кор. 9:3–18 ), доказывая, что проповедники Евангелия могут питаться от пожертвований (Ср.: Мф. 3:10 ). Множество тропологических толкований встречается в наследии святых отцов. В качестве примера можно привести толкования свт.  Иоанна Златоуста . В этих толкованиях не отвергается историчность лиц события, но они используются святителем как образы (тропы) для нравственного назидания. В третьей беседе на Послание к Римлянам он говорил:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Молитва восхождения на горний престол имела некогда иной текст. В рукописях IX века и для литургии святого Василия Великого, и для Златоустовой предписывалось молиться так: " Владыко Господи Боже сил (Иер. 1:6 Пс. 83:9 спаси народ Твой (Пс. 27:9 и умири его силою Святаго Твоего Духа (Рим. 15:13 образом Честнаго Креста Единороднаго Твоего Сына, с Нимже благословен еси во веки веков, аминь " Наличие в церквях особого горнего места, или " горнего престола " , есть обычай древний. Евсевий упоминает особое место для епископа в церкви (H. E. VII:19). Говорится об особом месте также и в Апостольских постановлениях. Практика восхождения на горнее место одинакова как у нас, так и на Востоке. Единственно только иерусалимский литургикон указывает идти ко святому предложению. Булгаков. «Наст. кн»., стр. 896, прим. 64. Прот. Л. Миркович. «Православна литургика», ч. II. Сремски Карловци, 1920, стр. 73. А я сказал: о, Господи Боже! я не умею говорить, ибо я еще молод. Господи, Боже сил! Услышь молитву мою, внемли, Боже Иаковлев! Спаси народ Твой и благослови наследие Твое; паси их и возвышай их во веки! Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святаго, обогатились надеждою. Brightman, LEW, p. 314. 152 Чтение Священного Писания Восхождение на горнее место происходит для слушания Священного Писания, почему этот момент и является самым важным в литургии оглашенных. Чтение отрывков Священного Писания предваряется пением прокимнов и аллилуариев. По окончании пения Трисвятого диакон, " прешед пред святыя двери " , то есть, по разъяснению " Настольной книги " и по аналогии с архиерейским служением, " посреди дверей, зря к чтецу и держа орарий, и к нему показуяй " , произносит громко: " Вонмем " , то есть будем внимательны. Иерей, благословляя народ с горнего места: " Мир всем " . Чтец: " И духови твоему " . Диакон: " Премудрость " . Чтец произносит соответствующий прокимен, и певцы сообразно с предписаниями церковного устава поют прокимен. Прокимен поется два с половиной раза, и даже если положено два прокимна, то они вместе не должны превышать это число.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2413...

Наконец, последние, завершающие в этом страшном шествии — два демона. В ханаанском пантеоне было два страшных божества, имена которых по–русски значат — Преисподняя и Смерть. Впоследствии в ветхозаветной терминологии так называли демонов смерти, и здесь апостол снова возвращает нас к этим образам: всадник на бледном коне, бледном, подобно умершему человеку. Его имя Мот, по–гречески смерть, и ад следовал за ним; за ним следовал Шивон, и они пришли получить власть над четвертой частью земли. Во все подобные периоды мы видим, какие катастрофические последствия влекут за собой насилие, война и отвращение человека от Бога. Но в чем же дело? Что произошло в то время, когда писал апостол? Об этом нам говорит снятие пятой печати. «И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие»… (Откр. 6, 9–II). Вопль крови — это древний образ. Уже в книге Бытия, когда Авель был убит Каином, Господь говорит: «Кровь вопиет к небу». Значит, есть какой–то таинственный закон в мире, который греки называют законом Дикэ, который индийцы называют законом кармы, который мы называем законом воздаяния. Зло не может остаться неотомщенным, оно обязательно где–то — в том или этом мире — каким–то образом должно уравновеситься, о чем и говорят библейские слова «голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли». Она требует возмездия, а здесь не просто кровь — здесь души убиенных за слово Божие. Массовая резня, которая началась в 64 году в Риме, перекинулась на другие области. Впервые мы об этом узнаем не только по намекам Нового Завета, но и из сообщения римского историка Тацита, который в 15–й книге своих «Анналов» пишет, что Рим постиг в 64–м году огромный пожар, почти весь город сгорел, осталось всего четыре квартала. И когда народное недовольство обрушилось на правительство, император, чтобы отвести от себя гнев народа, начал аресты христиан, обвиняя их в поджоге города. Было схвачено очень много людей, как пишет Тацит — «огромное множество». Часть из них была зашита в звериные шкуры и брошена на арену, чтобы их растерзали дикие звери.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

Небесные силы, слыша его, содрогаются перед неисповедимой тайной Божества, будучи объяты благоговейным страхом и трепетным желанием проникнуть в сокрытое от них ( 1Пет. 1:12 ; Рим. 14:24 ; Еф. 3:10 ): а темные силы ада мгновенно устремляются на встречу ему, чтобы криком судей заглушить вечные слова Вечной Истины. Лики ангелов с непостижимой быстротой передают друг другу вечно неумолкаемое исповедание Христа, а сатана со всеми своими полчищами ринулся на Иисуса, чтобы удержать неудержимый полет Его божественных слов. И вот, в бурном шуме судей, которые, вместо того, чтобы с благоговением пасть перед величием Иисуса, как Сына Божия, неистово кричат «смерть Ему!» – слышится непонятная для человека борьба в мире духов, та самая борьба, начало которой изобразил Тайнозритель: «И произошла на небе война. Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змей, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» ( Апок. 12:7–9 ). При взгляде на то, что совершается теперь вокруг Иисуса, так и чувствуется, что темные силы ада, пораженные в своем стремлении задержать вечное исповедание Христа в горних мирах ангелов, сосредоточили теперь всю свою злобу среди людей в зале суда. И вот, люди неистово беснуются вокруг Христа. «Смерть Ему, богохульнику, смерть Сыну Божию», – с безумною яростью кричат отовсюду. Настало время роковой борьбы: Христос исповедал Себя Сыном Божиим, имеющим вечную власть над родом человеческим, а сатана устами своих рабов отвечает: «смерть Ему, да погибнет Его имя с лица земли!» Когда-то в пустыне он, сатана, добровольно уступал Иисусу свою власть над всеми царствами земли, требуя за то, по-видимому, ничтожной и легкой платы – поклонения себе, но Христос отказался, – пусть же теперь не думает Он об этой вечной власти над людьми: они не признают Его за Мессию, они отрекутся от Него и сейчас же это докажут Ему самым делом: они – не Его, а мои слуги, и всегда готовы исполнять не Его трудные и невыполнимые требования, а мои похоти очес, плоти и гордости житейской ( 1Ин. 2:16 ), которые я разжигаю в них своим адским пламенем.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/o...

Некоторая сила влекла египтян к погибели. Сказать, что это была воля Бога, мы не можем. Бог попускает зло и контролирует его, но не является его причиной. Причина зла, как это не удивительно, есть добро, когда мыслящие существа вместо того, чтобы следовать путем добра, по разным причинам удаляются от него. Но так как Бог не творил зла, и все Его творение изначально было «хорошо весьма» ( Быт.1:31 ), то в некотором смысле зло обретает подобие реальности (бытийности) только по отношению и в сравнении с добром, то есть паразитирует на нем. Сказано: «Но грех , взяв повод от заповеди, произвел во мне всякое пожелание: ибо без закона грех мертв… а я умер; и таким образом заповедь, данная для жизни, послужила мне к смерти» ( Рим.7:8, 10 ). И далее мы читаем: Исх.14:29 . «А сыны Израилевы прошли по суше среди моря: воды [были] им стеною по правую и [стеною] по левую сторону». Слова «по правую и [стеною] по левую сторону» представляются излишними, ведь уже сказано: «воды [были] им стеною». Но в действительности то, что справа – указывает на Божественное милосердие, которое раскрывается в концепции имени «Господь (Янве)». А то, что слева – указывает на Божественное правосудие, которое раскрывается в концепции имени «Бог (Элоним)». Таким образом, в день прохождения сквозь Красное море Господь Бог так возвысил каждого верующего, что Божественное правосудие (Бог) и милосердие (Господь) были уравновешены. И далее мы читаем: Исх.14:30 . «И избавил Господь в день тот Израильтян из рук Египтян, и увидели [сыны] Израилевы Египтян мертвыми на берегу моря». Есть древний мидраш, который рассказывает, что Моисей, увидев мертвых египтян, от радости стал прыгать и хлопать в ладоши. И в этот же момент он услышал голос Бога: «Моше! Моше! Что ты радуешься? Это дети мои погибли…» Сказано: «Разве Я хочу смерти беззаконника? говорит Господь Бог . Не того ли, чтобы он обратился от путей своих и был жив?» ( Иез.18:23 ). И еще: «Ибо Я не хочу смерти умирающего, говорит Господь Бог; но обратитесь, и живите!» ( Иез.18:32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Но предстоит впереди еще великое событие, которое открыто пророку Исаии: „Господь духом уст Своих убьет нечестивого“, который есть не кто иной, как порождение отца лжи диавола,– антихрист, о поражении которого говорит теми же словами и Апостол Павел в 2Сол. 2:8 642 . 6 . Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. 7 . И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. 8 . И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. В стихах этих изображается воцарившийся на земле общий мир, когда настанет царство Мессии. Это „новая земля“ книги Откровения. Мы думаем, что стихи 6–8 надо понимать не только в переносном, но и в прямом смысле. Как символическое изображение, конечно можно думать, что эти слова рисуют умиротворенное любовию человеческое общество, при чем животные изображают разные характеры. Но не забудем, что в книге Бытия 643 в начале жизни земли Бог: „всем зверям.... дал зелень травную в пищу“. Все изменилось с грехопадением человека, поставленного во главе творения. Но что это все изменится на земле с наступлением эры мира и спокойствия и для животных, на то указывает и Апостол Павел, связуя таинственною нитью судьбы и развитие животных с судьбою и счастием человечества. Он говорит ( Рим. 8:18–22 ) о „славе, которая откроется в нас“, и прибавляет: „Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих“.... (и далее) „сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне“. Необычайно замечательно, что древний языческий мир удержал предание, что было время, когда ни одно из животных не имело кровожадных инстинктов, и, с другой стороны, этот мир веровал, что наступит время, когда хищные звери перестанут пожирать других животных. Великий знаток языческих преданий Виргилий, в 1 Кн. Георгик (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Но пришел ecu и спасл ecu нас! Исповедуем благодать! Не таим благодеяния!.. И, наконец, мы свидетели того, как эта новая жизнь, явленная во Христе, как все мироздание опять даруется человеку. Снова мир раскрывается как дар Божий человеку, как средство общения с Ним. Вода крещения явлена нам как «благодать искупления, отпущения грехов, исцеления слабостей и немощей: яко имя Твое призвахом – дивное и славное и страшное сопротивным...» И приносится елей радости, и им под ликующее пение «Аллилуйя», помазуется и освященная вода, и все тело крещаемого. Елей, как и вода, – древний религиозный символ. Символ света, ибо им заправляли светильники, и потому – символ радости, Символ исцеления, ибо им лечили больных. Символ мира с Богом, ибо под конец потопа Бог послал Ною голубя с оливковой веткой в знак прощения и примирения... А крещение и есть таинство исцеления, прощения и примирения. Но сейчас, в помазывании воды и тела имеющего быть крещеным, доминирует радость – радость не «натуральная», а радость свыше, та, которую утерял человек в своем отпадении от Бога и которая теперь снисходит с неба, с ним соединяет нас. И вот наконец совершается крещение. Крещаемого трижды погружают в воду: «во имя Отца, – и Сына, – и Св. Духа». Погружение это апостол Павел называет крещением в смерть Христову. Христос спас нас своей вольной смертью, она явила себя как победа над смертью и стала путем в жизнь вечную. И эта смерть – как победа над миром и смертью, как обновление самой нашей жизни – дарована нам. Поэтому, будучи принятием смерти Христовой, крещение есть и «подобие воскресения». И жизнь, даруемая в крещальной купели, есть новая жизнь, уже причастная жизни воскресшего Господа: Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца. так и нам ходить в обновленной жизни, ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, мы должны быть соединены подобием воскресения. ...Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним... (Рим. 6:4–8) Мир отверг Христа, отказался увидеть в Нем свою жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Но эта победа была, очевидно, лишь внешняя, материальная и временная. Дух истинных христиан не мог быть сломлен действием сатаны: «Поклонятся ему – говорит св. Тайнозритель, – все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца» (13:8). Дух зла не мог победить Церкви Христовой, как сказал Господь апостолу Петру: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» ( Мф. 16:18 ). 5. Новое видение Агнца Божия (14 гл.) Как бы в одобрение верным христианам и в знак непобедимости Церкви Христовой, св. Иоанну вновь было знамение славы Господа Иисуса Христа. «И взглянул я – говорит св. Тайнозритель, – и вот Агнец стоит на горе Сионе (где совершалась Тайная Вечеря) и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах» (14:1). И слышна была музыка «играющих на гуслях», и было дивное пение пред престолом Божиим и пред четырьмя животными и старцами. «И никто не мог научиться сей песне – говорит св. Иоанн, – кроме сих сто сорока четырех тысяч, искупленных от земли», как «первенцев Богу и Агнцу» (14:3). Ангелы – возвестители суда Божия (14:6–12) Между тем борьба на земле продолжалась, и явились Ангелы, летящие по небу. Они возвещали суды Божии. Сначала пролетел один Ангел посреди неба. Он имел «вечное Евангелие» – символ неумолкающей проповеди о Царствии Божием. Затем пролетел другой Ангел, который взывал: «Пал, пал, Вавилон, город великий, потому что он яростным вином блуда своего (т. е. заблуждений, безбожия, развращенности и идолослужения) напоил все народы...» (14:7). Здесь необходимо указать, что под именем «Вавилона» многие толкователи Апокалипсиса всегда разумели древний Рим, который в то время был олицетворением греховности. Но «Вавилон» может оказаться также символом всякого другого столичного города, живущего нечестивой жизнью. Наконец, пролетел третий Ангел, предсказавший ужасный конец тем, кто поклоняются зверю и образу его и принимают печать сатаны на главу свой. Они будут мучиться в адском огне. Предсказание жатвы мира (14 гл.) Господь Иисус Христос неоднократно предсказывал конец мира, как жатву, совершаемую Ангелами ( Мф. 13:41 ). И теперь св. Иоанн увидел на небе «подобного Сыну Человеческому; на главе Его золотой венец и в руке Его острый серп. И вышел некий Ангел из храма и воззвал к сидящему на облаке: пусти серп Твой и пожни, потому что пришло время жатвы, ибо жатва на земле созрела» (14:14–15).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Но этот залог – не только устремленность в будущее, надежда на грядущее, он еще и некое «обладание прежде обладания», дар, которым христианин призван пользоваться, хотя бы отчасти, уже сегодня, прежде кончины и задолго до общего воскресения в Судный день. Благодаря смерти Христа совершается Его победа над адом, куда, по Преданию Церкви, Он сошел после Своего Распятия. Благодаря Воскресению Спасителя в Нем подлинно воскресает весь человеческий род, начинающий совершенно новую жизнь – жизнь во Христе. Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми ( Рим.14:9 ). Христос Сам сделался нашим воскресением. Господь свидетельствует об этом, говоря: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет ( Ин.11:25 ). В этом смысле Господь становится для людского рода его новым Родоначальником, Новым Адамом. Некогда древний Адам, прародитель всех живущих в мире падших людей, оказался причиной и основоположником всеобщей смерти. Теперь же Новый Адам, Христос, как Прародитель всего спасаемого человеческого рода, делается Родоначальником и Первенцем вечной жизни, побеждающей Им и в Нем силу смерти. Первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий… Первый человек – из земли, перстный; второй человек – Господь с неба ( 1Кор.15:45, 47 ). Ибо как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его ( 1Кор.15:22–23 ). Тем самым православное учение о Воскресении Христовом – важнейшая сторона христианской веры, дарующая твердую надежду на подобное этому Воскресению грядущее всеобщее воскресение умерших. Как утверждает апостол Павел, подчеркивая исключительное значение догмата Воскресения Христова в ряду православных вероучительных истин, если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша ( 1Кор.15:14 ). Итак, Церковь недаром убеждена в том, что Пасха – величайший из всех наших праздников, что она, по слову святителя Григория Богослова , – «праздников праздник и торжество торжеств».

http://azbyka.ru/propovedi/pasxa-voskres...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010