В 20-30-х гг. XX в. большинство общин и храмов были ликвидированы, наставники репрессированы, новгородские староверы не имели зарегистрированных служителей. В 1927 г. в состав Новгородского окр. Ленинградской обл. вошел Солецкий р-н, где проживало значительное количество староверов. В Сольцах действовали 2 старообрядческие общины поморского и федосеевского согласия, существовавшие вплоть до 90-х гг. XX в. В кон. 40-х гг. XX в. предпринимались попытки регистрации общин в Волотовском и Маловишерском р-нах, но они оказались безуспешны. Несмотря на это, в Н. о. продолжали деятельность незарегистрированные старообрядческие общины в Ст. Руссе, Крестцах, а также в Валдайском, Волотовском, Демянском, Крестецком, Маловишерском, Марёвском, Новгородском, Парфинском, Пестовском, Поддорском, Старорусском, Холмском и Чудовском р-нах. К 60-м гг. XX в. большинство новгородских старообрядцев перешли в поморское согласие. Богослужения проводились на дому. В 1985 г. была зарегистрирована поморская община в Ст. Руссе, ей в пользование передан храм во имя свт. Николая Чудотворца (1371, восстановлен в кон. XVIII в., колокольня - 1750). В 1989 г. регистрацию получила поморская община в Новгороде, занявшая храмы бывш. Михалицкого в честь Рождества Пресвятой Богородицы женского монастыря . 11 марта 2014 г. зарегистрирована поморская община в г. Крестцы. Эти 3 общины находятся в юрисдикции Древлеправославной поморской церкви . Кроме них постоянно действуют поморские общины в с. Городцы Волотовского р-на, дер. Горка и с. Бурга Маловишерского р-на, дер. Костково Валдайского р-на, г. Окуловка. Общая численность активных представителей (исповедников) поморского согласия в Н. о.- ок. 2-2,5 тыс. чел. Наиболее тесные связи поморские общины Н. о. поддерживают с крупными центрами поморского согласия России и ближнего зарубежья - Невской поморской общиной в С.-Петербурге и Рижской Гребенщиковской старообрядческой общиной (Рига, Латвия). 19 сент. 2001 г. в Вел. Новгороде зарегистрирована община Русской православной старообрядческой церкви , занявшая ц. Иоанна Богослова на Витке бывш. Радоковицкого мон-ря (1383-1384, реставрация - 1952). В 2014 г. общине Белокриницкого согласия была также передана ц. во имя прор. Илии на Славне (1455; в 2017 начаты ремонтно-реставрационные работы). Разрозненные группы старообрядцев-поповцев действуют в Маловишерском и Демянском р-нах. Общая численность последователей Белокриницкой иерархии в Н. о.- ок. 200-250 чел.

http://pravenc.ru/text/2577771.html

Не могло быть разногласия, что единственным к тому средством служило бы приобретение «древлеправославного» епископа, при котором их глоголемая церковь , во всем согласовала бы древней, до лет Никона патриарха в неповрежденном православии и благочестии пребывавшей. Но каким способом приобрести «древлеправославного» епископа? Старообрядцы поповского согласия, теперь, ввиду благоснисходительности правительства к раскольникам, предлагали опять обратиться к «великороссийским архипастырям» для поставления в епископы избранного общим советом старообрядцев кандидата; на такую меру, очевидно, не могли согласиться беспоповцы, уже окончательно решившие, как мы видели, вопрос об отношении к церкви греко-российской, в силу этого решения признавшие незаконным принятие даже бегствующих от церкви священников, – и им-то, без сомнения, принадлежала мысль: нужды ради, которая «… всех средств, какие ведут к точному исполнению всего в законе, хранить и исполнять не обязана, но свободна» сделать пременение закону, прибегнуть к чрезвычайному поставлению епископа, на которое, однако же, имелся бы в святоотеческих подобиях образец 70 . Именно предложили поставить избранное лицо, на основании бывшего в древлерусской церкви святоподобия 71 , главою св. Златоуста, а потом, когда это было признано неудобным, – рукою митрополита Ионы, или другого из почивающих в Москве святителей 72 , каковое посвящение, как они рассуждали, уже несомненно было бы древлеправославным. Предложение это сначала принято было в совещании как мудрое, решающее все затруднения; но по размышлении более зрелом отвергнуто, как неудобоисполнимое и с существом дела не вполне сообразное. Этим и кончилось совещание 73 . Когда, таким образом, не имела успеха и эта новая попытка к учреждению самостоятельной старообрядческой иерархии, предпринятая по взаимному согласию раскольников различных сект: тогда поморские и федосеевские учители навсегда уже отказались от мысли о восстановлении «древлеправославной» иерархии, от искания архиерейства; поповцы, напротив, с прежним и даже большим усердием продолжали это искание, твердо держась притом своей прежней мысли о приобретении епископа от церкви православной по примеру бегствующих священников.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Старообрядчество, неоднократно переживавшее эсхатологические тревоги, приняло события вокруг ИНН достаточно спокойно. Объяснять это можно, наверное, по-разному, но факт несомненен. Древлеправославная поморская церковь (беспоповцы) вообще не обсуждает этот вопрос, при том, что для беспоповцев всегда был характерен эсхатологический радикализм. Освященный Собор Русской Православной старообрядческой Церкви в октябре 2000 г. определил, что в ИНН не следует видеть печать антихриста и вопрос о том, принимать ли его, есть дело личных убеждений. Особняком стоят только так называемые " беглопоповцы " или Древлеправославная Церковь (иерархия в которой в 1923 году установилась с переходом из обновленчества архиепископа Николы (Позднева)). Ее Освященный Собор в августе 2000 г. пришел к выводу, что ИНН - предвестник печати антихриста, превращающий человека в обезличенное число. Малочисленность паствы Древлеправославной Церкви, положение которой усугублено внутренними нестроениями, не позволяет назвать ее позицию типичной для российского старообрядчества. В социально-психологическом плане необходимо осознать, в каком обществе происходят сегодняшние события. В прежние времена марксизм пытался находить социально-классовые корни всех религиозных движений. Теперь, кажется, игнорируется всякая связь между процессами в Церкви и в российском обществе, так, как будто церковная жизнь происходит в полной изоляции, в вакууме. Между тем, для современного общества характерна неуверенность граждан в завтрашнем дне, социальная несправедливость, колоссальное неравенство уровней жизни богатых и бедных. Вспомним, как регулярно в последнее десятилетие действия государства оборачивались неприятностями и тяжкими последствиями для людей: обмен денег при Горбачеве, обвальный рост цен и гибель сбережений в 1992 г., дефолт 1998 г. и т.п. Это породило огромное недоверие народа к попыткам государственного вмешательства в денежные дела граждан. Конечно, нельзя прямолинейно объяснять неприятие ИНН как " религиозную форму социального протеста " . Но психологически, на подсознательном уровне, этот фактор влияет на события вокруг ИНН. Возможно, что известную роль в возникновении смуты сыграла злонамеренная воля и целенаправленная пропаганда неких кругов, заинтересованных в дестабилизации обстановки в России. Однако эти усилия могли стать успешными только в " благоприятной " ситуации, когда часть общества внутренне готова поверить такой пропаганде.

http://zavet.ru/inn-shahov.htm

Установившаяся в 1940 году в Латвии богоборческая власть за полвека значительно подорвала религиозные устои старообрядчества. В связи с известными политическими изменениями и ослаблением давления на Церковь , в 1989 году в Риге был создан Духовный центр, Центральный Совет Древлеправославной Поморской Церкви Латвии, и в том же году открылось старообрядческое духовное училище. В 1994 году в училище обучалось 20 человек: 11 на дневном отделении, 9 – заочно. 5 девушек, из общего числа учащихся, подготавливались на должность причетниц староверских храмов и учительниц Закона Божьего для детей. В 1991 году представители Древлеправославной Поморской Церкви Латвии впервые после Второй мировой войны посетили четыре поморские общины США – в городах Милвиле (штат Нью-Джерси), Марианне (Пенсильвания), Эри (Пенсильвания), Детройте (Мичиган). Первая волна эмиграции староверов относится к концу прошлого века. Прежде всего это были Русские выходцы из Польши, искавшие работы, которую они нашли на шахтах Пенсильвании. Первая поморская моленная в Америке появилась в 1908 году в селении Марианна. Вторая мировая война вызвала новую волну эмиграции староверов в Америку. Это были беженцы из Латвии и Литвы, в основном уроженцы Двинска и Риги, в основном, состоятельные люди, не пожелавшие попасть в сталинские лагеря после присоединения Прибалтики к СССР. После войны в Милвилл приезжал один из выдающихся иконописцев XX века П.М. Софронов, расписавший за свою жизнь множество храмов, работавший в Риге, Париже, Праге. 1051 В 1962 году возвратилась на родину из Турции значительная группа старообрядцев-некрасовцев, потомки донских казаков, эмигрировавших на территорию Османской империи в 1740 году. К сожалению, не имея какого-либо иммунитета по отношению к антицерковному государству, некрасовцы во многом стали добычей богоборцев, благодаря «продуманной системе атеистических мероприятий», а также «правильным и глубоко продуманным мероприятиям советских и партийных органов». Прямых гонений не было, запретов тоже, методы борьбы с религией утончились. В эти годы коммунисты уже перешли к разложению религиозных общин изнутри. И в результате «продуманной системы мероприятий» отход от веры у старообрядцев-некрасовцев стал совершаться, по словам идеолога Миловидова, буквально на глазах. К наиболее общим методам воздействия относятся «вовлечение верующих в общественную жизнь, преодоление религиозного влияния семьи, индивидуальная работа». 1052

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

[доклад] Древлеправославная Поморская Церковь вообще не обсуждает этот вопрос, при том, что для беспоповцев всегда был характерен эсхатологический радикализм. Освященный Собор Русской Православной Старообрядческой Церкви в октябре 2000 года определил, что в ИНН не следует видеть печать антихриста и вопрос о том, принимать ли его, есть дело личных убеждений. Особняком стоят только так называемые " беглопоповцы " , или Древлеправославная Церковь, иерархия которой в 1923 году установилась с переходом из обновленчества архиепископа Николы (Позднева). Ее Освященный Собор в августе 2000 года пришел к выводу, что ИНН - предвестник печати антихриста, превращающий человека в обезличенное число. Феогност (Гузиков), архимандрит, наместник Свято-Троице-Сергиевой Лавры Наша борьба - это пост и молитва [выступление] Наше дело - пост, молитва, бдение. Нужно умолить Господа: в свое время Ниневия была прощена, потому что покаялась. И нам надо народ призывать к покаянию, а не к политическим демонстрациям. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) Обращение к чадам Церкви по поводу ИНН. [статья] Бойтесь отпасть от Матери-Церкви, только она одна и сдерживает лаву антихристианского разгула в мире теперь! Тихон (Шевкунов), архимандрит, наместник московского Сретенского монастыря Одни ищут спасения, другие - великих потрясений. [доклад] Накануне Великого Поста, накануне дней покаяния будем смотреть правде в глаза: нас проверили на готовность к церковной смуте, и мы показали готовность Впереди дни уврачевания греха. Окаменевшая девушка. [рассказ] В рассказе описывается одно из чудес Божиих, произошедшее в наши дни, о котором даже писалось в советских газетах. Панкратий (Жердев), архимандрит, наместник Валаамского монастыря Проблема ИНН и голос христианской совести. [доклад] Нам крайне необходимо преодолеть дух разделения, недоверия и отчуждения, не допуская взаимного осуждения и нетерпимости. Имеющим разные точки зрения необходимо смириться друг перед другом, уйти от крайностей и найти основу для выработки общецерковной точки зрения, с которой могли бы согласиться наиболее известные старцы, духовники, наместники ставропигиальных монастырей и которое могло бы стать основой специального Послания Святейшего Патриарха или решения Священного Синода.

http://zavet.ru/t11apok.htm

Примечательно, что в 2001 и 2004 годах, когда дни празднования Пасхи у православных, католиков и протестантов совпадали, Путин официально поздравлял с праздником " всех российских христиан " . При этом отдельных поздравлений с Рождеством или Пасхой от главы государства ни российские католики, ни представители протестантских деноминаций не получают. В то же время Владимир Путин в минувшем 2005 году направил покойному главе Русской Старообрядческой Православной Церкви Митрополиту Андриану (Четвергову) официальную телеграмму, в которой поздравил старообрядцев со столетием указа Николая II о веротерпимости. Президент не поздравляет старообрядцев с религиозными праздниками отдельно от православных, принадлежащих к Московскому Патриархату. Религиозные организации России Православие в России представлено Русской Православной Церковью Московского Патриархата (РПЦ МП), Русской Православной Церковью Заграницей (РПЦЗ), Российской Православной Свободной Церковью (РПСЦ), Истинно Православной Церковью (ИПЦ) и старообрядческими Церквами поповцев - Русская Православная Старообрядческая Церковь с центром на Рогожском кладбище в Москве и Русская Древлеправославная Церковь (новозыбковцы) - и беспоповцев -Древлеправославная Поморская Церковь. Римско-Католическая Церковь в России представлена митрополией с центром в Москве, в которую входят 4 епископства. Из протестантских деноминаций в России наиболее распространенными являются баптисты, христиане веры евангельской (пятидесятники) и лютеране. Основными организациями российского ислама являются Центральное Духовное Управление мусульман России и Европейских стран СНГ (ЦДУМ) с центром в Уфе и Духовное Управление мусульман Центрально-Европейского региона России (ДУМЦЕР) с центром в Москве. Две основные иудейские организации России - Конгресс еврейских религиозных общин и организаций России (КЕРООР) и Федерация еврейских общин России (ФЕОР). Центром Традиционной буддистской Сангхи России является Улан-Удэ. http://www.ng.ru/politics/2006-01-11/3_islam.html

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Лишь в 1923 г. она получила свою иерархию и стала называться Старообрядческой церковью древлеправославных христиан. Первоначально главным центром распространения беспоповщины была Выгорецкая обитель в северном русском Поморье (отсюда название: Поморский толк). От Поморского толка отделился Федосеевский толк. В 1730-х гг. Филипп из Выгорецкой обители основал собственный, Филипповский, толк, поскольку был против молитв за царя. В начале XIX в. федосеевцы допустили вступление в брак, и появилась аристовщина, не со­гласившаяся с этим решением. В конце XVIII в. возникла секта странников, или бегунов, из которой в начале XX в. выделился Скрытнический толк. Еще раньше возникла «нетовщина», или Спасово согласие; по мнению нетовцев, один лишь Спас знает, как можно спастись, поэтому следует уповать на Его милость и молиться. В конце XVIII – начале XIX в. возник целый ряд мелких беспоповских сект: рябиновцы, признававшие лишь крест, сделанный из рябины; дырники, устраивавшие в своих домах отверстия на восток, в которые они молятся; Часовенное согласие, последователи которого молились в кладбищенских часовнях; самокрещенцы и др. В настоящее время в России существуют: 1 . Старообрядческая церковь белокриницкого (австрийского) согласия с центром в Москве. Верующие рассеяны в Московской, Брянской областях, на юго-западе Украины, в Молдавии, Поволжье, Сибири и на Северном Кавказе. 2 . Старообрядческая Церковь древлеправославных христиан с центром в Новозыбкове Брянской области. Верующие рассеяны в Брянской, Московской и Курской областях, в Поволжье и на Северном Кавказе. 3 . Беспоповцы различных толков (Поморского, Федосеевского, Филипповского, Спасовского и некоторых других мелких толков) рассеяны в Московской, Владимирской, Ленинградской областях, в Поволжье, на Урале и в Сибири. В Москве существует Российский Совет Древлеапостольской Поморской Церкви. СТИГМАТЫ (от греч. στγμα – клеймо) – раны, появившиеся на теле св. Франциска Ассизского в тех местах, в которых Христос был пригвожден к кресту.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Мы показали уже, сколько неправды в словах Денисова, будто общество, к которому принадлежал он, «вся евангельская и апостольская заповедания всеверно приемлет», – показали, что, напротив, беспоповцы не всему Евангелию, а только части его веруют. Теперь сделаем замечание о том, что Денисов говорит здесь о исповедании беспоповцами воплощения Сына Божия якобы согласно со священными богословцами. Господь воплотился, по Символу веры , «нашего ради спасения» и распятие претерпел за церковь свою, которую сам основал, с которою обещал пребыть неотлучно и сохранить её неодолённою от адовых врат, якоже глаголет Апостол: Христос возлюби церковь и себе предаде за ню ( Еф. 5:25 ), и якоже сам глаголет: се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века ( Мф. 28:20 ). Обетования Христовы непреложны, ибо он верен в дому своём, якоже глаголет Апостол: Моисей убо верен в дому его, якоже слуга… Христос же, якоже сын ( Евр. 3:5–6 ). Но беспоповцы не веруют Господню обетованию о неодолимости церкви, не веруют, что дарованные Им средства на получение живота вечного, то есть таинства (Кат. Вел. гл. 78), Господь неизменно сохранит в церкви своей, ибо не только сами не имеют сих таинств, но и во всём мире отвергают бытие их; посему они не признают Христа верным в дому своём и вотще хвалятся верою в воплотившегося Сына Божия; к ним могут быть вполне приложены слова Апостола: имуще образ благочестия, силы же его отвергшеся ( 2Тим. 3:5 ). И действительно – беспоповцы сказуют себя «пребывающими в готовей древлеправославней церкви», силы же её на совершение спасительных таинств отверглися. О сицевых, иже отвергаются таинств, а паче хиротонии, без совершения которой не может быть совершения и прочих таинств, св. Златоуст глаголет, что хотя бы они и православную веру исповедовали и добродетели творили, но всё сие не пользует им. «Что глаголеши, – пишет св. Златоуст о неимущих хиротонии, – тая же вера есть, православни суть и они? Чесо же ради не суть с нами? Един Господь, едина вера, едино крещение. Аще яже тех добре суть, то наша зле. Младенцы, рече, влающеся и скитающеся всяким ветром. Не пщуете ли сия довлети рещи ми, еже глаголати, яко православнии суть? А яже рукоположения исчезают и погибают. И кая польза иных, сему не сущу опасну? Якоже бо за веру, тако и за сие ратоватися подобает» (к Ефес. нравоуч. 11-е). Вот как ясно учит св. Златоуст, что не имущим хиротонии от «иных», то есть от веры и жития, никая же польза есть, и что подобает за хиротонию так же ратовать, как и за веру. А Денисов вопреки сему утверждает, что будто бы беспоповцы, отвергая хиротонию и прочие таинства, содержат неизменно правую веру в воплощение Господне и «в готовей древлеправославней церкви пребывают».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

И сами беспоповцы, последуя слову Спасителя, без крещения не исповедуют быти спасению, а без причастия тела и крови Христовых, вопреки тому же непреложному слову Его, спасение проповедуют. Не ясно ли, что они веруют одной только части Евангелия и что изречение св. Златоуста « церковь – вера и житие» не может служить им в оправдание? Притом же св. Златоуст не сказал и того, что стены церковные не нужны или не потребны, а сказал только, что они не составляют Богом созданную церковь . И мы имеем слово с беспоповцами не о стенах, но о вере всему Евангелию и о содержании преданных Евангелием таинств с их богопоставленными совершателями, чего именно требует и св. Златоуст, но чего беспоповцы не имеют. Наконец должно сказать, что св. Златоуст, будучи не токмо членом, но и иерархом церкви, имущей полноту священной иерархии и таинств, не мог учить ничему иному, кроме того, что сам содержал, не мог проповедовать существование церкви без иерархии и таинств, какую проповедуют беспоповцы, ложно ссылаясь в своё оправдание на его слова. Прибавим ещё, что как вера без верующих, так и законы без тех, кто их содержит и исполняет и кто наблюдает за их исполнением и наказует за их неисполнение, существовать не могут; наблюдение же за исполнением законов церковных поручено епископам. А беспоповцы не имеют епископов, посему законы церковные у них остаются без исполнения, и вся Кормчая, действительно, находится у них без значения и приложения, точно у какого-нибудь иноверца, случайно приобретшего экземпляр её. Как же могут они приводить в своё оправдание слова Златоуста «церковь – не стены церковные, а законы церковные»? Итак, рассмотренное изречение св. Златоуста совсем не служит к подтверждению того, что Денисов хотел подтвердить им, то есть что будто бы беспоповщинское общество, к которому принадлежал он, не имея ни иерархии, ни таинств, в «готовей древлеправославней церкви пребывает». В подтверждение того же несправедливого уверения, в оправдание того же положения своего без иерархии и таинств, которое якобы не лишает беспоповцев права именовать своё общество «пребывающим в готовей древлеправославней церкви», Денисов привёл ещё свидетельство св.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Вплоть до Революции 1917 года старообрядчество представляло собой одну из наиболее сложных внутренних проблем российского общества, так как являлось своеобразной религиозной, культурной и экономической оппозицией официальной России. Раскол произошел также и внутри самого старообрядчества. Огромное количество толков и сект появилось внутри самого радикального согласия – беспоповстве. На начало XXI века в России насчитано более 200 общин Поморского согласия беспоповцев 218 . Старообрядчество было обессилено подобного рода разделениями, ибо «сила Церкви не в разделении, а в единении, в сплоченности и единомыслии всех чад ее». Но с момента установления в России религиозной свободы старообрядцам выпал шанс прекратить раздоры и разделения внутри своей веры 219 . На первом месте стояла проблема, связанная с «неокружническим раздором», который существовал внутри белокриницкой иерархии. Ее требовалось решить как можно скорее, так как она являлась препятствием к единению беглопоповцев, беспоповцев и единоверцев. Уже в первую половину 1906 года во многих епархиях произошли соборы и съезды по вопросу установления мира между «окружниками» и «неокружниками». На Бендерском и Московском соборах были подписаны «акты примирения» обеими сторонами 220 . Далее решался вопрос с беглопоповцами, которые не хотели принимать Белокриницкую иерархию всего по двум причинам: они считали, что митрополит Белокриницкий Амвросий (1791–1863) был крещен обливательно и состоял под запрещением священнослужения. Состоялось несколько беглопоповских Съездов, на которых решался вопрос, во что бы то ни стало добыть себе епископа. За попытками беглопоповцем наблюдали епископы древлеправославной церкви. Они ждали подходящего момента, чтобы призвать беглопоповцев к единению, но Всероссийский съезд беглопоповцев в 1912 году не принял предложения Освященного Собора древлеправославной церкви. Но на этом Освященный Собор не остановился. В 1915 году Собор обратился к беглопоповцам с таким посланием: «Во имя заветов Господа и во имя блага и единства церкви мы молим вас выслушать наш отеческий голос с любовью и христианским смирением. Мы страдаем душою о существующем между нами разделении. Нужно общими силами устранить его». Но и это обращение беглопоповцы не приняли. Однако им удалось все-таки присоединить к себе «никонианского» епископа Николая (Позднева), который присоединился к ним с благословения и письменного постановления обновленческого синода. Но не все беглопоповцы приняли новую иерархию. Некоторые ее совершенно отвергли, а некоторые присоединились к Белокриницкой иерархии. Данные обстоятельства создали новые преграды к единению старообрядчества.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010