Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВНАЯ ПОМОРСКАЯ ЦЕРКОВЬ (ДПЦ), с 1989 г. офиц. название наиболее значительного и организованного согласия беспоповцев - поморского, вероучение к-рого, как и вероучение др. беспоповских согласий, опирается на представления о воцарении духовного антихриста (см. разд. «Антихрист в представлениях старообрядцев» в ст. Антихрист ) и оскудении благодати священства. В отличие от большинства др. течений в беспоповщине ДПЦ допускает возможность мирянам (наставникам) благословлять браки (бессвященнословные браки; см. разд. «Брак у старообрядцев» в ст. Брак ). ДПЦ развивается, изменяя отдельные элементы своего вероучения, инкорпорируя в себя нек-рые малочисленные беспоповские согласия и постепенно осознавая себя «церковью, не имеющей духовной иерархии». Собор (съезд) является высшим органом управления ДПЦ. Согласно постановлению 2-го Всероссийского собора поморцев (1912), «верховное руководство, суд и управление Церкви Христовой, с падением священных чинов Ее, лежит на обязанности составляющих тело Церкви христианских приходов, избранники которых составляют собор Церкви» (Деяния 2-го Всероссийского собора христианского поморского церковного общества. М., 1912. С. VII). В отличие от др. беспоповских течений ДПЦ имеет региональные органы управления (духовные центры): Российский совет (РС) ДПЦ (Москва, учрежден в 1989), опекает поморцев в России и в странах, не имеющих духовных центров,- на Украине, в Молдавии, в Казахстане и в Киргизии; Центральный совет (ЦС) ДПЦ Латвии (Рига, учрежден в 1989), объединяет 51 из 67 поморских общин, зарегистрированных в Мин-ве юстиции Латвии; Высший совет (ВС) ДПЦ Литвы (Вильнюс, в 1922-1940 и 1942-1943 назывался Центральным старообрядческим советом (ЦСС) Литвы, в 1943-2002 - Высшим старообрядческим советом (ВСС) Литвы); Высший совет (ВС) Восточной старообрядческой церкви, не имеющей духовной иерархии, в Польше (Сувалки, действовал в 1925-1939, возобновил работу в 1983, до 1993 назывался Высшим старообрядческим советом (ВСС) Польши); Союз старообрядческих общин Эстонии (Таллин, учрежден в 1928, восстановлен в 1995); Центральный совет (ЦС) ДПЦ Белоруссии (Полоцк, учрежден в окт. 1998); Конференция поморских общин в США. При духовных центрах ДПЦ работают духовные комиссии или духовно-канонические отделы, в компетенцию к-рых входит разбор канонических и богослужебных вопросов.

http://pravenc.ru/text/180417.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Путь Алексия Жилко На кончину главы Древлеправославной Поморской церкви Латвии 12.01.2021 687 Время на чтение 9 минут Источник: Столетие Вечером 4 января после продолжительной болезни скончался глава Центрального совета Древлеправославной Поморской церкви Латвии (ДПЦЛ), многолетний наставник Даугавпилсской (1-й Новостроенской староверческой) общины отец Алексий Жилко. Менее чем за месяц до того, 13 декабря 2020 года, отцу Алексию исполнилось 75 лет, свою юбилейную дату знаменитый в Латвии церковнослужитель отметил в кругу семьи. То был необыкновенный человек… Автору этих строк неоднократно доводилось общаться с отцом Алексием Жилко. Это было интереснейшее общение – осанистый, степенный и величественный отец Алексий производил незабываемое впечатление. Для начала приведу один пример. Жилко проявил себя не только как духовный лидер, но и как политический деятель. Так, летом 2012 года отец Алексий Жилко громко высказался в поддержку проходившего тогда сбора подписей за наделение многочисленных русских неграждан Латвии её гражданством. От него этого шага никто не ждал и не требовал, более того, он оказался единственным русским священнослужителем Латвии, не побоявшимся открыто встать на защиту прав соотечественников. И это при том что был он обласкан государством, имел высшую награду Латвии – орден Трёх звезд. Отвечая на вопрос о побудительных причинах, говорил, что этот шаг обусловлен состраданием ближним. «Нехорошо и несправедливо, не по-христиански, когда в рамках одного государства, при цивилизации XXI века, живут люди с полными правами и тут же рядом живут люди с ограниченными правами», – отмечал отец Алексей. Он считал, что поддержка неграждан – это исполнение наставлений христианских апостолов. «Такое важное мероприятие должны поддержать все люди доброй воли. А христиане здесь прямым путём исполнят наставление святого апостола Павла: " Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов " », – отмечал духовный наставник.

http://ruskline.ru/opp/2021/01/12/put_al...

Православное чтение ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ СБОРНИК ДУШЕПОЛЕЗНЫХ ТЕКСТОВ [Главная] [Сомневающемуся] [Новоначальному] [Общество] [Вопросы] [Мамам и папам] [Россия] [Библиотечка] [Новости] [Крохотки] [Гостевая] < автор название > А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я ТЕМЫ: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Библия, толкования Апологетика Богословие, догматика Основы православия Наставления, советы, проповеди Жития и жизнеописания Семья, брак, воспитание детей Православие и медицина Религии, ереси и секты Жизнь и смерть Конец света Наука и религия Культура, кино, СМИ О России Козни лукавого Православие и интернет Художественная литература Документы, справочники Разное ХРОНОЛОГИЯ КАТАЛОГ ПО ХРОНОЛОГИИ ПОСТУПЛЕНИЙ КАТАЛОГИ: по темам по названию по авторам по хронологии ФЕВРАЛЬ 2001 г. 27.02.01 Проповеди отца Иоанна (Крестьянкина). [сборник] Сборник проповедей и выступлений отца Иоанна (Крестьянкина). [ далее > > ] 27.02.01 Наша борьба - это пост и молитва [Выступление архимандрита Феогноста, наместника Свято-Троице-Сергиевой Лавры] Наше дело - пост, молитва, бдение. Нужно умолить Господа: в свое время Ниневия была прощена, потому что покаялась. И нам надо народ призывать к покаянию, а не к политическим демонстрациям. [ далее > > ] 26.02.01 Одни ищут спасения, другие - великих потрясений. [Доклад архимандрита Тихона (Шевкунова), наместника московского Сретенского монастыря] Накануне Великого Поста, накануне дней покаяния будем смотреть правде в глаза: нас проверили на готовность к церковной смуте, и мы показали готовность Впереди дни уврачевания греха. [ далее > > ] 26.02.01 Ложная тревога как побочный эффект напряженного ожидания. [Доклад М.О. Шахова, профессора Российской академии государственной службы при Президенте РФ, директора Старообрядческого исследовательского центра] Древлеправославная Поморская Церковь вообще не обсуждает этот вопрос, при том, что для беспоповцев всегда был характерен эсхатологический радикализм. Освященный Собор Русской Православной Старообрядческой Церкви в октябре 2000 года определил, что в ИНН не следует видеть печать антихриста и вопрос о том, принимать ли его, есть дело личных убеждений. Особняком стоят только так называемые " беглопоповцы " , или Древлеправославная Церковь, иерархия которой в 1923 году установилась с переходом из обновленчества архиепископа Николы (Позднева). Ее Освященный Собор в августе 2000 года пришел к выводу, что ИНН - предвестник печати антихриста, превращающий человека в обезличенное число. [ далее > > ]

http://zavet.ru/bhr0102.htm

  1988   1989   1990   1991   1992   1993   1994 1995   1996 1997 1998   1999 88. Рец.: Ильцев А. “Умрем за единый аз!”//Книжное обозрение. 1999, 13 дек. 50). С. 12. 89. Библ.: Аннотированный каталог научной литературы, изданной при финансовой поддержке РГНФ. 1994–2008. Филологические науки. Искусствоведение/Российский гуманитарный научный фонд. М., 2009. С. 100.   2000 2001 2002 Рец.: 1) Энциклопедия Выговской пустыни//Книжное обозрение. 2002. 1 апреля. 14 (1868). С. 2; 2) Мирошкин А. Разорение раскольничьей крепости//Книжное обозрение. 2002. 27 мая. 22 (1876). С. 6; 3) Юрасов М.К. Ревнители «древлего благочестия»//Мир истории. 2002. 5 ( http://www.historia.ru/2002/05/yuhimenko.htm); 4) Шамарин В.В. Новый научный труд о Выге//Календарь Древлеправославной Поморской Церкви на 2003 год. СПб.; М., 2002. С. 95; 5) Пигин А.В. Новая книга о русском старообрядчестве//Север: Ежемесячный общественно-политический и литературно-художественный журнал. Петрозаводск, 2002. 9-10. С. 193-197; 6) Ромодановская Е.К. [рец.]//Гуманитарные науки в Сибири. Серия: Филология. Новосибирск, 2002. 4. С. 109–110; 7) Пигин А.В. [рец.]//Вестник РГНФ/2003. 1(30). C. 287–290; 8) Демкова Н.С. Литературное наследие Выга//Русская литература. 2003. 2. С. 192–194; 9) Гурьянова Н.С. [рец.]//Die Welt der Slaven XLIX. 2004. S. 187–189. Библ.: Аннотированный каталог научной литературы, изданной при финансовой поддержке РГНФ. 1994–2008. Филологические науки. Искусствоведение/Российский гуманитарный научный фонд. М., 2009. С. 117–118.   2003     2004   2005 Рец.: 1) Урушев Д. «Тишина за Рогожской заставою»: Старообрядчество раскрывает свои тайны//Независимая газета. 10.08.2005; 2) [Рецензия]//Вестник Митрополии РПСЦ. 2005. 2. С. 14; 3) Маслов Е. К выходу книги Е.М. Юхименко «Старообрядческий центр за Рогожской заставою»//Богородск-Ногинск. Богородское краеведение.   2006 2007   2008 Рец.: 1) Пигин А.В. [Рец.]//Ученые записки Петрозаводского государственного университета. Петрозаводск, 2009. 8. С. 101–104 ( uchzap.petrsu.ru › files/UchZap102-08-2009.pdf ); 2) [Юхименко Е.М.Литературное наследие Выговского старообрядческого общежительства. В 2-х томах. М.: Языки славянских культур, 2008]//Календарь Древлепраавославной Поморской Церкви на 2010 год/Изд. Единого совета Древлепраавославной Поморской Церкви. [М., 2009]. С. 123.

http://sedmitza.ru/text/9156735.html

Екатеринбург. Часовня Николая Чудотворца (поморская). Часовня. Действует.   Освящена в честь: Николая Чудотворца Год постройки:приблизительно 2010 - 2012. Адрес: Россия, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Тверитина Координаты: 56.821073, 60.616679 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. В Екатеринбурге заложен первый камень в строительство храма Древлеправославной поморской церкви во имя Святителя Николая Чудотворца (чудотворца Николы). Этого события поморцы ожидали более десятка лет. Древлеправославня поморская церковь является одним из направлений религии староверов. От других старообрядцев поморцев отличает подход к обрядам и соблюдению канонов. " Нас беспоповцами называют, - объясняет JM председатель екатеринбургской общины Древлеправославной поморской церкви Владимир Анненков. - Службы у нас проводятся настоятелем, духовником " . На сегодняшний день в екатеринбургской общине поморцев от 200 до 400 активных членов. В 80-е годы у поморцев не было своего храма. Им приходилось ютиться в молельном доме на Широкой Речке. В начале 90-х годов общине поморской церкви передали большой дореволюционный храм - нынешний Свято-Троицкий Кафедральный собор (где, кстати, сейчас находятся мощи Иоанна и часть креста Господня). Но радость старообрядцев по этому случаю была недолгой. Екатеринбургская община, в силу своей немногочисленности, была не в состоянии восстанавливать храм. Да и вообще, в обладании такой громадой не было необходимости. Тогда поморцы пошли на договор с РПЦ. Они заключили с правящим тогда Екатеринбургской и Верхотурской епархией Архиепископом Никоном соглашение об обмене Кафедрального собора на храм меньшего размера, но в лучшем состоянии. Пока Никон выбирал, какой из своих храмов отдать староверам, временно общине поморцев предоставили придел в Воскресенском соборе. Однако Никон, видимо, и не собирался выполнять свое обещание. На общину поморцев началось давление, с предложением присоединится к Русской Православной Церкви. В итоге часть прихожан-старообрядцев отказались молиться в непосредственной близости от РПЦ, даже в отдельном помещении, и вернулись в молельный дом на Широкой Речке. Другая часть с наставником начала проводить службы в Первоуральске. Осталась только небольшая активная группа, которой и удалось сдвинуть дело с мертвой точки. Нынешний Архиепископ Викентий согласился построить для поморцев отдельный храм. " Викентий попросил некоего благодетеля помочь нам с деньгами. Мы благодарны ему за эту помощь, - поведал Анненков. - Раскрыть личность благодетеля мы пока не можем " .

http://sobory.ru/article/?object=20775

Старообрядцы разных течений проводят первый за несколько веков съезд в Москве 23 июня, 2016. Новостная служба На двухдневной встрече выступят духовные лидеры крупнейших Церквей 23 июня. ПРАВМИР. Съезд старообрядцев разных согласий из российских регионов и других стран сегодня начинает работу в Москве. Это первая за несколько столетий международная конференция, участники которой обсудят текущие вызовы и пути их преодоления, а также отношения с обществом и государством, рассказал РИА Новости секретарь предстоятеля Русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ) митрополита Корнилия протодиакон Виктор Савельев. На двухдневной встрече выступят духовные лидеры крупнейших Церквей. С приветствиями к участникам форума обратятся предстоятель Русской древлеправославной церкви патриарх Александр (Калинин), предстоятель Русской Православной старообрядческой Церкви митрополит Корнилий (Титов) и руководитель Российского совета Древлеправославной поморской Церкви Олег Розанов. Мероприятие проводится в рамках федерального грантового проекта «Старообрядчество в современном мире: социальное служение, диалог с государством», который ставит целью изучить проблемы во взаимоотношениях верующих с обществом и с органами власти, найти пути их разрешения и сформировать общедоступные знания о современном старообрядчестве. Участники мероприятия приедут из Улан-Удэ, Коми, Ржева, Ульяновска, Самары, Санкт-Петербурга, Москвы, а также из Латвии, Литвы, Румынии, Молдавии, Австралии, Украины. «Также приглашены представители власти, правительства российского и московского. Возможное сотрудничество всех наших согласий будет обсуждаться, будут вырабатываться пути взаимодействия дальнейшего на благо отечества и самих церквей», — сказал священнослужитель. Старообрядчество представлено тремя главными течениями, или «согласиями». Крупнейшей организацией старообрядцев является Русская православная старообрядческая Церковь (Белокриницкое согласие), которая была основана в 1846 году. Она насчитывает около миллиона прихожан. Ее центры расположены в Москве и в городе Брэила (Румыния). Существует также Русская древлеправославная Церковь, а Древлеправославная поморская Церковь с центром в Москве насчитывает порядка 200 общин. Старообрядцы оценивают встречу как историческое событие. Митрополит Корнилий (Титов) ранее заявил, что настало «благоприятное время», чтобы развивать между старообрядческими направлениями «добрососедский диалог».

http://pravmir.ru/staroobryadtsyi-raznyi...

МАТЕРИАЛЫ СВЯЩЕННОГО СИНОДА РПЦ ПОСЛЕДНИХ ЛЕТ, ПОСВЯЩЕННЫЕ ВОПРОСУ СТАРООБРЯДЧЕСТВА ноября 2000 Из заседания Священного Синода 4 июня 1999 года под председательством Патриарха      Слушали: Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных сношений, об отношениях Русской Православной Церкви со старообрядчеством в связи с соответствующим поручением Священного Синода в заседании 29 декабря 1998 года. Из заседания Священного Синода 4 июня 1999 года под председательством Патриарха      Слушали: Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных сношений, об отношениях Русской Православной Церкви со старообрядчеством в связи с соответствующим поручением Священного Синода в заседании 29 декабря 1998 года.       Постановили:      1. Одобрить результаты переговоров, проведенных митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом, Председателем Отдела внешних церковных сношений, с представителями Старообрядческой Митрополии и Древлеправославной Поморской Церкви.      2. На основании решений Поместных Соборов Русской Православной Церкви 1971-го и 1988 годов о снятии клятв на старые обряды призвать епархиальных архиереев и духовенство Русской Православной Церкви учитывать в практической деятельности на местах своего служения вышеупомянутые общецерковные решения.      3. Осудить имевшие место в истории насильственные методы преодоления раскола, явившиеся результатом вмешательства светских властей в дела Церкви.      4. Призвать издательства, выпускающие церковную литературу, применять критический подход к переизданию литературы, напечатанной в дореволюционное время, когда под влиянием светской власти старообрядчество критиковалось некорректными и неприемлемыми методами.      5. В рамках мероприятий, посвященных 2000-летию Рождества Христова, организовать совместные со старообрядцами вечера древнерусского церковного пения. Пригласить представителей старообрядцев и на другие мероприятия, посвященные 2000-летию Рождества Христова.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=184...

В ответ на сие обвинение против церкви повторим сказанное нами в другом месте: «Святыми отцами Седьмого вселенского собора утверждено почитание святых и честных икон, а противящиеся этому соборному установлению преданы анафеме; но того св. собором не установлено, чтобы каким-либо одним пошибом или искусством и способом св. иконы воображать; собор не сделал также и такого постановления, что если в коем изображении на св. иконе явится некоторая неточность первообразному виду изображаемого лица, то сим бы иконам и не поклоняться. И собор мудро поступил, не сделав такого постановления, ибо и царские изображения за некую неточность истинному виду царской особы не лишаются чести, царским воображениям достойные, лишь бы только они были благоговейно и достойно царскому величеству изображены. То же примечаем и относительно св. икон. В древние времена церкви Христовой св. Апостолы, евреи сущие родом, у греков изображались более близко к греческому виду, у грузин или у иверов – к иверскому, у нас, русских, – к русскому, как о сем свидетельствуют соблюдшиеся древнейшие иконы. И ведущие иконное художество по сим признакам познают и различают, которые святые иконы какой страны художниками писаны – греческими, или римскими, или сербскими, или молдавскими. И в нашей Русской земле существовали издревле различные иконные художества: корсунское, новгородское, московское, строгановское, и все они имеют великое различие между собою не только в цвете красок на лицах, но и в самой рисовке лица и всего изображения, и на них одни изображения лиц более долгостны, как на строгановских, на других более краткостны, как на греческих. Ясно, что все сии иконы при таком их различии не могут представлять совершенно точного соответствия первообразному виду изображенных на иконе лиц. И однако же иконы всех помянутых художеств в нашей древлеправославной церкви были приемлемы и с верою, в честь первообразных, были поклоняемы, и никто не поднимал вопроса о том, имеют ли они точное и ни в чём не представляющее недостатка сходство с первообразным, на них изображённым. Наблюдали только, чтобы священные лица на иконах были достойно и благоговейно изображаемы» 103 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Старообрядцы Латвии сообщают о резкой активизации преступников, похищающих старинные иконы 2 октября 2008 г. 11:31 В последние месяцы Латгалия подвергается массированному нападению охотников за старообрядческими иконами. Преступники не только обворовывают церкви, но и проникают в дома староверов, избивают пожилых людей и уносят ценные образа, стоимость которых у коллекционеров может достигать десятков тысяч долларов. Председатель Центрального совета Древлеправославной поморской церкви Латвии, духовный наставник Новостроенской старообрядческой общины отец Алексий Жилко в разговоре с «Телеграфом» сказал, что действуют бандиты организованно, выполняя конкретные заказы. При этом старообрядцы признают, что защитить себя от подобных нападений они, увы, не могут. Самый свежий случай произошел в деревне Ащуки Дубненской волости Даугавпилсского района: там в период с 26 по 29 сентября из молельного дома злоумышленники вынесли около 15 икон. Как сообщила «Телеграфу» пресс-секретарь Даугавпилсского управления полиции Ингуна Дунда, люди заметили, что на дверях храма сломан замок, и забили тревогу. За месяц до этого разграблению подверглась церковь в Субате, где были украдены три иконы. Метод проникновения — взлом входной двери. Есть подозрение, что действовала одна и та же преступная группа. В Субате также не сразу обнаружили кражу, ведь старообрядцы не каждый день посещают молельные дома. Четыре случая ограбления домов с целью похищения староверских икон произошли с мая по сентябрь в Резекненском районе. Буквально пару недель назад ночью подверглась избиению пожилая пара, из дома которой была украдена ценная икона. «Преступники определенно действуют не вслепую, они знают, что у кого можно взять, — говорит «Телеграфу» руководитель пресс-службы Управления полиции Резекне Илмар Логинс. — Значит, они объезжают деревни днем, расспрашивают местных жителей, наводят справки. Однако люди не особенно проявляют активность в помощи полиции — точных примет воров никто не дает, даже трудно установить марку машины, на которой они ездят. Это сильно осложняет расследование. Конкретных результатов пока у нас нет».

http://patriarchia.ru/db/text/468888.htm...

Бобришки. Старообрядческая моленная Введения во храм Пресвятой Богородицы. Свято-Введенская моленная Бобришкской староверческой общины Деревянная часовня. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Освящена в честь: Введения во храм Пресвятой Богородицы Год постройки:Между 1710 и 1905. Адрес: Литва, Паневежский уезд, Рокишкский район, Кряунское староство, деревня Бобришки Bobriškis, Kriaun seninija, Rokiškio rajone, Panevio apskritis, Lietuva Координаты: 55.833512, 25.8052 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью В 1710 г. в деревне Пуща современного Рокишкского района, в живописном месте на берегу озера Сартай, была основана первая староверческая община на территории современной Литвы, и построен храм. Эти события положили начало Древлеправославной Церкви в Литве. « Дегуцкий летописец » так писал об этом событии: «В сем 1710-м году моленна в Пуще, яже есть Кревенская устроися в нач. 18-го столетия, до рижского взятия, в царствование Петра Алексеевича 1-го, и при ней настоятельство благословением Афанасия [Антония] Терентьича». В 1819 г. деревянный храм из Пущи был перенесен в соседнюю деревню Бобришки. Несмотря на жесткое законодательство Николая I и возобновление гонений против староверов в 1830–1840-х гг., Бобришкская община сохранилась, имела своего наставника Михаила Федорова, и в середине XIX в. была одной из наиболее авторитетных в крае. Видимо, в это время Бобришкская община начала признавать бессвященнословные браки и присоединилась к поморскому согласию. В 1863 г. царский чиновник П. Корецкий писал о роли этой общины в Каунасской губернии: «Из оставшихся молелень [восемь староверческих храмов властями были закрыты] главнейшая Рымковская, за нею – Бобришкская; они существуют еще с прошлаго столетия и пользуются особенным уважением между раскольниками [староверами]. Все молельни деревянные, но построены тщательно; и хотя по наружности не видно следов их поддержки, воспрещенной законом; но нельзя не сомневаться, чтобы они могли так долго держаться без позднейших поправок».

http://sobory.ru/article/?object=33036

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010