Развивая дихотомический взгляд на человека, преп. Никита Стифат следует за Немесием, Леонтием Византийским и св. Иоанном Дамаскиным . В известном тексте ап. Павла ( 1Фес.5:23 ): «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» – св. Иринеем, св. Иоанном Златоустом и св. Иоанном Дамаскиным дух понимается не как составная часть человеческой природы, отличающей ее от природы иных существ, а как дар Духа Святого, как благодатная харизма 46 . Итак, состав человека – душа и тело. «Человек состоит всецело из двух природ, из души, я говорю, и тела. Одно ведь низкое у него, другое же возвышенное и божественное» (гл.32). Поэтому человеку дает Бог и две заповеди, для души и для тела: «Так как человек является двойным... Бог сотворил для него и двойное поручение. С одной стороны, Он увещевает его получать часть от лучшей и бессмертной пищи и не обращать никакого внимания на нужды тела, как и вочеловечившееся Слово побуждает: «Ищите же прежде царства Божия и правды его, и это все приложится вам» ( Мф.6:33 ), запечатлевая как бы первую заповедь Свою. С другой же стороны, Он охраняет его от описанного насаждения чувства, для того чтобы не был умножен в страдании тот, кто, отведав через него (чувство) удовольствий нынешней жизни, отпал через такого рода восприятие от божественного пира и вкушения» (гл.28). В новозаветной заповеди преп. Никита видит повторение заповеди, данной в раю, есть от всякого Древа, т.е. искать прежде Царства Божия. Новозаветный же аналог второй заповеди, не есть от Древа познания, усматривает в словах: «встаньте, пойдем отсюда» ( Ин.14:31 ). В свою очередь душа представляется также двойной, состоящей из разумной и неразумной частей. «Вместе с Платоном св. Иоанн Дамаскин различает в человеке две души: разумную и неразумную, называя их, впрочем, не душами, а силами; но тут же он неразумную душу согласно с Аристотелем разделяет на ее функции – раздражительную и желательную " 47 47 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Stifat/...

Угроза и страх смерти не остановили приближения того страшного дня, которым Бог угрожал первому человеку, если он вкусит от запрещенного плода. Падший ангел позавидовал блаженству людей (Прем. Солом. 2:24), вошел в змия и соблазнил Еву нарушить заповедь Божию. «И увидела жена, что древо хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз; и дала также мужу своему, и он ел» ( Быт.3:6 ). И исполнилось Слово Божие: человек смертию умер. За святотатственным вкушением от запрещенного плода последовала смерть духа, отчуждение от жизни Божией ( Ефес.4:18 ), разъединение с Тем. Кто есть жизнь всего живущего и Свет человеков ( Ин.4 ), изгнание человека из рая, удаление от древа жизни, осуждение на труды, болезни, скорби, смерть и разрушение тела, проклятие из-за него всей твари. «Как одним человеком грех вошел в мир и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили ( Рим.5:12 ). Объяснения на некоторые недоумения и возражения История падения человека, или — что то же самое — история происхождения смерти, постоянно вызывала и вызывает со стороны одних возражения, а у других – недоумения. Как мог, — говорят они, — восстать человек против непреложной и святой воли Всемогущего Бога и совершить такой страшный переворот в Царстве Божием? Как мог человек, существо ничтожное перед Богом, стать во вражду со своим творцом и вместе с собою увлечь и всю тварь в бездну нестроения и зла? Почему Творец не уничтожил зла в самом его зародыше и допустил ему войти в мир? Зачем дана человеку самая возможность зла? Зачем дан случай или повод ко греху в виде «древа познания»? Зачем был допущен в рай искуситель, столь  хитрый и сильный во зле? Почему были употреблены все средства, чтобы ускорить переход этой несчастной возможности в действительность: зачем открыт был человеку и случай ко греху и дан был и опытный учитель греха? Говорят: неужели мы признали бы мудрым и добрым такого отца, который намеренно ввел бы сына в искусительно и опасное положение, в котором несчастный и погиб; а отец после этого стал бы уверять, что он вовсе не погубил своего сына, ибо только попустил зло, но не содействовал ему? Ведь сам человек не видит и не может предвидеть, чем кончится испытание, которому он подвергает другого. Если Бог от вечности предвидел, что человек не устоит в испытании, падет и низринет за собою всю тварь, то зачем же он вводил его в испытание? Какую цель могло иметь испытание, когда испытующий, несомненно, знал его гибельный конец?

http://azbyka.ru/smerti-net

30. Отмечает ли Слово Божие особое значение свободы духа в человеческой душе? «Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действовании» ( Иак. 1, 25 ). »К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти: но любовию служите друг другу» ( Гaл. V.13 ). Бог дал нам духовную свободу и хранить ее внутри нас, ожидая от нас ценное ея употребление. Наше сознание свободы определяет себя, как решение отдаться воле Божией. 31. Потому-что все сотворенное было «хорошо весьма», – как коснулось человека благо, разлитое Творцом повсюду? Первые люди Адам и Ева были предназначены для жизни в блаженстве: а) духовном – от общении с Богом, не зная порока, ни стыда; б) телесном, ибо были поселены в Раю, саду Едемском, который обязаны были возделывать и хранить ( Быm. II, 8, 14 ). 32. На что люди в Раю обращали хотения своего свободного духа? Они прилагали свою свободу к тому, чтобы пользоваться всем и дарами блаженства и чтобы соблюдать один Божий запрет. " И заповедал Господь Бог человику, говоря: от всякого древа в саду ты будешь есть; а от древа познания добра и зла, не ешь от него...» ( Быm. II, 16, 17 ). Человеку было указано от начала – стремиться к добру только путем положительным, познавая одно добро, но не искать добро чрез познавание зла. Люди в Раю сначала соблюдали это заповедание, потому что любили Бога, увидев в Нем свой первообраз. 33. Как Всемогущий Бог попустил извратить сотворенное, которое было от начала безпорочным и прекрасным? Искушение пришло к людям из духовного мира, в котором настало извращение безпорочного бытия. Наделенный могуществом первенец Божьего творения ангел Денница прельстился мыслью стать самобытным существом и пренебрег любовью Бога. Он употребил свою свободу так, что «впал в самовожделение»; »... взойду на высоты облачныя, буду подобен Всевышнему« (Исаии XIV, 14, истолк. пр. Кассианом Римлянином). «Ты совершен в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония» (Иезек. XXVIII, 15, истолк. пр. Кассианом Римл.).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

53: 2, 3). Потому-то и сам Он применил к Себе название червя. Где же это? " Я же червь, а не человек " (Пс. 21: 7). А в книге Исайи Отец именует Его так: " Не бойся, червь Иаков " (Ис. 41: 14) . Затем, имея в виду Его славную кончину, тот же пророк говорил: " и покров твой –  червь (Ис. 14: 11). Да и необходимо было, конечно, чтобы Он, как мудрый рыболов, блестящую, подобно молнии, удочку Божества Своего прикрыл в качестве приманки червяком плоти и, закинув в глубину этой жизни, уловил таким образом змия, чтобы в действительности исполнилось написанное в книге Иова: " извлечешь ли змея удою? " (Иов. 40: 20). " Подобно Царствие Небесное зерну горчичному " . Но кто-нибудь из слушателей скажет: " Как это одно и то же является и Царством Небесным, и зерном горчичным, и великим, и малым – в одно и то же время? " По безмерной любви к своему созданию Он бывает для всех всем, чтобы спасти всех. Он был Богом, как конечно и есть, и будет по Своей природе, и делается человеком ради нашего спасения. " О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! " (Рим. 11: 33). О, Зерно, через которое мир сотворен, которым тьма рассеяна и Церковь воссоздана! Это Зерно, вися на Кресте, такой возобладало силой, что, будучи само в узах, единым словом разбойника подъяло с древа крестного и ввело в рай сладости; это Зерно, пронзенное копьем в ребро, источило жаждущим питье бессмертия; это Зерно горчичное, снятое с древа и положенное в саду, всю поднебесную осенило своими ветвями; это Зерно горчичное, будучи положено в саду, корни свои пустило в ад и оттуда извело души и на третий день привело их на небо; это Зерно горчичное, будучи сокрушено на дереве, врага нашего змия поразило и помрачило и, пробудив от сна ад, принудило его вернуться в то место, которое ему отведено. Итак, " Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем " . Посей это горчичное зерно в саду души твоей, чтобы и ты мог говорить потом: " Поднимись, ветер, с севера и принесись с юга, повей на сад мой - и польются ароматы его! " (Песн.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

550 Воздержание, употребляемое для порабощения плотского мудрования любит Господь, потому что через изнурение плоти устрояет освящение. Воздержание же от пищи само по себе недостаточно для того, чтобы сделать пост похвальным; а надобно, чтобы и в прочем соответствовало поведение, то есть и речи, и обращения, и сближение должно иметь с теми, от кого можно получить пользу так, чтобы воздержание от пищи было дополнением подвижничества... Такой образ жизни отнимает у плотского мудрования все, чем оно питается, и не дает ему преобладать над духом, а плоти творить дела ей свойственные». 551 «Честь поста, – наставляет святой Иоанн Златоуст , – составляет не воздержание от пищи, но удаление от грехов, так что, если кто ограничивает пост только воздержанием от пищи, тот более всего бесчестит его. Ты постишься? Докажи мне это своими делами. Какими, говоришь делами? Если увидишь нищего, подай милостыню; если увидишь врага, примирись; если увидишь своего друга счастливым, не завидуй; если увидишь красивую женщину, пройди мимо. Пусть постятся не одни уста, но и зрение, и слух, и ноги, и руки, и все члены нашего тела. Пусть постятся руки, пребывая чистыми от хищения и любостяжания. Пусть постятся ноги, перестав ходить на противозаконные зрелища. Пусть постятся глаза, приучаясь не устремляться на благообразные лица, и не засматриваться на чужую красоту... Пусть постится и слух; а пост слуха в том, чтобы не принимать злословия и клеветы... Пусть и язык постится от сквернословия и ругательства. Что за польза, когда мы воздерживаемся от птиц и рыб, а братьев угрызаем и снедаем?” 552 Пост – Божие установление «Пост – дар древний... Не думай, что день очищения, установленный для Израиля в седьмой месяц, в десятый день месяца ( Лев.16:29 ) 553 есть начало поста. Углубись в историю и ищи древность его происхождения... Он современен человечеству. Пост узаконен в раю. Такую первую заповедь принял Адам: «а от древа познания добра и зла не ешь от него» ( Быт.2:17 ). «Α сие не ешь» есть узаконение поста и воздержания. Если бы постилась Ева и не вкусила с древа, то мы не имели бы теперь нужды в этом посте: не здоровые имеют нужду во враче, но больные ( Мф.9:12 ). Самое пребывание в раю есть образ поста... В раю не было ни вина, ни заклания животных, ни мясоядений». 554 «Как невоздержность в пище бывает причиною и источником бесчисленных зол для рода человеческого, так пост и презрение удовольствий чрева всегда были для нас причиною несказанных благ. Сотворив вначале человека и зная, что это врачевство весьма нужно ему для душевного спасения, Бог тотчас же и в самом начале дал первозданному следующую заповедь: «от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него» ( Быт.2:16, 17 ). Слова «это ешь, а этого не ешь» заключали некоторый вид поста. 555

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

   А ведь потомство древа Израиля — это не только кровные родственники Иакова, но и те народы, кого Господь, отделив Себе «остаток по избранию благодати» (Рим. 11:5), привил на место сломленных «неверием» ветвей этого древа, чтобы они стали «общниками корня и сока» его (Рим. 11:17, 20) — потому что «все из Него, Им и к Нему» (Рим. 11:36). И из самого имени Израиля следует, что они — «язык свят, царственное священство и избранный род, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенство Призвавшего их из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий» (1 Пет. 2:9—10).    И задача всей жизни этого нового Израиля — сотворить «из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу» (1 Пет. 2:5), чтобы, как некогда великий Моисей, удостоиться «вступить во мрак, где Бог» (Исх. 20:21)...    Видишь ли ты это, душа моя, ты, «маслина по природе дикая, не по природе привитая к хорошей маслине» (Рим. 11:17, 24)?    Видишь ли ты, какова эта маслина — древо церковное? как выгнут и перекручен испытаниями ее ствол, как заломлены ветви, противостоящие всем ветрам искушений, с каким трудом она под палящим зноем забирает из каменистой почвы те соки, из которых образуются ее плоды? Но зато плоды эти питают весь мир.    Готова ли и ты изменить свою природу — от греха к праведности?    Можешь ли ты сказать — так, как сказал некогда псалмопевец: «Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое» (Пс. 56:8, 107:2)?..     Помилуй, Боже, помилуй мя.    Дванадесятое патриархов великий в патриасех детотворив, тайно утверди тебе лествицу деятельнаго, душе моя, восхождения: дети, яко основания, степени, яко восхождения, премудренно подложив     «Блаженный Моисей исчисляет нам сынов Иакова и своим повествованием снова поучает нас добродетелям праведника. Чтобы ты не подумал, будто Иаков без особенной причины, случайно был в супружестве с Рахилью, Лией и двумя рабынями, Моисей показывает, что [Иаков], повинуясь некоторому промышлению, имел сожительство с ними, чтобы именно произошли от него двенадцать колен», так что «не просто и не без цели так случилось».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

А ведь потомство древа Израиля – это не только кровные родственники Иакова, но и те народы, кого Господь, отделив Себе «остаток по избранию благодати» ( Рим. 11, 5 ), привил на место сломленных «неверием» ветвей этого древа, чтобы они стали «общниками корня и сока» его ( Рим. 11:17, 20 ) – потому что «все из Него, Им и к Нему» ( Рим. 11, 36 ). И из самого имени Израиля следует, что они – " язык свят, царственное священство и избранный род, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенство Призвавшего их из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий» ( 1Пет. 2, 9–10 ). И задача всей жизни этого нового Израиля – сотворить «из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу» ( 1Пет. 2, 5 ), чтобы, как некогда великий Моисей, удостоиться «вступить во мрак, где Бог» ( Исх. 20, 21 )... Видишь ли ты это, душа моя, ты, «маслина по природе дикая, не по природе привитая к хорошей маслине» ( Рим. 11:17, 24 )? Видишь ли ты, какова эта маслина – древо церковное? как выгнут и перекручен испытаниями ее ствол, как заломлены ветви, противостоящие всем ветрам искушений, с каким трудом она под палящим зноем забирает из каменистой почвы те соки, из которых образуются ее плоды? Но зато плоды эти питают весь мир. Готова ли и ты изменить свою природу – от греха к праведности? Можешь ли ты сказать – так, как сказал некогда псалмопевец: «Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое» ( Пс. 56:8, 107:2 )?.. Помилуй, Боже, помилуй мя. Дванадесятое патриархов великий в патриасех детотворив, тайно утверди тебе лествицу деятельнаго, душе моя, восхождения: дети, яко основания, степени, яко восхождения, премудренно подложив «Блаженный Моисей исчисляет нам сынов Иакова и своим повествованием снова поучает нас добродетелям праведника. Чтобы ты не подумал, будто Иаков без особенной причины, случайно был в супружестве с Рахилью, Лией и двумя рабынями, Моисей показывает, что [Иаков], повинуясь некоторому промышлению, имел сожительство с ними, чтобы именно произошли от него двенадцать колен», так что «не просто и не без цели так случилось» 872 .

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

Близкое к этому объяснение данного места даёт и бл. Иероним, говоря: «Елисей простёрся с мальчиком и уснул, и согрел тельце его, и таким образом оживил воскресшего. Если Христос не уснёт с нами и не почиет в смерти, то мы не можем воспринять теплоты вечной жизни» (тв. т. 4, стр. 49). Гл. 4, 42 И мýж прииде от Вефариса и принесé к человеку Бóжию перворóдных двáдесять хлебов ячмéнных и смóквы. И речé: дадите людем, да ядят Пришёл некто из Ваал-Шалиши и принёс человеку Божию хлебный начаток – двадцать ячменных хлебцев и сырые зерна в шелухе. И сказал Елисей: отдай людям, пусть едят Гл. 4, 43 И речé óтрок егó: чтó дáм сиé стý мужéм? И речé: дáждь людем я, да ядят, яко сице глагóлет Госпóдь: бýдут ясти, и остáнет И сказал слуга его: что тут я дам ста человекам? И сказал он: отдай людям, пусть едят, ибо так говорит Господь: «насытятся, и останется» Гл. 4, 43 И ядóша, и остá по глагóлу Госпóдню Он подал им, и они насытились, и ещё осталось, по слову Господню По мнению преподобного Нила Синайского , пророк Елисей тем, что напитал двадцатью хлебами сто человек и ещё осталось, предызобразил чудесное насыщение Иисусом Христом пятью хлебами пяти тысяч человек, так что «чудо раба предварило и проложило путь к приятию Владычнего чуда» (тв. ч. 1, стр. 128). Гл. 6, 5 и егдá един отсекáше бервнó, и сé, железо спадé с топорища и впадé в вóду. И возопи: о, господине, и сиé заéмное И когда один валил бревно, топор его упал в воду. И закричал он и сказал: ах, господин мой! а он взят был на подержание Гл. 6, 6 И речé человек Бóжий: где падé? И показá емý место. И отсечé дрéво и ввéрже и тáмо: и всплывé железо И сказал человек Божий: где он упал? Он указал ему место. И отрубил он кусок дерева и бросил туда, и всплыл топор По объяснению св. Иринея Лионского , «сим действием пророк показал, что крепкое Слово Божие, которое по небрежению мы потеряли через древо и не находили, опять получим через домостроительство древа... Ибо когда мы потеряли его через дерево, то Оно (Слово Божье) сделалось опять явным для всех через дерево, показывая в себе высоту, длину, ширину и глубину... Таким образом, это было знаком возведения душ посредством древа, на котором пострадал Могущий возвести души, следующие за Его пришествием. Ибо как дерево, которое легче, погрузилось, а железо, которое тяжело, всплыло; так, когда Слово Божье ипостасно и естественно соединилось с плотью, то тяжёлое и земное тело, по воскресению сделавшись бессмертным, Божественной природой было взято на небеса» («Против ересей» кн. V, гл. ΧVII, 4; стр. 627; «Отр.» XXVI, стр. 704).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

В каждом есть чувство, желание спасения, желание избавиться от греха и его последствий. Первое грехопадение совершено не потому, что Бог так сотворил человека и как бы заставил его пасть – нет. Предвиденье Божье вовсе не говорит о том, что само грехопадение совершилось по намеренью Божьему. Бели бы была верна теория Кальвина, то у нас не было бы и нравственной ответственности за грех, потому что предопределенность снимает ответственность. Само желание спасения говорит о том, что свобода и ответственность остаются. Каким же образом грех явился в человека, сотворенного по образу Божьему? Вопрос этот ставится в Катихизисе в связи с тем, что человек создан по образу Божьему, а Бог грешить не может. Как же образ Божий согрешает? Первые люди были созданы действительно безгрешными. Они находились в состоянии невиновности, но не в состоянии праведности. Они могли не грешить. А вот состояние праведности предполагает невозможность грешить. Поэтому мы можем сказать: они могли не грешить, но все-таки лишены были невозможности грешить. Им были даны все силы и средства для того, чтобы не грешить, но они не воспользовались этими силами и средствами. В раю была одна простая заповедь поста. Все остальное было во власти прародителей, т. е. они могли делать все, что угодно. Искушение диавола было внешней причиной. То, что это внешняя сила, говорит ап. Иоанн: «Творяй грех от диавола есть, яко исперва диавол согрешает» ( 1Ин.3:8 ). Более полная цитата здесь такал: «Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола». Как грех перешел от диавола к человеку? Бог заповедал Адаму в раю, чтоб он не вкушал плодов древа познания добра и зла, и при том сказал ему, что как скоро вкусит он, то смертью умрет. «Ослушание воле Божьей поведет за собой отделение человека от Бога и благодати Его и отчуждение от жизни Божьей. Вкусивши от запрещенного древа, человек самым опытом познал, какое добро заключается в послушании воле Божьей и какое зло в противлении оной.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Великий пост призван напомнить нам и о том, что все ветхозаветное человечество жило ожиданиями пришествия в мир Господа Спасителя и Господь пришел для того, чтобы искупить все человечество и каждого человека. Своей смертью Он победил смерть, Своей победой над грехом Он победил грех в каждом человеке. Как мы услышим в молитвословиях Страстной седмицы, с тех пор, как Господь воплотился и стал Человеком, хоть грех царствует, власть его не вечна над родом человеческим. Мы сами так устраиваем свою жизнь, что грех становится для нас как бы печальной необходимостью, но он не может вечно преобладать над нами, потому что над нами вечнствует Сам Господь Иисус Христос. В дни Великого поста Господь через великопостные богослужения, через Литургию Преждеосвященных Даров дает нам возможность соприкоснуться с вечностью, для которой все мы созданы и для которой предназначены. В эти дни Святая Церковь также напоминает нам о том, что каждый из нас несет ответственность за свои поступки. И как было невозможно для Адама и Евы вкушать одновременно от древа жизни и от древа познания добра и зла, так и для нас невозможно грешить и в то же время идти путем ко спасению. Поэтому мы всякий раз, когда согрешаем, нуждаемся в покаянии, и Господь дает нам это лекарство, которое мы принимаем через исповедь. Господь дает нам воссоединение с Самим Собой, которое мы принимаем через Причащение Христовых Таин, для того, чтобы вновь и вновь мы восставали от греха и возвращались на путь спасения. Во время Великого поста будем стараться по возможности приходить в храм не только по воскресеньям, но и в те дни, когда Церковь установила великопостные богослужения, особенно Литургию Преждеосвященных Даров. То, что она совершается вечером, дает возможность и тем, кто день проводит на работе, прийти в вечерние часы в храм, в покаянной молитве соединиться с Господом и через причащение Святых Христовых Таин получить новые силы на прохождение поприща Великого поста. Пусть Господь дарует нам этот Великий пост как время покаяния, время обновления, как духовную весну, которая очистит нас от всякой скверны плоти и духа и приуготовит к встрече с Господом нашим Иисусом Христом, Который был распят и воскрес нашего ради спасения. Аминь.

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-lit...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010