Л.Н. Толстой в «Исповеди» пишет: «Я хочу понять так, чтобы всякое необъяснимое положение представлялось мне, как необходимость разума» Такая вера - каменный нарост на сердце, не пускающий его к Богу. «Разумная вера» есть гнусность и смрад перед Богом. Так отвечает Флоренский на слова исполненные гордыни. В Евангелии от Иоанна читаем: « познаете Истину, и Истина сделает вас свободными » [Ин. 8:32]. Метафизику укоряют за то, что она не даёт общеобязательных истин. Да, она обесценивает и те истины, которые наукой добываются, и самую идею общеобязательности, как признака истины. Но разве это недостаток? Блаженный Августин пишет: «Начало всякого греха - гордыня. Начало гордыни для человека - это отрицание Бога». За гордыню был низвергнут Дьявол. Он внушил первым людям, что, вкусив плод с древа познания, они будут как боги («в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» [Быт. 3:5]), а не умрут, как сказал им Бог («а от древа познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» [Быт. 2:17]). Бог и Дьявол дают два противоположных ответа. Разуму, стремящемуся к «знанию» ближе ответ змея-искусителя («древо... вожделенно, потому что даёт знание» [Быт. 3:6]). Разве променяет свободный человек плоды с древа жизни на плоды с древа познания? У Юркевича читаем: «Древо познания не есть древо жизни, а для духа его жизнь представляется чем-то более драгоценным, чем его знание» Ап. Павел говорит: «Праведный верою жив будет» [Евр. 10:38]. Итак, змей соблазнил, парализовал человека, который невинным жил пред Богом, но «знание» усыпило его дух. Теперь человек мучим проблематикой жизни, не может, как пишет С.Л. Франк «вернуться к райскому состоянию младенческой невинности и простодушия» До грехопадения зла не было, а, следовательно, и «знания добра и зла» - и здесь змей обманул? Он говорит: «как боги, знающие добро и зло» [Быт. 3:5]. Бог не выбирает между добром и злом, то, что Он приемлет и есть добро. Умение различать добро и зло - и есть падение. Свобода переходит в ущербное состояние, она вынуждена делать ограниченный выбор между добром и злом. Сёрен Кьеркегор писал: «Грех - обморок свободы». У апостола Павла читаем: «Всё, что не по вере, - грех» [Рим. 14:23]. Грехопадение - начало «знания», грех - и есть «знание». Вместе со «знанием» вошёл в мир и грех, а за грехом и зло. Нужно не выбирать между добром и злом, а избавить мир от зла. Л.И. Шестов пишет: «Зло нельзя объяснить, зло нельзя «принимать» и договариваться с ним, как нельзя принимать грех и договариваться с грехом: зло можно и должно только истреблять»

http://ruskline.ru/analitika/2015/04/23/...

23 Иными словами, христианам, принявшим крещение водою, дозволяется приступить к таинству Евхаристии. Ср. 1 Ин. 5:6. 24 Лат. materia, в первоначальном значении — «дерево», «древесина», впоследствии — философский термин, обозначающий «материальный субстрат». В данном случае разделить эти два смысла невозможно, однако существенно, что, в согласии с аристотелевским учением о причинах, Иларий указывает на то, что сама по себе материя не может содержать «содетельного начала» (efficacia), то есть выступать в качестве " содетельной причины» (causa efficiens). 25 Ср. Ориген, In Ex. hom. 7, 1: «Как будто бы Бог не мог сделать сладкою воду и без древа!» Ср. также Августин, Quaest. in Ex. LVIÏ «Был ли это род дерева, наделенный таким свойством? Или же Бог, Который творил столько чудес, мог сие сотворить посредством какого угодно древа?» 26 Очевидно, контаминация стихов из двух разных Псалмов; ср. Пс. 97:8: «Да рукоплещут реки» — и Пс.46:2: «Восплещите руками, все народы». 27 Ср. Тертуллиан, Adv. Jud. 13: «Что очевиднее таинства сего древа? Поскольку жестокость века сего, потонувшая в бездне заблуждения, древом Христовым, сиречь древом Его страстей, во крещении разрешается, дабы то, что некогда погибло через древо во Адаме, восстановилось через древо Христово». Ср. также Августин, Quaest. in Ex. LVIÏ «И через древо соделал сладкими воды, проображая славу и благодать Креста». 28 В синодальном переводе: «Жизнь твоя будет висеть пред тобою, и будешь трепетать ночью и днем, и не будешь уверен в жизни твоей» (в переводе Септуагинты: «висеть пред твоими очами»). Иларий приводит эту цитату в редакции, близкой к той, в которой она представлена в «Пасхальной гомилии» Мелитона Сардского: «И вы увидите вашу жизнь висящею пред очами вашими ночью и днем, и не будете уверены в жизни вашей» (10, 13—19) — с добавлением «и будете трепетать». 29 На этот текст, в связи с типологией «древа», ссылается и Тертуллиан, см. Adv. Marc. 3, 19. Киприан в Testimonia 2, 20 приводит его под одним заголовком с цитируемым Иларием выше текстом из Второзакония (хотя последний дается у Киприана в редакции Септуагинты) как пророчество о распятии Христа иудеями.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3197...

Это значит, что человек был предопределен для бессмертия, которого мог бы достичь, если бы только остался послушным Богу. «Бог не сотворил человека, – говорит святой Феофил, – ни смертным, ни бессмертным, но... способным и к тому, и к другому, то есть, если бы он стремился к тому, что ведет к бессмертию, исполняя заповедь Божию, он бы получил от Бога бессмертие как награду за это и стал бы богоподобным, а если бы он обратился к делам смерти, не покоряясь Богу, он бы сам стал виновником своей смерти». «До греха, – пишет блаженный Августин , – человеческое тело можно было называть и смертным в одном отношении, и бессмертным в другом: смертным, ибо оно могло умереть, бессмертным, ибо оно могло не умереть. Одно дело: не мочь умереть, какими Бог сотворил некоторые бессмертные существа; а другое дело: мочь не умереть, в каком смысле создан бессмертным первый человек. Это давалось ему от древа жизни, а не от устройства его естества, вследствие чего, как только он согрешил, был отстранен от древа жизни, чтобы мог умереть; тогда как если бы не согрешил, мог бы не умереть. Итак, он был смертен по свойству своего земного тела, а бессмертен по благодати Творца». Чтобы Адам мог развивать свои телесные силы стремлением к бессмертию и блаженству, Бог его ввел в «рай сладости» – «возделывать и хранить» рай ( Быт. 2,15 ); а для того чтобы он мог развивать свои духовные силы богоподобным совершенствованием в добре, Бог ему, по его богообразному естеству, дал заповедь не есть от дерева познания добра и зла: «И заповеда Господь Бог Адаму, глаголя: от всякаго древа, еже в раи, снедию снеси; от древа же, еже разумети доброе и лукавое, не снесте от него; в онь же аще день снесте от него, смертию умрете» ( Быт. 2, 16–17 ; Рим. 5,12, 6,23 ). «Бог одарил человека свободной волей, – говорит святой Григорий Богослов , – чтобы он свободным определением выбрал добро, и поселил его в раю, чтобы он возделывал бессмертные растения, которые, вероятно, обозначают Божественные мысли. Он ему также дал закон как материал для упражнения свободной воли.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

«Вода жизни» есть таинство жизни, которое совершается чрез причащение духовно-телесного источника и имеет возрастать в силе и действенности. В святом граде отсутствует храм, как отсутствует он и в раю, и божественная благодать преподается помимо него, в прямом богообщении. Таким непосредственным всетаинством жизни и является вода жизни. Но кроме этой воды и в связи с её действием здесь подаётся ещё и благодатная пища во вкушении плодов и листьев древа жизни: «среди улицы его, по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой, и листья древа для исцеления народов» (22: 2). Это «древо жизни» подобно (райскому «древу жизни посреди рая Божия» (ср. 2: 7: «побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия»). Не отсутствует здесь и хилиастический образ плодоносящих ежемесячно деревьев, как и у Иез. 47:12: «вода для них течет из святилища, плоды их будут употребляемы в пищу, а листья на врачевание». Кроме плодов подаётся ещё вкушение листьев для исцеления, в явное свидетельство того, что болезнь, а следовательно, и смерть, ещё не является здесь побеждённой и требует против себя особого врачевства. (Отсюда явствует, что эсхатологический текст 21:4: «смерти не будет уже..., ни болезни уже не будет» не относится к хилиастическому образу). Стихи 22:3–5, как уже сказано выше, очевидно, могут относиться не к тысячелетнему царству, но только, к будущему веку, пророчество о котором, начавшись в 21:1–5, прерывается отступлением, относящимся к граду нынешнего века. По смыслу, здесь оно продолжается. Само это отступление и перерыв в связном изложении остаётся, как мы сказали, загадкой для экзегетики, но для восстановления связи существует явная смысловая очевидность. Пророчество 22:3–5 не может быть без явного противоречия применено к тысячелетнему царству и к небесному Иерусалиму нынешнего века, поскольку наряду с ним остаётся место для «нечистого и преданного мерзости и лжи» (21:27). Между тем, пророчество о «новом» Иерусалиме будущего века начинается словами: «и ничего уже не будет проклятого» (22:3).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Блаженный Августин пишет: «Само собой понятно, что следующие затем слова: И древо жизни посреде рая, и древо еже ведети разуметельное доброго и лукавого, надобно рассмотреть с большею тщательностью, чтобы не впасть в аллегорию, будто это были не деревья, а под именем дерева означается нечто другое» (О книге Бытия, буквально. Кн. VIII. 8). У святых отцов признание реального характера древа жизни соединяется с таинственно-аллегорическим толкованием приведенного стиха. Этот символ прообразовательно указывает на крестное дерево, на котором Спаситель мира вернул человечеству жизнь и на святую Евхаристию как спасительный плод голгофской жертвы. Древо жизни несколько раз упоминается в символическом значении в Откровении св. апостола Иоанна Богослова: «Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия» (2:7). Тайнозритель упоминает его при описании горнего Иерусалима: «Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева – для исцеления народов» (22:2); «Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами» (22:14). Текст книги Бытия убеждает нас, что древо познания добра и зла было реальным, а не символическим: «И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла» (2:9). Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Потому Божественное Писание назвало это дерево деревом познания добра и зла, что у него должно было совершиться преступление или соблюдение заповеди. Человеколюбивый Господь, искони и изначала желая вразумить и внушить человеку, что у него есть Создатель и Творец, произведший все видимое и сотворивший его самого, благоволил показать ему Свою власть в этой заповеди» (Беседы на книгу Бытия. XVI.6). Так же изъясняет святитель Филарет Московский : «Имя древа познания добра и зла, без сомнения, относится к действию, которое оно могло произвести в человеке.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

«Впрочем то в тебе хорошо, что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу» ( Откр.2:6 ). Николаиты – это секта, которая была связана с одним из семи первых дьяконов по имени Николай. Древние церковные историки писали о том, что Николай был крайне вспыльчивым и ужасно ревновал свою красавицу-жену. В результате этого у них в семье случались страшные скандалы, и когда апостолы осудили его за такое поведение, дьякон вывел свою жену в центр общины и сказал: «Кто хочет, пусть берет и пользуется ею». Апостолы не поддержали этого безобразия, и в результате диакон Николай отрекся от Церкви и создал секту, где учил, что время Нового Завета закончилось и, следовательно, любой христианин может развратничать и блудить, как угодно. Он сделал блуд нормой жизни и считал, что Богу можно служить при помощи разврата. Церковь отвергала эту ересь и отлучила от себя всех николаитов. «Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия» ( Откр.2:7 ). Таким образом, Господь говорит, что Он обращается не только к Эфесской Церкви, но и ко всем, у кого есть уши. Кто отступил от любви – пусть возвращается к ней. Святой Дух говорит Церквам: «Кто победит, тот будет есть от Дерева Жизни, которое посреди рая Божиего». Тот, кто победит, войдет в вечный рай, чтобы там вкушать плоды от Древа Жизни, от которого не мог вкушать первый человек, Адам. Вкушать плоды Древа и достигать бессмертия – это награда, обещанная праведникам, тем, кто претерпел скорби, перенес труды и не отрекся от своего креста. «И Ангелу Смирнской церкви напиши: так говорит Первый и Последний, Который был мертв, и се, жив» ( Откр.2:8 ). Голос Бога обращается ко второй Церкви – Смирнской. Из всех Церквей Апокалипсиса это единственная Церковь , которая сохранилась до сих пор. Город Смирна в настоящее время – Измир. Это город-миллионер в Турции. Смирнская Церковь – церковь мучеников, ангелом ее был святой Поликарп Смирнский , казненный в 167 году. Под ней подразумеваются гонения на всю Церковь 19 , и к ней не сказано ни одного обличительного слова. Эта Церковь мучеников оказалась безупречной в глазах Господа, «который был мертв, и се, жив». В этих словах Бог дает понять, что Он был Первым и Последним, началом и концом мира, мертвым и ожившим. Почему именно Смирнской Церкви Он это говорит? Дело в том, что Господь каждый раз, обращаясь к каждой Церкви, подчеркивает одно из Своих свойств – то, которое особенно близко этой Церкви. Мы видим, что Господь подчеркивает здесь, что Он был «жив и мертв и ожил», то есть умер и воскрес. Это важно для Церкви мучеников потому, что они исповедуют смерть и воскресение Христа, они страдают со Христом, чтобы вместе с Ним прославиться. Церковь – это тело Христа, и когда мученики страдают, то Христос страдает в них. Он страдает в мучениках, пророчествует в пророках, побеждает грех в преподобных, являет праведность в праведниках.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Что мы знаем о жизни Адама и Евы после изгнания из рая 10 мин., 26.02.2023 Адам и Ева вкусили плод от древа познания добра и зла и за это были изгнаны из рая. А как складывалась их жизнь потом? Говорит ли об этом что-нибудь Библия? В книге Бытие — первой из библейских книг, автором которой Церковь считает Моисея, — рассказывается и о жизни первых людей в раю, и о том, что было с ними потом. Но прежде чем говорить о жизни Адама и Евы после изгнания, давайте разберемся, почему Бог удалил их из рая и что это для них означало. Тогда понятнее станет и разговор о дальнейшем. Так почему Бог изгнал первых людей из рая? Ответ вроде бы всем известен: Адам и жена нарушили запрет, наложенный Богом, и вкусили плод от древа познания добра и зла. Но почему этот проступок имел такие катастрофические последствия? Изгнание из рая. Фрагмент росписи Сикстинской капеллы Блаженный Августин объяснял: заповедь не вкушать от этого древа подспудно содержала в себе и все прочие заповеди, которые Бог даст людям впоследствии. И не укради (Адам и его жена взяли то, что брать было нельзя), и не убий (вкусив от запретного плода, человек стал смертным — по сути, совершил самоубийство), и не пожелай чужого (первозданные люди захотели стать как боги, знающие добро и зло ; Быт 3:5). Главной же бедой было то, что человек отвернулся от Бога, соблазнился «легкой» возможностью приобрести знание, дающее власть над сотворенным Богом миром, своими силами, помимо Творца: будете, как боги , — обещает жене диавол, принявший образ змия (Быт 3:5). Поверив клевете на Бога, вышедшей из змеиных уст сатаны, первые люди на личном опыте познали, что такое зло. Они впервые взглянули на Бога глазами не любви, а подозрения и страха. Они внутренне отстранились от Него — и с тех пор уже не могли возродить в себе прежнего детского доверия и любви к Отцу. Разве Бог поступил не жестоко по отношению к людям, которых Сам же создал? Бог сделал всё, чтобы помочь Своим созданиям. Во-первых, дал им возможность сразу же покаяться, спросив сперва у Адама (спрятавшегося от Бога, совсем как нашкодивший ребенок): Адам, где ты?.. Не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? (Быт 3:9, 11). А затем — у жены: Что ты это сделала? (Быт 3:13). Но люди оказались не готовы взять на себя ответственность: Адам свалил всю вину на жену, жена — на змея. И тогда ситуация испортилась окончательно. Людям стало тяжело находиться рядом с Богом, Его присутствие сделалось для них невыносимым, и изгнание из рая стало естественным выходом: Бог смилостивился и отпустил людей, сделал их свободными в том числе и от Самого Себя. Это во-вторых.

http://foma.ru/chto-my-znaem-o-zhizni-ad...

Уже прежде рассмотрено было сомнение и доказано, что кожаные одежды не суть тела. Тем не менее и опять будем говорить (так как не раз надлежит сказать об этом). Ибо еще прежде устроения этих одежд первозданный признает, что имеет кости и плоть, когда увидев приведенную к нему жену, восклицает: «вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою: ибо взята от мужа своего. Поэтому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть» ( Быт.2:23.24 ). Я не могу потерпеть некоторых празднословящих и бесстыдно насилующих Писание, которые, чтобы провести мнение, будто нет воскресения плоти, предполагают и кости духовные и плоть духовную, и с иносказаниями бросаются туда и сюда, вверх и вниз. А что это надобно принимать так, как написано, подтверждает Писание. Христос фарисеям, спрашивавшим об отпущении жены, отвечает: разве не знаете, что «сотворивший в начале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать» и т.д. ( Мф.19:45 ). Далее, как можно принимать только в рассуждении душ слова: «плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю?» ( Быт.1:28 ) И еще: «и создал Господь Бог человека из праха земного» (2:7), что очевидно сказано собственно о теле; ибо не от персти и не из тяжелого вещества душа получила существо. Таким образом из всего этого по всей справедливости следует, что человек сотворен с телом прежде кожаных одежд, потому что обо всем этом сказано прежде его падения, а о том, что касается одежд, после падения. Поэтому приступим опять к рассмотрению того, что пред нами, достаточно доказав, что кожаные одежды не суть тела, но смертная принадлежность, приготовленная для разумного. Теперь остается рассмотреть, от чего человек выселяется из пределов рая. Бог не потому изгнал его, будто не хотел, чтобы он срывал от древа жизни и вкушал (ибо опять вкусивши от древа жизни он мог бы жить во веки), но чтобы, как мы предположили, зло не сделалось бессмертным. В противном случае для чего и Христа Он послал с неба на землю, если решительно хотел, чтобы человек умер окончательно, не вкушая жизни? Если пререкающий скажет, будто Бог сделал это вследствие раскаяния, то рассуждение это слабо, так как допускает в Боге изменения мысли. Нет, Бог не есть неведующий будущего и не есть творец зла, но в высшей степени благ и знает наперед будущее. Таким образом Он изгнал человека из рая не для того, чтобы он не жил во веки, вкушая от древа жизни, но чтобы смертью прежде всего умерщвлен был грех, дабы таким образом по истреблении греха, восстав чистым после смерти, человек вкушал жизнь. Глава 20

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Olimpi...

218 Махмет... сын Божий... – Формула, немыслимая ни для правоверного магометанина, ни православного христианина; заимствована из европейских памфлетов (syn Bozy – 1621 г., Sohn des Gottes – 1653 г.). 219 ...монарх турский... царь Великого и Малого Египта... – Титулование султана кратко исчисляет реальные владения Оттоманской Порты (ср. развернутый перечень в «Легендарной переписке Ивана Грозного с турецким султаном»). 221 ...государь земнаго Рая... – Ср.: Prior of the Earthly Paradice – 1613 г.; Raiu Ziemskiego Kiz obrane – 1621 г. По библейским представлениям, земной Рай, Эдем, находился на Востоке ( Быт.2:9 ), в ареале Северной Месопотамии, входившей во владения Турции. 224 ...государь Древа жизни... – «И насадил Господь Бог Рай в Эдеме на востоке (...). И произрастил Господь Бог (...) Древо жизни посреди Рая, и древо познания добра и зла». ( Быт.2:8–9 ); «...Древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева – для исцеления народов» ( Откр.22:2 ). – Ср.: Lord of the Tree of Life – 1613 г., 1621 г., Pan drzewa zywoemla – 1621 г. 225 ...началник московский... – Так «Переписка» пробуждает чувства национального протеста и вместе с тем приобщения к происходящему в Европе. 227 ...земли обетованныя... – Букв. «земли обещанной», как назвал Палестину апостол Павел ( Евр.11:9 ). Ср.: «И сказал Господь: Я увидел страда ния народа моего (...). И иду избавить его от руки египтян и вывести его из земли сей в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед...» ( Исх.3:7–8 ). Переносно – земля изобилия и счастья. 228 ...бог древа цвета... – В приводимых Д. К. Уо отрывках из европейских памфлетов не обнаружено. Возможно, контаминация на основе общей модели из Bog zgody(бor согласия) и weseledrzewa kwimncego(paдocmь древа цветущего) – нач. XVII в. 246 Паче же свявщенники твоя уставихом псом на снедение предати и сосца женска урезывати совершенно. – Как свидетельствует история, – нередкое реальное поведение турок-завоевателей в христианских странах. Ср. образное, но условное: Wild beasts and wolves shall sucke the breasts of thy women – 1613 r.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Когда же непокорность Богу отозвалась в человеке, возмущением внутренней его природы и непокорностью чувств рассудку: тогда в смятенной душе его омрачился и первобытный образ Божий, и человек, лишенный сей благодати, оставленный сам себе, почувствовал всю наготу свою, еще более духовную, нежели телесную, и скрылся от взоров испытующего Бога. Такое удаление от источника жизни было началом смерти, обещанной за нарушение закона; ибо беззаконие, т. е. грех , сообщившись в одно время, и духовной и чувственной природе нашей, произвело в каждой свойственные им действия смерти, и, помрачив безсмертную душу, подвергло тело естественному тлению. За падением немедленно следовали обличение и приговор, хотя наказание растворено было отеческой любовью, ибо в самом приговоре уже просиявало грядущее избавление. «Адам, где ты?» – воззвал Господь к падшему, чтобы он постиг всю глубину своего падения; «кто возвестил тебе, что ты наг, если бы не вкусил ты от запрещенного древа?» – И что же Адам? Вместо чистого покаяния, он как будто укоряет самого Творца за свое падение: «жена, которую Ты мне дал, дала мне плод сего древа и я ел.» И жена ответствовала испытующему Господу, также более с желанием оправдаться, нежели с сознанием вины своей: «змей обольстил меня и я ела.» – Тогда над тремя виновными произнес приговор праведный Судья; но суд без милости одному змию, и под образом его самому источнику зла, укрывшемуся в нем князю отверженных духов; над ним должна совершиться светлая победа нового Адама, Искупителя рода человеческого, названного Семенем жены, ибо он, воплотившись от Девы, дарует жизнь, так как и смерть пришла от первой жены. В строгих словах Судьи, явилось первое пророчество о грядущем Мессии, который вновь откроет двери рая изгоняемым, и тем усладилось их несчастье. Господь сказал змию: «за то, что ты сие сделал, проклят ты пред всеми скотами земными, и пред всеми зверями; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей, и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем её; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту.» И жене сказал Бог: «скорбь на скорбь наведу я тебе в беременности твоей; с болезнью будешь рожать детей, и к мужу твоему вожделение твое, и он будет господствовать над тобой.» Адаму же сказал: «за то, что ты послушал слов жены своей и ел плод древа, которое я запретил тебе вкушать, проклята земля тебя ради; с печалью будешь питаться от неё во все дни жизни твоей, терни и волчецы произрастит она тебе, и ты будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, пока не возвратишься в землю, ибо ты из неё взят; ты перст, и в перст возвратишься.»

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010