1 . Господь претерпел за грехи наши распятие и умер на кресте. Почему же такой род смерти Господь претерпел, а не другой? – Конечно, судьбы Божии неисповедимы; но не неуместны тут и благоговейные соображения человеческие. Первая причина сему – злоба нечестивых врагов Господа, которые постарались умертвить своего Обличителя самою злейшею смертию. Но злоба врагов, сама не зная того, делала то, что устроила для спасения нашего рука Господня, рука Отца Небесного. Самое дело спасения нашего требовало крестной смерти. От древа – от древа познания добра и зла – в раю началась и разлилась смерть на весь род человеческий чрез первого Адама; от древа же – древа креста – чрез второго Адама истекает и струится жизнь на весь мир христианский. Притом нужно было Спасителю нашему снять клятву, нужно было Ему переложить ее. Как же мы подвергались клятве? По слову Божию: Проклят всяк, иже не пребудет в словесех закона ( Гал. 3:10 ), – не исполнит заповедей Господних. А как никто не мог исполнить закона во всей его целости, то все и подверглись этой клятве. Как же эту клятву перенести на Спасителя, святых Святейшего, чтобы Он, взяв ее на Себя, уничтожил ее? Особенный Промысл Божий, устрояющий наше спасение, делает вот что: изрекает закон: Проклят всяк висяй на древе ( Втор. 21:23 ). Спаситель наш Иисус Христос возносится на крест и, вися на нем, по этому закону подвергается клятве, терпит, несет эту клятву за нас, снимает ее с нас, уничтожает и избавляет нас от клятвы, быв по нас, или за нас клятвою. Посему-то и нужно было Ему умереть на дереве, вознестись на крест, висеть на нем. Умирает Господь крестною смертию, ибо нужно было для спасения нашего пролитие крови Господней, дабы не только избавить Нас от смерти вечной, но и дать нам живот вечный, да живот имамы и лишше (больше) имамы ( Ин. 10:10 ). Ибо кровь Иисуса Христа не только очищает нас от всякого греха ( 1Ин. 1:7 ), но и дарует нам, вносит в нас жизнь вечную, начало и залог вечной жизни. Ибо на пролитии крови Христовой основывается установление таинства Евхаристии, или причащения, этой бескровной жертвы, чрез которую мы не только очищаемся от грехов, но и получаем залог вечной жизни и обожаемся, делаясь причастниками Божественного естества ( 2Петр. 1:4 ). Пять язв или ран терпит Господь на кресте, как бы в очищение особенно пяти чувств наших, этих входов и исходищ греха. Прободается Господь в ребро: это новый, второй Адам, из ребра Которого, уснувшего сном смерти, творит Господь невесту Его – Церковь , юже стяжа Он кровию Своею ( Деян. 20:28 ). Венец, хотя и терновый, приличествует Ему как Жениху, на кресте сочетавшемуся с Церковию Своею.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Сегодня празднование Нового года — это поиск золотого пути, на котором важны и умеренность, и возвышенность, и любовь, и терпение и взаимопонимание в семье Сегодня пост в сознании молодежи обретает вид некой сезонной православной диеты. Но в еде ли дело? Как сделать пост интересным и нужным? Можно ли веселиться в пост? В самом начале Рождественского поста состоялась беседа ректора РПУ и наместника Высоко-Петровского монастыря игумена Петра (Еремеева) на тему «Как поститься молодежи». Первый пост человечества и его составляющие Прежде всего, обратимся к опыту поста наших предков, чтобы понять, как совершался пост раньше. Кто был первым постником из людского рода? Конечно, первый человек. Когда Господь творит человека, Адама, а затем его спутницу Еву, Он дает двум первым людям заповедь – не вкушать от древа познания добра и зла. Это первое упражнение для человеческого духа. Всё можете делать, всем наслаждаться, но одного не делайте – не вкушайте от древа познания добра и зла. Потом произошло нарушение этой первой заповеди, Адам и Ева вкусили от этого древа и потеряли чистоту и простоту. Получается, что первое от чего мы воздерживались в лице наших предков – не мясо, не молоко, не тортики, а плод с древа. То есть сознательный отказ от пищи, ограничение своей воли человеком не имеет никакого отношения к происхождению данной пищи. Затем, если мы вспомним первые книги Священного Писания, особенно описание жизни иудейской общины и язычников, пощение заключалось в полном ограничении пищи и пития. И каждый раз этот пост сопровождался молитвой. Дело в том, что уже в Ветхом завете пост имеет в себе две очень важных составляющих: во-первых, самоограничение в пище и в занятиях — то есть ограничение в развлечениях, увеселениях, а во-вторых, сугубая, то есть очень серьезная молитва. В Ветхом завете обычно это была молитва об избежании стихийных бедствий или об отвращении неминуемого возмездия за те или иные прегрешения от семьи или целого народа. И мы знаем, что часто, когда целые народы или города начинали поститься, отказываясь от пищи и от питья и совершая сугубую молитву, они получали прощение. Неминуемая казалось бы гибель проходила стороной.

http://pravmir.ru/konki-gosti-novyiy-god...

Когда первые люди – прародители наши, находились в невинном состоянии, жили в раю, тогда кроме всех лучших произведений земли, назначенных в пищу, Бог предоставил им наслаждаться еще плодами древа жизни, которые укрепили здоровье, умножали силу и полноту жизни и предохраняли тело от смерти. Это древо жизни вместе имело и таинственное значение: напоминало им о совершенной зависимости их от Творца Бога, как по бытию, так и продолжению жизни и об обязанности вполне покоряться Его святой воле, с чувством благодарности и любви всецело предаваться Ему; именно – оно внушало, что люди как по телу не имеют в себе источника сил для поддержания здоровья и продолжения жизни, а имеют потребность заимствовать эти силы из внешней природы, особенно от древа жизни, так и по душе они имели необходимую нужду всегда почерпать свежие силы из присносущного источника жизни всех существ – Бога, Которого благодать при общении людей с Ним, изливаясь в их душу, просвещала ум, иляла волю в стремлении к добру и исполняла сердце сладким чувством радости и блаженства. Но грех, по обольщению диавола, сделанный ими нарушением заповеди Божией, прервал общение с Богом, удалил их от источника жизни и блаженства – Бога, удалил и от древа жизни, и из рая; затем, вместе с совершенным расстройством души, последовали расслабление телесных сил, болезни и смерть по душе и по телу. Такой же участи должно было подвергнуться и все потомство их. Бог по Своей беспредельной благости, жалея о таком несчастии людей и зная, что они сами собою не могут избавиться от него, определил спасти х чрез Единородного Своего Сына, Сын Божий с любовь принял на Себя исполнение этой воли Бога Отца; для сего сошел на землю, т.е. принял тело и душу человеческие, чтобы в естестве человеческом за людей во всей точности исполнить закон Божий, Своими страданиями и смертью удовлетворить правосудию Божию; и своими заслугами Он не только заплатил за людей долг, но исходатайствовал еще благодать Св. Духа, необходимую для возрождения, освящения и спасения людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Мысли о Добре и Зле «Облеки свою жизнь в песню. Прошу тебя, облеки жизнь в песню: тогда ты сможешь ощутить гармонию жизни и свою связь с гармонией. Ты можешь анализировать свою песню, но не забывай петь. Критики поэзии рождаются и умирают, а песни продолжают жить. Критика мертвит, песня живит. Только поэзия может воскресить прозу. Поэзия произросла от древа жизни, проза — из древа познания. Все мы знаем: у лжи короткий век, истина вечна. Почему еще поэзия живет дольше прозы: не потому ли, что она ближе к истине, ближе к жизни? Если же облечешь свою жизнь в песню, и ты станешь ближе к истине, ближе к жизни.» «Мысли о добре и зле» — одно из самых известных творений Николая Сербского. «Мысли о добре и зле» — это не богословский трактат, а скорее череда стихотворений в прозе, запись импровизационных созерцаний, молитвенных размышлений Николая Сербского. Лаврентий, епископ Шабацко-Валевский предпосылает такие слова «Мыслям о добре и зле» Николая Сербского: «Николай Велимирович, епископ Охридский и Жичский, собрав мудрость евангельскую, изложил ее в виде дневника, который впервые был издан в 1923 году под названием «Мысли о добре и зле».Эти размышления о сути вещей, о том, каким должно быть отношение человека к Богу, к себе самому, к ближним, к природе; о том, что все окружающее нас окутано тайной, проникнуть в которую человеческому разуму не под силу. Не зная об этой истине, люди блуждают по жизни, как по пустыне, не имея ориентиров и постоянно сбиваясь с пути.» Святитель НИКОЛАЙ СЕРБСКИЙ МЫСЛИ О ДОБРЕ И ЗЛЕ По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Предисловие Николай Велимирович, епископ Охридский и Жичский, собрав мудрость евангельскую, изложил ее в виде дневника, который впервые был издан в 1923 году под названием «Мысли о добре и зле». Эти размышления о сути вещей, о том, каким должно быть отношение человека к Богу, к себе самому, к ближним, к природе; о том, что все окружающее нас окутано тайной, проникнуть в которую человеческому разуму не под силу. Не зная об этой истине, люди блуждают по жизни, как по пустыне, не имея ориентиров и постоянно сбиваясь с пути.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=717...

Слово в неделю сыропустную, о древе жизни посреди рая В сию неделю сыропустную св. отцами установлено творить воспоминание об Адамовом изгнании из рая. Сим напоминанием св. церковь желает подвигнуть нас к воздержанию, и не только к воздержанию от брашен, но и наипаче к воздержанию от всех запрещенных деяний, дабы не пострадать нам, что пострадал праотец наш Адам, невоздержания ради изгнанный из рая. О воздержании, коему поучает нас священное сказание о падении Адамовом, многое сказано св. отцами, не только в поучениях, но и в самой службе, в сей день положенной, и мы не станем повторять ими сказанное, а побеседуем только об одном из многого, в том священном повествовании лежащего, именно о древе жизни, бывшем посреди рая. В книге Бытия (глава 1) повествуется: И сотвори Бог человека, по образу Божию сотвори его: мужа и жену сотвори их, и благослови их Бог, глаголя: раститеся и множитеся, и наполните землю, и господствуйте ею, и обладайте рыбами морскими (и зверми), и птицами небесными, и всеми скотами, и всею землею, и всеми гадами, пресмыкающимися по земли (ст. 27 – 28). И созда Бог человека, персть взем от земли, и вдуну в лице его дыхание жизни: и бысть человек в душу живу. И насади Господь Бог рай во Едеме на востоцех, и введе тамо человека, егоже созда... И древо жизни посреде рая, и древо еже ведении разуметелное добраго и лукаваго (гл. 2., ст. 7–9). И взя Господь Бог человека, егоже созда, и введе его в рай сладости, делати его и хранити. И заповеда Господь Бог Адаму, глаголя: от всякаго древа, еже в рай, снедию снеси: от древа же, еже разумети доброе и лукавое, не снесте от него: а в оньже аще день снесте от него, смертию умрете (ст. 15–17). Из слов св. Писания: сотвори Бог человека, по образу Божию сотвори его, ясно показывается, что Бог сотворил его достойна вечной жизни, неповинного, благого, надо всею видимою тварью превознесенного, назначенного к обладанию видимою тварью. А словами: и бысть человек в душу живу, является различие бессмертной души его от прочих животных, его обладанию порученных.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Слово в день Успения Пресвятой Богородицы 12 В сей день, благ. слуш., празднуем мы со всею Христовою Церковию преславное успение Божией Матери, преставление Ее от смерти к животу, от земли к небеси. Мы торжествуем день, в который гроб соделался для Матери Жизнодавца лествицею к горнему Иерусалиму и смерть дверию в Царство славы. Торжествующие христиане! Память успения Божией Матери приводит ли вам на память и наше имеющее быть успение? Думаем ли о смерти, нас ожидающей, когда ублажаем успение пренепорочной Девы Марии? Прейдем от Ее успения к будущей нашей кончине; дополним радость настоящего торжества радостию, лиющеюся в загробной жизни от Источника всякой радости. Вы, может быть, сего не ожидали, а некоторые сочтут за излишнее говорить о смерти смертным: но чтож, если сия истина, столь всем и каждому известная, повторяется у нас только во время болезней, скорбей, несчастий, старости? Помни последняя твоя и во веки не согрешиши ( Сир. 7:29 ), говорит Премудрый. Земля ecu, и в землю отъидеши ( Быт. 3:19 ). Вот осуждение, которое по-видимому показывает, что телесная смерть неизбежна для человека, независимо от осуждения, по естеству его. Но по ясному слову Божию, смерть есть наказание за грехи: Бог смерти не сотвори: Бог созда человека в неистление ( Прем. 2:23 ). Человек и в состоянии непорочности был земля по своему происхождению; но сия земля закрыта и ограждена была от тления образом Божиим и силою древа жизни: после падения она обнажается, и с удалением от древа жизни предается естественному разрушению. Смерть естественная или разлучение души от тела есть следствие греха, – есть как бы необходимая подать, платимая греху грешниками: оброцы греха смерть ( Рим. 6:23 ). Первые праотцы сотворены были для бессмертия, и наслаждались бы им во веки. Но завистию диавола смерть в мир вниде ( Прем. 2:24 ), говорит Премудрый. Лукавое уверение, что преступлением заповеди Божией, можно соделаться подобными Богу в ведении добра и зла, истребило из памяти праотцев угрозу: в он же аще день снесте, смертию умрете ( Быт. 2:17 ). Они вкусили запрещенного плода и в ту же минуту ощутили в себе действие тления и мертвенности, которые предали и всему потомству своему вместе с первородным грехом. Единем человеком грех в мир вниде и грехом смерть, и тако смерть во вся человеки вниде, в нем же вси согрешиша ( Рим. 5:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

составитель Терещенко Т. Н. ЧЕЛОВЕК Человек – как жук. Когда теплый день и играет солнце, летит он, гордится собою и жужжит: «Все мои леса, все мои луга! Все мои луга, все мои леса!» А как солнце скроется, дохнет холодом и загуляет ветер, забудет жук свою удаль, прижмется к листку и только пищит: «Не спихни!» (прп. Амвросий, 2, ч. 1). Тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими ( Ин. 1, 12 ). Для простого человека сделаться чадом и наследником и земного царя велико есть. Кольми паче сделаться чадами и наследниками Царя Небесного превосходит всякое слово и всякое сказание, и даже понятие и постижение ума человеческого, как свидетельствует об этом апостол: Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его ( 1Кор. 2, 9 ) (прп. Амвросий, 31). На земле Бог сотворил человека, Адама плотяного, из праха земного и вдунул в лице его дыхание жизни ( Быт. 2, 7 ), т.е. душу разумную и бессмертную. Человека плотяного сотворил Бог, во-первых, для того, чтобы человек смирялся, памятуя, что тело его создано из земли и в землю должно обратиться; вовторых, для того, чтобы человека плотяного можно было помиловать, как немощного. Сотворил Бог и помощницу Адаму из ребра его, и поселил первозданных в раю сладости, в жизни блаженной, заповедав им не вкушать только от одного древа. Но тот же змий, превращенный из светоносного ангела, по зависти прельстил прародителей наших, уверив их, что если вкусят от плодов сего древа, то будут, как боги, знающие добро и зло ( Быт. 3, 5 ). Обманутые праотцы наши, хотя и изгнаны за непослушание и преступление из рая, но совсем не оставлены Богом, как падшие ангелы. Всеблагой и Милосердый Господь обещал послать им Избавителя, сказав, что семя жены сотрет главу змия (см. Быт. 3, 15 ). Но так как обещанный Избавитель не вскоре явился на земле, то Адам и Ева и потомки их должны были жить только верой в грядущего Избавителя, или Мессию. И потому пришлось им потомиться сперва в жизни в разных трудах, и разных скорбях, и разных болезнях, а потом по смерти в темных заклепах ада, в продолжение пяти тысяч лет и более.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

III. Древне-церковное учение о первородном грехе, как источник зла в мире Древние христианские писатели, в полном согласии с богооткровенным учением ветхого и нового завета, указывают на грехопадение прародителей, как на основной источник физического и морального зла, которое господствует в мире. К такими древним отцам и учителям христианской церкви, без сомнения, прежде всего принадлежат так называемые христианские апологеты: св. Иустин Мученик , Феофил Антиохийский , Тациан, Тертуллиан , Киприан, Ириней Лионский и др. На их-то учении мы и остановим теперь свое внимание. Св. мученик (обезглавленный в Риме в 164 г. по Р.Х, по повелению императора Марка Аврелия) в своем «Разговоре с Трифоном Иудеем», апологетическом труде, написанном в защиту христианства против иудеев, нередко ссылается на Божественное первооткровение о грехопадении прародителей. Между прочим, он доказывает ту мысль, что Христос был распят, претерпел страдания и смерть не по своей вине, но «за человеческий род, который чрез Адама подпал под смерть и прелесть змея» 49 . «Ибо Бог – говорит св. Иустин 50 – желая, чтобы и ангелы были свободно-произвольными и самовластными, делая то, что каждый по своей силе может делать, таковыми их и сотворил, с тем, что, если будут избирать благоугодное Ему, Он сохранить их нетленными и не наказанными, если же поступят греховно, Он накажет каждого, как Ему угодно». «Злыми Бог не создал ни ангелов, ни людей» 51 Иустин указывает на наказание, которым угрожал Господь Адаму за нарушение данной ему заповеди: «в он же день снесть от древа, в той умрет» 52 . О прообразовательном значении древа жизни он говорит, что «древо жизни, насажденное, яко же писано, в раю, имело знамение распятия на древе» Иисуса Христа. На основании повествования бытописателя, Иустин утверждает, что «змий в начале проклят от Бога» и что, по предсказанию пророка Исаии (27:1) «он, как враг, будет убит великим мечем, который есть Христос», потому что «этот змей был виною преступления Адама» 53 Разъясняя смысл и значение библейского рассказа о том, что в пустыне Моисей повесил на древе медного змея для исцеления уязвленных змеями, Иустин говорит: «Сам (Бог)...

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

А. Иванов Одобрена (во 2-м издании) Св. Синодом и Министерством Народн. Просвещения в качеств учебного руководства для приходских и уездных училищ Министерства Народн. Просв, и для народных школ. Издание пятое исправленное и значительно дополненное законоучителем Тульской Гимназии прот. А. Ивановым согласно с программою, утвержденною Св. Синодом для церковно-приходских школ, и приспособленное к программе приготовительных классов гимназий духовных училищ, и I-ro класса женских епархиальных училищ. Священная История Ветхого Завета Сотворение мира и человека В начале Бог сотворил небо и землю из ничего Земля была сначала неустроена и устроилась постепенно, в шесть дней. В первый день Бог сотворил свет; во второй – твердь, или видимое небо: в третий – отделил воду от земли и произвел растения; в четвертый день сотворил светила небесный; в пятый – рыб и птиц; в шестой – животных земных и, наконец, сотворил человека. Бог сказал в совете Святой Троицы: «сотворим человека по образу Нашему и по подобию». И создал. Бог тело человека из земли и вдунул в него душу бессмертную. И все, что сотворил Господь, было прекрасно. В седьмой день Он перестал творить и людям повелел шесть дней работать и делать все дела свои, а в седьмой день прославлять Творца за все дела Его. Адам был первый человек. Господь из ребра его сотворил ему жену и помощницу Еву. Первые эти два человека были безгрешны. Они жили в раю. Рай был прекрасный сад, в котором было много разных плодовых деревьев, а по средине было два дерева: одно – древо жизни, а другое – древо познания добра и зла. Вкушая от плодов древа жизни, человек мог жить и не бояться смерти: но о древе познания добра и зла Господь сказал людям: «не ешьте от плодов его; когда же вкусите от них, то смертью умрете " ». Грехопадение прародителей и обетование Спасителя Адам и Ева не исполнили заповеди Божией. Диавол, в виде змия, сказал Еве: «если вы вкусите от плодов с древа познания добра и зла, то будете, как Бог, знать все – и доброе и злое». Ева соблазнилась и вкусила от запрещенного плода: Адам вкусил по ее примеру. Это непослушание воле Божией было первым грехом. который лишил человека райского блаженства. В наказание Господь определил жене в болезнях рождать детей и покоряться мужу; Адама осудил добывать пропитание в тяжелых трудах, а злому духу возвестил, что родится от женщины, то есть от Пресвятой Девы Марии. Спаситель, который уничтожить его власть. Так Господь, в великой Своей милости, при самом наказании дал людям утешение в надежде на пришествие Спасителя. Каин и Авель

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashh...

Закрыть Столетие революции и возрождение России Алексей Скиженок   18:07 15.03.2017 729 Время на чтение 6 минут Выдающийся французский историк Марк Блок говорил, что история - это история людей, а не идей. Судьба человека, находящегося «на пути из времени в вечность», выражаясь словами современного аскета - магистральное направление в развитии человечества и ключ к пониманию мировой истории. Сердце человека является подлинным атомом для исторического знания, подобно тому, как в естествознании учение об атоме - фундаментальная сторона любых изысканий. Через сердце человека пролегает путь мировой истории и оно же является тем зерном, которое, посеянное при жизни в почву мировой истории, должно принести плод, сообразный своему содержанию. Поэтому мы можем говорить, что антропологическое измерение истории - самое важное и наиболее ответственное с точки зрения исследователя измерение исторического знания. Оно представляется обоюдоострым мечом, с одной стороны дающим перспективу истолкования самой сути исторического процесса, а с другой всегда остающимся тайной, покрытой мраком. Наше стремление понять человека Российской Империи, находящегося накануне исторического слома и катастрофы 1917 года, требует от нас определённости в понятиях. Прежде всего, в понятиях о мировой истории и том месте, которое в ней занимала Россия. Согласно Священному Писанию, книге Бытия, человек был сотворён в раю и приведён к вечной жизни с Богом в союзе Церкви. Адам, жена и Господь составляли собой первую Церковь, ограждённую сенью райского сада от внешнего воздействия. Когда Господь дал Адаму и жене заповедь не вкушать от древа ведения доброго и лукавого, Он предрёк, что в тот день, в который человек вкусит от его плодов, он «смертью умрёт» (Быт. 2;17). Когда позднее лукавый дух - змей - искушал жену вкусить от запретного древа, он соврал ей, сказав: «смертью не умрёте» (Быт. 3;4). В сознании лукавого заповедь Божия и то прещение, которое приложил Господь к Своим словам, должны были непременно произойти. И тогда тотчас, сразу после греха, «в тот день», когда произойдёт грехопадение, произойдёт и гибель человеческого рода. В искушении, которым лукавый дух искушал наших прородителей, читается тот же замысел, что прослеживается во всех его последующих действиях: разрушение, пресечение церковного общения и разрыв союза Бога с человеком и между людьми.

http://ruskline.ru/special_opinion/2017/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010