Разделы портала «Азбука веры» Задостойник – песнопение литургии , которое поется в составе  евхаристического канона вместо Богородичной песни «Достойно есть». Отсюда он получил свое название: за (то есть «вместо») + достойник (то есть «достойно есть»). Задостойник, как и «Достойно есть», прославляет Божию Матерь, но уже в свете конкретного праздника. Появление термина «задостойник» связано с широким распространением после XII в., в период господства Иерусалимского устава, практики исполнять «Достойно есть» в конце канона утрени. В дни важнейших праздников, когда на утрене отменялось песнопение «Величит душа моя Господа», опускалось и «Достойно есть» в конце канона, поэтому заключавшая канон катавасия воспринималась как замена «Достойно есть», то есть задостойник. В дониконовских русских изданиях богослужебных книг ирмос 9й песни, заключающий праздничный канон, прямо обозначается как «вместо Достоина». Однако в современной практике Русской Православной Церкви катавасия 9й песни праздничного канона утрени не называется задостойником. Тем не менее, в случаях замены «Достойно есть» в конце канонов повечерия (на повечериях с понедельника по четверг 1й седмицы Великого поста, в дни Страстной седмицы, в день Пятидесятницы вечером, в предпразднства Рождества Христова, Богоявления и Преображения) или молебна ирмосом 9й песни соответствующих канонов в русских богослужебных книгах этот ирмос может обозначаться как задостойник. За литургией практика исполнять ирмосы 9х песней праздничных канонов вместо «Достойно есть» (или иных богородичных песнопений) после возгласа анафоры «Изрядно о Пресвятей…» распространилась сравнительно поздно; формирование системы литургийных задостойников относится к XVI в., ее уточнение продолжалось до XIX в. В Типиконах и иных уставных текстах указания о литургийных задостойниках начинают регулярно фиксироваться к XVII в. Принятый ныне в Русской Православной Церкви Типикон предписывает петь задостойник на литургии праздников: Рождества Пресвятой Богородицы (здесь же говорится и о пении задостойника вообще во все Господские и Богородичные праздники), Рождества Христова, Благовещения Пресвятой Богородицы, Входа Господня в Иерусалим, Пасхи, Преполовения Пятидесятницы, Вознесения Господня, Пятидесятницы, Преображения Господня и Успения Пресвятой Богородицы, а также Великих Четверга и Субботы.

http://azbyka.ru/zadostojnik

Глава 1 1Тим.1:1 . Павел Апостол Иисуса Христа, по повелению... Спасителя нашего, то есть явно и тайно оказывается спасительным таинство умерщвления нашего, – и... надежды нашей – Иисуса Христа, то есть в нем заключалась надежда всех язычников, находившихся в безнадежном состоянии. 1Тим.1:2 . Тимофею, возлюбленному сыну моему, не по природе, но в вере и крещении, ибо он научил его. Благодать с тобою и мир, достигаемый посредством даров Духа, пребывающих в тебе, – от Бога, Отца нашего, соделавшего достойными язычников, кои называли Его Отцом, хотя и знали Его только по имени одному, – и от Господа нашего... Иисуса... Христа, то есть от Того, Кто есть Господь наш как по плоти, так и по божеству Своему. 1Тим.1:3 . Я просил тебя в то время, когда я уходил в Македонию ( Деян.16:1 ), пребыть в Ефесе. Заметь, пожалуйста, что даже и ученикам своим Апостол не давал повелений со властью, так что даже сына своего Тимофея смиренно упрашивал исполнить его волю. Упрашивал о том, 1Тим.1:3–4 . чтобы ты заповедал, – говорит, тем, кои держались чуждого учения, – не внимать басням и родословиям безпредельным, разумей, учения иудейства, – и (не внимать) постановлениям закона, – и чтобы они не обращали внимания на истории начальников их – священников, кои по многочисленности своей и великому множеству их чинов были подобны как бы словам родословной таблицы. Или же (увещевал их), чтобы они не хвалились у вас своим происхождением от Авраама и двенадцатью коленами Иакова, как будто бы они были неисчислимы по причине множества своего. Это все, говорит, вызывает споры в Церкви, а отнюдь не есть в них следствие веры в домостротельство Божие: то есть нет в них веры, ожидающей воздаяния (загробного), ибо все обещания даров у них сосредоточены на земле. 1Тим.1:5 . Цель же заповеди есть любовь, то есть ради именно этой самой любви и постановлены все заповеди, – а где любовь, там нет нужды в законе ( Гал.5:22–23, 5:14 , Рим.13:8–10 и др.). Любовь же разумею не на устах (словах) только, но от чиста го сердца и... совести... доброй,

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

ПОСЛУШАНИЕ Послушание – покорность Богу (5:62, см. ПОКОРНОСТЬ , 734). Послушание есть признак ВЕРЫ Аще убо веруешь, что Бог твой есть Бог, то неотменно тебе Его должно почитать, что не может быть без послушания истиннаго. Почитать бо Бога и не слушать Его, разуму невместимо есть. А от послушания последует соблюдение святых Его ЗАПОВЕДЕЙ; а где соблюдение заповедей Божиих, тамо и добрые дела: заповеди бо научают нас добрым делам (3:189). Христиане, которые чистосердечно веруют во Христа и веру свою оказывают послушанием, те все работают единому Христу; а которые не слушают Христа, и заповедей Его не исполняют, те Ему не работают. Истинная бо и нелицемерная работа не может быть без послушания. Ибо работать господину и не слушать его разуму противно есть и в себе противоречие есть – быть рабом и не быть рабом, служить и не служить, почитать и не почитать, любить и не любить, и прочее (3:177) (также 3:61, см. ВЕРА , 148). Вера есть матерь послушания (3:70, см. ВЕРА, 137). Послушанием человек показывает свою ВЕРУ Послушание наше есть несовершенное. Аще бо и тщится верная душа послушание Богу своему показывать, но часто НЕМОЩИЮ плоти своея запинается в том, «дух бо бодр, плоть же немощна» ( Мф. 26, 41 ). Откуду и святыи в немощи сей находятся и о отпущении молится всяк преподобный ( Пс. 31, 11 ), и воздыхают к небесному Отцу: «остави нам долги наша», и пр.: «грехопадения бо кто разумеет» ( Пс. 18, 13 ). Послушание убо должны мы показывать Богу нашему, да засвидетельствуем от послушания того веру нашу, или, по словеси Апостола, «покажем веру нашу от дел наших» ( Иак. 2, 18 ) (3:64). Примеры послушания Авраама Тако послушание показал Богу Авраам, праотец святый, как читаем в книге Бытия. Когда ему Бог повелел: «изыди от земли твоея, и от рода твоего, и от дому отца твоего, и иди в землю, юже ти покажу», и прочая ( Быт. 12, 1 ), – он не отреклся учинить того, оставил отечество свое, род свой и дом отца своего, и пошел в землю чуждую, незнаемую, якоже Апостол о том написал: «верою зовом Авраам, послуша изыти на место, еже хотяше прияти в наследие, и изыде неведый, камо грядет» ( Евр. 11,8 ). Еще большаго удивления достойно дело учинил патриарх святый, что по повелению Божию сына своего Исаака привел и вознесл на жертвенник на всесожжение, и хотя не делом, но произволением заклал его ( Быт. 22, 1–12 )... Верный и искренний послушник не отрекся на всесожжение вознести его: не смотрел на так тяжкое и неудобное повеление, но Повелевающаго власти, силе и всемогуществу внимал, «помыслив», глаголет Апостол, «яко и из мертвых воскресити силен есть Бог» ( Евр. 11, 19 ) (3:60–61).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Рассуждение сороковое. О зависти Не бываим тщеславни, друг друга раздражающе, друг другу завияще ( Гал.5:26 ). I. Зависть есть скука о благополучии ближнего. II. Причины, от коих зависть происходит, суть следующие: α) диавол, побуждением которого многие завистливые намерения гнать праведника, глаголют в себе: досаждением и мукою истяжим его, да увемы кротость его и искусим беззлобство его ( Прем.2:19 ). „Благ есть, – говорит Василий 192 , – Бог, и достойным – благ податель: злой есть диавол, и всякого зла виновник; и, как за добром следует невинность и любовь, так от диавола не отлучна зависть». β) „Излишняя любовь и пристрастие к мирским вещам: ибо, когда человек любит оные больше, нежели надобно – не радит о любви к ближнему» 193 . γ) „Презрение христианской любви, производящее в человеке злобу и развращение, и раздражающее, по свидетельству Златоуста – зависть» 194 . δ) Нерадение о познании самого себя; ибо, кто не признает своего недостоинства, но приписывает себе великая и высокая, тот не может не быть завистливым. ε) Охота причинять обиду ближнему. Человек, сею охотою побуждаемый, подобен медведице, которая, разъярившись, вырывает из корней маленькие дерева, кои только может. III. Материя, в коей находится зависть есть сердце человеков. Сей порок всем есть общий: как славным, так и бесчестным; хотя, впрочем, в благородных сердцах не имеет места, так как моль не рождается в кедре – благовонном древе. IV. Материя, около которой обращается зависть, суть добра и благополучие ближнего. „Скоро, – говорит Августин, – следует за благополучием зависть, а бедному – никто не завидует»: ибо завистливый опасается вреда и убытка. Воспоминание другого благополучия, а своего несчастья, есть ему нестерпимый удар; а наипаче, ежели оный получил такой, коему он в уме и благородстве уступить не может. V. Действия зависти понимаются или в рассуждении Бога, или в рассуждении диавола, или в рассуждении ближнего, или в рассуждении самого себя. 1) В рассуждении Бога. Завистливый противится Богу. α) Бог столько есть благ, что и из злого делает доброе: а завистливый столько есть зол, что из их доброго старается учинить худое. β) Благость Божия все свои добра нам сообщает: a завистливый не только не сообщает своих добр, но и тому завидует, что другие имеют. γ) Благости Божией добрые дела нравятся: a завистливый – терпеть их не может. δ) Бог повелевает благотворить: завистливый сего повеления – не исполняет; так же Бог советует радоватися с радующимися ( Рим.12:15 ): а завистливый не радуется, и, видя другого радующегося – сетует и плачет. Изрядно о сем говорит Златоуст: ты, который завидуешь и церковь гонишь, и к Богу неприязненно противишься; ибо Он запретил завидовать». Да не возненавидиши брата твоего во уме твоем ( Лев.19:17 ). – Не ревнуй спеющему в пути своем ( Пс.36:7 ). ε) Завистливый изгоняет из сердца своего Святаго Духа, якоже Саул. ζ) Завистливый приводит Бога во гнев, и готов ближнему с негодованием сказать: возми твое и иди ( Мф.20:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

Апостол посылал Тимофея к Ефесянам ради некоторых Евреев, смущавших их своим учением о том, чтобы они соблюдали (обрядовые) уставы закона. О них Апостол так писал к Ефесянам: итак, не будьте как младенцы колеблющиеся и увлекающиеся всякими ветрами и учениями лжи людей (Еф.4:14). А как сделал его предстоятелем церкви в городе (Ефесе), где не было гонений, то и не спешил он идти туда, чтобы укреплять души и умы тех, кои переносили гонение. Но так как Апостол, сам по себе был ревностен и всегда готов к делу своего служения, и управление церквами он вверил Тимофею, равно как и рукоположение пресвитеров, кои суть сами епископы: то он и соблаговолил написать ему о том, какое надлежало ему совершать дело в церкви. Написал это послание также и потому, что у Ефесских христиан продолжало еще действовать постановление Апостолов касательно язычников, воспрещавшее им только идоложертвенное мясо, блуд и употребление крови в пищу, ибо они (Апостолы) не желали возлагать на них тяжелое бремя, чтобы от идолослужения сначала обратить их к благочестию (Деян.15:19-20.28-29). Посему, как к предстоятелю многих церквей, написал ему о том, как подобает жить в доме Божием, который есть сама церковь Божия, говоря так: Глава I 1. Павел Апостол Иисуса Христа, по повелению Спасителя нашего, то есть явно и тайно оказывается спасительным таинство умерщвления нашего, - и надежды нашей - Иисуса Христа, то есть в нем заключалась надежда всех язычников, находившихся в безнадежном состоянии. 2. Тимофею, возлюбленному сыну моему, не по природе, но в вере и крещении, ибо он научил его. Благодать с тобою и мир, достигаемый посредством даров Духа, пребывающих в тебе, - от Бога Отца нашего, соделавшего достойными язычников, кои называли Его Отцом, хотя и знали Его только по имени одному, - и от Господа нашего Иисуса Христа, то есть от Того, Кто есть Господь наш как по плоти, так и по божеству Своему. 3-4. Я просил тебя в то время, когда я уходил в Македонию (Деян.16:1 сл.), пребыть в Ефесе. Заметь, пожалуйста, что даже и ученикам своим Апостол не давал повелений со властью, так что даже сына своего Тимофея смиренно упрашивал исполнить его волю. Упрашивал о том, чтобы ты заповедал, говорит, тем, кои держались чуждого учения, - не внимать басням и родословиям безпредельным, разумей, учения иудейства, - и (не внимать) постановлениям закона, - и чтобы они не обращали внимания на истории начальников их - священников, кои по многочисленности своей и великому множеству их чинов были подобны как бы словам родословной таблицы. Или же (увещевал их), чтобы они не хвалились у вас своим происхождением от Авраама и двенадцатью коленами Иакова, как будто бы они были неисчислимы по причине множества своего. Это все, говорит, вызывает споры в Церкви, а отнюдь не есть в них следствие веры в домостротельство Божие: то есть нет в них веры, ожидающей воздаяния (загробного), ибо все обещания даров у них сосредоточены на земле.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1078...

архиеп. Феоктист (Мочульский) Отделение второе. О вере и любви, яже о Христе Иисусе § 13 Через Христианскую веру означается оная спасительная истина, что Иисус Христос есть Сын Божий, истинный Мессия, Праотцам обетованный, Пророками предвещенный, Иудеями чаянный и посланный от Бога в мир удовлетворить правосудию Божию за грехи человеческие, возвестить людям путь правый, сказать суд грядущий и уверить их о жизни будущей. К сему о вере учению присоединяет Апостол Павел несомненное упование: вера, глаголет он, вера есть уповаемых извещение; ( Евр. 11:1 ) есть сильное удостоверение о Божиих обетованиях и твёрдое чаяние исполнения оных; есть источник всех тех возвышенных побуждений, коими смертные одушевляются чистейшим услаждением к произведению всякого блага на земли, к несомненному упованию воздаяния на небесах. Выше же, в § 2-м сказано, что создание мира, искупление человеческого рода и будущий всемирный суд объемлют, сближают и сосредоточивают всю окрестность, все части Христианского учения, и соединяя начало времён и самую вечность, подают нам спасительное вразумление о временном и вечном блаженстве нашем. Все сии спасительные предметы объемлем верою и упованием, по Апостольскому учению; таково же учение о вере и в Символе веры . § 14 Символ веры начинается так: Верую во единого Бога и проч.; и по числу трёх Божественных лиц можно разделить Символ веры на три части, то есть на науку о Боге Отце, на науку о Боге Сыне, и на науку о Боге Духе Святом, и на четыре прибавления: о Церкви, о Святом крещении и других благодатных таинствах, о воскресении мертвых, и о жизни будущей. § 15 Символ веры о Боге Отце внушает нам: что Он всех видимых и невидимых тварей Создатель, Вседержитель и Промыслитель: ecu о Нем живем, движемся, и есьмы. ( Деян. 17:28 ) Сии действия Божии всем трём Божественным лицам общие: но в Символе веры , для различия Божественных ипостасей, и внешними действиями к Богу Отцу относятся, яко первой в Божестве Ипостаси. § 16 Символ веры о Боге Сыне вещает нам: что Он от Бога Отца прежде век рожден, и есть Бог истинный от Бога истинного, яко свет от света, единосущен Отцу и Святому Духу; по пришествии своём на землю нас ради человек и нашего ради спасения от Преблагословенной Девы Марии, Духом Святым приосененной, родился, и есть совершенный Бог и совершенный человек, Искупитель и Ходатай всемирный; во удовлетворение правосудию Божию за грехи всего мира страдал, умер, в третий день воскрес, по четыредесяти днях своего из мертвых воскресения вознесся на небо, и паки приидет в последний миробытия день судить живых и мертвых для достойного коемуждо по делам воздаяния. § 17

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/drahma-...

В-третьих, есть методические материалы для тех, кто хотел бы подробнее изучить Книгу Деяний и, возможно, даже преподавать по ней. В них есть некоторые предложения по ее изучению (способы изучения разные) и довольно подробный структурный план. Для всех, кто сейчас находится в чате: я буду рад, если вы зададите вопросы. И если те, кто находятся сейчас здесь, в лектории, поделятся своими вопросами, я тоже буду очень рад. Может быть, уже сейчас есть вопросы и мне можно их для себя отметить, чтобы потом на них реагировать? Есть что-то? Хорошо, давайте потом. Книгу Деяний обычно относят к разряду исторических книг. Весьма условно. Потому что в ней вы найдете и мистику — например, в случае со Стефаном. В ней вы найдете и апологетику — собственно сама книга построена таким образом, чтобы убедить нас в том, что христианство — это что-то хорошее. В ней вы найдете и глубокое Богословие. Но все-таки в целом сам автор пишет ее как историческую книгу. Зачем нам вообще читать такие книги? Некоторые читают Библейские книги для того, чтобы удовлетворить какой-то свой собственный интерес: «О! Хороший лектор!». Или же сама книга имеет какие-то вопросы, над которыми человек еще не задумывался. Или уже задумывался и хотел бы эти вопросы разрешить. Что ж, достойный мотив. Есть люди, которые читают Библейские книги так, чтобы поставить галочку: «Что у нас есть? 39 книг в Ветхом Завете, 27 книг в Новом Завете. Хорошо бы мне приблизительно знать, что написано о каждой. Я послушал лекцию про Исход в прошлом году. Ага, галочка! Я послушал лекцию про Деяния в этом году. Еще галочка. А в позапрошлом — про Нагорную проповедь…». И так тоже можно читать. Но церковный способ чтения предполагает задаваться вопросами. А как жили люди тогда? А как мы живем сейчас? Как нам соотнести то, как жили они, с тем, как живем мы сегодня? Как сделать их опыт своим собственным опытом? Это не так просто. Потому что даже среди комментаторов существуют три диаметрально разные позиции. Одни говорят: «В Книге Деяний апостольских говорится о самом начале церковной жизни, поэтому там все бурлило, все было таким живым. Библия еще не была написана до конца, а Дух Святой действовал. А сейчас, когда уже есть Священное Писание, труды Отцов Церкви, зачем же Богу так явно и активно действовать?» Это одна позиция.

http://predanie.ru/book/220262-chitaiem-...

верующих; её нарёк телом Христовым и исполнением Отчим. ( Еф. 2:22–23 ; – Там же, 422 стр.). « Церковь во множестве верующих», говорит св. И. Златоуст (т. III, стр. 445; снес. т. XI Еф. б. 10, стр. 90. Издан. Петерб. акад. 1895–1906 г.). « Церковь составляют верующие,» читаем в толковом еванг. Евф. Зигабена ( Мф. 249 стр.) «Ничто не может отделить Христа от церкви, говорит св. Киприан, т.е. народа, составляющего церковь», (ч. I, пис. 63, стр. 397, Киев 1891 г.). Он же говорит: «Церковь не отступит от Христа, – а её составляет народ, приверженный к священнику, и стадо, послушное своему пастырю. Из этого ты должен уразуметь, что епископ – в церкви и церковь – в епископе, и кто не с епископом, тот и не в церкви». (Там же пис. 54, стр. 307). « Церковь есть тело Христово, читаем в кн. о Вере, яже от собрания верных нас глаголю человеков всякого возраста сана 1 святых Божиих и праведных мучеников, и преподобных и всех благочестивых от веков составися, и церковью наречеся» (л. 22) «Вси вернии во всем мире, читаем в Б. Катихизисе, иже ныне суть, бяху и будут сии суть единою святою соборною церковью, домом же Божиим, иже есть столп и утверждение истины» (нарицается, Б. Кат. л. 120 об.). Там же читаем: «Что есть церковь Божия; Отв. Церковь есть собрание всех верных Божиих, иже непоколебимую держат едину православную веру, и в любви пребывают, облобызают же учение евангельское непоколеблемое. И иже суть достойны приимати святые и божественные совершенные тайны. И иже суть под единою главою Господем нашим И. Христом, а под правлением совершенных святых от Него поставленных». (Еф. зач. 224; Бол. Кат. л. 120 об.). «Что же такое есть церковь ? Собрание святых в правде живущих, говорит св. Ипполит, единомыслие, которое есть путь святых ко общению – вот церковь ... храм, – в котором обнаруживаются различные деревья всевозможного рода: и род отцев..; и деяния пророков..; и лик апостолов..; и мученики..; и звание девственниц, и чин епископов, священников и левитов (так назывались диаконы в древнейшее время). Всякой доблестью украшенные, все они (в том числе, конечно, епископы, священники и диаконы) процветают в церкви, не подвергаясь тлению» (т. I, стр. 22). Так. обр. из слов св. Ипполита видно, его убеждение в том, что священство не подвергается тлению, т. е., что церковь Христова в своём составе, данном ей Христом, никогда не изменится. Тоже говорит и св. Игнатий богоносец . (См. Филадельфян. л. 18, Киев, 1888 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bez...

преподобный Авва Исайя СЛОВО ДВАДЦАТЬ ТРЕТЬЕ О совершенстве 1. Некто из Отцов сказал, что если не стяжет человек веры в Бога, непрестанного вожделения Бога, незлобия, невоздаяния злом за зло, злострадания, смирения, чистоты, человеколюбия, отречения от всего, кротости, долготерпения, непрестанной с болезнованием сердца молитвы к Богу, истинной любви, чтоб не озираться вспять, несмотрения ни на что находящее, ненадеяния на свое доброделание, или служение (молитвенный труд, – leitorgia), испрашивания помощи Божией против всего, каждодневно находящего на него, – то он не может спастись. 2. Враги твои, человече, не дремлют. Не неради же, не небреги о своей совести, и отнюдь не верь себе, будто ты достиг до чего-то, достойного Бога, зря себя (находищимся еще) во стране врагов своих. Злострадание (подвижнические лишения телесные) с разумом восполняет бывшее пред тем нерадение, плач чувств врачует раны внутренних супостатов, совершенная к Богу любовь по воле Его противостоит невидимым воителям, побеждающая невидимых врагов сокровенная чистота уготовляет к покою Сына Божия, а видимая чистота сохраняет добродетели. 3. Если ведение есть родитель (всего сказанного), то оно же есть и хранитель (того). Обретение (в сердце) благодарности во время искушения обращает вспять находящие искушения. Неверование, что угоден Богу труд твой, уготовляет помощь Божию на охранение тебя. Предавший сердце свое на благочестивое взыскание Бога по истине, не может иметь мысли, что угодил Богу. Ибо, пока совесть обличает его в чем-либо из неестественного, дотоле он чужд свободы. Потому что, пока есть обличающий, есть и осуждающий, а пока есть осуждение, дотоле нет свободы. Если наконец увидишь, во время молитвы, что совершенно никакое зло не обличает тебя, тогда ты истинно свободен, и вшел на святый Его покой, по воле Его. 4. Если увидишь, что добрый плод укрепился в тебе, и плевелы врага уже не подавляют его, если борители, – так как ты не борешься уже с чувствами своими, – отступили не сами по себе уступая в коварстве, если облако осенило скинию твою, и ни солнце не стало жечь тебя днем, ни луна ночью ( Пс. 120, 6 ), если есть в тебе все уготовление (все принадлежности) скинии, чтоб поставить и хранить ее, по воле Божией, то (знай, что) совершилась в тебе победа Богом, и отселе Он уже будет осенять скинию (твою), потому что она Его есть, Он будет шествовать пред нею, и предуказывать стан для нее (отдохновение, покой). Ибо, если Он прежде не остановится, в каком желает месте, то и она, как говорит Писание, не может делать остановки (иметь покой) ( Числ. 9, 16 – 23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

Слово в день Первоверховных Апостол Петра и Павла, и тезоименитства Его Императорского Высочества, июня 29 дня, 1767 года Кого мя глаголют человецы быти сына человеческого? Мф.16 :13. Церковь Божия различные совершая празднования, различные подает случаи к нашему наставлению. Праздник бо истинный есть, когда он соединен с полезным упражнением. Ибо тогда дух наш спокоен, и сердце наше неложным тогда наполняется веселием. Нынешнее Евангелие, проповедуя о вручении ключей святому Петру, о непоколебимом церкви основании, о различии между откровением плоти и духа, и откровением Отца небесного, между прочим поминает и о различных мнениях, какие были у людей о сшедшем с небеси и под видом человечества на земли странствовавшем Господе. Одни его равняли с Иоанном Крестителем; другие называли Илиею Пророком, третьи Иеремиею; а иные одним из знатнейших из мертвых восставших Пророков. В разбирательство различия мнений сих входить мы нужды не имеем. Ибо последуя святому Петру о Спасителе нашем со всею церковию торжественно исповедуем мы, яко о н есть Христос , сын Бога живаго , пришедый в мир грешныя спасти. 97 Но в прочем с немалою пользою можем мы взойти в общее рассуждение о различности людских мнений : ибо и о нас не одни бывают мнения человеческие; и по тому, какое из них подлинно есть справедливо , и которое прямую делает нам честь , исследовать теперь почитаю за полезное и нынешнему торжеству за пристойное. Помощи же требуем от Тебе, Боже всякого просвещения! На предстоящих нас пред Твоим всемогуществом блесни оный луч, которым просвещается светильник наш. Кого мя глаголют ч еловецы быти ? Честь обыкновенно поставляется в добром других о нас мнении; и оно есть основанием всех тех наружных засвидетельствований, какие мы отдаем человеку, доброго мнения достойному. Но известно, что различные могут быть у людей мысли, и часто мнение то, которое кажется быть добрым, самою вещию есть худо; а напротив, которое кажется быть худым, само в себе есть доброе: следовательно, не редко бедный человек обманывается тем, что бывает тогда спокоен, когда он окружен обстоятельствами спокойство его нарушающими: и напротив тогда печалится, когда имеет в себе основание истинной радости. Таковой случай требует основательно разобрать, на чем какое мнение должно быть утверждаемо, когда оно есть справедливое, чтоб не обмануться нам в том удовольствии, какое рождает истинная честь.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010