Варлаам Калабрийский, полемизируя с папским приматом, писал о том, что «чин иерархов» выше чина иереев, но внутри своего чина все иерархи «единочинны» 84 . Феофан Никейский учил о Божией Матери как о следующем иерархе после Христа Спасителя. От Неё получают благодать и ангельские чины, и патриархи 85 . Особое место имеет Божия Матерь, а все патриархи и другие архиереи описываются как равные. Свт. Досифей Нотара в своей знаменитой «Истории Иерусалимских патриархов», полемизируя с папским приматом, предложил максимальный перечень священных чинов и эпитетов внутри Церкви, относящихся в основном к епископам, которые несут, по существу, равное духоносное и административное служение: «Папа… не называется Начальником ни как Бог , ни как Христос, хотя он где-то и безумствует об этом, но есть только епископ Рима, хоть и считается многими единственным Начальником Церкви, ведь и святые отцы называются Правителями, Экзархами, Начальниками, Предстоятелями, Председателями, Участниками Соборов, Светильниками… Столпами истины, Отцами епископов, Отцами отцов, Воспитателями вселенной, Утверждением Церквей, Первоверховными, Демагогами, Твердыней, Архитекторами… Главами, Правилами веры и вселенной всей Предстателями и Учителями и Очами, Плодоносителями, и питателями вселенной, Характерами Церкви, Великими борцами, Великими Епископами, Новыми Апостолами, Равноапостольными, Общими Пастырями вселенной…» 86 . Таково начало данного перечня, приобретающего особую актуальность в связи с особым антиконстантинопольским пафосом (против теории первенства чести и власти) 87 свт. Досифея, помимо очевидного антилатинского. Свт. Досифей мыслил Церковь Христову не столько иерархически, сколько соборно, усматривая подлинное равенство иерархов и святых отцов в силу их равных возможностей в устремлении к высшему идеалу святости. 8. Исключения из иерархического порядка: отпадения из иерархии Но нужно проследить предыстоки этого богословия святости и справедливости в I тысячелетии. Почему важно говорить об иерархии? Прп. Никита Стифат , прп. Симеон Новый Богослов и свт. Григорий Богослов учили о парадоксальных вещах, как бы вступая в противоречие с богословием «Ареопагитик». Так, прп. Никита Стифат настаивал на том, что приобщение к мудрости и знанию может поставить простого монаха выше епископа 88 . А согласно прп. Симеону Новому Богослову , тот, кто утверждает, что в настоящее время нет способных соблюсти евангельские заповеди и уподобиться святым отцам, является еретиком 89 . Между престолами существует согласие, пока они все защищают истину и тем являют пример святости. Но отход от истины может привести к отпадению, временному или постоянному. Эти соображения вводят обсуждаемую нами проблему не только в контекст канонического права, но и соотносят ее с принципом святости, с аскезой и догматической истиной.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

История появления «Проскинитария» отчасти проясняет малоизученный отрезок биографии Иоанна Комнина Моливда после окончания им университета Падуи. Деятельность Иоанна Моливда в этот период связана тесными связями не только с Грецией, Венецией, но и с Россией, а также с Англией. Согласно источникам, в 1692-1694 годах доктор Комнин находился в Москве (вероятно, этот приезд был связан с вопросом открытия в Москве греческой типографии; доктор Иоанн Комнин мог сопровождать Хрисанфа Нотара, выполнявшего поручение Иерусалимского патриарха Досифея). Паломничество иеродиакона Дамаскин на Афон, по всей видимости, совпало с путешествием Иоанна Комнина по святым местам Востока, и, вероятнее всего, относится к 1694-1698 годам. В предисловии к «Проскинитарию» автор так описывает маршрут своего паломничества: «...сподобихся поклонитися честным и Богоходным местом, сущим во святем Божием граде Иерусалиме, и сущим далее, и лобызати со страхом многим и благоговением, не точию всесвятый и живоприемный Гроб Господа нашего Иисуса Христа, и святую Голгофу, на ней же постави Владыка наш и Спас победительное ору жие Креста, и на оном распростер пречистыя Своя руки... Не точию, глаголю, сия Богопрославляемая места сподобихся лобызати и целовати со многим благоговением, но и сущий во Вифлееме святый вертеп, иде же Господь родися телесне. И святый гроб Богородицы в Гефсимании, и гору Елеонскую, отнюду же на небеса вознесеся Господь, и прочая Богопочтенная и покланяемая места, сущая внутрь и вне того же града Иерусалима, творя чудное и душеполезнейшее обхождение. От онудуже, по предведению Божию, понужден и управлен, поплых и во святоименованную и Богохранимую гору Афонскую, яко да посещу и яже на оной благочестивыя и царственныя монастыри и священная обиталища, и да поклонюся и сущим во оных честным и чудотворным святым мощем, и восприиму от оных (аще и недостоин) благословение и благодать каковую либо, и да лобызати имам преподобныя руки тамо обретающихся благоговейных иереев, и прозрительных пустынножителей, яко благодатию Божиею во свидетельство истинныя нашея веры, не оскудеша, и от онуду даже до днесь мужи достойны многаго благоговения, и за слово, и за досточудное и добродетельное житие их, яко же ниже из сущих во святем Божием граде Иерусалиме, и из сущих далее честных православных наших монастырей, не оскудеша даже доныне добродетельныя и пустынножительствующия старцы, (ветхия денми), от них же сподобихся видети и самолично...»

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/d...

Из письма, которое Иоанн Комнин отправил из Бухареста в мае 1701 года к митрополиту Феодосию, известно, что ранее он жил на Святой Горе и вполне был способен  оценить эти места. Во вступлении к своему «Проскинитарию» Иоанн Комнин пишет о причинах, которые подвигли его взяться за написание этого сочинения;  что, откликаясь на просьбы друзей, «он создал свой труд с надеждой на то, что князь Константин Брынковяну примет решение посетить Святую Гору, несмотря на трудности и опасности, которые обычно причиняют подобные путешествия» История появления «Проскинитария» отчасти проясняет малоизученный отрезок биографии Иоанна Комнина Моливда после окончания им университета Падуи. Деятельность Иоанна Моливда в этот период связана тесными связями не только с Грецией, Венецией, но и с Россией, а также с Англией. Согласно источникам, в 1692–1694 годах  доктор Комнин находился в Москве (вероятно, этот приезд был связан с вопросом открытия в Москве греческой типографии; доктор Иоанн Комнин мог сопровождать Хрисанфа Нотара, выполнявшего поручение Иерусалимского патриарха Досифея). Паломничество иеродиакона Дамаскин на Афон, по всей видимости, совпало с путешествием Иоанна Комнина по святым местам Востока, и, вероятнее всего, относится к 1694–1698 годам. В предисловии к «Проскинитарию» автор так описывает маршрут своего паломничества: «…сподобихся поклонитися честным и Богоходным местом, сущим во святем Божием граде Иерусалиме, и сущим далее, и лобызати со страхом многим и благоговением, не точию всесвятый и живоприемный Гроб Господа нашего Иисуса Христа, и святую Голгофу, на ней же постави Владыка наш и Спас победительное ору жие Креста, и на оном распростер пречистыя Своя руки… Не точию, глаголю, сия Богопрославляемая места сподобихся лобызати и целовати со многим благоговением, но и сущий во Вифлееме святый вертеп, иде же Господь родися телесне. И святый гроб Богородицы в Гефсимании, и гору Елеонскую, отнюду же на небеса вознесеся Господь, и прочая Богопочтенная и покланяемая места, сущая внутрь и вне того же града Иерусалима, творя чудное и душеполезнейшее обхождение. От онудуже, по предведению Божию, понужден и управлен, поплых и во святоименованную и Богохранимую гору Афонскую, яко да посещу и яже на оной благочестивыя и царственныя монастыри и священная обиталища, и да поклонюся и сущим во оных честным и чудотворным святым мощем, и восприиму от оных (аще и недостоин) благословение и благодать каковую либо, и да лобызати имам преподобныя руки тамо обретающихся благоговейных иереев, и прозрительных пустынножителей, яко благодатию Божиею во свидетельство истинныя нашея веры, не оскудеша, и от онуду даже до днесь мужи достойны многаго благоговения, и за слово, и за досточудное и добродетельное житие их, яко же ниже из сущих во святем Божием граде Иерусалиме, и из сущих далее честных православных наших монастырей, не оскудеша даже доныне добродетельныя и пустынножительствующия старцы, (ветхия денми), от них же сподобихся видети и самолично…»

http://isihazm.ru/?id=384&sid=29&iid=247...

После смерти Иоасафа синаиты избрали архиепископом его ближайшего сподвижника Нектария, историка, богослова и церковного деятеля. Однако тогда же Нектарий был избран Святогробским братством на Иерусалимский Патриарший престол, к-рый занимал в 1661-1669 гг. На Синайскую кафедру Нектарий поставил Ананию, также входившего в ближайшее окружение Иоасафа. В правление Анании претензии синайского братства на автокефалию достигли наивысшей точки. Стремления к автокефалии проявлялись в среде синаитов и ранее: еп. Лаврентий надевал на богослужениях патриаршее облачение, Нектарий написал «Историю» Е. в. м., где на основании апокрифической новеллы имп. Юстиниана I доказывал извечную независимость мон-ря. Анания прекратил поминовение Иерусалимского патриарха, подписывал грамоты титулом «Блаженнейший», положенным только автокефальным архиереям, и претендовал на равный статус с Охридским и Кипрским автокефальными архиепископами (Мат-лы для истории архиепископии Синайской горы. 1909. Т. 2. С. 68). Под давлением Иерусалимского и К-польского патриархов Анания в 1671 г. был вынужден уйти в отставку, однако продолжал неофиц. руководить действиями синаитов. В контексте борьбы за автокефалию следует рассматривать и попытку синаитов получить покровительство московского царствующего дома, против чего категорически возражал Иерусалимский патриарх Досифей II Нотара . В июле 1690 г. Анания договорился с влиятельными османскими администраторами в К-поле об аресте патриарха Досифея в случае непризнания им автокефалии Е. в. м. Досифей II бежал в ставку султана в Адрианополь, где имел надежных покровителей. В янв. 1691 г. Досифей совместно с К-польским патриархом провел Собор, на к-ром еще раз подтвердил подчиненный статус Синая, осудил своих противников и понизил сан Синайского архиерея до епископа (Там же. С. 95-104). Попытки синаитов привлечь на свою сторону османские власти и добиться пересмотра этого решения продолжались еще неск. лет. Только в 1696 г. стороны пошли на примирение: Синай признал власть Иерусалимского патриарха, а главе мон-ря был возвращен архиепископский сан.

http://pravenc.ru/text/Екатерины ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИМИНИТ СЕВАСТ [греч. Σεβαστς Κυμιντης] (ок. 1630, Кимина, близ Трапезунда - 6.09.1702, Бухарест), богослов, писатель, ученый. К. C. был слушателем Патриаршей академии в К-поле, где учился у Иоанна Кариофилла и Александра Маврокордата , Затем К. С. сам преподавал в академии, а в 1671 г. стал преемником Маврокордата на посту ее руководителя. Из-за студенческих волнений и конфликта с коллегами в 1681-1682 гг. К. С. покинул К-поль и основал школу у себя на родине, в Трапезунде, к-рую возглавлял до 1689 г. Получив приглашение из Бухареста, он в том же году вступил в должность ректора и профессора Академии св. Саввы и оставался там вплоть до смерти. К. С. за всю жизнь ни разу не посетил Зап. Европу. С лат. полемической лит-рой он знакомился через своего бухарестского коллегу, врача и философа Иоанна Комнина, и потому считался наиболее верным хранителем философской ( Феофил Коридаллевс ) и богословской (патриарх Иерусалимский Досифей II Нотара ) традиции греч. Церкви того времени, что нашло свое выражение более чем в 100 его сочинениях, остающихся в основном неизданными. Бóльшая часть сочинений К. С., за исключением разнообразных переводов для нужд студентов, квалифицируются как риторические и философские. В философии К. С., согласно наставлениям Аристотеля , наследию к-рого он посвятил различные комментарии, и по примеру Коридаллевса (Феофил отстаивал методологический принцип - невозможность использования философии в богословии) выдерживал четкую дистанцию по отношению к богословию. Все собственно богословские сочинения касаются полемики с лат. Западом, а также с предполагаемыми сторонниками К. С. внутри Православия и свидетельствуют о теснейшем сотрудничестве их автора с патриархом Досифеем. С этой т. зр. прежде всего интересно письмо о пресуществлении (μετουσωσις), адресованное архидиакону Досифея Хрисанфу (1687; впосл. патриарх Иерусалимский) (Εκκλησιαστικ Αλθεια. 1880/1881. Τ. 1. Σ. 243-246, 253-255). В письме излагаются разъяснения в понимании термина «пресуществление». Согласно К. С., в то время как одни отвергали этот термин, другие охотно его принимали - либо как выражение физического преложения (essentia - accidentia), либо как таинственное и непостижимое проявление Христа в акциденциях хлеба и вина. Для К. С., к-рый не отвергает спорного термина «пресуществление», важным является четкое различие и несравнимость тварной природы и сверхсущной природы и, как следствие, осуждение лат. применения логики в области веры. С этой целью он цитирует не только Аристотеля, но и свт. Василия Великого , Агапия Ландоса, а также литургические толкования свт. Симеона Фессалоникийского и св. Николая Кавасилы .

http://pravenc.ru/text/1684626.html

νλεκτα. 1891. Σ. 231-307 (рус. пер. 10-й гл. 9-й кн.: Фаворский Д., свящ. Досифея Нотары, Патриарха Иерусалимского, неизданная глава истории Иерусалимских патриархов (XVII в.— 1705 г.): К характеристике церк. жизни в России в XVII в. по вновь изданному церк. источнику//ЧОЛДП. 1894. Февр. С. 175–191); στοριας περ της πισκοπης το γου ρους Σινα// Παπαδπουλος-Κεραμες Α. Συμβολα ες την στοραν της ρχιεπισκοπης το ρους Σινα//ППС. 1908. Вып. 58(1). С. 1–167 (рус. пер.: Латышев В. В. «История епископии св. горы Синая» Иерусалимского патриарха Досифея//ППС. 1909. Вып. 58(2). С. 1–209); письма, грамоты, проповеди: Παπαδπουλος-Κεραμες Α. ναλεκτα. 1894. Т. 2. Σ. 285-309; Каптерев Н. Ф. Сношения Иересалимского патриарха Досифея с рус. правительством: (1669–1707). М., 1891. Прил. С. 3–91; СГГД. Т. 4; АрхЮЗР. Т. 5; Δελικνης Κ. Πατριαρχικων γγρφων Τμος τριτος τοι τ ν τοις κδιζι το πατριαρχικο ρχειοφυλακεου σωζμενα πισημα κκλησιαστικ γγραφα τ φορωντα εις τς σσεις το Οκουμενικο Πατριαρχεου πρς τς κκλησας Ρωσσας, Βλαχας κα Μολδαβας, Σερβας, χρδων κα Πεκας (1574-1863). Κωνσταντινοπολις, 1905. Σ. 191-197, 205-225, 678-681; Iorga N., ed. Documente greceti privitoare la istoria Românilor. Bucur., 1915. (Documente privitoare la istoria Românilor; 14); Послания Иерусалимского патриарха Досифея в Грузию/Изд.: П. Иоселиани, пер. с греч. еп. Порфирий (Успенский). Тифлис, 1866; Яламас Д. А. Грамота Иерусалимского патриарха Досифея об издании греч. книг в Москве//Славяне и их соседи. М., 1996. Вып. 6. С. 228–238; он же. Иерусалимский патриарх Досифей и Россия: 1700–1706 гг.: По мат-лам РГАДА. Ч. 1 (1700)//Московия: Вопросы визант. и новогреч. филологии. Вып. 2. М. (в печати); он же. Иерусалимский патриарх Досифей и Россия: 1700–1706 гг.: По мат-лам РГАДА. Ч. 2 (1701)//Россия и христ. Восток. М., 2004. Вып. 2/3. С. 472–493. Лит.: Горский А. В., прот. О соборе Иерусалимском 1672 г.//ПрТСО. 1871. Ч. 24. С. 568-620; Каптерев Н. Ф. Характер отношений России к правосл.

http://pravenc.ru/text/180353.html

Востоку в XVI и XVII ст. М., 1885; он же. Сношения Иерусалимского патриарха Досифея с рус. правительством: (1669-1707). М., 1891; он же. Господство греков в Иерусалимском патриархате с 1-й пол. XVI до пол. XVIII в. Серг. П., 1897; Παπαδπουλος-Κεραμες Α. Ιεροσολυμιτικ Βιβλιοθκη τοι κατλοϒος τν ν τας βιβλιοθκαις το ϒιωττου ποστολικο τε κα καθολικο ρθοδξου πατριαρχικο θρνου τν Ιεροσολμων κα πσης Παλαιστνης ποκειμνων λληνικν κωδκων. СПб., 1891-1915, 1963r. T. 1-5; ελικνης Κ. Τ ν τος κδιξι το πατριαρχικο ρχειοφυλακεου σζμενα πσημα κκλησιαστικ ϒϒραφα τ φορντα ες τς σχσεις το Οκουμενικο Πατριαρχεου πρς τς Εκκλησας Αλεξανδρεας, Αντιοχεας, Ιεροσολμων κα Κπρου (1574-1863). Κωνσταντινοπολις, 1904. Σ. 375-465; idem. Πατριαρχικν ϒϒρφων Τμος τρτος τοι τ ν τος κδιξι το πατριαρχικο ρχειοφυλακεου σζμενα πσημα κκλησιαστικ ϒϒραφα τ φορντα ες τς σχσεις Οκουμενικο Πατριαρχεου πρς τς Εκκλησας Ρωσσας, Βλαχας κα Μολδαβας, Σερβας, Αχρδων κα Πεκας (1574-1863). Κωνσταντινοπολις, 1905. Σ. 183-197, 205-210, 215-225, 678-684; Palmieri A. Dositeo, patriarca greco di Gerusalemme (1641-1707): Contributo alla storia della teologia greco-ortodossa nel secolo XVII. Firenze, 1909; Καρμρης Ι . Ν. Η Ομολοϒα τς ρθοδξου πστεως το Πατριρχου Ιεροσολμων οσιθου. Αθναι, 1949; idem. Τ οϒματικ κα Συμβολικ Μνημεα τς Ορθοδξου Καθολικς Εκκλησας. Αθναι, 1968; Κουρνοτος Γ. Η ωδεκβιβλος το οσιθου ες τν τυποϒραφαν το Βουκουρεστου//Θεολοϒα. 1953. Τ. 24. Σ. 250-273; Runciman S. The Great Church in Captivity: A Study of the Patriarchate of Constantinople from the Eve of the Turkish Conquest to the Greek War of Independence. L., 1968; Фонкич Б. Л. Иерусалимский патриарх Досифей и его рукописи в Москве//ВВ. 1968. Т. 29. С. 275-299 (То же// Он же. Греч. рукописи и док-ты в России в XIV - нач. XVIII в. М., 2003. С. 240-274); он же. Попытка создания греч. типографии в Москве в кон.

http://pravenc.ru/text/180353.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВФИМИЙ I ( после 1083), патриарх Иерусалимский. Вероятнее всего, постоянно жил в К-поле, где 11 апр. 1082 г. присутствовал на суде над последователями еретика Иоанна Итала (RegPatr, N 927). В 1082 или 1083 г. Е. был отправлен визант. имп. Алексеем I Комнином с посольством к Боэмунду Тарентскому , старшему сыну норманнского герц. Роберта Гвискара , вторгшегося в 1081 г. в визант. владения на Балканах и захватившего часть территории полуострова. Мирные переговоры состоялись в Фессалонике, но об их ходе и результатах не сохранилось сведений. Во время этой поездки Е. поставил подпись под Типиконом Григория Пакуриана (1083). Прп. Никон Черногорец в 35-й гл. «Тактикона» (кон. XI или нач. XII в.) приводит письма, адресованные Е. антиохийским клиром и игуменом монастыря св. Симеона Столпника Младшего, с просьбой решить вопрос о пребывании на Дивной горе близ Антиохии отшельников-армян ( Бенешевич В. Н. Описание греч. рукописей монастыря св. Екатерины на Синае. СПб., 1911. Т. 1. С. 584-586). Ист.: Le typikon du Sébaste Grégoire Pakourianos/Ed. P. Gautier//REB. 1984. Vol. 42. Лит.: Παπαδπουλος-Κεραμες. Ανλεκτα. Τ. 1. Σ. 244 (рус. пер.: Неизданные главы Истории Иерусалимских патриархов патриарха Досифея Нотара//СИППО. 1897. Т. 7. С. 39); RegImp, N 1087; Grumel V. Chronologie. P., 1958. P. 452; Εθμιος. Ο Α.//ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 1038-1039; Nasrallah. Histoire. Vol. 3. T. 1. P. 101; Fedalto. Hierarchia. T. 2. P. 1003. К. А. Панченко, И. Н. Попов Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/187733.html

святой Макарий Нотара Скачать epub pdf «Отче наш, Иже еси на небесех» Воистину, братия мои, сколь велико милосердие Господа нашего и сколь неописуемо человеколюбие, кое явил и продолжает являть Он нам, неблагодарным и бесчувственным по отношению к Нему, нашему Благодетелю. Ибо не только воздвиг Он нас, скатившихся в грех , но и по своей бесконечной Благости даровал нам и образец молитвы, возносящий ум наш в горние богословские сферы и не дающей нам впасть снова по легкомыслию и скудоумию нашему в те же грехи. И потому, как и подобает, с самого начала молитвы, Он возносит ум наш в вышние сферы богословия. Он знакомит нас со Своим Отцом по праву естества и с Творцом всей видимой и невидимой твари и напоминает нам о том, что все мы, христиане, удостоились быть усыновленными Господом, и потому мы можем называть Его по Благодати «Отцом». Ибо, когда Господь наш Иисус Христос воплотился, Он даровал право всем, верующим в Него, стать чадами и сынами Божиими через таинство Святого Крещения, по словам евангелиста Иоанна Богослова: «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими». И в другом месте: «А как вы –  сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: Авва, Отче!». Значит, все верующие и православные христиане суть чада Божии по вере своей, по Благодати Божией. Иначе говоря, поскольку вы все – чада Божии, Господь и по Благодати Отец ваш послал Духа Святого Своего Сына в ваши сердца, таинственным образом взывающего из глубин их: «Отче, Отче наш». И посему Господь указал нам, как молиться нашему Отцу по Благодати, дабы пребывать вовек и до самого конца своего в Благодати Его сыноположения. Чтобы оставаться нам чадами Божиими не только в момент нашего возрождения в Таинстве Святого Крещения, но и в дальнейшем, на протяжении всей жизни и дел наших. Ибо тот, кто не живет духовной жизнью и не совершает духовных деяний, достойных вышеуказанного возрождения, но творит дела сатанинские, не достоин звать Бога Отцом. Пусть зовет он своим отцом диавола, по словам Господним, Который сказал: «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего». То есть вы рождены на зло отцом вашим, сиречь диаволом, и хотите исполнять злые и порочные похоти отца вашего.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/tolkov...

А ходит и на руках, и на ногах тот, кто все свои надежды возводит на руки, то есть на те дела, которые делают руки его, и на свое умение, по словам святого Нила Синайского : «Ходит на четырех тот, кто, предавшись делам чувственным, ими занимает непрестанно владычественный ум. Многоножный же человек есть тот, кто отовсюду  окружен телесным и во всем на нем основывается и охватывает его двумя руками своими и со всей силой». Пророк Иеремия говорит: «Проклят да будет человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою и которого сердце удаляется от Господа. Благословен человек, который надеется на Господа, и которого упование – Господь». Люди, почто мы печемся напрасно? Путь жизни короток, как говорит и пророк и царь Давид Господу: «Вот, Господи, сделал Ты дни жизни моей  столь малыми, что  сочтены они на пальцах одной руки. И состав естества моего ничто есть пред Твоей вечностью. Но не только я, но и все тщетно. Тщетен каждый человек, живущий в сем мире. Ибо мятущийся человек живет свою жизнь не по-настоящему, но напоминает жизнь его нарисованную картину. И потому тщетно волнуется он и собирает богатство. Ибо не знает он на самом деле, для кого собирает он это богатство». Человече, приди в себя. Не спеши, как безумный, круглый день по тысяче дел. А ночью снова не садись подсчитывать дьявольские проценты и прочее подобное, ибо вся жизнь твоя,  в  итоге,  проходит  через  счета  Мамоны,  то  есть  в  богатстве,  происходящем  от несправедливости. И потому не находишь ты даже малого времени, дабы вспомнить о грехах своих и поплакать о них. Не слышишь Господа, говорящего нам: «Никто не может служить двум Господам». «Не можете, – говорит, – служить и Богу, и Мамоне». Ибо хочет Он так сказать, что не может человек служить двум господам, и иметь сердце в Боге, а богатство – в неправедности. Разве не слышал ты о семени, упавшем в тернии, что заглушили его тернии, и что не принесло оно никакого плода? Значит же это, что упало слово Божие на человека, погрязшего в заботах и попечениях о богатстве своем, и не принес сей человек никакого плода спасения. Не видишь ли ты разве то тут, то там богачей, совершивших подобное тебе, то есть собравших большое богатство, но после дунул Господь на руки их, и ушло богатство из рук их, и потеряли они все, а с ним и разум свой, и сейчас слоняются они по земле, обуянные злобой и демонами. По заслугам получили они, ибо сделали Богом своим богатство, и приложили ум свой к нему.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/tolkov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010