Остров Залит, принадлежащий к группе Талабских островов, до 1919 г. назывался Талабск (Талабским именовалось и само озеро Псковское). Храм свт. Николая Чудотворца впервые упоминается в писцовых книгах в 1585-1587 гг., что одно пустое дворовое место «под церковку подошло». Первый храм был деревянный и строился местными жителями, которые, как и теперь, были рыбаками. Во время нападения шведов в 1703 г. сильно пострадал Верхнеостровский монастырь, основанный около 1470 г. в честь Первоверховных Апостолов Петра и Павла преп. Досифеем Верхнеостровским, память 8/21 октября (в 1584 г. обитель была приписана к Псково-Печерскому монастырю, а в 1764 г. — упразднена, храм же превращен в приходскую церковь). Вероятно, пострадал и Никольский храм на Талабске. В 1792 г. построен каменный храм. В 1939 г. храм после сильного разорения был закрыт. Уничтожено все убранство. Куда были вывезены иконы — неизвестно. В 1947 г. храм вновь открыт для богослужений. В 1958-2002 настоятелем храма был известный старец прот. Николай Гурьянов (1909-2002). Подробнее... Церковь свт. Николая Чудотворца (Серёдка) [ править править код ] Церковь свт. Николая Чудотворца (Серёдка) Адрес: Псковская область, Псковский район, село Серёдка, пер. Колхозный, д. 11-А В 1858 в Маслогостицах построена каменная однопрестольная тёплая церковь вместо прежней деревянной, постройки 1615. В советское время храм закрыли, а потом разрушили. Вместо него в 2006 году выстроена новая деревянная церковь того же посвящения, на месте каменной церкви установлен памятный крест. Настоящая деревянная церковь представляет собой сруб под высокой клинчатой кровлей, с алтарным прирубом и западным крыльцом. Подробнее... Церковь свт. Николая Чудотворца (Виделебье) [ править править код ] Церковь свт. Николая Чудотворца (Виделебье) Адрес: Псковская область, Псковский район, село Виделебье. Виделебье известно тем, что здесь родились прп. Евфросин Псковский и прп. Никандр Псковский. Храм свт. Николая Чудотворца был построен из плитняка, в конце XVI века, как четырёхстолпная одноглавая трёхапсидная церковь (в настоящее время имеющая четырёхскатное покрытие). Северный Покровский придел пристроен в 1753-1758, обширный одноглавый южный Казанский придел заново сооружён в технике валунной кладки в 1903-1904.На хорах в палатке помещён придел прпп. Никандра и Евфросина Псковских.Отдельно стоящая многоярусная колокольня в стиле классицизма выстроена в 1827-1837.

http://azbyka.ru/palomnik/Храмы_Псковско...

14) Два пояса шёлковые, червчатый да зелёный. 15) Водосвященная чаша чеканная. 16) Ладольница медная. 17) Две кисти к паникадилу, одна золотная, а другая золотая с шёлком червчатым; одна чашка да варворка у кисти, низанная жемчугом с канителью, а другая чашка обложена атласом золотым по серебряной земле; варворка сделана из золота и серебра. 18) Паникадило медное, весом в два пуда. 19) Четыре колокола: один весом в десять пудов, пять гривенок (фунтов); другой колокол пять пудов без шести гривенок; третий колокол одиннадцать гривенок; четвертой колокол пуд. 20) Ладана рослого два фунта, да три фунта ладана браного. 21) Ведро вина церковного. Настоятельство в монастыре сем с самого начала и доныне Строительское. Прибавление из VI тома Верхнеломовский Успенский монастырь См. Успенский Верхнеломовский. Верхнеостровский Петропавловский монастырь Находился на озере Великом, на острове Верхнем. Верхняя пустынь Так именовался Араамиев Городецкий Собора Пресвятой Богородицы монастырь (см. в своём месте). Верхне-Островский Петропавловский монастырь Мужской упразднённый. Находился в Псковской Епархии и был приписным к Псково-Печерскому монастырю. Построен Пр. Дорофеем, скончавшимся в 6990/1482 году, Октября 8. Верхомоломская Спасо-Николаевская пустынь Упразднённая при Штатах 1764 года. Находилась в бывшей Устюжской, а нынешней Вологодской Епархии Никольского уезда в Верховье реки Моломы, почему и название своё имела, от Никольска к северо-востоку вёрстах в 70, а от Устюга к юго-востоку по большой Вятской дороге в 120 вёрстах. Главная церковь в этой пустыни во имя Преображения Господня и св. Николая Чудотворца. По переписным книгам 7136/1678 года, за ней числилось 5 дворов, а по Генеральному свидетельству 1722 года – 281 душа мужского пола, земли 63 четверти, а сенокоса на 4.740 пудов. Настоятельство в этой пустыни было до 1764 года Игуменское, а с того времени состоит она приходской церковью. Верхопаденская Никольская пустынь Архангельской Епархии мужская, упразднённая. Находилась в Шенкурском уезде в Верхопаденской четверти, почему и название своё имела, расстоянием от города Шенкурска в 90 вёрстах. Строения в ней все деревянные обветшавшие, состоявшие из двух церквей, нескольких келий и части ограды. До учреждения Духовных в 1764 году Штатов было за ней 35 душ крестьян и настоятельство Строительское; по Штатам же упразднена и обращена в приходскую церковь . Верхопемежская Или Верхопежемская пустынь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Благовернаго князя Владимира Ярославича Новгородскаго, чудотворца (1052). Преподобных Елладия и Онисима Печерских, в Ближних пещерах (XII–XIII). Преподобных Аммона странника (XIII) и Пиора (XIII) затворника, Печерских, в Дальних пещерах. Мучеников Гаия, Фавста, Евсевия и Херимона (III). Священномученика Петра Капетолийскаго (III–IV). Мучениц Домнины и дщерей ея Виринеи (Вероники) и Проскудии (Просдоки) (305–306). Преподобнаго Аммона (ок. 350). Преподобнаго Павла Препростаго (IV). Мученика Давикта (Адавкта) и дщери его Каллисфении (IV). Святителя Стефана Щиляновича (1515) (серб.). 5. Святителей Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена, Московских и всея России, чудотворцев. Преподобных Дамиана пресвитера, целебника (1071), Иеремии (ок. 1070) и Матфея (ок. 1085), прозорливых, Печерских, в Ближних пещерах. Преподобныя Харитины, княгини Литовския, в Новгороде подвизавшейся (1281). Священномученика Дионисия, епископа Александрийскаго (264–265). Мученицы Харитины (304). Мученицы Мамелхвы Персидския (ок. 344). Преподобнаго Григория Хандзойскаго (961) (груз.). 6. Святаго славнаго апостола Фомы (I). 7. Святых мучеников Сергия и Вакха (290–303). Преподобнаго Сергия Послушливаго, Печерскаго, в Ближних пещерах (ок. XIII). Преподобнаго Сергия Нуромскаго (Вологодскаго) (1412). Преподобнаго Мартиниана Белоезерскаго (обретение мощей, 1514). Мучеников Иулиана пресвитера и Кесария диакона (I). Мученицы Пелагии Тарсийския (290). Мученика Полихрония пресвитера (IV). Иконы Божия Матери Псково-Печерския, именуемыя «Умиление» (1524). 8. Преподобныя матере нашея Пелагии (457). Преподобнаго Досифея Верхнеостровскаго, Псковскаго (1482). Преподобнаго Трифона, архимандрита Вятскаго (1612). Преподобныя Таисии (I). Святыя Пелагии девицы (303). 9.Святаго апостола Иакова Алфеева (I). Преподобных Андроника и жены его Афанасии (V). Праведнаго Авраама праотца и племянника его Лота (2000 г. до Р. X.). Мучеников Еввентия (Иувентина) и Максима (361–363). Мученицы Поплин исповедницы, диаконисы Антиохийския (IV). Преподобнаго Петра Галатийскаго (IX). Праведнаго Стефана Сербскаго (1427).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

8. Пятница. Прп. Пелагии. Прп. Трифона, архим. Вятского. Прп. Досифея Верхнеостровского, Псковского. Собор Вятских святых . Свт. Ионы, архиеп. Вятского и Великопермского . Служба прп. Пелагии не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Октоиха. На вечерне кафизма 18-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Октоиха, глас 1-й – 3, и преподобной, глас 8-й – 3. «Слава» – преподобной, глас 4-й: «Идеже умножися грех…», «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Агнца и Пастыря...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 1-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Октоиха, глас тот же: «Заколение Твое…». По Трисвятом – тропарь преподобной, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Агнца, и Пастыря...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь преподобной, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Агнца, и Пастыря...». Кафизмы 19-я и 20-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й. Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), 2-й на 4 и преподобной на 4. Библейские песни «Господеви поем…». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи. По 3-й песни – седален преподобной, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос преподобной, глас 2-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Октоиха. «Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры Октоиха, глас 1-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Октоиха, глас тот же: «Агнца, Агница…». По Трисвятом – тропарь преподобной, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Плод чрева Твоего...». На часах – тропарь и кондак преподобной. На Литургии вседневные антифоны. По входе – тропари и кондаки: В храме Господском – тропарь дня: «Спаси, Господи…», тропарь преподобной; кондак преподобной. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак дня: «Вознесыйся на Крест…».

http://patriarchia.ru/bu/2022-10-21/

Петра и Пахомия Каменских (XV) Стефана и Тимофея (XV) Кубенских Тимофея игумена, Вологодскаго Кирилла, Спиридона и Фавста, пустынников Вологодских Евфимия Сянжемскаго (†ок. 1465) Саввы Тверскаго (†1467) Илариона Гдовскаго, Псковоезерскаго (†1476) Пафнутия (†1477) и Илии (XV) Боровских Зосимы (†1478), Савватия (†1435) и Германа († 1479) Соловецких Иоанна свещеносца, Соловецкаго (XV) Василия келейника, Соловецкаго (XV) Макария рыболовца, Соловецкаго (XV) Онуфрия, пустынника Соловецкаго (XV) Герасима, отшельника Соловецкаго (XV) Ианнуария Соловецкаго (XV) Стефана, трудника Соловецкаго (XV †XVI) Филиппа, пустынника Соловецкаго (XV †XVI) Досифея, затворника Соловецкаго (XV †XVI) Александра Ошевенскаго (†1479) Макария Глушицкаго (†ок. 1480) Марка (†до 1473), Ионы (†1480) и Вассы (†ок. 1473) Псково-Печерских Евфросина (†1481) и Серапиона (†1480) Псковских Игнатия, Харалампия и Памфила Псковских (XV) Досифея Верхнеостровскаго, Псковскаго (†1482) Антония Краснохолмскаго (†1481) Мартиниана Белоезерскаго (†1483) Макария Калязинскаго (†1483) Космы Яхромскаго (†1492) Моисея Белоезерскаго (†ок. 1492) Нектария, игумена Введенскаго, Бежецкаго (†ок. 1492) Нектария, игумена Покровскаго, Тверскаго (XV † XVI) Ефрема (†1492) и Романа (XV †XVI) Перекомских Тихона (†1492) и Никифора (XV †XVI) Калужских Левкия Волоколамскаго (†ок. 1492) Зосимы и Адриана Волоколамских (XV †XVI) Саввы Крыпецкаго (†1495) Иова, архимандрита Владимирскаго (XV) Авраамия и Коприя Печенгских (XV †XVI) Авксентия и Онуфрия Перцовских, Вологодских (XV † XVI) Елиссея Сумскаго, Соловецкаго (XV †XVI) Александра Вочскаго, Галичскаго (XV †XVI) Севастиана Сохотскаго, Пошехонскаго (†ок. 1500) Тихона Луховскаго, Костромскаго (†1503) Варлаама (Герасима) и Фотия (Фаддея) Луховских (XVI) Паисия, (†1504), Адриана (†после 1504) и Боголепа (XV) Углечских Кассиана грека, Углечскаго (†1504) Галактиона Белоезерскаго (†1506) Германа дивнаго, Белоезерскаго (†1508) Нила Сорскаго (†1508) Вассиана Рябовскаго, Углечскаго (†1509) Вассиана Строкинскаго, Каргопольскаго (нач. XVI)

http://pravoslavie.ru/2368.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИЛАРИОН Прп. Иларион Псковоезерский. Фрагмент нагробной иконы. Ок. 1887 г. (Покровская ц. в дер. Озёра Гдовского р-на Псковской обл.) Прп. Иларион Псковоезерский. Фрагмент нагробной иконы. Ок. 1887 г. (Покровская ц. в дер. Озёра Гдовского р-на Псковской обл.) († 28.03.1476), прп. (пам. 28 марта; 21 окт.; в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских и в Соборе С.-Петербургских святых), Псковоезерский, Гдовский, ученик прп. Евфросина Псковского († 1481), основатель и 1-й игумен Покровского монастыря (ныне дер. Озёра Гдовского р-на Псковской обл.) на берегу р. Желча. Житие святого неизвестно. Самые древние письменные источники, где упоминается И.,- 3 редакции Жития прп. Евфросина Псковского: Житие, составленное в 1547 г. псковским свящ. Василием (Варлаамом) , а также анонимные Сокращенная редакция и «Житие и подвиги», протографы к-рых можно отнести к кон. XV - нач. XVI в. В Житии прп. Евфросина И. упоминается в перечне учеников преподобного, ставших основателями мон-рей на Псковской земле,- после преподобных Саввы Крыпецкого и Досифея Верхнеостровского: «...третьяго же ученика глаголю богодухновеннаго Ларивона, иже по Бозе житие живша с святым, и сему же въздвигшу честную обитель Покров Святей Богородици над Желчию рекою в пустыни, еже глаголется Озерский монастырь» ( Охотникова. 2007. С. 280, 164). Время ухода И. из основанного прп. Евфросином Елеазарова во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста монастыря не установлено. Согласно преданию, до поселения на р. Желче И. на нек-рое время останавливался при бьющем из пригорка ключе (впосл. на этом месте стоял деревянный сруб, источник сохр.), расположенном недалеко от совр. дер. Дряжно Плюсского р-на Псковской обл. Местность на р. Желче, выбранная И. для подвига пустынножительства, называлась Сосновый Бор. На старинном кладбище неподалеку от бывш. монастырской Покровской ц. сохранилась часть дерева, в дупле к-рого, согласно преданию, святой начинал отшельническую жизнь (над этим деревом восстановлена часовня). Основание Покровского мон-ря, как правило, датируется 1460 либо 1470 г. без ссылок на источники. Н. И. Серебрянский считал, что, хотя ученики прп. Евфросина устраивали мон-ри «на началах строго общежительных правил», в маленькой обители И. устав прп. Евфросина не мог найти полное применение. Согласно «Описанию о российских святых», И. преставился 28 марта 1476 (6984) г. Преподобный был погребен у сев. алтарных врат в построенном при его жизни Покровском храме. Память И. отмечена в Отенских святцах 1718 г., в «Алфавите российских чудотворцев» монаха-старообрядца Ионы Керженского (ЯМЗ. Собр. Лукьянова. 675. Л. 324, 1807-1811 гг.).

http://pravenc.ru/text/389129.html

СПАССКИЙ мужской в Пригороде Велье сгорел от молнии в 1460 году. ИЛЬИНСКИЙ женский на Запсковье, простонародно именовавшийся Илья Мокрый, упоминается 1465 г. Упразднен при Штатах 1764 года и Церковь оного приписана к Козмодамианской на Запсковье. ПАНТЕЛЕИМОНОВ, прозывавшийся на Красном Дворе и на Красной улице, мужской, упоминается бывшим во Псков на Полонищи. В нем каменная Церковь заложена в 1468 году. Церкви оного по Штатам 1764 года положено было окладное жалованье вместо Николаевской, в Штатах поставленной, но тогда в наличности неоказавшейся. А поскольку подворье сие вскоре за тем сгорело, то Штатное жалованье приписано к Мироносицкой Церкви с Завеличья. ПОКРОВСКИЙ О3ЕРСКИЙ, мужской на реке Желче в Гдовском Уезде. Строен около 1470 г; в 1695 приписан был к Архиерейскому дому, а упразднен при Штатах 1764 года. ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ ВЕРХНЕОСТРОВСКИЙ, мужеской, на Псковском озере на Верхнем Острове строен около 1470 г. В 1616 году он приписан был к Псковопечерскому Монастырю, а после Духовного Регламента к Архиерейскому дому; упразднен по издании Духовных Штатов 1764 года. В сем Монастыре от начала были Игумены, а с 1606 года Архимандриты. ХРИСТО-РОЖДЕСТВЕНСКИЙ МАЛЬСКИЙ, мужской, близ Изборска строен около 1480 г.; по издании Духовного Регламента приписан был к Архиерейскому дому, а в 1764 вовсе упразднен и обращен в приходскую Церковь . МИРОНОСИЦКИЙ, мужской во Пскове на Завеличье упоминается с 1510 г. После разорения от нашествия неприятилей он обращен в кладбище и в 1537 году построена там деревянная Церковь . ПАРАСКЕВИНСКИЙ ПЯТНИЦКИЙ В БРОДАХ на бугре на Пскове реке, женский Монастырь, построен 1533 г. ЗЛАТОУСТОВ МЕДВЕДЕВ, мужской, на Соколье улице во Пскове упоминается при 1539 года; упразднен при Штатах Духовных 1764 года и Церковь оного сперва обращена в приходскую, а с 1786 приписана к Старовознесенскому женскому Монастырю, а с 1813 года к Петропаловскому Собору. АЛЕКСЕЕВСКИЙ С ПОЛЯ, мужской Монастырь упоминается при построении в нем новой Церкви 1540 года; упразднен после издания Духовного Регламента, и приписан к Печерскому Монастырю, а после Штатов 1764 обращен в приходскую Церковь , которая с 1786 приписана сперва к Сергиевской из Залужья, а потом в 1813 году к Старовознесенской монастырской.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

8. Суббота. Прп. Пелагии. Прп. Трифона, архим. Вятского. Прп. Досифея Верхнеостровского, Псковского. Собор Вятских святых . Свт. Ионы, архиеп. Вятского и Великопермского . Служба прп. Пелагии не имеет праздничного знака, совершается вместе с субботней службой Октоиха. На вечерне кафизма 18-я. На «Господи, воззвах» стихиры преподобной, глас 8-й – 6 (каждая стихира – дважды). «Слава» – преподобной, глас 4-й: «Идеже умножися грех...», «И ныне» – догматик, глас 2-й: «Прейде сень законная...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 2-й (мученичны из числа стихир на «Господи, воззвах» – 2-й: «Иже земныя сласти...», 3-й: «Святым мучеником...», 4-й: «Лицы мученичестии...», припевы обычные со стиховны – см. Часослов). «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Спаси от бед...» (см. в стихирах на стиховне). По Трисвятом – тропарь преподобной, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 2-й: «Вся паче смысла...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь преподобной, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря: «Иже нас ради...». Кафизмы 16-я и 17-я . Малые ектении. Седальны Октоиха. Псалом 50-й. Каноны: В храме Воскресения Христова – канон воскресный рядового гласа (с прошлой Недели) со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды, тропари на 4: два воскресных тропаря, один Крестовоскресный и один Богородичен), преподобной на 4 и Октоиха (мученичный) на 4. Примечание. В храме Воскресения Христова при службе святого без знака в субботу воскресный канон рядового гласа является составным и включает в себя тропари из воскресного, Крестовоскресного и Богородичного канонов воскресной утрени отдаваемого гласа. О пении канонов в храме Воскресения Христова в субботу см. Октоих, ч. 1, с. 699. В храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), преподобной на 4 и Октоиха (мученичный) на 4. В храме святого – канон преподобной со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), храма на 4 и Октоиха (мученичный) на 4. Библейские песни «Поем Господеви...».

http://patriarchia.ru/bu/2023-10-21/

247 Ркп. святцы: «пр. Доснфей, игумен Верхнеостровский, преставился в л. 6990 окт. 8 д.». Словарь святых, СПб. 1836 г. стр. 99. 248 Послание, писанное в 1505 г., изд. в чт. общ. ист. 1846 г. По рук. житию Игнатий рукоположен архиеп. Иоанном, что не могло быть, а разве арх. Евфимием I (1423–1430) … Что касается до того, что будто пр. Евфросин защищал сугубое аллилуия и ходил для неё в Константинополь к патриарху, то рассказ о том Василия не стоит никакого доверия, по еретическим бредням и по противоречиям истории и хронологии. Подробно показано это в ист. Рус. Ц. 3, 180–187 и в Христ. чт. 1853 г. Святитель Димитрий писал: «Евфросин святой – свят; а аллилуия его не мню быти свято: как хотелось кому, так и бредили без ума; разве кто невежа имеет веру такой лже». Румян. муз. 407. 249 Пролог мая 15. Святцы: «пр. Евфросин, игумен Тресвятительского монастыря, иже на Толве р., преставися в л. 6989 м. мая 15 д.» 256 Кроме летоп. о мятежах и нового летописца, Палицын: «ласкатели и великих бед замысленницы, в десятерицу лжи составляют подходят к Борису и от многия смуты ко греху низводят». 257 Следственное дело о смерти царевича в собр. гос. грам. 2. 60. И здесь видим в Угличе Битяговского с его шайкой. Прямее же показывают дело летописи. 259 Следственное дело, подробно разобранное мной в исследовании о смерти царевича, нап. в I кн. чтен. общ. ист. Μ. 1848 г. Здесь для примера указывается на некоторые улики нечистой совести следователей. Они заставляют многих говорить, что царевич закололся ножом. Но не спросили никого: где девался этот нож? да и видел ли кто его? Григорий Нагой обедал у себя в доме и, побежав по звону колокола, застал царевича живым; а Андрей Нагой обедал во дворце и, выбежав на крик: «царевича зарезали», нашёл его уже мёртвым, на руках кормилицы. Ясные противоречия и недомолвки и их не старались объяснить, опасаясь услышать ещё что-нибудь более неприятное. См. ещё пр. 261. 262. 260 П. Иов в грам. 1606 г.: «прият заклание неповинно от рук изменников своих». Палицын стр. 3, п. Гермоген в сказ. об убиении царевича, сочинитель Филаретовой рукописи, новый летописец стр. 35. Μ. 1853 г. говорят то же. По словам Морозовской летоп., сами убийцы перед смертью показали, что они исполнили волю Годунова. Киссель в истории Углича указывает ещё на 5 Угличских летописей почти современных смерти царевича.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Известны были всему Пскову и окрестностям крестные ходы, которые устраивались по воде в летнее время. К престольному празднику Верхнего острова – дню первоверховных апостолов Петра и Павла в Талабск приплывали иконы из Спасо-Елеазаровского монастыря, находящегося на берегу в семи верстах от Талабска. Вот как описал это торжество бытописатель прежних времен: «Крестный ход на лодках представляет живописную картину. Каждая лодка старается пристать к берегу; по нескольку человек садятся на одно весло, которые нередко от большого усилия ломаются. В это время перегнать лодку на ходу считается делом приятным. Празднество продолжается не менее трех дней». 16 И во время поселения на острове старца Николая обычай водных крестных ходов сохранился, только совершались они не от Спасо-Елеазаровского монастыря, который в годы советской власти был закрыт, 17 а от Пскова. Вот как описал эти крестные ходы давний сомолитвенник старца Николая – протоиерей Иоанн Миронов: «На Петров день здесь по обыкновению шел крестный ход из Пскова с Спасо-Елеазаровской иконой. На этой иконе Спаситель изображен в митре с крестом. Икону несли до берега Псковского озера, к переправе на остров, чтобы сесть на катера. А местные жители встречали икону на своих лодках, двигаясь по озеру с хоругвями. Это было незабываемое торжество Православия!» 18 Храм святителя Николая Чудотворца на Талабском острове впервые упоминается в писцовых книгах в 1585 – 1587 годах, где говорится, что одно пустое дворовое место «под церковку подошло». Первый храм был деревянный и строился местными жителями, которые, как и теперь, были рыбаками. Во время нападения шведов в 1703 году сильно пострадал Верхнеостровский монастырь, основанный около 1470 года в честь первоверховных апостолов Петра и Павла преподобным Досифеем Верхнеостровским, память которого совершается 8/21 октября. Вероятно, тогда же пострадал и Никольский храм на Талабске. В 1792 году построен каменный храм. Он строился по традиции из известняковой псковской плиты. В храме до сегодняшнего дня сохранились фрески письма неизвестного автора. Престола в церкви два: во имя святителя и чудотворца Николая и во имя Смоленской иконы Божией Матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Gurjan...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010