Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕЛЕВФЕРИЙ (II в.), сщмч. (пам. зап. 20 февр.), еп. Византия (К-поль, ныне Стамбул); упомянут в списке апостольских учеников, к-рый приписывается еп. Дорофею Тирскому. В списке Е. указан 6-м и уточнено, что он занимал кафедру 7 лет, более о нем ничего не известно. Та же информация повторена в хронике патриарха Никифора I К-польского (нач. IX в.). Кард. Цезарь Бароний внес его имя в Римский Мартиролог как епископа К-польского и мученика под 20 февр. Память Е. не указывалась в визант. синаксарях и минологиях. В ряде зап. средневек. мартирологов (Мартиролог Узуарда с позднейшими дополнениями) под 20 февр. отмечена память св. Елевферия , еп. г. Турнак (ныне Турне, Бельгия). В «Церковной истории» визант. историка Никифора Каллиста Ксанфопула (нач. XIV в.; Hist. eccl. XV 23), на к-рую ссылается Бароний, упоминается о церкви св. Елевферия в К-поле в V в. Церковь могла быть посвящена мч. Елевферию Кувикуларию либо сщмч. Елевферию еп. Иллирийскому. О почитании Е. в К-поле упоминаний нет. Ист.: Niceph. Const. Chronogr. P. 112; Index apostolorum discipulorumque Domini: Textus Pseudo-Dorothei// Schermann T. Prophetarum vitae fabulosae. Lpz., 1907. P. 147; MartRom. Comment. P. 71; ActaSS. Febr. T. 3. P. 170. Лит.: Cuperus. De patriarchis Constantinopolitanis//AcmaSS. Aug. T. 1. P. Janin R. Éleithère (1)//DHGE. Т. 15. Col. 145. Рубрики: Ключевые слова: АДАЛЬБЕРТ (ок. 956–997), еп. Пражский (с 983), сщмч. (пам. зап. 23 апр.), покровитель Польши и Чехии, миссионер

http://pravenc.ru/text/189701.html

Персидскому, 17 апр.; 202 прп. Акакию, еп. Мелитинскому, 17 апр.; 203 прп. Феодору Трихине, 20 апр.; 204 мч. Феодору Пергийскому, 21 апр.; 205 сщмч. Ианнуарию, 21 апр.; 206 прп. Феодору Сикеоту, 22 апр.; 207 прп. Елисавете чудотворице, 24 апр.; 208 сщмч. Василию, еп. Амасийскому, 26 апр.; 209 ап. и сщмч. Симеону, сроднику Господню, 27 апр.; 210 мученикам Даде, Максиму и Квинтилиану, 28 апр.; 211 апостолам от 70 Иасону, Сосипатру и др., 28 апр.; 212 9 Кизическим мученикам, 29 апр.; 213 прп. Мемнону чудотворцу, 29 апр.; 214 мученикам Тимофею и Мавру, 3 мая; 215 ап. Андронику и св. Иунии, 17 мая; 216 мученикам Петру, Дионисию и др., 18 мая; 217 мч. Фалалею, 20 мая; 218 мч. Василиску, 22 мая; 219 апостолам от 70 Карпу и Алфею, 26 мая; 220 сщмч. Ферапонту, еп. Сардийскому, 27 мая; 221 прп. Никите, еп. Халкидонскому, 28 мая; 222 сщмч. Евтихию, еп. Мелитинскому, 28 мая; 223 мч. Ермию, 31 мая; 224 сщмч. Дорофею, еп. Тирскому, 5 июня; 225 прп. Виссариону чудотворцу, 6 июня; 226 мч. Феодоту Анкирскому, 7 июня; 227 мц. Акилине, 13 июня; 228 свт. Тихону, еп. Амафунтскому, 16 июня; 229 прп. Давиду Солунскому, 26 июня; 230 прп. Сампсону странноприимцу, 27 июня; 231 на перенесение мощей мучеников Кира и Иоанна, 28 июня; 232 бессребреникам Косме и Дамиану, 1 июля; 233 на праздник Положения ризы Пресв. Богородицы, 2 июля; 234 мц. Кириакии, 7 июля; 235 мученикам Проклу и Иларию, 12 июля; 236 мц. Голиндухе, 12 июля; 237 ап. от 70 Акиле, 14 июля; 238 мч. Кирику и мц. Иулитте, 15 июля; 239 сщмч. Афиногену, 16 июля; 240 вмц. Марине, 17 июля; 241 мч. Емилиану, 18 июля; 242 прп. Дию, 19 июля; 243 прор. Илии, 20 июля; 244 мц. Христине, 24 июля; 245 преподобным Олимпиаде и Евпраксии, 25 июля; 246 сщмч. Ермолаю, 26 июля; 247 апостолам от 70 Прохору и Никанору, 28 июля; 248 апостолам от 70 Силе, Силуану и др., 30 июля; 249 прав. Евдокиму, 31 июля; 250 на происхождение Честных древ Животворящего Креста Господня, 1 авг.; 251 преподобным Исаакию, Далмату и Фавсту, 3 авг.; 252 мч. Евсигнию, 5 авг.; 253 архидиак.

http://pravenc.ru/text/673697.html

Это поступательное обнаружение зла и выражено в свидетельстве Св. Писания о том, что падшие ангелы не соблюли своего начальства и оставили свое жилище ( Иуд. 6 ). В мире ангельском, таким образом, произошло открытое возмущение против Бога и произошло во имя самобожественности и автократизма частного личного бытия. Не без основания многие из отцов Церкви образ возмутительного действия диавола против Бога видят прикровенно выраженном в описании обнаружения гордыни царя тирского и царя вавилонского: «Ибо, во-первых, самая необычайность изображений, какими описывается гордость того и другого царя, показывает, что говорится о гордости более, нежели человеческой; во-вторых, Вавилон составляет обыкновеннно образ царства темного, часто представляемый боговдохновенными писателями» (Догм, богосл. преосв. Фил. 269 пр. 41). Что касается до самого описания гордыни царей тирского и вавилонского, то она у пророков Иезекииля и Исайи представлена в таких чертах, которые, можно сказать, идеальны по своему абсолютизму и могут быть приложимы только к диаволу: «сын человеческий! – говорит Господь чрез пророка Иезекииля, – плачь о царе Тирском и скажи ему: так говорит Господь Бог: ты печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты. Ты находился в Эдеме, в саду Божием... Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней. Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония... От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою ( Иез.28:12–17 ); «...вознеслось сердце твое и ты говоришь: «я бог, восседаю на седалище божием...» ( Иез.28:2 ). «Как упал ты с неба, денница, сын зари! – говорится у пророка Исаии о царе вавилонском. – А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему». Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней» ( Ис.14:12–15 ). «Сатана свержен с неба, – говорит Афанасий Великий , – гордость повергла в самую глубину бездны того, кому принадлежали слова: «На небо взыду, выше звезд небесных поставлю престол мой, буду подобен Всевышнему». «Пророк Иезекииль, – говорит блаженный Феодорит , – под именем князя Тирского описывает отпадшего князя (сатану), который ему содействовал». «В судьбе князя Тирского, – замечает преосвященный Макарий, – таинственно изображена и повторилась судьба падшего денницы» (Догм, богосл. преосв. Мак. 311 стр.). «Гордость, – говорит св. Амвросий, – прияла начало свое от диавола, который, обольстившись своим могуществом и достоинством, данным ему от Создателя, и возомнивши равным славою своему Виновнику, низвержен с высоты небесной вместе с теми ангелами, коих увлек он и в свое нечестие» (Л. 313).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

8, говоря: «так точно будет и с сими мечтателями, которые оскверняют плоть». А если так, то в 7 стихе послания ап. Иуды нельзя находит подтверждение того мнения, что под упоминаемым в 6 стихе этого послания несохранением ангелами своего достоинства и оставлением ими своего жилища разумеется предполагаемое схождение сынов Божиих с неба на землю, чтобы вступить в связь с дочерями человеческими, напротив всего естественнее, как мы выше уже заметили, находить здесь указание на падение диавола и ангелов его 168 . Таким образом, в Новом Завете мы находим ясные указания на падение диавола и ангелов его. Что же касается Ветхого Завета, то здесь нет определенных указаний на это падение. Места – Ис. 14:12 и Иез. 28:17 , в которых думают находить указание на падение диавола, можно только посредственно относить к этому падению, непосредственно же говорится в них о царях Вавилонском и Тирском. В первом месте пророк Исайя говорит о царе Вавилонском: «как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился об землю, попиравший народы». Во втором месте пророк Иезекииль говорит в своей плачевной песне о царе Тирском: «от красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою; за то Я повергну тебя на землю, пред царями отдам тебя на позор». Некоторые отцы церкви, напр. св. Григорий Богослов 169 , находили в том и другом месте указание на падение диавола, вследствие чего употребленное пророком Исайей выражение денница (блестящая звезда, утренняя звезда, по отношению к злым духам означает одного из самых светлых и отличенных превосходством ангелов) сделалось общим обозначением сатаны. Но если здесь и можно находить типическое указание на сатану и его падение (ср. Лк. 10:18 ), однако по буквальному и ближайшему смыслу в этих местах говорится о царях Вавилонском и Тирском. Но и при недостатке в Ветхом Завете указаний на падение диавола и ангелов его достаточно нас убеждают в действительности этого падения и приведенные выше места из Нового Завета. На основании новозаветных мест мы с несомненностью можем утверждать, что до падения первых людей произошло падение ангелов. Но возможно ли допустить это падение? Возможно ли, чтобы добрые духи, или ангелы, отпали от Бога и сделались злыми? – Возможность падения добрых духов нельзя отрицать. Эта возможность заключалась прежде всего в свободе, с которой созданы были добрые духи. В силу этой свободы они могли как оставаться в повиновении Богу, так и выйти из него, и отпасть от Бога. Возможность падения добрых духов заключалась далее в их конечности и ограниченности. По самой природе своей будучи конечными и ограниченными существами, добрые духи, или ангелы, не были сотворены нравственно совершенными, вполне утвердившимися в добре, так чтобы они не могли отступить от него. Как и человек, они должны были только постепенно достигать этого нравственного совершенства и постепенно утверждаться в добре. Но на пути к этому совершенству возможны уклонения.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/gre...

Об этом, я думаю, много не нужно говорить. Притчи вы все знаете: притча о блудном сыне, притчи о Царствии Божием и т.д. Есть притчи и ветхозаветные. Например, разговор пророка Нафана с Давидом: «И послал Господь Нафана к Давиду. Тот пришел к нему и сказал: в одном городе было два человека, один богатый, другой бедный…» Только когда он преподнес ему все в образе притчи, Давида озарило: ах, вот это я. А до этого он убивал, прелюбодействовал и как будто погасил все в сердце, все было нормально. А вот тут притча побудила его к раскаянию. Еще один момент: изложение исторического факта под видом другого исторического факта. Пример ( Иез. 28:12–16 ): «Ты печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты, ты находился в Едеме в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями; рубин, топаз и алмаз, хризолит, оникс, яспис, сапфир, карбункул и изумруд и золото, все, искусно усаженное у тебя в гнездышках и нанизанное на тебе, приготовлено было в день сотворения твоего. Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней. Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония… Я низвергнул тебя, как нечистого, с горы Божией, изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды огнистых камней». Содержание этого отрывка наводит на мысль о том, что речь идет об Адаме, но, может быть, и об отпадении Денницы. Однако на самом деле пророк Божий Иезекииль ведет здесь речь о царе Тирском перед тем, как Тир был осажден Навуходоносором. Грех царя Тирского описан как аналогичный греху Адама. То есть пророк берет историю грехопадения Адама и излагает ее красочно, образно, одновременно описывая и грех Тирского царя. В этой аналогии пророк дает нам возможность видеть. падение царя Тирского при помощи деталей, имеющих отношение к Адаму или к Ангелу. В Ветхом и Новом Завете часто используется символ. Символ – это действие или предмет, которые призваны означать нечто другое.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

гл. 10). Поэтому и Моисей говорит: сие есть, еже рече Господь, глаголя: в приближающихся Мне освящуся (Лев. 10:3). Но освящение Божие служит наказанием для грешников. Затем говорится: и превращу тебя в пепел на земле, чтобы все, построенное тобою, истребил огонь угрызений твоей совести. Хотя ты должен был оставаться в покое в субботу и не делать рабского дела, однако ты собирал дрова в субботу, чтобы огонь имел, что пожирать в груди твоей. Он истребит также все злые дела, превращая в пепел, чтобы вполне угас пагубный огонь и чтобы все видели и изумлялись погибели и уничтожению царя тирского в течении не многих веков, но одного, или может быть навсегда, чтобы исполнилось написанное; „не пощажу тебя и не помилую» (Иезек. гл. 7). Евреи наряду с другими своими измышлениями и генеалогиями и нескончаемыми расследованиями обыкновенно объясняют эти слова, как сказанные против тирского царя Хирама, хотя от Соломона до Иезекииля прошло весьма много лет, которые люди в то время, очевидно, не могли прожить, и так произносят их, как будто бы пророк иронически говорит ему: не печать ли ты подобия Божия, полный мудрости и совершенный по красоте, не украшен ли ты всеми камнями, не херувим ли ты или не сотворен ли ты вместе с херувимом, хотя, наоборот, ты согрешил и должен превратиться в прах? И к басне своей они присоединяют чудо, говоря вопреки Писанию или без авторитета Писания, что Хирам жил тысячу лет. Но как натянуто такое толкование, это понятно для благоразумного читателя и без нашего суждения.    Ст. 20—26. И было ко мне слово Господне, говорящее: сын человеческий! обрати (или утверди) лице твое на Сидон и пророчествуй о нем, и скажешь: так говорит Господ Бог: вот Я на тебя, Сидон, и прославлюсь в тебе (или среди тебя), и узнают, что Я Господь, и когда произведу суд в нем (или в тебе) и явлю святость Мою в тебе (или в нем). И пошлю на него (или на тебя) моровую язву и кровопролитие на улицы его (или твои): и падут среди его убитые (или раненные) мечем (или мечами) со всех сторон, и узнают, что Я Господь.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Глава 2 Приготовление к постройке храма (Ср. 3Цар.5 ) 1–2. Число носильщиков, каменосеков и надзирателей. 3–10. Посольство к Хираму Тирскому с просьбой о строителях и строительном материале для задуманного Соломоном храме Иеговы. 11–16. Согласие Хирама на просьбы Соломона. 17–18. Заключительное замечание о числе всех рабочих и их надзирателей. 2Пар.2:1 .  И положил Соломон построить дом имени Господню и дом царский для себя. 2Пар.2:2 .  И отчислил Соломон семьдесят тысяч носильщиков и восемьдесят тысяч каменосеков в горах, и надзирателей над ними три тысячи шестьсот. (Ср. стих 1 еврейского текста). Число надзирателей по данному месту (ст. 2 и 18) – 3600 отлично от указанного в параллельном месте ( 3Цар.5:16 ) – 3300. Раввины объясняли это различие тем, что в кн. Царств еще не включены стоящие над всеми 300 надзирателей, но против этого говорит указание в ( 3Цар.9:23 ) еще 550 приставников, причем в параллельном месте ( 2Пар.8:10 ) показано только 250. Неудачно и объяснение проф. М. С. Гуляева («Исторические книги Священного писания Ветхого Завета», с. 493), по которому разность (3300 и 3600) произошла от пропуска или вставки одной буквы: ­ шесть, ­ три 2 . В таком предположении нет нужды; общая цифра по обеим книгам – 3 Царств и 2 Паралипоменон одинакова: ( 3Цар.5:16 ) – 3300 и ( 3Цар.9:23 ) – 550 чел., всего 3850; ( 2Пар.2:2,18 ) – 3600 и ( 2Пар.8:10 ) – 250 чел., общий итог ­ 3850 чел. Ср. Толков. Библия II, 455–456 и 455–466. 2Пар.2:3 .  И послал Соломон к Хираму, царю Тирскому, сказать: как поступал ты с Давидом, отцом моим, и присылал ему кедры на построение дома для его жительства, так поступи и со мною. 2Пар.2:4 .  Вот я строю дом имени Господа Бога моего, для посвящения Ему, чтобы возжигать пред Ним благовонное курение, представлять постоянно хлебы предложения и возносить там всесожжения утром и вечером в субботы, и в новомесячия, и в праздники Господа Бога нашего, что навсегда заповедано Израилю. 2Пар.2:5 .  И дом, который я строю, велик, потому что велик Бог наш, выше всех богов.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Дракон с диадемами государственной власти, пригвоздившей Христа ко кресту, тогда ещё мог стоять пред Нею, хотя и бессильно Её искушал. Но после этого искушения, после воскресения Христова, сделались окончательно бессильны новые личные искушения для Пресвятой Богородицы, даже если они и были (о чём нам всё-таки не поведано), и после Своего Успения Она пребывает «честнейшею херувим». Духоносица оказалась недоступна искушению ни от устрашения, ни от обольщения, и «новая Ева» явила Себя иною, нежели первая, искусившаяся сама и вовлёкшая в искушение вместе с собой и весь человеческий род. Но ещё ранее человеческого падения совершилось искушение от сатаны части ангельского мира. О том, как это произошло в мире духовном, мы также не имеем прямых сведений в Слове Божием, которое имеет дело уже с совершившимся фактом наличия падших злых духов, бесов, как особенно это явно в Новом Завете, более, чем в Ветхом. И единственно прямое свидетельство об этом мы находим в рассматриваемой главе Откровения. Именно здесь так говорится о драконе, т. е. сатане: «хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю» (3). «Хвост» есть, очевидно, сила искусительного влияния падшего первоангела Денницы (собственное падение и искушение которого аллегорически описывается в образах царей Вавилонского и Тирского у Исайи 14:12–16 и Иезекииля 28:12–17). Но и там говорится только о личной гордыне и падении царей Вавилонского и Тирского, но ничего не говорится о последовавшем вслед за ними и вместе с ними падении «трети звезд» (число, конечно, аллегорическое, для обозначения большого количества падших). Низвержение на землю трети ангелов, очевидно, сообщается в связи с тем, что вместе с самим драконом в искушении жены участвуют и они, «род неверный и развращенный», о котором сам Господь долготерпеливый говорит: «доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?» ( Мф. 17:17 ). «Дракон сей стал перед женой, которой надлежало родить, дабы, когда она родит, пожрать её младенца». Стремление дракона истребить младенца объясняется, конечно, желанием окончательного овладения миром.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Когда Фруктуоз с диаконами приведен был в амфитеатр, то весь народ выказывал ему сострадание, потому что даже и у язычников пользовался он любовью. Но когда некоторые предложили ему вина для подкрепления, то Фруктуоз сказал: «Еще не наступило время разрешать пост». Тогда был четвертый час дня, а древние христиане в среду и пяток постились до девятого часа. Утешив сопровождавших и преподав им благословение, блаженный епископ с диаконами бестрепетно принял мученическую смерть (259). День третий Преподобной Пелагии Тирской Дети мои! Это пишу я вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем Ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника. Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира ( 1Ин. 2, 1–2 ). Господь поддерживает всех падающих и восставляет всех низверженных… Близок Господь ко всем призывающим Его… Желание боящихся Его Он исполняет, вопль слышит и спасает их… ( Пс. 144, 14, 18, 19 ). Исполнение этих утешительных слов не следует ли каждый раз вслед за тем, что сокрушенная раскаянием душа воззовет к Богу с верою теплою и несомненною в Его всемогущую помощь?.. Так было и в жизни воспоминаемой сегодня святой Пелагии Тирской. Погрязшая в нечистую жизнь, Пелагия однажды, при виде одного отшельника, проходившего по городу, пораженная, может быть, невольным благоговением, которое внушала его наружность, такая противоположная всем тем, которых она привыкла видеть вокруг себя, – внезапно сознала все недостоинство своей собственной жизни… И вот, в порыве стыда и благодатной тоски, она остановила отшельника криком, вырвавшимся из глубины ее смущенной души: «Отец мой! спаси меня, как Иисус Христос спас блудницу!» Отшельник, со свойственною святому человеку простотою, взял за руку эту женщину и пошел с нею в монастырь, находящийся за городом. Не бесплоден был порыв раскаяния Пелагии. Благодать Божия изобильно отозвалась на него и очистила ее душу, и дала ей силу отречься от мира, к которому она была привязана грешною любовью. Подвигами сурового иночества искупила она свою прежнюю распущенную жизнь, и не только сама обрела путь спасения, но примером своим подействовала на обращение к Богу и многих других.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЮЦИФЕР [Лат. lucifer, букв.- светоносный; греч. φωσφρος, ωσφρος; слав.  ], в христ. традиции одно из наименований диавола , врага рода человеческого, бывшего до своего отпадения от Бога светоносным ангелом. В основе отождествления Л. с диаволом лежат несколько библейских текстов; самый ранний из них - обличение царя Вавилонского в Книге прор. Исаии (Ис 14). Говоря о времени, когда Господь помилует народ Израиля, Исаия предрекает гибель его угнетателей. Господь накажет нечестивого царя, от его падения будет радостна вся земля, и даже ад придет в движение, чтобы встретить его. Обитатели преисподней встретят его насмешками: «Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему». Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней» (Ис 14. 12-15). В лат. переводе этого пророчества евр.   (светоносный) передано как lucifer, что привело к широкому использованию этого слова. Книга прор. Иезекииля содержит обличение царя Тирского (Иез 28), к-рому в наказание за гордость также предречена гибель. Иезекииль уподобляет земную славу царя Тирского пребыванию херувима в райском саду: «Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями» (Иез 28. 13). За грехи и за гордость этот «херувим» наказан навечно: «...Я низвергнул тебя, как нечистого, с горы Божией, изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды огнистых камней» (Иез 28. 16). Главной причиной такого сурового наказания была попытка считать себя равным Богу: «...за то, что вознеслось сердце твое и ты говоришь: «я бог, восседаю на седалище божием, в сердце морей», и, будучи человеком, а не Богом, ставишь ум твой наравне с умом Божиим» (Иез 28. 2). Упоминание в этом тексте «Едема, сада Божия», осеняющего херувима, дня творения (Иез 28. 13-16) и первоначальной мудрости павшего (Иез 28. 4) отсылает читателя к рассказам о творении мира (Быт 2-3) и становится источником сведений о восстании павшего херувима против Бога.

http://pravenc.ru/text/2561096.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010