Разделы портала «Азбука веры» Агиография (греч. «описание святых») (от греческого hagios – святой и grapho – пишу, описываю) – отрасль церковной литературы, содержащая описание жизни святых . При единстве манеры изложения агиографические сказания были разнообразны по жанрам: жития святых , мартирии, повествовавшие о гонениях и пытках мучеников , хождения, чудеса, видения, сказания о чудотворных  иконах . Жития и мартирии разделялись, в свою очередь на повествовательные и панегирические. Первые описывали жизнь и деяния святого, вторые содержали похвальные слова в его честь. По мере развития житийного жанра был выработан определенный канон повествования. Житийный канон складывается из предисловия и краткого послесловия агиографа, обрамляющих собственно повествование, включающее в себя следующие вехи: похвала родине и родителям святого, чудесное предвозвещение его появления на свет, проявление святости в детском и юношеском возрасте, искушения, решительный поворот на путь духовного спасения, кончина и посмертные чудеса. Произведения агиографических жанров являются, таким образом, словесными иконами святых, их подвигов и чудесных явлений благодати  Божией. Однако агиографический канон сложился лишь к X–XII вв., поэтому ранним житиям свойственно большее формальное разнообразие. Христианская Церковь с первых дней своего существования внимательно и с любовью собирала сведения о жизни и подвигах ее членов. Источником для повествования о мучениках являлись архивы проконсулов и других римских правительственных чиновников и судей, содержавшие описание допроса и приговора над подсудимым. Отсюда возникло определенное однообразие формы изложения, закрепленное впоследствии каноном. Уже Климент, папа Римский, устанавливает точную запись сказаний о мучениках. Древнейший сборник Житий святых на Востоке принадлежит Дорофею, епископу Тирскому (IV в.) – «Сказание о семидесяти апостолах», затем «Жития честных монахов» Александрийского патриарха Тимофея (IV в.), сборник Федора Киррского (V в.), «Лимонарь» («Луг духовный» или «Цветник») Иоанна Мосха .

http://azbyka.ru/agiografiya

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОЛИМПИЙ [Алипий; греч. Ολμπιος], 14-й еп. Византия (впосл. К-поля) (ок. 166-169). В византийской традиции вся ранняя история К-польской Церкви имеет легендарный характер и призвана доказать апостольское происхождение этой кафедры от ап. Андрея Первозванного через его ученика ап. Стахия и череду преемников до 1-го надежно засвидетельствованного епископа свт. Митрофана I . В различных редакциях «Краткой хроники» К-польского патриарха свт. Никифора I (1-я треть IX в.) представлены противоречащие друг другу сведения об О. Согласно одной редакции, он занимал кафедру 3 года и 6 месяцев, согласно другой - 13 лет и 6 месяцев. Во 2-й редакции он указан под именем Алипий. Аутентичность разделов о ранней истории К-польской Церкви в сочинении патриарха Никифора вызывает сомнения. В не учтенной издателем К. де Боором рукописи Lond. Brit. Lib. Add. 19390 (нач. X в.), восходящей к оригиналу, созданному при жизни свт. Никифора, этот раздел полностью опущен ( Mango. 1990. P. 3, 23-24). У Феодора Скутариота (2-я пол. XIII в.) и Никифора Каллиста Ксанфопула (XIV в.) О. упомянут как Алипий, занимавший престол 13 лет и 6 месяцев (PG. 147. Col. 452B). Противоречащие друг другу традиции восходят к «Списку апостолов и учеников Господа» (BHG, N 151-152), составление к-рого приписано сщмч. Дорофею , еп. Тирскому (III-IV вв.). В то время как в большей части учтенных издателем рукописей «Списка...» указано имя Алипий и 13 лет и 6 месяцев епископата, в рукописи Paris. Coisl. 209 на его месте упомянут О. и ему приписано 3 года и 6 месяцев епископского служения. Сочинение Псевдо-Дорофея создавалось в неск. этапов и в текст до XI в. вносились дополнения, обусловленные нуждами церковной полемики с Римом. В отсутствие стратиграфического исследования текста Псевдо-Дорофея и критического издания «Краткой хроники» свт. Никифора определить, какие сведения об О. являются более ранними, невозможно. Ист.: Boor C., de, ed. Nicephori archiepiscopi Constantinopolitani Opuscula historica. Lpz., 1880. P. 113; Schermann T., ed. Prophetarum vitae fabulosae. Lpz., 1907. P. 149; Theodori Scutariotae Chronica/Ed. R. Tocci. B.; N. Y., 2015. P. 61. (CFHB; 46). Лит.: Cuperus G. Ad historiam chronologicam patriarcharum Constantinopolitanorum dissertatio praevia de exordio cathedrae Constantinopolitanae seu potius Byzantinae//ActaSS. Aug. T. 1. P. Γεδεν. Πνακες. Σ. 94; Mango C., ed. Nikephoros, Patriarch of Constantinople: Short History. Wash., 1990. (CFHB; 13). Л. В. Луховицкий Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР (Семёнов-Тян-Шанский Александр Дмитриевич; 1890-1979), еп. Зилонский (К-польский Патриархат), дух. писатель

http://pravenc.ru/text/2578331.html

Но списка 70 учеников его нигде никакого нет. Говорят впрочем, что одним из них был Варнава, о котором упоминают в разных местах Деяния апостольские, а не менее и Павел в послании к Галатам. К ним же принадлежал говорят и Сосфен, вместе с Павлом писавший Коринфянам. Климент александрийский в V книге Предначертаний (γποτυπσεων) рассказывает, что одним из 70 был и соименный ап. Петру Кифа, о котором Павел говорит: егдаже прииде Кифа в Антиохию, в лице ему противустах (Гал. 2. 11). Также Матфий, причисленный к апостолам вместо Иуды предателя, и тот, с которым вместе он почтен был жребием (Деян. 1:23), по преданию, удостоились того же призвания в число 70. К этому числу, говорят, принадлежал и Фаддей».    Список 70 апостолов, приписываемый то священномуч. Ипполиту, то Дорофею тирскому, считается не им принадлежащим. Мы приводим здесь список апостолов по Ипполиту, изданный в курсе Патрологии у Миня (Т. X. р. 951), с ничтожными вариантами Дорофеева списка у Фабриция (Salumaris Lux р. 115), с вариантами того же Дорофеева списка в слав. прологе (N 1345 Соф. библ.); у Фабриция изредка приводятся и другие сведения об апостолах под словом: у других Сообщаем сведения о некоторых апостолах и из Адонова мартиролога — из трактата о праздниках апостолов (de festivatibus SS. apostol). 1. Иаков, брат Господень, еп. иерусалимский. 2. Клеопа, еп. иерусалимский. (У Адона 25 сент. память Клеопы одного из 70 учеников Господа; убит в том же доме Иудеями, где вечерял со Христом и погребен). 3. Матфий, восполнивший место одиннадцати апостолов. 4. Фаддей, носивший письмо Авгарю. 5. Анания. крестивший Павла, еп. Дамаска. 6. Стефан первомученик. 7. Филипп, крестивший Евнуха 4345 и Симона волхва), епископ в Траллии в Азии. 8. Прохор, еп. никомидийский и первый исшедший (πρτος ξελθν), уверовав с дочерьми своими. (у Адона 9 апр. умер в Антиохии и там покоится). 9. Никанор, умерший во время мучения Стефана 1345 один от 7, по Адону 10 янв. умер и погребен в Кипре). 10. Тимон, еп. Бостры 1345 един от 7, еп.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Из древних комментаторов только у прп. Ефрема Сирина представлено предание, известное впосл. из др. источников, о том, что М. происходил из колена Завулонова и «своим благочестием приводил в удивление народ, который, видя, что он по жизни своей подобен ангелу Божию, назвал его ангелом» ( Ephraem Syr. In Mal. Praef.). Его замечание о том, что М.- единственный из пророков, который пророчествовал во время разорения Эдома ( Idem. In Mal. 1. 2-5), может косвенно свидетельствовать об отнесении Ефремом времени его служения ко II в. до Р. Х., когда эта область была покорена Маккавеями (это выглядит как элемент гиперкритики, но следует из текста Ефрема). Хотя возможно, речь идет о некоем локальном конфликте, происходившем ранее. Ишодад Мервский называет М. последним пророком, который обращал свои обличения к народу и священникам по возвращении из Вавилонского плена после деятельности Аггея и Захарии (Commentaire d " I š o ‘ dad de Merv sur l " Ancien Testament. Louvain, 1969. Pt. 4: Isaïe et les Douze. P. 174. (CSCO; 304. Syr.; 128)). В различных версиях (приписываемых Дорофею Тирскому, Ипполиту Римскому, Епифанию Кипрскому и анонимным авторам) псевдоэпиграфического соч. «О жизни и смерти пророков» (De prophetarum vita et obitu - кон. VII в. по Р. Х.; CAVT, N 213), ставшего основным источником агиографических преданий, говорится, что М. род. после возвращения [из плена] в г. Софа (ν Σωφ) и с раннего возраста избрал добродетельную жизнь (De prophetarum vita et obitu//Vitae prophetarum. 1907. P. 37, 59, 89). В рецензии Псевдо-Епифания этот город относится к территории колена Завулонова (Ibid. P. 23), в др. анонимных рецензиях сказано, что М. происходил из колена Левина и род. в г. Софира (ν Σωφιρ; ср.: 2 Пар 8. 18 Офир - Ibid. P. 104). Вероятно, под г. Софа следует понимать евр.   - гору Скопус в Иерусалиме ( Schwemer. 1997. S. 634). В этом источнике говорится, что весь народ за благочестие и кротость назвал пророка Малахией, т. е. ангелом, к тому же сказано, что он был прекрасен видом. При этом «все, что он сам возвещал в пророчестве, объяснял ему в тот же день явившийся ангел Божий»; также сказано, что М. «умер совсем юным и был похоронен со своими отцами в своей местности» (De prophetarum vita et obitu//Vitae prophetarum. 1907. P. 23; 37, 59, 89). Историческая достоверность этих сведений, видимо, невелика; считается, что они восходят к традиции раннего иудаизма, воспринятой и переработанной христ. авторами ( Quasten. Patrology. 1986. Vol. 3. P. 396; Schwemer. 1997. S. 539, 553; ср.: Chron. Pasch. Vol. 1. P. 286). Частично их приводит в конце своего толкования Ишодад Мервский (IX в.) (Commentaire d " I šo " d ad de Merv. P. 180).

http://pravenc.ru/text/2561704.html

В рим. эпоху в Л. сложилась значительная христ. община, которая повлияла на развитие церковной жизни на Востоке Римской империи. Согласно преданию древней Церкви, 1-м епископом был ап. Лукий (Луций), один из учеников ап. Павла, упомянутый в Рим 16. 21. Древнейшие сведения о нем как о епископе Л. сохранились в «Синопсисе», который приписывается сщмч. Дорофею Тирскому. Почитание св. Лукия сохранялось в средние века в Византии; он упоминается в К-польском синаксаре под 22 апр. (X-XII вв.; SynCP. Col. 621-622). О епископах Л. сер. III - нач. IV в. известно из «Церковной истории» Евсевия Памфила. В нач. 50-х гг. III в. еп. Л. Филимидр наряду с Оригеном был в числе адресатов послания «О раскаянии» еп. Александрии свт. Дионисия Великого ( Euseb. Hist. eccl. VI 46). Преемниками Филимидра были Илиодор и Сократ (Ibid. VII 5, 32). Довольно многочисленные подробности известны о жизни 2 следующих епископов Л.- мч. Евсевия (см. ст. Гаий, Фавст, Евсевий, Херимон, Луций, Петр, Павел (пам. 4 окт.)) и свт. Анатолия , происходивших из Александрии. Ок. 259 г. Евсевий был диаконом Александрийской Церкви и сопровождал свт. Дионисия Александрийского в ссылках и заключении. Не будучи сам арестован, он тайно кормил и лечил узников-христиан (Ibid. VII 11. 24). Согласно тексту Евсевия Памфила, и Евсевий и Анатолий получили известность своей ученостью и риторическими талантами в Александрии. Анатолий даже занимал пост председателя городской курии (или по крайней мере был ее членом). Оба они оказались вовлечены в события гражданской войны в Александрии в 261-262 гг. в ходе длительной серии междоусобных войн эпохи кризиса Римской империи. В городе поднял мятеж Мусий Эмилиан, а присланные против него имп. Галлиеном в Египет войска осаждали городскую крепость Брухий. При этом Анатолий оказался среди запертых в крепости, а Евсевий - в занятой рим. воинами части города. Переписываясь друг с другом, они вскоре сумели организовать спасение большого числа людей из крепости. Анатолий уговорил мятежный совет выпустить из крепости тех, кто бесполезны для осады, а Евсевий добился от римлян прощения для всех освобожденных таким образом (Ibid.

http://pravenc.ru/text/2463115.html

Архив Пн 14 декабря день памяти святого пророка Наума 14 декабря 2009 г. 10:05 О пророке Науме нам известно только из библейской книги, носящей имя пророка. Почти вся информация о нем самом содержится в надписании этой книги: «Пророчество о Ниневии; книга видений Наума Елкосеянина» (1:1). Одновременно надписание это является и названием текста. Здесь, несмотря на лаконичность, можно попытаться извлечь немало ценной для нас информации об авторе. Само имя пророка «Нахум», которое переводится с древнееврейского как «утешение» или «утешитель», могло быть и псевдонимом, и прозвищем автора пророческого текста. Родиной Наума называется Елкос или Елкош. Иероним в IV веке предлагал видеть под указанным названием одну из деревень в Галилее, которую он именует «Элкеза» или «Элкезеум». А вот автор сочинения «Жизни пророков» (VI в.), которое ошибочно приписывали Дорофею Тирскому, идентифицировал Елкош с иудейским селением под названием Бет-Габре (соременный Бейт-Джебрин, в древности также называвшийся Элевтерополь), которое находилось на расстоянии примерно 32 км на юго-запад от Иерусалима, на территории колена Симеонова. «Средневековое раввинистское толкование, — пишет по этому поводу И.П. Вейнберг в своем «Введении в Танах», — локализует ее на территории колена Шимеон, т. е. на юге Йехуды, где в эпиграфическом материале VIII-VI вв. до н. э. из Лахиша встречается уникальное в Танахе личное имя Нахум. Если учесть мнение французского исследователя А. Лемэра о существовании в позднее допленное время местной школы писцов в Лахише, то идея искать в этой среде создателя книги Нахума выглядит не такой уж невероятной». Относительно времени составления книги имеются некоторые ориентиры: так в Наум 3:8 упоминается о падении «Но-Амона», под которым явно подразумевается город («Но» — калька древнеегипетского слова nt, означающего «город»), где особо почитался божество Амон, то есть Фивы в Египте, самый значимый религиозный центр страны. О взятии города в 663 г. сообщается в надписи Ашшурбанипала, который захватил его.

http://patriarchia.ru/db/text/964221.htm...

В помощь читателю некоторые рукописи содержат нумерацию параллельных мест к тому или иному стиху на нижнем поле страницы (см. илл. VIII и Xllb), чтобы можно было быстрее отыскать их. Евсевий объяснил принципы своей системы в письме к другу-христианину по имени Карпиан, и во многих греческих рукописях это письмо помещается вместе с таблицами на первых Некоторые современные издания Греческого Нового Завета также воспроизводят таблицы Евсевия и числа, которые таким образом продолжают оказывать помощь и сегодняшнему читателю Евангелия. Предисловия, жития, аппарат Евфалия Каждой книге в рукописи предшествовало краткое предисловие, или пролог (imoGeaiG, лат. argumentum), в котором сообщалось об авторе книга, ее содержании, обстоятельствах ее написания и т. п. Стиль и содержание таких предисловий, как правило, подчинялись определенным литературным шаблонам. В некоторых рукописях авторство предисловий приписывается Ев-севию, хотя чаще всего они анонимны. В латинских рукописях, датирующихся периодом с V по X в., встречаются прологи ан-тимаркионитского содержания. Собственно маркионитские прологи к десяти Посланиям апостола Павла практически без изменений были включены Католической Церковью в состав латинской Вместе с прологом в некоторых рукописях приводится также и более подробное повествование о жизни каждого евангелиста ( " житие " — греч. (&ое). Эти жития приписываются Дорофею Тирскому (известному только благодаря этому) и Софронию, патриарху Иерусалимскому, жившему в первой половине VII в. В отдельных рукописях имеются прологи, объясняющие смысл слова " евангелие " , а также содержащие некоторые общие сведения о всех четырех Евангелиях. Кроме этого, в прологе может содержаться перечень имен двенадцати апостолов, а также перечень имен, приписываемых традицией (Дорофеем и Епи-фанием) семидесяти [двум] ученикам Христа (Лк 10:1 сл.). Для Книги Деяний имеется несколько различных прологов. Некоторые из них анонимны, другие взяты из комментариев и гомилий Иоанна Златоуста на эту книгу. В рукописях приводились также более подробные вспомогательные материалы, принадлежащие перу некоего Евфалия или Евагрия, как для Книги Деяний, так и для Помимо нумерации глав и прологов эти материалы включали достаточно обширное описание жизни и деятельности апостола Павла, краткое сообщение о его мученической кончине, перечень ветхозаветных цитат в тексте Посланий, указание тех мест, где могло быть написано то или иное послание, а также перечень имен, упоминаемых в начале послания. В какой степени эти материалы были составлены Евфалием, а в какой — включены в рукопись позднее, неизвестно. Надписания и подписи

http://sedmitza.ru/lib/text/432331/

B литургико-каноническом памятнике IV в.- Апостольских постановлениях (Const. Ap. VII 46), говорится о том, что Л. был «рукоположен» ап. Павлом 1-м епископом Римской Церкви, а после его смерти ап. Петр рукоположил Климента. При этом в данном источнике впервые упомянуто предание, что Л. был сыном некой Клавдии (Λνος Κλαυδας - SC. 336. P. 108; см. также в ст. Клавдия , мц.). Очевидно, это предание возникло из желания отождествить с Л. упомянутую в 2 Тим 4. 21 Клавдию, к-рую отдельные комментаторы предлагают рассматривать как его сестру или даже супругу ( Gillman. 1996). Сведения о Л. как о 1-м епископе Рима после ап. Петра присутствуют и в ряде визант. хроник ( Zonara. Epit. hist. Bd. 3. S. 41; Georg. Sync. Chron. P. 416). К V в. формируется независимое от древних свидетельств предание о Л. как об одном из апостолов от 70, представленное в визант. каталогах этих апостолов. В списке V-VI вв., приписываемом свт. Епифанию Кипрскому, говорится, что Л., о к-ром упоминает ап. Павел, был 1-м епископом Рима после ап. Петра (Vitae prophetarum. Lpz., 1907. Р. 124-125). Те же данные представлены и в другой версии этого списка, приписываемого Епифанию, основанного на более поздней, 3-й редакции (1276; ркп. Paris. gr. 1115; Écrits apocryphes chrétiens/Éd. P. Geoltrain, J.-D. Kaestli. P., 2005. Vol. 2. P. 479). Те же сведения сохранились в каталоге, приписываемом Дорофею Тирскому (Ibid. P. 139), и в пространной редакции визант. хроники X в., сохранившейся под авторством Симеона Логофета (Ibid. P. 181). В списке VII-VIII вв., атрибутируемом Ипполиту Римскому, Л. упомянут как епископ Рима (Ibid. Р. 169). Также Л. упомянут в списке апостолов от 70, приписываемом Клименту Александрийскому (Ibid. Р. 127). В сир. списке апостолов из рук. Lond. add. 17193 (874) также сообщается, что Л. был епископом Рима после Петра ( Esbroeck M., van. Neuf listes d " apôtres orientales//Augustinianum. R., 1994. Vol. 34. N 1. P. 129). Под именем Л. существуют 2 апокрифических памятника на латинском языке: «Мученичество Петра» (Martyrium beati Petri apostoli a Lino episcopo conscriptum - CANT, N 191) и «Мученичество Павла» (Martyrium b. Pauli apostoli a Lino conscriptum - CANT, N 212). Оба памятника датируются приблизительно IV-V вв. (Gli Apocrifi del Nuovo Testamento/Ed. M. Erbetta. Torino, 1975. Vol. 2. P. 169, 289; Eastman D. L. The Ancient Martyrdom Accounts of Peter and Paul. Atlanta, 2015. P. 29, 141).

http://pravenc.ru/text/2110513.html

(Толкование на послание к Римлянам, 680–643). К сожалению, ни св. Златоуст, ни другие отцы не сообщают о проповеднической их деятельности в разных местах, но видно, что и в то время (IV-V в.) существовали устные, а, может, быть и письменные известия подробного житийного характера, тем более, что в Риме с древнейших времен существовала и церковь, посвященная св. Акиле и Прискилле. Известия такого рода встречаются в сочинениях, сравнительно поздних, но сохранивших отголоски и следы древних преданий, как например в Синопсисе (в повествовании), приписываемом св. Дорофею, епископу Тирскому (ум. 362), а также в разных апокрифических сказаниях о жизни и деяниях апостолов. Различные сведения из подобных источников попадали в восточные и западные мартирологи и житийные сборники, а также давали материал и для составления отдельных житий. Так и относительно св. ап. Акилы несомненно известно что в IX веке существовало уже подробное его житие, на основании которого Иосиф песнописец (IX в.) составил канон ап. Акиле, помещаемый и доныне в греческих и славянских служебных минеях под 14 числом июля. Это житие сохранилось на греческом языке в списке IX века, в парижской национальной библиотеке и имеет надписание: «Деяние и мучение св. ап. Акилы, единого от 70» (см. у Omont. Catalogue codex Hagiogr 1219, л. 37–47). Канон прп. Иосифа и это житие, без сомнения, послужили источником для позднейших синаксарных и проложных сведений об апостольском служении и мученической кончине ап. Акилы. на основании коих и св. Димитрий Ростовский излагает его житие (о чем уже сказано). О супруге св. Акилы, Прискилле, говорится только мимоходом у св. Димитрия Ростовского (14 июля), а в Прологе и службе – каноне прп. Иосифа о ней не упоминается, а прославляется только один св. Акила. В Менологии Василия сообщается под 14 июля о совместной деятельности св. Акилы и Прискиллы, об их апостольской проповеди язычникам (без указания где именно) и о мученической кончине их (но об епископстве св. Акилы не упоминается).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

(Седален по 3-й песни канона в службе 17 мая). Святой апостол Стахий Св. апостол Стахий упоминается св. ап. Павлом между римскими христианами и называется «возлюбленным». «Приветствуйте Урбана, сотрудника нашего во Христе, и Стахия, возлюбленного мне» ( Puмл. XVI, 9 .). Из этого заключают, что Стахий был учеником апостола Павла, и, вероятно, им был обращен ко Христу. Но никаких достоверных известий о св. Стахии в новозаветных книгах кроме имени не сохранилось. По церковному преданию (Дорофей, Ипполит и др.), св. Стахий был поставлен, св. апостолом Андреем Первозванным во епископа в Византии (впоследствии Константинополь, или Царьград), в Аргирополе (одно из предместий греческой столицы). В Синаксаре святогорца Никодима о св. Стахии сказано: «Стахий был первый епископ Византии, поставленный Андреем Первозванным. Он устроил церковь в Аргирополе (часть Константинополя, ныне Фундуклея) и там учил свою паству и собрал множество христиан. Потрудясь 16 лет в апостольских трудах, он скончался о Господе» (31 октября). Такие же сведения о св. Стахии находятся под 31 числом октября у св. Димитрия Ростовского и великих Четьи Минеях Московского митрополита Макария. В сказании о 70 апостолах, приписываемом св. Дорофею, епископу Тирскому о св. Стахии сказано: «Стахий, его же апостол в римской епистолии поминает Андрей апостол Понтское море преплыв и дошед до Агрикополя, епископа его в Византии устрои». В Послании патриархов Восточно-Кафолической церкви о православной вере в 10 члене о церкви сказано: «Св. Иоанн Дамаскин в 4-м своем письме к Африканцам говорит, что церковь вселенская вообще вверена была епископам, что преемниками Петра признаются в Риме Климент (первый епископ), в Антиохии Еводий, в Александрии Марк; что св. Андрей поставил на престоле Константинопольском Стахия; в великом же святом граде Иерусалиме Господь поставил епископом Иакова…» (Константинопольский собор в 1723 г. при патриархе Иеремии, см. Христианское Чтение, 1838, ч. I, стр. 75). В службе св. Стахию, (31 октября) также говорится, что он был первым епископом Византии (Константинополя): «Ведший тя Андрей Византии постави тя епископа, иже тамо верно плавающыя, Стахие священнейше, управляющаго к пристанищем тихим, божественною благодатию» (2-й стих, 5-й песни канона, 31 октября).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010