По 3й песни – кондак и икос праздника, глас 2й, кондак и икос Богородицы (Донской иконы); седален (ипакои) Богородицы, глас 8й. «Слава, и ныне» – седален праздника, глас 1й: «Лик Божественных апостол…» (см. в службе мч. Андрея Стратилата). По 6й песни – кондак и икос воскресные, глас 1й. На 9й песни поем «Честнейшую». По 9й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 10й. «Слава» – светилен Богородицы (Донской иконы), «И ныне» – светилен праздника (см. в службе мч. Андрея Стратилата). «Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 1й – 4, и Богородицы (Донской иконы) – 4 (со славником и припевами своими; припевы см. на стиховне вечера в службе Богородицы (Донской иконы)). «Слава» – стихира евангельская 10я, «И ныне» – «Преблагословенна еси…». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Днесь спасение…». Отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых…». На 1м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь праздника. Кондак праздника. На 3м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь Богородицы (Донской иконы). Кондак воскресный. На 6м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь праздника. Кондак Богородицы (Донской иконы). На 9м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь Богородицы (Донской иконы). Кондак праздника. На Литургии блаженны гласа – 4, праздника, 1го и 2го канонов, песнь 5я – 4, и Богородицы (Донской иконы), песнь 6я – 4. На входе: «…Воскресый из мертвых…». По входе – тропари и кондаки: В храме Господском и Богородицы – тропарь воскресный, тропарь праздника, тропарь Богородицы (Донской иконы); кондак воскресный. «Слава» – кондак Богородицы (Донской иконы), «И ныне» – кондак праздника. В храме святого – тропарь воскресный, тропарь праздника, тропарь Богородицы (Донской иконы), тропарь храма; кондак воскресный, кондак Богородицы (Донской иконы). «Слава» – кондак храма, «И ныне» – кондак праздника. Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные и Богородицы (Донской иконы). Апостол и Евангелие – дня и Богородицы (Донской иконы).

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

ЧЕБОКСАРСКИЙ Троицкий мужской заштатный КИЕВОВО3НЕСЕНСКИЙ Фроловский девичий 1 кл. ИОАННОПРЕДТЕЧЕВ Казанский мужской 3 кл. ЗАБЛУДОВСКИЙ Успенский мужской заштатный МАТРЕНИНСКИЙ девичий заштатный возобновлён СНЯТОГОРСКИЙ мужской 3 кл. Ивановский Московский девичий Машезерская пустынь около 1570 Ферапонтов Благовещенский около 1575 Маркушевский Николаевский БОГОРОДИЦКИЙ Казанский девичий 3 кл. ТРИФОНОВ Успенский мужской 2 кл. ЧЕРНЕЕВ мужской заштатный НИКАНДРОВА Благовещенская пустынь ЧИРЦОВА пустынь около 1585 ЗАОНИКИЕВСКАЯ заштатная мужская пустынь КИЕВОБРАТСКИЙ училищный 2 кл. ЗАЧАТЕЙСКИЙ Московский девичий 3 кл. ДОНСКИЙ Московский Ставропигиальный 1 кл. НЕБИН мужской 3 кл. ЕНИСЕЙСКИЙ Спасский мужской 3 кл. СЕМИГОРОДНАЯ пустынь. Основана в 1410 году, возобновлена НИЛОВА Осташковская общежительная пустынь Лукианова пустынь ВИЛЕНСКИЙ Духов мужской 2 кл. около 1595 Троицкий упразднён около 1595 СПАСОПРЕОБРАЖЕНСКИЙ Астраханский мужской 2 кл. ЗНАМЕНСКИЙ Курский мужской 2 кл. КОРЕННАЯ пустынь ПЕРТОМИНСКАЯ пустынь мужская заштатная БЕЛГОРОДСКИЙ Николаевский мужской 3 кл. СОФРОНИЕВА пустынь около 1599 В конце этого же века устроены: Батуринский Николаевский мужской Чолнский Спасский мужской БУЙНИЦКИЙ Духов мужской заштатный Ломовский Спасский мужской Мальский или на Малах Рождественский ПАИСИЕВ Галицкий (возобновлён) ИОАННО-ПРЕДТЕЧЕВ Свияжский девичий 3 кл. ГРОЗОВСКИЙ Иоанно-богословский мужской заштатный Макошинский Николаевский Троицкий Густинский Звание монастырей Лета их основания В какой части ВЕК XVII ЗНАМЕНСКИЙ Тобольский мужской 2 кл. около 1601 КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКИЙ Нижегородский девичий 3 кл. около 1601 ГРО3ОВСКИЙ Николаевский приписной около 1601 Тиксенская Спасская пустынь Туринский Покровский Синозерская Троицкая пустынь ВЕРХОТУРСКИЙ Николаевский мужской 3 кл. Воскресенский Берёзовский Виленский Благовещенский КАЗАНСКИЙ Ярославский девичий 3 кл. НИКОЛАЕВСКИЙ Арзамазский девичий 3 кл. Яшезерская пустынь КРАСНОГОРСКИЙ Архангельский мужской 3 кл. Устнедумский мужской

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

В 1897 г. такими почетными пожизненными членами, получившими знак Общества, стали донские протоиереи Иаков Голубятников, Николай Казьмин и Иоанн Попов 625 . 24 сентября 1895 г. в Донской епархии был учрежден Донской епархиальный отдел Императорского православного палестинского общества 626 . Его председателем был Высокопреосвященнейший Афанасий (Пархомович), архиепископ Донской и Новочеркасский, товарищем председателя – Преосвященный Иоанн (Митропольский) , викарий Донской епархии, казначеем – помощник инспектора Донской духовной семинарии М.А. Одноралов, членами – коллежский асессор И.И. Саламатин и канцелярский служитель Донской духовной консистории Н.Т. Богацкий. Судя по составу Донского отдела, инициатива его учреждения принадлежала высшим церковным кругам Донской епархии. Деятельность отдела заключалась в «распространении сведений о Св. Земле и деятельности в ней Общества; в увеличении денежных средств Общества посредством сбора доброхотных пожертвований и в привлечении новых членов» 627 . Одобрение деятельности Императорского православного палестинского общества высшей церковной властью на Дону и участие в работе Донского отдела привлекло в Обществу внимание достаточно большого числа донского духовенства. В 1901 г. в Донском отделе Общества числился 541 член 628 . Участие духовенства Донской епархии в функциях государственного управления. Духовенство Донской епархии, главным образом церковнослужители, приняли активное участие в гражданском акте – в Первой всеобщей переписи населения Российской империи. Из духовенства Донской епархии медалью «За труды по первой Всеобщей переписи населения 1897 года», учрежденной императором Николаем II, были награждены: псаломщики Василий Алексеевич Александров , Николай Иванович Бедин; Василий Яковлевич Воинов, Петр Иванович Протопопов, Петр Петрович Савельев, Петр Васильевич Черкесов; священники Василий Павлович Воскресенский, Андрей Иванович Китайский; Александр Петрович Куреннов; диакон Мартин Мануилович Птахин 629 и др. В XIX в.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Москва. Донской монастырь. Донской монастырь Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:Между 1686 и 1800. Ссылки:   Адрес: 115419, Россия, город Москва, Донская площадь, 1-3. Координаты: 55.714245, 37.599871 Проезд:Станция метро «Шаболовская», выход из второго-третьего вагона из центра. После выхода из метро повернуть направо, пешком вдоль по улицы Шаболовка до пересечения с 1-м Донским проездом, затем снова повернуть направо и вдоль монастырской стены — до Главных ворот обители, расположенных со стороны Донской площади. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Предание о возникновении монастыря гласит, что в 1591 г. Москва жила в страхе от приближающихся орд хана Казы-Гирея. 2 июля пришло известие, что войска хана подошли по Серпуховской дороге к селу Котлы. Укрепившись основными силами к 4 июля в овраге у села, хан начал небольшие вылазки против русских войск. Наступила ночь.Ночью царь Федор Иоанович долго совещался с Борисом Годуновым об организации обороны, а на рассвете повелел взять икону Донской Божией Матери из полковой церкви и обнести ее по всему рубежу обороны. Когда взошло солнце русские войска застыли от удивления. Татарская орда бежала от стен Москвы. Это непонятное явление объяснили заступничеством иконы Донской Божией Матери, которую донские казаки подарили в 1380 г. войску князя Дмитрия Ивановича перед его сражениями с Мамаем. В честь этой иконы и построил в 1593 г., на месте походного алтаря, царь Федор Иоанович каменную церковь - теперь это Малый собор Донской иконы Божией Матери. Это положило начало основанию монастыря на этом месте. С основанием этого монастыря завершилось создание южного оборонительного пояса Москвы - в него вошли Новодевичий, Донской, Даниловский и Симоновский монастыри-крепости. Малый Собор Донской Божией матери предположительно строил Федор Конь. Доминантой собора являются трехрядные кружевные кокошники, небольшой купол на барабанчике, с колоннами и карнизом. Внутри храма - коробовидный свод без столпов. Интерьеры украшены фресками. К 1684 г. посередине монастырского двора стали рыть большой фундамент для нового собора. Строительство собора было завершено в 1698 г. Так появился Большой (новый) собор в честь Донской иконы Божией Матери. Пятиглавый тридцатиметровой высоты собор стал доминантой над всей местностью. Собор выполнен в стиле нарышкинского барокко, окружен двухярусной арочной галереей. В 1712 г. под алтарем собора устроили церковь Сретения Господня. В 1724 г. грузинская царица Дарья Арчиловна вымостила пол собора железными плитами.

http://sobory.ru/article/?object=02994

После Смуты восстановление Донского монастыря шло очень медленно. Даже пожертвования из казны, сделанные царем Михаилом Федоровичем – первым государем из династии Романовых, не смогли исправить положения: Донская обитель была бедной и захудалой. Но, несмотря на это, известно, что и царь Михаил Федорович, и его сын царь Алексей Михайлович несколько раз ходили в Донской монастырь на богомолье. В 1650 году при царе Алексее Михайловиче и Патриархе Иосифе, захудалый Донской монастырь приписали к процветающей Андреевской обители. В таком положении Донской монастырь пробыл два десятилетия, пока на него ни обратила внимание подросшая дочь царя Алексея Михайловича царевна Екатерина Алексеевна. Благодаря ее вниманию при царе Федоре Алексеевиче обитель вновь обрела независимый статус. В это время на обитель, помимо царевны Екатерины, начинают щедро жертвовать вельможи. Также с конца XVII века Донской монастырь становится центром русско-грузинских связей. Впоследствии, уже в правление царевны Софьи, в конце XVII века, Донской монастырь стал одним из главных столичных монастырей. Попечением царевны Екатерины, благодаря ее пожертвованиям «из царских сокровищ», в обители был выстроен новый собор Донской иконы Божьей Матери, позже прозванный Большим, и отстроены монастырские стены. В начале XVIII века настоятелем монастыря назначается глава Имеретинской Грузинской Церкви архимандрит Лаврентий, и с этого времени Сретенская церковь Большого Донского собора становится усыпальницей грузинских царей и князей. Конец XVII – начало XVIII века вообще были благоприятны для Донской обители. Даже в царствование Петра I, не благоволившего к монастырям, в Донском монастыре продолжалось строительство храмов и их благоукрашение. Впоследствии, уже в середине XVIII века, в Донской обители были отстроены каменные келейные корпуса. В это же время кладбище Донской обители становится очень популярным среди столичной аристократии. В 1745 году Донской монастырь был причислен к ставропигиальным, то есть подчинявшимся непосредственно Святейшему Синоду и имеющим право самостоятельного выбора архимандрита.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

После 1037 г. Киевский (близ Золотых ворот) женский монастырь во имя св. мц. Ирины, разрушен в 1240 г. После 1051 г. Киево-Печерская лавра. 1050–1060-е гг. или ранее Киевский женский монастырь во имя свт. Николая Мирили ранее ликийского. Несколько прежде 1062 г. Киевский мужской монастырь во имя св. вмч. Димитрия Солунского, разрушен в 1240 г. До 1060-х гг. Киевский (?) мужской монастырь во имя св. Мины. 1060-е гг. Тмутараканский мужской монастырь во имя Пресвятой Богородицы. Вскоре после 1069 г. Черниговский Болдинский (Елецкий) мужской монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы. До 1070 г. Выдубицкий под Киевом Всеволож мужской монастырь во имя св. архангела Михаила. До 1072 г. Киевский на Берестове (Германеч) мужской монастырь во имя Спасителя, разрушен в 1240 г. и возобновлен. До 1072 г. Переяславский мужской монастырь во имя св. Иоанна. До 1074 г. Монастырь во имя свв. страстотерпцев Бориса и Глеба на реке Альте. До 1076 г. Киевский в Копыреве конце мужской монастырь во имя св. Симеона, разрушен в 1240 г. 1086 или ранее Киевский Янчин женский монастырь во имя св. ал. Андрея Первозванного, разрушен в 1240 г. До 1096 г. Муромский мужской монастырь во имя Спасителя. До 1096 г. Киевский Кловский Стефановский (Стефанеч) монастырь в честь Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне. До 1096 г. Суздальский мужской монастырь во имя св. вмч. Димитрия Солунского (поначалу – подворье Киево-Печерского монастыря). Ок. сер. XI в. Владимиро-Волынский Святогорский мужской монастырь. Ок. 3-й четв. XI в. Ростовский Авраамиев мужской монастырь в честь Богоявления. 1108 г. или позднее До 1113 г. Киевский женский монастырь (во имя св. праведного Лазаря Четверодневного ?) Новгородский Антониев мужской монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Новгородский Юрьев мужской монастырь во имя или ранее вмч. Георгия Победоносца. Ок. 1125 г. Полоцкий Евфросиниев женский монастырь во имя Спасителя. Ок. 1125 г. Полоцкий Евфросиниев мужской монастырь во имя Пресвятой Богородицы. Киевский Отний (Вотчь) мужской монастырь во имя св. вмч. Феодора Тирона.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Духовенство византийско-слав. обряда (неоунии) представляет отдельную от униатов юрисдикцию в непосредственном ведении римско-католического примаса Польши, к неоунии относится храм в Костомлотах с санктуарием во имя подляшских мучеников, канонизированных в 1996 г. В основном клир данного обряда составляют римско-католич. священники-биритуалисты. Попытки расширения деятельности неоуниат. клириков в 2006-2007 гг. вызвали негативную реакцию как со стороны православных, так и со стороны отдельных деятелей УГКЦ. Турковицкий Покровский мон-рь. Фотография. 1910 г. Действующие: ставропигиальный Яблочинский Онуфриевский (мужской, в с. Яблечна, основан не позднее 1534), Турковицкий Покровский (женский, в с. Турковице, основан в 1902 как жен. община, с 1912 мон-рь, упразднен в 1915, возобновлен в 2008), Костомлотский Серафимовский (мужской, в с. Костомлоты, основан в 2005). Упраздненные: Угровский Данииловский (мужской, в совр. с. Ухруск Влодавского повята, известен с 1247), Столпьевский Преображенский (мужской, в совр. с. Столпе Хелмского повята, известен с 1404, упразднен в 1703), Доманижский (мужской, в с. Доманиж (ныне в черте г. Лащув Томашувского повята), упоминается в 1406-1519), Молодятичский Успенский скит Холмского Рождество-Богородичного мон-ря (мужской, в совр. с. Молодятыче Хрубешувского повята, упом. в 1432-1549), Преображенский скит Столпьевского Преображенского муж. мон-ря (в с. Спас (ныне Подгуже Хелмского повята), известен с 1450), холмский Рождество-Богородичный (мужской, в Холме, известен с 1478, с 1596 в унии), Сульмицкий Рождество-Богородичный (мужской, в совр. с. Сульмицы Замойского повята, упом. в 1488-1578), Преображенский (мужской, в с. Монастырь (ныне Калинувка Замойского повята), известен в 1516-1591), Каньевский Петропавловский (мужской, в совр. с. Канье Хелмского повята, известен с 1530, упразднен в 1749), Дороговский Успенский (мужской, в с. Дороговск (ныне Дорохуск Хелмского повята), известен с 1569), Бельский Рождество-Богородичный (мужской, в Беле (ныне Бяла-Подляска), известен с 1590), красноставский Троицкий (мужской, в Красноставе (ныне Красныстав), известен с 1594), холмский Васильевский (мужской, в Холме, известен с 1596), Колемчицкий Вознесенский (мужской, в совр.

http://pravenc.ru/text/2561038.html

Митрополит Меркурий поблагодарил временно исполняющего обязанности губернатора области за личное участие в передаче Донской митрополии ковчега со святыми мощами и отметил духовное значение этого события: «Господь посылает нам возвращение национальных религиозных святынь, дает нам шанс на восстановление гражданской национальной памяти. Принесение в наш край точного списка Донской иконы Пресвятой Богородицы, ежегодные торжества в честь этого образа в Свято-Донской обители, обретение мощевика с великими святынями, казалось, уже утраченными, — все это знаки присутствия Божия в нашей жизни, свидетельства Его милости к нам». «Национальные религиозные святыни позволили нам пережить годы революционных потрясений и военных лихолетий. Случалось, что враг приходил в нашу землю и разрушал храмы, но пока народ хранил в своем сердце веру, он воссоздавал и обретал вновь свои святыни», — подчеркнул глава Донской митрополии. Приветствие митрополиту Меркурию от имени представителя Президента РФ в Южном федеральном окгруге В.В. Устинова зачитал заместитель последнего Владимир Гурба. «Отрадно сознавать, что торжества в честь Донской иконы Божией Матери стали поистине всенародным праздником. Это — результат активной деятельности Донской митрополии в укреплении Православия на Дону, возрождении историко-культурного наследия, традиционных нравственных ценностей российского народа», — отмечено в приветствии. Во внимание к трудам на благо Церкви глава митрополии вручил архиерейские грамоты ряду мирян и благотворителей. Затем митрополит Меркурий и Василий Голубев посетили Воскресенский войсковой собор станицы Старочеркасской, в котором, как ожидается, 13 октября 2015 года возглавит всенощное бдение Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Впервые за более чем 90 лет на звонницу войскового собора были установлены колокола, переданные из Ростовского собора Рождества Пресвятой Богородицы. Осмотрев собор и послушав колокольный звон старочеркасского соборного храма, врио губернатора области и глава Донской митрополии ответили на вопросы представителей СМИ.

http://patriarchia.ru/db/text/4212854.ht...

По данным А.П. Крылова к 1960 г. церковь была двухпрестольной: главный храм освящен во имя иконы Донской Богоматери, в трапезе - теплый придел во имя праведного Артемия Веркольского. Интересно, что в Ярославле такое посвящение - редкость. Артемий Веркольский , 12 летний мальчик, погибший во время грозы, родился на реке Пинеге (Архангельская область). После 1577 г. стали распространяться слухи об исцелениях, происходивших от мощей святого. Церковь иконы Донской богоматери в Ярославле тоже одна. Икона Донской Богоматери была особо чтимой в приходе церкви, считалась чудотворною. Икона Донской Божьей матери считалась покровительницей воинов. Позднее был устроен еще один придел - Николая Чудотворца (дату его освящения установить не удалось). Посвящение храмов Николаю Угоднику в России повсеместно. А.П. Крылов сообщает, что у церкви 36 десятин земли. В приход входят 10 селений. Донская церковь в конце XIX века была окончательно причислена к IV благочинному округу города, но и позднее в официальных документах именовалась как Донская в селе Новофедоровском Ярославского уезда. Вышедшая в 1896 г. в свет книга «Ярославская Большая мануфактура» перечисляет церкви при фабрике Товарищества Ярославской Большой мануфактуры: Николо - Мельницкая, Петропавловская, Донская во имя иконы Божьей матери - кладбищенская. Здесь же сообщается, что Донская кладбищенская церковь прежде служила приходской церковью Донской слободы, вошедшей в состав города. В это время еще церковь состоит при кладбище и в ней служили 4 священника, 2 дьякона, причетники. Один из священников был законоучителем школы при фабрике. В 1899-1901 г.г. церковь значительно перестроили на средства Андрея Александровича Карзинкина, израсходовавшим на ее расширение около пятидесяти тысяч рублей. Храм имел двойственный статус, т.к. прихожанами церкви являлись жители Бутырской, Донской и Фабричной слобод, и крестьяне окрестных деревень. В официальных документах начала XX века Донская церковь значилась в селе Новофёдоровском Ярославского уезда. В других источниках говорится, что церковь находилась к северо-западу от Петропавловской церкви. Донская церковь была местным общественным, культурным и просветительским центром. На средства прихода содержались две церковно-приходские школы - одна городская в Донской слободе, другая сельская - в деревне.

http://sobory.ru/article/?object=20766

А) В первый класс: По КИЕВСКОЙ Епархии: 1. Киево-Пустынно-Николаевский, мужской. 2. Киево-злато-верхо-Михайловский, мужской. 3. Киево-Флоровский Вознесенский, женский. По ЧЕРНИГОВСКОЙ Епархии: 4. Черниговский Успенский Елецкий, мужской. 5. Новгород-северский Спасский мужской, поступивший в сей класс из кафедрального, по упразднению Новгород-северской Епархии с 1799 года. Б) Во второй класс: По КИЕВСКОЙ Епархии: 1. Киево-греческий Николаевский Екатерининский мужской. 2. Лубенский Преображенский мужской 3. Вознесенский Переяславский мужской. 4. Киево-богословский, женский. По ЧЕРНИГОВСКОЙ Епархии: 5. Нежинский Благовещенский, мужской. По НОВГОРОД-СЕВЕРСКОЙ Епархии, (которая ныне соединена с Черниговской): 6. Глуховский Петропавловский, мужской. 7. Гамалеевский Харлампиевский, мужской. Но в 1799 году, Мая 29 дня, монастырь сей за ветхостью в нём строения повелено упразднить, а штат оного перевести на Киево-братский училищный монастырь, с включением сего в число второклассных. В) В третий класс: По КИЕВСКОЙ Епархии: 1. Киево-Выдубицкий мужской, которому положено быть и больницей для прочих Киевских монастырей. 2. Козелецкий Георгиевский, мужской. 3. Козелецкий Богоявленский женский. 4. Благовещенский Золотоношенский женский. По ЧЕРНИГОВСКОЙ Епархии: 5. Рождественский Домницкий мужской. 6. Нежинский Введенский, женский. По НОВГОРОД-СЕВЕРСКОЙ Епархии: 7. Батуринский Николаевский, мужской. 8. Из женских назначено оставить один по рассмотрению Епархиального Архиерея. Прочие монастыри по всем сим Епархиям повелено было тогда обратить иные в училищные дома, а иные в больницы, богадельни и приходские церкви; однако же, за всем тем многие оставлены и на своём содержании заштатными, а именно: Таблица званий Малороссийских Епархий и в них оставленных на своём содержании Монастырей заштатными Звание Малороссийских Епархий и в них оставленных на своём содержании Монастырей Сколько положено быть в них монашествующих Киевской Лебединский Георгиевский Монашествующих предположено число то же что и в Велико-Российских заштатных монастырях. А где есть более, то таковые, кои остались после 1786 года и поступили в оные во время приобретения Польши

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010