Но прежде чем проститься с XVIII веком, следует вспомнить о трагических событиях Чумного бунта, в центре которых оказался Донской монастырь. Бунт вспыхнул 15 сентября 1771 года, во время эпидемии чумы. Москвичи, прибегая к веками испытанному средству — заступничеству Божией Матери, — молились перед Ее чудотворной Боголюбской иконой, помещенной на Варварских воротах Китай-города. Желая прекратить «опасные сходбища» и еще большее распространение заразы, архиепископ Амвросий (Зертис-Каменский) вознамерился убрать икону с ворот. Толпа, наэлектризованная слухами о том, что «грабят Боголюбскую Богоматерь», двинулась в Чудов монастырь, где находилась архиерейская резиденция. Амвросий скрылся от погромщиков в Донском монастыре, но и на другой день волнения не утихли. Утром бунтовщики ворвались в храм, где архиепископ молился за обедней, вывели его за стены обители, «вменяя за грех осквернить монастырь», и зверски растерзали. Ужас московских властей и духовенства перед взбунтовавшейся чернью был таков, что никто не решился сразу забрать тело убитого архиерея, и лишь через сутки «Синодальной Конторы члены, чрез полицейскую команду, заблагорассудили оное поднять». Наступил XIX век. Начало его ознаменовалось «грозой двенадцатого года». Наравне с другими московскими обителями Донская подверглась разграблению от французов, но, по удаленности своей от центральных частей города, была избавлена от пожара. Вообще, грабеж коснулся в основном ризницы (к сожалению, «эвакуировать» в Вологду удалось только немногие, самые драгоценные, вещи) и архива, а здания «сохранились без всяких повреждений» — за исключением братских келий, полы и перегородки в которых французы повыломали на дрова. Налаживанию монастырской жизни после ухода неприятеля были посвящены 1813—20 годы. Оскверненные храмы заново освятили, Донскую икону Божией Матери украсили серебряным окладом (взамен похищенного), и существование обители вошло в привычное русло. В 1835 году при Донском монастыре, в здании Духовно-цензурного комитета, переведенного несколькими годами ранее в Троице-Сергиеву Лавру, открылось духовное училище. Существовало оно вплоть до 1917 года, но этим не исчерпывался вклад обители в духовное просвещение. В годы настоятельства архимандрита Феофана (Александрова), по инициативе которого, собственно, и состоялось открытие училища, москвичи особенно полюбили бывать в Донском монастыре — ради проповедей отца архимандрита. А управлявший обителью в 1884—85 годах епископ Иаков (Кроткое) проводил здесь бого¬словские и исторические чтения.

http://azbyka.ru/palomnik/Донской_мужско...

В 1812 году строения обители от пожара не пострадали, но французами был уничтожен ценнейший архив монастыря, похищены оклады с икон и церковная утварь. С XVII века монастырь стал местом погребения московской аристократии. До настоящего времени монастырский некрополь сохранился неплохо. На территории монастыря располагаются церкви-усыпальницы: архангела Михаила (князей Голицыных) (1806), Александра Свирского (графов Зубовых) (1796), Иоанна Лествичника (Терещенко) (конец XIX века), церковь Иоанна Златоуста и великомученицы Екатерины (Первушиных) (1891 год). В 1914 году на территории нового кладбища Донского монастыря освящен храм во имя преподобных Серафима Саровского и Анны Кашинской. В 1927 году храм во имя преподобных Серафима Саровского и Анны Кашинской был переделан под крематорий. Начиная с 1934 года и по крайней мере до 1950х годов в нем кремировали расстрелянных жертв репрессий. Можно с большой уверенностью утверждать, что прах кремированных захоронен на кладбище рядом с крематорием, однако документальных доказательств этому пока не обнаружено. В то же время есть документы, удостоверяющие, что на этом же кладбище в конце 1930х годов эпизодически производились и захоронения расстрелянных. Значительную территорию монастыря занимает некрополь, который возник здесь в конце XVII века. Уже в «Истории» Карамзина Донской монастырь упоминается как главное кладбище высшего русского дворянства и богатого купечества. Самые ранние захоронения находятся в Большом соборе. Это надгробия грузинских царевичей – Давида (ск. 1688) и его братьев Матвея и Александра (ск. 1711). В подклете Большого собора захоранивалась московская знать. Во второй половине XVIII века, особенно после указа Екатерины II от 1771 года о запрещении хоронить на церковных кладбищах в черте города, кладбище Донского монастыря стало одним из самых аристократических в Москве с очень высокими ценами на участки. Современное Старое Донское кладбище занимает два с небольшим гектара площади и простирается от Михайловской церкви к Большому и Малому соборам и далее в юго-восточную часть монастыря.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Сведения о владельцах Юзской волости в первой половине XVII в. в источниках расходятся. В галичских писцовых книгах князя Н. Я. Мещерского и Н. И. Беклемишева 1626–1635 гг. отмечено «в Галичском уезде в Кологривской осаде в Южской волости Донского монастыря в вотчине» село Андреевское . По другим же данным волость в это время и, как минимум, до 1648 г. находилась в поместном владении за думным дьяком М. Ф. Даниловым: «Волость Юза в поместье за думным дьяком Михаилом Даниловым… Селищо Ондреевское на реке на Юзе» . В переписной книге Галичского уезда 1648 г. в волости Юза отмечены погост Воскресенский, сельцо Андреевское и 12 жилых деревень (Челищево, Лукерьино, Дрествяное, Кожухово, Степанково, Бутково, Шонурово, Рослятино, Офонково, Сысоево тож, Рысенково, Полюдово, Жубреино), а в них 95 крестьянских дворов. С середины XVII в. волость числилась за стольником, думным дворянином А. С. Хитрово . В 1680 г. последний попал в опалу, после чего, очевидно, владения были конфискованы в государеву казну. В переписи Галичского уезда 1678 г. в волости Юза отмечены погост Воскресенский, сельцо Андреевское и 12 деревень – Степанково, Шонурово, Рослятино, Рысенково, Челищево, Дресвяново, Кожухово, Бутково, Полюдово, Афонково, Лукерьино, Жубрино. В них находилось 142 крестьянских и бобыльских двора, проживали 400 человек . Н. А. Горская установила, что село Андреевское с деревнями в Юзской волости Галичского уезда до 1690 г. являлось отписной вотчиной князя М. Крапоткина . Следовательно, около 1690 г. она стала владением Донского мужского монастыря. Впоследствии, в ходе губернской реформы 1775 г. волость Юза из Галичского уезда была передана во вновь образованный Никольский уезд. На картах материалов Генерального межевания она находится в составе Никольского уезда Вологодского наместничества (1786 г.). Владелец Юзской волости в XVIII в. московский в честь Донской иконы Божией Матери ставропигиальный мужской монастырь расположен на юго-востоке Москвы и является одним из самых известных. Он основан царем Феодором Иоанновичем и боярином Б. Ф. Годуновым в 1591–1592 гг. в память об избавлении Москвы от нашествия крымского хана Казы-Гирея, во славу чудес, совершившихся при этом от Донской иконы Божией Матери. В конце июне 1591 г. войска хана Казы-Гирея подступили к Москве. По инициативе государя 2 июля 1591 г. был совершен торжественный крестный ход: епископ Суздальский и Тарусский Иов обнес Донскую икону по городовым стенам Москвы и затем, обойдя воинский обоз, поставил образ в походной Сергиевской церкви. 5 июля, за час до рассвета, хан с войском бежал с великим страхом и ужасом, «пометав на дороге лошадей и рухляди (имущество) и даже возки свои, в которых сам ехал» .

http://sedmitza.ru/lib/text/10379901/

Я всегда чувствовал и высоко ценил поддержку со стороны вдумчивых читателей и тонких собеседников – кандидата физико-математических наук А.А. Цыганкова, P.P. Хайственного Совета и Синода). Отдельные документы находятся в Российском государственном военно-историческом архиве (РГВИА): фонды 2044 (Управление главного священника армий Северного фронта. 19151918 гг.) и 2082 (Управление главного священника армий Юго-Западного фронта. 19141918 гг.), а также в Российском государственном архиве древних актов (РГАДА): фонды 1207 (Чудов монастырь), 1441 (Кирилло-Белозерский монастырь) и 1450 (Угличский Покровский монастырь). Один документ публикуется из Российского государственного архива военно-морского флота (РГАВМФ): фонд 715 (Штаб начальника речных сил на р. Дунае). Некоторые материалы хранятся в региональных архивах: в Государственном архиве Свердловской области (ГАСО), в фондах 6 (Екатеринбургская Духовная консистория. 17381921 гг.) и 251 (Благочинный 2-го округа Камышловского уезда), а также в Объединенном государственном архиве Челябинской области (ОГАЧО), в фонде 874 (Чернавский Николай Михайлович (18721940). Историк, краевед, член Оренбургской учебной архивной комиссии). В сборнике приводится и три документа, ранее опубликованных в центральном и региональных краеведческих изданиях и хранящихся в Центральном историческом архиве Москвы (ЦИАМ), в фонде 1176 (Донской ставропигиальный мужской монастырь (15711926 гг.)), а также в Государственном архиве Курганской области (ГАКО), в фондах 78 (Петропавловская церковь села Черемуховского) и 235 (Тобольская духовная консистория). При составлении настоящего сборника широко привлечены официальные документы РПЦ, опубликованные весной и летом 1917 г. как в центральной, так и местной церковной и светской периодической печати. Приводятся (републикуются) материалы 40 светских газет и около сотни церковных изданий: 80 журналов и 15 газет. Общее количество использованной церковной периодики (в первую очередь – выходивших весной-летом 1917 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

7 декабря, в день памяти святой великомученицы Екатерины, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Блаженнейший Митрополит Тихон совершили Божественную литургию в храме великомученицы Екатерины на Всполье (Подворье Православной Церкви в Америке). Вечером того же дня Блаженнейший Митрополит Тихон присутствовал за всенощным бдением в московском храме в честь иконы «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке, где его приветствовал председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион. 8 декабря Блаженнейший Митрополит Тихон совершил Божественную литургию в храме священномученика Климента, папы Римского, в Замоскворечье, после чего посетил Московский епархиальный дом — главное здание Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, где возглавил симпозиум, посвященный жизни Православной Церкви в Америке. В ходе визита Предстоятель Православной Церкви в Америке также посетил Донской ставропигиальный мужской монастырь, храм святителя Николая в Толмачах и Государственную Третьяковскую галерею. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Возблагодарить Бога за дарованную радость сослужения и братского общения Предстоятелей Русской Православной Церкви и Православной Церкви в Америке. 2. Признать состоявшийся визит Блаженнейшего Митрополита Тихона важным для укрепления отношений между двумя Церквами. 3. Отметить значительный вклад Подворья Православной Церкви в Америке и возглавлявших его представителей Православной Церкви в Америке при Московском Патриаршем престоле в обеспечение взаимодействия между братскими Церквами и осуществление пастырского окормления англоязычной православной паствы в Москве на протяжении 25 лет.   ЖУРНАЛ 145 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о состоявшихся в Москве торжествах, приуроченных к восстановлению единства Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции с Матерью-Церковью. Справка: Священный Синод в заседании от 7 октября 2019 года (журнал 123) в ответ на обращение архиепископа Дубнинского Иоанна и собрания духовенства Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции с просьбой о присоединении Архиепископии к Русской Православной Церкви постановил, что Архиепископия западноевропейских приходов русской традиции, совершая свое спасительное служение в исторически сложившейся совокупности ее приходов, монастырей и церковных учреждений, отныне пребывает неотъемлемой частью Московского Патриархата. Священный Синод также определил форму канонической организации Архиепископии в составе Московского Патриархата.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5553806...

В некрополе Донского монастыря похоронены декабристы М. М. Нарышкин, П. Н. Свистунов, В. П. Зубков, Л. Д. Черевин, М. А. Дмитриев-Мамонов, писатель и философ П. Я. Чаадаев, многие государственные и общественные деятели России середины XIX века; патриарх всея Руси Тихон и архиепископ Амвросий; герои Отечественной войны 1812 года и обороны Севастополя 1854–1855 годов; писатели и поэты, имена которых известны всем со школьной скамьи: М. М. Херасков, А. П. Сумароков, В. Ф. Одоевский, В. А. Соллогуб, В. И. Майков, И. М. Долгорукий, В. Л. Пушкин; выдающийся художник В. Г. Перов, архитекторы, которым Москва многим обязана своим обликом: В. И. Шервуд, П. Д. Барановский, О. И. Бове. Продолжим еще немного перечень этих дорогих нам имен: ученые – «отец» русской авиации Н. Е. Жуковский, известные историки В. О. Когачевский, Д. Н. Бантыш-Каменский; видные ученые-медики Ф. И. Иноземцев, хирург И. К. Каменецкий, главный военно-медицинский инспектор П. А. Кайгородов; выдающаяся актриса императорской Московской оперы А. Д. Александрова-Кочетова, народный артист СССР М. Ф. Астангов. В Донском некрополе покоятся дедушка, бабушка, дядя, две тети и две двоюродные сестры А. С. Пушкина, много друзей и знакомых великого поэта: А. О. Смирнова-Россет, Н. П. Голицына («Пиковая дама»); бабушка Л. Н. Толстого, мать писателя И. С. Тургенева, сестра и внучка А. В. Суворова, дядя А. С. Грибоедова и его двоюродная сестра С. А. Римская-Корсакова, послужившая прототипом Софьи в «Горе от ума»; жена декабриста Е. П. Нарышкина – М. М. Нарышкина, последовавшая за мужем в сибирскую ссылку; потомок М. Ю. Лермонтова – ветеран Великой Отечественной войны П. Н. Лермонтов; врач А. П. Тарасенков, лечивший Н. В. Гоголя, и др. Один этот далеко не полный перечень имен дает представление о ценности Донского некрополя для истории отечественной культуры. Ряд надгробий выполнен выдающимися русскими скульпторами И. П. Мартосом, В. И. Демут-Малиновским, И. П. Витали и др. Сюда же, в некрополь Донского монастыря, в 2000 году был перенесен прах писателя Ивана Шмелева, а в 2005 году – прах философа Ильина и генералов Деникина и Каппеля.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Гости из Египта посетили монастырский некрополь и Большой собор, где поклонились Донской иконе Божией Матери и мощам святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. Утром 26 августа делегация посетила Данилов ставропигиальный мужской монастырь Москвы и поклонилась пребывающим в нем святыням. Представителей Коптской Церкви тепло принял наместник обители епископ Солнечногорский Алексий, с которым у гостей состоялось продолжительное общение. После этого гости отбыли в пределы Тверской митрополии, где продолжится их визит в Россию. Они также посетят святые места на территории Новгородской и Санкт-Петербургской митрополий и обители Русского Севера. В составе делегации — настоятель Эль-Мухарракской обители во имя Пресвятой Девы Марии (провинция Асьют) епископ Вукол, глава делегации; настоятель монастыря во имя святых Фомы и Виктора в Хадабе (провинция Южный Синай) епископ Саверий; настоятель монастыря Пресвятой Девы Марии в Ахмиме (провинция Сохаг) епископ Матфей; наместник монастыря преподобного Паисия Великого в Нитрийской пустыне епископ Агафий; первый Патриарший викарий в Каире епископ Михаил; Патриарший секретарь, насельник монастыря преподобного Паисия Великого в Нитрийской пустыне иеромонах Кирилл Анба Бишой; насельник Эль-Мухарракской обители во имя Пресвятой Девы Марии (провинция Асьют) иеромонах Тавадрос Эль Мохарраки; насельник монастыря во имя святых Фомы и Виктора в Хадабе (провинция Южный Синай) монах Макарий эль-Томаси; насельник монастыря Пресвятой Девы Марии в Ахмиме (провинция Сохаг) монах Юссеф эль-Ахмими; насельники монастыря преподобного Макария Великого в Нитрийской пустыне монах Петр эль-Макари, монах Зевс эль-Макари, монах Меркурий эль-Макари и монах Марк эль-Макари; специальный представитель Коптской Патриархии доктор Антон Милад. Во время пребывания в Москве гостей из Коптской Церкви сопровождали секретарь Отдела внешних церковных связей по межхристианским отношениям иеромонах Стефан (Игумнов), представитель Коптской Церкви в России иеромонах Дауд эль-Антони, сотрудники ОВЦС иеродиакон Петр (Ахматханов), С.Г. Алферов и Д.Э. Аракелян.

http://radonezh.ru/2021/08/26/delegaciya...

Наместники монастырей: 13. Архиепископ Новогрудский и Слонимский Гурий (Апалько) (Свято-Успенский Жировичский ставропигиальный мужской монастырь); 14. Епископ Воскресенский Савва (Михеев) (Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь); 15. Епископ Бронницкий Парамон (Голубка) (Донской ставропигиальный мужской монастырь); 16. Архимандрит Порфирий (Шутов) (Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь); 17. Архимандрит Тихон (Секретарев) (Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь); 18. Архимандрит Алексий (Поликарпов) (Данилов ставропигиальный мужской монастырь); 19. Архимандрит Савва (Фатеев) (Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь); 20. Архимандрит Сергий (Воронков) (Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь); 21. Архимандрит Паисий (Чекан) (Свято-Вознесенский Ново-Нямецкий Кицканский монастырь); 22. Архимандрит Пимен (Адарченко) (Мужской монастырь святых Царственных Страстотерпцев); 23. Архимандрит Феофилакт (Безукладников) (Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь); 24. Игумен Варфоломей (Петров) (Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь); Сопровождающие: 25. Схиархимандрит Илий (Ноздрин); 26. Протоиерей Андрей Марущак; 27. Протодиакон Константин Барган; 28. Иеродиакон Андрей (Данилов); 29. Иеродиакон Афанасий (Гелич); 30. Диакон Антоний Курдишенков; 31. Диакон Алексий Суворов; 32. Протоиерей Андрей Бондаренко; 33. Священник Анатолий Чуряков; 34. Священник Михаил Асмус; 35. Священник Игорь Палкин; 36. Священник Феодор Лукьянов; и другие лица. Всего в составе афонской делегации РПЦ участвует 96 человек от духовенства, монашествующих и мирян. Как сообщал портал " Русский Афон " , в 2016 году православный мир празднует юбилей 1000-летия присутствия русского монашества на Святой Горе Афон. Эта дата связана с первым письменным упоминанием о древнерусском монастыре на Афоне – обители Ксилургу, основанной при св. равноапостольном князе Владимире Киевском и где подвизался «отец русского монашества» прп. Антоний Печерский. В частности, 1016 годом датируется святогорский акт, на котором впервые появилась подпись игумена древнерусской афонской обители «Ксилургу». От этой даты принято вести отсчет присутствия русского монашества на Афоне, хотя первые русские иноки на Святой Горе появились задолго до этого.

http://pravoslavie.ru/93688.html

В египетском посольстве Предстоятеля Александрийской Церкви приветствовал Чрезвычайный и Полномочный Посол Арабской Республики Египет в Москве Алаа эль-Хадиди. Состоялась беседа, участники которой отметили, в частности, значимость российского туризма в Египет. Блаженнейший Патриарх Феодор особо отметил, что монастырь святого великомученика Георгия (Мар-Гиргис) в Каире будет восстанавливать египетская компания, в реставрационных работах задействуют 150 египтян. Такое решение принято для того, чтобы дать работу местному населению. В Александрии Патриархия планирует построить школу на 50 человек для бедных жителей города, без различия их религиозной принадлежности. Кроме того, под Каиром Патриархией будет построен кардиологический центр. Делегация во главе с Александрийским Патриархом также посетила Донской ставропигиальный мужской монастырь . Блаженнейшего Патриарха Феодора у врат обители встречал наместник Донского монастыря епископ Ставропольский и Невинномысский Кирилл . Гости из Александрийской Православной Церкви поклонились Донской иконе Пресвятой Богородицы и мощам святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. Затем члены делегации проследовали в келью святителя Тихона, где ознакомились с представленными экспонатами и фотоматериалами. В завершение визита 24 января в резиденции Патриарха Московского и всея Руси в Даниловом монастыре состоялась братская беседа Предстоятелей Александрийской и Русской Православных Церквей. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 19 апреля 2024 г. (6 апреля ст.ст.) пятница Свт. Евтихия, архиеп. Константинопольского (582). Равноап. Мефодия, архиеп. Моравского (885). Прп. Платониды Сирской (308). Мчч. 120-ти Персидских (344–347). Мчч. Иеремия и Архилия иерея (III). Мчч. Петра Жукова и Прохора Михайлова (1918); сщмч. Иоанна Бойкова пресвитера (1934); сщмч. Иакова Бойкова пресвитера (1943); прп. Севастиана Фомина, исп. (1966). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XLV, 11–17 . На веч.: Быт. XXII, 1–18 . Притч. XVII, 17 – XVIII, 5 .

http://patriarchia.ru/db/text/1976745.ht...

В 1920 гг. храм стал центром обновленческого " Союза церковного возрождения " , а в 1929 г. был закрыт. В здании храма размещались различные государственные учреждения. В 1960-х гг. здание закрытого собора было отреставрировано. Верхний ярус перестроен - в крыше сделаны люкарны, на 3 и 4 ярусах поставлена декоративная ограда и проч. Вместо креста водружен позолоченный штырь. Храм возвращен Церкви в 1992 г. Богослужения возобновились в июле 1992 г. Храм имеет статус патриаршего подворья. К храму приписаны колокольни б. Заиконоспасского и б. Никольско-Греческого монастырей (1902 г., арх. Г.А. Кайзер). 5 марта 2010 года Священный Синод постановил открыть Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь города Москвы, выделив его из Патриаршего подворья бывших Заиконоспасского и Никольского монастырей в Китай-городе города Москвы. http://drevo-info.ru/articles/515.html Заиконоспасский монастырь основан в 1600 г. при царе Борисе Годунове. Обыкновенно назывался «Спас на старом месте», «Старый Спас на Песках» или « Спасский монастырь, что за иконным рядом». По сведениям от 1610, 1626 и 1629 гг., в монастыре было две церкви, каменная и деревянная. Около 1660 г. монастырь пострадал от пожара, и по обещанию князя Ф.Ф. Волконского был выстроен двухэтажный храм, освященный 20 ноября 1661 г. Около 1701 г. игумен Палладий (Роговский) устроил при втором этаже крытую галерею. При пожаре 1737 г. очень пострадала верхняя церковь. Возобновление сопровождалось некоторою переделкой, вследствие которой вид церкви потерял характер XVII ст. Освящение было 15 июля 1742 г., причем, по желанию императрицы Елизаветы Петровны верхний престол был переименован в честь Всех скорбящих Радости. Нижний храм называется Спаса Нерукотворенного Образа. Последнее значительное обновление, главным образом внутри, относится к 1851 г. Нынешняя колокольня на месте прежней постройки 1743 г. выстроена в ХХ ст. по проекту архитектора З.И. Иванова; она представляет собою некоторое подражание колокольне Успенской церкви 1696 г. на Покровке. Монастырь называется ставропигиальным, что означает непосредственную зависимость от Св. Синода, такую же как и монастыри Симонов, Новоспасский и Донской.

http://sobory.ru/article/?object=19935

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010