Лишь с утверждением на престоле династии Романовых возобновились государевы заботы о Донском монастыре. В 1622 году, как следует из «Дворцовых разрядов», царь Михаил Феодорович «пожаловал к своему государеву богомолью в монастырь к Пречистой Богородице Донской» служебные печатные Минеи. (Забелин справедливо указывает, что подобный вклад — лишнее свидетельство тому, сколь сильно пострадала обитель во время Смуты, лишившись даже необходимых книг.) При династии Романовых [ править править код ] На протяжении XVII столетия Донской монастырь постепенно возрастал в своем значении. В 1646 и 1647 годах царь Алексей Михайлович молился в нем во время нападения крымских татар на южные окраины государства, в 1654 году он же слушал здесь напутственный молебен перед войной с Речью Посполитой, а с 1649 года уже установился ежегодный крестный ход в Донскую обитель. Со всем тем, положение монастыря оставалось непростым. В 1650 году (или около того) его приписали к Андреевскому монастырю, и самостоятельность он вернул себе только в 1678 году. Каменных строений, кроме возведенного еще при Феодоре Иоанновиче храма, в нем не было. Наиболее плодотворной в «благоустроительной истории» Донской обители оказалась последняя четверть XVII века. В это время к старому соборному храму пристроили колокольню, возвели новый собор, начали строить каменные стены и башни. В 1683 году монастырь получил статус архимандритии, а уже к 1700 году он числился среди наиболее богатых монастырей России, владея обширными землями и полутора тысячами крестьянских дворов. Опережали его в этом отношении только Чудов и Симонов монастыри с тремя и двумя с половиной тысячами дворов соответственно. Российская Империя [ править править код ] Дореволюционное фото Донского монастыря, вид на Малый Собор Значительной части своих вотчин Донская обитель лишилась в 1764 году, однако, будучи (с 1745 года) ставропигиальной, пережила секуляризационную реформу сравнительно спокойно. Внутренняя жизнь ее в это время, увы, отличалась куда меньшим благополучием, чем внешняя. Присылаемые в монастырь для исправления «проштрафившиеся» представители духовенства весьма часто продолжали вести себя предосудительно и в монастырских стенах, тем самым разлагающе воздействуя на братию. Эта ситуация была преодолена только в XIX столетии.

http://azbyka.ru/palomnik/Донской_мужско...

«Нужно было найти ход для того, чтобы сделать историю интересной. Сделать так, чтобы традиционные факты, события приобрели некую окраску. Из черно-белой, традиционной книжной истории мы попытались сделать цветную и объемную», — поясняет историк А.Л. Мясников. Задуманный как интерактивная выставка проект стал своеобразным мультимедийным учебником истории. Как отметил Владимир Легойда, выставка «Православная Русь» стала заметным общественным и медийным событием. Для церковных мероприятий она достигла беспрецедентного уровня общественного признания. Принято решение о создании при Министерстве культуры России рабочей группы, которая будет заниматься вопросами организации постоянной экспозиции «Православная Русь. Романовы» в Москве и ее возможными показами в регионах России.      Вечером 24 ноября в ЦВЗ «Манеж» перед чудотворным образом Богородицы был совершен торжественный молебен, после чего святыня была перенесена в Донской ставропигиальный мужской монастырь столицы. 25 ноября с 7.00 до 22.00 и 26 ноября с 7.00 до 20.00 Феодоровская икона Пресвятой Богородицы будет доступна для поклонения верующих в Малом соборе обители. 24 ноября 2013 г. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Ольга 12 декабря 2013, 16:41 Я с удовольствием посмотрела выставку ещё 4 ноября, была несколько часов там. В восторге!!! Но особенно интересовали периоды правления последних царствующих монархов. Наконец правда о царствовании HukoлaяII освящена так всенародно! Татяьна 30 ноября 2013, 23:15 Я живу не в Москве и очень надеюсь, что она приедет и к нам в Краснодар. И еще очень хочется, чтобы она стала постоянной. р.б. Владимир 26 ноября 2013, 21:27 Замечательная выставка. Идея установить связь между нами и нашей историей выше всяких похвал. Провел с семьей на выставке 5 часов. Было представлено очень много интересного. Большое спасибо организаторам за " проявление " ранее " затемненных " исторических фактов (периоды правления Михаила Федоровича, Алексея Михайловича, Александров II и III) Подбор цитат государей выше всяких похвал. Чего стоит только " Россией управлять в общем-то просто, но бесполезно " или " Весь мир живет по законам, а Россия - по пословицам и поговоркам " (Александр II) :)

http://pravoslavie.ru/66078.html

Вид на Большой собор в честь Донской иконы Божией Матери. Фототипия. Кон. XIX в. Вид на Большой собор в честь Донской иконы Божией Матери. Фототипия. Кон. XIX в. С особым торжеством в Д. м. праздновали в 1675 г. именины 3-летнего царевича Петра Алексеевича, буд. имп. Петра I. 29 июня в мон-рь к литургии пожаловали государь с царевичем Феодором Алексеевичем в сопровождении бояр и всего двора (сам малолетний именинник оставался с матерью Натальей Кирилловной в царском дворце в с. Воробьёве). После окончания литургии, к-рую совершал патриарх Иоаким , государь пригласил все духовенство «к столу» в Воробьёво. Поэтому не случайно, что в том же году крестный ход наименован в дворцовых записках Большим: в нем участвовали патриарх, митрополит, 2 архиепископа, архимандриты, игумены и весь священнический чин. 18 и 19 авг. 1689 г. по случаю престольного праздника царь Иоанн и царевна Софья присутствовали в Д. м. на богослужениях. Когда спустя 20 дней сводный брат царевны Петр I отрешил ее от управления гос-вом, для Д. м. наступило неблагоприятное время - сократилась помощь казны и начатое строительство было приостановлено. Д. м. неоднократно посещали патриархи Московские: 7 авг. 1637 г. патриарх Иоасаф служил заупокойную обедню по своим родителям, в дни 19 авг. (1655, 1677, 1678, 1680, 1681, 1683, 1685, 1686, 1695) патриархи посещали обитель с крестным ходом, на пути раздавая милостыню нищим и денежное пожалование духовенству. В 1685 г. патриарх Иоаким после литургии в Д. м. заезжал в дворцовое с. Троицкое, что на Сетуни, в с. Дмитровское на Истре и в Новоиерусалимский в честь Воскресения Господня мон-рь , также раздавая милостыню. 5 сент. 1694 г. патриарх Адриан присутствовал при погребении в обители схим. Иова (Кириллова Якова Аверкиевича, думного дьяка, благотворителя Д. м.). Вид на Малый собор в честь Донской иконы Божией Матери. Фототипия. Кон. XIX в. Вид на Малый собор в честь Донской иконы Божией Матери. Фототипия. Кон. XIX в. К 1650 г. Д. м. был приписан к новому, Андреевскому московскому мон-рю, 20 нояб. 1678 г. стал самостоятельным с игуменским управлением, в кон. 1683 г. по ходатайству царевны Софьи Алексеевны в обители введена архимандрития. 22 февр. 1721 г. Д. м. поступил в непосредственное ведение Синода, с 1 июля 1745 г. стал ставропигиальным. В лествице ставропигиальных мон-рей занимал 6-е место.

http://pravenc.ru/text/178962.html

В 1990 году решением исполкома Моссовета Церкви были переданы семь храмов Донского монастыря. Монашеская жизнь возрождается в обители с 1991 года, первым ее наместником стал архимандрит Агафодор (Маркевич). До самого последнего времени монастырь, к сожалению, оставал¬ся довольно «закрытым». Ситуация изменилась лишь недавно, когда в конце 2009 года в должности наместника монастыря был утвержден епископ Павлово-Посадский Кирилл (Покровский). Владыка Кирилл: «Немало уже сделано за неполные двадцать лет, с тех пор, как в 1991 году Донской монастырь был возвращен Церкви. Однако время идет, и перед нами встают новые проблемы. Для их решения мы разработали комплексную программу развития монастыря. Создан Попечительский совет, который возглавил сам Святейший Патриарх Кирилл — священноархимандрит обители... Сегодня состояние каждого монастырского здания: храмов, келий, корпусов — требует обследования и приложения рабочих рук. Хотелось бы отметить, что при проведении подобных работ мы обращаемся к помощи профессионалов. Привлечение к работе неквалифицированных рабочих, несмотря на кажущееся преимущество в цене, себя совершенно не оправдывает. Мы стараемся сделать Донской монастырь более открытым для паломников и туристов. С этой целью в феврале 2010 года была создана паломническая служба обители, которая проводит экскурсии по прежде недоступным широкой публике местам монастыря: храмам, стенам, усыпальницам. Для посещения открыт и знаменитый некрополь. Любительская съемка на территории обители осуществляется бесплатно.... Конечно, сейчас братия монастыря немногочисленна: вместе со мной здесь подвизается всего 12 человек. Для устройства собственно монашеской жизни в Донской обители немало еще предстоит сделать. А жизнь эта очень насыщенна: кроме богослужений, братии монастыря приходится нести множество иных послушаний. Монастырь, находящийся в городе, призван к миссионерскому труду. Мы обязаны и словом, и делом свидетельствовать об истине Православия. Весной 2010 года в монастыре заработал православный лекторий, занятия в котором вели известные богословы, преподаватели Московской православной духовной академии. По мере возможности я сам также стараюсь вести еженедельные духовные беседы с прихожанами...

http://azbyka.ru/palomnik/Донской_мужско...

С 1898 года в Донском монастыре проживал на покое епископ Вологод¬ский и Тотемский Антоний (Флоренсов). Человек высокой образованности, сочетавший в себе духовную опытность с глубокими познаниями в философии, математике, истории, античной культуре, он имел множество духовных чад и собеседников среди тогдашней московской (и не только) интеллигенции. У него бывали С. М. Соловьев, В. Ф. Эрн, А. А. Блок и другие. О. Павел Флоренский пользовался духовным руководством преосвященного Антония вплоть до кончины последнего. Вообще, по отзыву митрополита Мануила (Лемешевского), он «в Москве считался местночтимым как великий праведник и подвижник. Имя его было занесено во многие сотни и тысячи поминаний верующих Москвы». Хоронили владыку Антония в 1918 году, уже в новых исторических условиях. На погребении его в Донском монастыре присутствовали, по воспоминаниям современников, тысячи людей, пришедших проститься с архипастырем. При большем стечении народа в последующие годы происходило лишь погребение святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, в 1922—25 годах жившего в Донской обители. Монастырь и прилегающие улицы были полностью заполнены людьми. Согласно данным агентов ОГПУ, мимо гроба Патриарха прошло около миллиона человек (то есть половина тогдашнего населения Москвы). В Советское время [ править править код ] В 1929 году все храмы Донской обители были закрыты, на ее территории разместился Антирелигиозный музей. В 1934 году он был упразднен, а его место занял Музей архитектуры Академии архитектуры СССР. Кроме того, в монастырских зданиях (даже в башнях ограды) квартировали вплоть до 1970-х годов жильцы — ситуация, типичная для многих городских монастырей. После войны, в связи с некоторым ослаблением давления государства на Церковь, Московской Патриархии передали в качестве приходской церкви Малый собор монастыря. В начале 1980-х планировалась возвращение Патриархии всего монастырского комплекса под резиденцию Патриарха, но в связи со смертью Л. И. Брежнева в 1982 году исполнение соответствующего постановления было приостанов¬лено, а в мае следующего года Церкви передали Даниловский монастырь. Донская обитель оставалась «в советском плену» до 1991 года. Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Донской_мужско...

В архитектурный ансамбль Донского монастыря входят: Малый или Старый собор (1591—93) – храм-памятник русскому воинству, возведенный в формах московской архитектуры XVI века, Большой Донской собор (1684—86) – архитектурная доминанта монастырского ансамбля; каменная ограда монастыря (конец XVII – начало XVIII веков); главный вход со Святыми вратами и надвратной церковью Тихвинской иконы Божией Матери (1693–1714), западные врата с надвратной колокольней (1730—50); комплекс хозяйственных и жилых построек в юго-западной части монастыря; палаты настоятеля (XVII–XVIII века) с кухонным корпусом и садом; квасоварня и конюшенный сарай XVIII века, братские кельи (вторая половина XVIII века); у южной стены монастыря больничные кельи XVIII beka. В Малом соборе находятся чтимые иконы Божией Матери Феодоровская и «Знамение», Донская икона Божией Матери под сенью, у стен собора – могила келейника святителя Тихона, мученика Якова Полозова. В Большом соборе: чудотворная икона Божией Матери. В часовне-усыпальнице Левченко (начало XX века, архитектор И. Клейн) мозаичная икона святителя Николая. Официальной датой закрытия Донского монастыря считается 1918 год, но церковная жизнь в обители теплилась до конца 1920х годов. С 1922 года в монастыре содержится под домашним арестом Святейший Патриарх Московский и всея Руси Тихон. 9 декабря 1924 года здесь на него было совершено покушение и был убит его келейник Яков Полозов. После кончины Патриарха 25 марта 1925 года состоялось его погребение в Малом Донском соборе, потом его мощи были перезахоронены на Немецком (Введенском) кладбище, а в 1940х годах возвращены обратно в собор. После этого следы захоронения надолго затерялись. В 1992 году во время ремонта Малого собора случайно была найдена плита с надписью: «Святейший Тихон, Патриарх Московский и всея Руси». Глубже монахи обнаружили склеп. Пролежав во влажном склепе 67 лет, мощи почти полностью сохранились. Рака с мощами патриарха Тихона (находится у южной стены трапезной Старого Донского собора). В небольшом 2этажном домике в настоящее время развернута экспозиция музея «Келья Патриарха Тихона».

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

В XIX - нач. XX в. Д. м. оставался ставропигиальным, т. е. подчинялся Московской конторе Святейшего Синода в лице благочинного ставропигиальных мон-рей. Настоятели и братия В Д. м. настоятельствовали игумены (1-й известный игум. Гурий упом. в 1598), с 1683 г.- архимандриты, в т. ч. в 1721-1727 гг. буд. еп. Воронежский Иоаким (Струков), в 1728-1732 гг. буд. архиеп. Черниговский Иларион (Рогалевский) , в 1747-1748 гг. буд. еп. Белгородский Порфирий (Крайский) , в 1748-1753 гг. буд. еп. Переяславский Иоанн (Козлович), в 1774-1776 гг. буд. еп. Коломенский Феофилакт (Горский) , в 1776-1778 гг. буд. архиеп. Казанский Павел (Зёрнов), в 1792-1794 гг. буд. архиеп. Екатеринославский Платон (Любарский) , в 1794-1795 гг. буд. архиеп. Подольский Иоанникий (Никифорович-Полонский) , в 1797-1801 гг. буд. еп. Калужский Евлампий (Введенский) , в 1814-1816 гг. буд. архиеп. Ярославский Симеон (Крылов-Платонов) , в 1816-1817 гг. буд. архиеп. Тобольский Амвросий (Рождественский-Вещезеров) , в 1817-1818 гг. буд. архиеп. Ярославский Евгений (Казанцев) , в 1818-1819 гг. буд. архиеп. Екатеринославский Феофил (Татарский) , в 1819-1821 гг. буд. архиеп. Владимирский Парфений (Чертков) , в 1821-1823 гг. буд. еп. Пермский Дионисий (Цветаев). В 1854-1871 гг. Д. м. управлял архиеп. Евгений (Казанцев), в 1879-1883 гг.- еп. Хрисанф (Ретивцев) , в 1886-1895 гг.- еп. Кавказский Герман (Осецкий) , в 1910-1914 гг.- архиеп. Тверской Алексий (Опоцкий) . Грамотой митр. Рязанского и Муромского Стефана (Яворского) от 13 нояб. 1715 г. архимандритам Д. м. дозволялось служить в митре, с рипидами, с палицей, с орлецом и с осенением, а посох иметь с сулком. 14 апр. 1731 г. указом имп. Анны Иоанновны архим. Илариону (Рогалевскому) - первому из рус. архимандритов - пожалованы панагия, мантия с красными бархатными скрижалями, а также было дано право совершать богослужение с осенением «трехплетеной свечой». В 1778 г. архим. Аввакум (Миланкович) был награжден бриллиантовой панагией, украшенной изумрудами. В 1651 г. в Д.

http://pravenc.ru/text/178962.html

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРИЗ ЖЮРИ «СОЛДАТЫ НАШИ МЕНЬШИЕ» Автор сценария, режиссер: Татьяна Мирошник (Киностудия «Центр национального фильма при финансовой поддержке Министерства культуры РФ, Россия, Москва) – За показ героического служения в военное время братьев наших меньших СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРИЗ ЖЮРИ «ТРИНАДЦАТЫЙ» Режиссер: Вячеслав Орехов (ООО «Киновидеостудия «Цветной бульвар» при  финансовой поддержке Министерства культуры РФ, Россия, Москва) - За особый вклад в отечественный кинематограф СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРИЗ ЖЮРИ ЗА ТЕЛЕФИЛЬМ «9 ЛЕТ – УМА НЕТ. ИЗ СЕРИИ ПЕСНИ ХОТЬ ТРЕСНИ» Автор сценария, режиссер, оператор: Борисас Будинас (Производство: Борисас Будинас, Россия, Москва) –   За глубину отражения человеческой души, наделенной даром пения СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРИЗ ЖЮРИ ЗА ТЕЛЕФИЛЬМ «ВЕРУЮ…ИЗ ЖИЗНИ ЗНАМЕНИТЫХ СОВРЕМЕННИКОВ ( НАТАЛЬЯ СОЛЖЕНИЦЫНА)» Автор, режиссер, ведущая: Елена Козенкова (Фонд благоверного князя Андрея Боголюбского по заказу телеканала «Союз», Росссия, Москва) – За яркий портрет героя СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРИЗ  ЖЮРИ ЗА ТЕЛЕФИЛЬМ «ДМИТРИЙ ДОНСКОЙ. СПАСТИ МИР» Режиссер: Сергей Дубинкин Религиозная организация «Данилов ставропигиальный мужской монастырь Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)» при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям) - За выявление сакрального смысла великого исторического события СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРИЗ ЖЮРИ ЗА ТЕЛЕФИЛЬМ «НЕДЕТСКИЕ ИСТИНЫ» Автор, режиссер: Ирина Смагина Областное автономное учреждение «Телерадиовещательная компания «Мир Белогорья», Россия, Белград) - За уникальный цикл телепрограмм, в котором вечные ценности  открываются зрителям через видение мира детьми СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРИЗ ЖЮРИ ЗА ТЕЛЕФИЛЬМ «ОСТРОВА. ШОЛОХОВ» Автор сценария: Татьяна Земскова Режиссер: Андрей Судиловский (ВГТРК/ГТРК «Культура», Россия, Москва) – За попытку разобраться в противоречивой личности знаменитого писателя СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРИЗ ЖЮРИ ЗА ТЕЛЕФИЛЬМ «ПРОЩАЙ, ДВАДЦАТЫЙ ВЕК. РЕСТАВРАТОР ВСЕЯ РУСИ САВВА ЯМЩИКОВ» Автор сценария: Игорь Золотусский, Режиссер: Александр Шувиков

http://fest.radonezh.ru/article/news/fes...

Упразднен советской властью в 1926, возвращен РПЦ в нач. 1990-х. В 1993 бывшему Высоко-Петровскому монастырю присвоен статус Патриаршего подворья. Архитектурный ансамбль хорошо сохранился. Адрес: 127051, Россия, город Москва, улица Петровка, дом 28/2 Телефоны: +7 495 623 75 80 (храм Сергия Радонежского, по общим вопросам); +7 903 670 64 74 (паломническая служба, Максим Лазарев) Звонки принимаются с понедельника по пятницу с 10:00 до 19:00. Подробнее... Донской мужской монастырь (Москва) [ править править код ] Донской монастырьставропигиальный мужской монастырь Русской Церкви, ныне находящийся в черте города Москвы. Расположен на юго-западе исторической части города, на Донской площади. Ближайшая станция метро — «Шаболовская». Основан в 1591 году на месте расположения русского гуляй-города после отражения нападения крымского хана Газы II Гирея, отступившего с большими потерями, что было расценено как чудо. При монастыре действует гостиница. В Большом соборе чудотворная Донская икона Божией Матери - чтимый список с чудотворного образа (подлинник всегда находился в Благовещенском соборе Московского Кремля). Адрес : 117419, г. Москва, Донская площадь, 1 (м. «Шаболовская») Подробнее... Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь [ править править код ] Заиконоспасский монастырь основан царем Борисом Годуновым в Москве в 1600 г. Первое упоминание о нём в исторических документах относится к 1635 г. Известно, что располагался Спасский монастырь на Никольской улице за иконным рядом, где можно было выменять икону - отсюда название " Заиконоспасский " . Позднее монастырь стал известен как «учительский» благодаря созданной в его стенах просветительской школе, реорганизованной затем в Славяно-греко-латинскую академию - первое высшее учебное заведение в России, давшее начало Московской духовной академии. Адрес: 103012, г. Москва, ул. Никольская, д. 7. корпус 9. Телефон: +7(495) 921 03 78 Подробнее... Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь (Москва) [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Москва_(монаст...

Сретенский монастырь : свт. муч. Иларион Верейский (ХХ в.). Покровский женский монастырь : блаж. Матрона Московская (ХХ в.). Зачатьевский женский монастырь : преп. Иулиания и Евпраксия Московские (XIV в.), «Милостивая» икона Божией Матери. Новодевичий Смоленской иконы Пресвятой Богородицы женский монастырь : преп. Елена Московская (XVI в.), «Иверская» икона Божией Матери. Донской монастырь : свт. Тихон Московский (ХХ в.), «Донская» икона Божией Матери (в алтаре). Подворье Афонского Пантелеимонова монастыря : преп. Аристоклий Афонский (ХХ в.). Ново-Спасский монастырь: «Смоленская» икона Божией Матери. Высокопетровский монастырь : «Казанская» икона Божией Матери. Иоанно-Предтеченский женский монастырь: икона св. Иоанна Предтечи с обручем. Посёлок ДСК Мичуринец: Святой источник Казанской иконы Божией Матери Поселок Святой источник Параскевы Пятницы (Ерино): Святой источник Параскевы Пятницы Сводная таблица храмов и монастырей Москвы [ править править код ] Административный округ Храм Монастырь Центральный Северный Северо-Восточный Восточный Юго-Восточный Юго-Западный Западный Северо-Западный Ильинское благочиние (поселения НАО: Внуковское, Воскресенское, Десёновское, Московский, «Мосрентген», Сосенское, Филимонковское) Никольское благочиние (поселения НАО: Рязановское, Щербинка) Одигитриевское благочиние (поселения НАО: Кокошкино, Марушкинское) Новотроицкое благочиние (образовано 5 декабря 2019 г., объединяет приходы на территории Троицкого административного округа) Монастыри [ править править код ] Все монастыри Москвы Донской мужской монастырь (Москва) [ править править код ] Донской монастырьставропигиальный мужской монастырь Русской Церкви, ныне находящийся в черте города Москвы. Расположен на юго-западе исторической части города, на Донской площади. Ближайшая станция метро — «Шаболовская». Основан в 1591 году на месте расположения русского гуляй-города после отражения нападения крымского хана Газы II Гирея, отступившего с большими потерями, что было расценено как чудо.

http://azbyka.ru/palomnik/Москва

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010