Донской монастырь, 1 класса, ставропигиальный (с 1764 года), в Москве, близ Калужской заставы, на Донской улице. Основан в 1593 году царем Федором Иоанновичем (см. 19 августа). В смутное время монастырь подвергся разорению и опустошению. По возобновлении царями Михаилом Федоровичем и Алексеем Михайловичем монастырь сделался «богомольем царей»: сюда совершались крестные ходы, в которых принимали участие цари. Величественный соборный храм в честь Донской иконы Божией Матери, сооруженный усердием царевны Екатерины Алексеевны, при участии царя Федора Алексеевича, освящен в 1698 году. Он построен в стиле зодчества конца ХУПвека; стены расписаны фресками итальянцем Клаудио; иконостас искусной резьбы XVII века; иконы фряжского письма. Здесь находится чтимый список с чудотворной иконы Божией Матери. Второй соборный храм также в честь Донской иконы Божией Матери с приделами преподобного Сергия и Федора Стратилата построен в 1593 году. Он находится на том же месте, где в 1593 году стояла временная церковь во имя преподобного Сергия, в которую принесена Донская икона Богоматери. Настоящий свой вид храм принял позднее, В 1893 году он был возобновлен как снаружи, так и внутри. У левого клироса под мраморной гробницей покоится тело Московского архиепископа Амвросия, убиенного в монастыре в 1771 году во время бунта по случаю чумы. Каменная ограда монастыря сооружена в 1692 году. В 1712 году сооружен Сретенский храм.Здесь находится усыпальница царей Имеретинских и князей Грузинских. В 1714 году построен в стиле возрождения Тихвинский храм царицей Прасковьей Федоровной, супругой царя Иоанна Алексеевича, возобновленный в 1815 году. В 1812 году монастырь был разграблен французами и только некоторая часть драгоценностей увезена была в город Вологду. В 1897 году близ святых ворот построен в византийском стиле двухпрестольный храм с усыпальницей семейства известных московских коммерсантов Первушиных. Кладбище монастыря служит местом упокоения некоторых писателей и публицистов ( А.Н. Сумароков, М.М. Херасков и др.) и по богатству и великолепию своих памятников представляет собою открытый музей замечательных произведений зодчества. Ежегодно 19 августа совершается крестный ход из Успенского собора в монастырь. При нем духовное училище и находящаяся под непосредственным наблюдением Московской Святого Синода конторы иконописная палата (имени Селезнева) для обучения живописи и исполнения работ по заказам (написания отдельных икон и складней, иконостасов и украшения храмов стенной фресковой живописью), согласно проектам, нарочито исполняемым в духе Церковью установленной и обычаем освященной русской и византийской старины (с каковыми заказами следует обращаться в Канцелярию Московской Священного Синода Конторы).

http://sobory.ru/article/?object=02994

Затем на плацу перед кадетским корпусом состоялось торжественное построение воспитанников учебного заведения по случаю праздника Донской иконы Божией Матери и Дня российского казачества. На построении присутствовали главы и духовенство Донской и Астраханской митрополий, представители региональной власти и городской администрации, преподаватели корпуса, воспитанники и их родители, казаки Всевеликого войска Донского. С приветственным словом к присутствовавшим обратились митрополит Меркурий, митрополит Никон, временно исполняющий обязанности губернатора Астраханской области Игорь Бабушкин, заместитель полномочного представителя Президента РФ в Южном федеральном округе Анатолий Сафронов, атаман Всевеликого войска Донского казачий генерал Виктор Гончаров. В рамках торжеств впервые состоялось вручение исторических хоругвей Астраханского казачьего войска казачьим взводам кадетского корпуса. Реликвии переданы с целью сохранения и приумножения воинских традиций астраханского казачества и воспитания учащихся корпуса в духе верности идеалам патриотизма и исторической памяти казачества. На основании приказа взводам корпуса переданы Чероноярская, Камышинская, Саратовская, Царицынская и Красноярская хоругви. Ранее они принадлежали казачьим сотням, принимавшим участие в Отечественной войне 1812 года, русско-турецких войнах и казачьим полкам Войска Донского, охранявшим территорию России и поддерживающим порядок в губерниях. Реликвии юным кадетам вручили Игорь Бабушкин, Анатолий Сафронов, Виктор Гончаров, Константин Маркелов, председатель Думы Астраханской области Игорь Мартынов. Построение завершилось торжественным маршем воспитанников кадетского корпуса. Затем представители ростовской делегации посетили Астраханский кремль. Во время экскурсии их сопровождали митрополит Никон и клирики Астраханской митрополии. Чтимый образ иконы Божией Матери «Донская» создан по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и освящен в Третьяковской галерее, где хранится чудотворный образ Донской иконы Богородицы. Список иконы выполнен мастерами художественно-реставрационных мастерских московского Данилова ставропигиального монастыря . Оклад иконы также является точной копией исторического. 6 мая 2015 года точный список почитаемого образа Донской иконы Божией Матери принесен в Ростов-на-Дону, где был торжественно встречен и передан в Ростовский кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы. Ежедневно перед иконой совершаются молебны, чтимый образ доступен для поклонения верующих.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5496022...

«Господи, Боже и Создателю наш, образом Своим почтый нас человеки, научивый избранныя Твоя, яко дивитися внемлющым учению Твоему, открывый премудрость младенцем; иже Соломона и всех взыскующих премудрости Твоей научивый, отверзи сердца, умы и уста рабов Твоих сих, во еже прияти силу закона Твоего, и со успехом познати преподаваемые им полезная учения, в славу Пресвятаго имене Твоего, в пользу и созидание Святей Твоей Церкви, и разумети благую и совершенную волю Твою. Избави всех учащих и учащихся от всякаго налога вражия, соблюди их в Православии и вере, и во всяком благочестии и чистоте во вся дни жизни их, да преуспеют в разуме и во исполнении заповедей Твоих; да тако преуготовленные прославят Пресвятое имя Твое, и будут наследниками Царствия Твоего. Яко Ты еси Бог силен в милости, и благ в крепости, и Тебе подобает всякая слава, честь и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, всегда, ныне и присно, и во веки веков». За Литургией Предстоятель Русской Православной Церкви рукоположил диакона Владимира Минаева, клирика храма Вознесения Господня на Гороховом Поле г. Москвы, в сан пресвитера. Проповедь перед причастием произнес иеромонах Филарет (Бердников), насельник Донского монастыря. По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл совершил славление и молитву перед Донской иконой Божией Матери. Затем Святейший Владыка обратился к верующим с Первосвятительским словом . От лица насельников и прихожан Донского монастыря митрополит Каширский Феогност поблагодарил Предстоятеля за особое внимание к обители и за возможность молиться у чудотворной Донской иконы Божией Матери в сей день. Наместник монастыря преподнес Его Святейшеству икону Первосвятителей Московских.  Верующим были вручены иконки Донской Божией Матери с Патриаршим благословением. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 18 апреля 2024 г. (5 апреля ст.ст.) четверг Четверток Великого канона. Мчч. Агафопода диакона, Феодула чтеца и иже с ними (ок. 303). Перенесение мощей свт. Иова, патриарха Московского и всея России (1652).

http://patriarchia.ru/db/text/5955916.ht...

Распрощались с владыками и наместником. Отправились ночевать в трапезный корпус, в келию, приготовленную для нас. 27.05.94 Перед дальней дорогой решили просить молитвенной помощи небесных покровителей земли Русской. Проснувшись и помолившись, вошли в храм Святых отцов семи Вселенских Соборов Данилова монастыря. Приложились к мощам благоверного князя Даниила Московского — основателя монастыря, сына Александра Невского. Испили воды из монастырского источника и отправились к преподобному Сергию. Благополучно добравшись до лавры, сразу же вошли в Троицкий собор и приложились к мощам игумена земли Русской преподобного Сергия. Святый преподобный отче Сергие, моли Бога о нас. Понимали мы разумом своим, что едем в Святую Землю, а душа перед дальней дорогой скорбела и дух смущался в плоти нашей. И только преподобный Сергий нас успокоил и умиротворил. Поселил в наших сердцах мир и радость, которая не оставляла нас во все дни паломничества. Поклонившись мощам Сергия, отправились осматривать святыни монастыря. Вошли в Покровский храм Духовной академии, приложились к мощами Феодора Тирона, Андрея, Христа ради юродивого, мученика Нестора. Лицезрели сокровища Церковного археологического кабинета академии. Пригласили нас на обед в семинарскую трапезную. Все слава Богу! Вечером возвратились в Москву. 28.05.94 От Данилова монастыря отправились пешком в Донской монастырь поклониться мощам святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси. Помолившись, вошли во врата Донского монастыря. Встретил нас наместник архимандрит Агафодор (Маркевич) — молодой монах, на плечи которого легла нелегкая ноша восстановления порушенной святыни, восстановления храмов и духа монастыря. Помоги ему, Господи. С трепетом душевным преступили порог главного реставрируемого храма в честь иконы Донской Божией матери. Поклонились и приложились к мощам святителя Тихона, хранящимся слева от Царских врат: «Святителе отче Тихоне, моли Бога о нас». Слезы лились из наших глаз, так благодать святых мест очищала душу. Приложились к чудотворной иконе Донской Божией Матери в иконостасе собора и пошли осматривать монастырь. В Малом соборе поклонились месту, где были обретены мощи святителя Тихона. Открывались мощи при участии архиепископа Евсевия, бывшего в то время правящим архиереем Самарской епархии.

http://azbyka.ru/fiction/na-svyatoj-zeml...

Многие чудеса проистекали от этого образа. В 1591 году вторглись в русские пределы крымские татары, подошли, к самой Москве и раскинули шатры свои на Воробьевых горах. В то время почти все русское войско стояло в Великом Новгороде, защищая его от шведов. Столица оказалась беззащитной. Царь Федор Иоаннович, уповая на помощь свыше, повелел совершить вокруг городских стен крестный ход с Донской иконой, а затем поставить ее посреди малочисленного московского воинства. Ночью после усердной молитвы царь получил откровение от явившейся ему Богоматери, а утром устрашенные неведомой высшей силой татары покинули поле битвы и стали спасаться бегством, бросив множество раненых и весь свой стан. В воспоминание столь дивной победы, дарованной чудотворным образом, царь в том же 1591 году основал монастырь на месте, где стояла тогда Донская икона. Монастырь, так и названный Донским, хранил в своих стенах список с Чудотворной. Ежегодно 19 августа сюда шел из Кремля крестный ход. 7 мая 1686 года князь Василий Васильевич Голицын, отправляясь в поход на Крым, взял с собой чудотворную Донскую икону. По возвращении ее встречали государи Иоанн, Петр и царевна Софья. Все возвращается на круги своя. В Донском монастыре, месте погребения святителя Тихона, где неугасимо горят лампады перед списком с чудотворной иконы, вновь звучит пение иноков. К православной России вернулся и другой чтимый список Донской Богоматери, исполненный уже в 1920-х годах замечательным изографом — новомучеником Владимиром Комаровским: этот образ пребывает в нижнем храме собора Святых Отцов Семи Вселенских Соборов Свято-Данилова монастыря. Придет время — и, веруем, скоро — когда вновь зазвонят колокола в ознаменование возобновленного крестного хода. И опять засияет дивным светом над склоненными головами православных людей чудотворная икона Божией Матери Донской, и восславят они Ее в своих молитвах. Тропарь, глас 4 Заступнице верных Преблагая и Скорая, Пречистая Богородице Дево! Молим Тя пред святым и Чудотворным образом Твоим, да якоже древле от него заступление Твое граду Москве даровала еси, тако ныне нас от всяких бед и напастей милостиво избави и спаси души наша, яко Милосердая.

http://pravoslavie.ru/1920.html

Сведения о владельцах Юзской волости в первой половине XVII в. в источниках расходятся. В галичских писцовых книгах князя Н. Я. Мещерского и Н. И. Беклемишева 1626–1635 гг. отмечено «в Галичском уезде в Кологривской осаде в Южской волости Донского монастыря в вотчине» село Андреевское . По другим же данным волость в это время и, как минимум, до 1648 г. находилась в поместном владении за думным дьяком М. Ф. Даниловым: «Волость Юза в поместье за думным дьяком Михаилом Даниловым… Селищо Ондреевское на реке на Юзе» . В переписной книге Галичского уезда 1648 г. в волости Юза отмечены погост Воскресенский, сельцо Андреевское и 12 жилых деревень (Челищево, Лукерьино, Дрествяное, Кожухово, Степанково, Бутково, Шонурово, Рослятино, Офонково, Сысоево тож, Рысенково, Полюдово, Жубреино), а в них 95 крестьянских дворов. С середины XVII в. волость числилась за стольником, думным дворянином А. С. Хитрово . В 1680 г. последний попал в опалу, после чего, очевидно, владения были конфискованы в государеву казну. В переписи Галичского уезда 1678 г. в волости Юза отмечены погост Воскресенский, сельцо Андреевское и 12 деревень – Степанково, Шонурово, Рослятино, Рысенково, Челищево, Дресвяново, Кожухово, Бутково, Полюдово, Афонково, Лукерьино, Жубрино. В них находилось 142 крестьянских и бобыльских двора, проживали 400 человек . Н. А. Горская установила, что село Андреевское с деревнями в Юзской волости Галичского уезда до 1690 г. являлось отписной вотчиной князя М. Крапоткина . Следовательно, около 1690 г. она стала владением Донского мужского монастыря. Впоследствии, в ходе губернской реформы 1775 г. волость Юза из Галичского уезда была передана во вновь образованный Никольский уезд. На картах материалов Генерального межевания она находится в составе Никольского уезда Вологодского наместничества (1786 г.). Владелец Юзской волости в XVIII в. московский в честь Донской иконы Божией Матери ставропигиальный мужской монастырь расположен на юго-востоке Москвы и является одним из самых известных. Он основан царем Феодором Иоанновичем и боярином Б. Ф. Годуновым в 1591–1592 гг. в память об избавлении Москвы от нашествия крымского хана Казы-Гирея, во славу чудес, совершившихся при этом от Донской иконы Божией Матери. В конце июне 1591 г. войска хана Казы-Гирея подступили к Москве. По инициативе государя 2 июля 1591 г. был совершен торжественный крестный ход: епископ Суздальский и Тарусский Иов обнес Донскую икону по городовым стенам Москвы и затем, обойдя воинский обоз, поставил образ в походной Сергиевской церкви. 5 июля, за час до рассвета, хан с войском бежал с великим страхом и ужасом, «пометав на дороге лошадей и рухляди (имущество) и даже возки свои, в которых сам ехал» .

http://sedmitza.ru/lib/text/10379901/

На том месте, где в обозе стояла походная Сергиевская церковь с чудотворной Донской иконой, между Даниловым и Новодевичьим монастырями, царь Феодор Иоаннович «повеле устроити» общежительный монастырь. Возведенная в нем церковь первоначально получила именование «во имя Пречистыя Богородицы и славныя Ея Похвалы». Тогда же для нее выполнили список «подобие пречюдные иконы Пречистые Богородицы Донския» . Спустя некоторое время здесь был отстроен собор в честь Донской иконы Божией Матери, ныне называемый Малым собором, в честь которого монастырь и получил впоследствии свое название. Многочисленные владения московского Донского монастыря были разбросаны по всей территории России, от центра до реки Камы, к 1764 г. располагались в 13 уездах, в том числе в Вологодском, Галицком, Дмитровском, Казанском, Медынском, Московском, Перемышльском, Тверском, Ярославском. Эти вотчины в той или иной степени изучены, что нельзя сказать о Юзской волости: она осталась в силу своей отдаленности от центра или других причин, неисследованной и малоизвестной в историографии. В настоящем исследовании мною привлечены архивные материалы, касающиеся этого региона. Документы Донского монастыря, в том числе переписи Юзской вотчины 1704, 1718 (учтено женское население), 1719, 1721, 1739 гг. хранятся в Центральном государственном архиве Москвы (ЦГА Москвы. Ф. 421). Юзская вотчины Галичского уезда находилась на большом удалении от Донского монастыря, поэтому в ходе переписи владений Церкви 1701–1703 гг., организованной Монастырским приказом, переписчик не смог до нее добраться. Описать ее удалось только в 1704 г.: «что в прошлом 1703 году по указу великого государя из Монастырского приказа стольник для переписи в ту вотчину не доехал» . В это время в ее состав входили село Андреевское, деревни Село, Степанково, Кленовка, Овсяниково, Бутково, Шонорово, Жубрино, Крюково, Сельская, Полюдово, Рослятино, Афонково, Рысенково, Челищево, Лукерьино, Дресвяново, Кожухово и вновь построенная деревня Моставатка – всего 19 селений с 211 крестьянскими и двумя бобыльскими дворами, в которых проживали 788 человек мужского пола, «под ними тягла 132 деньги и 3 пирога» . По ландратской переписи Галичского уезда от 25 марта 1717 г. за Донским монастырем в Юзской волости Кологривской осады отмечена убыль дворов (зафиксировано много запустевших): в селе Андреевском и 14 деревнях записано в 55 жилых дворах 512 душ мужского пола и 147 женского пола, а всего 659 человек обоего пола .

http://sedmitza.ru/lib/text/10379901/

Принимал участие в написании знамен; так, в марте 1673 г. писал пожалованное впоследствии думному дворянину Ивану Савостьяновичу Большово-Хитрово для Донской службы полковое знамя: по камке с образами Покрова Пресв. Богородицы и Живоначальной Троицы с 2 сторон. Занимался починкой старых образов. В 1674 г. он вместе с Симоном Ушаковым поновил привезенный из Греции древний Влахернский образ Божией Матери в московском Успенском соборе. Тогда же П. поновлял с др. мастерами иконы из иконостаса Успенского собора Московского Кремля, в 1675 г.- стенопись в царских жилых покоях. В 1677 г. иконописец «чинил» образ Божией Матери «Знамение» на воротах Каменного моста. По царскому распоряжению П. обучал иконописанию жившего при дворе безрукого от рождения Полиевкта Никифорова, к-рый писал иконы, удерживая кисть ртом. Поскольку П. пришел в Оружейную палату сложившимся мастером, его произведения при общем следовании принятой у царских изографов стилистической манере отличает нек-рая сдержанность в восприятии приемов разработанного Симоном Ушаковым живоподобного письма ликов. Среди изографов царской иконописной мастерской П. выделялся унаследованной им от мастеров строгановской школы виртуозностью владения приемами миниатюрной живописи. Именно маленькие иконы «мелочного письма» представляют наибольший интерес в его художественном наследии. Известны 11 произведений, имеющих подпись П., в 3 из них подлинность подписи и самой живописи сомнительны («Свт. Николай» в собрании Рогожской старообрядческой общины в Москве; «Рождество Богородицы, Введение во храм, со свт. Григорием и мц. Параскевой (Доброчадие)», ГТГ; «Чудо великомучеников Георгия Победоносца и Димитрия Солунского», ГТГ). Предполагается, что имя П. как известного мастера-миниатюриста использовалось в XIX в. старообрядцами при фальсификации произведений. В связи с пожаром, случившимся за год до смерти П., он получил из казны ссуду в 100 р.; по царскому указу с его вдовы Матрены этот долг сняли, поскольку было признано, что иконописец его «мастерством своим заплатил». П. умер бездетным; имена иконописца и его родных вписаны в Синодик Макариева Желтоводского монастыря (Нижегородский гос. историко-архитектурный музей-заповедник. 13748. Л. 20 об.), где, по некоторым данным, художник был похоронен.

http://pravenc.ru/text/2578612.html

Корнилий (с 1649), по др. сведениям, старец Иона (ок. 1648). Затем обитель возглавляли настоятели в сане игуменов: Трофим (ок. 1650), Исаия (1652-1655), Никон (1656-1677), Иаков (1678-1680), Никон (1682-1684), Амвросий (1685-1687), Сергий (1687-1688), Авраамий (1688-1691), Павел (Сниторцев). В 1719 г. в К. м. была введена архимандрития. Когда в 1725 г. архим. Иоасаф (Шамаев) был переведен в донецкий во имя Иоанна Предтечи муж. мон-рь , обитель возглавил игум. Сергий. По настоятельному ходатайству братии и вкладчиков (87 чел.) он был возведен в сан архимандрита (ОДДС. Т. 8. С. 140). Одним из достойнейших настоятелей (1738-1748; 1753-1760) К. м. был архим. Варлаам, 13 сент. 1748 г. переведенный в московский Чудов в честь Чуда арх. Михаила в Хонех мон-рь . В 1751 г. по ходатайству Синода он был награжден имп. Елизаветой Петровной правом ношения панагии, архиерейским жезлом и правом служения литургии с отверстыми царскими вратами до Великого входа. Нек-рое время архим. Варлаам являлся наместником московского Донской иконы Божией Матери мон-ря , затем вновь возглавил К. м., где и скончался. В 1751-1753 гг. настоятелем К. м. был архим. Феодосий, в 1763-1774 гг.- архим. Исаакий, сын священника г. Шацка Тамбовской губ., принявший постриг в Саровской пуст. В 1764 г. мон-рь был причислен ко 2-му классу, в 1774 г. подвергнут разграблению участниками Пугачёвского восстания. По легенде, насельники спрятали в монастырских подвалах самые ценные предметы церковной утвари. За встречу Пугачёва в обители архим. Исаакий был лишен сана, монашества и сослан в Сканов во имя Св. Троицы мон-рь , где вскоре скончался. В 1779 г. настоятелем К. м. был назначен архим. Иоанникий (Никифорович-Полонский) , переведенный из владимирского Константино-Еленинского монастыря. «За усердие к просвещению» архим. Иоанникий был награжден архиерейским жезлом; он первым из настоятелей К. м. стал обладателем мантии со скрижалями. Последующие настоятели К. м. назначались из ректоров семинарии, имели право носить мантию со скрижалями и служить до Херувимской песни при открытых царских вратах и с архиерейским жезлом.

http://pravenc.ru/text/1319856.html

13 авг. 1910 г. был назначен архиепископом Полтавским и Переяславским. При Н. в Полтаве было начато строительство Епархиального дома, были организованы миссионерские курсы, прошли съезды законоучителей, начал работу Кружок законоучителей им. Иоанна Кронштадского. 8 марта 1913 г. был переведен на Херсонскую и Одесскую кафедру. В 1914 г. его трудами при Григориево-Бизюковом мон-ре была открыта пастырско-миссионерская семинария с 3-летним курсом обучения (принимались лица, закончившие 3 класса духовной семинарии или учительские школы и семинарии, а также диаконы и псаломщики - учителя церковноприходских школ). Во время первой мировой войны по инициативе Н. был сформирован для отправки на фронт санитарный отряд из братии Григориево-Бизюкова мон-ря. Были устроены лазареты для раненых при госпитальных церквах в Николаеве и Одессе, в Григориево-Бизюкове, Архангело-Михайловском и других монастырях, организовывались сборы пожертвований в пользу детей погибших воинов, был открыт епархиальный лазарет. Был награжден орденами св. Анны 1-й степени и св. Владимира 3-й степени. После Февральской революции 1917 г. Н. сразу поддержал Временное правительство, в мае того же года участвовал в торжественных мероприятиях, посвященных перенесению останков лейтенанта П. П. Шмидта и казненных вместе с ним революционных матросов с о-ва Березань в Севастополь. 28 сент. 1917 г. уволен на покой и назначен настоятелем Симонова Нового московского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря . В 1919 г. назначен управляющим Донской иконы Божией Матери московского мужского монастыря . Во время кампании по вскрытию мощей присутствовал при организованном властями осмотре хранившихся в то время в Донском мон-ре мощей Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия и подписал соответствующий акт. В 1920 г. назначен управляющим Курской и Обоянской епархией. В том же году Н. был арестован и отправлен в Москву, но вскоре освобожден и вернулся в Курск. 23 авг. 1921 г. возведен в сан митрополита. После ареста в мае 1922 г.

http://pravenc.ru/text/2564626.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010