6 Священномученик Серафим (Остроумов Михаил Митрофанович) родился 6 ноября 1880 г. в Москве в семье псаломщика. Обучался в Заиконоспасском духовном училище, затем в Московской духовной семинарии, а с 1900 по 1904 г. в Московской духовной академии, которую окончил со степенью кандидата богословия и оставлен профессорским стипендиатом. 14 сентября 1904 г. пострижен в монашество и рукоположен в сан иеродиакона, а 19 сентября — во иеромонаха и оставлен преподавателем в МДА. В 1906 г. назначен наместником Яблочинского монастыря на Холмщине. С января 1914 г. — ректор Холмской духовной семинарии. 3 апреля 1916 г. в Москве хиротонисан во епископа Бель-ского, викария Холмской епархии. Вскоре епископ Серафим был назначен управляющим Орловской епархии. В марте 1918 г. в Орле был первый раз арестован. Через 4 месяца — повторный арест. В 1922 г. Орловским ревтрибуналом за сопротивление изъятию церковных ценностей вновь арестован и осужден на 7 лет тюрьмы со строгой изоляцией. В 1924 г. освобожден из Орловской тюрьмы по амнистии. В декабре 1926 г. в очередой раз арестован и выслан за пределы Орловской епархии. С ноября 1927 г. — архиепископ Смоленский и Дорогобужский. 11 ноября 1936 г. опять арестован в Смоленске за «антисоветскую агитацию». В 1937 г. осужден и сослан в Казахстан в Карлаг. В ноябре 1937 г., находясь в заключении, вторично был привлечен к уголовной ответственности и приговорен к высшей мере наказания. 8 декабря 1937 г. расстрелян под Смоленском в Катынском лесу. В 2001 г. священномученик Серафим (Остроумов) причислен к лику святых и внесен в Собор новомучеников от Орловской епархии. 7 Донской монастырь был основан в 1591 г. в память чудесного избавления Москвы от нашествия крымского хана Казы-Гирея, в том же году был построен первый каменный собор в честь Донской иконы Божией Матери. В конце XVII в. на территории монастыря было основано кладбище для московской знати, которое существует до настоящего времени. С 1922 по 1925 г. в Донском монастыре находился под стражей Святейший Патриарх Тихон, и здесь же, в Малом соборе, он был погребен. В 1926 г. монастырь был закрыт. С конца 1920-х гг. в монастырских помещениях разместился антирелигиозный музей, а с 1934 г. в монастыре находился Музей архитектуры. В 1949 г. в Малом соборе монастыря были возобновлены богослужения и в левом приделе устроена мироварня для приготовления святого мира для всех приходов Русской Православной Церкви. В 1990 г. Донской монастырь был возвращен Московской Патриархии. В настоящее время восстановлен.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3252...

Малый собор Донского монастыря открылся после реставрации 15 марта 2011 г. 10:22 После реставрации Малый собор Донского ставропигиального мужского монастыря вновь открылся для прихожан, паломников и гостей древней московской обители. Первый собор монастыря во имя Донской иконы Божией Матери, ныне именуемый Старый или Малый, построен в 1593-1596 гг. мастерами боярина Бориса Годунова. В 1677-1678 гг. в память разгрома татаро-турецких войск под Чигириным к первоначальному небольшому бесстолпному храму пристроили приделы во имя преподобного Сергия Радонежского и великомученика Федора Стратилата. Трапезная (1673 г.) и шатровая колокольня (1679 г.) завершили ансамбль храма. Именно в Малом соборе Донского монастыря 30 марта/12 апреля 1925 г. был погребен святитель Тихон, Патриарх Всероссийский . В 1930 гг. собор закрыли, в нем разместилось общежитие метрополитена. В 1946-1950 гг. были проведены работы по реставрации фасадов и интерьеров храма по проекту Н.Н. Соболева. При реставрации в храме установили иконостас из разрушенной церкви во имя Харитона Исповедника, что в Огородниках. В 1948 г. Святейший Патриарх Алексий I в преддверии совещания Предстоятелей Автокефальных Православных Церквей, которое должно было пройти в Москве, ходатайствовал об открытии церкви в Донском монастыре, «где находится могила Патриарха Тихона», приписав ее к храму Ризоположения на Донской улице. Вопрос решился положительно; в храме по праздничным дням возобновились богослужения. С этого же времени здесь стало совершаться мироварение, так как в трапезной части храма была устроена мироваренная печь для приготовления Святого мира для всех приходов Русской Православной Церкви. В процессе реставрационных работ в те годы были восстановлены завершение храма пирамидой кокошников, ступенчатые своды перекрытия четверика основного объема и ниши внутри храма, воссозданы белокаменные порталы. В 1991 г. Донской монастырь был возвращен Русской Православной Церкви. Вскоре в Малом соборе в результате поджога случился пожар, после которого храм отремонтировали, а в феврале 1992 г. в трапезной части храма были обретены святые мощи Патриарха Тихона. В середине 1990-х годов над местом погребения святителя возведена изукрашенная сень.

http://patriarchia.ru/db/text/1429472.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИТРОФАН Митрофан (Гринёв), еп. Арзамасский (2-й слева в 1-м ряду), среди соловецких узников. Фотография. 1923 г. Митрофан (Гринёв), еп. Арзамасский (2-й слева в 1-м ряду), среди соловецких узников. Фотография. 1923 г. (Гринёв Федор (Василий (?)) Васильевич; 17.01.1873, Воронеж - 17.02.1938, Ульяновск), еп. Арзамасский. Из дворянской семьи. Окончил Воронежскую гимназию, в 1905 г.- педагогические курсы в С.-Петербурге. По некоторым сведениям, учился в Николаевской военной академии. До 1915 г. служил воспитателем и преподавателем в одном из московских кадетских корпусов, имел военный чин подполковника. Обучался в Московском археологическом институте. 18 мая 1916 г. стал послушником Данилова во имя преподобного Даниила Столпника московского мужского монастыря . В 1918 г. получил высшее богословское образование в Москве (видимо, на курсах, читавшихся профессорами закрытой МДА). 1 июня того же года назначен зав. монастырской библиотекой и книжной лавкой. В 1919 г. принял монашеский постриг с именем Митрофан. С 3 марта 1919 г. выполнял послушание иподиакона, с 6 мая - помощника ризничего. 22 мая рукоположен во диакона, 10 апр. 1920 г.- во иерея. 20 апр. того же года назначен ризничим Данилова мон-ря. 20 авг. стал настоятелем московского в честь иконы Божией Матери «Знамение» мужского монастыря . 30 авг. возведен в сан архимандрита. 1 окт. был назначен временным наблюдателем часовни Боголюбской иконы Божией Матери в Москве. 1 нояб. 1920 г. переведен на должность настоятеля задонского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря . 27 июня 1921 г. М. хиротонисан во епископа Аксайского, викария Донской епархии. В 1922 г. Донской епархиальный совет признал обновленческое Высшее церковное управление (ВЦУ) и образовал епархиальный комитет ВЦУ. М. не присоединился к обновленчеству и 22 янв. 1923 г. при содействии обновленцев был арестован в Ростове-на-Дону Донской ЧК. На следующий день был этапирован в Москву вместе с проходящими по одному с ним делу священнослужителями. 30 марта 1923 г. постановлением Особой комиссии при НКВД СССР был приговорен к 3 годам ИТЛ. В мае отправлен в Архангельск. В июне 1923 г. переведен в Соловецкий лагерь особого назначения. В 1926 г., по отбытии срока заключения, отправлен в ссылку в г. Алатырь Чувашской АССР. 29 сент. 1927 г. М. был назначен епископом Алатырским, викарием Ульяновской епархии. С 1929 г. временно управлял Чебоксарской епархией. 29 окт. 1930 г. назначен епископом Ульяновским, служил в Воскресенско-Германовском храме. В 1931 г. в Ульяновске происходило массовое закрытие храмов. Из 14 имевшихся в городе церквей были закрыты 7, в т. ч. все принадлежавшие Патриаршей Церкви (из оставшихся 5 храмов были григорианскими (см. Григорианский раскол ), 2 - обновленческими). Не имея возможности проводить службы в Ульяновске, М. был вынужден переехать в Мелекесс Средневолжского края (ныне Димитровград Ульяновской обл.).

http://pravenc.ru/text/2563434.html

Многие чудеса проистекали от этого образа. В 1591 году вторглись в русские пределы крымские татары, подошли, к самой Москве и раскинули шатры свои на Воробьевых горах. В то время почти все русское войско стояло в Великом Новгороде, защищая его от шведов. Столица оказалась беззащитной. Царь Федор Иоаннович, уповая на помощь свыше, повелел совершить вокруг городских стен крестный ход с Донской иконой, а затем поставить ее посреди малочисленного московского воинства. Ночью после усердной молитвы царь получил откровение от явившейся ему Богоматери, а утром устрашенные неведомой высшей силой татары покинули поле битвы и стали спасаться бегством, бросив множество раненых и весь свой стан. В воспоминание столь дивной победы, дарованной чудотворным образом, царь в том же 1591 году основал монастырь на месте, где стояла тогда Донская икона. Монастырь, так и названный Донским, хранил в своих стенах список с Чудотворной. Ежегодно 19 августа сюда шел из Кремля крестный ход. 7 мая 1686 года князь Василий Васильевич Голицын, отправляясь в поход на Крым, взял с собой чудотворную Донскую икону. По возвращении ее встречали государи Иоанн, Петр и царевна Софья. Все возвращается на круги своя. В Донском монастыре, месте погребения святителя Тихона, где неугасимо горят лампады перед списком с чудотворной иконы, вновь звучит пение иноков. К православной России вернулся и другой чтимый список Донской Богоматери, исполненный уже в 1920-х годах замечательным изографом — новомучеником Владимиром Комаровским: этот образ пребывает в нижнем храме собора Святых Отцов Семи Вселенских Соборов Свято-Данилова монастыря. Придет время — и, веруем, скоро — когда вновь зазвонят колокола в ознаменование возобновленного крестного хода. И опять засияет дивным светом над склоненными головами православных людей чудотворная икона Божией Матери Донской, и восславят они Ее в своих молитвах. Тропарь, глас 4 Заступнице верных Преблагая и Скорая, Пречистая Богородице Дево! Молим Тя пред святым и Чудотворным образом Твоим, да якоже древле от него заступление Твое граду Москве даровала еси, тако ныне нас от всяких бед и напастей милостиво избави и спаси души наша, яко Милосердая.

http://pravoslavie.ru/1920.html

Новости 23 августа, 2010 В Соловецком монастыре совершены две архиерейские хиротонии 22 августа, в праздник Собора Соловецких святых, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Спасо-Преображенском соборе Соловецкого мужского монастыря и совершил хиротонию архимандрита Вениамина (Лихоманова) во епископа Рыбинского, викария Ярославской епархии. 23 августа, 2010 Восстанавливается облик Саровской пустыни 20 августа архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий провел в Сарове плановое совещание по вопросу восстановления историко-культурного облика монастыря Саровская пустынь в пятницу. 21 августа, 2010 Пострадавшему на тушении лесов пожарному срочно нужна кровь: 4 отрицательная 29 июля 2010 года в районе рабочего посёлка Моховое Луховицкого района Московской области отделение 229 пожарной части обеспечивало тепловую защиту трактора, осуществляющего опашку горящего лесного массива. В результате выброса тепловой энергии от верхового лесного пожара сильные ожоги тела, лица и конечностей получил пожарный ПЧ-229 (г. Луховицы) Коломенского территориального управления ГУ МО «Мособлпожспас» Федоров Юрий Леонидович ,1982 г.р. 21 августа, 2010 Архимандрит Пантелеимон (Шатов) хиротонисан во епископа 21 августа 2010 года, в день памяти преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил служение Божественную литургии в Спасо-Преображенском соборе Соловецкого ставропигиального мужского монастыря. 20 августа, 2010 В Донском монастыре пройдет пресс-конференция «День Донской иконы Божией Матери – главный праздник российского казачества» 25 августа 2010 года в преддверии празднования дня Донской иконы Божией Матери, в Донском монастыре пройдет пресс-конференция «День Донской иконы Божией Матери – главный праздник российского казачества». 20 августа, 2010 Память обретения мощей свт. Митрофана Воронежского 20 августа Русская Православная Церковь вспоминает обретение мощей одного из святых Синодального периода - святителя Митрофана, епископа Воронежского.

http://pravmir.ru/category/news/page/564...

Сохранилась челобитная, она была написана около 1670 г. архимандриту ярославского Спасского монастыря Игнатию от жителей села Благовещенье, у которых крестьяне смежной деревни Антоновской вспахали половину луга: «Государю отцу нашему священноархимандриту Игнатию и государю келарю старцу Филарету с братьей. Бьют челом сироты ваши села Благовещенского староста Ивашка Родионов с товарищи всей слободы. Жалоба, государи, нам деревни Антоновской на крестьян на Агапида Пастухина с товарищи. По вашему, государи, властительному указу учинились непослушны и взорвали под пашню того нашего Долгова луга половину и тем нас истеснили напрасно. Умилостивитеся, государи, пожалейте нас, сирот своих, велите, государи, нам тем лугом владеть, как ты, государь, старец Филарет, нам, сиротам, отвел. Государи, смилуйтесь». Благовещенская церковь была когда-то пятиглавым храмом с прилегающей шатровой колокольнею. Существует гипотеза, что ее строили московские строители. Вероятно, это связано с конструктивными особенностями Благовещенской церкви. Действительно, для московского культового зодчества 17 века характерны небольшие бесстолповые храмы, украшенные горками кокошников. Благовещенская церковь является единственным бесстолповым храмом в городе. Она построена по самому сложному типу строительства храмов, когда купол держится без колонн. Это чудо храмового строительства. В основе храма квадрат – 11мх11 м, толщина стен 1 м 30 см. Главной святыней церкви являлся Донской образ Божией Матери, спасшей в 1771 г. Жителей от морового поветрия. В 1830 г. в благодарность за избавление от эпидемии холеры святой образ был украшен ризой. О почитании Донской иконы Божьей Матери местными жителями свидетельствует тот факт, что одна из улиц города получила название Донской. В советское время в церкви недолгое время был клуб имени И.В. Сталина, затем в ней устроили пекарню, в которой в 1949 г. случился большой пожар. При пожаре на складе взорвались бочки с маслом, здание серьезно пострадало. В начале 60-х годов, во время очередной атеистической пропаганды, тракторами была растащена колокольня, разрушения произведены масштабные. Церковь попытались разобрать на кирпичи, но кладка оказалась слишком прочной. Церковное здание устояло, его какой-то период использовали для проведения тренировок по скалолазанию.

http://sobory.ru/article/?object=03646

Пел казачий хор «Волжские станичники» из г. Самары, прибывший специально по торжественному случаю. По окончании богослужения протоиерей Сергий Дикий, обращаясь к митрополиту Кириллу, подчеркнул, что храм был построен в память всех погибших по разные стороны баррикад в первую революцию 1905-1907 годов. «Здесь на стенах храма до 1917 года были сооружены поминальные плиты, на которых были высечены имена убиенных казаков. Для того, чтобы память о павших казаках жила, чтобы нынешнее воинство казачье, находящееся в Москве и за ее пределами, наполнялось той неиссякаемой духовной силой, которой всегда были крепки казаки, Вас Святейший Патриарх определил в этом храм почетным настоятелем и даровал храму статус казачьего», — сказал священник и преподнес владыке митрополиту икону Божией Матери «Отрада и Утешение». Митрополит Кирилл обратился к духовенству, казакам, всем верующим с архиерейским словом: «Действительно, в истории восторжествовала правда, потому что храм иконы Божией Матери " Отрада и Утешение " был построен для казаков. I Донской казачий полк имени Александра Васильевича Суворова располагался как раз напротив будущего храма, на Ходынском поле. Член Русского монархического собрания в Москве, действительный статский советник, благотворитель И.А. Колесников предложил московскому генерал-губернатору построить храм в память погибших в годы первой революции казаков и в утешение тем казакам, которые остались живы и помогли тогда спастись многим своим гражданам. Храм этот сооружался также в память о погибшем от рук террориста великом князе Сергее Александровиче. К сожалению, недолго он простоял, после революции 1917 года был закрыт. И только трудами пастырей наших, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, затем Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла храм был восстановлен и открыт уже долгое время для всех православных верующих. Будучи наместником Донского монастыря , я молился перед Донской иконой Божией Матери и радовался встречам с казаками в обители. И не предполагал, что, вознося молитвы у иконы " Отрада и Умиление " в Ватопедском монастыре на Афоне, буду нести послушание как почетный настоятель храма иконы Божией Матери " Отрада и Утешение " . Теперь в храме иконы " Отрада и Утешение " я буду встречаться с казаками на богослужениях, а также на мероприятиях Синодального комитета, который располагается при храме.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Возможность совершать литургию и причащаться Святых Таин в Донском монастыре спасла наше духовное положение. В этом благом деле мы глубоко чувствовали Материнскую любовь и попечение о нас, недостойных, Пречистой Богородицы Приснодевы Марии, явившей много чудес и знамений через Свой дивный образ Донской, и одним из них для нас стало пребывание в течение двух лет в Ее вертограде. Особо памятными стали для нас праздники Рождества Христова и Святой Пасхи в Донском монастыре. На них собиралось множество народа, старожилы Москвы, среди которых были даже современники Патриарха Тихона. На Пасху 1985 года крестный ход впервые за последние тридцать пять лет прошел вокруг Малого Донского собора. Его сопровождал звон колоколов небольшой временной звонницы. Когда в Даниловом монастыре был освящен храм и начались постоянные службы, доброе отношение к собору в Донском, духовно и благодатно питавшему наши немощные души в самое трудное для нас время, осталось прежним. Хотя при совершении богослужений сразу в двух монастырях возникли дополнительные проблемы, Бог давал силы нести прежнюю чреду в Донском, и мы находили возможность посылать туда трех-четырех человек из числа братии. Никто из иноков не тяготился службами в Донском, ездили с такой же радостью, как и прежде. В Малом Донском соборе находится чтимая икона благоверного князя Даниила, сохранившаяся там еще с прежних времен. По окончании вечернего богослужения верующие всегда с любовью пели тропарь святому Даниилу, уповая на его молитвы и предстательство. Какова же была их радость, когда разнеслась весть об открытии Данилова монастыря! Вскоре по благословению Святейшего Патриарха Пимена тропарь благоверному князю стали петь во всех храмах столицы в похвалу святому угоднику и московскому чудотворцу. На праздник Благовещения как-то служил в Донском митрополит Таллинский Алексий (Ридигер). К празднику Святой Пасхи он объявил о первых награждениях братии Данилова монастыря… Москвичи иногда спрашивали меня: «Какой же ваш монастырьДонской, где вы служите, или Данилов?» Я отвечал: «Тот и другой, мы их не разделяем, они оба наши». Действительно, мы духовно сроднились с Донским монастырем, он согрел нас тогда, когда в Даниловом было еще все неустроено: ни храма, ни Святой Евхаристии. Совсем не случайно мы оказались под благодатным покровом Донской иконы Божией Матери, от которой истекали многие видимые и невидимые милости и чудотворения».

http://azbyka.ru/fiction/my-vse-s-vami-v...

Епископ Павлово-Посадский Кирилл: Разработана комплексная программа возрождения Донского монастыря 15 марта 2010 г. 12:31 Интервью викария Московской епархии , наместника Донского ставропигиального мужского монастыря столицы епископа Павлово-Посадского Кирилла порталу «Благовест-инфо» . —Ваше Преосвященство! Поздравляю Вас с архиерейской хиротонией и назначением наместником одной из самых прославленных обителей Москвы и всей Русской Церкви — Донского монастыря. Расскажите, пожалуйста, что Вам удалось сделать за два месяца в качестве наместника. — Донской монастырь — безусловно, великая обитель, и я очень рад этому назначению. Мне как монаху очень приятно, что я буду жить в монастыре и пытаться созидать обитель — одну из старейших в России и к тому же расположенную в центре Москвы. Последние четыре столетия Донской монастырь тесно связан с судьбами нашего Отечества — он был как бы соучастником основных событий российской истории. Хотя в советские годы монастырь был закрыт, к счастью, ни один из его храмов не был уничтожен. Самая древняя постройка — Малый собор в честь Донской иконы Божией Матери, построенный в 1591-1593 гг. Самая крупная и известная — Большой собор (освящен в 1698 г.). На территории монастыря также находится храм во имя Архангела Михаила — родовая усыпальница князей Голицыных, Сретенский храм — усыпальница князей Грузинских, многие другие церкви и часовни. Монастырь был спасен от разрушения, потому что в советское время здесь располагался Музей архитектуры им. Щусева, что позволило сохранить не только внешний вид, но и интерьеры многих храмов — в частности, замечательный иконостас Большого собора. Одна из важнейших частей монастырского ансамбля — его некрополь, на котором захоронены многие выдающиеся деятели российской истории. Это и цвет русского дворянства: Вяземские, Голицыны, Долгорукие, Трубецкие, Черкасские; и писатели, поэты, зодчие: Александр Сумароков, Михаил Херасков, Петр Чаадаев, Владимир Одоевский, Осип Бове; и великий историк Василий Ключевский, и «отец русской авиации» Николай Жуковский.

http://patriarchia.ru/db/text/1113797.ht...

Распрощались с владыками и наместником. Отправились ночевать в трапезный корпус, в келию, приготовленную для нас. 27.05.94 Перед дальней дорогой решили просить молитвенной помощи небесных покровителей земли Русской. Проснувшись и помолившись, вошли в храм Святых отцов семи Вселенских Соборов Данилова монастыря. Приложились к мощам благоверного князя Даниила Московского — основателя монастыря, сына Александра Невского. Испили воды из монастырского источника и отправились к преподобному Сергию. Благополучно добравшись до лавры, сразу же вошли в Троицкий собор и приложились к мощам игумена земли Русской преподобного Сергия. Святый преподобный отче Сергие, моли Бога о нас. Понимали мы разумом своим, что едем в Святую Землю, а душа перед дальней дорогой скорбела и дух смущался в плоти нашей. И только преподобный Сергий нас успокоил и умиротворил. Поселил в наших сердцах мир и радость, которая не оставляла нас во все дни паломничества. Поклонившись мощам Сергия, отправились осматривать святыни монастыря. Вошли в Покровский храм Духовной академии, приложились к мощами Феодора Тирона, Андрея, Христа ради юродивого, мученика Нестора. Лицезрели сокровища Церковного археологического кабинета академии. Пригласили нас на обед в семинарскую трапезную. Все слава Богу! Вечером возвратились в Москву. 28.05.94 От Данилова монастыря отправились пешком в Донской монастырь поклониться мощам святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси. Помолившись, вошли во врата Донского монастыря. Встретил нас наместник архимандрит Агафодор (Маркевич) — молодой монах, на плечи которого легла нелегкая ноша восстановления порушенной святыни, восстановления храмов и духа монастыря. Помоги ему, Господи. С трепетом душевным преступили порог главного реставрируемого храма в честь иконы Донской Божией матери. Поклонились и приложились к мощам святителя Тихона, хранящимся слева от Царских врат: «Святителе отче Тихоне, моли Бога о нас». Слезы лились из наших глаз, так благодать святых мест очищала душу. Приложились к чудотворной иконе Донской Божией Матери в иконостасе собора и пошли осматривать монастырь. В Малом соборе поклонились месту, где были обретены мощи святителя Тихона. Открывались мощи при участии архиепископа Евсевия, бывшего в то время правящим архиереем Самарской епархии.

http://azbyka.ru/fiction/na-svyatoj-zeml...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010