Икона по своему назначению литургична, она является неотъемлемой частью литургического пространства – храма – и непременным участником богослужения. Каждой иконе, как правило, соответствует тот или иной церковный праздник, включая дни памяти святых. Икона несет в себе глубокое нравственное содержание. Так, например, образ Пресвятой Троицы, помимо того, что символически указывает на триединство Божества, служит для нас важным напоминанием о том духовном единстве, к которому все мы как члены единой Церкви Христовой призваны Самим Спасителем. А образ Успения Пресвятой Богородицы, помимо того, что связан с конкретным историческим событием, отраженным в церковном празднике, указывает на то, что в христианстве смерть воспринимается как переход в вечную жизнь, где Сам Христос ожидает уверовавших в Него и исполнивших Его заповеди. Иконы Христа, Богородицы, ангелов и святых Иконы Иисуса Христа могут быть разных типов. Так, например, на иконе «Спас Вседержитель» Иисус Христос изображен с Евангелием в руке. На иконе «Спас Эммануил» Он изображается юношей с кудрявыми волосами. На иконе «Спас в силах» Он представлен сидящим на престоле в окружении ангелов – херувимов и серафимов. Христос Вседержитель. 15 век Спас Эммануил. Конец 19 века Спас в силах. Андрей Рублев. 1408 год Иконы Богородицы также бывают разных типов, в том числе с Младенцем и без Него. На иконах типа «Умиление» Божия Матерь изображена в трехчетвертном обороте, а Младенец – прильнувшим Своей щекой к Ее щеке. На иконе типа «Одигитрия» («Путеводительница») и Она, и Младенец изображаются ликами к зрителю, рука Младенца поднята в благословляющем жесте. На иконе типа «Знамение» Богородица изображена ликом к зрителю, Младенец в круге. Без Младенца Богородица изображается, в частности, в тех случаях, когда Ее икона входит в состав «деисусного чина». Икона Божией Матери «Умиление» Донская Богоматерь Одигитрия «Знамение» Богоматерь из деисусного чина Иконы Божией Матери, кроме того, различаются по месту происхождения и почитания. Известны иконы Владимирская, Смоленская, Костромская, Иверская и многие другие. Все они имеют свою историю и прославились многочисленными чудотворениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

456 Синод, как бы не доверяя словам архиерея, просил полтавского губернатора уведомить его, точно ли в весеннее и осеннее время так трудно из Крестовоздвиженского монастыря сообщаться с Полтавой, как пишет архиерей. 457 Началась переписка и по истечении 12 лет, после издания указа о перенесении кафедры из Переяславля в Полтаву, приступлено было к постройке архиерейского дома, консистории и семинарии в самом городе Полтаве. 458 Примечание. Говоря о разных переменах, происшедших в царствование Николая I в наших епархиях, мы должны упомянуть здесь также и о том, что одна из них получила новое наименование. Теперешняя Харьковская губерния, по древнему положению своему на границе или украйне России и по особенному характеру её народонаселения, называлась в старину Слободско-Украинскою. Это имя оставалось за нею до 1835 г.; но как оно уже потеряло смысл и значение, то указом 5-го декабря 1835 г. велено было переименовать Слободско-Украинскую губернию в Харьковскую, по главному в ней городу. Синод, сообразуясь с новым названием, данным Слободско-Украинской губернии, положил и местному архиерею этой губернии, называвшемуся до сего слободско-украинским и харьковским, именоваться, по главному в губернии городу Харькову и уездному Ахтырке, харьковским и ахтырским. Государь утвердил это положение синода 5-го февраля 1836 г. (см. 2-е полн. Собр. Зак., 9058, об именовании епархиального в бывшей Слободско-Украинской губернии архиерея впредь Харьковским и Ахтырским). Отделение VII. Число православных епархий и викариатств в последний год царствования Императора Николая I В последний год царствования Императора Николая I число православных епархий считалось 55; из них 4 были первоклассные или митрополии: киевская, новгородская, московская и с.-петербургская, 19 второклассные или архиепископии, именно: казанская, астраханская, тобольская, ярославская, псковская, рязанская, тверская, херсонская, литовская, варшавская, рижская, могилевская, черниговская, минская, подольская, кишиневская, олонецкая, донская и иркутская; 27 третьеклассные или епископии: екатеринославская, калужская, смоленская, нижегородская, курская, владимирская, полоцкая, вологодская, тульская, вятская, архангельская, воронежская, костромская, тамбовская, орловская, полтавская, волынская, пермская, томская, пензенская, саратовская, харьковская, оренбургская, симбирская, кавказская, камчатская и самарская и 5 внеклассные, составлявшие грузинский экзархат, именно: карталинская, имеретинская, мингрельская, гурийская и абхазская.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Во исполнение этого постановления совещания архиепископ Ага-фодор назначил на 19 мая Южнорусский Поместный Собор. На Соборе будет избрано Высшее временное церковное управление Юга России. (Донта) Жизнь. 1919. 10 мая 15). 4. Южнорусский Церковный Собор (о его подготовке и значении) 19 мая в г. Ставрополе по инициативе ген[ерала] Деникина созывается церковный Собор. В соборных работах будут принимать участие правящие епископы и викарные, представители от правительств государственных образований на Юге России, члены Всероссийского церковного Собора и члены епархиальных советов шести южных епархий. Южнорусский церковный Собор созывается, главным образом, для организации Временного высшего церковного управления. Предстоящий Собор для Донской Церкви имеет двойной интерес: общий, обусловливаемый фактом учреждения органа высшей церковной власти на Юге России, и специальный, краевой интерес. Где и на каких началах (путем представительства от каждой епархии или нет) будет сконструировано высшее правление? Кем оно будет возглавляться? Будет ли при правлении министр исповеданий? В то же время есть еще и другой, особенно волнующий Донскую Церковь вопрос – о преобразовании архиепископской кафедры в митрополичью. Год тому назад на епархиальном съезде был единогласно принят проект проф[ессора] Верховского об учреждении на Дону митрополичьей кафедры. Согласно проекту Донская епархия разделяется на три самостоятельных епархии: Новочеркасскую (митрополит), Приазовскую (Таган-рог-Ростов), Северо-Донскую (Хоперский, Усть-Медведицкий и Верхне-Донской округа). Вследствие предложения архиепископа Донского Митрофана была образована комиссия под председательством епископа Аксайского Гермогена – для разработки соответствующего законопроекта. Месяцев 7–8 тому назад работы комиссии были представлены на уважение Войскового Правительства и для возбуждения последним ходатайства перед Святейшим Патриархом об учреждении на Дону митрополичьей кафедры. В настоящее время как на епархиальном начальстве, так и на Войсковом Правительстве вместе с кругом лежит долг в полной мере использовать ту обстановку, какая самым ходом истории намечается для устроения ближайшей будущности войска Донского не только в гражданском, но и в церковном отношении. Дело в том, что еще при образовании самостоятельной Донской епархии (1829 г.) ей были подчинены церкви войска Черноморского и Кавказской области. Поэтому епископ Донской был назван Николаем I «Донским и Кавказским», а затем им же переименован в «Новочеркасского и Георгиевского».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После этого и стали появляться особые миссии: в 1830 году в казанской епархии, затем и в других епархиях по Волге: в вятской, пермской, самарской, оренбургской; в Сибири: в 1830 году алтайская, в 1832 году обдорская, в 1838 году бурятская, в 1844 году кондинская – для проповеди среди кондинских остяков, в 1850 году – туруханская в енисейской епархии. А в 1829 и в 1830 году синод обратил внимание на важное значение того, чтобы к новокрещёным инородцам были назначаемы священники, знающие местные языки, причём только, собственно говоря, и получалась для пастырей возможность наставлять и утверждать свою паству в христианской вере и жизни. Как результат последнего, во многих семинариях заведено было обучение инородческим языкам, а впоследствии, в 1854 году, при казанской академии учреждено даже особое противо-мусульманское отделение, необходимое для нужд казанского края. Из семинарий, в которых заведено было обучение инородческим языкам, известны: казанская, нижегородская, вятская, пензенская, пермская, оренбургская, вологодская, донская, самарская, саратовская, симбирская, уфимская, тамбовская, астраханская, кавказская. В руководство миссионерам и священникам инородческих приходов не раз давались инструкции, определяющие их обязанности и способ действования. Наибольшего внимания заслуживает инструкция, составленная казанским архиепископом Филаретом Амфитеатровым , впоследствии митрополитом киевским, и утверждённая святейшими синодом в 1829–1830 годах. В 1830 году правительство, по инициативе саратовского губернатора, обещало калмыкам при обращении их в христианство разные льготы: освобождение от податей и повинностей на десять лет, наделение землёй, по тридцати десятин на семью, пособие денежное – по пятидесяти рублей семейным и по двадцати пяти бессемейным 254 . Для крещёных калмыцких детей устроена в 1838 году в Царицыне школа, для кочевых астраханских калмыков в 1853 году устроена походная церковь . Богослужение на калмыцком языке совершалось ещё с 1848 года. Перевод священных книг на татарский язык производился при казанской академии с 1847 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Суд отказался передать Донской митрополии Атаманский дворец в Старочеркасске 21.12.2016 Пятнадцатый апелляционный суд Ростовской области отказал Донской митрополии в получении Атаманского дворца, который является частью Старочеркасского музея. Эту информацию " Деловому кварталу " подтвердили в суде. В 2015 году региональное минимущества, согласно требованиям федерального закона, передало в распоряжение Русской Православной Церкви часть Старочеркасского музея-заповедника, а именно - т.н. Атаманский дворец. На дворец Церковь предъявила свои права, основываясь на архивных данных о том, что, согласно завещанию, это здание было передано наследниками атамана Ефремова в распоряжение местного прихода для организации женского монастыря. Музейщики с этим решением не согласились и затеяли тяжбу с минимущества и Донской митрополией. В митрополии не раз утверждали, что передача дворца в собственность РПЦ не повлечет за собой закрытия музея. Однако сотрудники музея опасаются, что изменение собственника приведет к другим проблемам - финансовым. " Музейный комплекс требует постоянных реставрационных работ, для государственного имущества на эти цели специально выделяются целевые деньги, - в частной беседе пояснили " Деловому кварталу " сотрудники Старочеркасского музея-заповедника. - Мы уже сталкивались с этим на примере Воскресенского храма в Старочеркасске. После того, как он был передан в собственность РПЦ, вся забота о поддержании старинного храма была возложена на Церковь, а их взгляд на вопросы реставрации и сохранения реликвий не всегда совпадает с мнением научного сообщества. Это не просто " недвижимость " и действующий храм, это памятники архитектуры, они требуют соответствующей заботы " . Кроме этого, у судов возникли сомнения относительно подлинности документов, предоставленных РПЦ в качестве обоснования своих претензий. Стоит также напомнить, что минимущества уже передало в распоряжение РПЦ здание кукольного театра в Ростове-на-Дону, которое было построено в 60-х годах на фундаменте разрушенной греческой церкви. Противники передачи провели несколько пикетов и организовали сбор подписей против передачи здания епархии, однако решение остается в силе. В РПЦ пообещали не требовать выселения театра до тех пор, пока учреждению культуры не будет найдено достойного помещения. Позже в здании театра Донская митрополия намерена разместить медиацентр и свои социальные службы. Благовест-Инфо / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 21.12.2016 17:13:55

http://drevo-info.ru/news/21755.html

13 . Екатеринославская (с 1775 года – Славянская епархия с кафедрой в Полтаве, в 1783–1798 годах – Екатеринославская, в 1798–1803 годах – Новороссийская, с 1803 года – Екатеринославская). 14 . Кишиневская (1813 г.). 15 . Саратовская (1828 г.). 16 . Донская (1829 г., кафедра в Новочеркасске). 17 . Томская (1832 г.). 18 . Херсонская (1837 г., кафедра в Одессе). 19 . Симбирская (1838 г.). 20 . Литовская (1839 г., кафедра в Вильне). 21 . Камчатская (1840 г., в 1898 году переименована в Благовещенскую). 22 . Варшавская (1840 г., с 1840 по 1905 годы – Холмско-Варшавская с кафедрой Варшаве, с 1905 года – Варшавская). 23 . Кавказская (1842 г., кафедра – Ставрополь, в 1886 году переименована в Ставропольскую). 24 . Рижская (1850 г.). 25 . Самарская (1850 г.). 26 . Уфимская (с 1799 по 1858 годы в Уфе – кафедра Оренбургской епархии, с 1858 года – самостоятельная Уфимская епархия). 27 . Таврическая (1859 г., кафедра в Симферополе). 28 . Енисейская (1861 г., кафедра в Красноярске). 29 . Якутская (1869 г.). 30 . Туркестанская (1871 г., кафедра с 1871 по 1916 годы в Верном, с 1916 года – в Ташкенте). 31 . Екатеринбургская (1885 г.). 32 . Финляндская (1892 г., кафедра в Гельсинфорсе (Хельсинки). 33 . Владикавказская (с 1875 года во Владикавказе, викариатство Грузинского экзархата, с 1894 года – самостоятельная епархия). 34 . Забайкальская (1894 г., кафедра в Чите). 35 . Владивостокская (1898 г.). 36 . Олонецкая (1898 г., кафедра в Петрозаводске). 37 . Гродненская (1900 г.). в) епархии Грузинского экзархата 1 . Карталинская (епархия экзарха) (1811 г., кафедра в Тифлисе). 2 . Имеретинская (1821 г., кафедра в Кутаиси). 3 . Сухумская (1885 г.). 4 . Бакинская (1907 г.). VII. АРХИЕРЕИ ВАЖНЕЙШИХ ЕПАРХИЙ а) митрополиты Новгородские (с 1721 г. первенствующие в Синоде) 1 . Иов (1697–1716 гг.). 2 . Феодосий (Яновский) (1721–1725 гг.) (архиепископ). 3 . Феофан (Прокопович) (1725–1736 гг.) (архиепископ). 4 . Амвросий (Юшкевич) (1737–1745 гг.) (архиепископ). 5 . Стефан (Калиновский) (1745–1753 гг.) (архиепископ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Патриаршее служение в праздник Донской иконы Божией Матери в Донском монастыре г. Москвы 1 сентября 2022 года 1 сентября 2022 года, в праздник Донской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Большом соборе  Донского ставропигиального мужского монастыря  г. Москвы. 1 сентября также отмечается День знаний. В этот день Русская Православная Церковь совершает молитвы об учащих и учащихся. По прибытии в собор Святейший Патриарх Кирилл поклонился чудотворной Донской иконе Божией Матери, которая по сложившейся традиции накануне праздника  была принесена  в Донскую обитель из Государственной Третьяковской галереи. Донская икона будет пребывать в Большом соборе монастыря до 10.00 2 сентября. Перед святым образом все это время совершаются молебны с чтением акафиста. За Литургией Его Святейшеству сослужили:  митрополит Каширский Феогност , председатель  Синодального отдела по монастырям и монашеству , наместник Донского монастыря;  епископ Одинцовский и Красногорский Фома , руководитель  Административного секретариата  Московской Патриархии;  протопресвитер Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; игумен Никита (Вихляев), насельник Донского монастыря; протоиерей Виктор Крижановский, клирик Донского монастыря; насельники Донской обители в священном сане; духовенство г. Москвы. Богослужебные песнопения исполнил хор Донского монастыря (регент — П.В. Мунтян). На богослужении присутствовали: генеральный директор Государственной Третьяковской галереи З.И. Трегулова; главный хранитель Государственной Третьяковской галереи Т.С. Городкова; и.о. ректора МГУТУ им. К.Г. Разумовского А.С. Миронов. В храме находились воины роты почетного караула Семеновского полка, представители казачества. Патриаршее богослужение транслировалось в прямом эфире на телеканалах  «Союз» ,  «Спас»  и на официальном портале Русской Православной Церкви Патриархия.ru. На соборной площади Донской обители был установлен большой экран, на котором шла трансляция из Большого собора.

http://foto.patriarchia.ru/church/eparkh...

Новости 21 февраля, 2013 В Софии состоится митинг против результатов выборов кандидатов на Болгарский Патриарший престол Поводом для проведения акции стало решение Синода, принятое 15-16 февраля на специальном заседании по избранию 3 кандидатов на Болгарский Патриарший престол. Число необходимых для избрания кандидатов голосов было снижено с 10 до 9. 21 февраля, 2013 Ярославской епархии возвращена икона XVIII века, украденная из храма пять лет назад После молебна перед иконой митрополит Ярославский и Ростовский Пантелеимон и начальник УМВД России по Ярославской области Николай Трифонов подписали акт о передаче. 20 февраля, 2013 В Донской митрополии стартует проект по дистанционному обучению заключенных основам Православия В качестве пилотных площадок будут выбраны две колонии, заключенные которых будут проходить курс по программе «Основы Православной веры». Преподавать его будут сотрудники семинарии и епархиального отдела по тюремному служению. 20 февраля, 2013 Москва становится все более популярным местом паломничества По данным комитета по туризму, в прошлом году Москву посетили около 5 млн туристов, из них 500 тысяч - это паломники. 20 февраля, 2013 В столице Казахстана появится новый православный храм По словам митрополита Александра, в Казахстане сейчас действует 300 православных храмов, из них четыре — в Астане. 20 февраля, 2013 В Петропавловском соборе Санкт-Петербурга совершена панихида по почившим представителям династии Романовых В этот же день панихиду в Александро-Невской лавре у раки с мощами святого благоверного князя Александра Невского совершил епископ Выборгский Назарий. 20 февраля, 2013 Митрополит Владимир подарил родительскую хату монастырю, в котором принял Крещение Настоятельницу монастыря игуменью Любовь (Пихур) предстоятель Украинской Церкви принял 20 февраля в своей резиденции в Свято-Пантелеимоновском монастыре в Феофании. 20 февраля, 2013 Донская Духовная семинария будет готовить войсковых казачьих священников Первые экскурсии планируется провести уже в ближайшие дни, а до 1 марта выпускники всех кадетских корпусов Ростовской области должны будут посетить семинарию экскурсионными группами.

http://pravmir.ru/category/news/page/459...

В Ростове-на-Дону открылась X выставка-ярмарка «Дон Православный» 17 января 2020 г. 11:10 15 января 2020 года в городе Ростове-на-Дону в выставочном центре «ДонЭкпоцентр» начала работу X Рождественская выставка-ярмарка «Дон Православный». Соорганизаторами выставки, которая пройдет с 15 по 20 января, являются ВЦ «ДонЭкспоцентр» и Донская митрополия . Мероприятие проходит при поддержке Правительства Ростовской области. Координатор выставки — отдел по взаимоотношениям Церкви и общества Ростовской-на-Дону епархии . Перед официальным открытием благочинный Северо-Западного округа Ростовской-на-Дону епархии протоиерей Константин Макаренко совершил молебен. С приветственным словом к гостям выставки обратились заместитель полномочного представителя Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе Владимир Гурба, заместитель председателя Законодательного Собрания Ростовской области — председатель комитета Законодательного Собрания Ростовской области по строительству Александр Скрябин, заместитель главы администрации города Ростова-на-Дону по социальным вопросам Елена Кожухова, генеральный директор «ДонЭкспоцентра» Карина Лагуткина и руководитель епархиального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества, член Общественной палаты Ростовской области протоиерей Валерий Волощук. «Дон Православный» — это духовно-миссионерский проект, в рамках которого будут совершаться молебны перед иконой с частицей мощей преподобного Сергия Радонежского. Все желающие смогут прикоснуться к христианским святыням более чем из 300 храмов и монастырей России, Украины, Беларуси, Молдовы, Черногории, Палестины, Сирии, Сербии. Подворья, соборы, приходы, епархии и епархиальные отделы, паломнические центры, а также учебные заведения Русской Православной Церкви и православные издательства не только представят святыни, но и расскажут о своем служении, миссионерской и культурной деятельности, в том числе по восстановлению и реставрации православных храмов и монастырей, о духовном образовании и просвещении, деятельности православных центров.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Конференция «Диалог светской и церковной власти в системе непрерывного религиозного образования в Ростовской области» прошла в Ростове-на-Дону 16 мая 2015 г. 12:37 15 мая 2015 года в Донском государственном техническом университете в Ростове-на-Дону открылась межрегиональная конференция «Диалог светской и церковной власти в системе непрерывного религиозного образования в Ростовской области», организованная по благословению председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия и по инициативе Управления делами Московской Патриархии . Цель форума — трансляция опыта Ростовской области в системе религиозного образования. По словам организаторов, конференция должна стать диалоговой площадкой для представителей органов власти, общественности, науки, культуры и духовенства. Организаторами форума выступили Донская митрополия, министерство общего и профессионального образования Ростовской области, Донской государственный технический университет. На пленарном заседании были оглашены официальные приветствия полномочного представителя Президента России в Южном федеральном округе Владимира Устинова, губернатора Ростовской области Василия Голубева, председателя Законодательного собрания Ростовской области Виктора Дерябкина. С приветственными словами к участникам форума обратились епископ Волгодонский и Сальский Корнилий, епископ Душанбинский и Таджикистанский Питирим, заместитель министра общего и профессионального образования Ростовской области Марина Мазаева. С докладами выступили ректор Донской духовной семинарии протоиерей Тимофей Фетисов, руководитель отдела религиозного образования и катехизации Ростовской епархии протоиерей Андрей Мекушкин. В форуме, посвященном обсуждению актуальных тем в области религиозного образования, приняли участие представители Ростовской, Волгодонской, Шахтинской, Волгоградской, Краснодарской, Пятигорской, Армавирской и Лабинской, Нижегородской епархий, профессорско-преподавательской корпорации Ростова-на-Дону, Московской и Санкт-Петербургской духовных школ, Российского православного университета.

http://patriarchia.ru/db/text/4081389.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010