— Эта идея принадлежит главе Донской митрополии митрополиту Ростовскому и Новочеркасскому Меркурию и проистекает из исторической необходимости восстановить почитание Божией Матери в образе Ее Донском как покровительницы нашего края. В столице Донская икона как защитница Москвы очень почитается, а на Дону отдельного празднования в честь святого образа не было. А ведь, по преданию, именно отсюда, с берегов великой реки, икона была принесена князю Дмитрию Ивановичу. Но в какой день следовало установить на казачьей земле чествование иконы Богородицы? Общецерковное празднование в честь Донской иконы приходится на 1 сентября. Но, как известно, ежегодно к этому дню древний оригинал в специальной капсуле переносится из Третьяковской галереи в московский Донской монастырь, и многие верующие, в том числе и наши атаманы и казаки, в этот день хотят участвовать в богослужении, которое в день престольного праздника обители возглавляет Святейший Патриарх. Поэтому по благословению митрополита Меркурия решено было начинать торжества в честь Донской иконы Божией Матери в Москве, а в первое воскресенье после этого празднования продолжать их на Дону. По благословению правящего архиерея теперь каждый год в этот день со списком чтимого образа совершается крестный ход «по водам» — по реке Дон из Ростова в Донской мужской монастырь станицы Старочеркасской, где совершается Божественная литургия под открытым небом и проходит фестиваль казачьей культуры. Это празднование в честь Донской иконы Пресвятой Богородицы за последние несколько лет стало масштабным событием, собирающим десятки тысяч паломников. В торжествах принимают участие и губернатор Ростовской области, и Преосвященные владыки из многих епархий Русской Православной Церкви, в том числе из соседних с Ростовской — тех, что входили в историческую область Войска Донского. То число людей, что ежегодно собирает праздник в Старочеркасской, свидетельствует об особой любви жителей нашего края к Донскому образу Божией Матери. И когда была уже положена традиция праздника, правящий архиерей высказал идею о принесении на некоторое время чудотворного образа на Дон. Но после глубокого ее обсуждения стало очевидно, что этот вариант не подходит: с одной стороны, транспортировка древнего оригинала из Третьяковской галереи для поклонения в Ростов — технически почти невыполнимая задача, а с другой — кратковременное пребывание чудотворного образа не утешит верующих, поскольку такая святыня нужна нам постоянно. Так возникла идея создания точной копии иконы для нашего края.

http://patriarchia.ru/db/text/6021765.ht...

Архив Пн Поздравление председателя Синодального комитета по взаимодействию с казачеством с праздником Донской иконы Божией Матери 30 августа 2017 г. 13:13 Председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл поздравил казаков с праздником Донской иконы Божией Матери. Господа атаманы! Братья казаки! Досточтимые отцы! Братья и сестры! С древних времен Донская икона Божией Матери почитается казаками как одна из главных святынь. 1 сентября, в престольный праздник, в Донской ставропигиальный мужской монастырь — духовный центр российского казачества — стекаются представители власти, деятели культуры, благотворители, прихожане и сотни казаков, чтобы помолиться за Божественной литургией, которую в этот день возглавляет Святейший Патриарх. Известно, что перед сражением на Куликовом поле великий игумен земли Русской преподобный Сергий Радонежский благословил князя Димитрия Донского без сомнения вступить в бой, вооружил молитвой; в ответ Великий князь пообещал в случае победы над «безбожными» поставить монастырь в честь Пречистой Богоматери. Среди донских казаков существует убеждение, что именно через них на месте нынешнего Донского монастыря образ Донской иконы оказался в войске Димитрия Иоанновича. На протяжении всей истории походные иконы участвуют в воинских крестных ходах, в молебнах по случаю принятия присяги в казачьих войсках. Вот и в битве на Куликовом поле Донская икона Божией Матери явила Руси свою благотворную помощь. Большинство молитв, возносящихся верующими перед особо почитаемой иконой, — о мире. Донскому образу Богоматери молятся люди разных профессий, но объединенных служением Отечеству и Богу. Сегодня, при растущих угрозах международного терроризма и военных конфликтов в мире, нашей планете в целом и Русской земле, в частности, нужна защита Божией Матери. Мы молимся о сохранении общего дома, великого Отечества, приумножении и благоденствии народа нашего, помощи православному русскому воинству. В последние десятилетия успешно восстанавливается жизнь приходов и храмов, растет число епархий Русской Православной Церкви и количество духовников, окормляющих казачество. Все активнее вовлекаются атаманы и казаки в задачи несения государственной и иной службы. Они ведут военно-патриотическую работу с подрастающим поколением молодых казаков, изучают закон Божий, казачьи уставы, строевую подготовку. Эти занятия часто проходят по воскресеньям, после Божественной литургии, на которой прихожане объединены соборной молитвой, в том числе, перед Донской иконой Божией Матери. Таким образом, кропотливо — стежок к стежку — собирается воедино разодранное после октября 1917 года полотно казачьей жизни, восстанавливается историческая память, его самобытность и духовно-нравственные традиции.

http://patriarchia.ru/db/text/4998494.ht...

Дмитрий Донской. 10 факторов победы Куликовская битва: князь, преподобный Сергий, русская дружина и Донская икона 21 сентября, 2016 Куликовская битва: князь, преподобный Сергий, русская дружина и Донская икона Куликовская битва веками была столпом русского самосознания. Правда, до Николая Михайловича Карамзина ее называли иначе – чаще всего Мамаевым побоищем. Но князя Дмитрия Донского прославляли как объединителя Руси вокруг Москвы, как полководца, остановившего очередное нашествие с Востока и заложившего основы русского могущества. Несомненно, на пути к объединению русских земель вокруг Москвы Куликовская победа сыграла важную роль. Без нее судьба русского народа и Православной Церкви была бы иной. Возможно, мы остались бы без мощного единого государства и самобытной культуры. 1 июня — День памяти великого князя Дмитрия Донского. 1. Дмитрий Донской Князь Дмитрий воплощал в себе всю силу, накопленную за несколько поколений московских князей, потомков Даниила Ивановича. Силу и политический ум. Он рано лишился отца и стал княжить под руководством митрополита Алексия. Приходилось бороться за символически важный владимирский великокняжеский престол. Он действовал в окружении врагов, самым опасным из которых был правитель Литвы Ольгерд Гедиминович. Князь Димитрий Донской. Титулярник XVII века. Фото Shakko/Wikipedia Когда золотоордынский властитель Мамай послал темника Бегича на Москву – войско Дмитрия Донского разгромило его на реке Воже… Эта победа вдохновила москвичей. Но Дмитрий прославился не только как полководец. Он превратил московский Кремль в мощную белокаменную крепость. Расширял границы княжества, заботился о благосостоянии подданных. Только такой опытный правитель и мог дать отпор новому нашествию на Русь. Когда русское войско перешло Дон, Дмитрий приказал разобрать мосты. Он уничтожил путь к отступлению. Теперь перед ними стоял простой выбор: победить или погибнуть. Дмитрий не наблюдал за битвой «с высокого холма», как это делал Мамай. Он сражался наравне с дружинниками, рубился на волосок от гибели, был тяжело ранен, выжил чудом.

http://pravmir.ru/knyaz-dmitriy-donskoy-...

Девятнадцатый день. Поучение 1-ое. День празднования Донской иконе Богоматери. (История праздника и нравственные уроки, преподаваемые им: а) никогда не должно терять веры и б) молитва имеет великую силу). I. Чудотворная Донская икона Божией Матери, день празднования которой совершается ныне, находится в Донском монастыре, что близ Москвы, – так называемом по имени самой иконы и в честь ее устроенном. Особенность этой чудотворной иконы Божией Матери сравнительно с другими чудотворными Ея иконами та, что на ней представлен Богомладенец Иисус Христос с хартиею в руке, как символом, т.е. внешним знаком – божественной мудрости. Кто был писатель этой св. иконы, и когда именно была она написана, не известно. Известно только то, что она написана давно, что она существовала уже во 2-й половине 14-го века, и находилась первоначально в Донской области в церкви Благовещения, в каком-то Сиротином городке и уже тогда была очень чтима в сердце православных. Из Сиротина городка взяли этот образ донские казаки в свой стан, когда, по просьбе великого князя Московского Димитрия Донского, шли на помощь ему против грозных полчищ татарских и их грозного предводителя Мамая в 1380 году. Поход против Мамая, как известно, был первою решительною и необычайною попыткою со стороны русских свергнуть с себя страшное и тяжкое иго татарское, которое тяготело над русским народом уже около полутораста лет. Поход этот был предпринят с благословения великого святителя русской земли митрополита Московского Алексия и славного угодника Божия того времени – преподобного Сергия Радонежского. Главный вождь этого похода, великий князь Димитрий Донской, выступил на необычайное дело только с надеждою на Бога и на заступление Царицы небесной. И донцы шли в этот поход с великою верою в заступление Царицы небесной, и потому, вместо знамени, впереди себя несли на высоком древке чтимую ими икону Божией Матери, взятую из Соротина городка, из Благовещенской его церкви. Во все время войны с татарами Донская икона находилась среди русского православного воинства; находилась она в стане русских воинов и во время ужасной куликовской битвы (между реками Доном и Непрядвою).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Митрополит вышел с духовенством к чтимому образу иконы Божией Матери «Донская», где и состоялась запись его обращения. Икона Божией Матери «Донская» Мои личные впечатления от услышанного были следующие: именно так должен реагировать и говорить пастырь Церкви в подобных ситуациях. Надо отметить, что донской архиерей был одним из первых лидеров в захваченном городе, кто адресовал своё слово к воинам, вошедшим в Ростов, и к жителям города. Очень проникновенным было увещевание к людям, которые захватили город. Митрополит обратился к ним и напомнил о том, что подавляющее большинство из них являются чадами Церкви, все они – наши соотечественники. И если была допущена роковая ошибка, то всё же есть ещё возможность принять единственно правильное решение – не допустить непоправимого. Это сохранит жизни многих людей и избавит от разрушения наш город. По-особенному сильно звучали слова тропаря: «Заступнице верных Преблагая и Скорая, Пречистая Богородице Дево! Молим Тя пред святым и чудотворным образом Твоим, да якоже древле от него заступление Твое граду Москве даровала еси, тако и ныне нас от всяких бед и напастей милостивно избави…». Все понимали – Пречистая здесь и слышит нас Все понимали – Пречистая здесь и слышит нас. Митрополит поднялся к иконе и, стоя рядом с Ней, обратился со своим словом. После все стали на колени перед чтимым образом Богоматери, и митрополит прочел молитву. Надо отметить, что во время молитвы люди плакали, и не только прихожане, но и те, кто выполнял свою работу – журналисты. Бывают ситуации, в которых человек отходит от своего привычного молитвенного правила и погружается в такую МОЛИТВУ, которая не может быть не услышана… Это была именно такая ситуация. Все разъехались по домам, но томительное ожидание непоправимого не оставляло. Через несколько часов после призвания заступничества Пречистой все услышали сообщение о том, что войска, занявшие город, уходят. Кто-то из бывших на том молебне сказал, что это какая-то мистика! Я же убеждён, что мы стали свидетелями реального действия Бога в нашей жизни. Мы ощущали молитвы тех, кто возносил их в разных уголках нашей страны: за монастырскими стенами, в храмах, в домах…

http://pravoslavie.ru/154527.html

Наместники: Имена Сведения Исаакий (Гдашицкий Иакинф Яцко), архимандрит утверждён Киевским митрополитом неизвестно Яцко (Сикора) Иосиф (Гошовский), архимандрит с 09.04.1535 Макарий (Тучапский), архимандрит выбран с 06.07.1535 по 23.10.1539 епископ Львовский и Каменец-Подольский, наместник Галицкой митрополии Донская Учреждена в 1829 году Новочеркасская и Георгиевская Кафедра в Новочеркасске Имена Сведения Афанасий (Телятьев), епископ бывший епископ Тамбовский и Шацкий с 05.04.1829 архиепископ с 11.01.1830 по 17.07.1842 переименован архиепископ Донской и Новочеркасский Донская и Новочеркасская С 17 июля 1842 года Имена Сведения Афанасий (Телятьев), архиепископ бывший епископ Новочеркасский и Георгиевский с 17.07.1842 по 17.10.1842 на покое; 07.05.1847 бывший архиепископ Олонецкий и Петрозаводский с 17.10.1842 по 13.01.1847 архиепископ Воронежский и Задонский Иоанн (Доброзраков), архиепископ бывший епископ Нижегородский и Арзамасский с 13.01,1847 по 06.03.1867 на покое; 23.06.1872 бывший архиеп, Рижский и Митавский с 09.03.1867 по 25.04.1877 архиепископ Херсонский и Одесский Александр (Добрынин), архиепископ бывший архиепископ Минский и Бобруйский с 25.04.1877 по 23.05.1879 архиепископ Литовский и Виленский Митрофан (Вицинский), архиепископ бывший архиепископ Оренбургский и Уральский с 23.05.1879 19.11.1887 бывший епископ Вятский и Слободской с 05.12.1887 по 30.04.1894 на покое; 24.12.1894 Донат (Бабинский-Соколов), архиепископ бывший архиепископ Литовский и Виленский с 30.04.1894 по 12.11.1894 на покое; 16.04.1896 Викарии Донской епархии Аксайские епископы Викариатство учреждено 25 мая 1871 года Имена Сведения рукоположен с 04.07.1871 по 25.12.1876 епископ Уфимский и Мензелинский Нестор (Метаниев), епископ рукоположен с 17.04.1877 по 08.09.1880 епископ Выборгский, викарий Санкт-Петербургской епархии; 25.07.1910 Флавиан (Городецкий), епископ рукоположен с 02.02.1885 по 29.06.1885 епископ Люблинский, викарий Варшавской (Холмской) епархии; 04.11.1915 Серафим (Жемчужников), епископ

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Донская Кириллов А. Донская епархия. Новочеркасск, 1896. Екатеринбургская Приходы и церкви Екатеринбургской епархии: Историко-статистическое описание. Екатеринбург, 1902. Екатеринославская Краткие сведения о Екатеринославской епархии. Екатеринослав, 1875. Казанская Богословский Г. Краткий исторический очерк Казанской епархии. Казань, 1893. Платон (Любарский), еп. Сборник древностей Казанской епархии. Казань, 1868 (до 1782). Покровский И. М. Казань и Казанская епархия//ПБЭ. Т. 7. Ст. 698–792. Камчатская Громов П. Историко-статистическое описание Камчатской епархии//ТКДА. 1861. Киевская Антонович В. В. Очерк состояния православной Церкви в Юго-Западной России с половины XVII столетия до конца XVIII столетия//Монографии по истории Западной и Юго-Западной России. К., 1885. Терновский Т. А. Исследование о подчинении Киевской митрополии Московскому патриархату. К., 1872. Титов Ф. Православная Русская Церковь в Польско-Литовском государстве в XVII–XVIII веке. К., 1905. Т. 3: Киевская митрополия-епархия XVII–XVIII вв. (1686–1797). Эйнгорн В. О. О сношениях малороссийского духовенства с московским правительством в царствование Алексея Михайловича//Чтения. 1893. Кн. 2; 1894. Кн. 3–4; 1899. Кн. 1–2. Коломенская Руднев М. К истории Коломенской епархии//Чтения. 1903. Кн. 4. Крутицкая Л К , иером. Церковно-историческое исследование о древней области вятичей, входившей с начала XV и до конца XVIII века в состав Крутицкой и Суздальской епархии//Чтения. 1866. Кн. 2. Соловьев Н. Сарайская и Крутицкая епархии//Там же. 1894. Кн. 3. Литовская Извеков Н. Исторический очерк состояния православной Церкви в Литовской епархии за время 1839–1889 гг. М., 1899. Минская Николай, архим. Историко-статистическое описание Минской епархии. СПб., 1864. Могилевская Могилевская епархия: Историко-статистическое описание. Могилев, 1910. Т. 1. Московская Материалы по Москве и Московской епархии за XVIII век/Под ред. Н. Скворцова М., 1911–1914. 2 т. Розанов Н. История Московского епархиального управления со времени учреждения Св. Синода (1721–1821). М., 1869–1870. 3 т. в 5 кн.

http://sedmitza.ru/lib/text/439983/

Пн голови Синодального з козацтвом митрополита Ставропольського Кирила з Днем православного козацтва 30 серпня 2013 р. 17:30 В преддверии Дня православного казачества председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл поздравил казаков с праздником. Дорогие братья казаки! 1 сентября в Москве в Донском монастыре состоятся торжества по случаю праздника Донской иконы Божией Матери, который по благословению Его Святейшества Патриарха Московского и всея Руси является Днем православного казачества. Сердечно поздравляю вас с нашим общим праздником! Донские казаки, пришедшие на помощь православному воинству и передавшие в дар чудотворный образ Пресвятой Богородицы великому князю Димитрию накануне сражения, именуемого в истории Куликовской битвой, навеки связали себя общей судьбой с горячо любимым Отечеством и верой православной. С тех пор к помощи Донской иконы Божией Матери русские государи и обычные люди обращались, когда ветер истории приносил в наш общий дом раздор и конфликты. Когда святая готовность к священной жертве ставила плечом к плечу русских воинов, казаков, всех служивых людей, и после тяжелых потерь с обеих сторон враг бежал под натиском огромной силы духа, мужества народного, заступничества Пресвятой Богородицы. У казачества непростая история. За верность Богу, Церкви Православной, за верность присяге и Отечеству казаки пострадали, наверное, как ни одно российское сословие. Но воспитание патриотизма, героического духа, сохранение духовных устоев, когда нормой жизни всегда было правило «один за всех и все за одного», когда строго соблюдались законы казачьего братства, взаимовыручки, когда превыше всего ставилась защита униженных и оскорбленных, борьба со злом и несправедливостью, — не вытравлено временами богоборчества, все это продолжается и поныне. А, значит, основа религиозной жизни казаков сохраняется и с Божией помощью крепнет в их семьях. Донская икона это образ любви, отдающей себя «за други своя». Через него дарует Матерь Божия чудесную силу каждому, кто решился стать воином Христовым в духовном поединке. В этой битве никто не останется в стороне, каждый должен сделать свой выбор. В этот день 1 сентября Донская икона Божией Матери находится среди тех, кто молитвенно обращается о покровительстве и защите Отечества нашего, об умножении любви и веры среди воинства, среди всех русских людей.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1204245...

По материалам книги: Н.П. Нефедьева «Романов-Борисоглебск. Два города у одной реки» Холодный храм в основании имеет вид квадрата 15х15 аршин, со сводами под железною четырехскатною крышей и увенчан пятью главами с деревянными осьмиконечными крестами, обитыми белым железом. К храму примыкают с востока три каменныя же со сводами и под железною крышей полукружия для алтаря и жертвенника, а с запада шатровая колокольня, архитектуры 16 века. Низ колокольни служит входною папертью. Из предметов старины в церкви замечательны: 1. Донская икона Богоматери, с изображением вокруг нея на особой деке Богородичного Акафиста. Внизу на металлической дощечке следующая резная запись: «Сей Святой образ Пресвятой Богородицы Донская, украшен и поставлен в сей киот в лето 1771 г. от Христа во время морового поветрия тщанием села Благовещенского, жители помощию и заступлением Пресвятой Богородицы от того поветрия избавльшеся, того ради праздновать повсягодно по установленному Августа в 19 день». Риза на образе сооружена позднее, в 1830 г., во время болезни холеры. Икона украшена серебряным вызолоченным окладом и венцом и жемчужною с ценным камнями ризою. Икона в этой местности чтится за чудотворную и имеет особое значение как для православных, так и для старообрядцев, в годины грозного посещения Божия - эпидемии холеры. 2. Крест серебряный вызолоченный, хранящийся в особом ковчеге в виде гробницы за левым клиросом холодного храма. Эта святыня, как видно из описи, пожертвована в церковь в 1850 г. ктитором церкви, помещиком сельца Фоминского Н.А. Михайловым, который, в свою очередь, получил крест по наследству от своего родственника, дворянина Н.А. Жеребцова, прямого потомка Святителя Алексия. Кроме того, заслуживает внимания, в южном престоле, в среднем столпе которого находится Антиминс и святые мощи в особом ящичке; на Антиминсе надпись: «Освятися алтарь Господа нашего Иисуса Христа в церкви Благовещения Пресвятой Богородицы в лето 390 шестого году индикта 5 месяца Декембрия в память Святых мучеников Евстропия и иже с ним при Благоверном царе и Великом Князе Алексие Михайловиче всея России при Святейшем Патриархе Иосифе Московском и всея России, при Митрополите Ионе Ростовском и Ярославском, а святил Архимандрит Сергий Спасова монастыря».

http://sobory.ru/article/?object=03646

Ныне действующий православный приход в честь Донской иконы Божьей Матери в Перловке вновь создан и зарегистрирован 11 октября 1994 года. Его первым настоятелем после возрождения стал ныне покойный иерей Анатолий Проскурня. С 4 декабря 1995 года по 11 мая 1997 года службы совершались на веранде частного дома по 1-му Ярославскому переулку, дом 5. Совершение богослужений в возрожденном приходе началось 4 декабря 1995 года в праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы. В марте 1997 года по просьбе прихода администрация Мытищинского района выделила Перловской православной общине часть дома 32 по улице Селезнева. 18 мая 1997 года богослужение крестным ходом было перенесено на рыночную площадь, к дому 32 по улице Селезнева. Алтарь был устроен в полевой военной палатке, а прихожане молились под открытым небом. Второй этаж выделенной части дома 32 был заселен жильцами, и община храма, с согласия районной администрации, занялась благоустройством первого этажа, находившегося в крайне запущенном состоянии. Параллельно с ведением богослужебной деятельности в новом здании приход вел переписку с городскими властями о возвращении земельного участка, на котором 100 лет назад была сооружена Донская церковь. Земельная комиссия протоколом 15 от 23 июня 1998 года приняла положительное решение о выделении для воссоздания храма прежнего участка. На 30 мая 1999 года намечалось знаменательное событие: освящение закладного камня на месте, где раньше стояла Донская церковь. К полуночи с 29 на 30 мая все было готово к празднику Пресвятой Троицы и торжественному освящению закладного камня. На освящение камня ожидался приезд викария митрополита Ювеналия, высокопреосвященнейшего Григория, архиепископа Можайского. Но в эту ночь, примерно в половине третьего, здание, в котором находилась церковь, было подожжено неизвестными злоумышленниками. Несмотря на пожар, община Донской церкви во главе с настоятелем священником Анатолием Проскурней совместно с администрацией Мытищинского района начала строительство первой очереди здания для Православного культурно-просветительского центра с домовой церковью в честь Святой Живоначальной Троицы.

http://sobory.ru/article/?object=02381

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010