Приходилось считаться с чудовищными мерами. Под опасением быть обвиненным в агитаторстве не допускалось предлагать эстам и латышам беседы о вере, хотя-бы те и выражали желание православную веру узнать; священники могли принимать к себе только лиц, получивших на обучение письменное дозволение от сельского начальства. По правилам-же такое заявление делалось при полицейском чиновнике, с составлением акта, после чего выдавалось свидетельство на право перехода в православие по истечении 6 месяцев. 9-го марта 1867 г. преосвященный Платон был перемещен в Новочеркасск на Донскую епархию. Как Рижские православные прощались со своим владыкой, как, оказалось, – они его ценили и любили, хорошо известно. Донская епархиальная деятельность преосвященного представляет фотографическое воспроизведение Рижской, – если можно так выразиться, – в уменьшенных размерах. По цветистому выражению анонимного автора книги «Шестидесятилетие деятельности высокопреосвященного митрополита Платона» (Киев 1887 г. стр. 78 – 79) «маститый архипастырь Донскую епархию нашел полем девственным, едва тронутым до него духовными оратаями, мало еще засеянным сеятелями слова Божия, – в котором находятся целые заброшенные, забытые пространства с дикими бесплодными смоковницами». Короче и проще: преосвященный Платон в Донской епархии нашел казаков полуграмотных, по-казацки веровавших, до 80000 раскольников и громадное количество калмыков-язычников. Церквей было мало; духовенство не имело авторитета и не обнаруживало никакой деятельности; о семинарии не помышляли, об улучшении материального быта духовенства не заботились. Отсюда все, что преосвященный Платон для Донской епархии сделал, оказывается только ответом на вопиющие нужды. Как частность, подробность, интересную для характеристики его особы не лишне отметить простоту, задушевность, общедоступность, которые развернулись на Дону во всем своем блеске. Чтобы административные распоряжения были целесообразны, соответствовали местным условиям, надо было основательно и близко познакомиться со всеми подробностями быта, жизни и состояния своеобразной Донской паствы.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Petrovs...

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Открытие выставки «Данте, пророк надежды». Москва Пресс-конференция в преддверии Страстной седмицы и праздника Пасхи. Москва Концерт фестиваля «Свет Христов», посвященный 225-летию А.С. Пушкина, Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Все » Новости 63 тыс. наборов гуманитарной помощи было роздано беженцам с Украины в рамках православно-протестантского проекта 04.09.2015 20:11 Версия для печати Москва, 4 сентября, Благовест-инфо. Более 63 тыс. наборов гуманитарной помощи получили вынужденные переселенцы с Украины, нашедшие приют в Белогородской и Ростовской областях. В течение нескольких месяцев их обеспечивали всем необходимым в рамках межхристианского проекта, в котором приняли участие Отдел внешних церковных связей Московского патриархата (ОВЦС), благотворительная организация «Сума самарянина» (Samaritan’s Purse) Евангелистской ассоциации Билли Грэма, Донская и Белгородская митрополии РПЦ. Итогам и особенностям совместного проекта была посвящена пресс-конференция, которая состоялась 4 сентября в ОВЦС. http://rostoveparhia.ru/ Заместитель председателя Отдела внешних церковных связей архимандрит Филарет (Булеков) сообщил, что по благословению Патриарха Кирилла ОВЦС разработал и реализовал масштабный проект «Гуманитарная благотворительная помощь пострадавшим в ходе вооруженного конфликта на востоке Украины на территории Российской Федерации».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Открытие выставки «Данте, пророк надежды». Москва Пресс-конференция в преддверии Страстной седмицы и праздника Пасхи. Москва Концерт фестиваля «Свет Христов», посвященный 225-летию А.С. Пушкина, Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Все » Новости В РПЦ хотят, чтобы «Основы православной культуры» преподавались со 2-го по 10-й классы 08.09.2014 16:11 Версия для печати Москва, 8 сентября. Председатель Отдела Московского патриархата по религиозному образованию и катехизации митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий убежден, что преподавание «Основ православной культуры» в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) следует распространить на среднюю и старшую школу. Об этом он заявил в интервью, опубликованном на сайте журнала «Фома», передает  «Ориентир, к которому мы стремимся, - преподавание «Основ православной культуры» со 2-го по 10-й классы общеобразовательной школы. Причем преподавать должны педагоги, которые были бы подготовлены по программам бакалавриата педагогических вузов по профилю «Культура конфессий», - приводит высказывание митрополита портал «Интерфакс-Религия» .  Как считает он, прежде чем распространять такой опыт на всю страну, нужно провести эксперимент в ряде регионов, и Ростовская область, Донская митрополия «вполне могли бы быть готовы к этому через год-два».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

15 мая 2015 г. 21:00 В Донском государственном техническом университете состоялась межрегиональная конференция " Дилалог светской и церковной власти в системе непрерывного религиозного образования в Ростовской области " Форум организован по инициативе Управления делами Московской Патриархии и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла для трансляции опыта Ростовской области в системе религиозного образования. В нем приняли участие несколько сотен представителей Ростовской , Волгодонской , Шахтинской  (Донская митрополия), Волгоградской , Екатеринодарской , Пятигорской , Армавирской , Нижегородской епархий, профессорско-преподавательской корпорации Ростова-на-Дону, Московской и Санкт-Петербургской духовных школ, Российского православного университета . С пленарными докладами выступили ректор Донской духовной семинарии протоиерей Тимофей Фетисов и руководитель отдела религиозного образования и катехизации Ростовской епархии протоиерей Андрей Мекушкин. «С методологической точки зрения основной целью нашей работы является такое взаимодействие систем религиозного и светского образования, при котором охватывались бы самые широкие возрастные и социальные группы. Только многоуровневый и перманентный цикл образовательных мер способен дать должный результат», — подчеркнул в приветствии участникам форума глава Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий . После пленарного заседания работа конференции была продолжена в секциях по четырем основным направлениям: «Диалог светской и воскресной школ в системе непрерывного образования в Ростовской области»; «Религиозное образование прихожан как залог общинной жизни»; «Опыт организации образовательных проектов для священнослужителей и мирян в Донской духовной семинарии»;«Современное миссионерское служение как первый этап формирования приходской общины». 15 мая 2015 г. 21:00 HTML-koд для сайта или блога: В Донском государственном техническом университете состоялась межрегиональная конференция " Дилалог светской и церковной власти в системе непрерывного религиозного образования в Ростовской области " Форум организован по инициативе Управления делами Московской Патриархии и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла для трансляции опыта Ростовской области в системе религиозного образования. В нем приняли участие несколько сотен представителей Ростовской, Волгодонской, Шахтинской, Волгоградской, Краснодарской, Пятигорской, Армавирской и Лабинской, Нижегородской епархий, профессорско-преподавательской корпорации Ростова-на-Дону, Московской и Санкт-Петербургской духовных школ, Российского православного университета. e-mail: @

http://e-vestnik.ru/news/konferentsiya_v...

Задача Церкви — оказать содействие в сохранении духовно-нравственных и культурно-исторических традиций казачества посредством духовного окормления данных учреждений. Духовное окормление казачьих образовательных организаций имеет такое большое значение потому, что главным компонентом казачьей культуры и самосознания является казачий дух, основанный на вере, свободе и доблести. Суть казачества именно в духе, остальное к нему прилагается, от него исходит и им укрепляется. «Рожденное из плоти есть плоть, а рожденное из Духа есть дух» (Ин. 3:6). Поэтому духовное окормление — привнесение православной духовности — есть одно из важнейших условий возрождения казачества. Применительно к системе казачьего образования оно является особой и самостоятельной педагогической задачей, направленной на воспитание казачьей молодежи в духе отечественных ценностей и казачьих традиций. Казачье образование возрождается и развивается уже более 25 лет, казачьи кадетские корпуса по праву можно назвать инновационными образовательными организациями. Лидерами по развитию казачьего образования являются Краснодарский край, где в каждой школе есть казачий класс, и Ростовская область. Казачье образование в разных регионах России развивается совместными усилиями войсковых казачьих обществ, руководства регионов, епархий Русской Православной Церкви. Региональные министерства образования активно разрабатывают учебно-методические комплексы по истории казачества. Много внимания уделяется подготовке и повышению квалификации педагогов. Так, например, в Ростовской области подписано трехстороннее соглашение о сотрудничестве между Департаментом по делам казачества и казачьих образовательных учреждений, Донской духовной семинарией и Войсковым казачьим обществом «Всевеликое войско Донское». В рамках данного соглашения кадеты посещают Донскую духовную семинарию, знакомятся с условиями обучения и быта семинаристов. Донская семинария обеспечивает организацию и проведение специальных курсов для преподавателей казачьих кадетских корпусов и учебных заведений со статусом «казачьи». За казачьими кадетскими учебными заведениями закреплены окормляющие священники. В казачьих кадетских корпусах Ростовской области в состав основных предметов преподавания введен курс «Основы православной культуры». В более, чем в 150 общеобразовательных учебных заведениях Ростовской области, имеющих статус «казачий», аналогичный курс читается в качестве факультативного предмета.

http://patriarchia.ru/db/text/4717150.ht...

— Со временем к священнику и опыт приходит. Пока священник молодой, наверное, он может совершать много ошибок. Однако среди духовенства Ростовской епархии довольно большой процент священников молодых. Это сознательный выбор? — Да. Когда я еще был молодым иеромонахом, в разговоре со своим правящим архиереем о кадрах в Церкви тот выразил мысль, что Церкви нужны молодые и деятельные священнослужители. Не возражая, я сказал, что у молодых есть один существенный недостаток — отсутствие опыта. На что владыка, помолчав, заметил: «Когда приходит опыт — уходят силы...» Сейчас я это все больше понимаю. Поэтому готов простить ошибки деятельности, но не готов мириться с ее отсутствием. Сохранить в себе благоговение и приносить пользу обществу — Вы уже много говорили про священников. Почти все они воспитываются здесь, и главным источником зарождения их священнического служения является Донская духовная семинария. Вы устроили семинарию, сейчас это серьезное духовно-образовательное учреждение, есть программы бакалавриата и магистратуры. Что она вам дает? Сколько священников — выпускников семинарии служат в епархии? — Процентов восемьдесят пять. Я даже скажу больше: тех, кто получал образование в духовных училищах или оканчивал теологические кафедры, мы просили пройти курс и в нашей семинарии. Священник — это ведь не только про образование. Мы начали говорить о том, что священнику важна вера. Да, но одной веры недостаточно. Будущий священник должен быть воспитан в Церкви, он должен жить церковной жизнью, дышать Церковью. А что может так воспитать человека? Только богослужение. Важна, конечно, и практическая сторона. В большей степени сейчас — и это, кстати, тревожный симптом — к нам в семинарию поступают молодые люди не из семей священнослужителей. Почему дети священников не всегда хотят идти по стопам своих отцов — вопрос. Но это отдельная тема. Так вот, священник — это не только про образование. Можно быть прекрасно образованным человеком, но совершенно никчемным священником. Поэтому семинария — это не воспитание религиозных менеджеров, а воспитание человеческих качеств, которые не были раскрыты, может быть, в семье, в школе или вузе, если человек оканчивал его. Очень важно во время учебы взрастить и укоренить чувство благоговения. Когда я рукополагаю в священники, всегда напоминаю: сохраните в себе благоговейное отношение ко всему: к службе, к богослужебным предметам, к языку, к общению. Благоговение — это залог того, что вы будете хорошим священником. Вот этому семинария должна научить.

http://patriarchia.ru/db/text/6020073.ht...

Донская Основана 05.04.1829 (выделена из Воронежской епархии).– Местопребывание – в г. Новочеркасске. Архиепископия с 11.01.1830. Позднее – Ростовское-на-Дону викариатство. Именовалась: Новочеркасская и Георгиевская; с 17.07.1842 – Донская и Новочеркасская. Викарные кафедры: Аксайская, Усть-Медведицкая, Нижнечирская. 05.04.1829 17.10.1842 17.10.1842 13.01.1847 Игнатий Семенов 13.01.1847 09.03.1867 09.03.1867 25.04.1877 Платон Городецкий 25.04.1877 23.05.1879 Александр Добрынин 23.05.1879 19.11.1887 05.12.1887 30.04.1894 30.04.1894 12.11.1894 12.11.1894 16.09.1908 16.09.1908 11.07.1914 11.07.1914 10.01.1915 10.01.1915 09(22)12.1925 Димитрий Добросердов 04.1928 14(27)02.1929 Антоний Романовский 08.1931 03.1932 в/у Александр Бялозор 19.07(01.08)1932 08(21)05.1933 10(23)10.1932 03(16)02.1933 03(16)02.1933 Донская, григ. Основана в 1925 г. Упразднена в 1935 г. (?) Именовалась: Донская и Новочеркасская. 09(22)12.1925 (1928)1930 18(31)07.1935 Донская, обн. Основана в 1922 г. Упразднена в 1934 г. 05.1922 17.02(01.03)1924 1924 (?) Николай Чудновцев 09(22)09.1929 20.06(03.07)1931 Сергий Киреев 17(30)09.1932 Илия Фокин 25.11(08.12)1932 07.1934 Дриссенская, обн. Основана в 1930 г. Именование – по г. Дрисса (Витебская область БССР; ныне – г. Верхнедвинск). Витебское викариатство. Упразднена в 1931 г. 04.1930 Варлаам Покровский 1372 Глава Временного Высшего Церковного Управления на Юго-Востоке России, образованного на Соборе в Ставрополе 19–24.05.1919. Митрополит с 1922 г. Сведения об уклонении в 1922–1924 гг. в обновленческий раскол не подтверждены. В эти годы отсутствовал на кафедре, т. к. в 1922 г. был арестован и по 1924 г. был в ссылке в Нарымский край. Уклонился в григорианский раскол (вторая дата). См. Донская, григ. 1377 Митрополит. Один из деятельных архиереев дореволюционного времени. В 1919 г. – председатель Ставропольского «Юго-Восточного Собора» и Председатель Временного Высшего Церковного Управления на Юге России (в стане генерала Деникина). За отпадение в григорианский раскол («ВВЦС») – запрещен в священнослужении и умер вне общения с Церковью (по некоторым сведениям, в 1928 г.). 1381 «Архиепископ». Хронологическое совпадение управления одной и той же епархией несколькими архиереями единовременно – явление нередкое в обновленческом администрировании. Здесь имеется противоречие дат четырех архиереев: Митрофана (Симашкевича), Мелхиседека (Николаева), Андрея (Одинцова) и Модеста (Никитина). Окончательно решить вопрос без соответствующих архивных материалов невозможно. Вернее предположить начало управления епархией Модестом (Никитиным) с 1924 г., т. κ. в 1924 г. он еще числится Калининским. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1591 году на Россию напали с двух сторон. Шведы шли к Новгороду, крымские татары во главе с ханом Казы-Гиреем уже были около Москвы, остановились у речки Котлов на Воробьиных горах. Царь Федор Иоаннович был сильно растерян, так как основные силы русского войска защищали Новгород. Не надеясь на человеческие силы, царь с твердой надеждой «обратился к непобедимой воеводе — Пресвятой Богоматери». Он пришел в церковь Благовещения: взял чудотворную Донскую икону и велел митрополиту со всем собором, с нею и другими святыми образами обойти в крестном ходе вокруг стен Москвы, а потом поставить Донскую икону Божией Матери среди войска, готовившегося к битве. На следующий день с утра началась ожесточенная битва. Через сутки татары, истерзанные невидимой силой, бросились бежать, оставив множество убитых, раненых и весь свой стан. В благодарность за помощь, оказанную Царицей Небесною, Феодор Иоаннович в том же году на месте, где стояла во время битвы Донская икона, построил Донской монастырь. В нем поставили Донскую икону Божией Матери и установили 19 августа по старому стилю (сейчас 1 сентября) праздник в память оказанного Богоматерью милосердия «чрез Ее святую икону Донскую». Царем Алексеем Михайловичем, особенно уважающим эту икону, был установлен крестный ход в день праздника в этот монастырь, совершавшийся в разное время до 1646 года, когда «татары, напавшие на курские пределы, были счастливо отражены». Донская икона Божией Матери Донская икона Божией Матери стояла на левой стороне от царских врат в Благовещенском соборе Кремля. Христиане ей усердно молились как защитнице Отечества, тем более она усилена святым изображением Благовещения Богоматери на обратной стороне. До 1814 года на Донской иконе был богатый золотой оклад. Сейчас от него уцелела лишь золотая рама, на которой видны следы «опытов» наполеоновских солдат, принявших ее за медную. С 1919 года Донская икона Божией Матери хранится в Третьяковской галерее. Но каждый год по благословению Святейшего Патриарха в день празднования Иконы, ее торжественно переносят из Третьяковской галереи в монастырь, для совершения праздничного Крестного хода.

http://pravmir.ru/donskaya-ikona-bozhiej...

Донская митрополия подписала соглашение о сотрудничестве с Ростовским государственным строительным университетом 13 февраля 2014 г. 19:36 13 февраля 2014 года митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий посетил Ростовский государственный строительный университет. Главу Донской митрополии встречали ректор университета Владимир Вагин, проректор РГСУ Алексей Бескопыльный, руководитель епархиального отдела религиозного образования и катехизации протоиерей Андрей Мекушкин и представители администрации вуза. В. Вагин ознакомил митрополита Меркурия с деятельностью университета, представил экспонаты музея и выставочного зала РГСУ, в котором хранятся работы студентов и выпускников института градостроительства и архитектуры. Затем архипастырь принял участие в заседании ученого совета РГСУ, на котором присутствовали проректоры вуза, деканы факультетов, заведующие кафедрами, члены профессорско-преподавательской корпорации, руководители профильных епархиальных отделов, студенты. Мероприятие открыл В. Вагин, приветствовавший владыку Меркурия в стенах одного из старейших на Юге России вузов. От имени всех членов ученого совета вуза ректор объявил о присвоении митрополиту Ростовскому и Новочеркасскому Меркурию научной степени почетного профессора РГСУ. Ученая степень присвоена митрополиту Меркурию за большой вклад в развитие православного образования и православной культуры, духовно-нравственное воспитание молодежи, укрепление сотрудничества с вузовским сообществом Дона. Архипастырь поблагодарил членов ученого совета, отметив, в частности: «Я буду прилагать все усилия, чтобы моя деятельность в качестве почетного профессора была успешной. Сердечно благодарю вас за высокое доверие и надеюсь, что эта степень станет свидетельством нашего взаимного плодотворного соработничества в образовании и воспитании юношества». Он подчеркнул, что уже сегодня заметен процесс и результаты сотрудничества митрополии и строительного университета. В первую очередь, это активное участие студентов вуза в реставрации Ростовского кафедрального собора, прохождение практики в епархиальном архитектурно-строительном отделе. В ходе заседания ученого совета глава Донской митрополии также ответил на многочисленные вопросы членов профессорско-преподавательской корпорации. Затем митрополит Меркурий и ректор РГСУ подписали соглашение о сотрудничестве митрополии и вуза в сфере образования, духовно-нравственного просвещения и воспитания молодежи в духе традиционных ценностей. В память о прошедшей встрече архипастырь преподнес в дар строительному университету образ Божией Матери «Донская» и Священное Писание. Информационный отдел Ростовской епархии /Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/3...

В Донской монастырь г. Москвы принесена чудотворная Донская икона Божией Матери 01.09.2022 13:22:08 МОСКВА 31 августа 2022 года, в канун праздника Донской иконы Пресвятой Богородицы, в Донском ставропигиальном мужском монастыре г. Москвы торжественно встретили чудотворный образ Божией Матери XIV века, принесенный из Государственной Третьяковской галереи — места его постоянного хранения с 1930 года. Одна из самых почитаемых на Руси икон и древний монастырь исторически неразрывно связаны: обитель основана в 1593 году в память избавления Москвы от войска хана Казы-Гирея, победа над которым была одержана заступничеством Богоматери по молитвам пред Ее образом. Традиция пребывания иконы в Донском монастыре в день престольного праздника обители сложилась в начале 1990-х годов и была нарушена один раз — в прошлом году — из-за проводившихся реставрационных работ. У крыльца Большого Донского собора святыня была встречена наместником монастыря, председателем Синодального отдела по монастырям и монашеству митрополитом Каширским Феогностом, насельниками обители и почетным караулом Семеновского полка. Затем образ был помещен в специальную витрину с оптимальными условиями для его сохранности. Сразу после размещения иконы владыка Феогност совершил малую вечерню с чтением акафиста перед чудотворным образом. Его Высокопреосвященству сослужили епископ Гурьевский Даниил и братия обители в священном сане. Планируется, что Божественную литургию 1 сентября возглавит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Начало богослужения в 9.30. Донская икона Пресвятой Богородицы будет находиться в соборе до 10.00 2 сентября. «Доставка образа является комплексным процессом, в который вовлечен широкий круг специалистов: команда реставраторов и хранителей музея, группа технических специалистов, которые занимаются разработкой витринных комплексов, сотрудники монастыря. Участие большого числа высококвалифицированных специалистов позволяет гарантировать должную степень безопасности и сохранности святыни», — отметила главный хранитель Государственной Третьяковской галереи Т.С. Городкова. Синодальный отдел по монастырям и монашеству / Патриархия.ru Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/2022/09/01/v-donskoy-...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010