— Получается, что Бердяев никогда с Церковью открыто не конфликтовал? — Нет, можно вспомнить два инцидента, когда философ открыто выступал против официальной церковной иерархии. В первый раз он публично высказался по поводу осуждения имяславия и разгона Андреевского скита на Афоне в 1913 году. Имяславие — это религиозное учение, согласно которому в имени Божием незримо присутствует Сам Бог, как писал об этом схимонах Иларион (Домрачев): «В имени Божием присутствует Сам Бог — всем Своим Существом и (всеми) Своими бесконечными свойствами». Тогда Святейший Синод постановил, что афонские имяславцы впали в ересь и что нужно немедленно пресечь эти духовные пополз­новения. С этой целью на Афон был отправлен сначала архиепископ Никон Вологодский, который попытался монахов увещевать, а когда это не удалось — броненосец с пожарной командой, с помощью которой монахов-имяславцев согнали на корабль и насильно эвакуировали из Афона в Россию на одесский рейд. После чего их распустили, а священников лишили сана. Бердяев, возмущенный этим инцидентом, написал статью, которую не без иронии назвал «Гасители духа». Сразу после публикации на философа было заведено уголовное дело по обвинению в кощунстве. Ему грозило шесть месяцев лишения свободы, однако дело было прекращено, когда началась Первая мировая война. Здесь, кстати, нужно заметить, что не один Бердяев занял такую жесткую позицию по поводу разгона афонских монахов. В поддержку имяславия выступили «Кружок ищущих христианского просвещения», который возглавлял Михаил Новоселов, уже упомянутый нами, Павел Флоренский, Сергий Булгаков (священником он станет в 1918 году). Поэтому даже в этой ситуации Бердяева сложно назвать этаким «антицерковником». Он отстаивал свою частную позицию, хоть и делал это в довольно резкой форме. Стоит сказать, что сама история изгнания монахов-имяславцев из Афона была намного сложнее. Это не была операция против какого-то вольнодумства иноков — внутри стен скита назрели другие, более приземленные проблемы. Но об этом практически никто — Бердяев, видимо, точно — не знал.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=526...

Дол – широкая желобоватая выемка, напр. на голомени. Узкие выемки назывались доликами или мелкими долами. «Сабля … с кованым долом, долы в припуску. – Сабля … верхний дол с перерывом. – Сабля … по обе стороны долы мелки» 192 . «Нож … с долом с кованым, на тыле 2 долика; а с обе стороны в дву местех по 2 долика наведены золотом» 193 . Домра Домра – струнный музыкальный инструмент. Потешников, игравших на этом инструменте, называли домрачеями 194 . «Потешные полаты домрачеем Лукашу слепому с товарищи на струны 4 алт. – Потешному Луке слепому на домерные струны 3 алт. 2 д. – Потешные палаты Якушу слепому на струны 3 алт. 2 д.» 195 . Дороги Дороги – шелковая ткань, большей частью полосатая или клетчатая, иногда струйчатая с золотными, серебряными и шелковыми деревцами и травками. По описям известны дороги Гилянские, Кашанские, Кызылбашские, Турские, Ясские. Употреблялись они преимущественно на подкладку кафтанов, зипунов, летников, распашниц, телогрей, куяков, наручей; на подшивку поднаряда у стелек и башмаков. «Кафтан … подкладка дороги Кызылбашские с травки золотными. – Зипун … подкладка дороги зелены. – Летник … подкладка дороги лазоревы. – Роспашница … подкладка дороги зеленые Гилянские» 196 . – «Наручи подложены дорогами красными» 197 . Впрочем, из дорогов делались и верхи; напр. «ферези дороги алы»; «одеяло верх дороги Кызылбашские алые, по ней травки мелкия золотныя и серебряныя. – Одеяло, верх дороги Кызылбашские по брусничной земле, по ней деревца золотныя с шолками» 198 . У одного из знамен царя Михаила Федоровича была «середка дороги вишневы» 199 . – Дорогильный сделанный или сшитый из дорогов. «Ферези дорогилные полосатые, что по них полоски мелкия» 200 . Дробницы Дробницы – металлические бляхи или пластинки плоские, выпуклые, круглые, продолговатые, многоугольные, в виде блесток, лапочек, плиток, луночек, киотцов и т. п. Мелкие дробницы обыкновенно употреблялись при плетении кружев, при вышивании золотом и серебром и при низании жемчугом и бисером. «Круживо, … а в нем дробницы серебряны золочены» 201 . «Дробницы мелкие, на них резаны репьи и слова, и травы; дробницы лапочки, на них резаны травки золочены; 12 дробниц киотцами; дробницы мелкие басмянные; 14 дробниц круглых, золоченых» 202 . – «Запушье подволочное, сажено жемчюгом Гурмыжским з дробницою на бели на камке на червчатой» 203 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

Девушка пролетела вниз несколько метров, ударяясь и головой, и телом о камни, и потеряла сознание.  Потом, в больнице, перечень ее травм займет целый абзац в медицинской карте: «тяжелая черепно-лицевая травма, г ематома правой височной области, отек правого полушария головного мозга, перелом чешуи височной кости справа, перелом передней стенки верхнечелюстной пазухи справа, перелом нижней стенки правой глазницы, контузия правого глазного яблока, тупая травма грудной клетки, ушиб правого легкого, тупая травма живота, травматический шок, гипоксия». Ангелина до трагедии Конечно, на той горной тропе ребята тут же заметили, что Ангелины нет, что она сорвалась. Стали искать. Подняли девушку, положили на дорогу. Очень осторожно подняли — хоть им и было по 18 лет, но все же они уже прошли несколько курсов медколледжа и знали, какими опасными могут быть травмы после падения с высоты.  И конечно, им всем было очень страшно — у Ангелины была разбита голова, а скорая все не ехала. Целых 40 минут ожидания, за которые Ангелина потеряла много крови. Потом была реанимация в больнице Пятигорска, а на пятые сутки Ангелину срочно на реанимобиле вывезли в Москву, в больницу им. Бурденко. Здесь она пролежит долгие 10 месяцев. «Мама, где прежняя я?» «Мама, где мои волосы?» — Ангелина смотрит на себя в зеркало и не понимает, куда делась она прежняя — Ангелина с длинными черными волосами. Сегодня ей все дается через боль — каждое движение. И каждое занятие с реабилитологами в Бурденко она плачет — от начала до конца. Можно сказать, что сейчас каждый ее день наполнен этой физической болью и занятиями через силу — тяжело, но надо.  Поэтому боль другая, душевная, переживания по поводу случившегося и всех изменений, произошедших в ее жизни, пока отошли на второй план. Только иногда, в минуты отдыха, она вспоминает и недоумевает: «Мама, где прежняя я?» Ангелина Домрачева «Например, она не помнит свой 19-й день рождения, — рассказывает мама Ангелины Ольга, — и ее это мучает. Беда случилась, когда Ангелине было 18, а теперь уже 19 — как такое может быть, как она могла не заметить, что повзрослела на год?»

http://pravmir.ru/angelina-vyvernula-rul...

Век гляди, а не насмотришься: красота-то ненаглядная. Здравствуй, свет княгинюшка! А была досель соседушкой, нам роднёю порядовою; ныне будь у нас владычицей, госпожой садися грозною! (Охмелевший Кутерьма старается пробраться вперёд; мужчины не пускают его и выталкивают. Феврония замечает это.) Ты отстань да отвяжися, пёс! Сгинь ты! Очи бессоромныя! ФЕВРОНИЯ (указывая на Кутерьму) А за что его вы гоните? Это Гришка, окаянный пьяница. ПОЯРОК Госпожа, не слушай бражника, С ним беседовать не велено. ФЕВРОНИЯ Не грешите, слово доброе Богом нам дано про всякого. Подойди поближе, Гришенька. КУТЕРЬМА (нахально) Здравствуй, здравствуй, свет княгинюшка! Хоть высоко ты взмостилася, а уж с нами ты не важничай: одного ведь поля ягоды. (Кутерьму хотят прогнать, но Феврония останавливает движением.) ФЕВРОНИЯ (смиренно и искренно) Где уж мне, девице, важничать? Своё место крепко знаю я, и сама, как виноватая… (Низко кланяется народу.) …всему миру низко кланяюсь. КУТЕРЬМА Только больно ты не радуйся! Человеку радость в пагубу. Горе лютое завистливо, как увидит и привяжется. Уходи ты во полупире, скидывай обряды пышные, горю кланяйся нечистому, и босому и голодному. Он научит, как на свете жить, а и горе припеваючи. ПОЯРОК Госпожа, не слушай бражника, с ним беседовать не велено. ФЕВРОНИЯ (кротко) Помолися, Гриша, Господу да Василию угоднику: он ходатай бедных бражников, чтоб тебе не пити допьяна, не смешить собой народ честной. КУТЕРЬМА (Злобно кричит.) Говорят тебе, не важничай! Не тебе уж мной гнушатися. Вот как будешь по миру ходить, именем святым христовым жить, ин сама ещё напросишься, чтобы взял тебя в зазнобушки. (Кутерьму выталкивают прочь с площади. Замешательство.) Замолчи ты, окаянный пёс! Прогоните взашей бражника! ПОЯРОК Вы играйте, гусли звонкие, заводите песню, девушки! ДЕВУШКИ (под наигрыш гусляров и домрачей) Как по мостикам по калиновым, как по сукнам да по малиновым, словно вихорь, несутся комони, трое санки в стольный град катят. Играйте же, гусли, играйте, сопели,

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=824...

НИЩАЯ БРАТИЯ Сошлите нам милостыньку Господа для ради. (между собой) Нам до Китежа б великого добраться; там уж нас напоят и накормят. (Из корчмы выходит Кутерьма навеселе. Приплясывает и поёт. Народ собирается около него. Лучшие люди посмеиваются, держась в стороне.) КУТЕРЬМА Братцы, праздник у нас, в сковородки звонят, в бочки благовестят, помелами кадят. К нам невесту везут, из болота тащат; рядом челядь бежит и без рук и без ног, а и шуба на ней из мышиных хвостов, лубяной сарафан и не шит и не ткан… (Кутерьму толкают и заставляют замолчать.) Уходи ты, окаянный пёс! Пропади, несытый пьяница! Прогоните взашей бражника со великим со бесчестием. (Слышны бубенчики и наигрыш домр. Народ затихает и прислушивается; некоторые заглядывают вдаль. Звук бубенцов и звуки домр мало-помалу приближаются.) Эй, ребята! Бубенцы звенят, поезд свадебный стучит-бренчит. С горки потиху спускаются, изломать боятся дерево, деревцо ли кипарисное, ту повозку золочёную со душою красной девицей. (Выезжают три повозки, запряжённые тройками и разукрашенные лентами. В первой гусляры и домрачи, во второй сваты, около них верхом дружко – Фёдор Поярок, в третьей – Феврония с братом. По бокам верхом поезжане, среди них княжий Отрок. Все бросились к ним. Народ перегораживает им дорогу алыми и червонными лентами) Ну-ка, дружно им заступим путь, загородим всю дороженьку. Есть у них чем свадьбу выкупить, заплатить нам дань не малую. НИЩАЯ БРАТИЯ Ты Кузьма Демьян, ты святой кузнец, ты святой кузнец, скуй им свадебку, скуй им свадебку вековечную, вековечную, неразрывную. А что за народ в заставу идёт? Незнамых гостей не след пропускать. ПОЯРОК Мы Богом даны и князем званы, княгиню везём, гостинцы даём. (Поярок и поезжане раздают и бросают в толпу пряники, ленты и деньги. Народ теснится.) Здравствуй, свет княгинюшка! Здравствуй, свет Феврония Васильевна! (Повозка с Февронией останавливается.) ВТОРОЙ ИЗ ЛУЧШИХ ЛЮДЕЙ (к первому) Ох, проста, проста княгиня-то! ПЕРВЫЙ ИЗ ЛУЧШИХ ЛЮДЕЙ (ко второму) Ей ли госпожою нашей быть?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=824...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Имяславие Ряд весьма различных церковных и околоцерковных учений, объединенных общим названием " имяславие " (или " имябожие " , как предписал его именовать Святейший Синод ) первоначально оформился в среде части русских монахов на Афоне после выхода в 1910 -ом году второго издания книги схимонаха Илариона (Домрачева) " На горах Кавказа " . Самым общим выражением учений " имяславцев " ( " имябожников " ) являлась формула " Имя Божие есть Сам Бог " . Богословская трактовка этого учения, однако, имеет несколько вариантов, наиболее сложный из которых представлен в сочинениях иеросхимонаха Антония (Булатовича) , в особенности в его " Апологии " , в которой сказывается сильное влияние мнений околоцерковной российской интеллигенции - " высокопросвещенных российских богословов " (по-видимому круга Религиозно-философского общества памяти Вл.Соловьева ). Именно этот вариант " имяславия " , сильно отличающийся от более грубых построений некоторых афонских монахов- " имябожников " , был затем поддержан многими представителями религиозно-ориентированной культурной интеллигенции и лег в основу построения " философии имени " (наиболее важные моменты которой были развиты о. Павлом Флоренским , о. Сергием Булгаковым и Алексеем Лосевым ). Против него же были направлены и основные возражения. Относительно происхождения учения " имяславцев " нужно отметить еще, что оно было вдохновлено далеко не только некоторыми положениями книги о.Илариона " На горах Кавказа " , поскольку это сочинение первоначально не носило догматического характера. Как отмечал раньше С.В.Троицкий , встать на несвойственную им теоретическую почву подвигла монашествующих сторонников о.Илариона прежде всего имевшая довольно тенденциозный характер критика книги в рецензиях инока Хрисанфа и других авторов, помещенных в журнале " Русский Инок " за 1912 год. Зарождающееся учение, которое еще отсутствует в книге о.Илариона, было впоследствии развито при помощи " высокопросвещенных российских богословов " .

http://drevo-info.ru/articles/690.html

273 . И. А. Вести с Афона//Русский инок. 1912. 21–22. 83. 274 . Иван (Скляр), инок. Для особого внимания афонитам//Начала. 1998. 1–4. 188–193. 275 . Иволгин С. [Цветков С. А.] Об Афонском волнении и догматических спорах//Новое время. 11.04.1913 (13320). 276 . Иволгин С. [Цветков С. А.] Об Афонском волнении и догматических спорах//Новое время. 10.05.1913 (13347). 277 . Иволгин С. [Цветков С. А.] Наша дипломатия и Афон//Новое время. 10.05.1913 (13347). 278 . Игумен и братия Афонского Пантелеймонова монастыря. Правда о событиях, происшедших в первое полугодие 1913 г. в Пантелеймоновом монастыре. Издание Русского Пантелеймонова монастыря на Афоне. М. 1913. 16. огонь (Приложение к ж-лу «Москва»). М. 2000. 5. 87–95. 279 . Игумен и братия Афонского Пантелеймонова монастыря. От русского на Афоне Пантелеймонова монастыря нашим благодетелям и православным соотечественникам россиянам//Вера и разум. Харьков 1915. 18. 24–29. 280 . Иеросхимонах Булатович и Синод//Голос Москвы. 12.09.1913 (211). 281 . Из доклада архиепископа Никона об афонских событиях//Новое время. 26.08.1913 (13454). 282 . Из письма с Кавказа к некоему русскому монаху на Афон//Русский инок. 1912. 19. 57–59. 283 . Ил. Кр-ко. Эпизод на Афоне//Новое время. 12.09.1913 (13471). 284 . Иларион [Домрачев], схим. На горах Кавказа. Беседа двух старцев пустынников о внутреннем единении с Господом наших сердец, чрез молитву Иисус Христову, или духовная деятельность современных пустынников. Составил пустынник Кавказских гор, лесов и ущелий. 1 Баталпашинск 1907. XVIII, 329. 285 . Иларион [Домрачев], схим. На горах Кавказа. Беседа двух пустынников о внутреннем единении с Господом наших сердец, через молитву Иисус Христову, или духовная деятельность современных пустынников. Составил пустынножитель Кавказских гор, схимонах Иларион. 2-е издание исправленное и много дополненное. Баталпашинск 1910. XXV, 438. 286 . Иларион [Домрачев], схим. На горах Кавказа. Беседа двух старцев пустынников о внутреннем единении с Господом наших сердец, чрез «молитву Иисус Христову», или духовная деятельность современных пустынножителей. Киев 1912. 1. XXVIII, 367.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

[Ср. Домачний] Домерка Федор, крестьянин, 1624 г., Нижний Новгород Домра, домбра – струнный инструмент Домогацкий Иван Фатьянович, 1596 г., Лихвин; Измаил Маслов [см. Масло], 1590 г., Мещера Доможир, Доможиров : Доможир, иконописец, 1230 г., Новгород; Доможир Иванович Кучецкий [см. Кучецкий], 1572 г., Новгород; Анкудин Доможир, 1638 г., Москва; Константин Доможиров, 1476 г., его сын Матвей, боярин, Новгород; Гавриил Матвеевич Доможиров, волостель, 1539 г., Балахна; Доможировы, XVI в. и позже, Нижегородский уезд [см. Гвоздь, Рюма] В летописях Доможирич – Домашнич Домоткан Иван Иванович, середина XIV в. Домрачей, Домрачеев : Калина [см. Калина] Домрачей, крестьянин, начало XVI в., Новгород; Постник [см. Постник] Домрачеев, казнен в 1570 г., Новгород; Иван Никулин и Михаил Иванович Домрачеев, 1568 г., Звенигород Домрачей – игрок на домбре Домуракин Григорий, крестьянин, 1627 г., Белев Дорога, Дорогин : Филипп Александрович Дорога Ресницын [см. Ресница], начало XVI в.; Кондрат Леонтьевич Дорогин, 1612 г., Новгород Дорогие Щи , крестьянин, 1484 г., Московский уезд Дорогово Иван, крестьянин, 1612 г., Арзамас Дорогой Афанасьевич Злобин-Бухвостов [см. Злоба, Бухвостов], 1618 г. Дорогомилович Иван, воевода, 1299 г., Псков 35 ; Жирослав Дорогомилович, боярин, 1238 г., Новгород 36 Дородный кн. Иван Михайлович Глинский, умер в 1534 г.; Иван [Васильевич] Дородный Щербинин [см. Щербина], первая половина XVI в. Дорохно – Дорофей, Новгород Досада , вдова посадского человека, 1566 г., Устюжна; Досада Аристова, вдова Сухана [см. Сухан], помещица, 1600 г., Арзамас Досадка Соломонида, холопка, 1594 г., Новгород Доска, Доскин : Филипп Доска, крестьянин, 1495 г., Новгород; Копыря [см. Копыря] Гаврилович Доскин, 1608 г., Нижний Новгород Досугов Иван, подьячий, дозорщик, 1621 г., Рязань Дохтур , доктор (врач) Кирилл, грек, выехавший к царю Федору Ивановичу; от него – Дохтуровы Дощаников Филипп, торговый человек, 1608 (1612? – С. В.) г., Москва Дракула Вассиан, инок Волоколамского монастыря, 1538 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Ветошкино. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь Церковь. Не действует.   Престолы: Троицы Живоначальной Год постройки:не ранее 1860. Адрес: Лебяжский район, с. Ветошкино, ул.Мира Координаты: 57.294136, 49.715226 Проезд:Трасса Р-169. Участок Нолинск-Уржум. После д.Вершинята, правый поворот на Лебяжье. От поворота примерно 15км. Сносный асфальт. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Первая деревянная церковь построена и освящена 13 марта 1860 года. Строил ее некий Малах, освящал Лажский благочинный Симеон Чупраков. Имела 1 престол, снаружи была обита тесом, внутри оштукатурена. В 1893 году построена каменная церковь. Престол один, во имя Пресвятой Троицы. В причте состояло два священника, диакон, 2 псаломщика. В церковной библиотеке имелось книг 86 томов. Земли при церкви было 59 десятин. В приходе имелось 17 селений, в селе церковно-приходская школа. Первым священником был о. Иоанн Домрачев (с 1859 по 1886 гг.). 28 лет здесь прослужил о. Василий Спасский (с1903 по 1930 гг.) Последний был расстрелян 19 февраля 1930 года. Репрессирован был 1 декабря 1937 года и последний священник о. Стефан Бушмакин, умер в лагере. Одним из последних священников был о. Апполон Домрачев, сын первого ветошкинского батюшки; был благочинным. Церковь закрыта в 1939 году. С сайта:http://znamya.ucoz.ru/forum/ Поселение возникло ок. 1790 г., по легенде оно было основано тремя братьями-староверами Ветошкиными. По определению Вятской епархии 15-24 декабря 1858 г. был открыт приход с. Ветошкино, выделенный из приходов сел Байса и Петровского. Первая деревянная церковь с престолом в честь Пресвятой Троицы была построена и освящена 23 марта 1860 г. лажским благочинным протоиереем о. Симеоном Чупраковым. Согласно легенде, зодчего, строившего храм, звали Малах, отчего село получило второе название – Малахово. Из описания Троицкой церкви за 1870 г.: «Зданием деревянная с таковою же над папертью колокольнею. Внутри оштукатурена и по наружности обитая тесом и окрашена, престол в ней один, во имя Пресвятой Троицы. Утварью необходимою достаточна. Причта при ней положены священник, диакон, дьячок и пономарь».

http://sobory.ru/article/?object=28340

Б. Указ. соч. С. 147–148. Русская молва. 1913. 27 июля, 9 августа. По поводу письма о. иеросхимонаха Антония//Московские ведомости. 1913. 9 марта. Итоги афонских событий//Московские ведомости. 1913. 1 сентября. См.: Иларион (Алфеев), еп. Священная тайна Церкви. Т. 1. Троицкий П. Указ. соч. С. 163–164; Забытые страницы русского имяславия… С. 299–300; Иларион (Алфеев), еп. Священная тайна Церкви. Т. 1. С. 605–626. Определение Святейшего Синода от 27 августа 1913 года за 7644; РГИА, ф. 797, оп. 83, 2 отд. 3 ст., д. 83, л. 80 об. РГИА, ф. 797, оп. 83, 2 отд. 3 ст., д. 83, л. 138–141. АРПМА, оп. 10, д. 156, 146, л. 696. Там же, д. 158, 5309, л. 20–20 об. Там же, 148, л. 53–54 об. Там же, д. 153, 4652, л. 2 об. – 3. Там же, д. 158, 5309, л. 22–24. Иларион (Алфеев), еп. Священная тайна Церкви. Т. 1. С. 403–404; Троицкий П. Указ. соч. С. 163–164; Забытые страницы русского имяславия... С. 299–300. АРПМА, оп. 10, д. 155, 145, л. 342. РГИА, ф. 797, оп. 83, д. 59, л. 133. Там же, л. 152–154 об. В Святейший Правительствующий Синод иноков афонских заявление//Вечернее время. 1914. 16 мая. Миндлин А. Б. Указ. соч. С. 146–147. РГИА, ф. 797, оп. 83, д. 59, л. 167, 169. Забытые страницы русского имяславия... С. 223–224. Там же. С. 212–216; ГА РФ, ф. 3431, оп. 1, д. 359, л. 91–93. Иларион (Алфеев), архиеп. Имяславие. С. 465. Забытые страницы русского имяславия... С. 222–223. Утро России. 1914. 23 апреля. Иларион (Алфеев), архиеп. Имяславие. С. 465. Лосев А. Ф.Имяславие//Вопросы философии. 9. 1993. С. 57. АРПМА, оп. 10, д. 155, 145, л. 229, 266–267. Там же, л. 259–260, 262–263. Иларион (Алфеев), архиеп. Имяславие. С. 466. Забытые страницы русского имяславия... С. 270–288. Иларион (Алфеев), архиеп. Иларион (Домрачёв), схимонах//Православная энциклопедия. Т. 22. М., 2009. С. 171. Макарова Е. А. Указ. соч. С. 182–183. Иларион (Алфеев), архиеп. Иларион (Домрачёв), схимонах. С. 171–172. Половинкин С. М. Антоний (Булатович), иеросхимонах//Православная энциклопедия. Т. 2. М., 2001. С. 619–620. Троицкий П.

http://sedmitza.ru/lib/text/10181881/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010